Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2012 / «Боги и Титаны»

«Боги и Титаны»


  • «Боги и Титаны» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами, май 2012 года, Таиланд

    • Чтобы увидеть богов, нужно иметь определённые душевные качества (00:00)
    • Демоны — это не злодеи (03:16)
    • Небожественное поведение небожителей (05:10)
    • Ракшасы — оборотни и другие существа (08:04)
    • Откуда иллюстрации в «Шримад Бхагаватам» (12:45)
    • Богиня Кали приходит по-разному (13:25)
    • Как Шива контролирует материальный мир? (15:00)
    • «Шримад Бхагаватам» не требует доказательств (18:15)
    • Брахма знал только то, что он существует (27:27)
    • Аналогия с практикой Кастанеды (32:34)
    • Есть разные категории истины (35:12)

БОГИ И ТИТАНЫ

#00:00

Чтобы увидеть богов, нужно иметь определённые душевные качества

Слушатель: Есть учёные, которые предполагают, что так называемые НЛО из-под земли происходят, появляются, в этом есть логика. Если считать, что мы есть пласт, а они ниже, это же демонические существа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они становятся видны, но не физически, эти НЛО…

Слушатель: Это демонические существа или не всегда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что они становятся видны тем, кому они хотят быть видны.

Слушатель: Ну или кто хочет их видеть очень сильно, делает это.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: Вы про инопланетян говорите?

Б. Ч. Бхарати Свами: В данном случае как боги. Чтобы увидеть богов, нужно иметь определённые душевные качества.

Слушатель: Но для этого нужно что-то делать, чтобы они появились.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нужно иметь душевные качества. Например, когда люди обладали праведными качествами, то они общались с посланцами Индры, рибху, ангелами, с гандхарвами. В «Бхагаватам» есть много историй, когда гандхарвы с небес осыпали цветами. Они не со ста тысяч световых лет кидали цветочки, а они же здесь где-то, просто с небес сыпали. Например, дождь. Индра дождь посылает. А дождь где? Облака совсем не высоко. Индра прям совсем над облаками, мы просто его не видим. Нужно иметь правильные качества, чтобы увидеть небожителей. Как, например, царица Кунти. Помните, ей один мудрец дал мантр,у и с помощью мантры она могла вызывать богов. Она вызвала бога Солнца из любопытства. Он предстал, она говорит: «Ну ладно, спасибо, Харе Кришна». Он говорит: «Не, не. Извиняйте. Погром, так погром». Помните, да, как в том анекдоте? Заваливаются черносотенцы в дом к Абраму.

– Абрам, это погром.
– А что это такое?
– Это мы изобьём тебя, заберем все ценности, сожжём дом и изнасилуем твою дочь Сару.
– Делайте что хотите, только Сару не троньте.

Сара выходит из комнаты: «Нет, папа, погром так погром».

С помощью этой мантры она вызвала бога Солнца. Потом она вызвала Индру, потом вызвала Бали. А вот что касается небогов, то есть асуров, то там можно какими-то техническими способами, то есть для этого не нужно обладать качествами праведника.

#03:16

Демоны – это не злодеи

Слушатель: Просто мне интересно, НЛО – это демонические существа, если они показываются какому-то существу, человеку, то можно сделать логический вывод, что эти существа тоже демоничные?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это существо каким-то образом… Понимаете, что такое демоны? Демоны – это не злодеи. Не надо к слову «демон» приставлять знак минус. Это такие существа. Демоны и боги – двоюродные братья, их мамы – родные сестры. Демоны в греческой мифологии – это титаны. Проще называть их титанами. Титаны старше, они родились сначала у Дити, то есть Дити старше. Эти титаны вполне справедливо считают, что они должны были занимать более высокое положение. Они первыми появились, но судьба так сложилась, что не титаны, а боги стали верховенствовать во вселенной. И вот между ними постоянно происходит борьба.

Слушатель: Почему так произошло?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что их отец Кардама Муни решил, что… то есть Адити, которая родила богов, его упросила. Говорит: «Я твоя любимая жена, пожалуйста… я более молодая, зачем тебе толстая старуха?»

#05:10

Небожественное поведение небожителей

Слушатель: Извините, меня, скажем, во многих ведических текстах всегда смущало абсолютно небожественное поведение небожителей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Неправильно. Дело в том, что это небожественное поведение небожителей просто попадает в хроники. Как раз это не обычное их поведение, не правильное…

Слушатель: Записывается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, оно попадает в хроники новостные. Обычно они довольно…

Слушатель: Но это не обычное поведение обладает очень серьёзными последствиями.

Б. Ч. Бхарати Свами: Эти силы тьмы, не надо их считать плохими, эти силы тьмы заставляют небожителей, которые наслаждаются, то есть небожители – это те, кто живут в мире постоянных наслаждений, они этих небожителей держат в тонусе, чтобы те совсем не расслабились.

Слушатель: Не наглели.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, не наглели. Как только они перестают почитать брахманов, вайшнавов и учителей, то теряют свою силу. Как есть хорошие и плохие бактерии, но это относительно хорошие и плохие, правильно? Как только хороших бактерий становится мало, то есть они ослабевают, плохие захватывают власть, и у нас то понос, то какая-нибудь дизентерия или ещё что-нибудь. Просто их больше становится. Так же и во вселенной, когда ослабевают силы света, суры, то силы тьмы начинают захватывать. Силы света приходят в тонус, и если самим им не удаётся одолеть силы тьмы, а им не удаётся никогда самим, то они обращаются ко Всевышнему, чтобы Он пришёл и им помог. И случайно всегда так совпадает, что как раз Он и хотел прийти.

Слушатель: Чисто случайно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Чисто случайно всегда.

Слушатель: Чисто случайно в кустах оказался рояль.

Б. Ч. Бхарати Свами: Абсолютно верно, поэтому это многоходовая пьеса, запланированная и сыгранная как импровизация. То есть всякий раз это необычно, это ново, но так и должно было быть.

#08:04

Ракшасы – оборотни и другие существа

Слушатель: Нет, но в «Рамаяне», скажем, есть ракшасы, добрая половина которых на стороне Рамы сражались и почитали Вишну. Их надо просто воспринимать как жителей низших миров.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ракшасы даже не совсем ниже, они почти на Земле живут, просто сейчас мы их не способны видеть.

Слушатель: Ракшасов?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ракшасов, да, оборотней.

Слушатель: Оборотней видим.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не думаю, что вы оборотней видите, вы, наверное, видите каких-нибудь леших.

Слушатель: Пишачей.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть же много живых существ: ведьмы, лешии, водяные, русалки, сирены,

Слушатель: Домовые всякие там.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это кимпуруши. А нет, кимпуруши – это снежные люди. Просто в нашей европейской культуре есть много аналогов.

Слушатель: А эти гномы страшные?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они не страшные.

Слушатель: Махарадж, вы видели значит.

Слушатель: Многие говорят, что гномы демонической природы, очень негативные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Например, Ваманадев – гном, Он не человек. Это в искконовской книжке его таким мальчиком рисуют.

Слушатель: Карлик Он.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, Он гном.

Слушатель: Это был гном всё-таки?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не карлик, это гном.

Слушатель: Ладно, разобрались, кто такие гномы, а кто тогда эльфы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Эльфы? Их много.

Слушатель: Ведический аналог.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть восемь миллионов четыреста тысяч форм жизней.

Слушатель: Из них четыреста тысяч человеческие, так говорят.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так вот ракшасы где-то на границе.

Слушатель: То есть имеется в виду описание разумных существ?

Б. Ч. Бхарати Свами: Разных. Есть три миллиона животных, два миллиона рыб, гадов два что ли миллиона и четыреста тысяч людей. Гады тоже бывают летающие, ползучие, на ногах – это всё аспиды, гады, змеи, как их там, серпантины. Многоголовые. Например, наги есть в ведической культуре – это гады с человеческим лицом.

Слушатель: То есть это не змеи?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это гады, змеи. Гады – это общее понятие, а наг – это гад с человеческим лицом. Есть просто змеи, есть многоголовые.

Слушатель: Змея-оборотень что ли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, просто лицо человека. Есть птицы с человеческим лицом.

Слушатель: А сознание у них какое?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сознание как у жителя Патайи, то есть это такое склизкое, мерзкое, поганое существо.

Слушатель: Всё-таки, видите.

Слушатель: А как же Нагарадж? У него получше сознание?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нагарадж – это Шива. Он владыка этих гадов.

Слушатель: Поэтому они Его и почитают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, конечно, извините, но не вы, а наги. Наги считаются более возвышенными существами. Есть разные классы существ.

Слушатель: Вы так сказали, жители Патайи. У них Шива в почёте?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шива у всех в почёте.

Слушатель: Давайте про Кришну.

Слушатель: Шиву все боятся.

Слушатель: Просто вы так сказали про Патайю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Шива у всех в почёте, и в северных странах. Просто в северных страны поклоняются матушке родине. Родина – это что такое? Это земля. Поклонение земле – это низшая форма поклонения, то есть это матери природе поклоняться, а она жена Шивы. Те, кто монумент родине возводят – это монумент Кали.

#12:45

Откуда иллюстрации в «Шримад Бхагаватам»

Слушатель: Я всё время хотел спросить. Мы видим иллюстрации в книгах, а откуда они?

Б. Ч. Бхарати Свами: В каких?

Слушатель: В «Шримад Бхагаватам», в частности, такие, и в «Бхагавад-гите». Это из каких источников?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это из концептуальных картин, традиционных.

Слушатель: То есть которые сохранились?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть целые парампары живописцев. Парампары с прежних времён, когда от отца к сыну, к ученику передаётся образная конструкция вселенной.

#13:25

Богиня Кали приходит по-разному

Слушатель: В одной из книг «Шримад Бхагаватам» изображение Дурги, Кали такое интересное, древнее.

Б. Ч. Бхарати Свами: Она по-разному приходит. Она в разных обликах приходит. Если смотрели фильм Пазолини «Симеон-пустынник», Кали приходит в виде жены, воплощение Дурги, то есть она сначала кажется прекрасной, а потом ты понимаешь, какое это чудовище. У Пазолини есть фильм «Симеон-пустынник», вернее «Симеон-столпник». Он несколько лет жил на столбе, такая у него была аскеза в пустыне. Ему раз в месяц какой-то монах приносил в кульке и поднимал на шесте буханку хлеба. Питался он водой от дождя. Такая аскеза, разные аскезы бывают. И вот однажды он видит прекрасную девушку. Она его соблазняет. Он говорит: «Сгинь, кривая», стряс с себя это наваждение и увидел, что это ужасная дряхлая старуха, которая кряхтящим смехом ему засмеялась и убежала. Это Кали. Она сначала красивая приходит, а потом…

Слушатель: Это такая милость была ему увидеть, потому что он аскезу совершал?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

#15:00

Как Шива контролирует материальный мир?

Слушатель: А Кали изначально какая?

Б. Ч. Бхарати Свами: Изначально для своего мужа, для Шивы, она красива, потому что она не может быть не красива. А нам она только улыбнётся, и если мы поведёмся на её прелести, то она впивается и начинает сосать кровь.

Слушатель: Или просто голову отрывает.

Слушатель: Махарадж, это её экспансия такая? Изначально она же трансцендентная абсолютно личность, но когда ей нужно играть роль такой вот…

Б. Ч. Бхарати Свами: Шива – Он же Махадев, Он верховный владыка мира, владыка материального мира. Вот Шива контролирует живых существ с помощью своей жены, своей экспансии. Это и есть материя, она ему подчиняется. Он не сам с трезубцем бегает, он ей говорит: «Ты их…», то есть самая лучшая форма контроля – это обмануть, очаровать. Зачем кнутом, когда можно пряником? Все пойдут, как крысы за флейтистом. Можно этих крыс бегать и пушками стрелять, но какой смысл? Просто достаточно одной маленькой флейты, и всех вместе собрать. Так же и Шива, он жене своей говорит: «Ты их прелестями своими обуздай, чтобы они не разбрелись. Но если ты увидишь вайшнава или если ты увидишь душу из этой всей толпы, которая за тобой идет, если ты увидишь того, кто хочет…»

Слушатель: Освобождения?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, освобождения, сбросить пелену, «…ты ему, пожалуйста, представь вайшнава». На каком-то этапе нашего путешествия за этой Дургой-Кали мы встречаем гуру, мы встречаем истинного вайшнава, и она нам даёт шанс, чтоб мы не в толпе этих очарованных придурков шли за её прелестями, а вышли в сторону и пошли за вайшнавом. Но много-много попыток нам придётся совершить, прежде чем мы осознаем, насколько это ценно – встретить вайшнава, встретить преданных. Тогда уже наш выбор будет стойкий. Через много жизней в очередной раз, когда нам представится возможность, мы где-то на подсознательном уровне будем считать, что я этот шанс не упущу. Это так ценно, что я этот шанс не упущу.

Слушатель: Много жизней.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну и что? Мы же не торопимся жить.

#18:15

«Шримад Бхагаватам» не требует доказательств

Слушатель: Я хотел по «Шримад Бхагаватамрите» задать вопрос. Я читал, что есть учёные, которые доказывают, что эта Истина и есть. Я там прочитал такую мудрость – не мудрость, что сама книга «Шримад Бхагаватамрита» не требует доказательств.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть просто разные писания, которые объединены… Вообще доказательство – это основание. Если вы слышите какую-то истину и вам нужно доказательство, значит вы должны обратиться к какому-то основанию, которое позволит вам убедиться в высказывании истины. Любая научная книга, любая истина в современном мире основана на экспериментах. Допустим, вам говорят, что любой брошенный предмет обязательно упадёт на землю. Вам нужны доказательства. Какие доказательства? Ваш чувственный опыт. С помощью своего чувственного опыта вы можете произвести тысячу, две тысячи, миллион запусков предметов, и они все будут падать на землю. Тогда на основе своего опыта вы согласитесь с этой истиной или не согласитесь с этой истиной. Но есть такие истины, которые не требуют доказательств, потому что с фактами, изложенными в них, нельзя поставить эксперимент. Например, Истина: «Всё имеет единый источник». Какое вам нужно доказательство? Какой эксперимент вы поставите? Вы возьмёте всё, если в вашей власти собрать вообще всё и посмотреть на их источник? Нет, это не получится, если это такого рода истина. Но вы можете прийти к этому заключению логическим способом, уже не с помощью эксперимента, потому что эксперимент над всем нельзя поставить. Можно поставить эксперимент над маленькой или большой частью, в зависимости от вашей власти. Но над всем эксперимент нельзя поставить. Ведь что такое эксперимент? Эксперимент – это experience, то есть опыт. Опыт над всем нельзя поставить, потому что вы не всемогущий, то есть вы не можете сделать объектом своего опыта всё, что-то можно сделать, а всё вы не можете сделать объектом своего опыта. Это может только Всемогущий, Бог. Он может всё сделать объектом своего опыта, эксперимента.

Скажем, эта истина: «Всё имеет единый источник». Вы не можете эту истину проверить опытом, но вы можете логическим путём заключить, что всё имеет единый источник, с помощью логики. Если существует что-то, то существует всё как совокупность всех этих что-то. Не может быть два равнозначных источника у всего, потому что какой-то из этих двух должен произойти из другого, то есть всё произошло из чего-то одного, из единого. Более того, всё существует всегда. Что-то не может произойти из ничего, потому что чтобы что-то произошло из ничего, должен быть источник какой-то, то есть что-то должно привести к этому. А когда нет ничего, то не будет даже силы, производящей что-то. Понятно, да? То есть что-то не может произойти из ничего. Если существует что-то, то существует всё, значит нет места ничему, пустоте. То есть всё существовало всегда. Если мы представим себе, что когда-то всё не существовало, то была бы пустота, а пустота не может породить что-то, следовательно, всё существовало всегда. Нам, для того чтобы прийти к выводу, что всё произошло из единого источника и всё существует вечно, не нужно было ставить эксперимент, мы пришли к этому с помощью логики. Это вторая истина.

И есть третья истина, которая приходит откровением к тебе. То есть некое прозрение или некая истина, которую ты приобрёл не с помощью опыта и не с помощью логических заключений, а она тебе просто явилась. Самоочевидная истина. Люди искусства говорят, что это вдохновение. Они начинают писать или ваять что-то, извлекать звуки. Вот такая истина, самоявленная или вдохновенная истина не требует доказательств. «Бхагаватам» относится к такой истине. Она была увидена или услышана, воспринята из потусторонней реальности. Опыт поставить невозможно. Потому что что такое потусторонняя? Это за пределами наших чувств, внечувственная реальность, по-нашему – потусторонняя, по ту сторону опыта. Поэтому опыт нельзя поставить. Но нельзя так же и логически эту реальность вычислить, то есть мы можем лишь логически сказать, что она существует, факт существования этой реальности, но как она выглядит, как она существует, её качества мы не можем с помощью логики определить. Как, например, если есть стена, то я логически заключаю, что за стеной что-то есть. За стеной не может быть «ничего», там что-то есть. А вот что там есть, я ни с помощью логики, ни с помощью опыта не смогу никогда понять, только если то, что за стеной, само низойдёт ко мне и будет для меня самоочевидно. Это есть самая высшая, или третья, истина, которая самоочевидна. «Бхагаватам» – это звук, истина из по ту сторону, из той стороны. Она была дана мудрецу Вьясе и иным мудрецам, чьи речи записаны в «Бхагаватам». Они не требуют доказательств. Они либо принимаются, либо нет.

Слушатель: Да, это сложно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это не сложно, просто я неумело объясняю. Как, например, к какому-нибудь поэту приходит муза. Он говорит: «Меня сегодня ночью муза посетила», а ты ему говоришь: «Докажи». Это не требует доказательств, он знает, что это была муза. Это точно был не глюк, потому что…

Слушатель: Почему, если он какое-то произведение сотворил, вот доказательство. «Шримад Бхагаватам» – вот доказательство.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сотворить можно что угодно, но что она действительно к нему явилась и он с ней общался. Она ему говорит: «Возьми ручку и пиши». Он только знает, что это была муза, и он об этом не скажет, потому что над ним будут смеяться, но он с ней общался, и дальше он всю жизнь будет ждать, когда она снова придёт, но вряд ли…

#27:27

Брахма знал только то, что он существует

Б. Ч. Бхарати Свами: «Бхагаватам» к той же самой категории истины относится. Это муза, но она пришла со звуками флейты Кришны ко Вьясе. Вернее, она пришла к Брахме. Брахма – это существо первое, который осознал себя в кромешной темноте. У него не было никакого опыта, никаких мыслей, потому что мысль основана на опыте. У него не было ничего: ни памяти, ни опыта, ни мыслей, ни воображения, потому что он появился в темноте и только знал, что он существует, даже, кто он, он не знал. Представьте себе, что вам вышибли память полностью и растолкали в тёмной комнате, вы не знаете, кто вы такой, как вас зовут, сколько вам лет, как вы выглядите. Кругом одна темнота. Вы знаете только, что вы существуете, всё, потому что это самоочевидно. Дальше любой опыт, который будет у вас, будет из потусторонней реальности. Брахма оказался в кромешной темноте, осознавший своё существование. Он пытался логически понять, кто он, откуда произошёл. Аллегорически это описано, как он стал ползти вниз по стеблю лотоса. Он осознал, что сидит на некоем цветке. Даже не было понятия «цветок», на некоем ложе он сидит, на некоем основании. Он стал вниз спускаться, чтобы понять откуда происходит, источник его происхождения. Это всё аллегорически, то есть он стал думать, логически стал размышлять. Так он тысячу лет размышлял, откуда он взялся, и понял, что это бесполезно. И он снова сидит на этом же самом ложе. Он себя ощупал, так четыре лица. Сзади, спереди, с боков – четыре лица. Чатурмукха его ещё называют, четырёхликий. Он тогда решил не рассуждать, а просто погрузиться в себя, и какое бы видение к нему не пришло, он это примет. Это самопогружение называется ещё тапа, или воздержание. Он воздержался от всего – от действий, от умственных, от всяких, и вдруг перед ним предстал образ мира. Мы сейчас не говорим божественный, потому что не было материального. И вот то, что он увидел, есть откровение, потому что он не мог не вспомнить, не почувствовать что-то, то есть он был совершенно обнулён, поэтому всякое явление ему было явление свыше. У нас есть опыт, память, чувства. Наш опыт может быть и божественным, и материальным, а у него мог быть только божественный опыт, потому что ещё материи не существовало, не было образов материальных. Своё впечатление о том, что ему явилось, Брахма изрёк вербально в звуке, в молитве, и эта молитва является «Шримад Бхагаватам», но она в сжатом виде. Как звук модема – ж-ж-ж, там такая сжатая информация. У него тоже так выскочило. Этот звук «Бхагаватам» подхватил Нарада, Нарада передал Вьясе, а Вьяса уже это расширил и записал. То, что мы с вами читаем, это изначально Брахма увидел путём откровения, поэтому эта истина не требует доказательств. Брахме не нужно было искать доказательства: «А это истина или нет?», потому что любое, что бы ему открылось, было бы истиной, потому что неистины не существовало.

Слушатель: А я подумал, все говорят: медитация, буквально нужно обнулиться, чтобы что-то получить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот Брахма.

Слушатель: Это и есть, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он является первым учеником медитации. Ну что, всё на сегодня? Все уже устали.

#32:34

Аналогия с практикой Кастанеды

Слушатель: Такой вопрос: Вы с трудами Кастанеды сталкивались?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: Не слышали вообще ничего об этом? Просто там аналогичная практика была. Достижение сознания полностью, чтобы не было ни желаний, ни мыслей, вообще полное бездействие.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, там грибы надо есть, да?

Слушатель: Не, не, не грибы.

Слушатель: Да, да, да.

Слушатель: Вам рассказали люди, которые прочитали первые три книги, а дальше обломались. Он написал, что, чтобы получить эффект, это было необходимо, но вообще-то обычно это не используется, у тебя было другое сознание и тебя нужно было расшатать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я вроде слышал. Там надо кактусы есть, да?

Слушатель: Нет. Это так же для расшатывания сознания, это не необходимо.

Слушатель: А ты всё прочитал?

Слушатель: Да. Там просто медитация, то есть практика.

Слушатель: Там поверхностно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это лучше, чем Блаватская.

Слушатель: Там в процессе практики должна происходить остановка внутреннего диалога, чтобы человек внутри себя перестал болтать сам с собой. Тогда состояние, что он может всё, но ничего не хочет.

Слушатель: Спасибо. Меня этот вопрос мучал, потому что я разговаривал с человеком и не мог ему объяснить, я говорил, что в «Шримад Бхагаватам» не надо доказательств. А он говорит: «Почему ты веришь людям, которые не основываются ни на чем?» Я говорю: «Ну как? Написано, что не требуют доказательств». Я не смог ему объяснить тогда.

Слушатель: То же самое можно говорить о Библии и о Коране. Кто её написал? Моисею там причудилось что-то, он и написал. Мухаммеду от жары в пустыне что-то привиделось, и он тоже написал. Можно так рассуждать на любую тему. Желающие верить пусть верят в это.

Слушатель: Нет, Библию и Коран гораздо проще проследить, там логика есть, там всё из атеизма выходит.

Слушатель: Для чего прослеживать?

Слушатель: Для того, чтобы прийти к истине. Чтобы отвечать, нужно знать.

Слушатель: – Там истина записана.
– С чего ты взял, что это истина?
– С того, что там записано. «Шримад Бхагаватам» – это издание, которое не требует доказательств.

#35:12

Есть разные категории истины

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что есть разные истины. Есть истины, которые воспринимаются опытом. Мы же сказали, что есть разные категории истины. Это истина, но это чувственная истина. Как правило её принимают учёные. В мире учёных что является истиной? Истиной является, вы будете смеяться, высказывание, которое подтверждается шестьюдесятью одним процентом эксперимента. Например, если говорится: «Автомобиль белого цвета». Если вы делаете сто фотографий автомобилей и из них тридцать девять черного цвета, а шестьдесят одна машина белая, то это истина.

Слушатель: Это эмпирический метод доказательства?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это одна истина. Есть другая истина – логическая истина, то есть истина, не зависящая от опыта. Этим вопросом занимался Иммануил Кант. Он задался вопросом: существует ли что-то, что истинно, вне нашего опыта? Потому что о любом предмете чувственного восприятия можно сказать разные вещи. Два разных человека будут говорить: это зеленое, а это красное, и оба будут правы, потому что такое восприятие. Более того, например, протяжённость. Казалось бы, протяжённость предмета – незыблемая величина, но, в зависимости от скорости движения, предмет становится меньше или больше. Например, самолёт, который летит над нами, на несколько микронов меньше просто благодаря своей скорости. Он становится меньше не потому, что сдавливается, то есть для нас этот самолёт меньше, а для тех, кто летит, он имеет ту же самую длину. Если мы с вами будем самыми мощными приборами замерять, стоя на земле, величину самолёта, наши данные будут различаться с приборами тех, кто находится в самолёте и делает те же самые замеры. Вопрос: самолёт по-настоящему какую длину имеет? Какая у него длина? Наша или того, кто там сидит? И это можно говорить о любом предмете. Хорошо, например, самолёт стоит на месте, а я с бешеной скоростью мимо него пробегаю, самолёт меньше становится, а для того, кто стоит рядом с самолётом, он длиннее. И я прав, и он прав. Это такой пример. А масса, или даже не масса, а вес – совершенно относительная величина. Скажем, на Северном полюсе у предмета один вес, на экваторе другой вес. Если предмет поднять на километр, у него третий вес; опустить в какую-нибудь впадину, у него четвёртый вес. Какой же настоящий вес у этого предмета? Оказывается, у предметов, казалось бы, такие вещи незыблемые, нет не то что цвета определённого, у них нет ни веса, ни расстояния. Это всё иллюзия.

Слушатель: Дело в том, что тем, что вы описали, вы опять же доказали теорию… [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Я ничего не доказывал, я просто повторил Эйнштейна. Нет, если Гагарин сказал: «Вы и так правы, и Земля вокруг солнца вращается, и солнце вокруг Земли вращается». Он сказал: «Нет. Всё гелиоцентрично. Солнце в центре, и всё вокруг него вращается». То есть у предметов нет ни веса, ни протяжённости, ни цвета, ни запаха, они никак не звучат. У предметов нет качеств вообще, подлинных качеств. Всё это в нашей голове. То есть где существует предмет? Взять любой предмет, где он существует? Он здесь существует или в моей голове? Он в моей голове существует. Без меня предмет не существует. Они существуют постольку, поскольку я их наблюдаю.

Слушатель: А вот девочка сидит. Она существует?

Слушатель: Нет, это иллюзия.

Б. Ч. Бхарати Свами: В том виде, в каком вы её воспринимаете, – это иллюзия, то есть предметы есть, но то, как мы их воспринимаем, – это иллюзия.

Транскрипция: Карнаприя Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+7

Другие материалы раздела

2012-01-01

«Неужели мы боги?»

2012-01-04

Беседа в клубе «Белые Облака»

2012-01-09

«Поверить в сказку»

2012-02-12

«День явления Сарасвати Тхакура»

2012-03

«Простая жизнь жителей Дхамы»

2012-03-25

«Философские вопросы слушателей»

2012-04-01

Презентация «Бхагавад-гиты» на выставке «Загадочная Индия»

2012-04-21

«Семья Гаудия-матха»

2012-04-28

«Беседы в городе Джаганнатха»

2012-05

«Называть кучу мусора собой»

2012-05

«Беспомощному помогут»

2012-05

«Есть ли у Кришны пупок?»

2012-05

«Боги и Титаны»

2012-06-24

«Шаг за грань существования Бога»

2012-08-18

«Что нам нужно для счастья?»

2012-09-02

«Душа и Вселенная»

2012-09-02

«Концепция перевода Шримад Бхагаватам»

2012-09-09

Чтение и обсуждение Бхагавад Гиты, (глава 4)

2012-10-13

«Причина скитания обусловленной души в материальной вселенной»

2012-10-31

«Душа в теле, как косточка в яблоке»

2012-11-10

«Счастье в понимании Вед»

2012-11-18

«Основы Мироздания»

2012-12-08

«Счастье в понимании Вед» (Лекция в Берлине)

2012-12-15

«Дискуссия о Ведах в вопросах и ответах» (Лекция в Дюссельдорфе)

2012-12-22

«Бхагавад Гита – учение о долге»