«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 1 1982.05.10.C82.05.11.A
Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху
Университет Махапрабху
Шридхар Махарадж: Каждый момент времени должен быть использован максимально эффективным образом, такая тенденция, и другой момент — стремление избежать любых тем, посторонних Сознанию Кришны. Если кто-то оскорбляет, не имеет значения, пусть, нет необходимости в каком-то уважении в свой адрес. Кришна примет меня однажды, мои усилия обязательно будут благотворными, мои желания будут осуществлены. Такого рода внутреннее чувство, и также такое чувство: столь многие дни прошли, но я по-прежнему не могу увидеть ни малейшего следа Кришна-бхакти в себе. Когда это произойдет, мои дни почти сочтены, когда же эта милость придет? Эта жизнь почти подошла к концу, и куда я буду помещен в будущем, я не знаю, в какое место во вселенной. Я так давно пытаюсь, но до сих пор не добился ни малейшего успеха. Но одна общая черта будет присутствовать, всякий раз когда человек слышит Имя, произносит его, он чувствует внутреннее воодушевление, подобная особенность будет присутствовать. Когда он разговаривает со своими друзьями о качествах и атрибутах Кришны он будет чувствовать себя дома, будет чувствовать вкус. Особенно он будет испытывать специфическое влечение к тому месту, где Кришна совершал свои лилы, родственный дух, близость с этим местом. И росток премы прорастает в сердце, такого рода симптом можно будет увидеть в этой личности, его жизнь увенчалась успехом, Кришна не далек от него. Это нечто вроде того, как бутон распускается: сладостный аромат только начал возникать, и бутон распускается все больше и больше, этот сладостный аромат привлекает Кришну, и Он наслаждается этим цветком. Затем приходит према и ее различные стадии, подобный анализ Рупы Госвами према-бхакти. Према-бхакти, которая столь желанна для нас, и различные стадии внутри нее. Према постепенно развивается, подобные стадии имеют место.
Ваши иностранные друзья, их так много, они окажут служение вам. Хотя вы отказываетесь это делать, но они используют вас в служении, таким было его желание, и это желание оставалось неизменным, и оно осуществилось в конце концов в последние дни моей жизни. Столь многие друзья желают мне блага. И Свами Махарадж пришел ко мне на помощь. Я был обязан моему Гуру Махараджу, и Свами Махарадж пришел, чтобы освободить меня от этого долга, помочь мне расплатиться. Он испытывал ко мне очень искренние теплые чувства и давал мне высокую оценку подлинным образом. Это общая жалоба, которая всегда звучала в мой адрес. Столь многие мои друзья, духовные братья, всегда говорили, что я не выплачиваю мою долю в служении моему Гурудеву, и в конечном счете они пришли, чтобы помочь мне: «Ты должен дать то, что причитается от тебя твоему Гурудеву, который горячо хотел твою долю. Мы насильно вытянем из тебя, если ты испытываешь колебания». Сейчас с процентами, время прошло и нужно платить по долгам с процентами.
Преданный: А сейчас мы оказываемся в великом долгу.
Шридхар Махарадж: Эти обстоятельства, прежде подобная ситуация была немыслимой. Я не мог помыслить, что подобное произойдет. Я изумлен, видя то, что происходит, это его воля. Когда Хануману и другим была доверена постройка моста на Шри Ланку, белки пытались помочь в строительстве моста. Как? Они прыгали в воду, мех становился мокрым, потом вылезали на сушу и катались по песку, собирая на свои хвосты песчинки, а потом приносили эти песчинки строителям моста, трясли хвостами, потом вновь прыгали в воду, потом на берег, таким образом. Хануман и другие увидели, что эти маленькие создания путаются у них под ногами, и иногда Хануман и другие случайно наступали на этих белок, и те погибали. Хануман и другие посчитали, что эти белки только мешают им, пытаясь совершать служение. Хануман был недоволен. Одна из этих белок умирала полураздавленная, и Рамачандра явился, взял ее своими мягкими руками, и стал гладить ее тело. Белка пришла в чувство, и Рамачандра сказал Хануману: «Вы делаете свое дело по-своему, как вы умеете, а эти существа помогают по-своему, как они умеют и могут». Есть такая бенгальская пословица: «Усилием белки строить мост в океане». Имеется в виду, какими бы скромными ни были возможности, их не стоит отвергать. В отношении Безграничного мы все подобны этим белкам, даже меньше этих белок.
Рабиндранат, всемирно известный поэт, написал: «О, моя смерть столь близка ко мне. Кришна, Ты высший объект моего поклонения, мое Высочайшее Божество». Цель нашей жизни может быть достигнута благодаря Сознанию Кришны, полнота сознания может быть достигнута благодаря Ему. Осуществление всех наших чаяний в Кришне. Рабиндранат говорит: «Когда человек стар и дряхл, смерть подобна Кришне для него». Это поношение Кришны, издевательство над Ним. Кришна столь высок, а смерть столь низка. Тем не менее он так выразился: «Когда старость и дряхлость, боль, страдания, те или иные нападают на человека, то смерть — моя близкая подруга. Я не в силах терпеть боль, болезни и прочее. Смерть, ты мой ближний, ты Кришна для меня», — это его стихи, оскорбления. Ганди также давал высокую оценку поэзии Рабиндраната, но, с другой точки зрения, он хотел умереть ради страны. Он говорил смерти: «Добро пожаловать», приветствовал гибель, но это деструктивно.
Сагара Махарадж: Своего рода шуньявада.
Шридхар Махарадж: «Умереть, чтобы жить» — это другое явление, но в данном случае… Махапрабху говорит: «Если бы, просто призывая смерть, Я мог бы обрести Кришну, тогда Я готов умереть миллионы раз за одну секунду, но это невозможно». Смерть — это тамо-дхарма, это тело не есть богатство. В обмен на смерть этого тела я обрету Кришну, как это возможно? Тело есть нечто низменное, и в обмен на это тело я получу Кришну? Что это такое? С незапамятных времен я умираю и рождаюсь. Это в высшей степени дешевое явление — тело. И в обмен на это тело я получу Кришну? Это очень мирское чувство, такого рода, только благодаря бхаджану, не благодаря смерти.
Когда Прабхупад проповедовал на юге Индии один джентльмен спросил у него о положении Преданного, почитаемого на юге Индии, по имени Канапа. Этот человек известен как величайший Преданный Шивы в той части Индии. Почему он снискал подобную славу? Однажды на одной маленькой горе находился Шива-лингам. Канапа, апа означает «отец», кана означает нечто вроде старшего брата, такое имя, Канапа. Этот Канапа происходил из среды адиваси, туземцев, аборигенов, и был известен как преданный Шивы. Однажды он пришел к этому Шива-лингаму, виграхе Шивы, это был не лингам, Шива-мурти, и внезапно он увидел, что кровь струится из одного глаза этого мурти. И тогда раздался божественный голос: «Отдай свой собственный глаз мурти», и Канапа сделал это. Он вырвал глаз и поместил его в пустую глазницу мурти, и тогда он увидел, что из другого глаза струится кровь, и точно также Канапа вырвал другой глаз. Он стал слеп. Шива был очень удовлетворен и вернул Канапе зрение. Благодаря этому эпизоду он снискал славу великого преданного Шивы. Когда эту историю рассказали Гуру Махараджу, он заметил: «Это тамасика-бхакти, не преданность высшего типа, но очень низкого уровня, поскольку связана исключительно с телом, тамасика. В обмен на физические реалии обрести преданность…
Само по себе тело не является чем-то ценным или благим. Ум, разум, атма должны быть отданы, ими следует пожертвовать, а не физическим телом. Был один пандит, возможно, полубезумный, образованный человек, но сумасшедший, возможно. Этот джентльмен пришел к своему Гуру. Гор Говинда звали этого пандита, ученый Гуру и также Гуру школы Гаудия, Гуру-кунджа — его Матх. Этот джентльмен пришел к своему Гуру, вырвал глаз и поместил к стопам Гуру неожиданно. Со скоростью молнии он сделал это, и Гуру спросил: «Что это? Кровь, вырванный глаз, это очень низменно, отвратительно». Гуру оставил Матх и ушел во Вриндаван, Гор Говинда. Подобный эпизод имел место здесь около 30 лет тому назад. Рамачандра хотел отдать глаз божеству богини Деви. Одного лотоса не хватало, 108 лотосов были обещаны, и лотос был похищен Деви, чтобы испытать Рамачандру. Он сказал: «Я пообещал, что поклонюсь ей 108 лотосами, но вижу, что одного лотоса не хватает. Мое обещание должно быть выполнено, поэтому Лакшман, они утверждают, что Мои глаза подобны лотосам». И когда Он уже собрался вырвать себе глаз, явилась Деви и сказала: «Это лишь испытание, не нужно этого делать. Твоя цель будет достигнута, теперь я на Твоей стороне, Равана потерпит поражение».
Кришна столь горделив, Он утверждает: «Я все и вся, все во Мне», самый гордый. «Все для Него, Абсолют Сам по Себе и Сам для Себя», — говорит Гегель. Все предназначено для Него, не для кого-то еще. Если для кого-то еще предназначено, тогда Он не был бы Абсолютом. Реальность должна обладать двумя качествами: Он причинен Самому Себе и Он существует только для осуществления Своих собственных целей. Не для осуществления целей кого бы то ни было другого, иначе Он занимал бы подчиненное положение. Это очень простая и ясная Истина: «Я есть все и вся», только Кришна сказал это в «Гите», в «Бхагаватам». Он сказал это недвусмысленно: «Я есть все и вся». Я альфа и омега, и нигде никто другой не посмел сделать подобное дерзкое, высокомерное утверждение: «Оставь все и приди ко Мне», и никаких реакций, никакой скорби. Только в «Гите» лишь Кришна заявил подобное, Его декларация. Поэтому Гегель… «Я для Себя, все для Меня и ни для кого другого, таково Мое положение». Абсолют, Безграничное означает, что «Мое положение таково: Я все и вся, что Я могу поделать. Ты, Арджуна, по крайней мере помни, что ты Мой друг, и Я не обману тебя, что Я могу сказать, Я есть все. Я обещаю это тебе, ты Мой близкий, ты дорог Мне, Я не обману тебя, во всяком случае. Могу ли я сказать нечто большее? Я обещаю тебе, приди ко Мне». Столь ясно, дерзко, открыто. Кто еще в этом мире сказал подобное? «Я есть все и вся, Я альфа и омега, Я превыше всего». Его положение таково — Абсолют. Рупа Госвами говорит: «Не ходите и не смотрите на эту Шри Виграху, потому что для вас будет трудно расстаться с этим образом и продолжать вести вашу обычную семейную жизнь».
Ты хотел поговорить о предполагаемом университете, да?
Джаятиртха Махарадж: Да, если возможно. Простите, что я буду беспокоить вас своими сумасшедшими планами, но я хотел бы проконсультироваться с Вашей Божественной Милостью. Поскольку наш Шрила Прабхупад много раз говорил нам об идее колледжа варнашрамы. Также мы слышали разговор между Вашей Божественной Милостью и Прабхупадой, в котором упоминался колледж варнашрамы и планетарий на основе «Брихад Бхагаватамриты», которая должна быть развиваема рука об руку с колледжем. У нас есть стенографическая запись этой беседы, я читал ее. Мы хотим основать подобный университет. Мы хотим, чтобы Ваша Божественная Милость была бы основателем. Мы хотели назвать: университет Махапрабху. Это была одна идея, но так или иначе все, что вы предложите, будет гораздо лучше. Идея была такой: три студенческих лагеря — один в Навадвипе, другой в Пури и третий в Бангалоре.
Шридхар Махарадж: А почему в Бангалоре?
Джайатиртха Махарадж: В Бангалоре потому, что там климат места очень хороший, и те, кого больше интересует климат… Навадвип для тех, кого больше интересует подлинный теизм. Здесь, мы думали, будет центр изучения теологии, и различные колледжи будут в студенческом лагере в Кампасе. Один из них — это школа Гаудия-сиддханты. Там будет изучаться «Чайтанья Чаритамрита», «Чайтанья Бхагавата». Мы будем печатать работы ачарий прошлого. Другой колледж изучения санскрита и бенгали, такие явления как пуджа и т. д. Еще один колледж изучения сравнительного теизма, будут изучаться различные теистические концепции, в их свете будет показана наша концепция.
Шридхар Махарадж: Наш Гуру Махарадж основал институт Бхактивиноды, а Бон Махарадж основал университет. Но иногда мы слышали, что сама его жизнь подвергалась угрозе.
Джаятиртха Махарадж: Мы не хотим студентов со стороны, наши студенты будут исключительно серьезными Вайшнавами.
Шридхар Махарадж: Под вывеской образования собирать ученых, людей, склонных к академическому познанию, и из их среды вербовать Преданных, такой была идея нашего Гуру Махараджа. Он также основал толу, санскритскую школу согласно древней традиции, и англоязычную школу. Но главным образом обычные люди приходили и хотели получать академические познания, и иногда возникали беспокойства для религиозного института. Тем не менее несколько человек могут быть рекрутированы из этой школы, которые могут привлкчься преданностью. Таков общий результат, которого мы можем ожидать. Что говорить, миссия Рамакришны, долг, которой состоит в том, чтобы служить широким массам, последователи этой миссии также не раз сталкивались с нападками, когда речь шла об образовании. Они стремятся помогать людям, способствовать их мирскому благу. Но даже им, миссии Рамакришны, студенты иногда преподавали хороший урок. Затем есть Шантиникетан, Рави Тхакур, там есть с одной стороны наука, а с другой стороны искусство, преподаются в той школе. Пока наука отсутствовала, присутствовала умиротворенность, но если стала преподаваться наука и искусство, если их объединить, теперь преподаватели и ортодоксальные последователи Рабиндраната страдают (от рук студентов). Поэтому вы должны подходить к вопросу образования крайне осторожно. Образовательные институты не помогут вам в значительной степени, напротив, они могут послужить препятствием, поэтому крайне осторожно вы должны подходить к этим вопросам. Конечно, любыми средствами так или иначе мы должны пытаться, но при этом в полной мере знать, что то, что мы пытаемся делать, может обернуться против нас в сфере образования. С этим представлением мы должны иметь дело с этими предметами, потому что стремление нашего сердца может быть таким, что мы хотим захватить весь мир, привести весь мир в Сознание Кришны. Тем не менее мы не должны забывать, что Преданный встречается крайне редко. Помня об этом, мы будем пытаться завербовать широкие массы. В целом, когда речь идет об образовательных институтах, студенческое общество — в большей степени атеисты, и эти сообщества могут выступить против вас: обратиться к правительству и попытаться вытянуть деньги из вас. Они попытаются выступить против вас, подавить вас, такова их природа, и мы видели это не раз.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.