«Ананья-Бхакта» 1982.05.11.C05.12.A05.12.B
Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху
Ананья-бхакта
Шридхар Махарадж: И кто он? Он означает «тот, кто делает подобное замечание». То, что он делает в полной мере оправдано, и здесь присутствует эта строка Бхактивиноды Тхакура. В противном случае ананья-бхакт означает «тот, кто отказался от всех видов обязанностей». Так как же он вновь может стать дхарматмой, праведным?
Преданный: Махарадж, вы говорили о том, что некоторые ваши духовные братья возражали против вашего объяснения в «Гите», а в чем именно состояло их возражение?
Шридхар Махарадж: Где?
Преданный: В вашей «Гите», вот это апичет судурачаро.
Шридхар Махарадж: Возражали?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Кто возражал?
Преданный: Ваши духовные братья.
Шридхар Махарадж: А кто именно?
Преданный: Я не знаю, кто именно.
Шридхар Махарадж: Это был Джаджавар Махарадж. Он говорил, что если ты дашь подобное объяснение, тогда все люди, прикрываясь ананья-бхак, будут вести себя порочно. Это очень сокровенный смысл, ты не должен открывать его публике. Он может быть последним распутником в своей внешней жизни, но если он ананья-бхак, душа, которая вручила себя Господу, его следует считать искренним, честным человеком. Тогда каждый будет заявлять: «О, я ананья-бхак» и будет распутничать. Поэтому не нужно открывать этот смысл столь широко. Скрытый смысл таков: тот, кто вручил себя Мне, того Я принял как своего родного, и поскольку Я обладаю правами на все и вся, Я не посягаю на чужую собственность. И того, кто принадлежит Мне, Моих людей не следует считать посягателями — таков скрытый смысл. Он Мой собственный, и все принадлежит Мне. Ананья-бхак тот, кто действует, черпая вдохновение во Мне, того нельзя считать посягателем на чужие права или чужую собственность. Он может наслаждаться чем угодно от Моего Имени, если он действительно вручил себя Мне. Его следует считать Моим родным, он имеет свободный доступ к тому, что принадлежит Мне, — скрытый смысл будет таким. И Джаджавар Махарадж возразил против этого: «Не будь настолько открыт в своих объяснениях, иначе люди в массе своей будут прикрываться ананья-бхаджаном и будут заявлять: «О, я Вайшнава, я принадлежу к ачьюта-готре, я один из тех, кто принадлежит Кришне. То, что принадлежит Ему, принадлежит мне, и я волен наслаждаться чем угодно», такого рода представления могут возникнуть».
Преданный: Так как же мы можем узнать ананья-бхакту?
Шридхар Махарадж: В этом-то и проблема, просто утверждать: «Я ананья» недостаточно, это не сработает. Истинный ананья-бхак никогда не будет говорить: «Я ананья-бхак». «Я не могу быть ананья-бхак», таким будет его внутреннее чувство. «Что говорить об ананья-бхак — это немалое достижение, я не могу быть ананья-бхак, не достиг этой стадии, это крайне тяжело. Скорее, я отклоняюсь от этого положения», такой будет его версия. Сама Радхарани говорит: «Люди связывают Меня с Кришной, называют Меня каланкини*, утверждают, что Я тайно связана с Кришной. Но Моя печаль в том, что Я не сумела быть такой, в этом Мое затруднение. У меня нет затруднений с тем, чтобы люди порочили Мою репутацию, связывая Меня с Кришной, но то, что они говорят, ложь. Я не сумела отдать свое сердце Кришне, Я не могу сказать, что целиком и полностью принадлежу Ему, Я не способна на это». В этом-то и состоит Моя трудность, Я не боюсь того, что они станут связывать Меня с Кришной таким образом, но Моя внутренняя проблема состоит в том, что Я не сумела стать такой, какой они Меня описывают, это пустые речи. У Меня нет возражений против того, чтобы быть такой, но Я не могу такой стать. Противоположная тенденция возникнет.
«Факт таков: любой, кто обрел Меня безраздельно, исключительным образом, тот не испытывает вкуса к любым другим явлениям. Поэтому в действительности он и есть дурачаро, внутренне он всегда связан со Мной. Во внешней жизни он равнодушен, и то, что он делает, в действительности он не делает этого». Человек может разрушить тысячи брахманд, огромных материальных вселенных, но при этом он ничего не делает. Он пребывает в этом измерении ниргуна, хорошее или плохое с точки зрения этого мира, в этом измерении им нет места. Речь идет о тотальном благе, о такой волне, ниргуна. Ложь и правда, правда — это относительное понятие, в действительности это не правда, эта правда относительна. Ее предлагают члены некоего общества, говоря: «Это мое, это твое», но какой ценностью обладают эти притязания? Когда я ворую цветок, мне говорят: «О, почему ты воруешь цветок?» Но где гарантия того, что этот цветок принадлежит тебе? Это все различные представления о жизни. Человек, владеющий землей, заминдар, скажет: «Нет, я владею этой землей, я позволил тебе сидеть здесь и обладать этой землей».
Но придет царь и заявит: «Нет, это моя земля, а твое положение лишь относительно», таким образом. Мораль и нравственность зиждется лишь на этом представлении: это мое, это твое, но все они ложны. Поэтому все взаимодействия в соответствии с правилами этой морали: он ворует, он делает то, другое, третье, совершает некие преступления, — все это ложно. Речь идет о глубочайшем измерении бытия, глубочайшей волне Сознания Кришны. Волна совершает свое движение, и многочисленные частицы, дживы, танцуют, и это абсолютный танец. Таким образом все принадлежит Кришне, и ради Его удовлетворения можно делать все и вся. Это единственный принцип, которому они следуют, не заботясь о многочисленных относительных требованиях различных ложных измерений бытия. Таким образом, ниргуна, такого рода оценка. Когда кто-то приписывает себе ложное собственичесво, этот принцип неприложим здесь: это мое, это твое. Царь говорит: «Это мое», а владелец утверждает: «Это моя собственность», но все эти притязания лишены всякой ценности в Сознании Кришны. Это еще одно явление, которое, возможно, имеет место.
Парашара переплывал реку. Лодочницей была женщина. Когда лодка была отвязана и плыла по реке, достигла, возможно, середины реки, Парашара неожидано почувствовал влечение к этой женщине. Он сделал ей соответствующее предложение, и она его приняла. Они соединились, и так на свет появился Ведавьяса. И вот теперь эта позиция Парашары, он уже является человеком, который в высшей степени контролирует свои чувства. Но джанма, рождение Вьясадева, породило необходимость в определенной стадии в нем, и неожиданно он был охвачен вожделением на какое-то время, то было временное состояние, и соединился с этой женщиной, а от их союза на свет появился Ведавьяса. Таким образом это универсальная воля. Парашару не следует винить. Он не несет ответственность, он лишь орудие. Мы не должны относить это происшествие к категории вожделения и винить Парашару в аморальности. Он был вдохновлен подобной потребностью, волей и был переполнен волей ниргуна, силой Кришны, и произошло то, что произошло. Поэтому Кришна говорит в «Гите»: «Не действие, но подоплеку этого действия — вот что следует принимать в расчет, а не действие как таковое». Мотив, стоящий за действием, о ком идет речь, о друге или о враге, это следует рассматривать, асакти, не карму, но намерение, оно является преступником.
У Драупади было пятеро мужей, но не по ее воле. Она была вынуждена принять это бремя в качестве долга, а не удовольствия ради, поэтому ее не следует считать ответственной за это. Невозможно сказать, что то было ее намерение, выйти замуж за нескольких мужчин, она не может быть ответственной. Поэтому в шастре говорится, что Драупади, Кунти и столь многие другие женщины, которых можно рассматривать как нецеломудренных на поверхности, говорится: «Если ты будешь призывать их имена, ты будешь очищен». Внутренний смысл, намерение, цель, это следует рассматривать, и суждение следует выносить соответственно этому, а не исходя из внешнего характера действия. Человек следует высшему принципу, не своему обычному закону, лежащему на поверхности. Он следует высшему закону и преступает обычный закон. Ты можешь считать его преступником, но с точки зрения высшего закона тебе скажут, что если ты сумеешь дать высокую оценку его преступлению, ты будешь возвышен. «Я издал определенные законы, правила и предписания шастры, они берут начало в Моей воле. Но если можно найти того, кто преступает эти правила и законы шастры и стремится удовлетворить Меня, то такого человека следует считать лучшим, более высоким Преданным.» Возможна верность, которая проявляет себя как преступление законов, установленных царем.
Иногда, когда человек преступает законы страны, тем самым он может продемонстрировать свою верность царю, если в этом преступлении есть необходимость, и в нашем случае Бог стоит выше закона. Когда мы понимаем, что Кришна стоит выше закона, закон предназначен для нас, но он неприложим в Его случае, Он Абсолют. Поэтому когда человек действительно устанавливает связь с Абсолютом, он не может не игнорировать законы, которые предназначены для обычных людей. Он может пренебрегать ими до известной степени, но Бог — все и вся для него, ибо Он таков. Бог Сам нарушает законы, и, возможно, Ему нравится, когда находятся люди, готовые нарушить закон ради Него, Его любимые. Они идут на риск, люди, готовые рисковать ради служения Ему, страдать от последствий нарушения закона, вся Враджа-лила такова. Они отвергают свои собственные интересы, соображения индивидуальных интересов любого типа, самопожертвование в такой степени, когда личными интересами жертвуют, их швыряют в огонь. Только тогда, заняв подобную позицию, ты можешь родиться во Вриндаване, но не прежде этого. «Рискни всеми своими перспективами, никакой иной перспективы, кроме Меня. Я не в силах терпеть присутствие второго существа в твоем сердце. Неужели ты собираешься прийти ко Мне, питая некие посторонние соображения. Мои взаимоотношения с тобой не обусловлены, безусловная жертва. Необходимо пожертвовать так называемыми личными интересами, перспективами, всем, и тогда ты встретишь Меня во Вриндаване. Только Я там, Я не в силах терпеть любой иной интерес в сердце Моего Преданного, лишь один интерес, и этот интерес — Я.»
Преданный: А вот христиане, у них есть представления о ревнивом, мстительном Боге. Он не в силах терпеть, когда поклоняются кому-то другому, кроме Него.
Шридхар Махарадж: Да, это хорошо, в этой степени это приемлемое явление. Адам и Ева были шаранагата, предавшимися душами, и они попробовали плод древа познания, но речь идет о эгоистическом интересе, это и был плод. Они пали и вынуждены были вести жизнь труда. До этого, когда они были Преданными, у них не было трудностей в жизни. Затем речь идет о конкретике, частностях: какими будут характеристики этого Бога, в какой расе мы будем общаться с Ним. Однажды некие христианские священники задали Прабхупаде вопрос: «В христианстве также присутствует мадхурья-раса. В средние века в христианской среде существовала традиция рассматривать Христа как мистического жениха, и существует также соответствующая притча. Христос рассматривается как мистический жених, поэтому мадхурья-раса, раса супружества, также присутствует в христианстве», — заявили священники, таким был их вопрос. Но Прабхупад ответил: «Речь идет о сыне Бога, о Его Преданном, нечто в этом роде, но не о Боге. Ваша концепция Бога — это концепция Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого. Сын означает Гуру, спаситель, Бог-сын, Бог-отец и Бог-дух. Дух, возможно, занимает высочайшее положение, и если так, тогда вся христианская концепция — это нечто вроде брахмавады, нирвишеша, вы понимаете? Бог как дух, Бог как дух и как сын, то есть гуру, и если Бог — это дух, возможно, Он занимает высочайшее положение, превосходящее концепцию отца и сына, гуру. Тогда христианство — это нечто вроде идеи нирвишеша-брахмана. Когда мы говорим о христианской Троице…
Мне рассказывали, в Германии однажды был поставлен спектакль, в рамках которого публике показывали образ Бога. На некоем балконе находилась фигура, человек-бог, так сказать, который был очень серьезен, суров, с седой бородой, и Он распоряжался с этого балкона в рамках спектакля. Так они Его демонстрируют, Бога-отца, но сыновство, супружество отсутствуют в христианстве. Речь идет лишь об отцовстве, о Боге-отце, и они изображают Его как старца с седой бородой. Но с точки зрения расы, ананды, экстаза, Бог должен быть центром всех различных рас, центром супружества и сыновства. Родители также являются слугами, все ими являются, Он должен находиться в центре. Речь не идет о каком-то крайнем проявлении Целого, Он должен находиться в центре. Концепция здесь такова: Бог находится в центре. Из всех поисков расы — это верховный поиск, и интенсивность расы следует принимать в расчет. Бог должен находиться в центре всех рас. Ананда, раса, жизненная полнота, насыщение, очарование, или красота — это самое драгоценное явление, которое только можно обнаружить. И когда речь идет о полноте такой расы высочайшего типа, именно это явление следует рассматривать как высочайший Абсолют, который способен привлечь всех. Не своей мощью, силой, но своим очарованием.
Кришна — это Центр привлекательности, и это явление следует рассматривать как высочайшее существование, влечение. Он привлекает красотой, любовью, очарованием, великодушием, а не действует силой. Если присутствует насилие, тогда нет свободы. Полнота свободы необходима, чтобы привлекать их, это возможно лишь благодаря красоте. Все расы представлены в Нем. Таким образом мы должны приближаться к Центру, и когда мы приближаемся, этот Центр предстает как Кришна. Насколько это сладостно и воодушевляющее. Махапрабху говорит: «Санатана, Кришна есть океан милости, доброты, великодушия, и для Него нет необходимости проводить различия между тем, кто хорош, а кто плох. Его капитал настолько велик, что все могут быть затоплены. Он не обращает внимания на то, кто дурной, а кто хороший, нет времени на это и нет необходимости, достаточно доброты. Он не стремится разграничить, кто хорош, а кто плох, и мы видим, что даже без требования с их стороны Он отдает Себя своим, стремится раздать Себя». И тут мы можем поймать Махапрабху, сказав Ему: «Ты такой, Ты тот самый Кришна, который пришел, и мы даже не просили о благосклонности с Твоей стороны. Ты пришел по доброй воле. И Ты бегаешь от двери к двери и просишь нас принять Тебя, этот Кришна и есть Ты». Поверьте мне, бывает такое, что Кришна занимает такую позицию. Ты говоришь:
— Мне это не нужно, я не возьму.
— Нет, возьми Меня.
Это другой департамент Кришны. От двери к двери Он ходит и просит: «Возьми Меня, прими, не отвергай». Вовсе не так, что Он различает, хочет видеть, кому Он раздает себя. Нет, Он идет куда угодно, всюду. Нитьянанда Прабху, говорит: «Примите Кришну, примите Махапрабху», это его ведомство. Такова природа Кришны, иногда мы видим Его таким, и это вечное ведомство. Какую же оценку Кришны дает Махапрабху? Великодушный, щедрый, но в то же самое время ты увидишь, что Он скупец только в моем случае. Я не в силах обрести и толику вкуса Его существа, но Я вижу, что всё вокруг, весь мир затоплен, и только в моем случае нет. Что это такое? Это все очень специфические реалии, поэтому ачинтья бхед абхед. Нимай очень любит использовать этот термин, где угодно, к месту и не к месту, непостижимое. Когда мы хотим прийти к некому окончательному специфическому заключению, тут возникают трудности, поскольку явление таково: ачинтья. Никакое заключение относительно Него не может быть окончательным.
Я сегодня плохо себя чувствую, и я хотел бы закончить на этом собрание.
Преданный: Как бы вы могли передать на английский термин шроутавади?
Шридхар Махарадж: Говорится, что присутствует определенная связь между словом и смыслом, звук отражает смысл. Есть мнение, согласно которому существует научное взаимодействие между звуком и смыслом. Фундаментальная идея такова: шроута, звук, автоматически направлен на то, чтобы передать определенный смысл, они неотъемлемо связаны. Ментальное измерение мысли и физическое измерение подсознания, в нас существует некая независимая связь с научной точки зрения. Существуют категории грамматистов, неруктовади, знатоков звука, шабды, точно также как в Вайкунтха-наме Кришна-нам и Кришна-абхед неотъемлемо связаны. Здесь, в феноменальном мире также существует подобное явление, речь не идет об анархии, так утверждают представители определенной группы, шроутавади. Подобно тому как Махапрабху говорил: «Каждое слово означает Кришну», во вьякаране, грамматике, также, когда Махапрабху начал объяснять, как каждое слово есть потенция Кришны, поэтому между ними существует связь. Мадхвачарья также говорит, что каждое слово, каждый смысл, если не навязывать другое направление, то смысл каждого слова направится непосредственно к Кришне, поскольку это Его потенция и все связано с Ним. Калидас говорит в начале «Рагу вамши», во вступлении к поэме (цитирует санскрит). Слово и смысл, Парвати Парамешвара, Шива и его потенция, Парвати, каким образом они естественно связаны? Как бхаг и атха, слово и его смысл, я кланяюсь им с тем, чтобы я мог распоряжаться свободным потоком слов и смыслов.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.
___________
* Каланкини — неверная жена