Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2012 / «Бхагавад Гита – учение о долге»

«Бхагавад Гита – учение о долге»

Слушатель: Воля и ощущение зависят от того, на что направлено внимание, т.е. там и воля, и ощущение?

Б.Ч. Бхарати Свами: Они за Вами последуют. Там, где внимание, там Вы и ощущаете, и отправляете свою волю. Там, где Кришна, там и Баларама, и его энергия Йога-майя.

Слушатель: Духовный учитель нужен только на Земле?

Б.Ч. Бхарати Свами: Главным образом внутри Вас. Но если Вы неспособны слушать свое сердце,а это практически всегда так, то Вы просите свою совесть, или свое сердце, чтобы оно проявилось вовне. Потому что мы живем своим чувствами, мы неспособны все время в глубине находиться, поэтому мы просим Господа, чтобы Он проявился там, где наши чувства. Чтобы мы Его могли не тяжким трудом медитации воспринимать, а более легким способом: через органы чувств. Тогда Он по милости своей посылает нам учителя.

Собственно, учитель всегда присутствует внутри и снаружи, просто мы по глупости своей думаем, что учитель вовне – это что-то другое, нежели учитель внутри. Просто Он принимает форму. Господь Бог по Своей милости своей принимает форму истукана на алтаре. Он в нем живет. Мы неспособны видеть его везде: в каждой колонне или каждом звуке. Тот, кто говорит, что он способен, он – лжец. Он просто к себе хочет внимание привлечь. Мы неспособны, поэтому Господь принимает очертания соответствующие и позволяет своим служителям служить Ему на алтаре.

Слушатель: Мысли материальны. Какой есть способ, уходить от мысли?

Б.Ч. Бхарати Свами: Очень просто – трудиться без привязанности. Бескорыстно трудитесь, тогда сможете мысли контролировать. Есть еще более простой способ: питаться кореньями, сесть на подстилку не слишком высокую и не слишком низкую, поселиться в уединенном месте, вдыхать через левую ноздрю, выдыхать через правую. Это подробно описано, и довольно простой способ. Арджуне он был неподходящий. Он сказал, что проще остановить ладонью ветер, чем так дышать через правую ноздрю. Но это для Арджуны было сложно, но нам-то с Вами. Кришна предлагает еще один способ: «Доверь свои мысли Мне». Мне свои мысли отдай, т.е. думай обо Мне, а Я Сам с твоими мыслями справлюсь. Кришна дольше всех живет. У Него получается не только со своими мыслями управляться, но и с чужими. Арджуне этот метод понравился. Это лучше, чем сидеть в пещере и дышать правой ноздрей.

Слушатель: Это не одна из форм: надеяться на себя?

Б.Ч. Бхарати Свами: Надеяться на Кришну?

Слушатель: Нет, на себя.

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, своими силами. Это первородный грех – сначала мы верим в себя, а потом не верим в Бога. Одно за другим следует.

# 1:16:41

Брахма, Вишну и Шива

Слушатель: У трех главных божества: Брахма, Вишну и Шива… Как Они взаимодействуют, на нашу жизнь как влияют?

Б.Ч. Бхарати Свами: Брахма, Вишну и Шива – триединое божество. Это одно божество, но в разных ипостасях. Брахма – творческое начало. Шива – меняющее и разрушающее начало. Ведическая философия гласит, что в каждом акте творения происходит разрушение. Нельзя творить одно, не разрушая другого. Но в этом акте творения присутствует и творение, и разрушение. Шива и Брахма присутствуют в любом акте сотворения, а Вишну поддерживает. Но поддерживает Он, что очень любопытно, в каждое мгновение. Каждый дифференциал Он поддерживает, каждую секнду, но не в целом.

Слушатель: Поддерживает или использует?

Б.Ч. Бхарати Свами: Держит. Его называют Выгодоприобретателем всех действий. Да, Он получает от этого пользу. У нас у каждого своя Вселенная. Мы – и Брахма ,и Шива, и Вишну. Если бы не я — наблюдатель, у мира не было бы основы. Я – основа мира. Греки говорили: «Человек – мера всех вещей». Т.е. если я сознание свое выключу, мир разрушится. В нем не будет последовательности. Зритель создает последовательность в кино. Если зрителя нет, то кадры теряют последовательность, и смысла в фильме нет. Если мы нарежем кадры, возьмем 1000 кадров, в хаотичном состоянии их смешаем и выстроим в пленку, там не будет никакого смысла. Я создаю смысл наблюдением за этим миром. Вишну – Тот, Кто поддерживает смысл, основу. Брахма толкает на изменения, а Шива разрушает. Можно так еще сказать: Шива – прошлое, Вишну – настоящее, Брахма – будущее. Дело в том, что прошлое, настоящее и будущее для нас с Вами – когда-то, сейчас и потом. А если это положить, то это будет – здесь, здесь и здесь. Если нарисовать линию времени, существует Шива, Вишну и Брахма. Но настоящее – это настоящее, оно всегда. Будущее там, оно всегда впереди тебя.

Слушатель: Они воюют друг с другом, как-то мешают друг другу, между собой игры свои..?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет. Я не встречал в Писаниях, чтобы Они между собой. Они – одно целое. Шива всегда медитирует на Вишну. Аллегорически: прошлое всегда присутствует в настоящем. Брахма действует только так, как говорит ему Вишну. Он действует от вдохновения. Основа будущего – настоящее, Шива – разрушение, Брахма – созидание…

# 1:21:32

Свет и конец света

Слушатель: А можно сказать, что созидание – страсть?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Страсть или возбуждение. Мы не пользуемся словом «страсть», потому что страсть – это страдание. В «Бхагавад-Гита как она есть» гуна страсти – это неправильно. Страсть – это страдание. Страсти Христовы, значит страдания Христовы. Брахма – возбуждение, Шива – помрачение, приведение все во тьму, в небытие. Что такое разрушение? Это конец света — когда нет света.

Слушатель: Который не состоялся.

Б.Ч. Бхарати Свами: Ну почему? Состоялся. Вы же спать легли. Вы при свете спали? Глаза закрыли, значит был конец света. Шива – помрачение, разрушение. Вишну – просветление. Что такое окончание мира? Мир – конструкция нравственных правил. Говорят, что художника нужно судить по им же созданным законам. Художник – это Брахма, творец. Как Брахму нельзя судить по нашим законам, так же и нас нельзя судить по другим законам. Каждый создает собственный закон. На данный момент мы живем во Вселенной некого существа, которого мы называем Брахма. Он – некий админ, и мы живем по Его законам. Мы обмениваемся постами на этом форуме. Но есть админ, который может стереть, создать нам оболочку, разрешить пользоваться той или иной аватаркой. Это все мы у Брахмы живем. Это некая конструкция. Конец света – окончание нравственной конструкции. С этой точки зрения, конец света наступил уже.

Мы живем все время в конце света, потому что нравственно только одно – быть рабом Божьим. Быть возлюбленным рабом Божьим в Прекрасной Реальности – это свет. Какие бы нравственные нормы мы ни создавали, за исключением безропотного рабства перед Богом, любые другие нормы будут концом света. В этом смысле, изгнание из рая Адама и Евы – это и есть конец света. Раньше они ели без труда яблоки, а потом Бог им сказал: «Теперь вы будете пóтом обливаться, прежде чем что-то съесть». Работать. Они попали в конец света. Конец света – это не точка, а перманентное состояние. Мы живем в состоянии конца света, когда главный каркас – главная основа бытия – любовь и служение Богу нарушено. Здесь другой каркас – эксплуатация друг друга, она и есть перманентный, во времени растянутый конец света. Так что, он наступил, как только мы пали из света.

Слушатель: Символ Шивы – танец. Изображение — натараджа, кажется, называется. Интересно, что разрушение – это танец.

Б.Ч. Бхарати Свами: Это уже техника. Как Он разрушает, это уже не так важно. Он вводит вибрацию, и все рушится. Елку начинает качать, и все шарики-планеты падают. Он, скорее, топать начинает. Натарадж переводится как царь танца. Ната – топать на санскрите. Он как топнет, и все штукатурки полетят, дома рушатся.

# 1:27:03

Объективная реальность

Слушатель: А есть какая-то объективная реальность или только субъективная, мой личный космос, который разрушается каждый раз, как я ложусь спать?

Б.Ч. Бхарати Свами: Объективной реальности не существует. Все в нас. Все, что мы с Вами наблюдаем – не предметы, а свойства. Мы с Вами не можем видеть вещи. Вещь – это суть некоторая. Мы не способны видеть суть вещей. Мы можем видеть свойства вещей. Внутреннюю суть чего бы то ни было наше сознание неспособно узреть. Внутренняя суть всего – Господь Бог. Он всюду, везде и всегда. Это мы не видим. Мы видим свойства. Свойства – это ощущения. Мир вокруг нас – мир ощущений. Когда несколько ощущений складываются вместе, возникает ощущение предмета. Мягкое, красное, шуршащее – мы говорим: кофта, но это не кофта – это 3-4 ощущения. Так и любой предмет – набор разных ощущений.

Ощущения существуют только в нашем сознании. Если все ощущения в нашем сознании, значит мир, состоящий из ощущений, в нашем сознании. Все, что мы с Вами наблюдаем – в нашем сознании. Это мир субъективный, не объективный. Ударь нас по голове, и мир другой станет. А нам будет казаться. что он такой же объективный, как и минуту назад. Я кино недавно смотрел. Одному человеку пулю в голову пустили, а дырка зажила, но все стало вверх головой. Тоже объективная реальность.

Слушатель: В сознании моем и еще кого-то: кофта лежит около Вас. Понятно, что она состоит из ощущений. А эта среда что тогда?

Б.Ч. Бхарати Свами: Тоже ощущения, просто сложные. Есть такой способ йоги – санкхья. Его описывает мудрец Капила: мир разложить на ощущения, выкидывать ощущения. В конце концов, они новые налепляются, но если действовать настойчиво, можно эти ощущения разложить. Их не так много, оказывается: звук, запах, жар, свет и вкус — их пять. Когда они надеваются, получаются предметы. Если разложить мир на эти пять ощущений, ты останешься с памятью наедине. Память – это мысль, другими словами. Потом разложить эти мысли. О чем я думаю? Об ощущениях. Ощущений уже нет. Мысли тают, как сосульки. Потом рассудок. Но это очень сложно, даже лучше не вдаваться в это. Потом ты остаешься наедине с собой.

Слушатель: Но в этот же момент другой человек остается наедине с этой кофтой.

Б.Ч. Бхарати Свами: А это его проблемы. Другой человек еще не разложил. Для него это – кофта. Поэтому этот мир для нас привлекательный, потому что ощущения не складываются в предметы. Физик понимает, что все есть энергия: кофта, самолет летящий, бабушка, говорящая голова в телевизоре. Это все — разные грани одной жижи. Но она не дана нам в ощущения. Ее качества даны. Ее состояние мы способны прочувствовать, ее саму – нет. Потому что она есть предмет удовольствия для Кришны. Он ею пользуется и получает от Маха-майи удовольствия разного характера. Мы не можем пользоваться тем, чем пользуется Он. Она — Его возлюбленная подруга. Ну как? Неприлично.

Слушатель: Вайшнавы — служители Вишну?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет. Они — принадлежащие Вишну.

Слушатель: Почему именно Вишну? Вот Брахма, тот же Шива?

Б.Ч. Бхарати Свами: Вайшнавы Их уважают. Дело в том, что Брахма и Шива – должности. Их могут снять с должности. Брахма – творец. Когда-то же не нужно будет творить, и его отошлют на пенсию. А кому тогда быть преданным?

Слушатель: Поддержание как бы всегда?

Б.Ч. Бхарати Свами: Шива уничтожает. После уничтожения Шивы нет. Когда уничтожать нечего, Шива не нужен. А преданным хочется быть. Остается Вишну. Он присутствует до и после сотворения. Шива и Брахма присутствуют в этом мире. В духовном (вечном) мире ни Брахмы, ни Шивы нет. Шива как бы становится частью Вишну. Брахма – обычная душа, как и мы с Вами.

# 1:34:43

Трегубы и сугубы

Слушатель: Поэтому будьте верны тому учению, которое идет от Отца. Те знания, которые Вам пришли от отца, несите их, пожалуйста. Поэтому мы внесем заблуждение по поводу вопроса.

Б.Ч. Бхарати Свами: Я ничего не понял из того, что Вы сказали, но я с Вами согласен.

Слушатель: Я прошу Вас, будьте верны этому. И тогда Вы станете сыном. Поверьте, Он очень любит Вас и …

Б.Ч. Бхарати Свами: Я это чувствую.

Слушатель: Я поэтому и вышла. Я просто слышу, почему я вышла. Мне просто обидно за Бога и за ангелов, за истину, за верное решение вопроса. Давайте не будем предаваться и давайте не будем меняться на какое-то ложное учение, которое путает людей. Я прошу Вас, будьте верны этому учению.

Б.Ч. Бхарати Свами: Я буду. С этого мгновения я теперь буду верен этому учению.

Слушатель: Вы знаете, о чем я говорю?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: К Вам эта информация идет от Бога-отца. Но Вы идете как бы на поводу желаний других людей…

Б.Ч. Бхарати Свами: Мне Бог нравится не как отец, а как друг.

Слушатель: Как друг, как отец, как товарищ.

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет. Как отец не нравится.

Слушатель: Но нет проблем. Там ипостасей очень много.

Б.Ч. Бхарати Свами: Знаете, были во время раскола такие трегубы и сугубы. Раскол из-за чего произошел у православных? Аллилуйя значит в переводе Харе Кришна. Харе Кришна – славьте Бога. Одни говорили: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, славьте Бога», другие говорили: «Аллилуйя, аллилуйя, славьте Бога». На одну аллилуйю меньше. Из-за этого произошел раскол. Это не смешно.

Весь этот раскол, убийства, сжигание в скитах, заживопогребение. А нам как бы 16 кругов и не меньше 4-х кругов, как завещал Гурудев. Те, кто три раза говорил аллилуйя, их называли трегубы, а кто два раза – сугубы. Сугубы, значит дважды. Усугубить, значит увеличить вдвое. Те, кто три раза говорил «аллилуйя», а затем «Славьте Бога», получалось, что они говорили четыре раза, а это грех. Это от сатаны. А те, кто говорили два раза «аллилуйя», а затем «Славьте Бога», они как раз три раза в итоге говорили. Из-за этих вот трех раскол, собственно, и произошел. Из-за одного «аллилуйя», представляете? Они послали патриарху письмо, с вопросом, что же им делать. Он ответил, что и так правильно, и так правильно. Мудрый был человек. Какая разница. На два года это затаилось. Они ненавидели друг друга, но открыто не выражали. Это в Москве было. Через два года это вспыхнуло с новой силой.

Поэтому когда вопрос: «Махарадж, у меня четки порвались, что мне теперь делать? Мне связать и читать дальше или новые сделать?» Понимаете, что может пойти потом из-за неправильного ответа?

Слушатель: А какая разница между этим изданием «Бхагавад Гиты»и другим?

Б.Ч. Бхарати Свами: Это не я переводил.

Слушатель: Они только переводом отличаются?

Б.Ч. Бхарати Свами: Мой перевод, естественно, лучше. Потому что это же я.

Слушатель: Вся разница в переводе или что?

Б.Ч. Бхарати Свами: Только в переводе, но я постарался сделать доступным. Мы переводили из одного источника — от Шридхара Махараджа.

Слушатель: Вы в лекции говорили, что у нас нет ни единого шанса попасть в духовный мир.

Б.Ч. Бхарати Свами: Ну это я так пугал и, скорее, про себя говорил. Ну и так попугивал, чтобы так провоцировать. Нет. Есть шанс и его надо пытаться реализовать, иначе это было бы несправедливо по отношению к нашим учителям.

Слушатель: А какое место мы там займем?

Б.Ч. Бхарати Свами: Самое возвышенное, естественно. А зачем бросать здесь насиженные места, чтобы там оказаться каким-то лохом опущенным? Надо нормально чтобы устроиться, чтобы по понятиям. Иначе мы столько от всего отказываемся.

Слушатель: Самое возвышенное — это как?

Б.Ч. Бхарати Свами: Гопи. На меньшее мы не согласны.

Транскрипция: Вишнуприя Д.Д.

Другие материалы раздела

2012-03

«Простая жизнь жителей Дхамы»

2012-03-25

«Философские вопросы слушателей»

2012-04-01

Презентация «Бхагавад-гиты» на выставке «Загадочная Индия»

2012-04-21

«Семья Гаудия-матха»

2012-04-28

«Беседы в городе Джаганнатха»

2012-05

«Называть кучу мусора собой»

2012-05

«Беспомощному помогут»

2012-05

«Есть ли у Кришны пупок?»

2012-05

«Боги и Титаны»

2012-06-24

«Шаг за грань существования Бога»

2012-08-18

«Что нам нужно для счастья?»

2012-09-02

«Душа и Вселенная»

2012-09-02

«Концепция перевода Шримад Бхагаватам»

2012-09-09

Чтение и обсуждение Бхагавад Гиты, (глава 4)

2012-10-13

«Причина скитания обусловленной души в материальной вселенной»

2012-10-31

«Душа в теле, как косточка в яблоке»

2012-11-10

«Счастье в понимании Вед»

2012-11-18

«Основы Мироздания»

2012-12-08

«Счастье в понимании Вед» (Лекция в Берлине)

2012-12-15

«Дискуссия о Ведах в вопросах и ответах» (Лекция в Дюссельдорфе)

2012-12-22

«Бхагавад Гита – учение о долге»