Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2010 / «Духовный мир и наши отношения с ним»

«Духовный мир и наши отношения с ним»

И он сказал: «То, что я просил, на самом деле было битое стекло по сравнению с тем бриллиантом, который я увидел, когда Ты ко мне пришел. Зачем мне это битое стекло?» Но Кришна говорит: «Нет, все равно возьми это битое стекло и владей им». В общем, в «Бхагаватам» все сюжеты проиграны: зависть, ревность, доброта, злость, непривязанность, сюжеты, когда мать – преданная, а сын – демон и наоборот, когда сын – преданный, а родители – демоны. Все-все-все проиграно.

Слушатель: Подскажите, пожалуйста, с чего начать? Я недавно заинтересовалась йогой. Информации много, даже слишком. Сейчас все смешалось. И я не знаю, за что хвататься. Нужно как-то систематизировать.

Бхарати Свами: Пусть слушатель почитает «Бхагавад Гиту». Там каждая глава называется «Йога»: Саинья-йога, Санкхья-йога, Мокша-йога, Карма-йога, Гьяна-йога, Дхьяна-йога. Все 18 глав – это всякие йоги. Можно прослушать, скачав из интернета. Тогда Вы получите представление о том, что такое йога. Потому что я же не знаю, какой аспект йоги вас заинтересовал. Если вас заинтересовал оздоровительный аспект йоги, то я в этом не особенно разбираюсь. Я знаю, что это полезно для здоровья, полезно для поддержания тела и ума. Для поддержания здорового тела и здорового ума. Но отнюдь это не является целью йоги. Для чего нам нужен здоровый ум и здоровое тело? Для того, чтобы получать радости жизни? И, вообще, для чего человеку здоровье? И что такое здоровье? Здоровье – это острота восприятия, острота чувств. Это и есть здоровье – это не когда трицепсы выпирают или когда человек может пробежать 42 километра, а здоровье – это когда у него острота восприятия.

Потому что ты можешь лежать в агонии и у тебя будут твои трицепсы накачаны. Или ты можешь пробежать 42 километра 400 метров быстрее всех, но при этом тебе ничего в жизни не будет интересно. У тебя не будет остроты кожного восприятия, которая побуждает нас вступать в связь с противоположным телом, т.е. кожа требует каких-то ощущений, ни остроты зрительного восприятия, обонятельного восприятия. Здоровье – это острота восприятия. И физическая йога — йога-упражнения, она позволяет эту остроту восприятий в нас возбудить, возродить, чтобы мир был как и в детстве: яркий, интересный, нам всего хотелось, нам хотелось все познавать. Да, йога на это способна.

Но дело в том, что плоды этой йоги как раз будут убивать остроту восприятия. Вы будете наращивать остроту восприятия, т.е. будете здороветь умом и телом, но для того, чтобы использовать плоды этой йоги, этого здоровья физического и душевного, вам нужно будет пропускать через себя всяческие впечатления — пропускать через себя ощущения. И тем самым притуплять свою остроту восприятия, то есть ухудшать свое здоровье. Ведь здоровье ухудшается от чего? От всяких пере-: от переедания, пересыпания, чрезмерных совокуплений, всего, что сверх, больше, пере-. От впечатлений, например. Если Вы любите путешествовать, то со временем Вы сходите с ума. Что такое путешествовать? Путешествовать – это значит менять впечатления. Конечно, если вы любите путешествовать в опломбированном вагоне, то это собственно и не путешествие. Если вы путешествуете из аэропорта в аэропорт и видите всегда одну и ту же дьюти-фри в короткой юбке, то это не впечатления. Впечатления – когда вы видите и то, и это. Вы путешествуете по всему земному шару или путешествуете по интернету.

Вот эта частота смены, частота впечатлений, смена этих впечатлений делает человека сумасшедшим. Т.е. убивает в нем умственное здоровье. А частота физического контакта… Переедание, например, делает человека физически больным. Все, что сверх, оно убивает. А что значит сверх? Кришна говорит: «Кто не слишком много ест и не слишком мало ест, кто не слишком много спит и не слишком мало спит…» Так вот, что значит слишком много? Слишком много – это значит больше нуля. Больше нуля – это уже сверх того, что необходимо. Поэтому йоги не просто мало едят, они перестают даже дышать. Если человек интересуется йогой, он должен знать: йога – это не просто ногу за голову задрать, а это перестать дышать, в конечном счете. Потому что вдыхательные впечатления, то есть когда мы дышим с Вами, мы соприкасаем свои органы дыхания с окружающим миром. Тем самым мы губим, мы как бы сжигаем себя. Например, если мы все время касаемся пальцами, кожей разных предметов, то со временем у нас атрофируется осязание. Если мы слушаем постоянно громкую музыку или вообще слушаем все время, любые звуки, которые не прекращаются, они убивают в нас слух. Точно так же, вдыхая все время, мы себя уничтожаем.

Поэтому йог задерживает дыхание. Йог задерживает впечатления. Он перестает смотреть на окружающий мир. Он полностью погружается в себя. Он отстраняет свой слух. Он отстраняет свое осязание. Он отстраняет свое обоняние. Он отстраняет свое зрение. Он перестает есть. Он не употребляет пищу, которая имеет вкус, а потом вообще перестает употреблять пищу. Вот это подлинная йога — йога здоровья. Когда едешь по Москве, видишь там плакат: дяденька на одной руке вывернулся или девушка с деланной улыбкой смотрит на тебя. Это не йога. Это фотошоп. Йога – это обрубить, отсечь от себя всякие впечатления, в том числе и умственные. И эта йога описана в шестой главе «Бхагавад Гиты» – Дхьяна-йога. И дальше Кришна говорит, что она не самоценная, эта йога.

Потому что если Вы хотите заниматься йогой, т.е. отсекать от себя впечатления, отсекать от себя предметы чувств для того, чтобы набраться сил и снова полезть на эту Дургу, ползать по ее огромному телу и говорить: «О, какая большая и вся моя!» А что такое впечатления? Это все-все-все. То зачем тогда себя сдерживать? Зачем соблюдать пост, если на утро ты съешь в два раза больше? Или зачем быть скромным, если потом начать хвалиться своей скромностью? Говорить: «Знаете, какой я скромный.» Например, они говорят этому махараджу: «Махарадж, ну давайте лекцию». А он говорит: «Да нет-нет», а все равно ждет когда ему: «Ну давайте, ну давайте».

Слушатель: Уже слова закончились.

Бхарати Свами: Ну да. То есть это вот скромность, которая убивается тут же тщеславием. Только зачем заниматься йогой, если плоды этой йоги все равно пустить на удовольствия. Ведь они говорят: «Надо йогой заниматься, чтобы прожить до ста пятидесяти лет». «А что ты будешь делать 150 лет?» – ты спрашиваешь их. — «Как что? Наслаждаться жизнью!» Так зачем задерживать дыхание? Зачем не есть, ограничивать себя в еде? Для того, чтобы потом наслаждаться жизнью? Так наслаждайся сейчас. Зачем Вам наслаждения эти пунктирные?

Слушатель: Махарадж, но они считают, что они познают себя?

Бхарати Свами: Нет. Просто сейчас йога превратилась в гимнастику, в которой люди ограничивают себя… Вообще, это закон: для того, чтобы прожить дольше в мире материи, нужно совершать жертвоприношения. А что такое ограничение себя в еде, в огне? Чтобы жить дольше, нужно меньше в тепле находиться. Т.е. ограничивать себя. Это и есть те самые жертвоприношения. Они занимаются этой йогой для того, чтобы продлить свое существование и предаваться тем же самым порокам, тем же самым удовольствиям, от которых они отказались. Вопрос-то: зачем? Если ты в 20 лет отказываешься от того, что тебе естественно, ради того, чтобы в 60 лет этим заниматься. Но зачем? Зачем не есть рябчиков и перепелов в густо зажаренной сметане, чтобы потом наслаждаться? Чтобы улучшить свое пищеварение, и потом в это пищеварение забрасывать новые куски еды.

Кришна говорит: «От йоги ты несомненно получишь результат. Но если ты этот результат спустишь на те удовольствия, от которых ты отказался, прежде чем заняться йогой, то это бессмысленно». Это все равно, что зарабатывать деньги для того, чтобы вкладывать деньги в акции, извлекать из акций пользу для зарабатывания денег, которые ты будешь вкладывать в новые акции. На них покупать новые облигации и т.д. У тебя будут множиться деньги, а результат? Или все равно, что хорошо зарабатывать в тюрьме. Вот тебе дали пожизненное, а ты написал замечательную книгу, которая тебе приносит миллион в год. И у тебя на счету копится и копится. И ты самый богатый человек, но ты сидишь в тюрьме и не можешь себе этого позволить, не можешь потратить ни одну копейку. Вот примерно так же в тюрьме материального мира.

Да, мы зарабатываем, мы стяжаем славу, нас все знают, но мы сидим в камере-одиночке и перестукиваемся с другими заключенными: тук-тук-тук — «Видите, какой я знаменитый?» — Тук-тук-тук. «Да, ты знаменитый!». При этом они тебя не знают, как ты выглядишь, потому что ты есть душа. Каждый находится в камере этой оболочки. Мы пытаемся деньги заработать, пытаемся славу заработать, власть какую-то, влияние, но все мы сидим в одиночке. Ну да, у нас есть власть. У мексиканских наркобаронов в камере есть мобила, по которой они там руководят своим наркокартелями. И он там по одному слову может кого-то на смерть послать, кого-то озолотить. Вершит свои дела, но он сидит в камере. Точно так же и мы с Вами. Какой-нибудь президент или император не многим отличается от этого наркобарона, который руководит своими подчиненными по мобильному телефону. Так же и эти императоры руководят своими странами, но они сидят в своем бункере и пребывают в большой иллюзии. Они реально не могут ощутить плоды своей власти. Им кажется, что это все реально, но на самом деле они заперлись в бункере, а война-то уже все. Сжимается кольцо. А они думают, что они еще фюреры или императоры.

Слушатель: А выкупить себя можно?

Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: Т.е. деньги не нужны тем, кто сидит в тюрьме? Ну те же самые аскезы – это все…

Бхарати Свами: Выкупить себя нельзя… Аскезами можно.

Слушатель: Сукрити всякое накапливать…

Бхарати Свами: Но что такое аскеза? Аскеза – это отказ от этого миллиарда. Вот что такое аскеза? Аскеза – это добровольный отказ от удовольствий и от злата и серебра. Вот это аскеза. Аскезами себя можно выкупить. Но этими стекляшками и побрякушками как Вы подкупите Майя-деви? Если у нее есть муж строгий — Шива, который является обратной стороной Господа. Что такое Шива? Шива – это Вишну со спины, если так образно говорить. Когда в Писаниях говорится: «Вишну перед нами предстал (перед каким-то преданным Он предстал) с четырьмя руками, палица, диск, лотос, раковина. Чело Его украшал золотой головной убор, золотистые ткани покрывали Его бедра». Вот все Его эти эпитеты: Вседержитель, но никогда не сказано, как Он выглядит со спины.

Что ж Он двумерный что ли? Да, он двумерный. Но если каким-то образом умудриться обойти его со спины, то будет Господь Шива, который тоже не со спины. Со спины его тоже… Вот это лик Господа Шивы. При этом его шакти, его супруга – это Дурга, Амбика или Парвати, или Ираа (по-разному ее называют). Она есть сама Йога-майя, Шримати Радхарани со спины тоже. И наши учителя заверяют нас, что подкупить ее нельзя. Как вы подкупите Амбику? Чем вы ее подкупите? Своим здоровьем? Своей силой? Если у нее супруг Шива, Господь Шива Всеблагой, который и помудрее Вас будет, и побогаче, и покрасивее, и подолговечнее. Ну и другие у него достоинства, о которых мужчинам этого мира можно только мечтать. А что значит? Он добр, справедлив и нежен, внимателен.

Слушатель: Богат. А если служить Шиве?

Бхарати Свами: Можно служить Шиве. Это все равно, что…

Слушатель: Это получается, со спины служить?

Бхарати Свами: Да, спине служить, спине Господа Вишну. Мы не служим Шиве. Мы его почитаем как один из аспектов Всевышнего. Аспект, который охраняет дхаму — святую обитель. Мы его почитаем, как мы почитаем вахтера. Мы вахтеру не грубим, мы вежливы. Он просит какие-то документы, мы говорим: «Вот, пожалуйста. Вот, есть удостоверение личности.» Там такой-то Пилорама дас. «Да, удостоверение личности. А кто у Вас отец?» — «Отец у меня вот такой-то прабху или такой-то свами.» Он говорит: «Да, это можно. А кто у Вас…? Нет, это нельзя.» Т.е. мы Шиве поклоняемся, как вахтеру, охраннику. Он председательствует, возглавляет охранный отряд. Мы его почитаем, но при этом мы ему не поклоняемся. Мы его почитаем, покуда его можно обойти, т.е. пройти через его дозор, через его заставу. Он охраняет святую обитель, чтобы там, не дай Бог, не случилось какого конфуза.

Слушатель: Как в фильме «Аватар», когда они на эту землю приземлились, в конце конфуз случился. Они решили завоевать их.

Бхарати Свами: Да-да. Вот он охраняет, чтобы мы туда не прошли. Он стоит со своим трезубцем, голова его посыпана пеплом. При этом сам он является также отражением одной из пастушек Вриндавана. Т.е. он сам тоже участвует в лиле как одна из пастушек.

Транскрипция: Вишнуприя Д.Д.

Другие материалы раздела

2010-01-22

Беседа Б.Ч. Бхарати Свами с Сергеем Русскиным

2010-02-12

«Где найти счастье?»

2010-02-26

«Навадвипа – таинство посвящения»

2010-03-26

«Пирити» — статья Бхактивинода Такура. Часть 1

2010-03-28

«Зависть»

2010-04-03

«Пирити» — статья Бхактивинода Такура. Часть 2

2010-04-04

«Становление на духовный путь»

2010-04-11

«Многогранное учение вайшнавов»

2010-04-18

«Знание»

2010-04-25

«Духовный мир и наши отношения с ним»

2010-05-02

«Любовь»

2010-05-09

«Деятельность и ее причины» (поступки и мотивация)

2010-05-16

«Истина и Красота»

2010-05-23

«Служение красоте»

2010-05-30

«Внимание»

2010-06-06

«Духовная практика»

2010-06-13

«Тело и дух»

2010-07-18

«Веды»

2010-07-25

«Что есть реальность?»

2010-08-22

«Гаятри-мантра»

2010-09-01

«Внешняя и внутренняя природа Вайшнава»

2010-09-02

«Жертвоприношение»

2010-09-02

«Джанмаштами»

2010-09-03

«Три плана бытия»

2010-09-19

«Душа»

2010-09-26

«Отношения учителя и ученика»

2010-10-02

«Время и пространство»

2010-10-09

«Гуманизм — яд для души»

2010-10-17

«Судьба»