Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2012 / «Философские вопросы слушателей»
«Время моей вечности» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 27 декабря 2014 года, Мёкмюль, Германия. вечность и время

«Философские вопросы слушателей»

Философские вопросы слушателей

#00:00

Домыслы и дописки в священных писаниях

Б. Ч. Бхарати Свами: Такой вопрос: в «Гите» Кришна говорит: «Тот, кто придёт ко мне после скитаний по материальному миру, больше никогда не попадёт в него». Я понимаю, что если мы сознательно отвергнем материальный мир, то обретём свой первозданный вид, но ведь это был тот самый вид, в котором мы, будучи с Богом, захотели уйти от Него. Что же нас будет удерживать в Его царстве и не возгордимся ли мы снова? Почему Кришна это утверждает? Спасибо.

Вообще последний вопрос не правомочен в принципе, зарубите себе на носу раз и навсегда. Почему Кришна что-то утверждает? Потому что Ему хочется. Теперь, сам вопрос изначально некорректен. Кришна не говорит: «Тот, кто придёт ко мне после скитаний по материальному миру и больше никогда не попадёт в него». Кришна такого нигде не говорит. Кришна говорит: «Тот, кто придёт ко Мне, больше не покинет Меня». Про материальный мир здесь не говорится, это всё домыслы и дописки. Домыслы и дописки, которые происходят всегда. Домыслы и дописки к священным писаниям всегда происходят из желания поставить себя в центр священных писаний, поставить себя в положение предмета обсуждения, что вот я нахожусь в материальном мире, поэтому Кришна здесь говорит про меня.

#02:04

Отношения преданных с Господом на Вайкунтхе

Кришна говорит здесь про преданных, которые по той или иной причине оказались в духовном мире или находятся в духовном мире на планетах Вайкунтхи, то есть которые имеют с Господом в той или в иной степени официальные отношения, деловые отношения, которые свойственны планетам Вайкунтхи, то есть когда существует некая взаимовыгода, когда у преданного есть права на Кришну. Это как бы официальные отношения. Когда преданный знает свой устав, знает, как раньше бы сказали, к какому приказу он относится, и в зависимости от этого с государем, с первым лицом, его связывают те или иные отношения. Он имеет такие-то права, он имеет такие-то привилегии, которые продиктованы форматом отношений. Кришна говорит, что «если ты привлёкся Мною, а не тем, что Я имею». Официальные отношения всегда характеризуются взаимовыгодой, то есть интересами не к самой личности, не к партнёру по отношениям, а интересом к тому, чем обладает твой партнёр, то есть достояния, блага имеют первоочередное значение в официальных отношениях. Когда отношения перерастают в бескорыстные, в дружеские, в любовные, то партнёров интересует не то, чем они обладают, не то, что у них за спиной, не тот багаж, который они с собой несут, а именно вот личность, как они есть. Кришна говорит: «Если ты переступил эту грань, если тебя интересую именно Я, то ты уже никогда не вернёшься в мир официальных отношений, тебя уже никогда не будет интересовать то, чем Я владею, то есть если Я важен тебе, а не то, чем Я обладаю, то Моё имущество, Мои авуары для тебя уже никогда не будут представлять ценности. Об этом здесь Кришна говорит: «Тот, кто придёт ко Мне, больше никогда не вернётся назад». Это по поводу первой части вопроса.

#05:20

Душа первозданно безòбразна

«То мы обретём свой первозданный вид». Значит, у нас первозданного вида никакого не было. Душа первозданно безòбразна, то есть она не имеет никакого образа, так же как семечко не имеет образа. Мы сейчас говорим об идеальном семечке. Часто в писаниях семечко приводится как горчичное или баньяновое. Баньяновое зёрнышко, баньяновое семечко – просто какая-то нано-частица, очень маленькая-маленькая былиночка, при этом из неё вырастает дерево-лес, то есть это лес, который является одним и тем же деревом. Мы знаем, что баньян, его ветви опускаются до земли, укореняются, эти ветви становятся корнями, из них вырастают новые стволы, из них новые ветви, которые снова укореняются и так далее, и может быть целый лес. Хотя это всё произошло из одного зёрнышка. Так вот, душа изначально то самое маленькое зернышко, которое не имеет вида, не имеет образа. Господь и особо приближённые Его слуги, это двенадцать махаджан, то есть садху первой гильдии, в зёрнышке способны различить образ того, что потом вырастет из этого зёрнышка. Никто другой на это не способен, то есть они видят потенциал в зёрнышке. Это всё равно что какой-нибудь сверхпродвинутый агроном по зёрнышку может определить, какая будет кукуруза, большая или маленькая и так далее. То есть это практически никому не доступно, поэтому мы говорим, что душа не обладает никаким образом. Образ у души появляется, когда она, волеизъявив иметь качества, иметь собственное «я», отличающееся от других и собственное «моё», отличающееся от других, начинает как бы облепляться этими гунами или свойствами. У неё появляется отдельное, как я сказал, волеизъявление. На волеизъявление налепляются отдельные мысли, на мысли налепляются отдельные желания, на желания налепляются чувства, на чувства налепляются ощущения, а на ощущения налепляется плоть, которая является проводником, как бы буферной средой между окружающим миром и сознающим началом, душой. Между душой и материальным миром есть этот сгусток ощущений, то есть тело. Тело может быть в виде яблока, в виде человека, в виде слона, в виде супермозга, как у Брахмы, но тем не менее, то есть душа приобретает некий образ. Это мир образов.       Изначально душа образа не имеет. Душа, возжелав иметь и быть кем-то отличным от других, сразу несёт ответственность за свои желания, за свои поступки, появляются причинно-следственные связи. Желания побуждают к действию, из-за действий мы оказываемся в определённых условиях, действия перерастают в определённые условия, так же как преступление помещает нас в заключение. Тюрьма есть следствие наших действий, а не следствие какого-то строителя, который кирпичи построил. Повторяюсь, желание порождает действие, действие порождает среду обитания. То есть среда обитания – это материальный мир, который есть тюрьма, просто мы в разных условиях: кто-то в строгих условиях, кто-то в мягких условиях находится. Эта среда обитания даёт нам выбор или порождает новые желания, то есть даёт нам набор выбора определённый. Дальше мы делаем новый выбор, то есть осуществляем новые желания, которые помещают нас в новые условия, эти новые условия диктуют новый выбор и так далее. Получается такой замкнутый круг – круговерть кармы, или круговерть сансары. И когда на каком-то из витков этой круговерти душа осознаёт, что страдает она из-за того, что облепила себя желаниями, которые приводят к действиям, преступным прежде всего действиям. Когда душа это осознаёт, она старается избавиться от «я» как нечто отдельное и «моё». Дальше начинается её путь к отбрасыванию этого «я» и «моё», этих желаний, волеизъявлений, плоти, ощущений и так далее, этих оболочек. И душа снова возвращается в безо́бразный или безобра́зный мир, откуда она изначально пришла.

Но если на пути этого восхождения в мир безобразия, Брахман, душа встречает вайшнава, который объясняет ей, что по ту сторону безобразия есть мир прототипов образов, и душа прилипает к этому вайшнаву и идёт за ним, идёт по его стопам, то она минует ту страту, минует тот ярус безобразия, из которого она изначально выпала и переходит в мир благих образов, в мир благообразия. Если это мир дурных образов, то там мир благообразия, который называется Вайкунтха, непорочный мир. Поэтому эта часть вашего вопроса: «Как же мы захотели уйти от Него, будучи с Богом, как же мы захотели уйти от Него?» Мы никогда не были с Богом, мы выпали из яруса бесконечного света или безобразия, светлого безобразия. Исчерпывающий ответ или что-то я не покрыл?

Слушатель: Больше раза в три.

#13:23

Соблюдая целибат, человек попадает на райские планеты?

Б. Ч. Бхарати Свами: Второй вопрос. «Махарадж, мне очень плохо. Я как-то прочитала в шастрах, что полнейший целибат, то есть когда человек и в уме не думает о сексе, то он попадает в райские планеты». Меньше надо читать шастры. [смех] Меньше «шастрать» по интернету. Полная галиматья. Как это? Если человек соблюдает полнейший целибат, он попадает на райские планеты? Он зарабатывает бонусы и дальше он имеет право обменять… Как это? Бонусные очки, да?

Слушатель: Баллы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Баллы, да, он имеет право обменять на какие-то блага. Мы знаем, что Хираньякашипу соблюдал целибат и не только. Он такие совершал воздержания, что вселенная стала задыхаться, то есть возникла угроза вообще всей этой космической конструкции. Он заработал определённые баллы и обменял их на власть. Когда к нему спустился вдохновенный творец Брахма и говорит: «Что ты хочешь?» И Хираньякашипу сказал: «Я хочу власти», и Брахма ему дал несколько видов оружия, с помощью которого он потом поменял власть во вселенной. Он водворился на царствование вместо Индры. Есть святые отцы, которые целибатом заслужили царство Божие. Например, Дхрува соблюдал епитимию, Господь пришёл к нему и спросил: «Что ты хочешь?» Дхрува сказал: «Вообще-то я хотел царство, но когда увидел Тебя, то понял, что я как тот глупец, который вместо бриллиантов, которые унаследовал от отца, в земле искал какие-то стекляшки. Поэтому я ничего не хочу, я хочу всегда быть подле Твоих стоп». И Господь ему сказал: «Я оба твои желания исполню: ты будешь всегда подле Моих стоп, ты займёшь самый высший ярус вселенной, недвижимую или незыблемую часть вселенной (то, что мы называем Полярной звездой). Там Я соприкасаюсь с материальным миром, там Мои стопы. Там ты будешь всегда лицезреть мои стопы, то есть там низшая моя точка, – Господь говорит. – То есть моя стопа соприкасается с высшей точкой материального мира. И Я дарую тебе это царство. Ты хотел царства? Ты получишь высший ярус вселенной и будешь там предводительствовать, и при этом ты всегда будешь подле Меня». В данном случае великий аскет Дхрува тоже обменял свои бонусные баллы, но не на власть, а на служение Господу. Поэтому не совсем корректно, что за полнейший целибат человек попадает на райские планеты.

#17:07

Можно ли улучшить свою карму?

Б. Ч. Бхарати Свами: «Мне очень захотелось улучшить свою карму». Можете оставить эту затею, дорогая Эверег, свою карму улучшить невозможно.

Слушатель: И не только карму.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что мы настолько ограничены в своих желаниях, в своих действиях, прежде всего ограничены формой нашего тела. Слон не может пожелать летать над цветами и своим хоботком пить нектар. Он просто не может. Не то что он хочет и у него не получается, а у него даже такой мысли не возникает. Потому что вместе с кармой мы ограничиваемся не только в действиях, но и даже в желаниях. Собака даже не может пожелать есть шпинат вместо куска мяса. У неё даже мысль такая не возникнет, потому что набор её чувств ограничивает её желания. Конечно, мы сейчас выносим за рамки чудеса, которые по воле вайшнавов происходят. Когда Господь шёл по лесу Дандакаранья, то львы и олени, то есть жертвы и хищники, шли за Ним и вместе воспевали: «Харе Кришна», или когда мы шли по Пури в этот раз, когда путешествовали, а нет, по Навадвипе, то за нами собака пристроилась, Калидас.

Слушатель: Это не в Навадвипе.

Б. Ч. Бхарати Свами: В Навадвипе, в Пури другая собака была. И вот этот Калидас пел вместе с нами киртан, как-то у него получалось: «Уууууу», и прошёл всю Парикраму. Эти чудеса мы сейчас выносим за рамки. Итак, улучшить свою карму невозможно, это как падение, понимаете? Вы падаете и можете немножко замедлить своё падение, начав трепыхаться и попав на сучки и на ветки, то есть вы будете медленнее падать или сдаться и падать быстрее. Душа не способна вырваться из круга перерождений самостоятельно, только по милости тех, кто уже сам свободен. То есть душа связана, эти гуны, или пряди, материальной природы нас опутывают. Даже когда мы находимся во власти гуны благости, гуны средоточия и просветления, то мы привязываемся к благодати, мы привязываемся к приятному ощущению, связанному с просветлением, и мы не можем вырваться из этого. Поэтому улучшить карму… Махапрабху говорил про хорошую и плохую карму так: «Есть испражнения жидкие, есть испражнения посуше, но и то и другое – испражнения». Поэтому улучшать свою карму – это испражнения переводить из одного состояния в другое. Максимум, чего мы можем добиться, пытаясь улучшить свою карму, – это стать экспертами в деле отделения разных цветов и качеств испражнений. То есть есть такие люди, у них, видимо, специальная работа, они знают, чем отличаются одни экскременты от других, но их опыт в общем нам не полезен. Итак, «мне захотелось улучшить…». А вообще это не личный вопрос? Может, я зря это читаю, может, я человека чем-то обижаю? «Мне захотелось улучшить свою карму. За последние шесть лет я ни разу о сексе и не подумала, а моя карма совсем не улучшилась». Может быть, это личный вопрос?

Слушатель: Написали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Куда написали?

Слушатель: На сайте есть у нас форма «оставить сообщение». Вопрос оттуда.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ладно, если написали, значит вопрос общественный. «За последние шесть лет я ни разу о сексе не подумала». В том числе и когда писала это письмо.

Слушатель: Видимо, шесть лет прошло, и она подсчитала и написала уже когда прошло.

Б. Ч. Бхарати Свами: «Но моя карма совсем не улучшилась». Но если вы думали в течение последних шести лет об улучшении кармы, то вы паровозиком должны были думать и о том, что вы не думаете о сексе. «Сейчас я уже восемнадцатый день голодаю и не то что на еду, но даже на воду нет денег». А деньги то тут при чём? «Хочется бросить эту голодовку, пойти повеситься и не мучиться». Мой вам совет – бросьте голодовку и повесьтесь.

Слушатель: Это круто.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, ну а «хочется бросить эту голодовку», то есть пойти поесть и повеситься. В этом смысле? Или повеситься, а потом бросить голодовку?

Слушатель: Человек замучен аскезами неизвестно для чего просто. Сами себя убивают.

Б. Ч. Бхарати Свами: «Я так на шастры надеялась, а теперь моя вера сильно пошатнулась». Не нужно шастры читать.

Слушатель: Не понимая, о чём они говорят.

Б. Ч. Бхарати Свами: А лучше, если эти шесть лет, у вас был шанс с Говиндой Махараджем пообщаться, спросить про это всё или с кем-то из его близких представителей.

Слушатель: Очень характерная ситуация. У нас люди часто начитаются чего-нибудь хоть про голодание, хоть про что, и давай…

#24:25

Чему учат шастры?

Б. Ч. Бхарати Свами: «Мне очень тяжело. Почему шастры не работают?» Они работают, просто вы читаете не те шастры и не под тем углом зрения. Шастры учат нас тому, что всё, что написано в шастрах, полная лабуда, кроме бхакти. Олицетворение шастр, олицетворение мудрости шастр – Сарвабхаума Бхаттачарья как-то после общения с Махапрабху воскликнул: «Всё, что я до этого читал, всё, что я узнал…» А он был по нашим меркам президент академии наук. «Всё, что я узнал, всё, до чего додумался – полная ерунда по сравнению с нектаром, по сравнению с пьянящим мёдом, который несёт преданность лотосным стопам Кришны». То есть само олицетворение мудрости шастр отбрасывает эти шастры. Сам автор Шри Вьяса, который оставил нам все эти шастры, говорит в «Шримад Бхагаватам», что в шастрах нет ровным счётом никакого смысла. Говорит он буквально так: «Если благодаря изучению шастр или благодеянию вы не пришли к преданности, то всё, чем вы занимались, – бессмысленное телодвижение и умодвижение». То есть смысл всех шастр, иными словами, сам автор шастр говорит, смысл всех шастр – это подвести душу к преданности, подвести душу к опьянению преданностью, опьянению дружбой с Пастушком из Вриндавана. Если этого не произошло, то ни шастры тогда не нужны, ни благодеяния, ни аскезы, ни что бы то ни было, ни почитание отца с матерью, ни почитание царя, ни почитание кого бы то ни было – всё это бессмысленно, если это не приводит к душевному влечению к Пастушку из Вриндавана. «Мне очень тяжело. Почему шастры не работают? Это очень тяжёлая аскеза – шесть лет о сексе не думать. Почему же нет никакого результата? Почему мне даже поесть нечего?» Почему вам поесть нечего, извините за сарказм, я не знаю, сходите поешьте.

Слушатель: Можно спросить, как она себе это представляла?

Б. Ч. Бхарати Свами: И чего она хотела? Ведь она говорит, что если человек соблюдает целибат, то он попадает на райские планеты. То есть она как считала? Что она будет соблюдать целибат, за ней прилетит звездолёт и вывезет её на райские планеты?

Слушатель: Да, и там будет большой стол, где можно много поесть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Цель всех аскез – это преданность, а не что бы то ни было. Но дело в том, что преданность даётся тем, у кого она есть. Бхактья санджатая бхактья. Только преданность может дать нам преданность. Только тот, кто любит, может дать нам понятие о любви. Только тот, кто имеет миллион, может сделать нас богатыми. Только тот, кто умеет писать картины, может научить нас писать картины. И так далее. Только тот, у кого есть кусок хлеба, может нас накормить. Если у него кувшин с водой, он просто не может нас накормить, потому что у него этого нет. Только тот, кто обладает бхакти, преданностью, может дать нам её. Вместо того, чтобы читать какие-то там шастры, спели бы молитву Бхактивинода Тхакура «Охе, вайшнава тхакура», которую мы поём каждую встречу и на каждой программе мы поём. В одном из стихов он говорит: «Кришна есть у тебя, и ты можешь дать Кришну другим». Вот и всё. Вот и ответ на все вопросы. У вайшнава есть Кришна, он может Кришну дать. Почему вам даже поесть нечего? Я бы вам посоветовал пойти на работу и поесть. Желательно, чтобы не ждать зарплату, пойти на работу в продуктовый магазин.

Слушатель: А можно просто в супермаркет прийти и там поесть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это грех.

Слушатель: Если она умирает с голода, то это не грех. Она же возьмёт только необходимое. Не будет набирать свыше.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо. Идите в супермаркет, если вы голодны, и там поешьте. Если у человека вопрос жизни и смерти. Можно хлеба поесть – небольшой урон.

Слушатель: Можно прийти в воскресенье на Кисельный.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, кстати, можно прийти в храм вайшнавов, как раз сегодня.

Слушатель: В Москве.

Б. Ч. Бхарати Свами: В Москве. Во всех городах России есть сообщества преданных. Неважно, какие сообщества, ISKCON или какие-то матхи.

Слушатель: В ISKCONе может быть просто платный прасад.

Слушатель: Нет.

Слушатель: Бесплатный?

Слушатель: Воскресный бесплатный.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если попросить, то, мне кажется, дадут.

Слушатель: Если пол помыть, то точно дадут.

Слушатель: Если пол помыть, то дадут точно. Две порции.

Б. Ч. Бхарати Свами: Шрила Свами Махарадж установил этот стандарт, что в радиусе сколько-то километров вокруг храма не должно быть голодных. Правда он не говорил, что бесплатно голодных кормить, бесплатно поедающих.

Слушатель: Но если он пришел и сказал: «Я голодный и денег нет», то, наверное, накормят.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что, всё тогда. Больше нет вопросов?

Транскрипция: Карнаприя Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+5

Другие материалы раздела

2012-01-01

«Неужели мы боги?»

2012-01-04

Беседа в клубе «Белые Облака»

2012-01-09

«Поверить в сказку»

2012-02-12

«День явления Сарасвати Тхакура»

2012-03

«Простая жизнь жителей Дхамы»

2012-03-25

«Философские вопросы слушателей»

2012-04-01

Презентация «Бхагавад-гиты» на выставке «Загадочная Индия»

2012-04-21

«Семья Гаудия-матха»

2012-04-28

«Беседы в городе Джаганнатха»

2012-05

«Называть кучу мусора собой»

2012-05

«Беспомощному помогут»

2012-05

«Есть ли у Кришны пупок?»

2012-05

«Боги и Титаны»

2012-06-24

«Шаг за грань существования Бога»

2012-08-18

«Что нам нужно для счастья?»

2012-09-02

«Душа и Вселенная»

2012-09-02

«Концепция перевода Шримад Бхагаватам»

2012-09-09

Чтение и обсуждение Бхагавад Гиты, (глава 4)

2012-10-13

«Причина скитания обусловленной души в материальной вселенной»

2012-10-31

«Душа в теле, как косточка в яблоке»

2012-11-10

«Счастье в понимании Вед»

2012-11-18

«Основы Мироздания»

2012-12-08

«Счастье в понимании Вед» (Лекция в Берлине)

2012-12-15

«Дискуссия о Ведах в вопросах и ответах» (Лекция в Дюссельдорфе)

2012-12-22

«Бхагавад Гита – учение о долге»