Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2005 / Ко дню ухода Шрилы Шридхара Махараджа

Ко дню ухода Шрилы Шридхара Махараджа

Ко дню ухода Шрилы Шридхара Махараджа

#00:00

Свет веры

Девашиш Прабху: На примере Гуру Махараджа мы понимаем, какое он имел чувство оторванности от преданных. Его духовный брат Джаджавар Махарадж ушел, мы были там, в Навадвипе. Его считали самым близким другом. И через три дня Гуру Махарадж не пришел в свою комнату. И ночью мы слышали, как Шридхар Махарадж плакал, произнося его имя: «Джаджавар, Джаджавар». Через три дня Гуру Махарадж встретился с преданными и рассказал о своих чувствах: «Все больше моих духовных братьев уходит с этой планеты. Я чувствую, как мир погружается во тьму, но в этой темноте я вижу свет моей веры. Через свет веры мы можем соприкоснуться с реальностью. Хотя я чувствую, что во всех направлениях распространяется тьма, я вижу свет в этой тьме моей веры».

#02:38

Время закалки

Если еще говорить об уходе его Гуру Махараджа, он сказал: «Нет моего Божественного поводыря, должен ли я мечтать о спокойной жизни? Когда наш Гуру Махарадж присутствует в этом мире, мы можем рассчитывать на него, у нас нет трудностей, он всегда с нами». «Когда Гуру Махарадж рядом, — говорит наш Гурудев, Шрила Говинда Махарадж, — я мог бы перепрыгнуть через Гангу, потому что он меня защитит». Когда рядом Гурудева больше нет, наступает время проверок для ученика, насколько я действительно последователь своего гуру, насколько я принял в глубине души его наставления или это было просто на уровне языка. Сейчас огонь разочарования будет меня тестировать, не каждый пройдет этот тест. Гуру Махарадж сказал: «Тот, кто сможет пройти этот огонь испытаний, когда гуру ушел и выйти с другой стороны, то он будет закален, как сталь». В древние времена те, кто делал мечи, закаляли металл, неоднократно помещая его в воду и огонь. Чем больше проходило это очищение огнем и водой, тем крепче становилась сталь. Так время разлуки со Шри Гуру — это время закалки. Мы снова будем сталкиваться с ограниченностью нашей веры и своей неспособностью, потому что мы очень ограничены в вере. Но если мы сможем пройти этот огонь, то наша вера окрепнет.

#06:42

Гуру высочайшего калибра

Этот день очень необычен, 12 августа 1988-го года. Преданные знали, что в этот день он уйдет, и за полчаса до его ухода произошло землетрясение. Шрила Говинда Махарадж сказал после того, как земля затряслась: «Скоро уйдет Шридхар Махарадж». И сразу после того, как Шридхар Махарадж ушел, через несколько мгновений земля снова задрожала, и мы тоже почувствовали. Конечно, не в той степени, как Шрила Шридхар Махарадж, что земля погружается во тьму. Но мы знаем, что Шрила Гуру Махарадж все свое сокровище передал своему преемнику, Шриле Говинде Махараджу. Мы говорим, что одно солнце заходит, но то же самое солнце восходит. Шрила Шридхар Махарадж был гуру высочайшего калибра, он никогда не говорил о поверхностных вещах, всегда говорил о сути. Иногда нам говорят, что все-таки нам нужно слушать о поверхностных, формальных вещах, потому что мы живем в мире форм, поверхностном мире. Нам нужно знать о правилах и предписаниях нашей практической жизни. Но Шрила Шридхар Махарадж об этих вещах вообще не говорил: ни о формах, ни о правилах – никогда, потому что этих вещей не существует на том плане сознания, в котором он живет. Он жил и живет, конечно,  на другом плане сознания. Секрет этого уровня сознания таков, что когда мы слышим новости оттуда, то можем подняться до того же уровня.

Шрила Шридхар Махарадж вспоминал, когда он первый раз встретился с Сарасвати Тхакуром, он понял, что это не просто гуру, который «отрыгивает» то, что когда-то съел из книг или от предшественников. И наше ощущение точно такое же относительно Шрилы Шридхара Махараджа, он говорил нечто уникальное. Его представления о Сознании Кришны уникальны и очень чарующи, от него невозможно оторваться. Всех очаровывала простота его объяснений. В глубине он мог убедить даже самых скептиков. Шрила Шридхар Махарадж говорит: «Если вы приведете ко мне любого человека и он три дня будет меня слушать, он будет полностью переубежден в Сознании Кришны». Это не было злонамеренным или возвышенным утверждением. Он просто знал, каким внутренним богатством он обладает. Гуру Махарадж не был надменным. Однажды Шридхара Махараджа спросили:

— Что мы можем сделать, чтобы удовлетворить вас, сделать вам приятное?
— Зачем вам нужно меня удовлетворять, делать мне приятное? – была его первая реакция.

Но потом мы поняли, что его ответ был не поверхностным. Его ответ был таким: «То, что я делаю в своей жизни, чего жду, если вы сможете следовать этому, поддерживать те же идеалы, вы меня удовлетворите, сделаете мне приятное».

#14:11

Служение – наша жизнь

Как Ньяси Махарадж напомнил нам, первый ученик, которому Махарадж сказал с самого первого дня: «Вы должны умереть, чтобы воскреснуть, чтобы жить». Мы должны понять, что это означает в глубине, понять, что жить там — это полная противоположность тому, что жить здесь. Конечно, нам говорят, что мы должны желать стать слугами, но вместе с тем мы должны понимать: тот, кем мы сейчас являемся, должен умереть. Мы не должны говорить: «Я слуга», но при этом весь груз таскать с собой. Слуга не имеет груза. В настоящее время мы искатели удовольствий. Иные думают: «Я буду слугой своего Гурудева, но при этом буду еще и за удовольствиями охотиться», но эти две вещи несовместимы. Как в Библии сказано: «Нельзя любить Бога и мамону, золото одновременно». Вот этот наш аспект искателя удовольствий должен умереть. Это не означает стать сухим отреченцем. Вместо того чтобы искать удовольствия, мы должны искать служение. Гьяна-шунья-бхакти означает, что у нас нет времени на что-то другое. Все предложения этого мира, включая накопление знаний, у нас просто нет на это времени сейчас.

Шридхар Махарадж говорил: «Если у вас есть достаточно служения, то можете четыре круга повторять каждый день». Потому что Свами Махарадж говорил: «16 кругов каждый день». Однажды один преданный написал Свами Махараджу письмо, что в лондонском Матхе повторяют всего четыре круга, а не 16, почему они так мало повторяют? Это в нашем Матхе было. Они написали Гуру Махараджу. Шридхар Махарадж ответил: «Я очень рад, что в моем лондонском Матхе у преданных нет времени читать больше, чем четыре круга. Это означает, что их занятие преданностью очень существенно. Но поскольку ты грихастха, то ты должен читать 64 круга». Так служение – это наша жизнь. Если к нам приходит служение, мы не должны отказываться от него под предлогом, что должны джапу повторять, иначе мы упустили самое важное. Потому что мантра, которую мы повторяем, — это молитва Шримати Радхарани: «Поэтому, пожалуйста, позволь мне служить Тебе круглосуточно». И если Она вдруг придет и предложит мне служение, а я скажу: «Нет, я не готов, я лучше буду просить Тебя о служении». Здесь все предназначено для негативного аспекта, например, лекарства нужны только для больных и законы нужны для преступников закона. Несомненно, все мы нарушители закона, поэтому мы должны следовать правилам и заповедям.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2005-01-02

«Рассеять сомнения сердца»

2005-01-04

«Долги для Кесаря»

2005-01-05

Ко дню ухода Шрилы Шридхара Махараджа

2005-01-07

«Увидеть Истину ты должен сам»

2005-01-08

«На что мы способны без откровений?»

2005-01-08

«Поиск истины»

2005-01-09

«Счастье само по Себе и для Себя»

2005-01-30

«Крючок лжеучителей»

2005-01-30

«Тантра и Бхакти – конфликт и диалог»

2005-02-05

«Проблематика аутентичности ведических писаний»

2005-02-06

О появлении «Шримад Бхагаватам»

2005-02-06

«Кирпичики материального мира»

2005-02-10

«Три вида Гуру»

2005-02-12

«Йога имеющих и Йога неимущих»

2005-02-17

«Поклонение божествам, поклонение Гуру и наши заблуждения»

2005-02-18

«Духовный мир и чувство стыда»

2005-02-19

«Надежда должна умереть первой»

2005-02-19

«Теологический ответ культурологу»

2005-02-19

«Синее дхоти авадхута Нитьянанды»

2005-02-20

«Ступени Йоги в послании Бхагавад Гиты»

2005-02-28

«Диалог с умом и совестью»

2005-03-07

«Бумажки и камешки как система ценностей»