«Киртан — атака в ответ на атаку» 1982.05.15.C82.05.16.A
«Киртан — атака в ответ на атаку» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 15 и 16 мая 1982 года
- Атака в ответ на атаку (00:00)
- Соответственно способностям (03:17)
- Горькое лекарство (08:54)
- Необходимость свободного выбора (13:07)
- Совместные усилия (18:19)
- Призыв к милости (27:12)
- Настроение служения (32:00)
Киртан – атака в ответ на атаку
# 00:00
Атака в ответ на атаку
Шридхар Махарадж: Если необходимо, дхарма, артха, кама образуют поток, находятся в поиске идеала. Любая мысль, коммунистическое движение не было начато с помощью денег, но постепенно эта идеология захватила мир, поскольку нашла место в сердцах столь многих. Сознание Кришны не так легко принять широким массам, но тем не менее мы будем пытаться прилагать максимум усилий, чтобы распространять его, а результаты в Его руках. Но мы должны использовать себя самих максимально, атака в ответ на атаку. Мы видим, окружающий мир атакует нас, атака майи в различных формах. Если мы пассивны, то временами мы можем оказаться в проигрыше, поэтому мы также можем атаковать окружающий мир, атакуя столь многие души. Киртан подразумевает атаку в ответ на атаку, призыв – это пассивная позиция, не агрессивная. В мире мысли не агрессивны, но в номинальном мире киртан агрессивен, речь идет о том, чтобы создавать специфическую вибрацию, особую, священную вибрацию в эфире, которая будет совершать свое движение в этом измерении. Она будет запечатлена в памяти столь многих людей, которые соприкоснутся с этой вибрацией. Вначале, возможно, мы не будем получать помощь извне, но благодаря нашей деятельности мы можем привлечь внимание публики и средства, всё необходимое придет, во многих сферах жизни у нас такой опыт. Каким бы ни был мой капитал, я должен использовать его, а результаты принадлежат Высшему Началу, это Его решение, какими будут плоды.
# 03:17
Соответственно способностям
Преданный: У меня есть один вопрос. Я наблюдал наше собрание. Я вижу, что существует определенная проблема. Я видел, существуют два типа санньяси: одни – интроверты, не склонны к широкомасштабной деятельности, и более экстравертные стремятся к широкомасштабной проповеди. Тенденция на этих собраниях в целом такова, что люди интровертного типа пассивны, тогда как экстраверты доминируют, и мы видели подобное также на собраниях GBS. Два или три человека утверждали определенное настроение.
Шридхар Махарадж: Кто это?
Преданный: Мадхава Пури Махарадж, Бхадари Нараян, Прамана Свами и Нимай.
Шридхар Махарадж: Фундамент ассоциации не есть некая жесткая структура, добровольная ассоциация. Если в будущем возникнут разногласия, то легко могут возникнуть различные группы, и это вовсе не есть обязательное условие, что каждый должен проповедовать. Некоторые могут проповедовать в широких масштабах, другие в бедном, брахманском духе. Мы видели подобные различия в среде моих духовных братьев, Мадхава Махарадж, Кешава Махарадж, они проповедовали в широких масштабах, собирали людей, деньги, но я удовлетворен скромными начинаниями – книги, мысли – соответственно моей природе и способностям. Мы не можем избежать подобных различий, поэтому фундамент не есть жесткая структура, но либеральная структура. Каждый может отойти в сторону, прекратить проповедь или проповедовать медленно, скромно, соответственно своим способностям. А те, кто предпочитает широкие масштабы, активную деятельность, они могут продолжать идти в этом направлении, и, если в будущем возникнут разногласия, это не имеет значения.
Разногласия следует принимать адекватно, вовсе не так, что если кто-то расходится во мнении с комитетом, то он будет изгнан и вся приобретенная собственность будет отнята у него, вовсе нет. Если какие-то другие предложения возникают у людей, мы можем рассмотреть их. Таким образом мы сформируем основу. Это добровольное сообщество, построенное на добровольных началах, не на законе, и речь не идет о какой-то фиксированной программе. В целом мы будем проповедовать соответственно нашим способностям. Мы объединяемся, потому что вначале у нас нет ничего и существует другая организованная структура, которая постарается раздавить нас, нет. У нас есть некоторое положение, мы будем обращаться к публике. У нас есть разногласия с этим большим GBS, и я не единственный преступник, демон, но другие также стоят на моей стороне, мои единомышленники. Вы можете привлекать одного или двух проповедников к себе и пытаться найти взаимопонимание с ними. Таким образом, взаимное добровольное сотрудничество, не навязанное, речь не идет о каких-то жестких требованиях, добровольное участие.
# 08:54
Горькое лекарство
Преданный: Махарадж, возможно, такая система работает, но те, кому присуща природа самоутверждения, могут сдержать свои тенденции для того, чтобы другим, обладающим иной природой, было легче принимать участие в деятельности. Мы не хотим страдать.
Шридхар Махарадж: Когда мне предложили отправиться на Запад, я отказался, и мне была дана такая характеристика – любитель комфорта, покоя.
Преданный: Он говорит: «Мы не хотим страдать», в этом проблема. Я чувствую, что это проблема.
Шридхар Махарадж:
Раджа-видйа раджа-гухйам павитрам идам уттамам
пратйакшавагамам дхармйам су-сукхам картум авйайам
Это слово, су-сукхам, язык поражен болезнью, приступ желтухи, и когда человек болен желтухой, то сладкий леденец кажется ему горьким. Однако этот сладкий леденец является лекарством, позволяющим избавиться от болезни. Когда человек свободен от болезни, он чувствует сладкий вкус леденца.
сйат кр̣шна-на̄ма-чарита̄ди-сита̄пй авидйа̄
питтопатапта-расанасйа на рочика̄ ну
кинтв а̄дара̄д анудинам кхалу саива джушта̄
сва̄дви крамад бхавати тад-гада-мӯла-хантрӣ
Это Имя, Кришна-катха, кажется горьким, но если мы прибегаем к этому лекарству какое-то время, то в конце концов болезнь уходит и мы чувствуем очень сладкий-сладкий вкус, расо-вайсах. Джато бхаванкуре-джане…
кш нтир авйартха-ка̄латвам вирактир ма̄на-шӯнйата̄
а̄ш -бандхах самуткантха нама-гане сада ручих̣
а̄сактис тад-гун кхйа̄не прӣтис тад-васати-стхале
итй-а̄дайо ‘нубха̄ва̄х̣ сйур джа̄та-бха̄ва̄нкуре джане
И ручи, рати, бхава создадут в нас очень сладостный вкус, любовь, према в нас, то будет расо-вайсах. Только эта раса, все остальные явления не есть раса, безвкусны. Лишь Его вкус сладостен, мы должны осознать это. И каково доказательство? Бог есть, Он есть, Он наша цель, источник насыщения нашего существа, и мы должны стоять в качестве свидетелей, подтверждающих эту истину публике.
# 13:07
Необходимость свободного выбора
Преданный: Махарадж, они утверждают, что Прабхупада хотел, чтобы все работали под началом GBS, а мы этого не делаем, поэтому всё, что мы делаем, неавторитетно.
Шридхар Махарадж: Авторитетно утверждено более великим другом, указания GBS носят рекомендательный характер. В целом было дано указание, общий призыв – проповедовать о Кришне, но для того, чтобы реализовать эту программу, он назначил некоторых джентльменов, но это не означает, что Сознание Кришны у них в пригоршне. В настоящее время доллары, дипломатия, деспотизм вместо преданности, жертвенности и божественности (в английском и то, и другое – три d: dedication, devotion, divinity). Бог находится у них в кулаке, они думают так? Скорее, обратное, им следует думать прямо противоположным образом. Какая непомерная гордость, то, что мы, несколько человек, диктуем, не может не быть мнением гуру и Гауранги, Кришны. Узкий взгляд на вещи, настолько, что они утверждают: «Не следует читать никакие иные книги, кроме книг нашего Гуру Махараджа. Книг его гуру, книг Госвами не следует касаться». Что это такое? Естественный совет будет таков: читать другие произведения, чтобы найти подтверждения тому, что было написано нашим Гурудевом. Расширять границы изучения, чтобы почувствовать истинность того, что было дано нашим Гуру Махараджем, расширение необходимо, а «не касаться других книг, но лишь изучать то, что было дано Гурудевом, иначе мы не сумеем сохранить нашу солидарность» – это пораженческая психология. Получается, мы скупцы, мы не щедры, если мы не будем читать другие произведения, даже книги Гурудева нашего Гурудева. Тогда что это за позиция? Мы не великодушны, мы скупцы, и в то же время мы представляем Бога, то, что мы делаем, есть истина. Эти две позиции не могут сосуществовать, противоречие. Это не есть нечто мертвое, но прогрессивное, живое явление.
Если комитет абсолютен, тогда почему вы оставили другие вероисповедания? Вы оставили христианство. Церковь обладает высшим авторитетом, Римский Папа, римская католическая церковь, существует божественная преемственность церкви. А у протестантов тоже существует некий руководящий орган, который был утвержден в старину. Как же вы отвергли эти инстанции и пришли к Свами Махараджу? Повсюду существует некий комитет, высший авторитет, и авторитет этой инстанции должен быть принят в том или ином вероисповедании. Почему же вы всё оставили и пришли к учению Свами Махараджа? Необходимость независимого выбора, возможность всегда имеет место. Я должен искать мое благо. Свобода присутствует, сравнительный анализ религии присутствует. Сарва дхарман паритьяджья – это трубный зов звучит, безграничное явление, не диктат комитета. Комитет – это явление общего порядка, но не всеисчерпывающее, только в общем и целом.
# 18:19
Совместные усилия
Преданный: В таком случае какой должна быть основная цель собрания санньяси и утверждения комитетов?
Шридхар Махарадж: Сотрудничество соответственно их возможностям, их силам. Если кто-то думает, что способен оказать помощь, сотрудничая с другими, а кто-то говорит: «Нет, мне не хочется принимать участие в этом комитете», он может идти своим путем, никто не будет его заставлять. Если кто-то хочет проповедовать, тогда взаимное сотрудничество будет благотворным. 2-3 проповедника сотрудничают, посещают зоны проповеди друг друга. Совместные усилия будут более эффективными, объединенные усилия имеют место.
Преданный: Не нечто навязанное, но любящая попытка.
Шридхар Махарадж: Джаятиртха Махарадж совершает Гиридхари-арчану?
Преданный: Он снимает фильм для того, чтобы послать его ученикам повсюду.
Шридхар Махарадж: Фото?
Преданный: Видео.
Шридхар Махарадж: Бхарати Махарадж, Джаятиртха Махарадж, Судхир Госвами Махарадж…
Преданный: Нет, Судхир Госвами Махарадж пишет.
Шридхар Махарадж: Он секретарь.
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Парват Махарадж боится комитетов.
Преданный: Я наблюдаю эти тенденции и рассказываю об этом вам, потому что я вижу, что этот комитет существует только благодаря вам, вы объединяющая, гармонизирующая энергия.
Шридхар Махарадж: Взаимная помощь, об этом идет речь.
Преданный: Но поскольку некоторые преданные, я видел, испытывают опасения из-за своего прошлого опыта с GBS и чувствуют, что…
Шридхар Махарадж: Речь не идет о жесткой структуре, но лишь рекомендация, добровольное сотрудничество.
Преданный: Они чувствуют, может быть, мы можем сотрудничать в качестве индивидуальных проповедников. Мы все духовные братья, мы можем искать друг друга и давать прибежище друг другу. Тогда зачем необходим формальный комитет?
Шридхар Махарадж: Обсуждать и информировать друг друга, рекомендовать друг другу те или иные вещи. Каждый может предлагать и стараться претворить в реальность эти советы, это будет благотворно. Те, кто боятся комитета, могут не принимать в этом участия, это необязательно. Не следует думать, что я рекомендую создать организацию и каждый должен стать ее членом, вовсе нет. Вначале лишь немногие избранные могут начать движение в этом направлении, а другие последуют за ними в будущем, возможно. Если у кого-то есть опасения, те, кто испытывает горячее желание заниматься проповедью, могут действовать в этом духе. Но те, кому нравится уединенная жизнь, могут оставаться в стороне, если они не испытывают горячего желания проповедовать. Те, кто не испытывает подобной потребности, насущной необходимости проповедовать, они могут оставаться в стороне и, возможно, примкнут к этой организации в будущем. Служение – вот что необходимо, проповедь – это тоже хорошее служение.
Преданный: Махарадж, а если кто-то испытывает потребность проповедовать независимо, не становясь членом этой организации?
Шридхар Махарадж: Ну, конечно, никто никому ничего не навязывает, но мы считаем, что объединенные усилия будут более эффективны, полезны для нас, такова наша идея и опыт. Любой может стать независимым в любой момент. Если кто-то чувствует, что комитет не помогает мне, я не получаю никакой помощи, тогда он может постепенно отойти в сторону. Но в целом мы считаем, что сотрудничество будет более благотворным, нежели индивидуальные усилия в нынешней ситуации.
Преданный: Особенно когда речь идет о публикации новых книг.
Шридхар Махарадж: Да, публикация. Предположим, будет совместное издательство, и сотрудничество может помочь осуществлять публикацию книг и все остальное, проповедь, организация.
Преданный: Мое предложение вначале было таким: мы должны объединиться вокруг проповеди, то будет наш активный союз. Мы все хотим проповедовать, распространять книги нашей сампардаи, и это будет общий интерес, послание философии. Прабхупад, наш Гуру Махарадж, говорил: «Книги суть основа, проповедь есть суть, чистота есть сила, а практичность есть принцип». Мой вопрос таков: принцип практичности, когда речь идет о комитете организации, например, комитет публикации книг.
Шридхар Махарадж: Да, издательская деятельность, всё это включается в программу.
Нимай Прабху: Мы хотим найти любящее единство.
Шридхар Махарадж: Насколько это возможно, этот союз должен быть основан на любви. Публикация книг, совместная деятельность – это тоже часть проповеди, выполнение нашего долга.
# 27:12
Призыв к милости
Преданный: Гурудев, я хочу прогрессировать каждый день в Сознании Кришны, я хочу каждый день чувствовать, что с каждым днем я становлюсь все более сознающим Кришну. Как этого достичь?
Шридхар Махарадж: С помощью служения, благодаря служению мы можем прогрессировать. Что бы мы ни делали, настроение служения должно стоять за этим. Усиливать чувство нашей негативной природы, чувство того, что мы беспомощны, мы в нужде, и таким образом мы можем привлечь внимание Кришны к себе. «Я самый нуждающийся» – искреннее чувство беспомощности и призыв к Его милости. Внешне мы можем совершать любые практики, но внутренний темперамент должен быть таков, только тогда мы сумеем приблизиться к Нему, иначе все остальные явления – канак, камини, пратиштха – мы станем их жертвами. Или отречение, йога-вибхути, или самадхи, вечный покой, – это суть враги Кришна-бхакти. Бхог и тьяг – наслаждение и отречение, главным образом, эти два врага реализации Кришны.
Преданный: То есть каждый день человек должен увеличивать свое служение, служить всё больше и больше?
Шридхар Махарадж: Служение означает покорность, природа покорности, степень покорности своей природе, готовность стать членом того, наиболее тонкого и сокровенного измерения жизни, обрести связь с этим измерением ниргуна. Сагуна и ниргуна. Майавади считают, что разрыв связи с измерением наслаждения есть ниргуна, но Вайшнавы утверждают, ниргуна обладает позитивной природой. Это не есть отказ или уничтожение негативной стороны, но позитивный, динамичный поток любви и служения – это наиболее сокровенное, внутреннее измерение. Подобно тому, как существуют воздух, огонь, вода и другие элементы, земля, но наиболее тонкий элемент – эфир. Подобно этому Сознание Кришны подобно эфиру, наиболее изначальное и всеобъемлющее измерение, наиболее тонкое, и наша душа может обрести связь с этим измерением, быть его членом, трудиться в этом измерении. Мы отстранимся от всех этих оболочек – тела, ума, разума и всего остального – и глубоко погрузимся в то измерение, и там мы найдем нашу душу. Она пребывает там, но в настоящее время ее внимание обращено вовне. И этого положения можно достичь, лишь отказавшись от очарования, влечения к внешним покрытиям, обратившись вовнутрь.
# 32:00
Настроение служения
Этот процесс известен как служение. Севон-мукхата, я не для себя, я не принадлежу себе, у меня есть мой Хранитель, мой Владыка, мое существование зависимо, таким образом. Если говорить попросту, я раб, я не есть независимая личность, я ничем не обладаю. Он – собственник, я – Его раб, я не принадлежу себе. Я не есть истинная сторона, истинная сторона – Он, а я покорен, второстепенен. Такого рода реализация может приблизить нас к этому измерению Сознания Кришны, Враджа. Все больше и больше природа зависимости, я не могу жить независимо или в обществе столь многих бунтарей, я хочу жить в гармонии в обществе обитателей того измерения и совершать служение. А служение – это любящее служение, труд любви, он очень приятен, очень радостен. Этот опыт ни с чем невозможно сравнить, с любым другим явлением, такого рода экстаз, радость мы можем чувствовать в процессе этого культивирования, применения нашей духовной силы. Подобно тому как сандаловое дерево, чем больше его сжимают, тем более насыщенным становится аромат. Чем больше золото обрабатывают огнем, тем чище, ярче оно становится. Благодаря жертвенности, «умереть, чтобы жить», таков процесс, мы можем находить свое подлинное «я» и открывать для себя подлинную перспективу, севон-мукхата. Умри таким, каков ты есть, раствори свое эго полностью, и ты обнаружишь, что есть искра души и ты есть эта искра. И эта искра – член того, высшего, измерения Сознания Кришны.
Мы можем жить там, мы должны культивировать Имя, мы можем давать другим это Имя, через звук так или иначе культивировать Кришна-анушиланам, Сознание Кришны. И не просто сознание, но настроение служения, я не есть отдельное независимое существо, мое существование зависимо от Него, без Него я не могу жить независимой жизнью, такого рода образ мысли, мы должны прогрессировать в этом направлении. Я не принадлежу самому себе, я Его собственность, подобно животному, у животного есть хозяин. Джива Госвами цитирует: «Подобно тому, как домашнее животное принадлежит хозяину, у него нет независимого существования, у него есть хозяин, и хозяин может играть с животным как ему захочется». Мое положение аналогично, подобно кукле в руках Кришны и Его родных, такую жизнь следует искать и достичь так или иначе, благодаря звуку, цвету, осязанию, вкусу. Тоталитарная война, я хочу избежать нынешней поверхности, я хочу проснуться и входить во все более и более высокие измерения бытия, всё включено сюда.
ш́ротавйа̄дӣни ра̄джендра, нр̣н̣а̄м̇ санти сахасраш́ах̣
апаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇, гр̣хеш̣у…
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.