Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2012 / «Есть ли у Кришны пупок?»
«Душа» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 19 сентября 2010 года

«Есть ли у Кришны пупок?»

ЕСТЬ ЛИ У КРИШНЫ ПУПОК?

#00:00

Вопрос вопросов

Слушатель: Махадеви как всегда. Она задаёт тут вопрос постоянно все Махараджам в одно и то же время в любом состоянии. Сейчас она хочет задать вопрос, потому что это её волнует. Я не понимаю, ей уже и Говинда Махарадж отвечал в лекции и яблоком мочёным кидали, но она всё равно хочет задать этот вопрос. Махарадж разрешите? Она хочет спросить, есть ли пупок у Кришны.

Слушатель: Что?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю.

Слушатель: Пупок у Кришны.

Слушатель: Говинда Махарадж — единственный, кто ответил, и она оказалась полностью довольна, все остальные… [неразборчиво] Махарадж сказал, что это несущественный вопрос и его задавать вообще не надо. Говинда Махарадж ей хорошо ответил. Ответил, что Он не рождён.

Слушатель: Как не рождён? Он же играет роль, когда приходит.

#01:04

У первопричины нет причины

Слушатель: Махарадж, может, вы расскажете немного о явлении Кришны? Как это произошло?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна является много раз в разных обликах. Говорится, что Его воплощения неизмеримы и несчётны, как реки и ручейки. В основном Господь является непостижимым, таинственным способом. Например, когда Он явился в облике гнома Ваманы, Он просто возник; когда Он явился в облике Черепахи, Он просто непонятно как всплыл в Молочном океане. Сама вселенная наша является телом Кришны, а душа этой вселенной – это Кришна. Как мы душа нашего тела, которая заставляет двигаться это тело, осваивать, ощущать, потреблять, что-то еще делать, так же и вселенная движущаяся. Вообще ничего не может двигаться без приложения сторонней силы. Само по себе движение вселенной говорит о том, что есть некая сила, заставляющая происходить это движение. И это есть Кришна. Говорится, что Кришна нерождённый, но при этом Он рождается. Более того, в «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Кто принял эту истину, что Я нерождённый рождаюсь, тот больше никогда не родится в материальном мире». Такой простой секрет. Кто постиг, как Я нерождённый рождаюсь, тот больше сам не родится в этом мире. Это как мы говорим: восход солнца. Солнце встаёт, как бы рождается, восходит. Но на самом деле оно никуда не заходит и ниоткуда не восходит. Оно всегда на одном месте. Мы просто поворачиваемся к нему, и нам кажется с нашей точки зрения, что солнце восходит. Так же и Кришна. Он как солнце, центр бытия, центр всего сущего – всегда находится в одном положении, а мы вращаемся вокруг Него, и в нашем сознании Он вдруг рождается, потом вдруг уходит. Но на самом деле Он всегда занимает своё высшее положение.

Слушатель: По каким причинам Он рождается в материальном мире?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он сам говорит в «Гите», что, когда наступает опасность безобразия, Он приходит и восстанавливает порядок, или когда возникает беспорядок, Он восстанавливает порядок. На санскрите беспорядок – это адхарма, а порядок – дхарма. Дхарма означает долг или порядок. Когда нарушается порядок во взаимоотношениях между живыми существами… Существует некая иерархия. Мы говорили вчера, что во вселенной восемь миллионов четыреста тысяч видов жизни, и между ними существует определённая иерархия. И у каждого вида жизни есть свои права по отношению к другим и свои обязанности по отношению к другим. Например, люди должны почитать небожителей, небожители должны обеспечивать людей достаточным количеством воды в нужное время. Небожители заставляют растения и злаки расти, приносить плоды для людей. Растения должны приносить свои плоды людям, деревья должны приносить тень, солнце должно освещать и так далее. То есть у каждого живого и неживого предмета, в вайшнавизме мы говорим, что всё живое, всё имеет под собой сознательную природу, всё обладает сознанием. Так вот, у каждого существа или сущности есть причина, основание. Ничего не может существовать без основания. Это первейший закон – без основания ничего не может существовать, кроме первичного основания. Первичное основание есть Кришна, то есть первопричина может существовать сама по себе, ей не нужно основание. Возвращаясь к вашему вопросу: почему Он приходит? Всё, что связано с первопричиной, не может иметь приставку «почему?», потому что «почему» – это выискивание причины. У первопричины не может быть «почему?». У всего остального есть причина. У вас есть причина – это ваши родители, у родителей причина – их родители и так далее, а вот у первопричины нет причины, нет своего «почему?».

Слушатель: Правильнее сказать «для чего?»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это то же самое.

Слушатель: Но если Он появляется, значит для чего-то.

Слушатель: В смысле цель?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он говорит сам, что у Него нет целей в этом мире, то есть всё, что Он делает, Он делает забавы ради. Если вы себя представите в положении, когда вам принадлежит всё, абсолютно всё, и вы ещё к тому же вечны, то всё, что вы будете делать, это забавляться, потому что вам нечего достигать. У Господа есть всё, Он вечен, поэтому Он только и занимается тем, что играет. Даже когда внешне нам кажется, что Он восстанавливает справедливость, наказывает нечестивцев и одаривает милостями праведников, Он всё равно это делает забавы ради. Внутренне Он делает это забавы ради. Продолжаем. У всего есть причина, кроме первопричины. Соответственно, если есть причина, значит есть цель. Есть объект, есть причина его появления и есть цель. Когда нарушается эта связь: предмет или некая сущность создана по причине того-то с такой-то целью, когда эта связь нарушается, тогда Господь как первопричина, или как высшее поддерживающее начало (Вишну означает поддерживающий, высшее поддерживающее начало, или Джанардана), приходит и восстанавливает эту связь причина – предмет — цель. В данном случае, когда произошла беседа между Кришной и Арджуной и Кришна показал себя в облике вселенной, где прошлое, настоящее и будущее слилось воедино, где всё пространство слилось в одну точку со всеми будущими победами и поражениями, Кришна всё это показал. Арджуна говорит: «Ты сама вселенная, что Ты здесь делаешь, на Земле, в моей колеснице?» Кришна говорит: «Всякий раз, когда происходит адхарма, то есть беспорядок, Я прихожу и восстанавливаю порядок». А как Он это делает, это уже зависит от Его прихоти.

Если мы говорим о том Кришне, о котором принято говорить, который низошёл пять тысяч лет назад, то Он родился в тюрьме, куда были заключены Его родные отец и мать, Деваки и Васудева. И произошло так, что в ночь Его рождения охрана заснула. И Васудева новорожденного перенёс за несколько километров от Вриндавана в шатёр к предводителю пастухов Нанде и Его матушке Яшоде и положил возле Яшоды. Она как раз в то время разрешилась от бремени девочкой. Девочку он забрал, подменил детей. И Кришна вырос у приёмной матери, у приёмного отца. Обычно мы эту историю рассказываем на Джанмаштами. Сейчас как-то неурочно.

#12:53

Имя указывает на главную характеристику Субъекта

Слушатель: Махарадж, в чём разница между Вишну и Кришной? Почему вайшнавы и всё-таки Кришна? Это принципиально?

Б. Ч. Бхарати Свами: Эти имена указывают на главную характеристику субъекта. Когда мы говорим о Кришне, мы подчёркиваем то качество Бога, которое называется неотразимостью, то есть Кришна означает неотразимый, буквально неотразимый, криш-на. А когда мы говорим Вишну, это вседержитель, Он поддерживает. У Господа очень много качеств. У каждого из нас есть множество качеств и, в зависимости от того, какое качество в нас хочет подчеркнуть друг или недруг, жена или родители, они нас называют по-разному. Например, родители могут нас называть ласково как-то: «Пашенька или Машенька». Подчинённые нас называют по имени отчеству: Павел Петрович. Друг может назвать как-то уменьшительно: Пашка. Все эти имена обращены к одному и тому же субъекту, но эти имена вычленяют, выхватывают наиболее важное качество того, к кому мы обращаемся. Любовница может назвать «хряк», и ты будешь хрюшка какая-нибудь.

Слушатель: То есть, может, нас отражает то, как мы себя позиционируем по отношению к Нему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это как раз отражает наши отношения с Ним или отношения, которые мы хотели бы иметь.

Слушатель: Ну или как нам кажется?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, отношения, которые бы мы хотели иметь. Вайшнавы обращаются к Господу: «Вишну». Они Его называют Вишну, или Всевышний, Вседержитель. Но вкладывают они в это немножко другой смысл. Вишну – это поддерживающий. Обычно поддерживающий имеется в виду поддерживающий мироздание, но вайшнавы говорят, что Вишну – это поддерживающий нашу жизнь. Без него мы не то что физически не существовали бы, а не было бы смысла существования. Как счастье: если нас лишить надежды на счастье, то все, наверное, покончили бы жизнь самоубийством, потому что если нет надежды на счастье, то и нет смысла жить. Если, например, вам скажут, что ты будешь жить вечно, но при этом ты будешь всю жизнь томиться, то есть ты всегда будешь несчастен. Зачем такая жизнь, хотя она и вечна?

Слушатель: По большому счёту мы все так и живём.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что есть какая-то надежда. Надежда встретить в этой холодной вселенной счастье. Надежды, в общем, никакой нет, потому что в этой вселенной Оно не живёт. Нужно с самого начала договориться, на берегу, что счастья в этом мире нет, но это не значит, что его вообще нет. Вайшнавы, когда говорят: «Господь Бог», они подразумевают: «Тот, кто даёт им надежду на дальнейшее существование». И в этом контексте слово «Вишну» меняется на «Кришна». Что даёт нам надежду на существование и зачем нам жить? Ради счастья. Это самое счастье на санскрите называется Кришна. Поэтому иногда мы говорим: «Кришна», иногда говорим: «Вишну».

#17:56

Молочный океан – это так и есть?

Слушатель: А вот «молочный океан» вы говорили. Это что значит? Это аллегория?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это молочный океан.

Слушатель: Так и есть? А где это находится?

Б. Ч. Бхарати Свами: На Земле, просто мы его не видим. Мы живём на очень маленькой части Земли. Та область, которую мы называем «Земля», на самом деле это одна девятая центрального острова земного, и таких островов кольцеобразных вокруг этого центрального острова ещё шесть. Каждый последующий от центрального в два раза толще предыдущего.

Слушатель: Об это рассказывает «Шримад Бхагаватам».

Слушатель: Просто сейчас Кали-юга, и мы не способны воспринимать.

Слушатель: Еще девять таких островов?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, ещё шесть. Земля состоит из острова, из круга, вокруг которого океан кольцеобразный, за этим океаном лежит кольцеобразный остров, и таких островов шесть. А мы в центральном круге на маленькой-маленькой части.

Слушатель: А то, что она круглая, мы видим — это тоже иллюзия?

Слушатель: На одной девятой в данный момент воспринимаем, это четырнадцать процентов девятой части.

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, я не считал.

Слушатель: А то, что Земля круглая – это иллюзия тоже?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она не круглая, она плоская.

Слушатель: Плоская? А как мы её круглой видим?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, как вы видите. Земля плоская, она не шарообразная.

Слушатель: То есть в древности говорили, что Земля плоская и находится на трёх слонах, это правда, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Про три слона я не знаю, но четыре слона держат стороны света. Вообще стороны света или направления в пространстве не само собой разумеющееся, они были созданы тоже. Что такое пространство? Это взгляд, некая перспектива. Перспектива находится не вообще, а в нашей голове. Понимаете? Если нет глаз, то нет и перспективы, а если нет видения, то нет и глаз. У вас могу быть глаза, но нет осмысления, видения, то глаза не будут работать, то есть они будут как бы просто шарики. Пространство было таким образом создано творцом, что эти стороны света, которые им были воображены, которые мы сейчас воспринимаем, как стороны света, они базируются на четырёх слонах по разные стороны.

Слушатель: Получается, плоская Земля, кольцеобразные острова и всё это в молочном океане?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Между этими островами есть океаны. И вот один из этих океанов – молочный. Есть океан йогурта, есть океан коровьей мочи – это наш океан, есть пресной воды, есть медовой воды.

#22:04

Обман зрения, или искажение восприятия

Слушатель: Вокруг Земли, да?

Слушатель: А ты не слышала, как говорили, что Земля плоская.

Слушатель: Потому что говорили не про материальное зрение, не про материальное зрение разговор. Человек, когда видит видением духовным, трансцендентным…

Б. Ч. Бхарати Свами: То, о чём я говорю, я сам знаю, и если у вас есть позыв к суфлёрству…

Слушатель: Тогда я не понимаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: То этот позыв можно придержать.

Слушатель: Тогда расскажите подробнее, я не понимаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: О чём? По-моему, все поняли.

Слушатель: Я переспрашиваю.

Б. Ч. Бхарати Свами: О том, что Земля плоская? А что тут переспрашивать? Это же очевидно. Земля плоская. Что тут переспрашивать?

Слушатель: С другой стороны, ты берёшь очень мощный самолёт, поднимаешься и видишь, что она круглая. Ты начинаешь двигаться прямо, получается… Ничего очевидного.

Слушатель: А тогда где конец у Земли?

Слушатель: Всё-таки можно с разных точек зрения, с разных интерпретаций…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы карту расстелите вот так и будете по ней гулять, поэтому она вам покажется шарообразной.

Слушатель: Хорошо, а как же тогда материки?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это обман зрения. Какие материки? Какие доказательства, что Земля круглая?

Слушатель: Космические съёмки, если мы говорим про материальное зрение.

Б. Ч. Бхарати Свами: В духовном мире нет пространства?

Слушатель: Это просто материальное, искажённое?

Б. Ч. Бхарати Свами: Наше зрение неправильно воспринимает.

Слушатель: Материально неправильно, искажённое? Или оно неправильное в смысле относительно истины?

Б. Ч. Бхарати Свами: Эффект очевидца. Как бы он очевидец, но он всё перевирает.

Слушатель: А почему?

Слушатель: А техника?

Б. Ч. Бхарати Свами: Технику вы подстраиваете под своё зрение.

Слушатель: То есть мы видим то, что хотим видеть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот бывает, знаете, такой объектив, он искажает. Как он называется? Фишай. Там всё такое круглое.

Слушатель: Да, еще кажется, что близко, а на самом деле далеко.

Б. Ч. Бхарати Свами: И всё такое искривлённое. Фишай. Я не знаю, как по-русски.

Слушатель: Рыбий глаз.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, рыбий глаз. Такой объектив. Что такое глаза? Это прям такие фишай. Если вы видели сам объектив «рыбий глаз», он прям выпуклый.

Слушатель: Не, но мозг же уже обрабатывает информацию, и выдаёт как надо, и изображение переворачивает.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот так если перевернете на 90 градусов, то даже не будете узнавать близких людей. Мы привыкли вот так видеть, и нам кажется, что это абсолютное видение.

Слушатель: Нет, но вообще при помощи упражнений не проблема научиться видеть так или так.

Б. Ч. Бхарати Свами: Попробуйте.

Слушатель: У нас постоянно не то, что спорят. Мы разные полюсы одной и той же точки зрения. [неразборчиво] Человек не может посещать другие миры в физическом теле. Как это может быть, если в писаниях куча подтверждений. [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Какие другие миры?

Слушатель: Другие планеты, скажем, другие локи.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они не так далеко. Например…

Слушатель: Нет, не в том дело. А в том, что физически мы не способны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы, например, не можете посетить дворец президента. Вам просто никто не даст туда зайти. Будете вокруг Кремля ходить.

Слушатель: Ну вообще-то можем. Если дадут полномочия.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если дадут. Точно так же и высшие миры. Они физически очень близко. Например, мир поднебесья, ещё не небеса, а поднебесье — это там, где заканчивается полёт орла, куда орел уже не может взлететь. Я думаю, километра три, да? А может, ещё меньше. Полтора.

Слушатель: Не знаю, смотря где, если в горах, допустим, орлы летают…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот. То есть это такое вполне достижимое место. Там уже поднебесье, это чуть-чуть ниже небес. А небеса находятся в физическом плане где-то до десяти километров. Мы когда летаем, то наравне с полубогами.

Слушатель: Когда летаем на самолёте?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Понятно.

Слушатель: А если мы на пятьдесят километров поднимаемся? Мы просто пересекаем его и всё.

Б. Ч. Бхарати Свами: Истребители не могут его пересекать, там нет воздуха.

Слушатель: Конкорд, ТУ-144, там пятьдесят километров высота, там Земля становится практически круглая, шарообразной формы.

Слушатель: Пятьдесят километров вряд ли.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но это не принципиально.

Слушатель: На пятьдесят километров поднимали стратостаты в тридцатые годы. Они наполняли их как-то там гелием или водородом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сейчас не об этом речь, а о том, что наше восприятие искажено. Каждому виду живых существ на роду дано определённое количество чувств и выразительности этих чувств. У кого-то сильно развит слух, у кого-то слух не развит, но развито обоняние, у кого-то зрение. Допустим, у птиц нет обоняния, но у них хорошее зрение и хороший слух. У рыб нет зрения, но они слышат кожей. Слоны, например, разговаривают на низких частотах, они ногой топают.

Слушатель: Мы их не воспринимаем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы эти частоты даже не воспринимаем. Так все живые существа.

Слушатель: А как вы относитесь к «Малика-сутрам»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Никак не отношусь, я впервые это название слышу.

Слушатель: Ведическое.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не силён в Ведах.

Слушатель: Тогда о строительстве космических кораблей, если можно. Летательных аппаратов много описаний есть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не очень интересно.

Слушатель: Разные науки, кто чем пользуется. Демоны летают, боги на чём летают? Своё видение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что физическим способом мы не можем попасть в высшие миры. Чтобы попасть в высшие миры, нужно обладать качествами праведника.

Слушатель: Не обязательно в высшие. Можно аналогичные нашим посещать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Аналогичных нашим нет. Мы есть. Аналогов нет других людских.

Слушатель: Нет, ну не людских. В плане того, что нет ограничения по духовному развитию для посещения.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это к духовному развитию не имеет никакого отношения.

#30:32

Небожители нашими глазами

Слушатель: Махарадж, а все планеты плоские или только Земля?

Б. Ч. Бхарати Свами: Планета – от слова «план». Вселенная, как мы вчера говорили, это такая пирамида, и вот эти пласты…

Слушатель: Слои.

Б. Ч. Бхарати Свами: Слои, да, это и есть планеты.

Слушатель: Никто внимания не обращал, почему мы видим шарики?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шариков нет. То, что мы с вами видим, – это так мы воспринимаем небожителей. Например, мы в ночи видим светящуюся точку, но мы знаем, что это самолёт. И если ребенка спросить, как выглядит самолёт, он ответит: самолёт – это такая яркая звёздочка. Но мы то знаем, что самолёт – это сложная конструкция, в общем, это не звёздочка, а это сигарета, в которой сидят люди. Точно так же мы с вами, как малые дети. Мы наблюдаем за звёздами, за светилами и говорим, что там термоядерная реакция. Такие наши глаза.

Слушатель: Мы так воспринимаем, да, потому что из поколения в поколение нам говорили, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: На самом деле не из поколения в поколение, это совсем недавно началось, где-то лет двести назад. Учёные, вернее, те, кто себя окрестили учёными, стали нам об этом говорить.

Слушатель: Нет, но до этого ведь точно так же воспринимали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, всегда воспринимали планеты, это…

Слушатель: Взять даже, как рисовали. Небо, солнце – всё так же воспринимали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Воспринимали как личность, солнце с усами, живое существо.

Слушатель: Просто история была. Одно племя не знало о существовании кораблей, и когда корабли плыли, они их не видели, они видели, что с морем что-то не так, а кораблей не видели до тех пор, пока какой-то их медитативный дядька не стал медитировать и не увидел. Наверное, так же и мы не видим.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мы привыкли себя считать, потому что мы пенициллин изобрели, поэтому мы имеем право считать себя обладателями правильного зрения. А эти светила – это небожители. Например, большая медведица – это семь маричей, вернее, семь мудрецов.

Слушатель: Это всё личности?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это всё личности. Мы их просто так видим. Солнце – это такой яркий мужчина.

Слушатель: Почему Маричей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, семь, саптариши, извиняюсь, а маричей одиннадцать, они в другом месте. Маричи – это полубоги, прародители.

Слушатель: То есть астрология, грубо говоря, не может существовать? Нельзя верить в астрологию?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, смотря какая. А потом ведь астрологи, по крайней мере современные, они же говорят о воздействии на нас, но они не рассказывают о природе звёзд.

#34:02

Геоцентрическая концепция системы мира верна

Слушатель: Как бы если это личности, а они делают, исходя из координат нахождения этих личностей, это уже не совсем так.

Б. Ч. Бхарати Свами: Земля – это плоскость, которая, пожалуй, единственная, которая не движется.

Слушатель: То есть всё остальное может передвигаться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, геоцентрическая концепция древних на самом деле верна, и Николая Коперника сожгли правильно, абсолютно правильно, потому что с него началось это враньё о том, что мы вращаемся вокруг солнца, все планеты вращаются вокруг солнца. Это враньё пошло от него. За ложь надо отвечать. Есть такая статья.

Слушатель: Извините, но кто сожгли. Не имели право сжигать, потому что [неразборчиво] намного больше. Они не имели право сжигать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, и они тоже заслужили чего-то, я просто не знаю, но то, что он положил начало этой великой лжи, это так и есть.

Слушатель: А последователи просто развили эту систему. Они стали искать подтверждение, и это почему-то приняло такую форму.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что мученик всегда прав.

Слушатель: Мученик, да. Его сожгли, а Джордано Бруно…

Б. Ч. Бхарати Свами: Джордано Бруно откупился, его не сожгли.

Слушатель: Вы перепутали, это Коперник сказал: «Ладно, промолчу».

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это Галилео Галилей.

Слушатель: Он говорил, что Земля круглая.

Б. Ч. Бхарати Свами: «И всё-таки она вертится».

Слушатель: «И всё-таки она вертится», да.

Слушатель: Прошу прощения, если вселенная – это пирамида, и если мы движемся, то получается, что единственный пласт, который внизу, неподвижен, а всё остальное?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Под нами ещё есть подземный мир, но он…

Слушатель: Внутри Земли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Внутри Земли ничего нет, есть под Землёй. Земля – это пол.

Слушатель: А как же теория, что есть какое-то ядро греющееся?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не знаю, это к ним, это всё они. Мы бы, может быть, и верили им, если бы они каждые пять лет не меняли своё представление: то у них горячее ядро, то у них, оказывается, холодное ядро.

Слушатель: Сейчас так модно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сейчас так модно, да. То оно каменное и там вращается, у него своё вращение.

Слушатель: Там трение создаётся и поэтому температура.

Б. Ч. Бхарати Свами: Теорий там очень много.

Слушатель: Не, но при помощи гироскопа на других планах, возьмем систему Коперника, если официально считать её, то то же самое происходит на других планетах, и мы это видим.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что видим?

Слушатель: В телескопы видно, что есть вулканическая деятельность и на других планетах, и на спутниках бывших планет. Та же лава, те же ямы.

Б. Ч. Бхарати Свами: И что? Что это доказывает?

Слушатель: Может быть, не во всём вы правы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Например, какой-нибудь очень умный муравей, посмотрев на меня в телескоп, скажет, что на мне есть вулканическая деятельность, потому что у меня прыщи. Для него это вулканы. Мы точно так же: мы просто не воспринимаем. Например, если у вас рентгеновские глаза и вы видите не в видимом спектре, а в рентгеновском, то вы будете всех воспринимать как белых скелетов, правильно? И вам никто не докажет, что этот человек брюнет или блондин. У вас просто не будет такого понятия, у вас такой взгляд, а человек, у которого тепловизор вместо вот этих глаз, будет воспринимать других как такие шарики разноцветные.

Слушатель: Прибор ночного видения.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, у нас такое видение, и мы просто это видение возвели в абсолютную истину.

Слушатель: Нет, но, с другой стороны, геоцентрическая система очень эгоистична. Неужели мы такие важные, что находимся в центре вселенной?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не в центре вселенной. В центре вселенной находится полярная звезда.

Слушатель: Но по идее всё должно двигаться вокруг центра вселенной.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы просто такой блин недвижущийся. И это правильно, потому что чем более низкие существа (люди ниже, чем небожители по определению), тем они более неподвижны. Как, например, дерево, да? Оно более низкое существо, и оно неподвижно, а мы можем передвигаться. И было бы странно, что боги неподвижные, а мы такие подвижные.

Слушатель: Нет, но по логике они должны быть недвижимы, а мы должны танцевать вокруг них, а не наоборот.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как Земля. Земля неподвижна, а Солнце гуляет вокруг, по краю блина. Причём оно не очень далеко. Луна гораздо дальше, чем Солнце.

Слушатель: Махарадж, а как выглядит вселенная целиком вообще, сама по себе?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это как посмотреть, в зависимости от видения. Вот, например, как выглядит Россия?

Слушатель: Пятно небольшое.

Б. Ч, Бхарати Свами: Нет, это вы физически говорите, а я вас политически спрашиваю. Политически как она выглядит?

Слушатель: Со всех сторон она окружена получается, так?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, политически – это пирамида или как сейчас принято говорить, вертикаль власти. Если вас попросят нарисовать политическую карту России, то будет глава государства, помощник, помощник помощника, какие-то министры, у министров свои помощники и так далее до почтальона, а там уже какие-то люди.

Слушатель: Вселенные все одинаковые?

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть в зависимости от задач, от нашего взгляда вселенная и выглядит по-разному, поэтому в Ведах в одних местах она описана в виде коровы, а в других местах Земля – это корова, то есть то, что мы с вами воспринимаем как шарик, в Ведах говорится: «Это просто корова», мы живём на «корове».

Слушатель: Они считали на какие-то качества, а не внешний вид, не рога там?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вопрос: Россия, мы возвращаемся опять к России, какое правильное видение России, политическое или физическое, эти контуры? Какая она на самом деле?

Слушатель: Одновременно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не верно. Политическая более правильно, потому что можно, например, отдать часть Сибири условно или несколько островов, физический образ России изменится, а политический нет.

Слушатель: Почему? Очень изменится, очень меняется. Деньги уйдут вместе с Сибирью, вертикаль власти очень сильно изменится.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я надеюсь, мы сейчас по-взрослому разговариваем.

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: А если мы разговариваем по-взрослому, такие вопросы не принимаются.

Слушатель: Не, ну понятно, если изменения происходят на физическом плане, они будут так же и на политическом проявляться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Понимаете, есть более долговечный образ, а есть менее долговечный. Например, человек одновременно физическое существо, эмоциональное существо, умственное существо, профессиональное существо. Кто он на самом деле? Например, Лев Толстой, он дед с бородой или писатель?

Транскрипция: Карнаприя Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+4

Другие материалы раздела

2012-01-01

«Неужели мы боги?»

2012-01-04

Беседа в клубе «Белые Облака»

2012-01-09

«Поверить в сказку»

2012-02-12

«День явления Сарасвати Тхакура»

2012-03

«Простая жизнь жителей Дхамы»

2012-03-25

«Философские вопросы слушателей»

2012-04-01

Презентация Бхагавад Гиты на выставке «Загадочная Индия»

2012-04-21

«Семья Гаудия-матха»

2012-04-28

«Беседы в городе Джаганнатха»

2012-05

«Называть кучу мусора собой»

2012-05

«Беспомощному помогут»

2012-05

«Есть ли у Кришны пупок?»

2012-05

«Боги и Титаны»

2012-06-24

«Шаг за грань существования Бога»

2012-08-18

«Что нам нужно для счастья?»

2012-09-02

«Душа и Вселенная»

2012-09-02

«Концепция перевода Шримад Бхагаватам»

2012-09-09

Чтение и обсуждение Бхагавад Гиты, (глава 4)

2012-10-13

«Причина скитания обусловленной души в материальной вселенной»

2012-10-31

«Душа в теле, как косточка в яблоке»

2012-11-10

«Счастье в понимании Вед»

2012-11-18

«Основы Мироздания»

2012-12-08

«Счастье в понимании Вед» (Лекция в Берлине)

2012-12-15

«Дискуссия о Ведах в вопросах и ответах» (Лекция в Дюссельдорфе)

2012-12-22

«Бхагавад Гита – учение о долге»