«16 кругов шума» 1982.06.30.B
16 кругов шума
Шридхар Махарадж: Гуру не следует сводить к определенному телу или определенному мнению. Речь идет о более универсальных характеристиках. Ачарйам мам виджаниям. То же самое стремление, те же самые характеристики. Более высокие и аналогичные. Обрести служение совершенной природы — это будет наша удача. Если же у нас нет этого, все — мои слуги, а Гуру отсутствует, то это прискорбное положение. Но если все — Гуру и никто не является моим слугой — именно к этому мы должны стремиться. Так мы получим больше. Все хранители, все доброжелатели, пекущиеся о моем благе. Я хочу доброжелателей, не слуг. Но позиция «я диктатор, а все выполняют мои указания» — не об этом идет речь. Это также неизбежно, но мы должны в полной мере сознавать указания свыше и мы можем быть связующим звеном. Связующее звено между высшим и низшим началами — это киртан. Мы приобретем адхикар — право обращаться к другим, говорить с другими. Когда мы в полной мере будем преданны, мы не будем стремиться к положению, но будем оказывать почтение всем и каждому. Отсутствие стремления к самоутверждению. Махапрабху распространяет Сознание Кришны, и «аманина манада» означает бескорыстие, отсутствие личных желаний. Мы хотим оказывать почтение всему и не хотим ничего для себя. Это «аманина манада». Не стремиться к какому либо положению, но быть готовым оказывать должное почтение всем и каждому. Эта стадия, на которой мы можем быть подлинными посредниками. Отсутствие эгоизма. Настоящий посредник не должен искать ничего для себя. Бескорыстный посредник, способный передавать.
Преследование личных интересов — наш худший враг. Пратиштха. Майавади не способны избавиться от пратиштхи. Преследование своих личных интересов. Поэтому они недостойны стать членами школы бхагават. Преследование личных интересов, сохам. Сохам, тат твам аси. Повсюду прослеживается эта тенденция. Они не способны избавиться от такого самопоклонения, пратиштха. Ведь я един с Первопричиной. Они не способны принять негативный характер. Лишь служение, отсутствие наслаждения, жизнь слуги, рабство, шаранагати. Это вероисповедание, символ веры. Принять культ рабства и служения Кришне. Рабство — это наша слава, это славное явление, высокое явление — стать рабом Кришны и каршны, Кришны и Его спутников. Мы хотим рабства. Сердце должно быть готово к этому. И благодаря рабству мы выживаем, но из-за господства мы теряем. Это фундаментальная концепция вайшнавизма.
Превосходя стадию Веданты, майавади говорят о Ханумане: «Хануман — идеал дайсья-бхакти». Это их выдумка. Они вкладывают следующие слова в уста Ханумана: «Когда я нахожусь в физическом измерении, я слуга Рамачандры. Когда я нахожусь в ментальном измерении, я Его часть, частица Его существа. А когда я нахожусь в измерении души, тогда мы с ним единое целое». Такова их точка зрения, но наша точка зрения прямо противоположна. Когда мы находимся в физическом измерении, то мы боги; когда в ментальном измерении, то я нечто отличное; когда в измерении души, то я вечный слуга. Фантасмагория. Прабхупад говорил: «Погоня за фантасмагорией». «Я это Он» — проклятый, в высшей степени проклятый темперамент. Подобное великое преступление человек может совершить, вовлеченный майей в заблуждение. Я высочайшее начало. Если это так, то как ты пал? Кто вынудил тебя опуститься до подобного состояния? Ты стал предателем самого себя, думая, что ты верховное существо. Как это верховное существо могло стать жертвой майи? Такова идея твоего верховного положения.
Махапрабху сказал Сарвабхауме: «Это в высшей степени удивительно, как каждый способен игнорировать эту простую, ясную истину, основанную на здравом смысле — Кришна есть майа-дхиша, владыка майи. А мы являемся жертвами майи. И ты утверждаешь, что жертва и владыка суть одно?» Это в высшей степени изумительно. Если ты владыка майи, то каким образом ты стал рабом майи? Вайшнава-сева, Гуру-сева. Благодаря этому мы возвращаемся к нормальному темпераменту. Воспевая Святое Имя либо выполняя долг, культивируя преданность, будь то посредством Имени, звука, любым способом. Рупа Госвами говорит в своей шлоке [цитирует санскрит]. Это центральная мысль. Тот, кто хочет помочь себе реальным образом должен усвоить, занять подобную позицию. Внимание этого человека должно быть направленно на эту центральную мысль, призванную руководить нами.
Севон мукхйа — служение всему и вся, темперамент слуги. И приобрести этот темперамент слуги, служение Вайшнаву, Гуру, каков бы ни был характер этого служения, не имеет значения, но пытайся повиноваться зову, отвечать на зов Вайкунтхи. И тогда даже убийство может быть преданностью, любое деяние. Речь идет не столько о форме, сколько о сути. На эту суть должно быть направленно все наше внимание. То, что необходимо, — дух служения. Призываем ли мы Харинам, повторяем ли мы Харинам или что-то еще. Можно убить всех, но если это указание свыше, то ты поступаешь правильно, поскольку это убийство не является убийством в подлинном смысле слова. Воля Верховного Начала абсолютно благотворна. «Умереть, чтобы жить». Не думай, что в этом случае ты окажешься проигравшим, если ты умрешь такой, как ты есть. Сейчас ты не проиграешь. Умереть — означает растворить себя, нынешнее существо. И подлинное «я» проявится во всей своей первозданной славе. Служа комфорту Вайшнавов, мы растворяем себя, отвергаем себя, игнорируем себя таких, какими являемся в настоящий момент. Умереть — означает отрицать, отвергать.
Акшайананда Махарадж на днях очень хорошо выразился: «Один лакх Харинама, один лакх шума». Один лакх шума или 16 кругов шума. В чем разница? Никакой разницы. Когда Махапрабху в своем состоянии транса переживал лилу Радхи-Говинды в обществе гопи на Говардхане, то Сварупа Дамодара и другие пытались воспевать Святое Имя: «Харе Кришна, Харе Кришна», чтобы вывести Его из этого состояния транса. И когда Махапрабху вышел из состояния транса, Он пожаловался: «Я переживал самые счастливый опыт там, а вы все стащили меня сюда, вниз, своим громким шумом». Колахола означает «шум». Вы создали шум, стали шуметь. И о каком шуме идет речь? «Харе Кришна, Харе Кришна» — Кришна-нам был шумом. Кто был источником Кришна-нама? Сварупа Дамодара и подобные ему люди. Один лакх Имени означает один лакх шума [смеется]. Конечно, это определенное указание для нас. Мы должны думать, что создаем шум.
Однажды наш Гуру Махарадж беседовал с одним человеком, совершал Хари-катху, беседовал о Кришне. Один его ученик начального уровня воспевал Харинам громко. Прабхупад сказал ему: «Не шуми». И этот ученик ответил: «Я призываю Харинам, это вы шумите». Некто Вайшнава Дас. Он был необразованным человеком, невежественным. Он пришел, чтобы служить Прабхупаде и повторял: «Харе Кришна, Харе Кришна». А Прабхупад разговаривал с неким джентльменом, рассказывал ему о Кришне. И этот человек громко повторял Имя, поэтому Прабхупад сказал ему: «Не шуми». На что он ответил: «Это вы шумите, я же призываю Имя». Вы должны быть осторожны. Боже спаси меня от моих друзей.
Преданный: Наш Гуру Махарадж предостерегал нас временами, когда он видел, что кто-то громко повторяет Имя он говорил: «Это повторение предназначено для тебя, не для окружающего мира».
Шридхар Махарадж: Это зависит от обстоятельств. Не в присутствии старшего. В присутствии старшего человек не должен пытаться распространять свои ментальные волны. Волны высшего измерения должны быть восприняты. Им не следует создавать оппозицию посредством некой иной вибрации. Что есть истина? Истина безгранична, сатйам парам дхимахи. Высшая концепция истины, давайте попытаемся найти ее, культивировать это явление.
Преданный: Махарадж, похоже, что нас обманули. В «Кали-сантарана-упанишад» сказано: харер нама харер нама эва кевалам — воспевай Святое Имя. И если мы воспеваем Нам, то мы помимо этого вынуждены делать множество разных вещей, и нам не очень легко.
Шридхар Махарадж: Мы должны понимать, что есть Харинам, проанализировать это. Если мы проанализируем это, мы увидим, что есть Хари и не есть Хари, что есть Хари и что не Хари. И в процессе детали нам откроются. Но в целом говорится: призывай Харинам. Что есть подлинный Харинам? Одного Харинама достаточно, чтобы утолить всю нашу жажду, чтобы избавить нас от всех грехов. И что есть этот Харинам? Что есть Хари? Что есть Его Имя? Все это детали и детали, но в целом призыв таков. Со временем эти детали открываются нам: делай то, делай это. Повсюду подобный подход присутствует. Вначале призыв общего характера, затем нам открываются детали, нюансы. В любом случае это так. В начале призыв общего характера, затем, когда мы приходим к этому явлению, нам открываются частности. Пытайся призывать Харинам. Этот звук имеет безграничную природу. Это не обычный звук, универсальный звук. Призывай Харинам, пытайся достичь этого универсального звука. Пытайся установить связь с этим явлением. И какова будет цель этого универсального звука? Природа этой цели постепенно откроется тебе, как ты можешь установить связь с универсальной волной, универсальным смыслом, местом назначения. Связь. И ты избавишься от локальных и провинциальных трудностей. В настоящий момент ты отождествляешь себя с локальными и провинциальными трудностями, и это приносит тебе реакции. Ты же должен установить связь с универсальным звуком, и ты получишь прочное основание в этом измерении, никакие реакции не будут возможны для тебя.
Преданный: Если человек развивает умонастроение служения, то есть ли разница, когда он служит возвышенному или менее возвышенному Вайшнаву. Существует ли разница?
Шридхар Махарадж: Да, конечно, различия существуют. Степени влечения, степени близости к этому универсальному зову или звуку, или деятельности. Нама рупа гуна лила. Постепенно мы установим связь с этим явлением. Мы должны служить высшему Вайшнаву, но существует градация: дасйа-раса, сакхйа-раса, ватсалья-раса и в каждом департаменте существует дальнейшая градация.
Преданный: Махарадж, вчера вы сказали: пушпа… 3 слова были упомянуты, я не понял…
Шридхар Махарадж: «Нелегко привлечь внимание Кришны ко мне, предложив Ему цветок моего тела», — сказал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Я пытался жизнь за жизнью, но все же я не сумел предложить цветок Его телу. Оказаться в поле Его внимания в матхурйа-расе. Настолько обратить Его внимание, что бросить цветок к Его телу. Достичь такого уровня, этого круга я не сумел. Я пытался изо всех сил на протяжении долгого-долгого времени, но я не сумел. Если мы считаем, что создаем этот звук и он уже в нашей пригоршне, то нет, это не настолько легко. Мы не должны думать, что Сарасвати Тхакур находится в таком положении, но он говорит так. То обстоятельство, что он говорит, это само по себе указывает на то, что он достиг этого. Как говорит Махапрабху: «Чем больше человек обретает это явление, тем больше он чувствует, что лишен его». Измерять степень достижения следует таким образом, с негативной стороны. Я пытаюсь жизнь за жизнью, я жертвую, но я не могу привлечь внимание Кришны. Может быть, это воображение, может быть, это фантазия, но все равно, несмотря на отсутствие достижения, я не могу оставить это явление. Жажда, голод — здоровые симптомы. Каков симптом здоровья? Хороший апетит. Что ваш научно-исследовательский отдел говорит об этом? Это очень научная формулировка.
Преданный: Махарадж, я буду это проповедовать. Я знаю, как проповедовать врачам.
Шридхар Махарадж: А я яд для ИСККОН. Они так считают. Когда Свами Махарадж присутствовал, что он говорил?
Преданный: Махарадж, когда Свами Махарадж присутствовал, он имел обыкновение говорить: «Проповедь — это суть». Каков смысл этих слов?
Шридхар Махарадж: Он так говорил?
Преданный: Да, в книге это сказано: «Книги — это основа, проповедь — это суть, польза — это принцип».
Шридхар Махарадж: Утилитарность — это принцип, а проповедь — суть. Что еще?
Преданный: Книги суть базис, польза — это принцип, имеется в виду утилитарность, а чистота — это сила.
Шридхар Махарадж: Имеется в виду йукта-вайрагйа, польза, утилитарность. Имеется в виду «некое явление используется универсальным началом». Служение. Я могу быть использован, могу принести пользу подлинным образом. А киртан — это жизнь, жизненная сила, взаимодействие, культивирование. Импорт и экспорт — это жизнь. Импорт со стороны Бога и экспорт с нашей стороны. Импорт и экспорт — таким должно быть двустороннее движение. Противоположные явления, которые соединяются в Боге. Для того, чтобы осуществлялся экспорт, необходим импорт — это суть. Жизнь подразумевает импорт и экспорт. Импорт подразумевает экспорт и наоборот. Суть — это киртан, и затем книги — это основа, фундамент, более широкий круг. Если мы хотим представить эти истины, то косвенная связь должна быть, когда речь идет о широких массах и о будущем. Звук достижим лишь в узком круге, но книги достижимы для более широкого круга, кроме того, в будущем они будут действовать. Таким образом книги следует рассматривать как фундамент, это основа более широкого киртана. И на этом основании, на этом фундаменте мы будем совершать киртан. Другой момент таков: когда мы говорим и когда мы пишем…
Когда мы пишем, это требует от нас более ответственного подхода. Совершая киртан, мы можем быть более внимательными. Поскольку я не могу говорить наобум, я должен в полной мере сознавать свой принцип, быть абсолютно внимательным. Воспевая Имя, я могу быть невнимательным, думая о чем угодно, но когда мы проповедуем, когда мы обращаемся к людям, мы должны быть абсолютно внимательны к тому, что мы говорим. И, далее, когда мы говорим, то подбор слов может не быть тщательным, но абсолютная тщательность необходима, когда мы пишем. Мы можем быть более внимательны, когда мы пишем. На 1-м месте стоит медитация, на 2-м — устная проповедь, на 3-м, более высоком уровне, — письменная проповедь, так сказать. Книги — это основа, и на этом базисе, на этом фундаменте мы можем совершать киртан. Мы должны быть более аккуратными, внимательными, скрупулезными, когда мы пишем, по сравнению с той ситуацией, когда мы говорим. А затем польза — это принцип. Имеется в виду: у нас не должно быть никаких других целей, кроме служения Кришне. Это должно быть нашим чистым принципом. Бескорыстно мы делаем что-то ради Кришны и Гуру, не преследуя никакие иные цели жизни. Этот принцип мы должны принять прежде всего. Затем принцип чистоты, фундамент — книги, затем импорт и экспорт, проповедь. А 4-й?
Преданный: Чистота есть сила.
Шридхар Махарадж: Чистота — это сила, да. Если мы искренне действуем, тогда нам откроется источник энергии. Чистота — это источник силы, насколько мы сможем стать чистыми и бескорыстными. Если мы не чисты, мы будем слабыми, но если мы чисты и искренни в своем сердце, то безграничная сила придет к нам. Чистота намерения, цели. Вера — это источник всей силы, вера.
Который час? Девять?
Преданный: Без пятнадцати десять.
Шридхар Махарадж: Я закрываю на этом собрание. Нитай Гоура хирибол.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.