Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2012 / «Душа в теле, как косточка в яблоке»
Б. Ч. Бхарати Свами: Для Кришны не существует понятий: духовное, не духовное. Это все Его. У Него есть внешняя иллюзия и внутренняя иллюзия, махамайя и Йогамайя. Внешняя иллюзия — это иллюзия, которой Он накрывает тех, кто находится вне Его страны. А внутренняя иллюзия — это иллюзия, которой Он накрывает тех, кто находится рядом с Ним. Но для него нет различий: духовное или не духовное. Шримати Радхарани

«Душа в теле, как косточка в яблоке»


«Душа в теле, как косточка в яблоке» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 31 октября 2012 года, Таиланд, Паттайя.

  • Зачем стремиться в духовный мир? (0:00)
  • Три состояния бытия (2:18)
  • Сердце желает упоения (7:28)
  • Душа-косточка (9:57)
  • Игра света и тени на «Титанике» (11:34)
  • Пролезть в игольное ушко (18:37)
  • Как не страдать? (22:45)
  • Неполноценное счастье бренного мира (28:14)
  • Сорвать спектакль – это грех (31:04)
  • Развлечение для злобных карликов (34:17)
  • Зачем мы живем? (36:48)

Длительность и содержание аудио и видео могут немного отличаться.

http://www.youtube.com/watch?v=XFMKphRcmjU

Зачем стремиться в духовный мир?

Слушатель: Отождествляя себя с материальным миром, мы попадаем как бы в его лапы. Как сделать так, чтобы быть неотождествеленным и как бы находиться ровненько так – ни туда впадать и ни туда.

Б. Ч. Бхарати Свами: Куда не впадать?

Слушатель: Не в духовный мир слишком.

Б. Ч. Бхарати Свами: Т.е. так где-то по краю?

Слушатель: Ну это для меня конкретно. Я еще в духовный не могу полностью уйти и материальный меня просто засасывает. Я начинаю отождествлять себя с ним, начинаю в эти проблемы вникать. Понимаю, что от меня здесь ничего не зависит, но он так засасывает и такие расстройства, как это сказать, тревоги даже. Вот как это сделать, чтобы постепенно, может быть, перейти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Прежде всего нужно желать в духовный мир, а дальше уже само все сложится по милости. Начало, импульс идет от наших желаний. Если мы не желаем, то никто у нас не отберет свободы. Сначала идет желание, потом идет отождествление себя с предметами материального мира. Просто эта игра света и тени, которая привлекательная что ли, заманивает нас, какие-то рисует перспективы. Создается иллюзия будущего, что вот еще немножко, еще немножко можно будет ничего не делать и хорошо жить. Но для этого будущего нужно работать, работать и работать. Потом наступает смерть.

# 02:18

Три состояния бытия

Дело в том, что состояние, которого вы желаете, – и не там, и не здесь… Есть три состояния бытия. Эти состояния формируют мысли, мысли формируют ощущения, ощущения формируют органы ощущения, а органы формируют предметы ощущения. Три состояния бытия – это состояние самопожертвования, состояние безмятежности, покоя и состояние стяжательства. В кришнаизме это называется духовный мир, мир самадхи и стяжательство – это материальный мир. Такие непонятные термины. Под ними понимается состояние отдавания, т.е. состояние восторга, состояние постоянного преследования Того, Кто от нас убегает. Господь постоянно от нас убегает, держит нас в тонусе и не дает нам остановиться, т.е. Он привлекает. Кришна ужасно привлекающий. Не просто привлекающий, а ужасно привлекающий.

Другое состояние, когда тебя ничто не привлекает, т.е. ты ничем не привлекаешься и ничем не восторгаешься: ни служением, ни красотой Бога, ни образами этого сооружения, этой световой конструкции, в которой мы сейчас пребываем. То, что мы можем сидеть на чем-то твердом, не означает, что оно твердое. Так же как вы нарисуете какую-нибудь палочку над буковкой, палочка стоит над буковкой. Это не значит, что буковка твердая, она просто нарисована. Наши тела здесь нарисованы. У них нет массы, как нет массы у того, на чем ты сидишь. Это просто загрубевший свет. Это состояние непривлечения ни световой конструкцией, ни реальностью, из которой свет исходит. Самадхи или майявада это еще называют.

Третье состояние – это очарование игрой света и тени. Кажется, что здесь все так разнообразно. На самом деле это все свет, тень и тьма – саттва, раджас и тамас. Они просто смешиваются как три луча – красный, желтый, и синий. Мы смотрим телевизор. Там всего три пучка, из одной лампочки три света. Если нас это привлекает, то, как вы говорите, мы будем увлекаться, страдать. Потому что в этой световой конструкции нельзя попить, нельзя поесть, нельзя утолить ни одно свое душевное чаяние. Как в пустынном мираже нельзя напиться, так же душа не может утолить свои чаяния в этом мираже. Просто это невозможно, здесь нет субстанции, способной утолить чаяния души. Чтобы понять, что яблоко гнилое, не обязательно его все съедать. Можно его просто откусить и понять по одному маленькому кусочку, что дальше будет гниль. Чтобы понять, что в этом мире невозможно утолить жажду сердца, достаточно один раз наступить на эти грабли. Как один раз откусил и понял, что все будет гнилое. Но мы не верим в это. Нам надо яблоко до конца съедать, потом мы думаем, что соседнее яблоко еще. Т.е. каждую жизнь мы съедаем целое яблоко гнилое, и нам кажется, что там вот настоящее яблоко. Это мираж.

# 07:28

Сердце желает упоения

Мудрые не привлекаются. Кришна говорит во второй главе «Гиты». Мудрый не привлекатся, он знает, что стоит за всем этим. Душа одевается в эту гнилую оболочку. Сначала детское тело, потом юношеское, взрослое, старческое, потом мертвое. Мудрый просто понимает, что за этим стоит игра света и тени. Его это ничего не привлекает. Как не привлекаться? Понять, что здесь ты не утолишь чаяния сердца. То, что желает сердце, — это упоение. Сердце постоянно желает быть пьяным. Все время хочет быть пьяным. Больше сердцу ничего не надо. Можно пьяным ведь быть по-разному. Можно сивуху какую-нибудь, от которой голова болит тут же и тошнит, да? А можно что-нибудь изысканное. Можно взять банку меда просто хапнуть. Крышу снесет, но не будет похмелья.

Душа хочет быть пьяной, но в этом мире она суррогатами питается. Просто не питаться суррогатами – не искать здесь счастья, не ждать, что здесь можно утолить чаяния сердца. Так же как нельзя попить, смотря телевизор. Там, конечно, все прикольно, 265 000 цветов или сейчас сколько? Full HD, но там не поешь, не попьешь и не поспишь. Даже 3D, динозавры вылезают, но полетать не получится. Иллюзия. Она изощренная, но это иллюзия. Душа не способна утолить себя. Вот такая же иллюзия.

Ну что? Все на сегодня?

Слушатель: Нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы же в шоппинг-центр собирались?

Слушатель: Мы уже были там.

# 9:57

Душа-косточка

Слушатель: Каким образом, как это сказать? Какой-то есть совет, чтобы не привлекаться туда? Мы же все как бы материальные существа.

Б. Ч. Бхарати Свами: Правда?

Слушатель: Мы же все живем в этом мире.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы косточки в гнилой яблочной оболочке. Мы косточки. Мы не материальные существа. Косточка – не яблоко. Яблоко – это мякоть, материя, а косточка – это жизнь. Яблоко не живое, без косточки оно мертвое. Так же, как плоть яблочная, она мертвая. Но есть косточка. Косточка – это «я», душа, или джива. Она может двигать материей, она может дать ростки, она может новый плод зачать, а тело не способно. Как только косточка-душа выходит из этого яблока, оно гнить сразу начинает. Как не привлекаться? Понять, что это все гнилое. Я есть живая душа, жизнь, джива, а все, что я вижу, абсолютно все, даже если оно двигается и говорит, — это все мертвое. Косточка другую косточку не видит, а видит признаки. Не привлекаться этим ничем.

# 11:34

Игра света и тени на «Титанике»

Слушатель: А эта жизнь, которую мы живем, как называется? Играем? Что это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Игра света и тени.

Слушатель: Т.е. мы участвуем в этой игре?

Б. Ч. Бхарати Свами: Иллюзия перед нами крутит световой волчок по кругу. Как телевизор. В телевизоре ничего нет, там просто лампочки зажигаются. Если близко подойти к телевизору, то мы не увидим образов, там будут лампочки гореть. А чуть-чуть подальше встать, и мы уже лампочки не видим, а люди: дяди, тети ходят.

Сарасвати Тхакур Прабхупада говорил, что религия или долг – это выбор правильного ракурса, расстояния. Другими словами, долг человека в этой жизни, о чем Парикшиту в «Бхагаватам» говорит Шука, — это правильно посмотреть на мир. Когда ты правильно на мир посмотрел, больше у тебя долга нет никакого. Царь Парикшит, который достиг всего на свете, через семь дней умрет, и он спрашивает: я вот жил-жил, столько обязанностей исполнял, семью содержал, кормил, сам одевался, других одевал, жертвовал что-то, но ради чего я жил? Для чего вообще живет человек? И Шука ему отвечает: «Твой долг – посмотреть на окружающий мир с правильной точки зрения, тогда долга у тебя не будет». Что нас здесь связывает? Долг.

Слушатель: А где эти правила?

Б. Ч. Бхарати Свами: Правила могут зависеть от обстоятельств, от культурного наследия, от социального давления, от каких-то писанных норм. Т.е. если ты чукча, у тебя правило – строить дом изо льда; если какой-нибудь там таец, то строить из камней. Т.е. это все правила такие, они зависят от времени, места и обстоятельств. Есть общие правила – это содержать то, что ты считаешь своим. Т.е. если ты считаешь какую-то женщину и какого-то ребенка своими, то ты должен их содержать. Все правила в материальном мире сводятся к тому, что ты должен поддерживать то, что тебе принадлежит. Дальше люди по-разному оценивают то, что им принадлежит. В разных культурных сферах каждый по-своему считает, что ему принадлежит. Кто скажет: «Тебе принадлежит родина». А он скажет: «У меня вообще нет родины, у меня целая Земля». А кто-то скажет: «Мне принадлежит весь мир, бабочки, цветочки. Я буду сохранять планету». А кто-то говорит: «Мне принадлежит только мой двор и мой огород». Все религии вокруг этого пляшут. Если у тебя есть какая-то религия, то нужно поддерживать единоверцев. Если ты причисляешь себя к какому-то народу, значит, должен соплеменников поддерживать; если ты считаешь, что тебе принадлежит семья, то должен семью поддерживать. Вот это правило. Из этого уже строятся всякие религии, философские системы, социальные: социализмы, коммунизмы, в зависимости от того, что ты считаешь своим. Если ты считаешь, что рабочий класс — это что-то твое, значит, ты должен бороться за свободу рабочего класса. Если ты считаешь, что предприниматели – это родные и родственные тебе души, значит, ты создашь партию удобного житья предпринимателей. Если ты создал какую-то фирму, значит, ты будешь эту фирму обеспечивать. Нюансы не так важны, главное… [запись прерывается]

«… только нужды тела, а больше ничего меня не интересует. Меня интересует маникюр, педикюр и поесть». Их называют почему-то эгоистами. А тех, кто содержит еще кого-то, он не эгоист. Если он помимо себя считает своими женщину и еще нескольких маленьких людей, то это порядочный семьянин. Это такие же эгоисты, только у них эго немножко расширено. Это правило. Шука говорит Парикшиту: «Ты просто должен на это посмотреть иначе». Можно тысячу лет обсуждать, в чем долг человека, все нюансы прописывать: как делать это, как огонь возжигать, как четки держать, как намаз делать. Все это можно прописывать, кучу этих правил, но общее правило: если ты что-то считаешь своим, ты должен это содержать. И Шука говорит: «Взгляни на мир с правильной точки зрения». Смотри не на картинку, а поближе, поближе, поближе, и увидишь игру света и тени. Ты поймешь, что тебе в этом мире ничего не принадлежит. Как только ты понял, что тебе в этом мире ничего не принадлежит, то тебя с ним уже ничего не связывает. Как только объявили, что «Титаник» тонет, тебя уже ничего не связывает: ни первый класс, ни второй класс, ни обед, который «уплочен» и уже принесли. Уже ничего не связывает. Надо спасаться, как они говорят, искать освобождения.

# 18:37

Пролезть в игольное ушко

Парикшиту повезло: там посигналили, он понял, что ему осталось семь дней всего. И он правильно взглянул, он понял, что все это – иллюзия. Парикшит получил освобождение в первый же день. Шукадева ему буквально двумя-тремя стихами объяснил, что «это все иллюзия. Собственно говоря, ты это и сам знаешь. Это все тебе принадлежало. Мальчишка сказал слово — тебе приговор подписан. Ты и так все знаешь». И Парикшит такую мудрую вещь говорит: «Если это все – иллюзия, она должна быть отражением чего-то». Эхо же не может само себя сгенерировать. Эхо же – это отражение какого-то звука. А вторые, третьи, четвертые, десятые — отражение первого, отскок от изначального звука. Как же иллюзия? Должен быть какой-то прообраз. Если мы смотрим пиксели, мы отодвинулись, мы видим иллюзию. Мы придвинулись и увидели, что там три точки: красная, желтая и синяя. Мы поняли, что никакой игры нет, ничего замечательного нет, просто черный экран, где точечки бегают. Это же понял и Парикшит. Он спросил: «Ведь должен же быть прообраз, первое эхо?» Где-то есть студия, которая снимает и сюда все это проецирует. И Шука говорит: «Ты прав. Теперь будем идти дальше». Понять, что все это – иллюзия, не сложно. Парикшит ему говорит: «Я-то наблюдаю, я не иллюзия, значит, есть мир, где неиллюзия». Я избавился от иллюзии, т.е. я не вижу обмана. Но я-то хочу видеть истинный образ там, где такой же, как я, вечный.

Я наблюдатель, я хочу войти в мир, где тоже все реально. Но вы туда не хотите, как вы сами сейчас сказали. Потому что туда можно только с разрешения, с соизволения прийти в настроении отдать всего себя. Если хочешь что-то для себя придержать, туда не пройдешь. Нужно быть очень гибким, чтобы пролезть туда, там такое игольное ушко. Как говорится, легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богачу в Царство Божие. Имеется в виду не тот, у кого есть деньги, а тот, кто считает что-либо своим. Что это может быть? Это реальные вещи, это может быть власть – рычаги влияния, может быть физическая сила и доброе имя – слава, престиж. Если хоть что-либо из этих четырех ты считаешь своим, в игольное ушко не пролезешь. А, может, и не надо, может, здесь все хорошо. А что такого плохого здесь? Сейчас солнце светит.

Другие материалы раздела

2012-01-01

«Неужели мы боги?»

2012-01-04

Беседа в клубе «Белые Облака»

2012-01-09

«Поверить в сказку»

2012-02-12

«День явления Сарасвати Тхакура»

2012-03

«Простая жизнь жителей Дхамы»

2012-03-25

«Философские вопросы слушателей»

2012-04-01

Презентация «Бхагавад-гиты» на выставке «Загадочная Индия»

2012-04-21

«Семья Гаудия-матха»

2012-04-28

«Беседы в городе Джаганнатха»

2012-05

«Называть кучу мусора собой»

2012-05

«Беспомощному помогут»

2012-05

«Есть ли у Кришны пупок?»

2012-05

«Боги и Титаны»

2012-06-24

«Шаг за грань существования Бога»

2012-08-18

«Что нам нужно для счастья?»

2012-09-02

«Душа и Вселенная»

2012-09-02

«Концепция перевода Шримад Бхагаватам»

2012-09-09

Чтение и обсуждение Бхагавад Гиты, (глава 4)

2012-10-13

«Причина скитания обусловленной души в материальной вселенной»

2012-10-31

«Душа в теле, как косточка в яблоке»

2012-11-10

«Счастье в понимании Вед»

2012-11-18

«Основы Мироздания»

2012-12-08

«Счастье в понимании Вед» (Лекция в Берлине)

2012-12-15

«Дискуссия о Ведах в вопросах и ответах» (Лекция в Дюссельдорфе)

2012-12-22

«Бхагавад Гита – учение о долге»