«Вор в своём собственном доме» 1982.06.10.B
Вор в своем собственном доме
Шридхар Махарадж: Каждое слово в действительности предназначено для служения Кришне. Если на глубоком уровне рассматривать истинный аспект, в силу ложного понимания мы находимся на поверхности в связи с нашим личным удовлетворением или утонченным эгоизмом, интересом страны и прочее. Все предназначено для Него, Он для Cебя, также все слова, но мы не в состоянии понять, и это препятствие. Он для Cебя — это реальность, а в силу локальных интересов мы даем различные интерпретации. Все предназначено для Его удовлетворения, но мы истолковываем эти реалии, движимые нашим эгоизмом, индивидуальным или групповым. Сарасвати приходит к Брахме, творцу, источником Сарасвати является Нарайана, и открывает ему внутренний принцип. В конечном счете все связано с Ним. Ты также испытываешь потребность в реализации — вот она, сохрани ее в своем сердце и соверши творение. Кто такой творец? Он тоже личность, занимающая пост, такова градация, начиная с Брахмы, вплоть до гопи. Брахма, творец этого мира, в уме своем сохрани эту цель.
Сегодня Анурадха рассказывал мне, что было собрание, в нем присутствовал Свами Махарадж и ученые, которые бросали ему вызов. Они все были такими статными людьми. Свами Махарадж был человеком маленького роста, и он сказал в ходе своей лекции: «Я буду пинать вас по лицу сапогами, и тогда вы сумеете осознать». Я буду пинать вас ногами, тогда вы поймете что есть что, и также он сказал: «Позиция истинного проповедника будет такой: «Я не знаю многого, но мой Гурудев и Бог стоят за мной. Они владельцы. Я всего лишь посредник, а Они собственники, и Они всегда пребывают над моей головой». С таким сознанием проповедник совершает свою работу». Безграничное стоит за мной, я могу не знать, но у меня есть мой Гурудев. Когда Свами Махарадж думал о том, что он не проживет долго, может покинуть этот мир, он говорил своим ученикам: «Если я умру, не переживайте, потому что ваш дед позаботится о вас». Истинный проповедник всегда будет пользоваться помощью свыше. Рамануджа и шанкарит дискутировали, в течении нескольких дней происходил диспут, и в конце концов Рамануджа увидел, что он беспомощен в этом сражении. Он пришел в храм Вишну, где признался: «Я ничто, я преступник в этой сампрадае, я не в состоянии защитить достоинство сампрадаи, столь низок. Что мне делать?» И от Божества пришло вдохновение. На следующий день это джентльмен, шанкарит, пришел, припал к его стопам и заявил: «То, что ты говорил мне вчера, я наконец понял, о чем шла речь, я больше не буду продолжать наш диспут». Две недели шел тот диспут.
Преданный: Как звали того человека?
Шридхар Махарадж: Я не помню, я прочитал об этом в книге на английском в Мадрасе.
Преданный: Тот пандит был шанкаритом?
Шридхар Махарадж: Да, шанкаритом, и в конце концов он сдался. Те доводы, которые Рамануджа приводил накануне, эти аргументы стали решающим словом в споре. Не новые аргументы, в новых аргументах не было необходимости по Его воле. С сердцем в груди и с Богом над головой. Мы ограниченные существа, но за нами стоит Безграничное, мы должны сознавать: мы ограничены, но Безграничное присутствует, и благодаря моей Гуру-парампаре я занимаю неуязвимое положение. Считается, что «Брахма-самхита» поддерживает взгляды Махапрабху Шри Чайтанйадева таким образом, что некоторые люди утверждают, что эта книга была написана самим Махапрабху, настолько она поддерживает Его взгляды. Бхактивинод Тхакур пересказывает это утверждение и говорит: «Если это так, то нам еще больше повезло, поскольку мы не находим ни одну книгу, содержащую сиддханту, автором которой был бы Махапрабху. У нас есть «Бхагаватам», другие писания и 8 шлок, данных Махапрабху, и если эта книга была написана Чайтанйадевом, то это замечательно», но это не так. Джива Госвами упоминает, он говорит: «Это глава из изначальной «Брахма-самхиты», содержащей 100 глав». И это лишь одна глава.
Преданный: Это 5-я глава, там говорится это?
Шридхар Махарадж: Я думаю, да.
Преданный: Был еще один вопрос общего характера. Иногда Сарасвати рассматривается как жена господа Брахмы, и мы так понимаем, что Брахма находился в одиночестве, а она, пребывая в Вайкунтхе, дала ему этот мантрам. А его жена Сарасвати возникла позже?
Шридхар Махарадж: Это может быть не та же самая Сарасвати, а проявление. Сарасвати пришла от Нарайаны к Брахме. По воле Нарайаны та же самая Сарасвати изошла из Брахмы для масс. Изначально она с Нарайаной, можно рассматривать это так. Эта Сарасвати, по мнению обычных людей, подчинена Брахме, но это внешний аспект, а истинная Сарасвати не может не быть прямой потенцией Нарайаны.
Преданный: Другой вопрос: иногда говорится, что Сарасвати находится в оппозиции к Лакшми.
Шридхар Махарадж: Лакшми есть потенция, источник комфорта, но Сарасвати, происходящая из Нарайаны, всегда помогает другим. Если Лакшми собирает энергию для Нарайаны, так сказать, то Сарасвати извлекает из Него энергию и распространяет вовне, поэтому они несколько антагонистичны — центростремительный и центробежный потоки. Сарасвати — всегда центробежный, не центростремительное служение она совершает, тогда как Лакшми Деви это может не нравиться. Я собираю энергию, экспорт и импорт. Когда экспорт превышает импорт, такое чувство может возникнуть. Кажущиеся, мнимые апатии, центростремительная и центробежная потенции Нарайаны. Лакшми также до известной степени центробежный поток, но все же центростремительный, Сарасвати — исключительно центростремительный, только экспорт звука. Для нас необходим импорт звука, но для Нарайаны нет необходимости в таком импорте, исключительно экспорт звука. Шабда брахма, в звуке заключено все. Здесь также, эфир есть причина измерения звука. Это более тонкое и обширное, всеобъемлющее начало, заключающее в себе все. Эфир и внутри и вовне, там, где земля, там есть эфир, но там, где только эфир, там может не быть земли или воды. Сарасвати — центробежный поток, звук, исходящий из центра, распространяющийся вокруг, но Лакшми стремится вечно служить комфорту Нарайаны. Если мы хотим провести различия между ними, то картина будет такой. Они несколько антагонистичны — Лакшми сохраняет, Сарасвати расточает.
Радхарани иногда испытывает недобрые чувства в отношении флейты: «У тебя всегда есть флейта, и она источник всех беспокойств», и гопи устроили заговор с целью украсть у Него флейту. «Эта флейта беспокоит нас в наибольшей степени, звук в высшей степени беспокоющий всегда пытается лишить нас нас самих. Звук флейты — наш враг», нечто в этом роде, звук флейты. Гопи относятся к категории Лакшми. Они также чувствуют беспокойство. Они враждебны по отношению к этому звуку где-то: «Этот звук — корень всех зол, источник всех бед в нашем сердце. Мы боимся не столько Тебя, сколько звука Твоей флейты: из-за этого звука все приходит в хаос». Они несколько враждебны, это раздача, распространение, флейта. Я также написал в своем комментарии к гайатри: «Это отражение звука флейты Кришны, сладостного звука, который не только спасет нас от всех нежелательных связей, но поможет нам достичь подлинного и уместного служения Господу. Негативная и позитивная — две функции выполняет звук гайатри. Благодаря этой песне мы обретаем освобождение, но освобождение имеет позитивную сторону: это некое определенное занятие в рамках служения Кришне. Эта песня приводит нас к сварупе, нашей подлинной функции, сокровенной функции души. Это мурали Кришны и гайатри — отражение здесь.
Киртан Махапрабху также имеет подобный эффект. Флейта Кришны, санкиртан Махапрабху и гайатри — эти явления равноценны в том смысле, что преследуют одну цель, они взаимосвязаны. Высочайшее явление в высочайшем измерении, занимающее промежуточное положение и в низшем измерении. Сарасвати более всего любима Кришной, и ее сердце наполнено любовью к Кришне. Все мои источники и ресурсы там, в другом месте, и тех, кто использует ее для удовлетворения, преследуя свои локальные интересы, она хочет наказать их, так описывает ее Бхактивинод Тхакур. «В действительности все виды звуков говорят о Кришне, обращены к Нему, Кришна-прия. А тот, кто отступает от Кришна-бхакти, того ждет наказание, — говорит Бхактивинод Тхакур. — Я буду безжалостно попирать подобное неуместное культивирование, те, кто культивируют звук подобным неуместным образом, вне связи с Кришной».
Преданный: В «Анубхашйе», возможно, приводятся различные типы санйаси, и о титуле «Сарасвати» говорится, что Сарасвати — знаток шастр, вот что нас удивляет. Там сказано: «Совершает шастра сангит». Это в школе Шанкары или это также возможно в вайшнавизме, что санйаси, носящий титул «Сарасвати», не только знаток шастры, но упоминается сангит?
Шридхар Махарадж: Я не встречал это место. А где это сказано, в «Анубхашйе» Прабхупады?
Преданный: Да, в «Мадхйа-лиле» даются объяснения различных имен санйаси. 10 имен: Бхарати, Аранйа и т.д.
Шридхар Махарадж: Сарасвати. И говорится о связи Сарасвати с сангитой, только такой санйаси носит имя Сарасвати, это одно из его качеств.
Преданный: Я не понял, о чем идет речь. Мы не видели подобной квалификации в нашей группе, никаких следов этого.
Шридхар Махарадж: Однажды было сделано групповое фото, когда Прабхупад был молод. Все, представленные на фотографии, пели. Прабхупаду попросили по крайней мере открыть рот и так сделали фото: «Все поют, и вы должны открыть уста». Было такое групповое фото.
Преданный: Я найду этот фрагмент и прочитаю его вам, приведу эту цитату из «Чайтанйа Чаритамриты» попозже, может быть.
Шридхар Махарадж: Возможно, это не настолько важно. Вйасадев жил на берегу реки Сарасвати, и там он поучал в «Бхагаватам» Шукадева. Нарада пришел туда и объяснил 10 принципов «Бхагаватам» там, на берегах Сарасвати. Пришел Нарада, обучил принципам «Бхагаватам», и Ведавйаса, в свою очередь, передал Шукадеву знание «Бхагаватам». Там было четыре собрания. Третье собрание — это там, где председательствовал Шукадев, а четвертое, в Наймишарани, оратором был Сута Госвами, и после четвертого собрания Вйасадев представил широким массам нынешний «Бхагаватам», после четырех собраний. Вначале Нарада и Вйаса, второе — Вйаса и Шука на берегу Сарасвати, в Бадарикашраме, третье — шукатали и четвертое — в Наймишарани, и были даны три вступительные шлоки, написанные Вйасадевой после этого. С этим предисловием книга была представлена широким массам.
Преданный: Нарада и Вйаса — это первое?
Шридхар Махарадж: Да, Нарада и Вйаса, затем Вйаса и Шука. Шукадев говорит: «То, что я услышал от моего дорогого отца, я расскажу вам сейчас. Поскольку я считаю, что ты ищешь высочайшую цель жизни, и это то самое место, подходящее для того, чтобы я представил высшие принципы жизни, сейчас я открою эти принципы здесь. Ты являешься личностью, достойной узнать о высочайшей цели жизни. Она может быть принята великими личностями. Я считаю тебя такой великой личностью. Я дам тебе это явление». Кришна-лила, нара-лила — человекоподобные игры, высочайшие игры Господа, это высочайшее явление. Пракрита-апракрита, когда владелец играет роль вора, если мы способны понять это, тогда в дальнейших решениях нет смысла, все разрешено. Если мы понимаем, что собственник может играть роль вора, Тот, Кто является Абсолютным Собственником, играет роль вора, если мы сумеем последовать этой линии мысли, то не останется никаких дальнейших вопросов.
Наш Гуру Махарадж сказал: «Нарайана обладает качеством непривязанности — вайрагйа, отрешенность, безразличие. Он обладает отрешенностью в такой степени, что все принадлежит Ему, но мы не видим Собственника, не можем найти, подобная отрешенность. Мы не можем найти истинного собственника, владельца собственности, настолько Он не заботится о том, что Ему принадлежит. Здесь также, Он играет, ведет Себя словно вор, будучи владельцем. Он не только непривязан, но на поверхности кажется, что Он действует как вор. Один джентльмен сказал в лекции: «Поскольку Он вор, у нас есть утешение. Мы можем не хотеть приглашать к себе вора. Мы оградили наш дом высоким забором. Может быть сезон дождей, буря, ураган, но вора не заботят ни плохая погода, ни высокий забор. Он приходит в дом, преследуя свои собственные интересы. Мы возвели множество ограждений, пытаясь избавить себя от сознания Бога с тем, чтобы оно не проникло в наши сердца. Но поскольку Он входит подобно вору, у нас есть надежда, в противном случае по доброй воле, сознательно мы не позволим сознанию Бога проникнуть в наши сердца, но поскольку Он вор, у нас есть шанс, иначе спасение для нас невозможно». Он вор в своем собственном доме — это крайняя степень самоотрицания, вайрагйи, и не только это. Когда Он крадет что-то у Яшоды, Его безжалостно секут, и Он плачет: «Я больше не буду так делать, говорит Он, пожалуйста, простите Меня». Тот, кто сознает, что все принадлежит Ему, тот играет такую роль. Какой экстаз Он переживает в своем сердце? Что это такое? Я стремлюсь к такому Богу, а боги иного типа мне не нужны. Мне нужен тот Бог, который играет и ведет себя как вор, будучи владельцем всего, столь смирено. Мне нужен лишь такой Бог, а боги иных типов меня не интересуют.
Парикшит Махарадж сказал: «В чем дело? Йоги и риши, ученые, святые пытаются, прилагают множество усилий к тому, чтобы достичь концепции Бога, но они утверждают, что Он очень далек, в высшей степени абстрактен, Его невозможно достичь. Если каким-то образом мы соприкасаемся, то автоматически немедленно мы теряем это восприятие, настолько редко это явление». А там Яшода дает Ему свою грудь, этому Парабрахману. Как это понять? Он ползает во дворе дома Нанды. Посредством какой садханы Его родители достигли такого положения, какое средство ведет к такой цели? Это путь Любви, анурага-садхана, только безусловное бхакти, отдание себя, только оно может привести к подобному достижению Того, Кто неведом и непостижим, и этот Недостижимый может быть достигнут подобным образом. Подобное специфическое средство присутствует. Каково оно? Это према, Любовь, Преданность, это самоотдание.
Преданный: Махарадж, когда вы говорили о Лакшми, о том что Лакшми служит, собирает, а Сарасвати раздает. Когда мы думаем о мадхурйе и аударйе, какие паралели?
Шридхар Махарадж: Мадхурйа и аударйа. Сарасвати более склонна к аударйе, а мадхурйа преобладает в линии Лакшми. Лакшми, конечно же, потенция низшего типа, но все же линия такова. Сарасвати вербует, занимается ведомством, в котором вербуют, аударйа. Махапрабху пришел в качестве шастра пандита, это раздача, это Сарасвати, а мадхурйа — это коровы, связь с коровами, а коровы это самые что ни на есть сохраняющие животные. Го — это чувство, и Го — это коровы. Говинда — это удовлетворение всех наших чувств, истинное порождение Вед и Хранитель коров. Го шрути. Это самые невинные живые существа. Они живут только для других, дают молоко, помогают другим, очень смиренные, идеал смирения и помощи. Шрути, пассивные наставления. Говинда, все наши чувства могут найти свое счастье, соответствие в Нем. Если чувствами злоупотребляют, они приводят нас в ад, но если ими распоряжаются правильно, они приводят к прямо противоположному явлению. Чувства созданы для чего-то. У них есть предназначение, но истинное, святое предназначение чувств связано с Кришной, а противоположное явление столь низменно. Говинда. Нитай Гоур Харибол.
Преданный: Махарадж, когда Шукадев Госвами родился, он немедленно покинул отца или в 16 лет?
Шридхар Махарадж: Да, в разные калпы это происходит по-разному, в одну калпу так. Говорится, что Шукадев не хотел выходить из лона…
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.