«Тадия и Мадия» 1982.06.05.A
Удалено много фрагментов с тишиной
Тадия и Мадия
Преданный: Могу ли я задать вопрос, Махарадж? Когда говорят, что Гададхар Пандит является Радхарани, иногда говорится, что он Лалита-сакхи.
Шридхар Махарадж: Нет, Лалита-сакхи — это Сварупа Дамодар, Гададхар есть Рукмини, объединение Радхарани и Рукмини, опустошенная Радхарани плюс Рукмини. Аспект бхавы — Гададхар Пандит, а аспект канти, сияния, — Гададхар Дас и Рукмини. Бхава была взята Махапрабху, и Рукмини была добавлена к этому пустому сосуду, это и есть Гададхар. Дух терпения, присущий Рукмини, сдержанность и покорность, отсутствие наклонности к оппозиции и внутреннее настроение Радхарани. Но также речь идет о том, что самую суть забрал Чайтанйадев.
Преданный: На днях был день явления Гангаматы Госвамини. Есть ли какая-то связь с Гададхаром Пандитом, она ученица?
Шридхар Махарадж: Возможно, такая связь существует. Можно поставить диагноз по симптомам, явно это или скрыто, но по природе, характеристикам можно судить, откуда пришли определенные качества. Они должны были прийти из определенного источника, поскольку симптомы таковы, таким образом. Шикша Гуру-парампара также в этой линии. Как во Вриндаване, Махапрабху сказал этому санодия-брахману: «Ты, должно быть, связан с Мадхавендрой Пури, иначе подобное явление невозможно было бы увидеть в тебе». Подобная преемственность всегда имеет место быть в школе Вайшнавизма и в Гуру-парампаре, это несомненный диагноз.
Ты слышал о том, что вчера вечером какие-то мальчишки бросили кусок чего-то в голову Дашаратхи Суты?
Преданный: Он сказал, то был маленький кусочек, его не ранили, просто с целью оскорбить. Я был очень обеспокоен этим происшествием.
Шридхар Махарадж: Да, хулиганы здесь есть.
Преданный: Махарадж, даже Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, они пытались оскорбить его, нам рассказывали, здесь в Навадвипе.
Шридхар Махарадж: В него бросили книгой.
Преданный: Кирпичом?
Шридхар Махарадж: Нет, книгой. В собрании в Параматале, там было собрание и пандиты устроили заговор: атаковали и в него бросили книгу. Она попала в тело. Кешава Махарадж хотел укрыть его в одном доме, но владелец дома заявил: «Тогда они нападут на мой дом». Кешава Махарадж молил его о том, чтобы он укрыл Сарасвати Тхакура на какое-то время, а затем была подвезена телега с лошадьми, и Сарасвати Тхакур одел белые одежды, а красные одежды передал кому-то, и таким образом он уехал в Майапур из собрания в Параматале. А Госвами Махараджа схватили и потащили в Парама, заявив: «Мы принесем тебя в жертву Парама». Бон Махарадж и один Банкин бабу, некто Чайтанйа Дас и еще один человек, они с помощью шеста, на котором крепился флаг, отбивались от этих людей. Некоторые убежали, Пури Махарадж из Калны был ранен, и кто-то еще были ранены в голову до крови, это было в Параматале.
Преданный: А где вы находились в это время, Махарадж?
Шридхар Махарадж: Я еще не присоединился тогда, я присоединился к Гаудия Матху в 1926-м году, а эти события происходили, скорее всего, в 24-м, а в 26-м я присоединился или в 25-м, скорее всего, в 1925-м году.
Преданный: Махарадж, если человек повторяет Кришна-Нам, как можно понять, что он освобождается от намабхасы?
Шридхар Махарадж: Когда тенденция служения возникает, может быть распознана в нем, тогда намабхас, мукти, он превосходит абсциссу. Намабхас есть абсцисса, граница служения, Преданность. Служение подразумевает достижение позитивной земли после освобождения. Позитивное участие в измерении служения — это бхакти. Мукти — это непривязанность к земле эксплуатации, отсутствие привязанности — это мукти. Отсутствие желаний, связанных с этим миром, если какая-то потеря происходит, то реакция отсутствует, находится на границе брахма-бхута. Он отождествляет себя с миром сознания: «Я дитя земли сознания», полная отстраненность от концепции эксплуатации, мира чувственного опыта, как физического, так и ментального, полная отстраненность. Такой человек находит умиротворенность в себе, поскольку он независим от страданий бренного мира. Отсутствие потерь и приобретений, у него нет чувства такого рода. Тогда начинается истинное бхакти. Он может быть кандидатом на пара-бхакти, а это бхакти, кали-бхакти, другого рода бхакти, сагуна, не есть ниргуна-бхакти, не есть бхакти в подлинном смысле слова, смешанное. Подлинное бхакти есть ананйа-бхакти, кевала-бхакти, это возможно только тогда, когда человек полностью отстранен от очарования всем этим бренным миром.
Тогда Преданность Мне пробуждается в сердце, и это пара-бхакти, общение, в противном случае ручи. Иногда то, что мы находим в числе наших прочих устремлений, не есть ручи. Подлинное ручи может возникнуть после ништхи. Ништха — это непрерывное общение с Кришной, жизнь в связи с Сознанием Кришны 24 часа в сутки, такого рода ручи подлинное. А тот вкус, который возникает время от времени, не есть подлинный вкус. После ништхи ручи придет, и этот вкус надежен, ему можно доверять, ручи в подлинном смысле слова. Анартха-нивврити. Адау шрадха, потом садху-санга, потом бхаджана крия — третье, потом анартха-нивритти — четвертое, затем тато ништха — пятая стадия, непрерывное, постоянное общество. Даже на секунду человек не отвлекается, и затем истинный вкус к этому явлению, известный как ручи. Асакти, интенсивность, когда интенсивность меньше, человек будет испытывать скорбь, затем бхава, вторая стадия, явится. Это садхана-бхакти затем бхава-бхакти, вторая стадия, ричи, асакти, бхава. Такова последовательность: шрадха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, затем ништха, ручи, асакти, бхав, затем према-бхакти, снеха, мана, праная, раг, анураг, бхав.
Преданный: Махарадж, впоследствии Преданный может думать: «У меня так много анартх». Когда он достигает ручи, высших стадий, он по-прежнему может думать: «У меня так много анартх», хотя он выше этого из смирения.
Шридхар Махарадж: Да, он будет так думать до самого последнего момента: «У меня нет ручи, поскольку я связан с Безграничным, и я не могу быть удовлетворен чем бы то ни было, кроме Безграничного, у меня нет ничего».
Преданный: Одна новость, этот мальчик, я дал ему имя Доял Нитай. Ашоку, я дал ему это имя, Доял Нитай, как он?
Преданный: С ним все хорошо, совершает большое служение.
Шридхар Махарадж: Ачоударйа пропал.
Преданный: Да. Махарадж, иногда в прошлом вы говорили, что экалабха нам означает…
Шридхар Махарадж: Речь идет о качестве, не количестве, количества недостаточно. Одна лишь физическая попытка без ментального роста, лишь физические усилия принесут реакцию в виде болезни, безумия. Человек может сойти с ума или что-то в этом роде, пытаться трансцендентное заставить служить бренному, это невозможно. Ментальное положение бренное, и стремление к трансцендентному это…
Преданный: А кто сказал это?
Шридхар Махарадж: Для себя, я хочу Его, я хочу служить, стать Его, вовсе не так, что Он станет служить мне, моему бренному эго. Рамачандра обезглавил того шудру, Шамбуку, который совершал аскезы, и оправдание поступка в следующем: он оставался в измерении шудры в смертном мире, в бренном измерении и посредством аскезы пытался обрести высшую силу. Цель была низкой, поэтому он был обезглавлен, иначе он навлек бы реакции на себя и окружающий мир, и Он обезглавил этого шудраку, шудру, который совершал аскезы необычайной силы, оправдание такого рода.
Речь идет о бхаджате мам ананйа бхаг — это главное. Судурачаро, этим можно пренебречь, это явление скоро уйдет, но идея — это самое главное. Если человек так или иначе придерживается высочайшего идеала, то связи с бренным миром не останутся навеки. Обрести высочайший идеал — это самое важное в человеческой жизни, и это означает понять, что Он для Себя, а я для Него. Вовсе не так, что Он для меня, я для Него, но в целом я для Него, а затем мне позволят войти в то царство, и там присутствует такое положение, когда Преданный чувствует: «Он для меня». Тадия — я для Него, а затем мадия, как говорит Радхарани: «Он Мой. Я Его, а Он Мой». Моя ответственность состоит исключительно в том, чтобы служить Ему, все бремя ответственности лежит на моих плечах. Удовлетворять Его — это высочайшее положение, такая ответственность на моей голове, на моих плечах, концепция служения. Они придут мне на помощь. Я не способен, но ответственность моя, она не принадлежит кому либо другому. Ответственность защищать или служить лежит на его плечах, ответственность совершать служение, таким образом. Никого не следует винить, вся ответственность моя.
Преданный: Махарадж, в таком случае почему Махапрабху говорил об экалакха?
Шридхар Махарадж: Поскольку все приглашали Его к себе и одновременно звучали несколько приглашений, Преданные приходили и просили Его отобедать в их домах. Тогда Махапрабху установил таксу: «Тот, кто повторяет лакх Имени, Я буду есть исключительно в доме такого человека».
Преданный: Махарадж, Бхактивинод Тхакур во многих местах говорит: «Матхйама-адхикари повторяет сто тысяч…» или двести, триста, означает ли это, что… То есть это не просто перебирание, это погруженность?
Шридхар Махарадж: Да, нечто постоянное, повторение одного лакха занимает 8 часов, а когда повторение становится спонтанным, тогда лакх занимает около 4-5 часов. Скажем, кто-то повторяет три лакха, и каков результат? Он окажется в лагере служения. Результат повторения трех лакхов Имени — это есть сиддхи, совершенство. У кого это совершенство? Этот человек окажется в измерении служения. Повторения Харинама недостаточно во Вриндаване. Все гопи только и делают, что повторяют Харинам и не совершают служение Кришне иного рода? Яшода и подруги, разве они всегда повторяют Харинам? У них нет времени служить Кришне? Наша истинная цель состоит в служении, явление придет автоматически, если нам присуще умонастроение служения.
Преданный: Прекрасный пример.
Шридхар Махарадж: Гопи не повторяют Кришна-Нам с четками в руках. Если поступает какое-то распоряжение от Кришны, они отвечают: «Нет, я занята, я садху». (смеются)
Преданный: Махарадж, а каково настроение повторения?
Шридхар Махарадж: Настроение, в этом то и проблема. Настроение служения, а что есть это служение? Самоотрицание плюс поиск Кришны, настроение поиска Кришны: «Где Он, как Он, как я могу достичь Его?» — таким должно быть настроение.
Преданный: Существует ли такой период, когда человек ищет, ищет, есть ли такое время?
Шридхар Махарадж: Неожиданно может прийти вспышка, и человек увидит, что он совершенно пуст, и будет безумно стремиться к общению с этим сверхъестественным явлением. Он будет чувствовать: «Я не могу продолжать жить, лишенным связи с такого рода трансцендентным опытом, мне крайне тяжело продолжать жить». Даже Кришна-Нам казался Махапрабху колахола. «Я видел, как гопа и гопи на Говардхане пытаются служить Кришне, насколько чарующи их движения, слышал звон колокольчиков на их телах, и это явление пленило все Мое существо. Я был настолько счастлив там. А вы все создали беспокойство и отвлекли Мое внимание, привлекли его к бренному миру». Они совершали Кришна-санкиртану. Колахол, Имя кажется Ему также безвкусным временами. Мое внимание было отвлечено, потревожено. Колахол означает хаотичный громкий рев или плачь, как угодно, громкий, бессмысленный шум. Они призывали Святое Имя, и они были не нашего типа. Речь идет о Сварупе Дамодаре и других. Для Махапрабху это был колахол, безвкусный шум. Подобный прекрасный и чарующий опыт Он переживал, состояние трансцендентного транса. Это Имя также является бесконечным шумом.
Преданный: Один лакх шума. Мы сидим и создаем два лакха шума.
Шридхар Махарадж: Да, если кто-то лишен этой лилы, два лакха шума — жестокий удар, это уже чересчур. Имя Сварупы Дамодара — это шум (имеется в виду Имя, которое он призывает). То, что есть золото для нас, может быть паркетом в царском зале. Пол в зале царя может быть вымощен золотом. Для нас золото — нечто драгоценное, но для него золото — это то, по чему он ступает. Все относительно.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.