Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.03.07.B «Кришна кама – желание служить»
Преданность столь могущественна, что может даже пленить Абсолют. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, адхокшаджа, Вишну Свами

«Кришна кама – желание служить» 1981.03.07.B

Кришна кама — желание служить

Шридхар Махарадж: Мы не можем победить. Мы должны решить проблему, отказавшись помнить о болезни, мы не можем избавиться от нее. Болезнь должна быть признана, и подлинное лечение должно быть назначено. Кришна должен быть между двумя сторонами. Каждый раз, когда я общаюсь с кем бы то ни было, я говорю с ним только о Кришне. В первой мантре Ригведы говорится: «Когда ты приступаешь к выполнению любой обязанности, ты должен думать о своем тождестве в окружающем мире, кто ты». Ты собираешься выполнить некую работу. Ты должен думать о том, кто ты. Око Вишну, око, подобное солнцу, пребывает над твоей головой. Что есть это око? Вишну парампад лотосные стопы пребывают над твоей головой, они подобны оку, эти стопы подобны солнцу над твоей головой. Поэтому бдительное око хранителя устремлено на нас, и мы выполняем наш долг. В таком случае ты не можешь поступать неправильно, поскольку бдительное око хранителя над твоей головой. С этим представлением мы должны приступать к выполнению любой обязанности. Кришна должен быть между мной и кем-то, если я с кем-то беседую. Если я имею какие бы то ни было отношения, я должен привносить в эти отношения Кришну, ради Кришны это делать, и в таком случае я избавлюсь от опасности анйабхилаши, карми, йоги и т. д, мы сможем омыться в расе Кришны. Избегать слишком многого не есть решение, и потворствовать себе это также не есть Кришна, наслаждаться под видом религии, «под именем Кришны я буду наслаждаться». Это очень опасно и очень предосудительно. Это не только искусственно, но и обман, самообман и обман других также. Соответственно способностям человека в целом мы будем бдительны в отношении встреч наедине.

Преданный: В уединенном месте?

Шридхар Махарадж: Да, в уединенном месте, их следует избегать. Но когда нас много, можно пообщаться с ними (имеются в виду санйаси ИСККОН и женщины). В целом рекомендация такова: встреч наедине следует избегать.

Преданный: Иногда женщины хотят задавать нам вопросы, и тогда с нами должен быть наш секретарь или другой брахмачари.

Шридхар Махарадж: Иногда женщина-ученица должна поговорить со своим Гуру наедине, она хочет нанести конфиденциальный визит, рассказать своему Гуру искренне что-то, но Гурудев согласно своим способностям матхйама-адхикари Гуру устроит все должным образом. Всякий раз, когда это возможно, эту женщину должны сопровождать другие женщины, одна или две, или, по-крайней мере, другие могут не слышать, но они могут видеть их разговор. Она разговаривает с Гурудевом, рассказывает ему о своих трудностях, и она может не хотеть, чтобы другие слышали их беседу. Гуру дает советы, и другие люди могут видеть эту сцену, но не слышать, такого рода собрание можно устроить.

Преданный: Вы даете очень удовлетворительные ответы. Могу я задать вам еще один вопрос?

Шридхар Махарадж: Да-да.

Преданный: Господь Чайтанйа сказал, что мы не стремимся к освобождению, но хотим служить рождение за рождением. Мой вопрос таков: существует ли конфликт между этим желанием служить рождение за рождением и желанием прийти в обитель Кришны.

Шридхар Махарадж: Лишь желания, должны быть уничтожены и лишь Кришна-кама должна остаться. Что есть Кришна-кама? Кришна-кама означает служение.

Преданный: Кришна-марва?

Шридхар Махарадж: Нет, Кришна-кама, желание Кришны. Желание не наслаждаться, но какие-то другие явления, желание служить Кришне. Все остальные желания должны быть уничтожены, и лишь желание служить Кришне должно оставаться, и здесь Махапрабху говорит: «Джанмани джанмани». Он говорит, что вначале Я могу не ожидать, согласно своей карме Я могу отправиться в одну форму жизни, в другую форму жизни, но Я хочу служить Кришне. Это лагха, цель. Эта цель никогда меня не оставит, где бы я ни был. Лишь связи с Кришной следует желать, мы будем желать лишь одного. Не желать это сайуджйа мукти, самадхи. Когда отсутствуют любые желания, это может быть самадхи. Лишь служения Кришне мы будем желать. Встреча в разлуке, сознание Кришны, жажда Кришны должны присутствовать, иначе, если это желание отсутствует, это самадхи, результат отречения, глубокий сон без сновидений. Сознание Кришны, горячее желание служить Кришне только это явление должно оставаться, только одно желание, и это не есть желание. Когда все желания эксплуатации и отречения уходят, тогда внутренняя функция пробуждается, наша внутренняя функция, которая не может быть отвергнута.

Преданный: У меня есть вопрос. Что, если Преданный спрашивает нас: «Должен ли я желать отправиться на Кришналоку?», и мы должны ответить: «Нет, только служение Кришне?»

Шридхар Махарадж: Нет, по крайней мере, если я не достоин отправиться к Кришне, я хочу иметь связь с Кришной, иметь связь с Преданными в той либо иной форме. Я не могу оставить эту связь, малейшую связь с Кришной. Я должен молить об этой связи, некая, любая связь с Кришной, по крайней мере с Его Преданным. Я могу согласно моей карме родиться в качестве насекомого, но моя молитва: чтобы я мог иметь связь с Преданным Кришны. Если этой связи нет, это смерть, этой связи я должен желать, связи с Высочайшим благом.

Преданный: А желание отправиться на Голоку это нечто вроде желания освобождения?

Шридхар Махарадж: Салокйа, сайуджйа, хотя к этому стремятся ради служения, все равно это бхакти низшего типа. Преданный говорит: «Куда бы Ты меня ни поместил, я удовлетворен этим», и это высочайшее явление, но обусловленная Преданность это некое условие. Может быть, «обусловленная» не лучшее выражение, но Преданность с условиями. Это Преданность низшего порядка, сарупйа, салокйа и т. д. Некое эгоистическое желание присутствует, навязывание себя Высшему Началу. Но когда я говорю, что я полностью подвластен Твоему контролю, что бы Ты ни захотел со мной сделать, я буду удовлетворен, если Ты захочешь бросить меня в ад, пожалуйста, сделай это, я готов. По Твоему указанию я готов на все, Ты можешь создать или убить, у Тебя есть все права на меня. Преданность подобного качества, жертвенность необходима. Даже не желание вернуться к Кришне на Кришналоку. Может быть, если Ты удовлетворен, да. Таким образом он обретает высочайшую связь. В действительности такого рода Преданный это Преданный высшего класса, это «отряд смертников».

Преданный: Почему они так называются?

Шридхар Махарадж: Потому что их жертва не знает границ. Те, кто способны пожертвовать всем ради страны, те пользуются наибольшим доверием. Высочайшая жертва они готовы на все, на любое служение стране, поэтому они заслуживают величайший почет, величайшее уважение. Жертвуя собой ради Кришны, мы, скорее, живем, в противном случае мы умираем. Насколько мы способны пожертвовать собой ради Кришны, настолько мы живем высокой жизнью, факт таков.

Он сказал как Хануман, Хануман находится в середине. Санатана Госвами показывает градацию. Сначала он отправляется в Праяг, там встречает брахмана-заминдара, который тратит большие деньги на помощь брахманам, садху и бедным, на помощь людям. Он повторяет Харинам, совершает санкиртан, Нарада приходит к нему и говорит: «Ты очень удачлив, ты брахман, ты совершил обширную работу, ты кормишь брахманов и садху, раздаешь людям подарки, и это очень высокий идеал». Заминдар ответил: «Отправляйся к царю (возможно царю Пури). Он устраивает раздачу махапрасада великому множеству людей каждый день. Тысячи и тысячи людей он кормит махапрасадом, великая упасана совершается в храме».

Нарада обращается к Махарадже и говорит: «Твоя жизнь полна успеха, ты столь велик, ты великий царь, ты делаешь столь многое, раздаешь прасад людям в огромных масштабах, нигде подобного мы не находим». На что царь отвечает: «Что ты такое говоришь, садху? Отправляйся к Индре, и ты увидишь, насколько удачлив он. Какая удача есть у меня?» Вы читали «Брихад Бхагаватамриту»?

И Нарада приходит к Индре и начинает прославлять его: «Индра, ты очень удачлив, Бхагаван Вишну явился как твой младший брат Упендра. Он твой брат в твоем царстве, столь многие фестивали поклонения происходят» и т. д. «Что ты говоришь? Меня атакуют демоны и множество беспокойств возникает в моей жизни. Какую удачу ты находишь во мне? Брахма воистину удачлив. Он владыка всей брахманды, он происходит непосредственно от Вишну, и Вишну послал Веды через него».

И Нарада приходит к Брахме и начинает прославлять его. Брахма говорит: «О чем ты говоришь? Тебе неизвестен Махадев (Шива). Я занят мирскими делами, и всякий раз жалобы поступают из разных уголков брахманды. Я должен решать эти вопросы, у меня нет времени на поклонение моему Владыке, Кришне. Конечно, Он дал мне Веды ради блага человечества, но мне самому неизвестен истинный смысл Вед. Махадев безразличен к мирской жизни, и он эксклюзивным образом предан Нарайане, и в Шрути присутствуют многие гимны, прославляющие Махадева».

Нарада приходит к Махадеву и начинает цитировать «Рудра-шрути» и прославлять Шиву. Шива говорит: «Что ты говоришь, Нарада? Я думал, что у тебя есть подлинное знание, но что ты сейчас утверждаешь? Кто я такой? Я ничто, я много раз восстаю против Вишну во многих отношениях. Он возложил на меня бремя такого долга, в рамках которого иногда я поддерживаю своих учеников и сражаюсь с Ним, такая несчастная доля мне выпала. Во мне нет даже толики подлинной Преданности. Конечно, мне нравится Прахлада, у него есть шудха-бхакти, он не хочет ничего и, несмотря на давление, он сохранил природу Преданности. Я даю ему очень высокую оценку, я восхищаюсь им».

Нарада приходит к Прахладе. Прахлада говорит: «О Гурудев, ты пришел, чтобы благословить меня. Зачем ты прославляешь меня? Я твой скромный ученик, ты не должен быть настолько жесток ко мне. Какой Преданностью я обладаю? Конечно, по твое милости иногда я хочу Его, но я не получил шанс служить Ему непосредственно. Хануман воистину удачлив».

Карма-мишра и гйана-мишра-бхакти вплоть до Махадева, затем шудха-бхакти начинается с Прахлада, и шудха-бхакти с шанта-расы в Прахладе. Исключительная покорность, но отсутствие активного служения. Активное служение, дасйа-раса начинается с Ханумана ясным образом, и Прахлад говорит: «Ты должен отправиться к Хануману». Дальше Нарада приходит к Хануману, повторяя Рам Рам. Хануман обнимает Нараду, они льют слезы и произносят имена Рамы. «От кого, из чьих уст исходит звук имени моего любимого Рамы?», спрашивает Хануман, и Нарада начинает прославлять его. Хануман говорит: «Что ты такое говоришь? Конечно, было время, когда я имел шанс служить моему Владыке, Рамачандре, но Прабху оставил меня здесь и ушел, и я нахожусь здесь, в этом лесу, и страдаю от боли разлуки. Но насколько счастливы Пандавы! Недавно мой господь Рамачандра пришел сюда как Кришна, и насколько Он дружелюбен по отношению к Пандавам. Иногда я думаю так, и когда я размышляю об их удаче, я испытываю воодушевление».

Затем Нарада приходит к Пандавам и говорит: «Вы все столь удачливы, Кришна столь дружелюбен к вам. Он словно служит вам: когда вы оказываетесь в опасности, Он тотчас же является и избавляет вас», и так он продолжает. Юдхиштхира Махарадж ему отвечает: «Что ты говоришь, деварши? Мое единственное чувство таково: видя наш пример, никто не захочет поклоняться Кришне, никто не захочет совершать Кришна-бхаджан. Люди скажут: «О, Пандавы были тесно связаны с Кришной, и всю свою жизнь они сталкивались с трудностями. Люди решат, что Кришна-бхаджан означает жизнь в сплошных злоключениях, и никто не станет его совершать». Нарада ответил: «Нет-нет, все обстоит прямо противоположно». Когда возникает негативное обстоятельство в жизни Пандавов, это вестник явления Кришны. Опасности, с которыми сталкиваются Пндавы указывают на то, что Кришна приходит к ним. «Ваши опасности такого рода, и Кришна является и спасает вас». Юдхиштхира говорит: «Да, Кришна любит нас, хотя мы не квалифицированы и не имеем качеств, но Ядавы, насколько они удачливы Кришна всегда живет среди них. Он принимает их руководство. Он напрямую связан с ними, они очень счастливы», и начал прославлять Ядавов.

Тогда Нарада приходит к Ядавам, и они говорят: «Да, конечно, некая удача у нас есть благодаря нашей связи с Кришной, но мы также страдаем, но Удхава один среди нас подлинный Преданный, любимец Кришны. Мы признаем это».

Нарада приходит к Удхаве, и тот говорит: «Деварши, разве ты не изучал «Бхагаватам»? Разве ты не знаешь молитву, которая содержится там? [цитирует санскрит, шлока о величии враджаваси] То была моя искренняя молитва. Кто я по сравнению с ними?»

Однажды, когда я находился в Мадрасе… Вы были в Мадрасе? Мамбаламья, новый город появился в стране, и там был один шанкарит-брахман в Мумбае, он декламировал «Бхагаватам». Он знал весь «Бхагаватам» наизусть, декламировал и объяснял. Кто-то из наших друзей захотел, чтобы мы посмотрели на него. Мы пошли к нему и, помолчав, я спросил его: «Кто является величайшим Преданным по вашему мнению?» Он ответил: «Чатухсан (4 кумара: Санатан, Санака …)». Я молчал. Он спросил: «А по-вашему кто величайший Преданный?» Я ответил: «Чатухсан это низшее положение» «А кто занимает высшее положение?» Я произнес эту шлоку, слова Удхавы, слова Кришны об Удхаве. Кришна говорит (что говорить о Чатухсан): «Ни Брахма, ни Шри…». Это в «Бхагаватам», вы знаете лучше меня. Эти слова изошли из уст Кришны, Сваям Бхагавана. Градация, Он говорит, что Удхава величайший из Преданных, и этот Удхава говорит: «Гопи занимают высочайшее положение». Этот человек не произнес ни слова в ответ. Логически я доказал посредством «Бхагаватам». Только один раз я был там, в Двараке. Дварака и какое-то другое место.

Я могу сказать одно в этой связи, Гауракишор Бабаджи, Гурудев Прабхупады, ему сказал один джентльмен: «Шамбху Банерджи, ученик Бхактивиноды, был холостяком, теперь он женился», и Бабаджи Махарадж заметил: «Это не имеет значения. Да, он мог жениться, но попросите его украшать жену, служить ей так, словно он служит гопи. В служении Кришне он может усвоить такое настроение».

Преданный: Украшать свою жену и служить ей как гопи?

Шридхар Махарадж: Да, служить ей, думая, что она гопи. Она предназначена служить Кришне, а он будет помогать ей. В этом умонастроении он должен ее рассматривать. Я говорю об этом в связи с предыдущим вопросом: «Как мы должны общаться с женщинами?» Мы не должны отклоняться от следующего понимания: каждый является слугой Кришны. Подобный темперамент мы всегда должны поддерживать. Никто не предназначен для меня, все предназначено для Кришны. Я буду общаться, и мы будем помогать друг другу в этом универсальном духе. Пусть этот универсальный дух не отсутствует в нас. Мы должны стараться поддерживать этот универсальный поток. Цель каждого должна состоять в служении Кришне. Мы должны помогать друг другу, в этом духе мы будем общаться. Мы будем связывать все с чем бы мы ни соприкасались, будем действовать в этом духе: «Как я могу помочь ему служить Кришне?» Это очень обширное, глубокое измерение, в этом измерении мы должны трудиться, жить и передвигаться. Самый удаленный уголок мы должны рассматривать в контексте его связи с Кришной, и, насколько возможно, я буду стараться помогать этому явлению или человеку в служении Кришне, и таким образом я обрету больше милости от Кришны.

В «Бхагаватам» сказано [цитирует санскрит]: повсюду я буду стараться увидеть связь любой реалии или человека с Кришной, и, следуя этой связи, я буду взаимодействовать с этим явлением, вторичная связь. На первом месте стоит связь любой реалии с Кришной, и в связи с ней я буду рассчитывать, какой должна быть моя связь с этой реалией. Это вторичная связь.

В последние дни Прабхупад дает мне шанс говорить о нем. Многие мои друзья и духовные братья говорили мне, что я могу хорошо проповедовать, образованным людям в особенности. Но мне не был присущ такой темперамент проповедника. Они жаловались на меня, мой Прабхупад также хотел, чтобы я отправился на запад и проповедовал, но я отклонил эту просьбу, сказав, что я не квалифицирован выполнить эту просьбу по двум причинам. Во-первых, как вы видите, я не в состоянии понять произношение западных людей, это мой изъян. Во-вторых, мне не присущ темперамент, мне не нравится близко общаться с западными людьми. Если вы прикажете, я отправлюсь на Запад, но я не думаю, что сумею достичь там серьезного успеха. Другой мой брат, профессор Санйал, написавший книгу «Шри Кришна Чайтанйа» впоследствии сказал мне: «Ты знаешь, что Прабхупад хотел, чтобы ты отправился на Запад?» «А почему?» «Потому что ты не будешь совращен ими». Я согласился: «Никто и никогда не в состоянии меня обратить, это моя твердая убежденность». То, что я узнал о Махапрабху, о Кришне, никто в мире не в состоянии обратить меня, подобная вера у меня есть. Поэтому Прабхупад хотел.

Бон Махарадж отправился на Запад, и он вернулся полуобращенным. Оставил свою данду и шикху и, имитируя одежду западных людей, он вернулся. Когда он вернулся, я стоял во главе бомбейского Матха. Я организовал его встречу в порту. Он сошел с борта корабля. Шульц и еще один немецкий джентльмен приехали с ним в красных одеждах. Свами Махарадж присутствовал тогда, он в то время занимался коммерцией. И мы сели за круглым столом, я стал расспрашивать Бон Махараджа о проповеди, он сказал в числе прочего: «Западные люди задают многочисленные вопросы, на которые невозможно ответить». Я мягко бросил ему вызов: «А на какие вопросы невозможно ответить? Я хотел бы услышать эти вопросы». Я сидел здесь, Бон Махарадж с этой стороны, Шульц здесь, Свами Махарадж там. Бон Махарадж начал воспроизводить вопросы, а я начал отвечать на них, и в конце концов он замолчал. Свами Махарадж громко произнес: «Здесь сегодня Европа была побеждена!» То было его громогласное утверждение: «Европа была побеждена Азией». То, что он сказал Сварупе Дамодару: «Ты пришел, чтобы просить милостыню здесь? Можешь ли ты дать что-то?», так он сказал сам. Я спросил: «Ты можешь дать им что-то?». — «Что я могу дать? Да, материально они могут помочь вам, они занимают такое положение, но духовно они бедны, и ты способен помочь в духовных вопросах». Таким образом Сварупа Дамодар привлекся.

Какой прасадам вы приняли?

Преданный: Мы ели.

Шридхар Махарадж: Я тоже немножко поел, поскольку я верю, что Махапрабху дарит вам прасад. Вы столь искренни. Вы приехали сюда издалека на землю Махапрабху и, однозначно, Он дарит вам прасад, и я хочу принять остатки этого прасада. Мой Махапрабху связан с Америкой. Конечно, с самого начала интуитивно я чувствовал симпатию к немцам, они смешанная нация, представители разных народов.

Преданный: В Америке также есть множество немцев.

Шридхар Махарадж: Конечно, немецкая Америка, французская, английская. Кто главная популяция? Это смесь, в наши дни все смешано. Эйзенберг был немцем, тот самый человек, который сокрушил Германию, такова была его судьба. Так вот, мой Махапрабху связан с Америкой. Когда я приехал сюда, я хотел установить виграху Махапрабху. И скульптор, который обычно делает виграху для нас, я попросил его сделать мурти Махапрабху для меня, и я спросил: «Сколько вы хотите за этот труд?» Я знал, что он продает эти виграхи за 30 рупий. Он сказал: «30-40, сколько сможете». Я предложил: «Я заплачу 101 рупию, а вы со всем вашим талантом, приложив максимум усилий, постараетесь сделать Махапрабху максимально прекрасным». Такова была моя просьба. Он сказал: «Я это сделаю». То была война, это был 1945 год, война заканчивалась, и американцы работали в пригороде Калькутты. Этот человек служил там, работал с американцами. Он сказал: «Я хожу на службу, я возьму дерево у американцев, и в свободное от службы время я сделаю мурти. Когда у меня будет время я буду стараться совершать подобное служение с тем, чтобы Махапрабху вышел наиболее прекрасным». «Хорошо, сделайте это», сказал я. Так Махапрабху обрел там образ и затем, когда Он приехал сюда из Калькутты, я пришел на железнодорожную станцию и забрал мурти. Поэтому Махапрабху в своей пракрита-форме связан с американцами, я не могу не помнить этого.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.02.28.B

«Природа Гокулы и Голоки»

1981.02.28.A

«Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души»

1981.03.01.A

«Живое и не живое»

1981.03.01.B

«Отражение материи в духовном мире»

1981.03.01.X

«Душа – частица сознания»

1981.03.02.C_81.03.03.A

«Продолжать проповедь, не смотря на низкий адхикар»

1981.03.02.X

«Три вида Гуру»

1981.03.02.X

«Форма и суть»

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»