Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.05.14.B «64 качества Кришны»
Научись умирать для того, чтобы жить высшей жизнью. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Бхагаватам, лилы, коровы

«64 качества Кришны» 1982.05.14.B

Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху

64 качества Кришны

Шридхар Махарадж: И мысли об этом Вриндаване, взаимоотношения с гопи, когда эти рассказы были услышаны, очень радикальные изменения произошли в телах Кришны и Баларамы. Подобно тому как когда Махапрабху падал у ворот храма Джаганнатха, Его руки и ноги втягивались в Его тело. Подобное физическое изменение возможно, чувство экстаза. Они претерпевали подобную трансформацию, Кришна и Баларама. Субхадра, видя Их, видя эту волну, также почувствовала аналогичную внутреннюю трансформацию такого рода, и внешние характеристики также.

Преданный: Субхадра также была во Вриндаване, Махарадж?

Шридхар Махарадж: Нет, она родилась в Матхуре, в Двараке, возможно.

Преданный: Из-за того, что Кришна Двараки не мог стать в чистом виде Кришной Вриндавана, подобная трансформация произошла.

Шридхар Махарадж: Неспособность, подобное изменение образа. Я не могу вспомнить это, но так или иначе утверждения, связанные с Вриндаваном, звучали, и возникло чувство. Они начали вспоминать эту Вриндаван-лилу, и подобное изменение произошло в Их телах. Представители группы Рохини заметили происходящее, и неожиданно повествование прервалось, и подобный образ остался. Затем вновь, я не помню последовательность событий, но когда вновь они вернулись, Кришна находился в бессознательном состоянии. Был построен новый Вриндаван в Двараке. Нава-Вриндаван Брахма построил для Него. Кришна очнулся, но не мог выйти из этого состояния транса, из этого умонастроения. Было устроено так, что Его перенесли в этот Нава-Вриндаван, и там Он увидел в своем состоянии транса, Баладев находился рядом с Ним, другие были на расстоянии. Он увидел Баладева и почувствовал, что это Вриндаван. Возможно, другие участники были приведены туда. Там были куклы участников лилы во Вриндаване, царицы наблюдали, находясь на расстоянии, что происходит. Кришна увидел рядом с собой Баладева, Судама, Шридама, гопи и куклу Радхарани. Он обнял Радхарани, и в Сатьябхаме произошли аналогичные изменения образа. Баладев и Рохини пришли туда, и постепенно Кришна был возвращен в сознание Двараки. Эти Дварака и Вриндаван смешаны в Джаганнатхе, главным образом Дварака присутствует, но также присутствует элемент Вриндавана. Безграничные формы лилы, что мы можем знать, нечто в этом роде. В «Гарга-самхите» мы находим следующее описание, в Двараке была устроена раса-лила. Царицы слышали о том, что во Вриндаване происходила раса-лила, и когда предоставился случай, когда вриндаванская группа прибыла в Двараку, царицы пришли к Кришне и попросили Его. Они сказали:

Гопи прибыли, если вы милостиво покажете нам раса-лилу… Таково наше желание.

― У Меня нет возражений, если гопи готовы, ― сказал Кришна.

Тогда царицы отправились к гопи и попросили их об этом. Последние согласились, и раса-лила была устроена. Когда она была завершена, все царицы были изумлены, потрясены, они пришли в лагерь гопи и выразили свои чувства. Они сказали:

― То, что мы видели, столь чудесно, мы не в силах даже помыслить, что подобное возможно.

― Что вы видели, это ничто, нечто подобное мертвому телу. Где Ямуна, где деревья кадамба, все эти реалии, там Вриндаван, естественное место, где раса-лила совершалась в дни нашей юности. Но то, что вы видели здесь, это ничто, это насмешка, ― ответила Радхарани.

― Если то, что мы видели, столь низкого уровня, тогда насколько это явление превосходит то, что происходило во Вриндаване.

Психологический аспект, внезапное влечение к Вриндаван-лиле, к этой расе. Когда внезапно это влечение было остановлено, тогда определенные изменения в физическом плане. Не в физическом в точном смысле слова, но мы можем так выразиться в данном контексте, во внешнем измерении. Подобно землетрясению, возникает внутреннее движение, которое на поверхности изменяет форму, нечто в этом роде. Внутреннее беспокойство, возмущение, которое возникло благодаря пробуждению памяти о Вриндаван-лиле, эта память создала подобный хаос во внешнем плане. Когда этот поток был остановлен, это явление было зафиксировано и представлено в Джаганнатхе. Дварака и Вриндаван, различия между ними, внезапная остановка, переживание вкуса Вриндаванской лилы вызвало хаос, подобное смятение в Первопричине. Высшая перспектива, внезапная остановка и возникновение реакции, это реакционная стадия. Дварака и Вриндаван, Сваям Бхагаван, сваям пракаш, прабхава-вилас, свабхава-вилас, вайбхава-вилас Кришны, расабхас, нечто в этом роде. В высшем экстазе также возможен расабхас, столкновение разных рас, различных волн, внезапное столкновение. Экипаж движется, и внезапно движение прекращается, экипаж останавливается, и тогда содержимое экипажа приходит в беспорядок, различные облики. Говорится, что мурти Джаганнатха существует в этом месте с самого возникновения мира, с древнейших времен. Каждая лила Господа вечна, каждая часть Безграничного имеет вечную природу.

Мне рассказывали, в Махабхарате, в самом начале повествования существует раздел «Дхритараштра-вилап», скорбь Дхритараштры. Дхритараштра выражает скорбь, он говорит: «Я знаю, что моя сторона потерпит поражение, я знаю, что такие-то и такие события произойдут, я испытываю разочарование». Основные события Махабхараты упомянуты в самом начале эпоса. Я спросил одного пандита:

― Почему, как это возможно, в самом начале Махабхараты присутствует описание еще не произошедших событий?

― Это нитья, речь идет о вечном явлении. Начало и конец лилы невозможно различить, циклический характер движения, это нечто недоступное пониманию, ― ответил он.

Повсюду начало и повсюду завершение, мое утверждение таково. Безграничное подразумевает отсутствие периферии, центр повсюду, нигде нет периферии, повсюду начало и завершение, нитья-лила. Все типы лилы сосуществуют одновременно, каждая лила сопутствует другим лилам. Кавирадж Госвами представляет это явление определенным образом, он говорит: «Подобно тому как солнце всегда восходит. Иногда оно восходит здесь, иногда там. Подобно солнцу, которое движется, Кришна-лила совершает свое движение». Рождение, детство, рождение происходит здесь, затем оно происходит в другой брахманде. Каждая лила происходит в той либо иной брахманде, подобно солнцу, но это лишь один аспект этого явления. Другой аспект таков: в мире Голоки эта лила также нитья, вечна, каждая лила вечна, ее отражение обращается, подобно тому как можно видеть восход солнца в этом месте, другом, третьем месте, солнце повсюду восходит и заходит. Но в измерении Голоки, центральном измерении, каждая лила вечна. В сердце Преданного, когда он помнит лилу, он вспоминает балья-лилу, затем Дварака-лилу, но то, что отражено в сердце Преданного, является неистинным? Нет, это также истина, эти лилы сосуществуют и имеют непрерывный характер. Каждая лила, каждая часть лилы вечно присутствуют. Эти лилы сосуществуют, последовательность и сосуществование, и то и другое приводится в гармонию.

Преданный: Махарадж, а Гуру-парампара ― это тоже лила?

Шридхар Махарадж: Конечно, это лила Кришны, майа, все включено в Его лилу с Его точки зрения. Его сладостная воля, Его независимость, все во Мне и ничто не во Мне. Я повсюду ― и Меня нигде нет, абсолютно все реалии включены в эту концепцию. Он может вмешаться в свободную волю дживы, но не делает этого. Он способен контролировать, и Он контролирует, такого рода представление мы должны иметь. Здесь отличия от философии Гегеля и Ауробиндо. Махапрабху говорит: «Майа не является необходимой частью, по воле Кришны майа может исчезнуть и вновь возникнуть». Он может творить, может разрушать. Бхактивинод Тхакур написал, возможно, в «Таттва-сутре»: «По Его воле даже существование души может быть прекращено», джива может быть стерта. Хотя в целом подобного не происходит, но абсолютное могущество в Его руках, Абсолютный Вершитель всего сущего. Конечно, невозможно сказать, что Бог может совершить самоубийство, но тем не менее полнота независимости принадлежит Ему, и Он совершает самоубийство в Брахмалоке, в нирвишеше, в глубоком сне.

Преданный: Махарадж, иногда говорится, что Кришна-лила растекается во всех десяти направлениях.

Шридхар Махарадж: Безграничная сладость, Чайтанья-лила означает то, что исходит из этого источника, это высший нектар Кришна-лилы и ничто другое, только это. Чайтанья-лила подразумевает центр, из которого Кришна-лила в разных формах эманирует, растекается во все стороны, фонтан, источник Радха-Кришна-лилы, Враджа-лилы. Объединение Радхи и Кришны, приходящее ради масс, добровольная раздача Кришна-лилы, различных нектарных вкусов, такова природа Махапрабху. У Него нет отдельного существования, но нама, рупа, гуна, лила, Радха-Кришна, Яшода, все взаимосвязано. Радхарани здесь, все остальные должны быть здесь, все взаимосвязано. Кришна-лила подразумевает Кришну и Его группу, даже Вриндаван, воду, лес, животных, птиц, все включены во Враджа-лилу, и источником этого явления является Чайтанья. Природа самораспространения. Радхарани и Кришне присуща природа раздачи Себя. То, что исходит, есть Кришна и ничто другое. Даже в детстве, когда никто не мог увидеть ничего, связанного с Кришной, но это явление присутствовало в Нем, и различными способами Он помогал создать основание для восприятия Кришна-лилы. Звук «Кришна», рупа Кришны, четыре особые качества, Рупа Госвами писал: «Каждая джива наделена качествами 50-ти видов. Избранные деваты имеют 55 качеств, и в несколько более интенсивной форме эти качества присутствуют в них. В Нараяне мы находим во всей полноте 60 качеств, все они отсутствуют в дживе, а у Кришны 64 качества». Эти четыре качества суть рупа-мадхурья, вену-мадхурья, лила-мадхурья и парикра-мадхурья, четыре качества, которые невозможно найти даже в Нараяне. Рупа Госвами дал нам понять особый характер Кришны таким образом.

Преданный: Махарадж, а Васудев Кришна?

Шридхар Махарадж: Васудев Кришна не сваям рупа, даже Дваракеш Кришна. Он очарован, когда находит Кришну Вриндавана, так говорится, рупа-мадхурья во Вриндаване, шабда-мадхурья, рупа, шабда, парикар и лила.

Преданный: Махарадж, когда Васудев отнес Девакинандана во Вриндаван, последний слился с Нандананданой, а когда Акрура увозил Кришну в Матхуру…

Шридхар Махарадж: Тогда Нанданандан исчез. Гопендра Нандана никогда не покидает Вриндаван, нитья-лила, но скрыто присутствует там. Иногда гопи видят во сне или в подобных обстоятельствах встречают Его, но не в прапанча-лиле, на поверхности.

Преданный: Когда Акрура увозил Кришну в Матхуру, Васудев Кришна…

Шридхар Махарадж: Васудев Кришна уехал в Матхуру.

Преданный: Но они слились, когда Васудева принес Девакинандана.

Шридхар Махарадж: Когда Они вошли в реку и после вышли из реки, из вод Ямуны, Васудев уехал, вышел из воды, а Нанданандан скрылся.

Преданный: Васудев уехал в Матхуру, а Нанданандан вернулся во Вриндаван?

Шридхар Махарадж: Да, можно и так сказать. Когда Они уезжали, гопи выражали протест: «Мы не позволим Вам уехать, не позволим тебе увести Его». Они цеплялись за колесницу и говорили: «Мы не можем позволить Тебе уехать, оставив нас». Очень жалобная сцена. Но уехал ли Кришна, игнорируя их? Он оставался там. Однажды я слышал от Парвата Махарадж, он спросил Прабхупаду: «Когда раса-лила была завершена, Кришна внезапно обнаружил, что Радхарани отсутствует. Тогда качество раса-лилы понизилось, и Кришна отправился на поиски Радхарани. Когда по прошествии какого-то времени Кришна сумел найти Радхарани, когда было пройдено некоторое расстояние, Радхарани сказала: «Я не могу идти дальше, если Ты хочешь, Ты можешь нести Меня», и тогда внезапно Кришна исчез». Парват Махарадж спросил Гуру Махараджа: «Почему Кришна исчез?» Радхарани начала раскаиваться: «Почему Я попросила Кришну нести Меня? Пришла реакция, Он исчез». Парват Махарадж задал этот вопрос нашему Гуру Махараджу: «Почему Кришна оставил Радхарани, проявив тем самым непочтительность к Ней?» Гуру Махарадж был очень возбужден, услышав этот вопрос. Он спросил: «Находишь ли ты здесь хотя бы малейший след бхакти, задавая подобный вопрос? Ты находишь здесь хоть какую-то Преданность? Зачем ты спрашиваешь?»

Он не дал ответ, затем я постарался увидеть, как Бхактивинод Тхакур комментирует этот эпизод. Я увидел, что Бхактивинод Тхакур написал: «Для того, чтобы насладиться состоянием Радхарани, когда Она была оставлена одна в лесу, насладиться чувствами Радхарани в этом состоянии, Кришна исчез, и затем вернулся». По какой-то причине, ради лилы Он может демонстрировать безразличие, но Он никогда не безразличен. Он присутствовал там в иной форме, чтобы видеть, как Радхарани ведет себя, оставшись в уединенном месте. Кришна не может отправиться куда бы то ни было, столь интенсивное качество влечения, для Него это невозможно. Мнение Прабхупады таково: он не был готов слышать, допускать возможность хотя бы малейшего неуважения в адрес Радхарани. Мы предубеждены в отношении шакти настолько. Последовательницы Лалиты всегда поддерживают Радхарани, вплоть до того, что нападают на Кришну, всегда неизменная поддержка Радхарани. Иногда, если необходимо, упрекают Кришну: «Ты ошибся, поступил неправильно, с Ней все в порядке», таков их дух. Прабхупад не готов слышать хотя бы малейшего неуважения в адрес Радхарани. «Нет бхакти», ― он сказал.

Я также заметил один раз. Возможно, по его указанию один джентльмен пел песню Бхактивиноды Тхакура, в которой говорится: «Сакхи Чандравали, Шайбья и Падма, я принадлежу группе Радхарани, я не в силах терпеть сакхи других лагерей. Они всегда заняты тем, что пытаются увести Кришну из нашего лагеря в свой лагерь, из лагеря Радхарани». Я видел, Прабхупад сидел в плетеном кресле, и в его присутствии пели эту песню, куплет, затем слова повторялись, но всякий раз в ходе пения этот куплет повторялся. Прабхупад был шокирован, его тело подергивалось. Я заметил это, и вновь, когда песня повторялась, он внимательно и терпеливо слушал песню Бхактивинода. Столь многие прекрасные реалии описаны, но всякий раз, когда доходило до этих строчек, он был шокирован. Словно некая стрела летела из этой стороны и поражала его тело. Не готов терпеть любое неуважение в адрес Радхарани, подобное не приобретенное, но вечное. Они наделены вечной формацией их ума или сантиментов, не в силах терпеть, таким было мое открытие.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.05.03.D.82.08.20.B

«На полпути до Голоки»

1982.05.03.B

«Сердце Ханумана»

1982.05.03.C.D

«Рамачандра и Сита Деви»

1982.05.04.A

«Сознание Кришны — богатство сердца»

1982.05.04.B82.05.05.A

«Лила — поток, которому невозможно противиться»

1982.05.05.B

«Садхана — постепенный процесс»

1982.05.06.A

«Игры Абсолюта»

1982.05.06.B

«Связан с Хари, лишён Хари»

1982.05.07.A82.05.08.A

«От смерти к бессмертию»

1982.05.09.C82.05.10.A

«Божественные деяния Махапрабху»

1982.05.09.A

«Драгоценный камень Гаурачанд»

1982.05.09.B

«Вриндаван-Лила — взаимодействие сердец»

1982.05.10.B

«Эволюция теизма»

1982.05.10.C82.05.11.A

«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 1

1982.05.11.B

«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 2

1982.05.11.C05.12.A05.12.B

«Ананья-Бхакта»

1982.05.12.B

«Нисходящие указания Абсолюта»

1982.05.12.C82.05.13.A

«Божество в Сердце Преданного»

1982.05.13.B

«Говинда — Цель Вед»

1982.05.13.C82.05.14.A

«Динамичный экстаз»

1982.05.14.B

«64 качества Кришны»

1982.05.14.C

«Шуддха шакты»

1982.05.14.D

«Душа проповедует Душе»

1982.05.15.A

«Реальность внутри нас»

1982.05.15.B

«Неизбежный поток событий»

1982.05.15.C82.05.16.A

«Киртан — атака в ответ на атаку»

1982.05.16.B

«Я не прогрессирую»

1982.05.16.C82.05.18.A

«Отдай всё и ты получишь всё»

1982.05.18.B

«Реинициация»

1982.05.18.E

«Все права дживы относительны»

1982.05.18.C

«Харинама инициация»

1982.05.18.F

«Частица, пригодная для служения»

1982.06.05.A

«Тадия и Мадия»

1982.06.05.B82.06.08.A

«Мясо и религия»

1982.06.08.B82.06.10.A

«Что стало с гопи?»

1982.06.10.B

«Вор в своём собственном доме»

1982.06.10.C

«Как Гопи»

1982.06.14.A

«Ананда — Прекрасная Реальность»

1982.06.15.A82.06.17.A

«Стремление Уддхавы»

1982.06.17.B18.A19.A

«Но Джива умирает там!»