«Кришна кама – желание служить» 1981.03.07.B
Кришна кама — желание служить
Шридхар Махарадж: Мы не можем победить. Мы должны решить проблему, отказавшись помнить о болезни, мы не можем избавиться от нее. Болезнь должна быть признана, и подлинное лечение должно быть назначено. Кришна должен быть между двумя сторонами. Каждый раз, когда я общаюсь с кем бы то ни было, я говорю с ним только о Кришне. В первой мантре Ригведы говорится: «Когда ты приступаешь к выполнению любой обязанности, ты должен думать о своем тождестве в окружающем мире, кто ты». Ты собираешься выполнить некую работу. Ты должен думать о том, кто ты. Око Вишну, око, подобное солнцу, пребывает над твоей головой. Что есть это око? Вишну парампад — лотосные стопы пребывают над твоей головой, они подобны оку, эти стопы подобны солнцу над твоей головой. Поэтому бдительное око хранителя устремлено на нас, и мы выполняем наш долг. В таком случае ты не можешь поступать неправильно, поскольку бдительное око хранителя над твоей головой. С этим представлением мы должны приступать к выполнению любой обязанности. Кришна должен быть между мной и кем-то, если я с кем-то беседую. Если я имею какие бы то ни было отношения, я должен привносить в эти отношения Кришну, ради Кришны это делать, и в таком случае я избавлюсь от опасности анйабхилаши, карми, йоги и т. д, мы сможем омыться в расе Кришны. Избегать слишком многого не есть решение, и потворствовать себе — это также не есть Кришна, наслаждаться под видом религии, «под именем Кришны я буду наслаждаться». Это очень опасно и очень предосудительно. Это не только искусственно, но и обман, самообман и обман других также. Соответственно способностям человека в целом мы будем бдительны в отношении встреч наедине.
Преданный: В уединенном месте?
Шридхар Махарадж: Да, в уединенном месте, их следует избегать. Но когда нас много, можно пообщаться с ними (имеются в виду санйаси ИСККОН и женщины). В целом рекомендация такова: встреч наедине следует избегать.
Преданный: Иногда женщины хотят задавать нам вопросы, и тогда с нами должен быть наш секретарь или другой брахмачари.
Шридхар Махарадж: Иногда женщина-ученица должна поговорить со своим Гуру наедине, она хочет нанести конфиденциальный визит, рассказать своему Гуру искренне что-то, но Гурудев согласно своим способностям матхйама-адхикари Гуру устроит все должным образом. Всякий раз, когда это возможно, эту женщину должны сопровождать другие женщины, одна или две, или, по-крайней мере, другие могут не слышать, но они могут видеть их разговор. Она разговаривает с Гурудевом, рассказывает ему о своих трудностях, и она может не хотеть, чтобы другие слышали их беседу. Гуру дает советы, и другие люди могут видеть эту сцену, но не слышать, такого рода собрание можно устроить.
Преданный: Вы даете очень удовлетворительные ответы. Могу я задать вам еще один вопрос?
Шридхар Махарадж: Да-да.
Преданный: Господь Чайтанйа сказал, что мы не стремимся к освобождению, но хотим служить рождение за рождением. Мой вопрос таков: существует ли конфликт между этим желанием служить рождение за рождением и желанием прийти в обитель Кришны.
Шридхар Махарадж: Лишь желания, должны быть уничтожены и лишь Кришна-кама должна остаться. Что есть Кришна-кама? Кришна-кама означает служение.
Преданный: Кришна-марва?
Шридхар Махарадж: Нет, Кришна-кама, желание Кришны. Желание не наслаждаться, но какие-то другие явления, желание служить Кришне. Все остальные желания должны быть уничтожены, и лишь желание служить Кришне должно оставаться, и здесь Махапрабху говорит: «Джанмани джанмани». Он говорит, что вначале Я могу не ожидать, согласно своей карме Я могу отправиться в одну форму жизни, в другую форму жизни, но Я хочу служить Кришне. Это лагха, цель. Эта цель никогда меня не оставит, где бы я ни был. Лишь связи с Кришной следует желать, мы будем желать лишь одного. Не желать — это сайуджйа мукти, самадхи. Когда отсутствуют любые желания, это может быть самадхи. Лишь служения Кришне мы будем желать. Встреча в разлуке, сознание Кришны, жажда Кришны должны присутствовать, иначе, если это желание отсутствует, это самадхи, результат отречения, глубокий сон без сновидений. Сознание Кришны, горячее желание служить Кришне — только это явление должно оставаться, только одно желание, и это не есть желание. Когда все желания эксплуатации и отречения уходят, тогда внутренняя функция пробуждается, наша внутренняя функция, которая не может быть отвергнута.
Преданный: У меня есть вопрос. Что, если Преданный спрашивает нас: «Должен ли я желать отправиться на Кришналоку?», и мы должны ответить: «Нет, только служение Кришне?»
Шридхар Махарадж: Нет, по крайней мере, если я не достоин отправиться к Кришне, я хочу иметь связь с Кришной, иметь связь с Преданными в той либо иной форме. Я не могу оставить эту связь, малейшую связь с Кришной. Я должен молить об этой связи, некая, любая связь с Кришной, по крайней мере с Его Преданным. Я могу согласно моей карме родиться в качестве насекомого, но моя молитва: чтобы я мог иметь связь с Преданным Кришны. Если этой связи нет, это смерть, этой связи я должен желать, связи с Высочайшим благом.
Преданный: А желание отправиться на Голоку — это нечто вроде желания освобождения?
Шридхар Махарадж: Салокйа, сайуджйа, хотя к этому стремятся ради служения, все равно это бхакти низшего типа. Преданный говорит: «Куда бы Ты меня ни поместил, я удовлетворен этим», и это высочайшее явление, но обусловленная Преданность — это некое условие. Может быть, «обусловленная» не лучшее выражение, но Преданность с условиями. Это Преданность низшего порядка, сарупйа, салокйа и т. д. Некое эгоистическое желание присутствует, навязывание себя Высшему Началу. Но когда я говорю, что я полностью подвластен Твоему контролю, что бы Ты ни захотел со мной сделать, я буду удовлетворен, если Ты захочешь бросить меня в ад, пожалуйста, сделай это, я готов. По Твоему указанию я готов на все, Ты можешь создать или убить, у Тебя есть все права на меня. Преданность подобного качества, жертвенность необходима. Даже не желание вернуться к Кришне на Кришналоку. Может быть, если Ты удовлетворен, да. Таким образом он обретает высочайшую связь. В действительности такого рода Преданный — это Преданный высшего класса, это «отряд смертников».
Преданный: Почему они так называются?
Шридхар Махарадж: Потому что их жертва не знает границ. Те, кто способны пожертвовать всем ради страны, те пользуются наибольшим доверием. Высочайшая жертва — они готовы на все, на любое служение стране, поэтому они заслуживают величайший почет, величайшее уважение. Жертвуя собой ради Кришны, мы, скорее, живем, в противном случае мы умираем. Насколько мы способны пожертвовать собой ради Кришны, настолько мы живем высокой жизнью, факт таков.
Он сказал как Хануман, Хануман находится в середине. Санатана Госвами показывает градацию. Сначала он отправляется в Праяг, там встречает брахмана-заминдара, который тратит большие деньги на помощь брахманам, садху и бедным, на помощь людям. Он повторяет Харинам, совершает санкиртан, Нарада приходит к нему и говорит: «Ты очень удачлив, ты брахман, ты совершил обширную работу, ты кормишь брахманов и садху, раздаешь людям подарки, и это очень высокий идеал». Заминдар ответил: «Отправляйся к царю (возможно царю Пури). Он устраивает раздачу махапрасада великому множеству людей каждый день. Тысячи и тысячи людей он кормит махапрасадом, великая упасана совершается в храме».
Нарада обращается к Махарадже и говорит: «Твоя жизнь полна успеха, ты столь велик, ты великий царь, ты делаешь столь многое, раздаешь прасад людям в огромных масштабах, нигде подобного мы не находим». На что царь отвечает: «Что ты такое говоришь, садху? Отправляйся к Индре, и ты увидишь, насколько удачлив он. Какая удача есть у меня?» Вы читали «Брихад Бхагаватамриту»?
И Нарада приходит к Индре и начинает прославлять его: «Индра, ты очень удачлив, Бхагаван Вишну явился как твой младший брат Упендра. Он твой брат в твоем царстве, столь многие фестивали поклонения происходят» и т. д. — «Что ты говоришь? Меня атакуют демоны и множество беспокойств возникает в моей жизни. Какую удачу ты находишь во мне? Брахма воистину удачлив. Он владыка всей брахманды, он происходит непосредственно от Вишну, и Вишну послал Веды через него».
И Нарада приходит к Брахме и начинает прославлять его. Брахма говорит: «О чем ты говоришь? Тебе неизвестен Махадев (Шива). Я занят мирскими делами, и всякий раз жалобы поступают из разных уголков брахманды. Я должен решать эти вопросы, у меня нет времени на поклонение моему Владыке, Кришне. Конечно, Он дал мне Веды ради блага человечества, но мне самому неизвестен истинный смысл Вед. Махадев безразличен к мирской жизни, и он эксклюзивным образом предан Нарайане, и в Шрути присутствуют многие гимны, прославляющие Махадева».
Нарада приходит к Махадеву и начинает цитировать «Рудра-шрути» и прославлять Шиву. Шива говорит: «Что ты говоришь, Нарада? Я думал, что у тебя есть подлинное знание, но что ты сейчас утверждаешь? Кто я такой? Я ничто, я много раз восстаю против Вишну во многих отношениях. Он возложил на меня бремя такого долга, в рамках которого иногда я поддерживаю своих учеников и сражаюсь с Ним, такая несчастная доля мне выпала. Во мне нет даже толики подлинной Преданности. Конечно, мне нравится Прахлада, у него есть шудха-бхакти, он не хочет ничего и, несмотря на давление, он сохранил природу Преданности. Я даю ему очень высокую оценку, я восхищаюсь им».
Нарада приходит к Прахладе. Прахлада говорит: «О Гурудев, ты пришел, чтобы благословить меня. Зачем ты прославляешь меня? Я твой скромный ученик, ты не должен быть настолько жесток ко мне. Какой Преданностью я обладаю? Конечно, по твое милости иногда я хочу Его, но я не получил шанс служить Ему непосредственно. Хануман воистину удачлив».
Карма-мишра и гйана-мишра-бхакти вплоть до Махадева, затем шудха-бхакти начинается с Прахлада, и шудха-бхакти с шанта-расы в Прахладе. Исключительная покорность, но отсутствие активного служения. Активное служение, дасйа-раса начинается с Ханумана ясным образом, и Прахлад говорит: «Ты должен отправиться к Хануману». Дальше Нарада приходит к Хануману, повторяя Рам Рам. Хануман обнимает Нараду, они льют слезы и произносят имена Рамы. «От кого, из чьих уст исходит звук имени моего любимого Рамы?», — спрашивает Хануман, и Нарада начинает прославлять его. Хануман говорит: «Что ты такое говоришь? Конечно, было время, когда я имел шанс служить моему Владыке, Рамачандре, но Прабху оставил меня здесь и ушел, и я нахожусь здесь, в этом лесу, и страдаю от боли разлуки. Но насколько счастливы Пандавы! Недавно мой господь Рамачандра пришел сюда как Кришна, и насколько Он дружелюбен по отношению к Пандавам. Иногда я думаю так, и когда я размышляю об их удаче, я испытываю воодушевление».
Затем Нарада приходит к Пандавам и говорит: «Вы все столь удачливы, Кришна столь дружелюбен к вам. Он словно служит вам: когда вы оказываетесь в опасности, Он тотчас же является и избавляет вас», и так он продолжает. Юдхиштхира Махарадж ему отвечает: «Что ты говоришь, деварши? Мое единственное чувство таково: видя наш пример, никто не захочет поклоняться Кришне, никто не захочет совершать Кришна-бхаджан. Люди скажут: «О, Пандавы были тесно связаны с Кришной, и всю свою жизнь они сталкивались с трудностями. Люди решат, что Кришна-бхаджан означает жизнь в сплошных злоключениях, и никто не станет его совершать». Нарада ответил: «Нет-нет, все обстоит прямо противоположно». Когда возникает негативное обстоятельство в жизни Пандавов, это вестник явления Кришны. Опасности, с которыми сталкиваются Пндавы указывают на то, что Кришна приходит к ним. «Ваши опасности такого рода, и Кришна является и спасает вас». Юдхиштхира говорит: «Да, Кришна любит нас, хотя мы не квалифицированы и не имеем качеств, но Ядавы, насколько они удачливы — Кришна всегда живет среди них. Он принимает их руководство. Он напрямую связан с ними, они очень счастливы», и начал прославлять Ядавов.
Тогда Нарада приходит к Ядавам, и они говорят: «Да, конечно, некая удача у нас есть благодаря нашей связи с Кришной, но мы также страдаем, но Удхава — один среди нас подлинный Преданный, любимец Кришны. Мы признаем это».
Нарада приходит к Удхаве, и тот говорит: «Деварши, разве ты не изучал «Бхагаватам»? Разве ты не знаешь молитву, которая содержится там? [цитирует санскрит, шлока о величии враджаваси] То была моя искренняя молитва. Кто я по сравнению с ними?»
Однажды, когда я находился в Мадрасе… Вы были в Мадрасе? Мамбаламья, новый город появился в стране, и там был один шанкарит-брахман в Мумбае, он декламировал «Бхагаватам». Он знал весь «Бхагаватам» наизусть, декламировал и объяснял. Кто-то из наших друзей захотел, чтобы мы посмотрели на него. Мы пошли к нему и, помолчав, я спросил его: «Кто является величайшим Преданным по вашему мнению?» Он ответил: «Чатухсан (4 кумара: Санатан, Санака …)». Я молчал. Он спросил: «А по-вашему кто величайший Преданный?» Я ответил: «Чатухсан — это низшее положение» — «А кто занимает высшее положение?» Я произнес эту шлоку, слова Удхавы, слова Кришны об Удхаве. Кришна говорит (что говорить о Чатухсан): «Ни Брахма, ни Шри…». Это в «Бхагаватам», вы знаете лучше меня. Эти слова изошли из уст Кришны, Сваям Бхагавана. Градация, Он говорит, что Удхава — величайший из Преданных, и этот Удхава говорит: «Гопи занимают высочайшее положение». Этот человек не произнес ни слова в ответ. Логически я доказал посредством «Бхагаватам». Только один раз я был там, в Двараке. Дварака и какое-то другое место.
Я могу сказать одно в этой связи, Гауракишор Бабаджи, Гурудев Прабхупады, ему сказал один джентльмен: «Шамбху Банерджи, ученик Бхактивиноды, был холостяком, теперь он женился», и Бабаджи Махарадж заметил: «Это не имеет значения. Да, он мог жениться, но попросите его украшать жену, служить ей так, словно он служит гопи. В служении Кришне он может усвоить такое настроение».
Преданный: Украшать свою жену и служить ей как гопи?
Шридхар Махарадж: Да, служить ей, думая, что она гопи. Она предназначена служить Кришне, а он будет помогать ей. В этом умонастроении он должен ее рассматривать. Я говорю об этом в связи с предыдущим вопросом: «Как мы должны общаться с женщинами?» Мы не должны отклоняться от следующего понимания: каждый является слугой Кришны. Подобный темперамент мы всегда должны поддерживать. Никто не предназначен для меня, все предназначено для Кришны. Я буду общаться, и мы будем помогать друг другу в этом универсальном духе. Пусть этот универсальный дух не отсутствует в нас. Мы должны стараться поддерживать этот универсальный поток. Цель каждого должна состоять в служении Кришне. Мы должны помогать друг другу, в этом духе мы будем общаться. Мы будем связывать все с чем бы мы ни соприкасались, будем действовать в этом духе: «Как я могу помочь ему служить Кришне?» Это очень обширное, глубокое измерение, в этом измерении мы должны трудиться, жить и передвигаться. Самый удаленный уголок мы должны рассматривать в контексте его связи с Кришной, и, насколько возможно, я буду стараться помогать этому явлению или человеку в служении Кришне, и таким образом я обрету больше милости от Кришны.
В «Бхагаватам» сказано [цитирует санскрит]: повсюду я буду стараться увидеть связь любой реалии или человека с Кришной, и, следуя этой связи, я буду взаимодействовать с этим явлением, вторичная связь. На первом месте стоит связь любой реалии с Кришной, и в связи с ней я буду рассчитывать, какой должна быть моя связь с этой реалией. Это вторичная связь.
В последние дни Прабхупад дает мне шанс говорить о нем. Многие мои друзья и духовные братья говорили мне, что я могу хорошо проповедовать, образованным людям в особенности. Но мне не был присущ такой темперамент проповедника. Они жаловались на меня, мой Прабхупад также хотел, чтобы я отправился на запад и проповедовал, но я отклонил эту просьбу, сказав, что я не квалифицирован выполнить эту просьбу по двум причинам. Во-первых, как вы видите, я не в состоянии понять произношение западных людей, это мой изъян. Во-вторых, мне не присущ темперамент, мне не нравится близко общаться с западными людьми. Если вы прикажете, я отправлюсь на Запад, но я не думаю, что сумею достичь там серьезного успеха. Другой мой брат, профессор Санйал, написавший книгу «Шри Кришна Чайтанйа» впоследствии сказал мне: «Ты знаешь, что Прабхупад хотел, чтобы ты отправился на Запад?» — «А почему?» — «Потому что ты не будешь совращен ими». Я согласился: «Никто и никогда не в состоянии меня обратить, это моя твердая убежденность». То, что я узнал о Махапрабху, о Кришне, никто в мире не в состоянии обратить меня, подобная вера у меня есть. Поэтому Прабхупад хотел.
Бон Махарадж отправился на Запад, и он вернулся полуобращенным. Оставил свою данду и шикху и, имитируя одежду западных людей, он вернулся. Когда он вернулся, я стоял во главе бомбейского Матха. Я организовал его встречу в порту. Он сошел с борта корабля. Шульц и еще один немецкий джентльмен приехали с ним в красных одеждах. Свами Махарадж присутствовал тогда, он в то время занимался коммерцией. И мы сели за круглым столом, я стал расспрашивать Бон Махараджа о проповеди, он сказал в числе прочего: «Западные люди задают многочисленные вопросы, на которые невозможно ответить». Я мягко бросил ему вызов: «А на какие вопросы невозможно ответить? Я хотел бы услышать эти вопросы». Я сидел здесь, Бон Махарадж с этой стороны, Шульц здесь, Свами Махарадж там. Бон Махарадж начал воспроизводить вопросы, а я начал отвечать на них, и в конце концов он замолчал. Свами Махарадж громко произнес: «Здесь сегодня Европа была побеждена!» То было его громогласное утверждение: «Европа была побеждена Азией». То, что он сказал Сварупе Дамодару: «Ты пришел, чтобы просить милостыню здесь? Можешь ли ты дать что-то?», — так он сказал сам. Я спросил: «Ты можешь дать им что-то?». — «Что я могу дать? Да, материально они могут помочь вам, они занимают такое положение, но духовно они бедны, и ты способен помочь в духовных вопросах». Таким образом Сварупа Дамодар привлекся.
Какой прасадам вы приняли?
Преданный: Мы ели.
Шридхар Махарадж: Я тоже немножко поел, поскольку я верю, что Махапрабху дарит вам прасад. Вы столь искренни. Вы приехали сюда издалека на землю Махапрабху и, однозначно, Он дарит вам прасад, и я хочу принять остатки этого прасада. Мой Махапрабху связан с Америкой. Конечно, с самого начала интуитивно я чувствовал симпатию к немцам, они смешанная нация, представители разных народов.
Преданный: В Америке также есть множество немцев.
Шридхар Махарадж: Конечно, немецкая Америка, французская, английская. Кто главная популяция? Это смесь, в наши дни все смешано. Эйзенберг был немцем, тот самый человек, который сокрушил Германию, такова была его судьба. Так вот, мой Махапрабху связан с Америкой. Когда я приехал сюда, я хотел установить виграху Махапрабху. И скульптор, который обычно делает виграху для нас, я попросил его сделать мурти Махапрабху для меня, и я спросил: «Сколько вы хотите за этот труд?» Я знал, что он продает эти виграхи за 30 рупий. Он сказал: «30-40, сколько сможете». Я предложил: «Я заплачу 101 рупию, а вы со всем вашим талантом, приложив максимум усилий, постараетесь сделать Махапрабху максимально прекрасным». Такова была моя просьба. Он сказал: «Я это сделаю». То была война, это был 1945 год, война заканчивалась, и американцы работали в пригороде Калькутты. Этот человек служил там, работал с американцами. Он сказал: «Я хожу на службу, я возьму дерево у американцев, и в свободное от службы время я сделаю мурти. Когда у меня будет время я буду стараться совершать подобное служение с тем, чтобы Махапрабху вышел наиболее прекрасным». — «Хорошо, сделайте это», — сказал я. Так Махапрабху обрел там образ и затем, когда Он приехал сюда из Калькутты, я пришел на железнодорожную станцию и забрал мурти. Поэтому Махапрабху в своей пракрита-форме связан с американцами, я не могу не помнить этого.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.