«Ваша цель — мадхурья-раса» 1982.07.02.A
Ваша цель – мадхурья-раса
Шридхар Махарадж: Поскольку Он приказал мне работать здесь, в этой связи я работаю. Куда бы я ни был помещен, там я буду работать. Мы будем трудиться, исключительно следуя указаниям Вайшнавов, мы не будем принимать личную ответственность, она лежит на них, мы трудимся. Получать всё с «чистыми руками», Пратиштха, канак, мы всё можем использовать в служении, но руки будут чистыми, не черными.
Предaнный: Это описано в «Джайва-дхарме», ученик видит, я не помню этот стих, но он начинается со слов хе радхалике.
Шридхар Махарадж: Это слово означает «подруга», сакхи. В Гуру-пранаме Вишванатха Чакраварти это слово означает гопи, сакхи, подруга, радхалике. «О подруга Шри Радхарани», смысл таков, очень близкая служанка Радхарани.
Предaнный: В рупануга-линии?
Шридхар Махарадж: Да, в рупануга-линии, и Свами Махарадж также говорит: «Мой Гурудев – Радхарани». Кто там?
Предaнный: Бхактихридой Свами.
Преданный: Мой вопрос таков: когда человек квалифицирован видеть Гуру подобным образом (как близкую подругу Радхарани)?
Шридхар Махарадж: Адау шраддха татах садху-санга тха бхаджана-крия. Тато нартха-нивриттих сьят. Тато ништха ручис татах атхасактис тато бхавас татах прем. По крайней мере на стадии бхава-даша, и ее симптом описывает Рупа Госвами Прабху. Когда подобное состояние можно увидеть в преданном, тогда он способен на подобную внутреннюю жизнь.
Предaнный: Не могли бы вы объяснить смысл выше процитированного?
Шридхар Махарадж: Любая потеря в мирских делах не имеет для него никакого значения, он в полной мере сознает, что всё мое богатство здесь, а эти внешние достижения не имеют особого значения. И также он чувствует: «Моё время тратится впустую», он не хочет тратить впустую ни единой секунды. Он хочет непрестанного общения с желанной группой во Вриндаване. Он также не наслаждается разговорами на мирские, внешние темы. Если кто-то оскорбляет его, для него это не имеет значения, и он стремится к цели своей жизни. Он чувствует, что Кришна и Радхарани одарят его своей благосклонностью, подобная твердая убежденность, внутренняя надежда живет в нём. Прошло так много времени, но я не обрел и следа этого явления, преданности, того, что я ищу, ни капли любви к Кришне. Он всегда поддерживает, сохраняет вкус к Имени Господа, какой бы деятельностью он ни занимался. А когда описываются трансцендентные качества Кришны и Его группы, он безумно стремится слушать подобные описания, и какое бы место ни было связано с памятью о Них, он стремится в это место. Таковы качества человека, который обрел бхава-бхакти. Это цена билета, позволяющего обрести такие качества.
Предaнный: Даже не достигнув этой стадии, мы…
Шридхар Махарадж: Внутренняя тенденция, жадность, чувство того, что это очень сладостное явление, это чувство постепенно растет.
Предaнный: А как можно ускорить этот процесс?
Шридхар Махарадж: Благодаря общению с садху и с писаниями, садху и шастрой.
Предaнный: А что более важно?
Шридхар Махарадж: Когда доступен садху, мы общаемся с ним, а когда садху недоступен, мы общаемся с шастрой.
Предaнный: Махарадж говорит, что он описал вас самым замечательным образом, прославил, описал вашу физическую красоту и упомянул то обстоятельство, что вы распространяете послание Гaуранги Махапрабху в настроении мадхурья-расы, полностью поглощены Хари-киртаном, распространением Сознания Кришны. Это прекрасное видение Махараджа, и эти черты самоочевидны в вас.
Шридхар Махарадж: Эти качества не были установлены неким комитетом, но внутреннее вдохновение совершать эту работу, совершать киртан. И ваша цель – мадхурья-раса.
Предaнный: Я думаю, что моя цель – ваши стопы.
Шридхар Махарадж: Он всегда радуется, когда оказывается в обществе чистых Вайшнавов, это его естественное стремление, находиться в обществе преданных.
(Обсуждается пранама-мантра Праманы Махараджа).
Преданный: Он подобен луне – высокий, молодой. Говинда Махарадж написал пранама-мантру Гуру Махараджу, очень прекрасную мантру.
Шридхар Махарадж: О, да. Поэзия – это выражение чувств сердца, прекрасных сердец преданных, мадхурья, сундарам, всё прекрасно.
Предaнный: Махарадж, вы говорите, что желания – это семя. Это должно быть не эфемерное, но внутреннее желание.
Шридхар Махарадж: В настоящее время это желание покрыто оболочками, но иногда оно проявляется. Внутренняя природа скрыта, она есть даже в деревьях и камнях, и затем, когда эти оболочки становятся… Они могут всё более и более тонкими либо толстыми, но мы можем видеть, что скрыто внутри, и учитель способен увидеть, каково внутреннее желание ученика и помогать ему идти в этой линии, ручи-парикша. Прабхупад, после того как мы обошли святые места Вриндавана, спросил многих из нас: «Какое место привлекло тебя в наибольшей степени?» Когда он спросил меня, то я ответил: «Место между Нандаграмом и Джалатом». Место свекра Радхарани и отца Кришны – Нандаграм, и на полпутии между обеими деревнями находится бхаджан-кутир Рупы Госвами, Кадамба-канди. Я ответил: «Это место». Первое – это Варшана, дом отца Радхарани, но я указал вначале на Рупу Госвами, Кадамб-канди. Это место и место бхаджана Рупы Госвами привлекли меня в наибольшей степени. И по прошествии трех лет однажды Прабхупада сказал: «Твое место». Я не мог понять, о каком моем месте идет речь. Кадамб-канди, я удивился, я не придал такого большого значения его вопросу два года тому назад. Он задавал этот вопрос многим, какое место привлекло их в наибольшей степени. Я ответил, что вот эти места меня привлекли, но он запомнил это, а я забыл. И по прошествии 2-3 лет он сказал: «Твое место». Я не мог понять, о каком моем месте идет речь. «Кадамб-канди», – пояснил он. И тут я вспомнил: «О, то было три года тому назад, и это место привлекло меня в наибольшей степени, и он запомнил это». Также незадолго до своего ухода он приказал мне петь «Шри Рупа-манджари пада». Также моя поэма…
Предaнный: Махарадж, подобные желания не могут быть развиты искусственно, они должны исходить изнутри.
Шридхар Махарадж: Да, это естественный поток. Если речь идет о поиске славы, последователей, то мы будем пытаться подняться на вершину, но упадем и разобьемся, рост должен быть естественным, не искусственным. Скорее, мы будем думать: «Я не достоин войти в эту священную область», такого рода мысли мы будем питать.
Бхактичару Свами: «Глупцы рвутся туда, где ангелы ступить не смеют».
Шридхар Махарадж: Да, мы всегда будем подозрительны в отношении себя. Но Его провидение, промысел неизбежны, если Он силой приведет меня туда, подтолкнет меня в то измерение. Однако моя тенденция будет такой: я буду склонен к низшему служению, буду пытаться совершать мое служение, дасьям, а сакхья, дружба, имеет место, но я буду чувствовать, что я недостоин быть Его другом, я буду Его слугой. Но старшие мне скажут: «Нет, ты должен служить здесь», они будут оказывать давление на меня. Кто там пришел?
Предaнный: Сатьянанда Прабху, Юдхаманью Прабху. Махарадж, есть один вопрос: иногда мы слышим о том, что Господь Шива находится за пределами Брахмалоки.
Шридхар Махарадж: За пределами Брахмалоки существует Садашивалока, этот Шива – преданный Нараяны, Кришны, Рамы. Преданный Кришны стоит выше всего. Этот Шива – царь майи и слуга Вишну, вайшнаванам ятха шамбхух. Преданный Шива выше, он обладает положением в низшем измерении Вайкунтхи, в целом его зовут Садашивой. Его функция более высока, чем Майапати-Шива, Шивы, который является владыкой этой иллюзорной энергии. Шиву также можно увидеть во Вриндаване, Гопешвара, но как бога – там, гьяна-шунья бхакти, апракрита. Как в этом бренном мире люди поклоняются многочисленным богам, в подражание этому там, в трансцендентном Вриндаване, есть множество богов и богинь. Им поклоняются, они молят: «О Махадева, исполни наше желание». Они, обитатели трансцендентного Вриндавана, ведут себя так, как жители бренного мира, они придают значение многочисленным богам и полубогам. Полубоги также представлены в апаркрита-реальности. Поскольку они считают себя человеческими существами, обитателями этого измерения, oни думают: «Мы обычные смертные, а это боги», у них есть портреты высших существ. То, что мы видим здесь, есть искаженное отражение их позиции, это очень специфическое положение вещей там, а то, что мы видим в этом мире, – это копия и скорее искаженное отражение изначального положения вещей.
Предaнный: Вчера вы говорили с преданными и у нас возникло сомнение, поскольку у некоторых преданных есть чувства. Они чувствуют, что Шрила Прабхупад подчеркивал в обращении к нам самбандху и абхидею, и мы чувствуем, что вы открываете двери в прайоджану. Поэтому зашел разговор о том, что некоторые из нас рассматривают вас как прайоджана-ачарью. Будет ли такое понимание правильным? Похоже, что вы демонстрируете нам высочайшее явление.
Шридхар Махарадж: Говоря объективно, беспристрастно, так можно сказать, можно увидеть. Бхактивинод Тхакур написал в одном из своих произведений: «Веды – истина откровения, и те, кто передавали, кто увидел эту истину, принимали определенную тактику передачи этого знания, политику». Они рекомендуют делать что-то, но с пониманием того, что это частичная истина. Если человек будет следовать этим наставлениям, он достигает следующего уровня, где ему говорят: «Есть нечто большее, иди дальше», подобная политика была принята этими мудрецами. Когда речь идет о начинающих, вся полнота истины не может быть им открыта, потому что она собьет их с толку, поэтому поэтапно, последовательно истина открывается. Такой процесс принимается и практикуется, передача истины откровения носит такой характер. Затем, когда человек, скажем, обучился карме, прошел этот этап, он переходит к стадии гьяны. Когда он исчерпал гьяну, он может прийти к бхакти, к преме последовательно, процесс таков. И существует другой, прямой путь, ачарьи бхакти с самого начала говорят о нем, но на этом пути есть свои этапы, последовательно, такое развитие. Поэтому Свами Махарадж попросил меня позаботиться о вас, он сказал: «Я приношу тебе полуфабрикаты, сырой материал, ты, пожалуйста, доведи их до совершенства». Или помните, как Ачьютананде он сказал: «Ты потеряешь сознание если узнаешь, о чем мы говорили со Шридхаром Махараджем». То есть твоя способность понимания подобных реалий, он имел в виду, нулевая, ты не сумеешь понять, в этом смысле он сказал: «Ты потеряешь сознание». В этом измерении, даже если твое сознание его достигнет, ты не получишь никакого представления о том, что там происходит, в этом смысле потеряешь сознание. Поэтому речь идет об этапах, последовательности.
Свами Махарадж говорит: «Мой Гуру – Радхарани», и также санньяса. В санньясе речь идет о том, чтобы принять прибежище в служении гопи, смысл санньясы таков. Мадхурья-раса Кришны, мы должны бросить себя в океан экстаза, который представляет Кришна. Когда мы принимаем санньяса-мантрам, мы должны вручить себя служению гопи, обрести прибежище в этом служении. Санньяса-мантра такова, гуру-парампара такова, всё это от начала и до конца. Мадхурья-раса – это общее направление, но те, у кого нет такого внутреннего вкуса… Свами Махарадж скорее давал образование общего характера, он не углублялся в эти реалии, он давал общее духовное образование широким массам. Хотя путь начертан, но в то же время необходимо начальное обучение. Но в исключительных случаях есть те, кто могут превзойти этот начальный уровень и пойти дальше в том самом, указанном направлении. Есть образование начальное, среднее и есть высшее образование, есть аспирантура. Когда речь идет об аспирантуре, то принцип таков: по мере возрастания качества количество людей, имеющих доступ к этому явлению, уменьшается, коннотация и денотация.
Предaнный: Махарадж, мы считаем, что вы учите нас, как совершать рагануга-бхакти, тогда как Шрила Прабхупада…
Шридхар Махарадж: Это явление предстает нашему взору, но я делаю его более отчетливым. Это явление – наша цель, оно над нашей головой, мы поклоняемся ей. Пуджала рага-патха гаурава-бханге. Наша высочайшая цель – рагануга-бхакти, но, держа эту цель в поле зрения, мы действуем в этом мире. Пуджала рага-патха гаурава-бханге – это девиз нашего Гуру Махараджа, это явление – рага-марг – собственность нашего Гуру, мы служим этому Гуру. Мы должны сознавать тот факт, что истинное богатство такой природы принадлежит моему Гуру, рагануга-бхакти, и это наша цель. Но я лично недостоин, непригоден, я могу лишь служить тем, кто обладает рагануга-бхакти, и у меня есть надежда на то, что однажды я достигну этого стандарта, такой должна быть наша позиция. Если же мы считаем, что мы достойны, пригодны, то это дисквалификация, отсутствие истинных качеств. Махапрабху говорит: «У Меня нет и капли истинной любви к Кришне, речь идет о Безграничном, Мои попытки постыдны, жалки, они искусственны». Он винит себя таким образом. Но в то же время рагануга-бхакти наполняет Его целиком и полностью, пленяет Его без остатка.
Предaнный: Рагануга-бхакти находится на том же уровне, что и према?
Шридхар Махарадж: Да.
Предaнный: То есть это абсолютно чистое явление?
Шридхар Махарадж: Это самая суть, жизнь премы, внутреннее непреодолимое влечение к Кришне, к служению Ему, спонтанное, не связанное с каким-то расчетам, соображениями потери и приобретения.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.