Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2005 / «Бумажки и камешки как система ценностей»

«Бумажки и камешки как система ценностей»


«Бумажки и камешки как система ценностей» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 7 марта 2005 года.

  • Мы живем в мире, в котором всё прерывается (00:00)
  • Подкуп системы ценностей (06:50)
  • Крючки для идиотов (14:41)
  • Ловушка ложных ценностей (21:14)

https://www.youtube.com/watch?v=R2RSrwr3Q_0

Бумажки и камешки как система ценностей

#00:00

Мы живем в мире, в котором всё прерывается

Б. Ч. Бхарати Свами: …что запах нам кажется неподвижным, но на самом деле запах несут молекулы запаха, и вот между молекулами никакого запаха нет. Таким образом, любое явление в этом мире прерывисто, оно прерывает свое существование, любое явление. Как мир в целом прерывает свое существование, так и его отдельные части. И вот мы оказываемся в плену мира, который все время прерывает свое существование. Есть такой принцип дискретности, когда что-то ухудшается, оно не непрерывно ухудшается, а некими скачками. И в перерывах этих скачков нет вообще ничего, мира не существует, пустота, а мы существуем. Так вот мы живем в мире, в котором всё прерывается, это очень важно понять. Мы живем в неприятельской среде, эта среда очень враждебна для нас, потому что есть моменты, когда ничего нет, понимаешь? Как свет непостоянно светит, он светит импульсами, 300 000 импульсов в секунду, и между импульсами нет ничего, а мы живем, но там ничего нет.

Слушатель: (неразборчиво) …мы не замечаем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому мы говорим: давайте договоримся, что не будем обращать на это внимание. А коль скоро мы попали в общество идеалистов, где не существует таких вещей, на которые не нужно внимание обращать. То есть не существует 99,9%, не существует ничего приблизительного. Коль скоро мы вознамерились отправиться в мир, где нет ничего приблизительного, там только абсолютное. Если там Господь, если там власть, то власть абсолютная, она не конституционная, не избранная, она абсолютная, и эта власть начинается здесь, когда мы принимаем убежище у гуру, эта власть абсолютная. Мы не делегируем гуру власть, которую, когда хотим, можем мандат у него отобрать. Эта власть ему свыше дается, эта власть абсолютная. И она в том мире, где нет ничего приблизительного, все абсолютное. Если любовь, то абсолютная; если жажда, то утолить только «Пепси-колой», то есть абсолютная, понимаешь? Нет никаких компромиссов: если любовь, то абсолютная; если власть, то абсолютная, а абсолютная власть возможна только у деспота, у Красоты. Абсолютной властью обладает только Красота, ничто другое не может ею обладать. Там уже где-то есть приблизительное, где-то он делится с нами своей властью или с другими делится. А Красота ни с кем не делится властью, она чрезвычайно ревностна. Кришна не просто Бхагаван, а Верховная Личность Бхагавана, Кришна. Он чрезвычайно ревностен, Он своей властью ни с кем не делится. Вот в этом мире нет ничего приблизительного, здесь приблизительное. Поскольку мир существует с провалами, то давайте не будем обращать внимания. Поскольку эти провалы очень частые и очень коротенькие, то есть давайте на это не будем внимания обращать.

Мы забываем о том, что провалы не бывают короткими, они гигантские. Поскольку между импульсами нет ни пространства, ни времени, то это гигантские провалы. Но мы не обращаем внимания, мы говорим: давайте будем обращать внимание, только когда мир появляется, а когда его нет, мы на это не будем обращать внимания, то есть приблизительно. Коль скоро мы вознамерились идти в мир, где нет приближения, а есть абсолютное, то мы не должны говорить так, что… маленькие провальчики. Возвращаясь к этому энтузиазму, если мы понимаем, что принадлежим миру, где нет провалов и это наш родной дом на самом деле. Тогда появляется решимость и настойчивость, что же мне в этом мире делать, если здесь мне ничего не принадлежит и я чужд этому миру. Что же я здесь пытаюсь найти? Утвердиться в этом мире, принять ценности какие-то. Мы принадлежим тому миру, поэтому тот мир совершенно бесполезен, гуру, Кришна – это бесполезные вещи, потому что из них нельзя никакую пользу извлечь. Если мы хотим пользу извлечь из этого мира, тогда мы будем в этом мире барахтаться, но представлять себе, что мы идем в тот мир. Тот мир есть наш родной дом, которому мы служим.

# 6:50

Подкуп системы ценностей

Здесь мы пытаемся… Как у Макиавелли, был такой философ средний, он разработал мировоззрение государственности, знаменитое произведение «Государь». Идею абсолютной власти Всевышнего он переносит на государя этого мира и получается такая карикатура, понятно, но для них это очень серьезно, что государя этого мира они наделяют абсолютной властью. И там советы государю, как править надо, и в этих советах говорится, что государь должен создать систему ценностей, в которой должен убедить остальных. Если не получается убедить подкупом, то нужно убеждать силой, и мы как раз находимся среди этих самых остальных, которых (нас) убедили либо силой, либо подкупом в некой системе ценностей. Нарисовали бумажки, написали на них палочки, это еще называется «водяные знаки», их поставили и сказали: «Вот это – система ценностей». А владеет системой ценностей тот, кто печатает эти бумажки. И они нас убедили, что это невероятно ценная штука. И дальше под ними уже идут подсистемы ценностей. Выходит человек с итальянской фамилией и говорит: «Я сейчас сошью портки и поставлю туда свое имя – Армани, и эти портки будут стоить, скажем, 200 бумажек этих. Вот за них я буду просить 200 бумажек». А за эти 200 бумажек крестьянин должен будет отдать 200 килограмм картошки. И вот крестьянина несчастного убеждают в том, что 200 кило картошки равноценно штанам, на которых имя стоит, Армани или какая-то еще фирма, и его убеждают в этом. Если он не согласен, если он скажет:

– Да вы что? 200 килограмм картошки за штаны? Штаны стоят полкартошины на самом деле.
– Нет, нет, ты убедись, иначе мы пришлем сюда полк солдат.

Приходит полк солдат и его убеждает в том, что 200 килограмм картошки того стоит. Если он не убеждается, то его убеждают. И он говорит: «Так они не просто в кожаных курточках приходили, у них были еще железочки такие, и из них вылетали такие штучки, которые они приставили мне ко лбу и сказали: «Если ты не поверишь в наши бумажки…», и я вынужден был поверить. Так что приноси бумажки». Вчера были вот эти бумажки, но мы думаем так: бумажки – это плохо. Тогда приходит какой-нибудь и говорит:

– Вот наши бумажки самые ценные, – швейцарцы говорят.
– Почему?
– Потому что на наши бумажки ты можешь получить столько-то желтеньких железок.

И все, дальше уже наша не работает, так сказать, соображалка. Ага, желтые железочки, зачем они мне нужны? А тебе и говорят ребята, у них там в Швейцарии банки в горах: «Какие бы ребята в кожаных курточках ни приходили, желтые железочки всегда будут желтыми железочками». Или стекляшки такие маленькие. Одна стекляшка стоит миллион бумажек. Ты говоришь:

– Почему?
– Ну мы так условились.
– Почему? Вот вроде одна картофелина или кусок хлеба ценнее, чем такая стекляшка, верно?

Те говорят: «Нет, не то что картофелина ценнее, а таких картофелин ты должен привезти 30 составов, чтобы мы тебе такую одну. Но ты имей в виду, что ценность этих стекляшек и железок, кругленьких с личиками, в их ценность верят все». И действительно все верят. Пошел в одну лавочку, говоришь:

– Слушай, а действительно эта железка ценная?
– Да, действительно, – отвечают ему.
– Так, этот верит.

И так обошел всех, все говорят:

– Да, эти железки ценны и стекляшки ценные.
– А чем они ценные?
– Если взять эту стекляшку и об другую стекляшку процарапать, то там останется след, а на этой стекляшке следа не будет.
– Да, действительно ценные, – думаешь ты.

Понимаешь, мы попали в некую систему ложных ценностей – бумажки, железки, стекляшки, кожаные курточки, потом другие железки, из которых вылетают… Вот так примерно. А правит кто? Кто печатает бумажечки. Понимаешь? Он печатает и говорит, что если час твоей работы в «Макдональдсе» каком-нибудь стоит три таких бумажки. Поверил? Поверил. Ты работаешь, тебе три бумажки дают каждый час или 100 бумажечек, а кто владелец этих ценностей? Кто печатает, он себе может раз – напечатать, и у него уже… Ему работать не надо. Почему так всё происходит? Просто кто-то убеждает в своей системе ценностей, и всё, дальше осталось дело за малым – других убедить. Но другие же могут не поверить, они скажут:

– Что эти ваши бумажки? Почему вы считаете, что они ценные? Наших бумажек нужно 28, чтобы получить одну вашу бумажку?
– Все так условились.
– А я не верю в это.
– Тогда придут люди, у которых есть железки, из которых вылетают пульки, и тогда ты вынужден будешь в это поверить.

Такая система ценностей, либо силой, либо убеждением. Мы попали в западню этих ложных ценностей, хотя реально кусок хлеба ценнее, чем стекляшка, бриллиант какой-то.

#14:41

Крючки для идиотов

Слушатель: Махарадж, есть люди, которые понимают, что всё состоит из сознания, из вибрации, и им хлеб не нужен, потому что хлеб тоже вибрация.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нам хлеб нужен, в этом нет ничего плохого, мы живем на таком уровне. Нам нужно питаться, содержать свою семью, свой очаг. Вопрос только – не поддаваться на ложную систему ценностей – вот что главное. Кришна говорит в «Гите», когда Арджуна хотел вообще уйти, сказал: «Мне вообще ничего не надо, какие-то бумажки, железки». А Кришна говорит: «Нет, истинный йог не тот, кто мало ест или много, а тот, кто сводит концы с концами», то есть тот, кто живет, чтобы поддержать свое тело. Он тратит свою энергию в основном для духовного роста и часть этой энергии тратит на поддержание тела, потому что он в нем находится, понимаете? Материалист всю энергию тратит на поддержание тела, но поскольку этой энергии так много, то возникает система ложных ценностей. Человек работает, работает, в принципе еды всем хватит, тогда если еды всем хватит, нужно же возвыситься над другими. И тогда кто-то выдумывает систему ценностей, говорит, что, у кого больше таких железок маленьких, шариков ограненных или бумажек, или желтых железок, у кого больше стеклышек или железок, тот… Вот одна железка является эквивалентом 30-ти вагонов хлеба, вот и всё. То есть создается новая система ценностей, ненужная совершенно. И другой человек, который поддался на эту систему ценностей, всю жизнь работает, чтобы получить железочку эту, вписаться в эту систему ценностей. И вся его жизнь… Понимаешь, если вдруг открыли спутник Сатурна или какой-то там Венеры, планета, которая огромный бриллиант один. То есть туда прилететь, распилить, привезти сюда, тогда эти стеклышки, бриллиантики, перестанут представлять ценность. Те, кто пошел там своей возлюбленной купил два карата за миллион или я не знаю сколько долларов, теперь это превратилось в ничто, потому что прилетел какой-нибудь американец, а у него вагон таких и ограненных уже, и всё.

Слушатель: Возможно, Махарадж, что люди из-за красоты какой-то принимают, не просто желтая железка…

Б. Ч. Бхарати Свами: Никакой красоты.

Слушатель: Это считается красиво, изделия из него сделать. Именно золото стало, не просто так.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это всё навязанные ценности. Когда Махарадж Парикшит поймал воплощение Кали собственной персоной и хотел его убить, Кали сказал:

– Ты праведный царь, а у праведного царя все находят свое место в этом мире, ты не можешь меня убить. Просто дай мне место, где я мог бы жить.
– Ладно, ты будешь жить в золоте, – сказал Парикшит после некоторых раздумий.

И это воплощение Кали-юги, сам Кали, живет в золоте, а из золота уже появляются алчность, похоть, убийства. В самом этом металле нет ничего ценного, просто все согласились: давайте считать вот это ценностью.

Слушатель: Насколько я знаю, испокон веков это золото…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, испокон веков и согласились, давно согласились. Это еще один крючок, испокон веков, они же не дураки были.

Слушатель: Они же не обманут. А в целом, может, оно просто нравилось так людям, желтенькое, блестящее.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и они согласились: «Его мало, давайте так будет». – «Давайте». А в нем нет ничего. Например, теплая подушка лучше, чем килограмм золота. Другое дело, что нас убедили и существуют идиоты, которые, если ты им придешь… …ценности, и людей убеждают гоняться за этими ложными ценностями. Сразу вспоминается реклама какого-то банка, он, правда, прогорел давно. Там такая красивая девушка выходила, «Инкомбанк», там крутится такая монетка, она крутит такую штучку и говорит: «Есть истинные ценности». И такая золотая монета крутится, и постепенно превращается в логотип этого банка. Вот они примерно так и создают ценности – машинки, кремы от лица. «Есть вечные ценности», что-то такое. Создаются все эти ценности типа помолодеть, похорошеть, машинки, там всякие яхты, «Фабрика звезд» создается.

#21:14

Ловушка ложных ценностей

Главное – не попасть под влияние этих ложных ценностей.

Слушатель: Но для этого надо почувствовать вкус к истинным ценностям.

Б. Ч. Бхарати Свами: Садху-санга, вера в садху.

Слушатель: Иначе устроит хоть что, абы что.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это по привычке, привычка, замена счастья.

Слушатель: И преодолеть нереально вообще.

Б. Ч. Бхарати Свами: Или как в мире компьютеров создается. Зачем лучший компьютер покупать с более лучшим процессором? Незачем, потому что что «Пентиум 4» работает с ХР, что «Пентиум 2» работает с 98-м, там скорость одинаковая.

Слушатель: Допустим, можно так же в тех программах работать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот, а где их взять? Вот те, кто создают, они новые программы тебе… Там, например, не просто «Фотошоп», а «Фотошоп 6.0.1». То есть с пятым «Фотошопом» ты не мог, а они тебе говорят: «Мы сейчас изобрели такое! Правда это стоит еще 135$, но там такая есть штука, с помощью которой…»

Слушатель: Махарадж, там действительно есть такие штуки, которых в пятом «Фотошопе» нет. (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Понимаешь, а для чего «Фотошоп»? Чтобы книги издавать. Когда не было компьютеров, книг не было, не издавались книги.

Слушатель: Ну, скажем так, опять же с этой новой штучкой книжка будет более привлекательной.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, то есть книги были непривлекательные 20 лет назад.

Слушатель: Нет, ну, допустим, сравнить те же машины, если те, которые раньше были и сейчас, они же более привлекательные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Чем?

Слушатель: Ну, во-первых, мощностью, во-вторых, управлением, по дизайну стали более современными.

Б. Ч. Бхарати Свами: По дизайну, управление, то есть там руль другой, да? Понимаешь, тебе говорят, что в этом «Фотошопе» лучшая примочка, и ты ее хочешь купить. А выясняется, что для того, чтобы эта примочка заработала, нужен другой процессор, а процессор уже стоит не 135$, а хороший стоит 700$, да? И я думаю это не предел. Сколько сейчас процессор стоит?

Слушатель: Где-то 300.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, 700 хороший стоит.

Слушатель: «Пентиум» четвертый?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Лучше «Макинтош» тогда купить и поставить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мать хорошая где-то штуку. Ну неважно, то есть книги ты не можешь с таким «Фотошопом» создавать, надо другой «Фотошоп», для него другой компьютер.

Слушатель: Нет, чтобы в материальном мире продвинуться, нужен действительно хороший компьютер, у нас же ценности материальные.

Слушатель: У нас надо сначала заплатить, а потом тебя продвинут в галерее.

Слушатель: Я не знаю, ну чтобы привлечь народ. А зачем мы покупаем эти «Макинтоши», «Фотошопы»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Зачем? Например, «Бхагавад-гита» Шридхара Махараджа первый раз была в 1982-м или 83-м году издана, у меня есть. Замечательное издание и красивое, прекрасная бумага, компьютеров тогда вообще не было. То есть, может, они и были, но величиной с комнату. Хорошая книжка. Нет, я не говорю, что это не надо, я говорю о системе ценностей, что нам главное – не попасть в ловушку этих ценностей, что «Пентиум 4» является самоценностью.

Слушатель: А разве такого нет, что если человек осознает, что сегодня «Пентиум 4», а завтра, допустим, «Пентиум 6»? Что к нему привязываться, он есть и его надо иметь как бы в ногу со временем, но материалисты тоже так же думают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они не так думают, они думают, что надо покруче, чтоб у меня был компьютер Centrino за 2500$ с магниевым напылением, с матерью за 1400-1500.

Слушатель: А чем тогда материалисты отличаются от тех, которые?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничем. Просто когда мы забываем о цели, что цель наша, допустим, издать книги. Мы забываем об этом и начинаем думать: «Хорошо бы издать, но еще бы при этом чтобы крутая программа была». Я говорю, что есть такая опасность.

Слушатель: Ну вообще есть такое, что постоянно…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, я не говорю тебе, что надо сейчас избавиться от всего, я говорю, что мы не должны попасть в ложную систему ценностей.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2005-01-04

«Долги для Кесаря»

2005-01-05

Ко дню ухода Шрилы Шридхара Махараджа

2005-01-07

«Увидеть Истину ты должен сам»

2005-01-08

«На что мы способны без откровений?»

2005-01-08

«Поиск истины»

2005-01-09

«Счастье само по Себе и для Себя»

2005-01-30

«Крючок лжеучителей»

2005-01-30

«Тантра и Бхакти – конфликт и диалог»

2005-02-05

«Проблематика аутентичности ведических писаний»

2005-02-06

О появлении «Шримад Бхагаватам»

2005-02-06

«Кирпичики материального мира»

2005-02-10

«Три вида Гуру»

2005-02-12

«Йога имеющих и Йога неимущих»

2005-02-17

«Поклонение Божествам, поклонение гуру и наши заблуждения»

2005-02-18

«Духовный мир и чувство стыда»

2005-02-19

«Надежда должна умереть первой»

2005-02-19

«Теологический ответ культурологу»

2005-02-19

«Синее дхоти авадхута Нитьянанды»

2005-02-20

Ступени йоги в послании «Бхагавад-гиты»

2005-02-28

«Диалог с умом и совестью»

2005-03-07

«Бумажки и камешки как система ценностей»

2005-03-16

«Служение Абсолютной Истине — как поле боя»

2005-04-07

«Ложь тоже может быть похожа на правду»

2005-04-10

«Парампара не подразумевает формальную преемственность»

2005-04-17

«Истина не следует за формой»

2005-04-17

«Отождествление с телом и умом»

2005-04-17

«Опыт Бхакти, который останется»

2005-04-17

«О расах взаимоотношений с Верховным Господом»

2005-05-16

«Принцип святости»

2005-07-17

«Отчаяние»

2005-08-05

«Для служения Высшему миру нужно разрешение Его самого»

2005-08-05

«Конфликт майавады и вайшнавизма»

2005-08-05

«Кармы не существует!»

2005-08-06

«Кто я?»

2005-08-06

«Что для одного хорошо, то для другого – плохо»

2005-08-07

«Чувственный опыт ведёт к заблуждениям»

2005-08-07

«Сознание, породившее материю»

2005-08-08

«Милость высшего мира нельзя заслужить»

2005-08-21

«Регулирующие принципы в Вайшнавизме»

2005-08-22

«Карма Йога, или зачем мне видеть Бога?»