Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2005 / «Истина не следует за формой»

«Истина не следует за формой»


«Истина не следует за формой» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 17 апреля 2005 года.

  • Электроны танцуют на смертном одре (00:00)
  • Душа рождается в первый раз без помощи родителей (04:28)
  • Иллюзия собственности (10:48)
  • Принципиальные отличия ISKCON от ШЧСМ (23:06)
  • Каждая первая мысль о Кришне, вторая – о деньгах (29:49)
  • Истина не зависит от формы (34:41)
  • Высшая форма игры – это импровизация (36:10)
  • Кришна совершенно бесполезен (45:40)
  • Безропотный слуга – вещь одноразовая (50:51)
  • Следуй голосу сердца (52:52)
  • Виды карма-йоги, переходящей в бхакти-йогу (62:03)
  • Из черной дыры доказательства не вылетают (73:14)
  • Там каждая песчинка – гуру (77:24)

https://www.youtube.com/watch?v=ya_18ndq_3I

Истина не следует за формой

#00:00

Электроны танцуют на смертном одре

Б. Ч. Бхарати Свами: Вопрос, касающийся будущего в вашем конкретном случае, я мог бы предсказать будущее.

Слушатель: Нейтральную расу?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, так. У всех одно будущее. Людей очень интересует будущее. Каждый думает, что его будущее очень индивидуальное, что его будущее отличается от будущего соседа. Когда у царя Юдхиштхиры спросили: «Что самое удивительное на свете?», он ответил: «Самое удивительное то, что каждый видит, что его дед, прадед, все умерли, а он думает, что он никогда не умрет», и в этой связи он интересуется своим будущим. Поскольку мы думаем, что не умрем, поэтому интересно будущее наше.

Слушатель: Поподробней хотелось бы.

Б. Ч. Бхарати Свами: А всё. Наше тело состоит из электронов, которые танцуют вокруг своей оси, танцуют себе, танцуют. И когда тело умирает, электроны этого даже не замечают, они продолжают танцевать вокруг своей оси, они даже не знают, что кто-то умер. На самом фундаментальном, первичном уровне бытия наши электроны просто крутятся, а нам кажется, что какая-то часть… Не наши электроны, а вообще электроны крутятся, независимо от того, считаем ли мы их своими, они крутятся и крутятся. Но в какой-то момент времени душа считает, что некоторое количество электронов ее – это мои электроны. А они даже не знают, что теперь кому-то принадлежат, даже не понимают, что они теперь мое тело, ну глупые. В определенной фазе существования у души появляется чувство собственности, у тела. Сначала, когда душа попадает в очередной раз в этот мир, у нее сначала маленькое чувство собственности, она привыкает к тому, что некоторые электроны, которые принимают такой облик, – это ее электроны. Потом уже это чувство собственности увеличивается до размеров люльки, потом квартиры, потом вырастает до семьи, страны – кто во что горазд. Может быть, правда кого-то интересует будущее? Может, предсказать?

Слушатель: Кто же в него поверит? Предсказать-то можно.

Б. Ч. Бхарати Свами: В этом-то и фишка, что мы думаем, что мы никогда не умрем, что червяки не будут заползать в наши глазные яблоки.

Слушатель: (неразборчиво)

#04:28

Душа рождается в первый раз без помощи родителей

Слушатель: Махарадж, описывается, что, мы у Шридхара Махараджа читали, что джива сразу получает тело Брахмы, когда попадает сюда изначально, в первый раз.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, так в писаниях говорится.

Слушатель: Значит, есть Брахмы и непреданные?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, почему? Брахма в каком смысле преданный, в том смысле, что он небожитель, полубог, он преданный. Чем преданный от непреданного отличается? Преданный, когда проблемы, Кришне молится, а непреданный на свои силы рассчитывает. Ну не Кришне, а там богу какому-нибудь, вот это преданный. В этом смысле душа говорят, что душа рождается как Брахма. В каком смысле? Кто такой Брахма? Нужно понять суть, принцип, что значит Брахма, чтобы не получилось как в той притче с сикхами и десятью пирожками. Когда мы не понимаем суть… Я еще раз эту притчу повторю. Один сикх другому говорит:

– Хочешь, я сейчас тебе смешную загадку загадаю?
– Да, давай.
– Сколько можно съесть пирожков на пустой желудок?
– Десять.
– Неправильно, потому что, как только ты съел пирожок, это уже не пустой желудок.

Тот сикх пошел, нашел другого сикха и говорит:

– Я тебе смешную такую загадку загадаю.
– Давай.
– Сколько можно съесть пирожков на пустой желудок?

Тот подумал-подумал:

– Девять.
– Дурак ты, вот если бы ты сказал «десять», я бы тебе такую смешную загадку загадал.

То есть он не понял сути, поверхностно воспринимает и, по его мнению, суть истории сводится к десяти пирожкам, а не к тому, что после первого пирожка это будет уже не пустой желудок. То есть везде нужно понимать, как Шридхар Махарадж говорит, онтологию вещей, а не какую-то поверхность. Поэтому, когда мы говорим о Брахме, мы должны понять, почему Брахма – это прежде всего адидев, его еще называют перворожденным. Это тот, у кого нет родителей, которые бы его зачинали. Когда душа рождается первый раз в первом мире, у нее нет родителей, она сама по себе, раз – и появилась. В этом смысле Брахма, и она может, вообще-то говоря, иметь любой облик. Какой облик она примет в физическом мире, это уже не так важно. Важно, что она еще не имеет никакого опыта этого мира, она только-только родилась.

Слушатель: Махарадж, а сколько она проживет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это неважно, сколько она проживет. В каком смысле «сколько она проживет», лет?

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, вот сколько лет она проживет? Сколько лет может понадобиться живому существу, чтобы оно стало уже не перворожденным, чтобы оно набрало опыт. Это как с теми пирожками, сколько лет надо? Это сразу происходит, опыт-то сразу появляется, появляется карма, то есть это уже не так важно. Это потому что мы не совсем верно понимаем суть, нам важно, сколько лет. Вот, например, глупый вопрос: сколько лет существует Солнце? Год и Солнце – понятия вообще несовместимые.

Слушатель: Зим.

Б. Ч. Бхарати Свами: Лет, зим, сколько лет существует… Что такое год? Это время, которое необходимо чтобы Земля облетела вокруг Солнца. Так вот, сколько лет существует Солнце? Понятие «год» существует только здесь, понятие «хорошая или плохая погода» существует только здесь. На высоте 30 километров уже не существует понятия «дождь». Космонавтов же не интересует, какая завтра будет погода? Какая разница, правильно? Поэтому живое существо сразу фактически набирает опыт. Брахма – это тот, у которого нет опыта, тот, кто попал в физический мир не потому, что карма на него давит, а потому, что он захотел попасть. Как наркоман, он вынужден принимать сотую или тысячную дозу, но первую он не вынужден был, примерно так. Душа становится Брахмой. А Брахма – это тот, у кого нет опыта, кто не имеет родителей, и тот, у кого большие планы на будущее. В этой связи каждый рождается Брахмой, а в каком теле, это уже не так важно. Он может родиться в теле нагов, змеев, может – в теле четырехглавого Брахмы. Брахма – это тот, у кого радужные планы, перспективы, как путевка в жизнь.

#10:48

Иллюзия собственности

Слушатель: Это когда джива решила попробовать что же такое господство, да? Она погружается сюда, когда у нее единственное желание – погосподствовать, поуправлять чем-то?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, когда у души, сознания, появляется чувство собственности, не сама собственность, потому что самой собственности у нее никогда не будет, а чувство собственности, она попадает в тот мир, где ее как раз связывает это чувство собственности. На самом деле что нас связывает с этим миром? Единственная связь, которая существует между нами и этим миром, это наше чувство собственности. Миру мы не нужны, это нам мир нужен. Если мы пропадем, мир не перевернется, ощущение собственности. Это дубликат собственного «я», его еще называют аханкарой, второе «я», ложное «я», ложное эго, кто во что горазд. Этот вот дубликат как раз имеет ощущение, что ему что-то принадлежит, а мы себя отождествляем с этим персонажем.

Я сегодня по телевизору смотрел интервью с одним, он самый богатый человек в Китае, молодой парень, ему 25 лет. У него уже давно деньги за миллиард перевалили. Как он деньги заработал? Он создал виртуальный мир, игру, как-то она называется по-китайски, в нее играют два миллиона китайцев. Чтоб в нее играть, платишь немножко, тебе дается твое тело в этом мире. Там показывали, прям эти интернет-кафе китайские, там люди, у каждого свой монитор, они режутся. Они в той реальности живут, получают очки, там есть свои законы государства, они дерутся там на мечах, ну такая современная компьютерная игра. У них там уже своя иерархия, то есть ты попадаешь туда и начинаешь зарабатывать себе очки. Сколько у тебя очков, столько сил, ты уже власть какую-то имеешь. Но платят ему. Он такой с гордостью говорит, что они получают мнимые силы, то есть в этой игре они обладают силами, но платят они мне настоящими деньгами. Там час стоит каких-нибудь пять юаней, две копейки, но тем не менее, поскольку там миллион народу, то ему постоянно капает, и он в этом мире бог. Он говорит, что я могу выключить любого, сделать так, чтобы он устал. Просто чтобы люди с ума не сходили, после часа или двух игры, у меня стоит там такая программа, которая делает его усталым, в течение какого-то времени он не может играть, поэтому он отвлекается, чтобы человек не съехал. Фактически он бог, он может кого угодно выключить, включить. Это реальный мир, там они друг друга знают, у них там друзья свои, ну представляете, да? Там население Голландии. В Голландии два миллиона народа.

Слушатель: Сетевая игра, они там все друг с другом знакомы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не все, в Голландии же не все друг друга знают.

Слушатель: Скажем, единое пространство.

Б. Ч. Бхарати Свами: Единое виртуальное пространство. Вот нужно понять, что мы все примерно в таком пространстве существуем. То есть этот китаец думает, что ему платят реальными деньгами, – у него другая иллюзия. На самом деле эти деньги такие же виртуальные, потому что ему платят, условно говоря, долларами. Так вот, какой-нибудь дядя на Уолл-стрит, Аллан Гринспен, директор федеральной системы, для него такие, как этот китаец, такие же, как для китайца эти, которые режутся мечами виртуальными. Потому что он возьмет и скажет: «Так, доллар отменяем, зеленые меняем на красные, все зеленые доллары недействительны», всё, а этот китаец думает, что ему чем-то реальным… На самом деле мы такие же, нам же тоже что-то платят, мы крохи собираем. Китаец большой пирог отхватил и думает, что это реально, а на самом деле одного выступления главного банкира Америки достаточно, чтобы понять, что все его как бы реальные деньги превратились в ничто. Но джива живет этой иллюзией. Эти люди, мы на них смотрим… Вот для них мы на самом деле освобожденные личности, сиддхи. Они порабощены, они там живут в этой грязи, они совершенно ненормальные. Они живут, дворцы какие-то там показывают, целые армии на дворец нападают. А мы освобожденные для них, мы понимаем, что это полная иллюзия, занимаются люди ерундой абсолютной.

Слушатель: А законы кармы учитываются?

Б. Ч. Бхарати Свами: Там? Ну там у них свои законы есть, я же говорю. Этот бог их, китаец, создает закон, причем он бог, он может закон отменить, своему другу закон этот послабить, ну он бог. Что такое? Он программу изменил, и все. Скажем, сегодня вы ходите по земле, а завтра вы будете головами прилипать к небу – взял там программу изменил. Там существуют свои законы кармы: неправильно поступил, тебя отбросили назад. Я так думаю. А мы для них сиддха-сварупы, некие сиддхи, от этой иллюзии мы свободны, но мы находимся в другой иллюзии, и этих иллюзий настолько много… Кришна говорит в «Гите»: «Мою иллюзию совершенно невозможно преодолеть». Как только ты вырвался, ты думаешь, что освободился, а на самом деле попал в новый круг иллюзии. Он говорит, что иллюзии как снаружи тебя, так и изнутри, ты просто никуда не можешь деться, душа находится в ней. Душе постоянно подкидывают какие-то цели, она за этой целью бежит, бежит, потом понимает, что это ложная цель, ищет новую, потом бежит за новой целью.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Помните, я как-то рассказывал про одного русского мецената? Ему досталось огромное наследство, а он был очень скромным человеком, малых запросов, он такой скряга был. Все эти деньги он положил в банк, очень большие деньги, и только процентов у него было около 100 000 рублей в год, тех еще, XIX века, это огромные деньги. Скажем, клерк получал 1 000 рублей в год, а этот 100 000 только на проценты. Но при этом он был такой скупердяй, что, когда он приходил кушать в ресторан или кабак, он забирал с собой кусочки сахара, собирал в пакетик, что не доел, такой был очень скромный человек. К 50-ти годам он понял: а что он себе во всем отказывает? Ну логично, чего отказывать? И он стал жить на широкую ногу. И как только он стал жить так, через две недели он заболел чем-то. Да, до этого он себе в еде отказывал, очень скромно жил. И вот он решил много есть, вкусно есть. Как только он начал вкусно есть, у него сразу что-то случилось, то ли с печенью, то ли с желудком, и врачи ему сказали, что нет, он должен очень мало питаться, диету ему прописали. Тогда он снял себе дворец, какие-то апартаменты где-то в центре Петербурга, где-то на Невском, целый дом, но он уже никого не мог к себе пригласить. И он решил уже предаться всем утехам, женщин стал приглашать. И случилась беда, что тоже происходит с возрастом. Поехал он лечиться куда-то. А, он стал думать, новые цели, стал думать: «Что же мне надо?» Нужна слава. И он стал деньги тратить на искусство, стал собирать картины, живопись, стал скупать шедевры мирового искусства. В этот дворец он каждый день стал приглашать таланты, которые ему играли, знаменитостей, целые труппы актерские, и через две недели он оглох, не совсем, но стал очень плохо слышать. После этого он стал картины коллекционировать, поехал в Париж закупать картины и потерял зрение. Тем не менее в нашей памяти он остался, имени его мы уже не знаем, но в нашей памяти он навечно остался как меценат, потому что он много там чего накупил, передал все… Фамилию мы не знаем, но помним о нем и будем помнить вечно. Такая вот печальная история.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, правда, это такая… Его зовут Глинка, он брат этого знаменитого композитора.

Слушатель: Это какая-то особая милость была.

Б. Ч. Бхарати Свами: Даже в расцвете сил мы стоим на пороге смерти.

Слушатель: Милость в том, что… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Может, какие-то вопросы относительно своего будущего? Или про Кришну поговорим уже все-таки? Все же общество Сознания Кришны.

#23:06

Принципиальные отличия ISKCON от ШЧСМ

Слушатель: Скажите, пожалуйста, я первый раз у вас здесь, я сама в ISKCON только ходила. Приехала в город…

Б. Ч. Бхарати Свами: В Москву?

Слушатель: Да, вот скажите, пожалуйста, в чем в принципе разница между ISKCON и…

Б. Ч. Бхарати Свами: Я затрудняюсь сказать. На мой взгляд, мы лучше, но это субъективный взгляд. Если вам нужен объективный, наверно, вам тогда нужно мнение стороннего наблюдателя, но субъективное мнение: мы лучше.

Слушатель: Ну а чем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Всем.

Слушатель: А можно поконкретнее?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я даже не знаю, наверно, ничем. Если разница не бросается в глаза, а мне она не бросается в глаза, то, наверно, ничем не отличается.

Слушатель: Нет, бросается на самом деле.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот сторонний наблюдатель – человек наш друг, но он не принадлежит ни к каким секциям. Расскажите, я прошу вас.

Слушатель: Меня что поразило, когда я увидел в первый раз ребят оттуда, это какое-то отсутствие жизни, честно. Отсутствие жизни выражается, понимаете, пергаментные лица, угасшие голоса. Говорят все правильно, но не зажигают. Понимаете, с ними у меня не происходило контакта. При всем том, что вербальные компоненты прекрасны, но невербальные, поле вот у них не то, не хватает жизни, пригашенность какая-то. Когда ты говоришь о Боге, должен быть какой-то подъем, понимаете? Этот подъем не обязательно должен быть эмоциональным, как у другого Махараджа. Я с ним просто познакомился, и он меня поразил своим таким (я ему это говорил в лицо) благовонным пафосом. Мне этот стиль ближе, понимаете, да? Потом я увидел здесь и молодежь: другая молодежь, другой цвет лица, всё другое, так сказать, стиль другой. Здесь жизнь. Потом у вас, Махарадж, нет такой энергетики, как у другого Махараджа, но мне нравится ваш стиль, ваш юмор. Понимаете, живое общение, а там этого нет на самом деле. Там есть что-то другое, но не это.

Б. Ч. Бхарати Свами: Там – это ISKCON, да?

Слушатель: Да, там ISKCON.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот, просто мы даем, но опять-таки субъективное ваше мнение, потому что на самом деле любой в мире субъективен, и я призываю… Меня совершенно не интересуют различия, но если уж они вас интересуют, то, мне кажется, вы должны сами его составить. Потом, понимаете, видение различий – это опять-таки такая цель, на которую не стоит даже внимания обращать. Ну увидим мы различия…

Слушатель: Можно, я скажу?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, пожалуйста.

Слушатель: Я была в ISKCON и здесь. Мой духовный учитель был здесь. То есть на самом деле Господь нас ведет через разных преданных, и сказать, что в ISKCONе нет преданных, у которых нет жизни в глазах, конечно, это очень субъективное мнение конкретно этой личности.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.

Слушатель: Есть очень чистые и искренние преданные, они верны той своей организации, где они находятся.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы тоже верны своей организации.

Слушатель: Дело в том, что просто у нас всех разные сознания, но мы должны выбрать себе учителя, который будет нам по сердцу. Где мы выберем учителя, это очень важно. Здесь, например, Шрила Бхакти Сундар Говинда Госвами Махарадж учитель. В ISKCONе учителя другие. Во-первых, мы должны быть искренними, не должны никого критиковать, мы должны понимать, что если кому-то там нравится, ну хорошо. Но мы не должны его критиковать. А мне нравится что-то другое, кто-то ест одно мороженное, а я буду есть другое. У нас у всех разные вкусы, разные сознания. Главное – мы должны быть искренними, никого не критиковать. У нас должна быть в сердце любовь. Мы должны выбрать себе учителя, более того, я дома сделала алтарь, там на алтаре даже все те преданные, даже есть из вайшнавского календаря преданные ISKCON. То есть на каком-то отрезке пути они мне помогли, я этого не отрицаю,я им благодарна. Но, если я прихожу сюда, мне на данный момент будет интересно здесь, но им я тоже благодарна.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, подытожить можно, что в любом случае каждый человек ищет то, что ему по сердцу, то есть объективных различий, мне кажется, не существует, это всегда субъективно: нравится – не нравится.

Слушатель: Здесь одна суть – служение Богу.

Слушатель: То же самое и они говорят, между прочим, про себя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, конечно.

Слушатель: Здесь важен стиль. Вот если мне здесь близок стиль, поэтому я здесь. Здесь у меня был какой-то проблеск, там я не уловил. Стиль мне близок. Там они не хуже, но вы должны понять, какой стиль вам ближе. Понимаете, да?

Слушатель: Стиля как такового нет. На самом деле мы получать можем только от личного общения с преданными. У меня много знакомых преданных. И я просто вам желаю, чтобы у вас были преданные, чтобы вы с ними общались, звонили по телефону, тогда у вас будет понимание от сердца к сердцу, вы поймите. Не просто так вы посидели и разошлись, у вас должны быть преданные, ваши личные знакомые. Где они будут, это уж что вам Господь пошлет, но только через них вы можете что-то получить, а от каждого где-то что-то понемножку, только так.

#29:49

Каждая первая мысль о Кришне, вторая – о деньгах

Слушатель: Вот у меня есть такой преданный, он туда ходит, интересный мужик очень. Я к нему пришел домой, чувствую: благодать намолена. Каждая его первая мысль о Кришне, каждая вторая – о деньгах. Вот такое сочетание меня поразило. Но я чувствую: намолено, действительно эффект, духовное существо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так и должно быть.

Слушатель: Да, да, да. Но меня слегка от этого покоробило, поскольку я не (неразборчиво). А потом у меня есть такой знакомый, он говорит, что сикхи были купцы, они зарабатывали деньги, строили храмы, жертвовали там, монастыри и прочее. И я действительно понял, что реальность богаче.

Б. Ч. Бхарати Свами: Сарасвати Тхакур сказал, что в мире есть две реальности – это Кришна и деньги. Так что все нормально. Неизвестно, какая реальность реальнее.

Слушатель: Меня поразило такое сочетание. До этого у меня была полярность, но я понял, что жизнь богаче. Вот эти полюса, казалось бы, материальное и духовное, они на самом деле и не полюса вовсе.

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда преданные нисходят в этот мир, они пользуются валютой этого мира. Они пришли сюда, смотрят, что здесь для людей важно, – деньги; значит, надо как-то это обыграть. Если для них это важно, то этой валютой можно им дать высшие идеи. Кунти рассказывала притчу, пословицу на испанском. Она звучит так: «Когда у меня были деньги, меня все звали дон Томас, теперь, когда у меня нет денег, меня зовут Томас, и все». Поэтому для обусловленных живых существ, конечно, помпезность, пышность религиозная играет роль. Количественность, когда много, когда большая история, как кришнаизм – самая правильная религия, потому что Кришна был 5 000 лет назад, а Христос – 2 000, поэтому кришнаизм более правильный в два с половиной раза, правильно? Для обусловленных живых существ, безусловно, это важно. Чем больше помпезности, антуража, пышности, тем идея ближе к этому, эти религии уже «дон Томас», не просто Томас, а «дон» вначале. Если золотые регалии, золотые, простите, унитазы, пышность, огромные храмы, это ближе к Истине. Или чем выше минарет, тем ближе к Богу, Бог отчетливей тебя слышит. Вот для нас, для обусловленных живых существ, это, безусловно, важно, нам Истину чтобы подали в некоем антураже помпезном, грандиозном.

Есть другая крайность, что если помпезно и грандиозно, значит в этом нет Истины, значит давайте наденем на себя вериги и не будем ездить на машинах. В Америке есть такие, амиши называются, они потомки голландских переселенцев XVII века, они до сих пор ездят на бричках, никак не связываются с цивилизацией. У них только ручные… Вот как были в XVI – XVII веке, так они ничего не меняют, у них эти брички, шляпы долгополые, то есть главное – ничего не менять, такая идея. То есть другая крайность – это религиозность, когда у тебя ничего нет.

#34:41

Истина не зависит от формы

Но дело в том, что Истина не зависит от формы. Форма следует за Истиной, но Истина никогда не следует за формой. Учитель нашего духовного учителя, Шридхар Махарадж, говорит, что форма должна обслуживать суть, а не наоборот. Если существует некая форма, будь то камни или какие-то обряды, что-то такое, но там нет сути, суть убежала, то эта форма ничего не стоит. Мы должны отбросить форму и побежать за сутью. Форма даст о себе знать, если вы догоните суть или будете бежать за ней, форм будет сколько угодно на пути появляться. При этом, конечно, форма важна. Форма на санскрите означает видхи-марг, некое следование в определенном русле. Если ты не будешь следовать в определенном русле, ты вообще с пути собьешься. Но следование правилам и предписаниям, то есть следование определенному руслу, не есть самоцель. Понимаете?

#36:10

Высшая форма игры – это импровизация

Высшее состояние сознания, высшее состояние души – это игра, импровизация, но для того чтобы научиться импровизировать, нужно учиться играть по нотам. Как в музыке, любой музыкант скажет, что высшая форма музыкального творчества – это импровизация, выше этого нет. Скажем, джаз – это просто импровизация. Всякий, кто играет по нотам, пусть он хорошо играет, виртуозно, но по нотам, – это уже некий шаг вниз. Более того, в импровизации нет никакого смысла, смысл появляется там, где появляются слова. Где есть слова – там смысл. Когда поют: «Москва, звонят колокола…», есть смысл глубокий в этом, или: «Всё, что тебя касается, всё только начинается, начинается». Ну глубокий смысл. (смех) Нужно понимать, что там, где есть смысл, – это всегда шаг назад, всегда отступление от некой высшей точки, зенита, а высшая точка зенита бессмысленная. Лила сама по себе бессмысленная, она не имеет смысла, не имеет пользы и не имеет никакого смысла, это просто игра, импровизация. В потоке этой импровизации только те, кто включены. Те, кто сами джазует, понимают, когда кто-то наяривает, а посторонний человек думает, что какофония. Когда ребенок по нотам играет сольфеджио по нотам: до-ре-ми-фа-соль-ля-си, и вдруг перед ним начинают играть настоящий джаз, то он думает, что это какофония. Он вообще ничего не поймет и скажет, что «это ерунда, и музыка – это когда «Мурку» играют». Помните, Шарапов когда там слабал, они ему сказали: «Ты что, так любой может, ты давай «Мурку» сыграй», и он им «Мурку»… Вот люди поняли. То есть лила такова.

Есть такая секция сахаджиев, они говорят: «Вы начните импровизировать, и тогда у вас само все получится. Душа по природе импровизирует, поэтому давайте, отбросьте все костыли, хватит, так сказать, плыть в русле, начинайте свой джаз, начинайте импровизировать». Это основная идея сахаджиев, не пройдя в русле, не загнав себя в некие правила, мы не можем начать импровизировать, мы не можем разорвать это русло видхи-бхакти или следования правил и предписаний. Если мы сразу, на начальном этапе разорвем, это как ребенку сказать: «Ну давай, импровизируй». Он ноты только выучил, он посмотрит, как они делают, спросит: «А как это?» Ему скажут:

– Слышишь, как они импровизируют?
– Да.

И он тоже начнет. Понятно, что это будет какофония. Но сахаджии именно к этому призывают, и их основная идея такая, что душа по природе… И цитируют Махапрабху, Он говорил: дживера ‘сварупа’ хайа кришнера ‘нитья-даса’, что душе на роду написано быть слугой Кришны. Следовательно, давайте, импровизируйте, не нужны никакие правила и предписания. И это еще полбеды. Самая большая беда начинается, когда вас таких много, все начинают наяривать кто во что горазд и думают, что они импровизируют, что у них настоящий джаз. На самом деле это очень плачевно, когда они начинают быть уверены, что они действительно импровизируют, всё, духовный рост закончился, это глубокая яма сахаджии, из которой, по пессимистическим прогнозам, выбраться нельзя никогда. Что такое подлинная импровизация? Это не просто ты играешь как хочешь, а есть некий стержень – кто-то один задает. Вот кто-то один наиграл 2-3 ноты, и виртуоз понял: «Ага», и он уже вокруг этой темы начинает туда-сюда, и это красиво. А чем сахаджии занимаются? Они выдумывают.

Есть некто, и мы знаем Ее Имя, кто задает тему, генеральную линию, обозначает ее, и весь остальной мир преданности подхватывает. Шридхар Махарадж приводил пример не из музыки, а из футбола: «Когда судья выходит на поле, он свистнет, а все уже знают, что им делать. Один бежит голы забивать, другой защищает». Судья не говорит, что надо делать, потому что люди опытные, они все знают. Точно так же Она, мы Ее Имя знаем, обозначает тему, а все остальные уже… В этой расе, в той расе, в двух километрах от Вриндавана, в трех километрах, в миллиарде лет от Вриндавана все уже знают, все подхватывают, мир начинает этот танец, но он импровизация в любом случае.

Поэтому видхи-бхакти – это обучение. Но если кто-то выходит и говорит, что «цель следования правилам и предписаниям – это научиться как можно лучше следовать правилам и предписаниям», что выше ничего нет, то это, мягко говоря, неправильно. Играть по нотам не есть призвание музыканта, потому что, если ты скажешь виртуозу: «Всё, отныне будем играть только по нотам, не надо ничего выдумывать, импровизировать», для него это будет ад – каждый день играть одно и то же. Но для нас с вами играть по нотам есть цель, которую мы должны достичь. Поэтому на джазовые джемы 50 человек приходит, а на концерты, посвященные великому событию, собираются стадионы, толпы, где смысл есть. Когда можно уловить слова, понять, проникнуться, там собираются миллионы, целые стадионы. Придворные такие концерты бывают, их в нашей стране очень много, таких музыкантов, которые собирают стадионы и глубоко там: «Зайка моя», «Ты морячка, я моряк». В этой виртуозной игре слов нет, потому что если во время джазового джема кто-то еще будет со смыслом петь, они весь драйв обломают, если еще объяснять. Поэтому лила Кришны бессловесна, нам учителя говорят, что там флейта есть. Когда Он начинает играть на флейте, то слов никаких не надо, все уже знают, что к чему.

#45:40

Кришна совершенно бесполезен

А вот этажом ниже у флейты уже смысл, там Веды появляются, и целые группы ученых, схоластов, богословов смысл в Ведах ищут. Они открывают: ом тат видхим парам. Этот вот это знает, они там смысл ищут. А в высших сферах смысла нет никакого, красота бессмысленна. Когда мы хотим что-то извлечь из красоты для пользы дела, то появляется смысл. Мы уже ищем: а почему Кришна вот это сделал? В прошлый раз девушка спросила: «А почему Кришна не женился на Радхарани?» – смысл надо найти. А почему Он синий, почему Он на флейту держит, почему не на контрабасе? На этажах ниже мы должны найти смысл, но это глупо. Красота бессмысленна. Если бы мы только смысл искали, но мы сначала ищем смысл, а потом уже ищем пользу. Но как мы всегда говорим, Кришна исключительно бесполезный тип. Кришна, гуру – вообще всё, что связано с Сознанием Кришны, Его спутники – это совершенно бесполезные, никчемные реалии, в них нельзя пользу найти. Гуру бесполезен, потому что из него нельзя пользу извлечь, ему служить можно, а пользы никакой. Хотя звучит крамольно, что гуру бесполезен. Я думаю, что у вас там то же самое говорят.

Слушатель: Как раз наоборот, у меня сейчас такая эволюция в голове происходит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Шок.

Слушатель: Расскажите про бесполезность Кришны и кто полезен.

Б. Ч. Бхарати Свами: В чем смысл Его бесполезности? (смех) Что это значит? Ну давайте попытаемся, нужно углубиться в Кришну, чтобы понять, как же Он бесполезен. Бесполезен в том смысле, что… Шридхар Махарадж говорит, что «Абсолют сам по себе и сам для себя», он цитировал Гегеля. Другими словами, Абсолют в нашем понимании – это красота, всё. Вот красота существует только для себя, живя она преследует только собственные цели. Красота не живет для нас, мы созданы не для того, чтобы пользоваться благами красоты. Он создал нас не для того, чтобы нам помогать. Он создал нас для себя, а не то что Он существует для нас. Когда мы говорим о Боге вообще, о Бхагаване, когда мы говорим «Бог», то Бог существует для нас в том числе, то есть Он наш спаситель, Он дарует нам бхакти, результатом бхакти является то, что мы становимся бессмертными и черпаем вечное блаженство, ну польза налицо. Он спасает нас из океана невежества, то есть польза налицо. Это понятие «Бог», Он нас судит, если мы не выполняем Его заповеди, не следуем 16-ти регулирующим принципам или заповедям каким-то… Во всех религиях есть какие-то заповеди, которым если следуешь, то будет хорошо; если не следуешь, будет плохо. Так вот, Бог – это тот самый, который наказывает, если не следуешь, и дает тебе какие-то блага, если следуешь. Такой Бог действительно живет для нас, то есть Он вещь очень полезная. Но это не наш Бог, даже если мы этого Бога называем «Кришна», к Кришне такой Бог не имеет никакого отношения. Бог – это тот, кто живет сам по себе и только для себя, в этом смысл Его существования.

#50:51

Безропотный слуга – вещь одноразовая

Как мы можем соотноситься с Ним, какое мы вообще можем иметь к Нему отношение? Только безропотный слуга, у которого, к сожалению, даже нет вечного тела, полного знания и блаженства. Как прискорбно это ни звучит, у безропотного слуги даже этого нет, потому что безропотный слуга – это вещь одноразовая, то есть попользовались, и всё, пошел в расход, что называется. Только так мы можем иметь отношения со Сваям Бхагаваном, с Красотой собственной персоной. С другими мы можем иметь отношения более гарантированные, в зависимости от нашей самореализации мы можем быть вечными, вечными и сознающими и еще можем быть вечными, сознающими и иметь еще блаженство. С такого рода Богом у нас могут быть вечные отношения. С Красотой никаких гарантий: попользовались и нету, примерно так. С Абсолютной Красотой ты можешь быть только в состоянии безропотного одноразового раба. Жаль, а так хотелось вечного тела, полного знания и блаженства. Нет, полного тела, вечного. (смех) Это есть Красота, она деспотична. Я уверен, что вы это слышали неоднократно и везде, поскольку это составляет суть учения вайшнавов линии Рупы Госвами, то вы слышали это неоднократно. Может, кого-то сомнения гложут какие-то? Кто-то хочет свое будущее узнать в духовном мире?

#52:52

Следуй голосу сердца

Слушатель: Зачем Кришне нужно ваше служение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Незачем, вообще не нужно.

Слушатель: Так Он и не видит этого?

Б. Ч. Бхарати Свами: А и не надо, я не настаиваю, если речь обо мне.

Слушатель: Тогда зачем всё это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нравится.

Слушатель: Просто нравится? Это из-за прасада, наверно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, это есть честно, просто нравится. Если мне не нравится, но я это делаю, потому что в конце концов я получу обещанный плод – полное тело со знанием и блаженством, это некая торговля, а это мне не нравится. Как в песне поется: «Ведь что такое мир, если не пир во имя любви». Если нет пира во имя любви, тогда вообще ничего не надо.

Слушатель: Тогда служение не нужно, если все ищут последователей на самом деле.

Б. Ч. Бхарати Свами: Серьезно?

Слушатель: Зачем эта игра, зачем это служение, зачем эта преданность, если не будет освобождения?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если служение вам нужно для того, чтобы за этим что-то последовало, это гадко и омерзительно, выбросите это. Да, во-первых, вы себе служите, но это ладно, но, если вы служите или вообще чем-то занимаетесь, чтобы получить что-то, это гадко и омерзительно. Но это не значит, что надо служение выкинуть, это значит надо его изменить, и это есть долгий путь Сознания Кришны. Как говорил, по-моему, Лев Толстой, совесть – это делать по велению сердца то, что вчера вы делали из страха или из выгоды, то есть изменить свою мотивацию, вот это есть подлинное Сознание Кришны. Если сейчас мое служение мотивировано корыстью, это не значит, что надо выбросить служение, это значит надо выбросить корысть из этого служения, и это правильно, вот такой хоккей нам нужен.

Слушатель: Это не важно, пусть корысти нет, но тогда на заднем плане все равно остается награда.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, вам видней, «вам сверху видно всё, ты так и знай».

Слушатель: Ну тогда вообще, понимаете, возникает вопрос бессмысленности во всем. Бессмысленно служение, служение такое же бессмысленное, как неслужение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно, если оно мотивировано корыстью.

Слушатель: Тогда возникает вопрос: что такое совесть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы можем, конечно, дать определение, пораскинув мозгами, что такое совесть. Но поскольку совесть всегда относится к некой субъективной составляющей в нас…

Слушатель: Она тоже бессмысленна.

Б. Ч. Бхарати Свами: Почему все, что субъективно, бессмысленно? Например, Леонид говорил, что на его взгляд там бледные, выцветшие лица, а здесь они сияют жизнью. Мы не можем ни опровергнуть, ни подтвердить. Мы можем сказать, что я с этим не согласен, но это не значит, что он не прав. Это его субъективное мнение. Мы привыкли думать, что все, что субъективно, ненастоящее. Как раз надо понять, что все, что субъективно, – это и есть самая настоящая реальность, но это твоя реальность, это не значит, что ее вообще нет. Если тебе привиделись зеленые чёртики, это не значит, что их нет; это значит, что они тебе привиделись. Если кто-то в этом Матхе чувствует, что это для его сердца, это не значит, что он не прав; просто это его. Но это не значит, что другой не может чувствовать волнение сердечное в той религии, в этой религии, в таком или в другом обществе.

Слушатель: Махарадж, мне там говорили: «Ты попробуй. Вот есть некая страна, ты в ней никогда не был, но ты веришь». Вот так и преданность, ты начинаешь с каких-то там корыстных мотивов, ловишь какие-то вещи, а потом эти мотивы меняются.

Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно Леонид сказал. Ты начинаешь с личных мотивов, и покуда они у тебя есть, ты должен быть в неких рамках, должен следовать определенным нормам поведения, принятых в той или иной религии, сообществе. Но когда твоя мотивация, то есть когда твое «почему я это делаю?» меняется на не «почему я это делаю?», а «не могу этого не делать, не могу не писать», когда это меняется, тогда тебе рамки не нужны.

Слушатель: Тогда скажем так: ты подключаешься к высшему, и куда тебя подключат, там как бы место. Если ты как писатель состоялся…

Б. Ч. Бхарати Свами: Там, где твое сердце закрепилось, пустило корни, росток бхакти. В философии Сознания Кришны есть такая аллегория, что в сердце духовный учитель, гуру, сеет бхакти росток любовного служения. Сначала это не любовное служение, а из страха либо из выгоды. Этот росток растет, растет, и наконец он обвивается во Вриндаване у подножья деревьев желаний. Вот там, где ваше сердце нашло свое убежище, куда голова пролезла, туда и все тело пролезет, то есть куда ваше сердце приземлилось, там и ум ваш будет, и мысли, и всё-всё-всё, там ваш мир. Поэтому наш духовный учитель говорит: «Всегда слушайте свое сердце. Не бойтесь ошибиться, потому что слушать свое сердце выше, чем совершить ошибку». Ошибка – это ерунда по сравнению со следованием сердцу.

Слушатель: Понимаете, вы сказали о том, что есть высшее достижение, высшая цель. В конце концов есть то место, где ваше сердце бесконечно открывается…

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть.

Слушатель: Вам не нужно никаких смыслов, никаких целей уже.

Б. Ч. Бхарати Свами: Там.

Слушатель: Я не знаю где, там или здесь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда мы там, нас уже не интересует, ошибаемся мы или нет.

Слушатель: Я о нынешнем служении, когда вы служите без смысла, без цели, для себя…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Я сказал, что мне нравится. Так кто меня будет слушать? А здесь пришел, и все говорят: «Джай Махарадж!» и слушают, им нравится. Вы это хотите услышать?

Слушатель: Значит ли это, что сейчас мы будем делать только то, что нам нравится.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, я же целый пассаж произнес по этому поводу, что сейчас, пока у нас корыстный мотив, я прихожу, потому что все говорят: «Джай Махарадж!», слушают, корыстный мотив есть. Соответственно, я должен вести себя неким определенным образом. Покуда у нас вообще есть мотив, покуда мы хотим извлечь выгоду из Сознания Кришны, мы должны следовать определенным правилам, а как иначе? Если ты хочешь выбраться из колеи, в которой ты застрял, ты должен колеса правильно поставить. Если ты руль развернул, у тебя колеса под 45 градусов, ты никогда не выедешь, ты их ровно поставить должен. Так же и мы: покуда у нас есть желание выбраться из грязи в князи, мы должны следовать определенному руслу. Соблюдать все 16 регулирующих принципов, повторять четыре круга, (смех) не оскорблять вайшнава-апарадху, нама-апарадху, и тогда мы выбираемся. Но если мы сейчас решим… Как если ты застрял, забуксовал в грязи, и ты уже начал крутить, главное, что колеса крутятся, значит уже выбрался, то ты еще больше завязнешь. Если ты сейчас отбросишь все регулирующие принципы, начнешь оскорблять вайшнава-апарадху, конечно, ты еще больше завязнешь в этой грязи.

#62:03

Виды карма-йоги, переходящей в бхакти-йогу

Слушатель: Махарадж, а вопрос можно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Есть карма-йога, я читал про нее. Чем служение карме отличается от служения бхакти? И вообще возможна ли карма без бхакти-йоги?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вообще, конечно, возможна чистая карма-йога.

Слушатель: А каков внутренний мир этого существа? Чему оно служит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Что такое карма-йога? Это когда ты решил закрепиться в мире эксплуатации. Как мы всегда говорим, что существует три зоны бытия: самая «низшая» – это сфера эксплуатации, это такая сфера сознания, где ты совершаешь каждое действие для того, чтобы получить некий результат и подчинить себе еще больше ресурсов этого мира, чем сейчас у тебя. Вот это называется карма или бхукти, ты живешь, сейчас в твоем владении находится небольшое количество иллюзорной энергии. У тебя сейчас небольшое чувство собственности, но ты работаешь для того, чтобы твое чувство собственности укрепилось и у тебя было чувство, что тебе принадлежит большая сфера, это называется карма-йога. В религиозном сознании карма выражается таким образом: ты поклоняешься неким небожителям. Если ты умный карма-йог, ты поклоняешься небожителям, и они одаривают тебя некими дарами, и после того, как ты расстался с чувством собственности этого физического тела, которое состоит из электрончиков, ты попадаешь в некий мир, где ты как они, небожители, это высшее проявление карма-йоги. Но есть карма-йога, близкая нам, – это поклоняться или молится на. Когда я переводил «Гиту», я сознательно написал не «поклоняться полубогам и тиранам», а «молится на полубогов и тиранов». То есть тот, кто молится на ныне здравствующих полубогов и тиранов, тот получает дары от них. Он приближается к их телу, входит в его круг и пользуется теми благами, которыми пользуется он. Это ближе нам, молиться на ныне живущих. Есть более деградированное сознание карма-йога – это поклоняться умершим: дедушке, бабушке, труп чей-нибудь поместить, ходить к нему и говорить: «Твое дело живет вечно, вовеки веков…» и т. д. или повесить железку с изображением кого-нибудь распятого. Когда у нас была программа в «Пути к себе», помнишь, там один возмущенный брат наш во Христе выскочил и говорит:

– Вы своими проповедями снимаете Иисуса с креста.
– А вы своими проповедями его держите на кресте, – ответил я.

Это такое придавленное сознание карма-йога, когда мы поклоняемся кому-то умершему, когда мы поклоняемся ныне живущим тиранам или небожителям. Глав государств еще сравнивают с небожителями. Говорят: «Сталин жил на Олимпе…», примерно так. А есть умные карма-йоги, они поклоняются как бы мифическим небожителям. Они молятся на тех, кто повелевает силами природы, – это полубоги, небожители, это карма-йога. Кришна говорит: «По милости преданного тот, кто одержим идеей карма-йоги, молиться на кого-то, чтобы получить от него благо, он переходит в более высокую сферу». На санскрите по-научному она называется карма-мишра-бхакти. Ты уже поклоняешься Кришне, не каким-то небожителям, а Высшему Существу, который дает блага этим небожителям, но поклоняешься это с теми же мотивами, с которыми ты поклонялся им. То есть ты изменил объект своего поклонения, но мотивы у тебя остались. Дальше по милости преданного карма-мишра-бхакти, преданность Всевышнему с низменной мотивацией, сменяется на более высокую, на гьяна-мишра бхакти, когда ты поклоняешься Ему, плачешь о Нем под подушкой длинными зимними ночами, но чтобы познать Его. Я его познал, я ее познал, примерно с такими мотивами, хочешь познать. (смех) Но опять-таки дальше по милости преданного…

Здесь опасность, когда ты хочешь стать Богом, познать в смысле стать им. Но в «Гите» есть стих один, где Кришна говорит: брахма-бхутах прасаннатма нашочати на канкашти – кто утвердился в трансцендентном, достиг уровня гьяны, знания, познал, что мир, в котором ты до этого жил, соответственно, все привязанности, плоды этого мира ничего не стоят. Тебя больше не интересуют ни потери, ни приобретения в этом мире. Другими словами, в этой виртуальной игре, в которую китайцы играют, ты уже понял, что эти блага, очки тебе дают, зарабатываешь очки, что эти очки вообще ничего не стоят. Что ты теряешь в этой игре очки, что приобретаешь, это полная ерунда. Ты понял, что в этом мире любые очки, которые ты заработал, не имеют ценности. Более того, даже потеря этих очков тоже не должна тебя интересовать. Брахма-бхуйах, то есть ты достиг уровня Брахмы, Брахмана. Кришна говорит: мад-бхактим̇ лабхате пара̄м, но по милости бхакты это живое существо, которое вообще уже ничего не интересует, которое достигло уровня Брахмана, свободы, по милости преданного он может лабхате, испытать чувство голода по парам, по некой высшей реальности, но по милости преданного только. Это очень важно, когда гйана-мишра-бхакти становится шунья-бхакти, чистой бхакти, когда ты ищешь ту реальность и всегда бежишь за ней. Потому что никогда не будет так, что Высшая Реальность остановится и упадет к тебе в ноги. То есть тебе всегда придется догонять. Этот голод по некой высшей реальности может дать только тот, у кого есть этот голод, заразиться голодом, а это только бхакта, преданный, садху.

            Любопытное определение дает наш духовный учитель понятию сад-садху. Он говорит, что истинный садху – это тот, кто верит в то, доказательства чего вообще не может быть. Верит в то, чему не просто нет, а не может быть доказательств. Шридхар Махарадж говорит, что есть разного уровня садху, гуру, и самый высший садху есть тот, кто верит в то, у чего не может быть доказательств, в принципе не может быть. И если мы приходим в соприкосновение с таким вайшнавом, мы заражаемся голодом, мы тоже вдруг начинаем верить в то, у чего не то что потом будут доказательства, а не будет их никогда, это есть высший садху. Когда гьяна-мишра-бхакти переходит в шунья-бхакти, немотивированное, делаешь, потому что иначе не можешь. Когда очень-очень хочется писать, ты просто писаешь, потому что не можешь. Когда, например, космонавты летят в космос, у них есть традиция, они останавливаются за несколько сот метров, хотят они писать, не хотят, они лишний груз выбрасывают. Это одно, а когда ты уже не можешь, это другое. Вот шунья-бхакти, без примесей, это когда ты не можешь не бежать в том направлении, и те, кто не может не бежать в том направлении, они для нас учителя, таких мы выбираем своими учителями.

#73:14

Из черной дыры доказательства не вылетают

Слушатель: Если это достижение самого учителя либо это просто, так сказать, упал…

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Доказательств нет.

Слушатель: На самом деле у старшего, младшего достижений нет никаких. Ну упадет благость какая на нас – ну побежим, не упадет – не побежим.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, так оно и есть, нашей заслуги нет никакой. На низших этажах есть заслуги, мы можем избавиться от этого, от того, достичь освобождения, другими словами, выйти в открытый космос, обрести полную свободу. В этом есть наши заслуги в какой-то степени, а попасть на орбиту, то есть в зону гравитации некоего тяжелого тела, в зону гравитации некой Черной Дыры, куда все ухается и откуда ничего не вылетает. То есть Кришна, «черный», куда все ухается и ничего не вылетает. Почему не может быть доказательств? Потому что оттуда даже доказательства не вылетают. Из нее даже свет не выходит, потому что скорость гравитации внутри черной дыры выше скорости света, свет не может против течения уже идти. Точно так же Сваям Бхагаван, извините за пошлость, Кришна, или Абсолютная Красота, почему в том мире нет доказательств? Потому что доказательства не могут вылететь оттуда, все притягивается. Какие доказательства? Это примерно как мы с вами чуть раньше говорили об импровизации, это все равно что остановить импровизирующего музыканта и сказать: «Слушай-ка, докажи мне, что ты умеешь играть, докажи, что ты музыкант». Он там наяривает, ну зачем ему это доказывать? По нотам тебе сыграть? «Мурку» тебе сыграть? Вот примерно так.

Эта лила существует для себя, она не существует для того, чтобы нам было доказано, что она есть. И тот, кто вошел в эту лилу, как в черную дыру, туда все падает, но оттуда не выходит, но падает туда вечно. Есть в астрофизике такое понятие «горизонт событий». В черную дыру проваливаются только элементарные частицы. Это все сказки, когда говорят, что звездолет попал в черную дыру. Нет, с такой скоростью могут лететь только элементарные частицы. Так вот, когда они зашли за горизонт событий, мало того, что там нет доказательств, что там происходит, а они за этим горизонтом уже к центру стремятся вечно. Там время растягивается, как известно, и после того как элементарная частица прошла некий горизонт событий, дальше она в центр летит вечно. Время растянуто до бесконечности, поэтому мы вечно туда летим. Это и есть лила Высшей Красоты. Справедливость – да, уже доказательная база существует, существуют кодексы, своды, Веды, законы и т. д. Там уже есть доказательная база, делаешь это – получаешь это, не делаешь это – не получаешь это и т. д. Но там, в мире Красоты, нет ничего такого рода, как только ты переходишь за горизонт событий. А кто для нас учителя? Это те, кто перешел за горизонт событий. Какие-то, может быть, вопросы, обремененные смыслом?

#77:24

Там каждая песчинка – гуру

Слушатель: Гуру Махарадж.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ja.

Слушатель: Извините.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего-ничего. Ja, ja.

Слушатель: Гуру Нанак, слышали о таком?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Гуру Нанак.

Слушатель: Гуру Нанак, путешествуя по Иерусалиму. В Мекке.

Б. Ч. Бхарати Свами: В Мекке.

Слушатель: В Мекке, да. Когда он прилег в каабе, и тот встал к его ногам, то мусульмане хотели отрубить ему голову. И он говорит: «Я ничего не сделал». Он сделал так, и камень встал к его ногам. Потом мусульмане его спросили: «Скажи, кто придет раньше к Богу, мусульмане или индусы?» Он сказал: «Ни тот и ни другой. Только тот придет, кто обладает кармой прийти к Богу».

Б. Ч. Бхарати Свами: Чем, кармой? Ну это он загнул. То есть мне Гуру Нанака прокомментировать, да? Я просто слышал эту историю в таком же, но чуть-чуть другом исполнении. Что он когда пришел в Мекку, он там на этой площади лег спать. И так случилось, что он ногами к этому камню лег. И они действительно хотели его убить, эти муллы, потому что он ногами лег к Богу, а он им ответил: «Я с удовольствием лягу к Богу не ногами, только вы мне покажите, где Бога нет, и я тогда в ту сторону лягу головой». Я в таком исполнении слышал. А по поводу кармы, я не знаю, я категорически не согласен с ним, потому что к Богу можно прийти… Я не знаю, что он вкладывает в слово карма, но в нашем понимании карма – это некие твои заслуги, результаты твоих физических или умственных усилий. Так вот, ко Всевышнему можно прийти только по милости принимающей стороны, понимаете? Вот пенсию можно получить по закону, ты потребовал, пришел, по Горбатому мосту постучал каской, тебе зарплату выдали. Почему? Потому что ты заслужил. А вот в другую страну перебраться, сколько ты у посольства ни стучи каской, тебе посол скажет: «Я не уверен в ваших эмиграционных мотивах, до свиданья». Примерно так. Та страна, страна преданности, в нее можно попасть только по ее соизволению, а не по щучьему велению. И сколько ты ни хочешь, какая бы у тебя карма ни была, даже если ты чистый преданный, но рожей не вышел, просто не нравишься, не примут тебя, хоть сколько бы у тебя ни было кармы, какой бы ты миллиардер ни был. Какая-то там страна, Голландия, Америка. Ты им говоришь:

– У меня у меня миллиард долларов.
– Это нас не особенно интересует. Нас интересует лояльность нашему государству.

Примерно так, лояльность, или по-русски, верность, преданность. Извините за пошлость опять. Мир преданности интересует не сколько ты накопил в этом мире, а какие у тебя намерения, какие у тебя эмиграционные мотивы. Для чего ты туда едешь? Заработать, получить полное тело, набитое знанием и блаженством со своим деревом желаний. Видимо, там какими-то плодами пользоваться придется. Я как бы в этом сомневаюсь, но думаю, что придется, потому что неоднократно слышал об этом. Но если наша мотивация попасть туда, чтобы пользоваться благами, то в визе, вероятнее всего, будет отказано. Но мы не можем Богом клясться. Даже если ты совершенно недостоин, никакой кармы нет, но понравился – пожалуйста.

Слушатель: Может быть, он имел в виду ту карму, которая нарабатывается в духовном мире?

Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы не запутываться в санскритских словах лучше говорить о милости, потому что нарабатывается карма в духовном мире, или еще это называется сукрити, кем она нарабатывается? То есть ты заслуживаешь, да?

Слушатель: Ну да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Милость только. Но это позиция наших учителей, Говинды Махараджа, Шридхара Махараджа, что только по милости, причина которой не в тебе, а в них. Беспричинная милость означает, что ее оказывают не потому, что ты такой, а потому, что они такие.

Слушатель: Так мы все здесь или там?

Б. Ч. Бхарати Свами: Здесь, грустная новость: мы там никогда не будем.

Слушатель: Все-таки вы служите своим преданным или Кришне? Кому вы служите?

Б. Ч. Бхарати Свами: Понимаете, пусть хозяева сами решат, пусть разберутся, кто там чего. Шридхар Махарадж говорит, что первое ощущение, когда мы сталкиваемся с чем-то великим, – это ходить на голове, не ногами, а на голове. Потому что там каждая песчинка, каждый атом – твой гуру. Это здесь солнце себя считает солнцем, светилом, а если оно попадет куда-нибудь в центр галактики, там самое маленькое – это то, что в миллиард раз больше, чем наше солнце. Здесь оно себя считает каким-то, что вокруг меня планеты вращаются, просто наше солнце еще не знает, какие бывают звезды. А те звезды, которые в миллиарды раз больше, думают, что солнца – это песчинки, а на самом деле по сравнению с некими черными дырами… Что такое солнце по сравнению с черной дырой? Черная дыра, знаете, какого размера? Размер позитрона – это электронная пара. Два электрона – это есть подлинный размер черной дыры, и в нее ухаются целые галактики, не звезды, а галактики просто, все поедает, и ничего не вылетает. Поэтому мы можем размышлять, кому мы служим, представить себе гуру, но поскольку там каждая песчинка – твой гуру, пусть они сами решат, кому ты служишь, они там сами разберутся. Как вот ты, прапор, попал на банкет генералов. Ты можешь считать себя каким-то важным, пока не зашел, не увидел там у всех красные лампасы, вот тогда спесь всякая спадает, понимаешь, что я слуга каждого из них, или на банкет генералисимусов.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+7

Другие материалы раздела

2005-01-08

«Поиск истины»

2005-01-09

«Счастье само по Себе и для Себя»

2005-01-30

«Крючок лжеучителей»

2005-01-30

«Тантра и Бхакти – конфликт и диалог»

2005-02-05

«Проблематика аутентичности ведических писаний»

2005-02-06

О появлении «Шримад Бхагаватам»

2005-02-06

«Кирпичики материального мира»

2005-02-10

«Три вида Гуру»

2005-02-12

«Йога имеющих и Йога неимущих»

2005-02-17

«Поклонение Божествам, поклонение гуру и наши заблуждения»

2005-02-18

«Духовный мир и чувство стыда»

2005-02-19

«Надежда должна умереть первой»

2005-02-19

«Теологический ответ культурологу»

2005-02-19

«Синее дхоти авадхута Нитьянанды»

2005-02-20

Ступени йоги в послании «Бхагавад-гиты»

2005-02-28

«Диалог с умом и совестью»

2005-03-07

«Бумажки и камешки как система ценностей»

2005-03-16

«Служение Абсолютной Истине — как поле боя»

2005-04-07

«Ложь тоже может быть похожа на правду»

2005-04-10

«Парампара не подразумевает формальную преемственность»

2005-04-17

«Истина не следует за формой»

2005-04-17

«Отождествление с телом и умом»

2005-04-17

«Опыт Бхакти, который останется»

2005-04-17

«О расах взаимоотношений с Верховным Господом»

2005-05-16

«Принцип святости»

2005-07-17

«Отчаяние»

2005-08-05

«Для служения Высшему миру нужно разрешение Его самого»

2005-08-05

«Конфликт майавады и вайшнавизма»

2005-08-05

«Кармы не существует!»

2005-08-06

«Кто я?»

2005-08-06

«Что для одного хорошо, то для другого – плохо»

2005-08-07

«Чувственный опыт ведёт к заблуждениям»

2005-08-07

«Сознание, породившее материю»

2005-08-08

«Милость высшего мира нельзя заслужить»

2005-08-21

«Регулирующие принципы в Вайшнавизме»

2005-08-22

«Карма Йога, или зачем мне видеть Бога?»

2005-08-23

«Физика – лженаука»

2005-08-23

«Как избежать оскорблений Святого Имени?»

2005-08-24

«Когда музыка играет музыкантом»

2005-08-25

«Противоречия ведической культуры и вайшнавского этикета»