Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2007 / «Вопрос о Махамантре»
Вайшнавы

«Вопрос о Махамантре»

https://www.youtube.com/watch?v=ti63myoxJvI

Вопрос о Махамантре

О Махамантре

Слушатель: Еще такой вопрос. Можно ли считать желание человека, когда он едет, условно говоря, утром в автобусе на работу, читать Махамантру? Естественно, не громко, про себя. Вайшнавы

Б.Ч. Бхарати Свами: Махамантру можно везде читать: и в автобусе и дома. Есть случай, когда мальчик повторял в туалете, и Махапрабху назвал его своим учителем.

Слушатель:Я знаю, что её можно читать везде и независимо, просто желание такое. Можно ли назвать это вдохновением?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это можно назвать вдохновением.

Слушатель:Но почему тогда вдохновение приходит как-то спонтанно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Оно всегда приходит спонтанно, его нельзя включить, как электроприбор, на то оно и вдохновение. Оно само решает, когда снизойти до вас.

# 01:06

Можно ли повторять Святое Имя, не получив его?

Слушатель: Если человек, получив первое посвящение, дает обещание читать столько-то, определенное количество кругов, но есть и другие люди которые не хотят просто никаких обещаний давать, а просто время от времени к ним это вдохновение приходит. Они это делают без всяких обязательств, просто потому что нравится. Хорошо ли это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо

Слушатель: Или лучше все-таки получить посвящение, дать обещание, что я буду читать столько-то кругов?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это хорошо.

Слушатель: Это тоже приемлемо и возможно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Как раз это только и приемлемо, а повторять Святое Имя, не получив его, это как раз неприемлемо.

Слушатель: То есть, если правильно я вас понял, то без посвящения повторять Святое Имя безполезно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это невозможно. Полезно, не полезно, я не знаю. Но вы не можете повторить то, что вы никогда не слышали.

Слушатель:Но почему тогда такое вдохновение к человеку приходит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда это галлюцинация.

Слушатель: Что это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Галлюцинация. Нельзя повторить слово, которое вы никогда не слышали.

Слушатель:Нет, нет, нет. Возможно, я неправильно задал вопрос. Предположим, человек читал какие-то книги, смотрел какие-то фильмы, но не приходил к гуру и не получал посвящения.

Б. Ч. Бхарати Свами: Человек получает не посвящение, человек получает Имя, или мантру, если он не получил мантру, то он ее не сможет воспроизвести, а от фильмов и от книг тот же эффект, что вы посмотрите «Зиту и Гиту», а потом будете петь индийские песни. Вот этого рода вдохновение не является вдохновением, просто что-то прилипло на языке, и оно не имеет никакого отношения к Святому Имени. Святое Имя дает Сам Господь через того, кто услышал это Святое Имя. Как Брахма, он первый получил Святое Имя и передал его своим отпрыскам: Нараде, и дальше по цепи это дошло до наших учителей. Когда мы получаем это Святое Имя, мы способны его повторить, если вы не получили Имя от учителя, то вы будете повторять не Святое Имя, а внешнюю оболочку, это как лекарство, в котором нет чудотворной силы, просто оболочка.

Слушатель: Просто пустышка.

Б. Ч. Бхарати Свами: Просто холостой патрон, как Шридхар Махарадж говорил. Звук внутри тот же самый, а силы внутри никакой. Чтобы сила была, чтобы семя Святого Имени посеялось в вашем сердце, вы должны Святое Имя получить от того, кто его услышал, у того, кто его взял у своего предшественника, а тот у своего предшественника. Если в семени нет живой силы, то плод не родится, так же со Святым Именем. Если в нем нет силы, которую Господь отдал в этот мир, то это будет звук. Святое Имя имеет такую же власть, как и сам Господь. Удивительные свойства Абсолюта, когда его название и Он Сам одинаковы. Это как мы идем в магазин и видим какую-то вещь, там написано: «100 рублей» на этикетке. Сама этикетка ничего не стоит. Наоборот, в нашем мире стараются этикетку сделать дешевле, чтобы снизить себестоимость. Но случай со Всевышним, наоборот, этикетка, где написано название Бога, имеет ту же самую стоимость что и Сам Господь. Это когда вы покупаете плюшевую игрушку, этикетка не сделана из чистого золота, килограммового куска золота, где выбито название и цена, поэтому этикетка будет стоить в сто раз дороже, чем эта игрушка. Но случай с Господом, название Его, то есть этикетка, на которой написано: «Господь», имеет ту же самую стоимость, что и предмет, к которому она прикреплена. А эта этикетка и есть Святое Имя. Если оно не из чистого материала, то есть оно не передано нам Всевышним, тогда грош ей цена. Просто звук. Кришна — пять букв. Если вы получили это Имя от того, кто не несет это Имя, то вы будете просто звуки повторять, просто мелодия прилипшая. Кино посмотрели, песенку послушали. Знаете, в уме прилипает, и вы не можете от нее отвязаться. Но это не вдохновение, это гной какой-то прилип.

# 07:10

О Гуру и его наставлениях

Слушатель: Тогда возникает вот какой вопрос. Вот смотрите. Вот он гуру, у которого десятки учеников, видел которых, возможно, один раз на посвящении, которые специально приехали и получили у него посвящение, четки. Он никаких наставлений в духовной жизни своего ученика не дает. Эффективно ли это? Правильно ли это? Достаточно ли того, что гуру при первом посвящении дает Имя, дает наставления читать Махамантру? Правильно ли это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Гуру знает, что нам необходимо. Вот здесь был вопрос о сострадании гуру: как воплощение Нитьянанды, являет собой средоточие сострадания? Если гуру считает, что вы находитесь на таком уровне, что вам достаточно указания повторять определенное количество кругов мантры и дает общие указания, каким служением вам заниматься, то он являет собой высшее сострадание. Если вы не готовы, и он будет давать вам указания, то вас это отвернет от него. Мы приходим лицемерно, говорим: «Мы готовы принять от тебя служение, дорогой учитель». Учитель говорит: «Хорошо, до конца жизни будете готовить рис на 200 человек». Какая будет наша реакция? Может, первые два дня мы воодушевленно будем это делать, а потом просто сбежим. Гуру не ставит нас в конфузное положение. Он говорит общие слова: «Повторяй Святое Имя и служи вайшнавам, выбери себе то служение, которое тебе комфортно». Гуру нам дает то, что нам нужно, а не то, что мы у него просим, не то, что наш язык произносит. Так что, если он вам дает общие указания или он вас видел всего один раз в жизни при посвящении, принимайте это как милость.

# 09:46

Та ли это Луна?

Слушатель: Свами Махарадж. Сейчас я на вскидку не помню, Прабхупада называет, Бхактиведанта, на его книгах многие выросли. Он однажды говорил, что та Луна, на которую летали американцы, это не та Луна, что описана в Ведах.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это та Луна.

Слушатель: Как понимать, вот Луна, которую мы видим каждый день в небе ночном, та ли это Луна или не та Луна. Которая описана в комментарии. Бхарати Махарадж, о какой Луне говорится в ведических текстах, и та ли это Луна, которую мы видим в небе?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это та Луна.

Слушатель: Это та именно Луна?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, просто американцы не там высадились.

Слушатель: Вы имеете в виду не в той части Луны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Допустим, вы отправляетесь в Америку. Приехали, приплыли, прилетели туда. Как в фильме «Терминал», где человек несколько месяцев прожил в аэропорту. И потом, когда он улетел обратно, он мог с полным правом сказать, что он был в Америке. И никто бы ему не возразил. Да, действительно, он был в Америке. Та ли это Америка, о которой пишет Марк Твен, о которой писал Маяковский? Та ли это Америка, которую ощущают люди, которые живут там, жили там? Конечно, нет. Технически можно сказать, что он был в Америке. Так же про американцев можно сказать, что они были на поверхности Луны, но были ли они на Луне, потому что Луна — это особый пласт бытия. Луна — это пласт бытия, где обитает ум или, точнее, тела существ созданы из ума. Мы с вами физическими глазами не способны их увидеть, так же, как мы не можем глазами увидеть сновидения. Сновидения мы видим умом, правильно?

Слушатель: Да, конечно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Точно также Луну мы не можем увидеть физическими глазами, и мы не можем приземлится на нее. Также мы не можем с помощью ракеты попасть в сновидение. Чтобы попасть в сновидение нужны не ракеты, а нужно переместиться в план ума. Американцы, видимо, были на физическом плане Луны. Или, например, если я видел сон, то я знаю, что моя голова лежала на подушке, и я буду очень заблуждаться, если возьму подушку и лягу на нее или встану и увижу тот же самый сон. Подушка является как бы физическим обстоятельством, которое сопровождало мое сновидение, но сон я мог бы увидеть и без подушки, просто так совпало, что сон я видел, когда голова лежала на подушке или когда я лежал в постели. Точно также и Луна — это просто физическое обстоятельство тонкого мира, который мы называем миром мыслей или миром ума, мир чувств, если хотите. И то, что летали американцы на Луну, то же самое что я сейчас сяду на подушку и скажу: «Я был у себя во сне». Луна — это мир мыслей, мир сновидений, мир эмоций. То есть то, что, мы видим глазами, это физическое обстоятельство. Вайшнавы

Слушатель: То, что мы видим Землю такую маленькую, на самом деле она больше?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, каких она размеров, но то, что мы видим Землю физическими глазами, конечно, это не Земля. Земля — это живое существо, оно называется мать Бхуми. Мы просто её воспринимаем физически, физическими глазами. Мудрецы прошлого жили в мире сознания, они воспринимали окружающий мир не как твердь, воду, пламя. Они воспринимали все с точки зрения сознания, они в ветре видели Ветродува. Они понимали, что ветер — это его тело, вот этой личности. Точно также земля, по которой мы ходим, тело той личности. Естественно, мы воспринимаем её неправильно. Как попытаться понять Пушкина, вытащив его из могилы, по генетическому коду попытаться понять поэзию Пушкина? Или, препарируя мертвого человека, вытащив все его внутренности наружу, попытаться понять, что у него было в уме? Человек — это клубок мыслей, переживаний, а физическое тело — это просто корпус, оболочка, которая не имеет отношения к эмоциям, мыслям, переживаниям. Точно также земля, живое существо. Но мы воспринимаем её как песок, пальмы, как воду. Если бы мы видели глазами не физическими, а глазами разума, то мы бы и к земле бы относились как к матери, которая кормит нас, поит, оберегает. Если мы видели бы не физическими глазами, а глазами разума, то солнце бы воспринимали как живое существо, а не как термоядерную реакцию. Как блохи или черви, которые живут у меня в кишечнике, бактерии, они вообще внутри меня находятся, но они не воспринимают меня как живой организм. Они не воспринимают меня как Бхарати Махараджа, они думают, что живут в прекрасном, в жидком супе. Хотя они находятся внутри моего тела, точно также мы не воспринимаем ни Землю, ни Луну. Или микробы, например, решают путешествовать и проберутся ко мне в легкие и потом скажут, как устроен мир. Вот точно также американцы, слетали на подушку или на физическое проявление эмоционального пласта вселенной, потом вернулись и сказали: «Мы там были, Бога не видели».

# 17:14

О восприятии посредством чувств и рассудка

Я лишь говорю о том, что мир многослойный, и мы можем воспринимать его чувствами, органами чувств, можем воспринимать его умом, рассудком, а можем воспринимать его чистой душой, самими собой. Восприятие мира душой наиболее приближенно к реальности, все остальное искажает эту реальность, и она представляется нам наполненная врагами, недружелюбными обстоятельствами, препятствиями, но когда мы мир воспринимаем душой, то мы понимаем, что в этом мире все органично слаженно, что этот мир порожден Прекрасной Реальностью. Соответственно, он часть Прекрасной Реальности. Если мне в нем неуютно или вообще мне неуютно, значит, я виноват, а не мир. Как говорят, если я вижу проблемы, то надо поменять себя. Надо поменять глаза свои. Чувствами мы видим мир разрозненный, душой мы видим мир как единое целое. Вайшнавы

Человек неграмотный будет думать, что телефон мобильный никак не связан с окружающим миром, и он сделает вывод, что человек, прислонивший пластмассу к своему уху, сошел с ума, разговаривает сам с собой. Но человек, который имеет опыт, он понимает, что этот телефон связан через антенны с другим телефоном и человек не просто разговаривает сам с собой, а разговаривает с ближним своим, с другом, с возлюбленным. И физически этот телефон отделен от другого. Если мы будем глазами смотреть на телефон, то он будет отделен от телефона. Глазами рассудка, опыта, приобретенного опыта мы поймем, что эти телефоны взаимосвязаны. Они единое целое. Единый механизм, позволяющий нам общаться. Раньше мы могли общаться по проводу, и никто, не говорил, что этот телефон никак не связан с другим телефоном, он связан шнуром. А теперь есть радиополе, и мы общаемся друг с другом. Взглянув на мир глазами разума, мы поймем, что все предметы и частицы этого мира взаимосвязаны и все они призваны служить одной цели. Этот мир создан творцом, создан по его промыслу, все в нем взаимосвязано, и я его часть тоже. Если я вижу все разрозненно в этом мире: вижу врагов, отдельно предметы, не связанные друг с другом, значит, у меня видение неправильное. Чувственным опытом мы скажем, что Луна не связана с Землей, но если мы применим рассудок, то поймем, что Луна очень связана с Землей. И то, что происходит на Луне, Луну нужно воспринимать не как шарик, летающий вокруг земли, а это умственный план бытия. Все, что там происходит, непосредственно влияет на Землю, на мой физический план бытия. Вайшнавы

Слушатель: Но, насколько известно, стоит выше в развитии сознания, чем Земля?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне это неизвестно.

Слушатель: Об этом написано в книгах.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я просто не дочитал до этой главы, но, наверно, не сомневаюсь. Это просто другой план бытия, он просто другой. Речь идет не о развитии, когда мы берем пирамиду, мы говорим, что верхушка более развита, она занимает другое место. Луна занимает определенное место в мироздании. Это умственный план. По-моему, Юпитер — это рассудок, Солнце — это сознание, Земля — это твердь, плоть. И эти вот шарики, о которых говорят ученые, которые летают вокруг, — это физическое проявление этих планов сознания. Как, например, мы берем лист бумаги и пишем цифру, пишем два, и эта линия которую мы называем двойкой, это не есть два, это обозначение, физическое обозначение эфемерного понятия «два». Мы просто придаем этому понятию «два» или «три» плотское содержание, плотскую форму, в виде чернил и бумаги. Точно также мы видим Луну, это просто обозначение. Мы описали в виде шарика понятие ум. Я пытаюсь все это ясно объяснить. Как двойка не является двойкой, а обозначение понятия. Также шарик летает вокруг Земли, это не Луна, это обозначение ума. Точно также Юпитер — обозначение рассудка, а Солнце обозначает сознание, потому что Солнце освещает нам все. Без сознания мы ничего бы не видели. Когда мы теряем сознание, мы ничего не видим. Соответственно, ни Солнце, ни свет, который освещает нам мир, а мы сами освещаем этот мир.

Даже когда мы слепы, мы все равно бодрствуем, мы видим не физически, а мы видим мир в виде тепла, мы ощущаем мир в виде поверхности, в виде запахов. Мы освещаем мир собой, даже если нет физического света. Точно также Солнце — это олицетворение сознания. Солнце освещает нам все. То есть я есть солнце, я частица, или лучик, света. А то, что я вижу на небосводе, не есть свет. Ни само сознание есть сам свет, обозначение света. Надо мир воспринимать не физическими глазами, не чувствами, а рассудком. Если мы мир начнем воспринимать рассудком, то, что до этого воспринимали как физическую реальность, мы поймем, что это была иллюзия. Когда мы начнем видеть в свете разума, то тогда нам, может, откроется иная реальность. Разум нам укажет, где находится та реальность, в какой плоскости находится иная реальность, наполненная любовью и красотой. Но для этого надо перестать воспринимать реальность физическими органами чувств или не очаровываться. Мы можем перестать воспринимать, но мы можем не очаровываться или, как говорил Шридхар Махарадж: «Родить в себе здоровый пессимизм». Или по-русски разочарование. Разочароваться в окружающем мире, и тогда пелена иллюзии сойдет. Разочарование — это когда нет иллюзий, и тогда, может быть, когда мы находимся в поле служения, то наступит новое очарование, но уже новой реальностью. Вайшнавы

# 25:14

О надежде и безнадежности

Слушатель: В этом случае разочарование несет в себе положительную составляющую. Если человек разочаровался, в любом случае он будет искать что-то другое. Вайшнавы

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Таня Парбус задает вопрос: «Что такое безнадежность?». Это когда нет надежды, когда нет расчета — это и есть безнадежность. Надежда — когда мы просим чего-то определенного или ждем чего-то определенного от судьбы, от Бога, от людей, от своих сил. Мы знаем, что нам надо. Мы знаем, что для нас будет лучше. Безнадежность — это когда мы теряем надежду, мы расписываемся в собственном бессилии. Мы признаем, что мы не знаем, что нам нужно. И вручаем заботу о собственном благе Всевышнему. Мы говорим: «Господь, я столько времени был уверен,что знаю в чем мое благо, но теперь я разочаровался в этом. Я понял, что все друзья, которые меня окружали, ум, чувства, мысли, которые шептали мне: «Стань всемогущим, стань творцом, уподобься Богу, стань творцом, твори, обрети силу, обрети самоуверенность в завтрашнем дне», вот эти все друзья оказались лжецами, и я теперь не знаю, в чем мое благо, я не знаю, что мне делать, я больше ни на что не рассчитываю. Я вручаю свою судьбу Тебе». Вот в этом есть миг безнадежности, когда душа протрезвеет и сдается на милость Всевышнего, не ожидая ничего конкретного, зная, что Господь милостив и дарует ей то, что ей во благо. Он Сам знает, что душе во благо. Душа ничего у него не просит. Это миг без надежды.

Слушатель: Махарадж, как воспринимать негативное отношение других людей к себе?

Б. Ч. Бхарати Свами: Смените ум, и тогда вы увидите, что никто к вам негативно не относится. Просто люди слишком мелочны, чтобы быть гадкими.

Слушатель: Еще раз, я не понял. Слишком мелочными, чтобы быть гадкими?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они не настолько велики, чтобы к вам плохо относиться. Они слишком заняты собой, чтобы к вам относиться плохо.

Слушатель:Ну, по большому счету не нужно придавать этому значения. Я правильно понимаю?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, правильно.

# 28:37

О свойстве души

Слушатель: И еще о душе можно немножко поговорить. У буддистов есть такая концепция, они говорят, что душа изначально чиста, а все, что прилипает к ней в этом мире, нужно от этого освободиться. А сама душа по себе самодостаточна и ничего ей из этого мира не надо, и все состоит в том, что просто надо убрать все лишнее.

Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно, об этом Шрила Шридхар Махарадж говорил: «Для души не нужна ни еда, ни обувь, ни одежда теплая на зиму. Душа самодостаточна». По-моему, в «Субъективной эволюции» он говорил, что если бы вы увидели, зашли в мир души, мир сознания, вы бы удивились, насколько все вокруг прекрасно. Вы прекрасны. Вы бы сами удивились. По-моему, он так говорит. Душа действительно самодостаточна, просто она пытается пользоваться костылями. Она думает, что невозможно жить без мирских богатств, мирских приобретений. Она боится это потерять, боится, что без тела она не сможет жить. Душа действительно самодостаточна. Это есть состояние атмарамы, самодостаточен, самоудовлетворен. Душе ничего не нужно для того, чтобы жить.

# 30:24

Что нужно душе помимо существования?

Беда в том, что душе нужно счастье для того, чтобы наполнить свое существование, наполнить свою жизнь, потому что сама по себе жизнь не имеет ценности никакой. Жить можно вечно, но сама по себе жизнь, даже если она вечна, не представляет никакой ценности. Просто сознавание своего бытия. Просто знать, что ты существуешь, вечно существуешь. Это не представляет никакой ценности, поэтому душа хочет отношений, она хочет окраситься. Душа действительно чиста, она как свет, свет не имеет цвета. Вайшнавы

# 31:10

Разные «цвета» отношений. Раса

Душа хочет окрасится в какой-то цвет, но в этом мире, мире корысти, нам предлагают всего три цвета: помрачение, возбуждение, просветление. Условное просветление, конечно же. Это еще называют желтым цветом, черным и красным. Мы окрашены в эти три цвета, и окраситься, предать себе какой-то облик, какой-то цвет — это естественная потребность души. Потому что так она самоопределяется, так она находит свое место. Просто мы в этом мире корысти не можем найти себе место, мы окрашиваемся не в те цвета. Вайшнавы нам предлагают окраситься в цвет любви, цвет веры и самопожертвования. В этом мире нет аналога этому цвету, не зеленый, не красный. Это цвет любви. И там обрести свой облик, в том мире. Потерять бесцветность, потерять чистоту. Душа в мире служения, в мире самопожертвования не бесцветна, она не чиста, она окрашена, окрашена в отношения. И вайшнавы предлагают, разные вайшнавы, разных традиций, разных преданий предлагают нам окрасится нам в тот или иной цвет.

Вайшнавы нашей линии предлагают окраситься в цвет самозабвения, цвет абсолютной покорности Красоте. Наши учителя принадлежат этой традиции, традиции любовных отношений мадхурья-расы. Хотя возможны и другие цвета. Этих рас, этих цветов существует пять. Нейтральные отношения, или безучастные отношения, — это отношения служеские, отношения дружеские, отношения родительские и наконец отношения брачные, любовные отношения. Но в этих отношениях душа не чиста, она уже окрашена. Она не бесцветна, не прозрачна, она уже окрашена. Бесцветны и прозрачны мы изначально. Мы чисты или прозрачны, выпадая лучиком из света. Мы бесцветны, но потом мы окрашиваемся в помрачение, возбуждение или благополучие, просветление в этом мире. То есть лучик как бы выделяется, приобретает отдельный окрас, отдельную индивидуальность. Вайшнавы говорят, что это очень хорошо, что мы не уничтожаем свою индивидуальность, просто ее нужно с минуса сменить на плюс, быть индивидуальным в любви, а не индивидуальным в корысти. В этом суть учения вайшнавов или сознания Кришны. Вайшнавы

# 34:37

Опасность попасть в нирвану (отсутствие движения)

Слушатель: Промежуточный, наверно, какой-то этап, когда нужно осознать себя чистым, чтобы принять окраску, которую вайшнавы предлагают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это миг спасения, или миг освобождения, вайшнавы, кришнаиты говорят. В христианстве это спасение или нирвана у буддистов. Вот в этот момент мы как бы проходим, когда мы меняем окрас, становимся бесцветными, чтобы получить новый цвет.

Слушатель: Но это всего лишь момент, это не годы жизни?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это миг, там времени нет. Это как если вы вышли в неправильном направлении и вам сказали, что нужно вернутся обратно, и в момент разворота это всего-навсего миг. Но в этот момент вы стоите на месте, вы никуда не движетесь, просто потому что вы разворачиваетесь. Или вы решаете идти вспять. Есть миг, когда вы не движетесь. Вот этот миг и есть миг спасения, миг просветления. Но многие учения говорят, что нужно остановится, то есть не развернутся назад, а остановиться. Они в этом зависают. Этот миг для них может длиться вечность, они так и остаются, растворяются там. Но преданный, или вайшнав, этот миг быстро проходит. Он развернулся и уже, обернув свой лик к Всевышнему, идет к Нему. В этот момент бесцветия и есть разворот, а дальше вы уже снова окрашиваетесь в мире духовном, или в мире служения, вы уже окрашены разными оттенками служения, будь то безучастными или дружескими и т. д. Они между собой тоже смешиваются. Возможно смешение дружеских и родительских отношений, нейтральных и дружеских и т. д. Там большая палитра.

Слушатель:Но вот на сколько я понял, в вайшнавизме не заостряется на этом внимания и не уделяется каких-то знаний или техник, методик для просветления? Вайшнавы

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, вайшнавы не уделяют этому внимания.

Слушатель: Почему так происходит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это длится миг, который стремится к бесконечно малому, к нулю. Если это промежуточный этап, чтобы развернуться или миг разворота, то зачем на него обращать внимание. Важно, куда ты развернешься, главное, что ты развернешься. А если этот миг просветления сделать промежуточной целью, то, достигнув этой цели, вы будете дезориентированы. Вы там останетесь. Это настолько не важно. Не важно, потому что это еще очень опасно. Остановиться. Когда вам скажут, вам надо остановится, а потом повернуть обратно. Если остановку, этот миг просветления сделать целью, то когда вы остановитесь, вы не будете знать, где обратно. Понимаете? То есть, вам скажут: «Стой». Вот ты остановился и иди обратно, а где обратно? Ты же уже стоишь. И ты навсегда в этом можешь застрять. Вайшнавы говорят: «Иди обратно», и в следующий миг ты понимаешь, что ты идешь обратно, в царство Божье. А где ты развернулся, какая разница, где была точка разворота? Кроме того, она очень опасна. Вайшнавы

Если мы доверяем вайшнавам и принимаем их своими благодетелями, то если они нам не говорят о спасении, о нирване,о просветлении, значит, это в наших собственно же интересах. Значит, в этом таится какая-то ловушка, поэтому они обходят это в молчании. Есть целые религии, которые делают целый акцент на этом, в частности, буддизм, брахманизм или дервиши, персидское учение, суфийское учение. Они тоже говорят о разотождествлении. Хотя у них методы бхакти, но цель у них — разотождествления себя, с остановкой полной. И очень многие впадают в иллюзию, что суфизм очень похож на бхакти. Методы да, очень похожи. Цель у них — покончить с переживаниями, покончить с опытом.

Слушатель: Получается, у суфистов цель — получить освобождение от страданий? Я правильно понял?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Нарада Муни, в «Бхагаватам» говорит: «В иллюзии душа думает, что цель жизни — это не страдать. После многих, многих переживаний и страданий, жизней, проведенных в страданиях и попытках избавиться от боли, она наконец приходит к выводу что счастье или цель жизни — это не страдать. А очень многие религии грешат этим, говорят, что счастье — это когда мы не страдаем, а счастье в забытьи.

Транскрипция: Евгений

Корректор: Вишнуприя Д. Д.