Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2012 / «Беседы в городе Джаганнатха»
«Беседы в городе Джаганнатха» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 28 апреля 2012 года, Пури, Индия

«Беседы в городе Джаганнатха»


  • «Беседы в городе Джаганнатха» ЧАСТЬ 1 | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 28 апреля 2012 года, Пури, Индия

    • История появления образа Джаганнатха (00:00)
    • Что олицетворяется в ежегодном празднике Ратха-ятра (06:08)
    • Кто оставляет тело в святом месте, рождается в святом месте (11:52)
    • Служение Джаганнатху на Вайкунтхе (13:56)
    • Основной принцип духовной жизни — это принцип неопределённости (19:32)
    • В вайшнавских шастрах самоубийство выносится за скобки (19:57)
    • Теоретические и практические вопросы (22:38)
    • Махапрабху и океан (24:05)
    • Мы видим неполную трёхмерную картинку (28:06)
    • У Брахмы не головы, а лица (31:33)
    • Каждому живому существу дают набор чувств, формирующий разнообразие вселенной (34:00)
    • Дхарма — это естество (39:35)
    • Гуру – это рука помощи от Кришны (43:35)

  • «Беседы в городе Джаганнатха» ЧАСТЬ 2 | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 28 апреля 2012 года, Пури, Индия

    • Когда прасад становится прасадом? (00:00)
    • Следуя дхарме, когда нибудь непременно мы сослужим службу Вайшнаву (01:16)
    • Правда должна быть приятной на слух (02:50)
    • Поливать корень дерева (07:04)
    • Воплотившиеся души в святых местах (08:41)
    • Путеводные звёзды для вайшнавов (10:08)
    • Дальнее, или ближнее руководство? (12:55)
    • Чего не может гуру? (18:21)
    • Два вида духовных организаций (21:53)
    • Гуру занимает абсолютное положение (29:37)
    • Ритвик от Гурудева даёт вам приглашение в духовный мир (32:42)

БЕСЕДЫ В ГОРОДЕ ДЖАГАННАТХА, ЧАСТЬ 1

#00:00

История появления образа Джаганнатха

Б. Ч. Бхарати Свами: Здесь один из самых древних храмов Господа. Я знаю историю, как появились Божества, вернее, как возник образ Джаганнатха. Однажды у Кришны гостила Его сестра Субхадра в Двараке и Баларама. Когда они вечером проходили мимо комнаты одной из жён Кришны, Сатьябхамы или Рукмини, может, Сатьябхамы, судя по её характеру, то они втроём услышали, как она рассказывает небылицы про юношеские забавы Кришны, что Он хороводы устраивал с замужними, воровал и прочее, прочее. Когда Он услышал все эти наветы и небылицы, всё это враньё про Себя, у Него от удивления расширились глаза, у Него, у Субхадры и Баларамы, у всех троих, у всего семейства. И в таком состоянии они слушали под дверью все эти рассказы. Такой образ был запечатлён, то есть такой в истории есть образ.

А как возникли Божества? Был один древний царь по имени Индрадьюмна. Он заказал себе Божества в дворцовую часовню. Плотник сказал, что он согласен выполнить этот заказ, но только чтобы царь не приостанавливал его работу, чтобы он в мастерскую не заходил, пока плотник сам его не позовёт. Царь каждый день слышал, как работает плотник, но, конечно, он не заходил. В один из дней звуки прекратились, на следующий день работы не возобновились и ещё через день – так прошло много дней, почти целый месяц из мастерской не доносилось никаких звуков. Тогда царь подумал, что случилось непоправимое, что плотник утонул в океане. Он зашёл в мастерскую и увидел, как этот плотник стоит со слезами на глазах и взирает на Божества, которые не закончены, которые у него полусделаны – это Господь с большой головой, без ножек, вместо туловища такая кадка, ручки не вылезшие, культи одни без ладоней и огромные лица у всех троих. Господь просто не позволил этому плотнику дальше работать – Господь захотел запечатлеть тот свой образ, когда Он от удивления расширил глаза. Плотник очнулся от своего изумления, увидел перед собой царя и сказал: «Ну вот, раз ты нарушил договор, то Господь будет в твоём храме в таком виде». Эти Божества установили в храме.

Первоначально Они находились в храме Гундичи. Кто знает, это в конце дороги Ратха-ятры. Там эти Божества стояли с незапамятных времён, а где-то тысячу лет назад, ещё в том тысячелетии был построен этот храм из красного камня, и Божества переехали из Гундичи сюда. До сих пор Они здесь находятся, и каждые двенадцать лет тело Господа меняется. Каждые двенадцать лет один из брахманов храма видит во сне место и дерево под новые Божества. Утром он едет, там совершается целый обряд, высекаются Божества из этого дерева, из толстого большого дерева высекаются Божества и устанавливаются на следующие двенадцать лет.

Слушатель: Можно вопрос. Я слышала, что в центре у каждого Божества деревянного есть что-то такое, нечто, как душа, и брахманы переносят это из одного тела в новое каждые двенадцать лет. Так ли это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Я не удивлюсь, если это так.

Слушатель: Да, я слышал, что из теста.

Слушатель: Ну да.

Слушатель: Каждые двенадцать лет меняется тело?

Слушатель: Да, они вырезают новое из какого-то дерева, которое они ловят где-то.

Б. Ч. Бхарати Свами: Во сне брахман видит это дерево и место, где оно растёт.

Слушатель: То есть оно живое?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

#06:08

Что олицетворяется в ежегодном празднике Ратха-ятра

Слушатель: Махарадж, а вот храм Гундичи, мы просто читали когда-то в «Чайтанья-чаритамрите», когда Чайтанья мыл храм Гундичи, они мыли, чтобы туда поехали Божества или они тогда там стояли?

Б. Ч. Бхарати Свами: По-моему перед заездом.

Слушатель: И их во время Ратха-ятры перевозят в храм Гундичи?

Б. Ч. Бхарати Свами: Храм Гундичи олицетворяет собой Вриндаван, а храм Джаганнатха олицетворяет собой Двараку, и Кришна, как в Его лилах, однажды поехал во Вриндаван, это было возле Вриндавана. Он поехал из Двараки на Курукшетру, было принято собираться на солнечное затмение. Он поехал со всей своей процессией и там встретил своих подружек – гопи Вриндавана. Эта Его поездка олицетворяется в ежегодной Ратха-ятре, когда Кришна из Двараки всем Своим семейством пышной процессией едет в храм Гундичи. Там Он как бы подхватывает насморк, поэтому вынужден остаться на неделю, и в течение недели Ему поклоняются из диких племён совершенно необразованные, невежественные девушки. Их из диких племён берут, чтобы они поклонялись одним только им известным способом Божествам. Туда не допускаются ни панды, никто из свиты, потому что Кришна как бы уезжает и Его жёны думают, что Он простудился, а Он там неделю со своими подружками проводит.

Слушатель: А пускают туда посетителей в этот храм?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет, никого не допускают.

Слушатель: И они забирают Его на неделю?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потом через неделю Его везут обратно.

Слушатель: Только Джаганнатха? А Субхадра, Баладева?

Б. Ч. Бхарати Свами: Всех, всех троих.

Слушатель: А почему не всех пускают в храм?

Б. Ч. Бхарати Свами: Такова лила Господа. Он к себе не всех допускает. В Двараку к Нему не все могли прийти.

Слушатель: Получается, в Гундичи когда они, туда тоже не пускают?

Б. Ч. Бхарати Свами: В Гундичи даже и так не пускают. Нет, там стоят маленькие Божества. Просто мы не ломимся в храм, а ждём, когда Господь выйдет к нам Сам. Это настроение преданности. Преданный не ломится в храм, считая себя профпригодным, а он ждёт, когда Господь сам низойдёт. Наши учителя это показывали всем своим примером. Дас Рагхунатх или Харидас Тхакур, они не то что в храм не заходили, а даже не появлялись на дорогах, на улицах, на которых живут панды, слуги Господа, чтобы те не осквернились, взглянув на них. Поэтому мы тоже, следуя примеру вайшнавских учителей, не то что не ломимся туда, а даже не помышляем об этом.

Слушатель: А как появился образ Джаганнатха?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я же только что рассказал об этом.

Слушатель: Нет, там есть Патита-павана-Джаганнатх, который стоит в воротах, которого мы видим.

Б. Ч. Бхарати Свами: В воротах?

Слушатель: В воротах, да, которого видно.

Слушатель: Это отдельное Божество, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не то что Божество, это образ, там нет поклонения.

Слушатель: Это прям деревянное Божество или нарисован?

Б. Ч. Бхарати Свами: По-моему это барельеф. У ворот, у львиных ворот можно посмотреть. У основных ворот, где колонна железная стоит, там если посмотреть вправо, то видно в воротах.

Слушатель: Что с этой колонной, какая у неё история?

Б. Ч. Бхарати Свами: Неизвестно, она железная и как она там появилась? Там Гаруда. Спустился однажды Гаруда, поклонился Кришне, и эту игру запечатлели. Он как бы охраняет. Лучше эти вещи спрашивать у Тиртхи Махараджа. Он разбирается. Мы обязательно спросим у него.

#11:52

Кто оставляет тело в святом месте, рождается в святом месте

Слушатель: Махарадж, сказали некоторые преданные, что они слышали от вас, что если преданный оставляет тело в святом месте, то в следующей жизни он родится в этом месте, и это будет последнее рождение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Так считается, что, кто оставляет тело в святом месте, рождается в святом месте.

Слушатель: Вы сказали, что это последнее воплощение будет, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну так считается, да.

Слушатель: Имеются в виду индусы, которые здесь живут, они приняли последнее воплощение, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: И индусы, и коровы, и свиньи, и мухи.

Слушатель: И последнее воплощение у мух?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, они получают освобождение.

Слушатель: А освобождение какого плана? То есть это может быть освобождение в брахмаджйоти, а может быть освобождение в духовном мире?

Б. Ч. Бхарати Свами: В святой дхаме – это в духовном мире.

Слушатель: На Вайкунтхе имеется в виду.

Б. Ч. Бхарати Свами: До сих пор стоит. Это когда родился Сарасвати Тхакур, то где-то через месяц должна была быть Ратха-ятра, и когда процессия пошла, то напротив дома Сарасвати Тхакура, это несколько домов правее от храма Джаганнатха, колесница Кришны остановилась и её никто не мог сдвинуть. Тогда Бхактивинод Тхакур вышел с младенцем на руках и колесница поехала.

Слушатель: [неразборчиво]

#13:56

Служение Джаганнатху на Вайкунтхе

Слушатель: Чем-то отличается служение там от служения здесь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, здесь они как статисты, как дополнение к дхаме, они как бы оживляют своим разнообразием. Там тоже. В «Бхагаватам» описана жизнь на Вайкунтхе. Брахма увидел, когда ему Вайкунтха явилась, что там корабли воздушные летают, цветы кругом, реки текут ароматные. Все поют славу Вишну и Лакшми.

Слушатель: Есть ещё же реки, трава…

Б. Ч. Бхарати Свами: И озёра, и трава, и лебеди там плавают.

Слушатель: А что они там делают?

Б. Ч. Бхарати Свами: Хвалят своего Господина, стихи сочиняют. Сочиняют стихи, поют.

Слушатель: [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Те, кто покидает тело в святом месте, рождаются на Вайкунтхе.

Слушатель: А как тогда, если ты оставил тело человека или мухи?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мух там нет.

Слушатель: А зачем тогда машут, Вишну обмахивают?

Б. Ч. Бхарати Свами: Пером.

Слушатель: Не от мух, может, там пчёлы есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Пчёлы есть. Может быть, мухи рождаются пчёлами.

Слушатель: Но наши учителя же не туда призывают?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, наши на Голоку призывают. Это была история со Свами Махараджем. Один преданный говорил: «Как же вы сказали, что все, кто в святом месте умирают, отправляются в духовный мир? Я вот видел, как один мусульманин (во Вриндаване дело было) резал горло козлу». Свами Махарадж говорит: «И козёл в духовный мир отправляется, и этот мусульманин».

Слушатель: Если он умрёт там.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если умрёт в святом месте. Такова сила святого места.

Слушатель: Здесь можно рыбу есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Панды едят, служители Божеств едят рыбу.

Слушатель: Они её предлагают, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, они её не предлагают.

Слушатель: А члены Шри Чайтанья Сарасват Матха?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не едят, но только потому, что она невкусная.

Слушатель: Всё дело только во вкусе?

Слушатель: А я думала, что панды едят только прасад от Господа Джаганнатха.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не только, они считают, что рыба – это плоды моря, морепродукты. [смех] У слуг со своим Господином свои отношения, мы в них не вмешиваемся, как у нас говорят: «Не будь святее Папы Римского». Если Господь дозволяет им это делать, то мы не вмешиваемся. У них вера такая в своего Господина. Просто нужно понимать, что такое пуджари. Это не просто человек, который севу там какую-то совершает, а это слуга. Как у Ильи Ильича Обломова был Захар – слуга.

Слушатель: У кого?

Б. Ч. Бхарати Свами: У Обломова Захар был слуга. У них своеобразные отношения были, они бранились друг с другом, Захар в сторону плевал, барина своего хулил, но при этом очень любил его. Это их отношения.

Слушатель: Махарадж, что-то я не поняла, правда, наши учителя же не на Вайкунтху призывают? А если преданные, которые следуют, стараются следовать учителям, умирают всё-таки здесь, то куда всё-таки они попадают? Вынуждены на Вайкунтху, потому что они здесь ушли или они за учителями? Я не понимаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть какие-нибудь вопросы?

Слушатель: Ну правда, как, если они служат?

Б. Ч. Бхарати Свами: Как-то.

Слушатель: Если связь есть, она, может, не теряется.

#19:32

Основной принцип духовной жизни – это принцип неопределённости

Слушатель: В следующей жизни, может.

Б. Ч. Бхарати Свами: В следующей жизни можно в святом месте родиться. Мы же всё предполагаем, есть много всяких вариантов. Основной принцип духовной жизни – это принцип неопределённости, как в квантовой механике, принцип неопределённости, есть только вероятность: может быть и так, и сяк.

#19:57

В вайшнавских шастрах самоубийство выносится за скобки

Слушатель: Самоубийцы же живут столько, сколько им положено в этом теле, рядом находятся, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Разные есть. Если в святом месте, то… Дело в том, что в вайшнавских шастрах самоубийство вообще выносится за скобки. Мы не можем сказать, что будет, какой обряд совершать. Просто это не рассматривается.

Слушатель: Почему не рассматривается? То есть это всё-таки самоуправство или это допустимо?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это вообще не рассматривается. Самоубийство – это эгоистическое настроение: вместо того, чтобы служить учителю, когда ты принимаешь инициацию, ты предлагаешь свою жизнь, своё время, а здесь, получается, ты подарок дал, а потом забрал. Это нехорошо, непорядочно. Самоубийство – это всегда эгоистическое настроение. Ты сам решаешь распоряжаться вещью, которая тебе не принадлежит. Тело, время тебе уже не принадлежат, как правило, а здесь ты уничтожаешь чужую собственность. Это всё равно что прийти к хозяину на предприятие, устроиться, а потом поломать всё оборудование.

Слушатель: Вчера я наблюдала, как вы пошли в море купаться. Вы зашли гораздо дальше всех. Я очень беспокоилась, честно говоря, и я пыталась понять: у вас что ли нет страха, боязни?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, просто я плаваю нормально.

Слушатель: Но тогда волны были большие. У вас нет вообще страха?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, большие волны здесь, близко, на берегу, а там их нет.

Слушатель: Там глубоко.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, на самом деле, там мелко. Там есть такое место, мелко, потом глубоко, а потом снова какая-то насыпь, можно стоять.

Слушатель: Но лучше туда, наверное, не плавать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Лучше туда не ходить, но как-то само получилось.

#22:38

Теоретические и практические вопросы

Слушатель: Начинаешь что-то делать и сомневаешься: лучше это делать или не делать, от этого хуже или лучше становится. Или лучше не сомневаться, а делать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Что-нибудь практичное спросите?

Слушатель: С каким умонастроением?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это всё равно что спросить: «Махарадж, а как лучше делать, чтоб было хорошо или чтоб было плохо?» Такой расплывчатый вопрос для того, чтобы получить ответ и из него сделать конкретный вывод. Типа:

– Махарадж, а как лучше жить: согласно писаниям или не согласно писаниям?
– Согласно писаниям.
– Отлично. В писаниях говорится, что тот, кто оскорбляет духовного учителя, должен быть убит.

И убил его. Мне же Махарадж сказал, что надо жить согласно писаниям. Есть теоретические вопросы, а есть практические.

#24:05

Махапрабху и океан

Слушатель: У меня практический вопрос. Как правильно заходить в океан? С каким умонастроением?

Б. Ч. Бхарати Свами: Прежде всего нужно с почтением подходить. Нужно понимать, что океан – это настоящее живое существо.

Слушатель: Не наслаждаться им?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, это же не бассейн, это живое существо, вы ему кланяетесь прежде всего. Мы прежде всего умываемся в его водах. У этого живого существа разные настроения. В него, как в океан любви, погружался Махапрабху. В тех самых водах, они никуда не утекли, течение никуда не уходит. Они прям те самые молекулы воды, в которые погружался Махапрабху, они здесь.

Слушатель: Они хранят память о Нём?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и океан хранит память. Океан Его носил. Эти волны – это руки его. Когда Махапрабху в безумии убегал, думал, что это Ямуна. В настроении Радхарани в разлуке с Кришной бросался в Ямуну, и океан принимал настроение Ямуны и в своих водах переносил Его бережно на берег, чтобы утром преданные Его нашли. Или этот океан бережно помещал Его в сеть какого-нибудь рыбака, и рыбак вместе с рыбой вытаскивал Махапрабху. И он не знал, что это такое, это был просто кусок плоти: то ли черепаха, то ли тыква, непонятно что. Преданные по утрам искали Махапрабху, находили… А, и этот рыбак касался этой тыквы, непонятно, что это там, он касался, и его, как электричеством, пробирали волны блаженства, он вдруг слёзы лил, бормотал Имена Кришны, сходил с ума. Преданные видели ненормального рыбака, спрашивали: «Что случилось?» Он говорит: «Не знаю, какую-то буханку хлеба вытащил, и меня сейчас всего трясёт». Преданные бежали туда, начинали петь мантру, члены Махапрабху снова восстанавливались, у него кости выходили из суставов, но потом он вновь приобретал человекообразный облик. И мы должны помнить все эти игры. Махапрабху здесь восемнадцать лет жил, в этом месте. [неразборчиво] Просто у нас тело состоит из восьмидесяти процентов воды, а у Самудры, так его зовут, у него из ста процентов воды состоит тело. Как медуза, она же вся слизь какая-то, её тело из слизи состоит. А у него из такой воды солёной.

Слушатель: Надо спрашивать разрешение перед этим?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как, мы же не услышим. Но, по крайней мере, поклониться.

Слушатель: Махарадж, а мы, значит, ходим к океану именно потому, что Махапрабху являл здесь свои игры?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы ходим, чтоб почтить океан.

Слушатель: Любой океан?

Б. Ч. Бхарати Свами: Все остальные – братья этого океана.

#28:06

Мы видим неполную трехмерную картинку

Все остальные океаны – братья. Они как бы отражения настоящих океанов, потому что мы-то видим трёхмерную картинку, неполную. Эти океаны кольцеобразные, в виде колец из воды, а мы видим неправильно.

Слушатель: Почему у нас солёный океан, а в других вселенных есть молочный?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не вселенных, а на Земле есть молочный океан, йогуртовый, из топлёного масла, вина, мёда, имеется в виду, и ещё чего-то.

Слушатель: На Земле, здесь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мы просто не видим, как в компьютерных играх: какие-то уровни закрыты для нас, мы не можем пройти. Надо что-то совершить такое, чтобы бонусом открылось.

Слушатель: Параллельный мир или это?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну расширилось. GТА, там играешь, играешь, потом раз – ещё одна часть города тебе.

Слушатель: То есть какие-то люди это видят? Какие-то существа это видят, а другие не видят?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, нужно иметь определённое сознание, заработать определённое сукрити, определённое вознаграждение получить, чтобы открылась ещё какая-то часть Земли и ещё какая-то часть Земли. А мы находимся в очень маленьком месте, это называется Бхарата-варша, и то не вся её часть.

Слушатель: Земля [неразборчиво]?

Б. Ч. Бхарати Свами: Земля плоская.

Слушатель: Плоская?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она плоская, в центре находится серединный остров Джамбу, посередине с горой Кайлас, на которой растёт дерево Джамбу, яблоки. Маленькая часть этого серединного острова – это Бхарата-варша, полуостров что ли. Это то, что мы считаем Землёй. У нас искажённое видение, мы думаем, что земля – это шар, а она плоская. Вселенная шарообразная, а земля плоская, она не шарообразная.

Слушатель: А как же космические аппараты?

Б. Ч. Бхарати Свами: А их не существует, их просто нет. Это миф. Вот Сурья каждый день на своей колеснице выкатывается по небосводу на сияющей колеснице. Перед ним иногда его брат Чандра, иногда сзади, они вместе катятся, а эти все космические аппараты – это всё выдумки.

Слушатель: По телевизору показывают.

Б. Ч. Бхарати Свами: По телевизору показывают много чего. Для того чтобы материалисты занимали умы невинных людей, они выдумывают всякие сказки про космос.

#31:33

У Брахмы не головы, а лица

Слушатель: Махарадж, у Брахмы может быть четыре головы, шестнадцать и так далее. Как это понимать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Лица, это не головы, а лица. У Брахмы лица, это не головы, а лица. Прежде всего это направления. Когда вселенная появилась, не было направлений света. У Брахмы была одна голова, как только он появился, вернее, одно лицо. Нам кажется так естественно, что есть направления света, но, когда он начал создавать, направления света появились одни из самых последних, такое понятие, как направление. До этого их не было, была каша.

Слушатель: Как понять?

Б. Ч. Бхарати Свами: Как хотите, так и представляйте. Не было направлений света. И когда он одновременно посмотрел на четыре стороны, появились четыре стороны света.

Слушатель: А если тридцать две стороны света или тысяча, что от этого меняется вообще в этой вселенной?

Б. Ч. Бхарати Свами: Меняется эта конструкция, у некоторых Брахм…

Слушатель: Ну например?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не могу представить себе.

Слушатель: Вы можете.

Б. Ч. Бхарати Свами: У некоторых Брахм тысяча лиц, в их вселенных тысяча направлений света.

Слушатель: А что значит тысяча направлений света, какие возможности? Переходить из одной точки пространства в другую или что?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну мы прямолинейно смотрим, а у них, может быть, как-то так вот.

Слушатель: С помощью четырехликого пространства пытаться вообразить тысячеликое.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мы не можем. Понимаете, есть такая вещь, как знать, и такая вещь, как представлять. Представлять – не всегда правильно, а знать – всегда правильно. Вот мы знаем, что есть четыре направления света, и мы их знаем по опыту, а у каких-то существ есть тридцать два направления света, у каких-то одно – есть Брахма с одной головой. Представьте себе, он только в одну сторону смотрит.

#34:00

Каждому живому существу дают набор чувств, формирующий разнообразие вселенной

Каждому живому существу даётся набор его чувств, и эти чувства формируют разнообразие вселенной. У человека вселенная имеет такое разнообразие, даже в течение жизни. У ребёнка восприятие даже цвета не такое, как у стариков. У стариков оно более бледное уже, а ребёнок видит всё ярче, то есть его вселенная ярче. Соответственно, у Брахмы, у которого четыре лица, вселенная более куцая, более ужатая, нежели у Брахмы, у которого тридцать два лица.

Слушатель: Я имела в виду не Брахму, а тех, кто живёт в этой вселенной. Какие возможности у них появляются?

Б. Ч. Бхарати Свами: Каждый живёт в своей вселенной. Каждому существу в пространстве нашего Брахмы даётся некий код. Этот код – это пять чувств, один ум, один рассудок и одна самость. В зависимости от состояния всех этих восьми формируется вселенная. То есть нам даётся некий скрипт, некая программа, и каждый её наполняет. Как сайт: он написан по одному сценарию, но мы же видим разнообразные сайты, а написаны они как бы одним языком. Или игра. Вы знаете игры ролевые, где ходишь и стреляешь? У них двигатель одинаковый, различается только то, что ты видишь, враги могут быть монстры, а могут быть фашисты, могут быть самолётики или какие-нибудь кораблики, но суть одна и та же – ты ходишь и стреляешь. Так же и здесь. Всем живым существам даётся одна программа – это ощущение жара, ощущение света, ощущение звука, ощущение запаха и ощущение вкуса. Всем живым существам.

Слушатель: Там, в других вселенных нет ничего другого?

Б. Ч. Бхарати Свами: Этого я не знаю, там, может быть, ещё какие-нибудь.

Слушатель: Которые в четырёх.

Слушатель: Это только в нашей, да, где четыре стороны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю. Я же сказал, что не знаю. Мы говорим про нашу, что в нашей вселенной даётся всем одинаковый набор, кому-то меньше, кому-то больше. Кротам, например, не даётся видение цвета. В их вселенной есть жар, прикосновение, вкус, запах, наверное. У них такая вселенная. То есть Брахма даёт всем набор, а мы, в зависимости от своей кармы, наполняем эти модули разным содержанием. У рыб нет ушей, они не слышат звуки, но они ощущают биение волн. Одна рыбка может другой плавником или хвостиком сообщить какую-то информацию, находясь где-нибудь за несколько десятков метров, может хвостиком потрясти. Кожа у рыб очень чувствительная, поэтому вторая ощутила. Они так переговариваются.

Слушатель: И слоны так, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Слоны ногой топают и передают друг другу: «опасность» или «еда». У человека очень развиты все эти чувства и рассудок. У человека рассудок развит. То есть рассудок – это такой инструмент, которым мы отделяем полезное от вредного. У животных этого не существует. У них есть ум, который отделяет приятное от неприятного.

Слушатель: Говорят, что у женщины сильнее умом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос к тем, кто говорят. У всех разный набор, но душа одинаковая, она пронизывает все эти слои: ум, чувства, она единая, неделимая. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что душа непрерывна, она не прерывается никогда.

#39:35

Дхарма – это естество

Слушатель: А вот если родишься в одной жизни мухой, а в другой человеком, там же вообще разница огромная?

Б. Ч. Бхарати Свами: Скорее всего, так не происходит. Муха, потом более… Из насекомого рождается, по-моему, растение.

Слушатель: Каким образом прогресс вообще осуществляется? За счет чего муха становится растением?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она в любом случае становится. Муха соблюдает свою дхарму, свой долг. А всякий, кто соблюдает свою дхарму, на более высокой ступени в следующей жизни рождается. Человек имеет возможность не соблюдать дхарму.

Слушатель: Только мы можем деградировать или прогрессировать, а все остальные живут по закону?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, человек может пойти в сферы богов, а может пойти в сферы животных.

Слушатель: Это из-за разума? И камнем может родиться?

Б. Ч. Бхарати Свами: В зависимости от степени нарушения дхармы.

Слушатель: А что такое дхарма?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дхарма – это естество. У нас есть два естества: дхарма души – джайва-дхарма, а есть калевара – телесная дхарма. Телесная дхарма – это поддерживать, питать своё тело, питать тех, кто произошёл от нашего тела, поддерживать их существование. Это дхарма телесная. А есть душевная дхарма – это служить Параматме, служить Высшей Душе, Парабрахману. Если мы соблюдаем джайва-дхарму в ущерб телесной дхарме, то мы отправляемся в духовный мир. Если мы соблюдаем дхарму телесную, пренебрегая душевной дхармой, то мы на более высокую ступень поднимаемся. Очень часто они совпадают, телесная дхарма и… Например, вы воспитываете детей своих, преданных, вы служите царю, который является преданным, выполняете государственную службу, ходите на работу, платите налоги – телесная дхарма. Вы совершаете добрые дела, жертвуете на рытье колодцев, на больницы, для инвалидов – это телесная дхарма.

Слушатель: А как это совпадает? Это же не духовное, а материальное?

Б. Ч. Бхарати Свами: Совпадает. Вы когда жертвуете на больницы, может быть, вайшнав какой-нибудь заболеет и попадёт в эту больницу, причём это может быть через много жизней после того, как вы это сделали. Вы томитесь где-нибудь в аду, и вдруг к вам стучатся и говорят, что пришло досрочное освобождение, потому что в больнице, которую вы, перед тем как убить двадцать пять человек, построили эту больницу, сейчас, спустя тридцать пять жизней…

Слушатель: Или бандиты так жертвуют батюшке. Они, видимо, чувствуют?

Б. Ч. Бхарати Свами: Абсолютно верно, они совершают дхарму. Только вопрос к батюшкам: они на что это тратят? А так они правильно: раскаиваются, жертвуют на храмы. Это есть их телесная дхарма.

#43:35

Гуру – это рука помощи от Кришны

Слушатель: Махарадж, такой вопрос: а связь с гуру сохраняется?

Слушатель: А вообще гуру допускает, чтобы преданный в ад попал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Гуру – это принцип. Гуру – это рука помощи от Кришны. Гуру может в разных жизнях приходить в разных обликах. Гуру даже в одной жизни может в разных обликах приходить. Мы знаем из жизни наших учителей, у Бхактивинода Тхакура сначала был один гуру, потом Джаганнатх Дас Бабаджи, до этого Бипин Бихари. То есть гуру – это цепочка, это связь наша с духовным миром, и Кришна в «Гите» говорит: «Я есть изначальный гуру, Я есть ади-гуру», то есть Кришна – это гуру, а в каких обликах Кришна приходит к нам, это может меняться.

Слушатель: Непонятно, то есть если я получила инициацию, дикшу, у конкретного гуру, то не с этой ли душой у меня потом сохраняются отношения из жизни в жизнь?

Б. Ч. Бхарати Свами: С этой душой, но эта душа есть…

Слушатель: С конкретной душой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, эта душа есть одна из частичек, одна из ипостасей Шримати Радхарани. Со Шримати Радхарани у нас сохраняется вечная связь. Эта душа как агент. С одной стороны, мы смотрим на духовного учителя как на агента Шримати Радхарани, а с другой стороны – это же сама Шримати Радхарани. Шридхар Махарадж поёт, что я вижу своего учителя Сарасвати Тхакура с лотосными стопами, это сама Царица духовного мира. Он показывает нам, что видит Сарасвати Тхакура как Шримати Радхарани. И мы тоже видим Говинду Махараджа как Шримати Радхарани, в идеале должны воспринимать.

Слушатель: Получается, Кришна для всех говорит, что я изначальный гуру, но мы на самом деле понимаем, что не Он гуру, а гуру – Шримати Радхарани.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в нашей линии, в линии Рупы мы говорим, что изначальный гуру – это Шримати Радхарани.

Слушатель: [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, я не помню. В аду очень больно. После ада душа рождается животным.

Слушатель: Ничего не соображает потому что.

Б. Ч. Бхарати Свами: Боль такая, что всё человеческое вытесняется, выхолащивается всё человеческое, остаются только чисто животные инстинкты, и под них уже сообразуется тело новое, собачье или какое-то там.

БЕСЕДЫ В ГОРОДЕ ДЖАГАННАТХА. ЧАСТЬ 2

#00:00

Когда прасад становится прасадом?

Слушатель: …Но явно не о Шримати Радхарани в этот момент, во всяком случае я по себе знаю, когда я себе покупаю что-то, я не думаю в этот момент о Шримати Радхарани, но мне говорили, что, даже покупая себе украшения, ты должна это предложить Шримати Радхарани, тогда это будет прасад. Но я не очень понимала эту цепочку.

Б. Ч. Бхарати Свами: В любом случае вспомнить надо о том, что Господь по милости вам это дал.

Слушатель: Это я вспоминала.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и замечательно.

Слушатель: А предлагать не надо?

Б. Ч. Бхарати Свами: Можете предложить.

Слушатель: А как предложить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть вопросы?

Слушатель: Нашу жизнь сравнивают с компьютерной игрой, эти бродилки: ходишь, находишь, не находишь. Там в этой игре могут быть разные сценарии, в зависимости от того, как ты себя поведёшь, то есть у нас так же задана программа, да, можно сказать, есть какое-то окружение, которое тебе даётся, и в зависимости от твоего поступка всё остальное развивается, так?

#01:16

Следуя дхарме, когда-нибудь непременно мы сослужим службу вайшнаву

Слушатель: Мне интересно, этот мир хаотичен или всё-таки нас ведут? Вы сказали, я задумывалась уже об этом. Вы сказали, что какой-то там пожертвовал на больницу, потом сработало в какой-то момент – там преданный, и появилось сукрити. Вот это момент – это для него возможность, ловушка, чтобы его всё-таки вытащить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кого?

Слушатель: Потому что если хаотично, ну человека просто вытащить на какой-то более высокий план невозможно без неосознанного сукрити, да? То есть для нас расставляют эти как бы капканчики, чтобы нас вытаскивать запланировано или это просто хаос? Ну попалась случайно, и всё.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы должны следовать своей дхарме. Если мы будем следовать дхарме, то когда-нибудь обязательно, непременно мы сослужим службу вайшнаву.

Слушатель: Но это случайность уже, то есть нас специально не ведут в этом направлении, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если мы следуем своей дхарме, то когда-нибудь мы обязательно послужим вайшнаву. Если мы делаем добро, то когда-нибудь мы сделаем добро вайшнаву. Это уже будет не просто добро, это уже будет сева, служение. В писаниях описано, что есть добро: говорить правду, не брать чужого, помогать нуждающимся.

#02:50

Правда должна быть приятной на слух

Слушатель: Говорить правду – это такая сложная тема, правда может быть разной.

Слушатель: Шридхар Махарадж ведь дал обет говорить только правду всегда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он не то что обет давал, он всегда просто говорил правду.

Слушатель: Просто это сложно: говорить всегда правду.

Слушатель: Нет, но ведь ты можешь этим обидеть человека, правдой своей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в этом нужна гармония. Правда, но она должна быть приятной на слух.

Слушатель: А если ты говоришь полуправду, то это не совсем ведь правда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ты можешь говорить правду, но не всю, но правду. Иногда, говоря правду, можно причинить кому-то страдания, не тому, кому вы говорите, а другому. Например, бандит подходит и спрашивает: «Где тот?» Ты должен сказать правду: «Он там», он идет и убивает его.

Слушатель: А что делать в таком случае?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть одна история, когда сидел брахман, который всегда говорил правду, сидел где-то и повторял мантру. Мимо пробежала корова в лес, за ней через какое-то время мясник, который хотел её зарезать. Они спрашивают: «Ты видел здесь корову?», он говорит: «Да».

Слушатель: «Куда побежала?» Он рукой показал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так, и что дальше?

Слушатель: Потом, в следующем рождении он родился садху, остановился на ночлег в каком-то городе, по-моему, на этот дом напали грабители.

Слушатель: Нет. Он остановился в этом доме. Ему сказали, что в сарае на соломе есть место, он говорит: «Очень здорово». А жене хозяина очень понравился этот садху, и она пришла к нему ночью. Он всё отпирался, отпирался, и тогда она начала кричать. Прибежал муж, и она сказала, что этот садху к ней приставал.

Слушатель: И украл драгоценности.

Слушатель: Да, «украл у меня драгоценности». Там произошел шум, и эта жена убила своего мужа, и когда народ сбежался, она сказала, что это садху сделал. Народ начал судить, по идее они должны были его повесить, убить тоже, но так как он был садху, ему отрубили руку, как бы смягчили наказание. В общем, получилось так, что корова – это эта жена, муж – это мясник, а садху отрубили руку, которой он показал направление, в котором убежала корова.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, но у меня история другая. [смех] Пробежала корова, а за ней через какое-то время мясник. Мясник спрашивает: «Ты не видел здесь корову?» Брахман на несколько вершков передвинулся в сторону и сказал: «С тех пор как я здесь сижу, я никого не видел». [смех]. Он сказал правду.

Слушатель: Чтобы говорить правду, надо быть очень хитрым.

Слушатель: Это потому что он уже родился в следующей жизни и уже знал, чем это закончится.

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное.

Слушатель: Ему повторный тест дали, и он его прошёл.

Слушатель: Ещё раз сдавал на права.

#07:04

Поливать корень дерева

Слушатель: Бхарати Махарадж, это хорошо, для всех людей карма благоприятна, а для нас, которые уже идут по пути служения, преданности, такого плана карма, как жертвование на всякие благотворительные вещи… на храмы, понятно, что мы жертвуем с осознанием, но на обычные дела?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не обязательно.

Слушатель: Не обязательно. То есть нам уже это вроде как не надо?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если поливать корень дерева, то есть служить Кришне, то вы приносите благо всем живым существам.

Слушатель: Поэтому нищим можно не раздавать копейки? Я не имею в виду святые места, если там, то лучше раздавать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это по желанию. Если вы хотите нищему подать, лучше вы эти деньги отдайте в храм, потому что нищие здесь с голоду не умирают, храмы их кормят.

Слушатель: Я проверила. После какой-то парикрамы у меня был прасад в руках. Подходит нищий, я ему даю прасад. Он говорит: «Нет, деньги давай». Деньги я не дала, дала моя соседка, я ей потом разъяснила.

Б. Ч. Бхарати Свами: Здесь в храмах вечером нищие приходят, во всех святых местах нищих при храмах бесплатно кормят. Во всяком случае они с голоду здесь не умирают, им и одежду дадут ветхую какую-нибудь.

#08:41

Воплотившиеся души в святых местах

Слушатель: Когда идешь по парикраме по Вриндавану, очень много цепляется детей, гроздьями просто. Чувства разные возникают в этот момент. Это для нас испытание на какой-то уровень наш духовный? Почему так происходит? Просто, получается, все дети святые.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне чувства разные не приходят.

Слушатель: А у вас какие чувства?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дети – это кто такие? Либо будущие пьяницы, либо будущие блудницы.

Слушатель: Но они в святом месте. Махарадж, вы же сами сказали, они все в святом месте…

Б. Ч. Бхарати Свами: Какие чувства могут быть к алкоголику или к потаскухе?

Слушатель: Бхарати Махарадж, это же души, которые воплотились в святых местах.

Б. Ч. Бхарати Свами: А мы со всем почтением к ним. Вы же говорите про детей, а не про души воплотившиеся?

Слушатель: Вот я и спрашиваю, какое состояние сознания должно быть в этот момент? То есть их можно рассматривать как души, а можно как детей, которые просто пристают, и быть в состоянии в этот момент служения?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну ладно, тогда что на сегодня?

#10:08

Путеводные звёзды для вайшнавов

Слушатель: Ещё вопрос: Кришна постоянно подсказывает, что тебе делать, каким-то образом Он подсказывает через других людей. Если постоянно какая-то мысль тебе от кого-то приходит, одна и та же мысль, что это нужно сделать? То есть это таким образом Кришна с нами разговаривает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не понял вопроса.

Слушатель: Нет, в каком направлении мы должны идти, над чем работать, чем руководствоваться.

Слушатель: Подсказывает через других?

Слушатель: Ну знаки.

Слушатель: Как узнать, что Кришна подсказывает, а что просто так показалось?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы особенно не опираемся на все эти мистические знаки, видения и знамения. Мы стараемся выполнять то, что от нас хотел учитель, то, что хотят вайшнавы.

Слушатель: Что можно привязать к любой стуации?

Б. Ч. Бхарати Свами: Знаки то есть, просто мы их не умеем читать.

Слушатель: А как?

Б. Ч. Бхарати Свами: Просто странно, если у нас есть указание от Шрилы Гурудева, зачем нам ещё какие-то знаки читать?

Слушатель: Тогда вопрос: можно ли к любой ситуации привязать указания учителя? Может быть, я его просто не вспомню?

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда надо разумом пользоваться. Если какая-то ваша ситуация не покрывается указаниями Гурудева, то можно разумом или из указаний священных писаний.

Слушатель: Это понятно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Почему нам больше полагаться на какие-то знаки мистические, нежели на слова старших вайшнавов, или гуру, или шастр. Наши путеводные звёзды – это гуру, шастры и вайшнавы, Святые вайшнавы. Зачем нам ещё привлекать какие-то знамения в эту компанию?

#12:55

Дальнее или ближнее руководство

Слушатель: Махарадж, ну вот смотрите, как я понимаю, что с приходом каждого гуру, вайшнава в нашей линии что-то меняется, какие-то акценты, и иногда это даже какие-то противоречивые могут быть акценты. Получается, что мы должны руководствоваться тем, кто ближе к нам, чем тем, кто дальше?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть вещи, которые, например, гуру не может совершать, и если гуру это делает, значит это уже не гуру, вы его указаниям не должны следовать. Например, гуру не может употреблять наркотики, колоться наркотиками, гуру не может курить, гуру не может есть мясо.

Слушатель: Но это в нашей линии.

Б. Ч. Бхарати Свами: А вы про какую линию говорите?

Слушатель: Нашу, нашу. Нет, я имела в виду другое, что в нашей линии есть какие-то противоречия.

Б. Ч. Бхарати Свами: И какие бы знаки ни складывались, гуру не может курить. Если он курит, значит он уже не гуру.

Слушатель: Про Пундарика Видьянидхи помните? Что он сидел в роскошной обстановке и курил, по-моему.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но он не гуру в нашей линии. Он святой, но он… Нитьянанда Прабху вино пил.

Слушатель: Но кто-то из нашей линии, помните, для того чтобы привлечь западных преданных говорил, что даже мясом их можно кормить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но сам он мясо не ел. Сарасвати Тхакур сказал, там контекст другой был, он сказал, что нужно снять какое-нибудь здание недалеко от университетского городка или в университетском городке и проповедовать самым разумным, не пролетариату, а интеллигенции проповедовать. Если примут идею превосходства Божественной Любви над всем, если примут идею Махапрабху, думающий класс, то все остальные тоже примут. Как говорят: дурная голова ногам покоя не даёт, если голова какой-то идеей проникла, то ноги уже будут следовать. Если думающий класс примет Сознание Кришны, то все остальные тоже примут. Ему сказали, что в западных странах мы не сможем устраивать лекции, не сможем устраивать собрания, если там не угощать их мясом. То есть Сарасвати Тхакуру поставили задание, дано, то есть в данность ему поставили, что обязательно надо мясо. Но это же неправда. Сама по себе постановка вопроса неправильная. В западных странах можно устраивать сборища и не раздавать мясо, но ему сказали, что этого нельзя. Но если этого нельзя, то раздавайте мясо козлов, мясо баранов. Для чего он это сказал? Он сказал, что проповедь важнее условностей. Но он никогда не говорил, что я буду есть мясо для того, чтобы проповедовать Сознание Кришны. Нужно всегда смотреть контекст.

Слушатель: Цель оправдывает средства?

Б. Ч. Бхарати Свами: Цель оправдывает средства, да. Но посыл был изначально неправильный. Посылка была неправильной изначально: в Англии нельзя проповедовать, если не угощать мясом. Тогда угощайте мясом, но проповедуйте. Но это неправильно: в Англии можно проповедовать, не угощая мясом.

Слушатель: Так они в итоге с мясом проповедовали или нет? Интересно, но это не важно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Без мяса. Есть вещи, которые гуру не может совершать, то есть если он совершает, то он уже не гуру.

Слушатель: Но есть ситуации, которые нам непонятны, потому что мы не знаем контекст.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, когда непонятно, мы это непонимание выносим за скобки до прояснения. Но есть вещи, которые гуру не может. Он не может сидеть перед Гаура Нитаем и курить, какой бы контекст ни был.

Слушатель: Это в физическом смысле?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

#18:21

Чего не может гуру?

Слушатель: Можно ещё несколько примеров того, что не может делать гуру?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я в принципе не представляю, но в целом гуру не может быть непочтителен к объекту поклонения, о котором он говорит как об объекте поклонения. Например, скажем, если это гуру в линии Махапрабху, то он не может сидеть верхом на Махапрабху и лекции читать, не может залезть на алтарь и читать лекции. Он не может непочтительно говорить о своих предшественниках.

Слушатель: Нам может показаться, что он непочтительно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если кажется, значит надо пока вынести это за скобки и дать этому развиться. Гуру не может говорить, что он Кришна. Гуру не может говорить, что он чистый преданный, что он совершенный преданный. Если кто-то говорит, что он служит Кришне совершенно, значит это уже точно не гуру, дальше можно уже вообще контекст не смотреть.

Слушатель: А если гуру-санньяси снимает шафран и женится, это тоже значит, что он пал как гуру?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он пал как санньяси. Он может быть потом гуру, но он не может быть ачарьей.

Слушатель: А чем тогда отличить гуру от ачарьи?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ачарья ведёт за собой.

Слушатель: Почему грихастха не может быть ачарьей?

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, почему? Бхактивинод Тхакур.

Слушатель: И наш Махарадж, Шрила Говинда Махарадж. Он же тоже был женатым человеком. Или это просто нельзя после санньясы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Во-первых, Гурудеву сказал Шридхар Махарадж, такая у него была аскеза: «Тебе надо жениться».

Слушатель: А почему тогда гуру не может быть ачарьей, если он снял санньясу и женился?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ачарья – это тот, кто всегда безупречен, но в случае с Гурудевом, ему Шридхар Махарадж сказал. Причём Шридхар Махарадж всегда Гурудева называл: Говинда Махарадж, когда он был женат, был семейным. Гурудев никогда не прерывал своей санньясы.

Слушатель: То есть если это идёт по наставлению учителя, то это служение, а если идёт по собственным идеям, тогда это уже падение, так получается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не падение, а уход из ашрама.

Слушатель: Потому что в ISKCON же было несколько таких примеров, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот поэтому в ISKCON есть понятие «вече», у них соборность. Гуру может перестать быть гуру, но само здание ISKCON будет целостно, с ним ничего не произойдёт.

#21:53

Два вида духовных организаций

Есть два вида духовных организаций. Одни держатся на законе, на правилах, и личности в этих организациях не играют первостепенной роли. Есть как бы модульные конструкции, например, демократия, и из неё можно вытаскивать определенные модули, но само здание не рушится, потому что можно поставить другую личность. Скажем, Пилорама Свами пал, и вместо него вставили Нагасаки Дас, и в целом всё держится. Эти организации очень прочные, но там отсутствует одна вещь – нет веры в гуру, потому что когда ты изначально приходишь в духовную организацию и знаешь, что этот гуру может завтра быть и не гуру, и это не трагедия, то у тебя с самого начала нет полной веры в гуру. Понимаете? То есть, когда вы допускаете, что он может упасть, и я приму посвящение у другого гуру или переметнусь к другому гуру, то у вас с самого начала нет веры в гуру. Это одна формула, и ISKCON замечательно эту формулу воплощает или какие-нибудь другие религии, где нет единоначалия, где нет иерархии. Это, например, иудаизм или мусульманство. Там нет верховного начальника.

Слушатель: Это же Прабхупада учредил изначально… [неразборчиво].

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и это очень прочная конструкция. Она может существовать веками, тысячелетиями.

Слушатель: А она развиваться будет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Будет развиваться, и в ней всё замечательно, кроме одного – нет полной веры в учителя, а всё остальное замечательно. Она будет развиваться, будет увеличиваться количество преданных. Каждый приходящий будет думать: «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом, и когда-нибудь я смогу занять свою нишу в этой конструкции гуру»

Слушатель: Она неправильная, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я сейчас не говорю, правильная или неправильная, я говорю, что это одна конструкция. Есть другая конструкция – в ней всё держится на личности гуру. Ты полностью доверяешь своему учителю, и при всех минусах есть только один плюс – вера в учителя, а минусы соответственно, когда учитель уходит, конструкция рушится. Твоя вера в него остаётся, но конструкция физическая рушится сразу, потому что гуру есть стержень, на который всё нанизано. Как стержень вытаскивается, всё разваливается.

Слушатель: А совместить эти два никак? Получается, что у нас на личности всё держится?

Б. Ч. Бхарати Свами: В нашей линии всё держится на личности гуру. В нашей линии держится всё на личности гуру, на вере в гуру, не на следовании правилам, а на вере в гуру. В демократических духовных организациях есть правила, то есть они когда-то были даны самым непорочным гуру, эти правила изменить нельзя, и из-за этого конструкция мертвеет, она просто застыла, и всё. Эти правила никто не меняет, как бы ситуация ни менялась, правила не меняются. Потому что кто ты такой, чтобы менять правила, данные свыше, первоучителем?

Гибрид невозможно создать: либо у вас полная вера в учителя, либо жизнеспособность организации. Учитель ещё, помимо функции, что он ведёт в духовный мир, является духовным авторитетом. Когда возникает какой-то спор, какое-то недопонимание или просто ты внутри думаешь: «Сделаю я так, но если об этом узнает учитель, то мне же будет стыдно, будет нехорошо, поэтому я так не поступлю», то есть он всегда является неким Божественным оком, которое за тобой наблюдает. Но в конструкции соборности, где у тебя нет неоспоримого гуру отсутствует этот страх доставить неудовольствие учителю, потому что эти учителя просто на несколько ступеней в этой «Oriflame» или в этом «Гербалайфе», он просто на несколько ступеней выше. И какой он для меня авторитет? Он просто днем раньше пришёл в «Харе Кришна» и занимает более высокое положение. В этих организациях нет того самого недремлющего ока, которое есть совесть, которое всё время за тобой наблюдает. Гуру, в которого полная вера, он есть совесть, и он удерживает нас от дурных поступков.

Слушатель: Я с исконовцами общалась, у них есть полная вера в своего гуру.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну ладно.

Слушатель: Они настолько влюблены в своего учителя, настолько идёт духовное принятие.

Слушатель: Это уже фанатично.

Б. Ч. Бхарати Свами: А в другого учителя?

Слушатель: Принимается, но свой как бы ближе.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда это уже не организация, это много разных гуру. Это не организация. Это тогда все гуру относительны.

Слушатель: Само понятие гуру исчезает, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, правильное понятие гуру исчезает. И когда гуру там оступается, когда гуру уходит, то что делать? Они принимают другого гуру, и у них опять полная вера в нового гуру, да?

Слушатель: У нас такого не получается, да, в нашем Матхе?

#29:37

Гуру занимает абсолютное положение

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас гуру абсолютное положение занимают. Сарасвати Тхакур, Шридхар Махарадж, Говинда Махарадж занимают абсолютное положение.

Слушатель: Но ведь ваши ученики воспринимают вас как гуру.

Б. Ч. Бхарати Свами: У меня нет учеников.

Слушатель: Но ваша группа, которая следует за вами, воспринимает вас.

Слушатель: Ну почему? У нас гуру – Говинда Махарадж.

Б. Ч. Бхарати Свами: Гуру – Говинда Махарадж, я только создаю условия для преданных, чтобы они могли служить нашему общему гуру. Уход Говинды Махараджа ничего не изменил, мы пытаемся так сделать, чтобы ничего не поменялось: как мы служили Гурудеву, когда он был виден на этой планете, так и продолжаем по мере возможностей и сил и почитаем других вайшнавов.

Слушатель: Не было таких учеников, например, у Шридхара Махараджа, которые потом… Был Шридхар Махарадж, потом Говинда Махарадж, то есть учитель не поменялся у тех, кто был учеником Шридхара Махараджа, они не стали учениками Говинды Махараджа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они все как один отмечали, что Говинда Махарадж – это воплощение Шридхара Махараджа.

Слушатель: А, неразличны то есть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, то есть те из преданных, которые были учениками Шридхара Махараджа, видели в Говинде Махарадже продолжение его. Все, кого я знаю, – это и Ньяси Махарадж, и многие ученики Шридхара Махараджа считали, что Гурудев был неотличен от Шридхара Махараджа.

Слушатель: Часто принимают инициацию у какого-то гуру?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы должны с полной верой принимать своего учителя, у кого бы они ни принимали, мы же сейчас говорим о себе, мы говорим сейчас о тех, кто были посвящены Говиндой Махараджем.

Слушатель: А вы чувствуете отличие Ачарьи Махараджа от Говинды Махараджа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я – да, я чувствую.

Слушатель: [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, я чувствую отличие не в пользу Ачарьи Махараджа.

Слушатель: А сейчас же нет такой личности, которая могла бы занять пост ачарьи?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, поэтому я на своём внутреннем алтаре после Шрилы Говинды Махараджа нарисовал силуэт некоего преданного. Он ещё не оформился, но такой силуэт есть. Когда-нибудь в рамочку какое-нибудь лицо поместится. Это я говорю про свой внутренний алтарь.

#32:42

Ритвик от Гурудева даёт вам приглашение в духовный мир

Слушатель: Часто принимают посвящение у разных учителей, но они же всё равно от нашей линии?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я сейчас могу лишь теоретически говорить: не все, кто получал посвящение у учеников Сарасвати Тхакура, принадлежат к самой возвышенной линии.

Слушатель: Каким образом действует ритвик?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ритвик просто по доверенности действует. Ему выдали доверенность на три года.

Слушатель: А как, это же мистический процесс?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он просто обряд проводит. Ну как мистический процесс? Вам выдали доверенность управлять автомобилем хозяина, вот вы и управляете. Как только хозяин сказал: «Давай возвращай», или аннулировал доверенность, или умер, со смертью хозяина ваша доверенность аннулируется.

Слушатель: То есть мы должны полностью поверить, что если мы, например, получаем у ритвика инициацию, то всё равно мы получаем от самого хозяина, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Зачем верить, вы получаете от хозяина.

Слушатель: Просто для меня это открытие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот вы получаете письмо-поздравление ветеранам от президента, там даже факсимильная подпись стоит. «Дорогая такая-то, такая-то, поздравляю вас со светлым праздником 9 мая, с победой над фашистскими захватчиками. Ваш мэр Лужков или мэр такой-то». Но это не он лично писал каждому, у него есть секретари, которые от его имени вам пишут приглашения, вам пишут поздравления. Точно так же и ритвик, он от имени Гурудева вам даёт приглашение в духовный мир.

Слушатель: А в духовный мир когда мы попадаем, мы попадём к своему Гурудеву, у которого мы дикшу получали?

Б. Ч. Бхарати Свами: К своему Гурудеву, за кем вы следовали.

Слушатель: Ну вот я и говорю, у которого дикшу получали?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, к своему Гурудеву, за кем вы следовали. Вы же можете формально получить у одного, а следовать другому.

Слушатель: Нет, но если это совпадает, то, получается, Гурудев будет уже роли распределять, это всё будет в его руках, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Например, есть четыре сампрадаи вайшнавских – это Шри, это Шива, это Брахма и четыре Кумара. Они все служат единому, но это разные ветви.

Слушатель: Вот Нарада Муни когда путешествовал, он Кришну и Вишну чётко понимал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Что за вопросы у вас? А когда не путешествовал?

Слушатель: В основном он представляет Вишну, ну насколько видно по всем притчам, он представляет Вишну?

Б. Ч. Бхарати Свами: Несчастный Нарада Муни. О нём всегда говорят, когда больше не о чем говорить, как о погоде. Он такой дежурный.

Слушатель: Потому что он в «Бхагаватам» всегда появляется в самый неподходящий момент и устраивает какие-то подставы.

Слушатель: [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, всё тогда, до свидания. Харе Кришна.

Транскрипция: Карнаприя Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+5

Другие материалы раздела

2012-01-01

«Неужели мы боги?»

2012-01-04

Беседа в клубе «Белые Облака»

2012-01-09

«Поверить в сказку»

2012-02-12

«День явления Сарасвати Тхакура»

2012-03

«Простая жизнь жителей Дхамы»

2012-03-25

«Философские вопросы слушателей»

2012-04-01

Презентация «Бхагавад-гиты» на выставке «Загадочная Индия»

2012-04-21

«Семья Гаудия-матха»

2012-04-28

«Беседы в городе Джаганнатха»

2012-05

«Называть кучу мусора собой»

2012-05

«Беспомощному помогут»

2012-05

«Есть ли у Кришны пупок?»

2012-05

«Боги и Титаны»

2012-06-24

«Шаг за грань существования Бога»

2012-08-18

«Что нам нужно для счастья?»

2012-09-02

«Душа и Вселенная»

2012-09-02

«Концепция перевода Шримад Бхагаватам»

2012-09-09

Чтение и обсуждение Бхагавад Гиты, (глава 4)

2012-10-13

«Причина скитания обусловленной души в материальной вселенной»

2012-10-31

«Душа в теле, как косточка в яблоке»

2012-11-10

«Счастье в понимании Вед»

2012-11-18

«Основы Мироздания»

2012-12-08

«Счастье в понимании Вед» (Лекция в Берлине)

2012-12-15

«Дискуссия о Ведах в вопросах и ответах» (Лекция в Дюссельдорфе)

2012-12-22

«Бхагавад Гита – учение о долге»