Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.03.10.A «Шукадева Госвами»
Прогресс подразумевает отвержение одного явления и принятие другого. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж. Шукадева Госвами, Шакунтала

«Шукадева Госвами» 1981.03.10.A

Шукадева Госвами

Преданный: Это Киртанананда Махарадж.

Шридхар Махарадж: Мне говорили, что вы где-то безразличны к мирским делам. Это напоминает мне о рассказчике «Бхагаватам», Шукадеве Госвами. Его квалификация состояла в том, что он был… Шукадева обращается в собранию лучших, величайших интеллектуальных гигантов своего времени, авторитетов, знатоков различных отраслей знания, шастрического знания. Все эти личности присутствовали в собрании Парикшита Махараджа. Парикшит Махарадж должен был умереть по прошествии 7 дней, и все члены собрания были очень серьезны. Все светила пришли, чтобы утешить Парикшита Махараджа. Великие апологеты всех школ религиозной мысли собрались.

Его проклял брахман, представитель того сословия, которое он поддерживал, но проклятье пришло именно от брахмана. Они все пришли для того, чтобы утешить Парикшита, который был известен своим религиозным темпераментом. Он был обречен на смерть, и светила мира все собрались там. Парикшит Махарадж покорно задал вопрос: «Через 7 дней наступит смерть. Как я могу использовать свое время? По милости Господа столь многие авторитеты собрались здесь. Я в вашем распоряжении, пожалуйста, помогите мне с тем, чтобы после смерти я мог достичь блаженства». И они согласно стадий реализации давали различные советы. Кто-то говорил о йоге, кто-то рекомендовал тапасью, но Парикшит Махарадж вновь очень смиренно обратился к ним и сказал: «Пожалуйста, вынесите безоговорочный вердикт таким образом, чтобы я мог последовать вашему совету». Они посоветовались друг с другом, но расхождения во мнениях имели место.

В это время появился Шукадева Госвами, молодой человек 16 лет, совершенно нагой, но статного телосложения, красивый собой, сильный, крепкий. Он был словно полубезумный. Он вошел в это собрание, и за ним бежали мальчишки, дразня его словно безумца, и все собрание встало, мальчики убежали. В знак уважения все поднялись, они поняли, что это, должно быть, Шукадева, о котором они слышали, но у них не было возможности его увидеть. Этот юноша появился здесь, и все они встали в знак уважения. Вйасадев присутствовал там, но все поприветствовали Шуку, и ему было отведено сиденье оратора. Все лидеры религиозной Индии того времени единогласно заявили: «Мы все очень хотим услышать его, этого юношу. Махарадж, тебе необычайно повезло, твоя удача привлекла его. Задавай ему вопросы, мы же будем покорно слушать. У нас есть замечательная возможность слушать его, мы ждали так долго. Его реализации мы хотим видеть, поскольку в его глазах отсутствует различение мужчин и женщин. При виде женщин он даже не закрывает свое тело, его глаза таковы, что, увидев его, женщины не закрываются. Он лишен всяких привязаностей к миру, он предназначен для трансцендентных реалий. Какова его реализация, мы очень хотим знать, задавай ему вопросы».

Шукадева Госвами рассказал о себе, о своем положении, кто он. «Я был обучаем трансцендентному знанию систематически, — сказал он, — я был утвержден в этом знании. Но мое внимание было насильно увлечено в некий высший космос за пределами трансцендентной имперсональной концепции». В целом трансцендентное известно этому миру, философам, как начало лишенное личностной природы, нечто вроде нуля. Безграничное и ноль похожи, обладают одной и той же природой. То измерение, куда мы не можем ступить в качестве субъекта, исследовать это измерение, мы можем лишь вывести некое туманное умозаключение. Джива может составить туманное представление. Безграничное подобно бескрайнему небу, духовное небо похоже на великие голубые небеса, Брахман, недифференцированное начало, которому невозможно дать определение, безграничное пространство.

Мы не можем иметь опыт пережить это практическим образом, ниргуна. Позитивный опыт сводится только к этому миру для нас. Опыт слуха, зрения, осязания, совокупность этого опыта и ментальный мир — это наше достояние в этом мире. Это сагуна, и на основании этого опыта нельзя судить о природе этого нечто, ниргуна, опыт напрочь отсутствует там. Позитивное знание нашего опыта полностью отсутствует там, это ниргуна, так нам говорят. «Я утвержден в этом знании совершенным образом, — говорит он, — я связан с этим отрицанием, как вы его называете, отсутствием позитивных реалий этого мира. Но, о царь, это мое состояние, о котором я рассказываю здесь, есть нечто удивительно высокое. Возвышенная волна, поток унес меня в некий другой мир, и это нечто не может быть частью опыта этого мира. Невежество отсутствует в том измерении, тьма отсутствует, в этом я уверен.

Это полнота света, полнота знания — эта сфера. Скорее, это фундамент, чистое сознание, полнота основания, никаких мирских черт в нем нет, нечто за пределами всех концепций в рамках невежества, ложных концепций. Поток жизни можно увидеть там, поток, который невозможно сравнить ни с чем в рамках этой бренной юрисдикции. Высочайшая концепция жизни, и я полностью пленен очарованием такого рода жизни, подобных игр, таким потоком, нектарной деятельностью. Я установил связь, я был насильно увлечен, и я не могу отказаться от очарования этой поразительной земли. Затем я пришел к моему отцу. До этого он пытался изо всех сил повести меня в этом направлении, но меня это не интересовало, и я должен был вновь прийти к моему отцу, Ведавйасе, и стать студентом. Я должен изучить пути и природу этого Высшего Существа. Ты великая личность, ты достоин того, чтобы обрести лучшие перспективы в этой жизни. Высочайшая цель, ты достаточно удачлив, чтобы обрести такого рода высочайшее достижение. Я попытаюсь сообщить тебе вести, поделиться опытом этой трансцендентной лилы, этой прекрасной реальности Божественной Любви». С этого предисловия Шукадева начал лекцию, которая продолжалась 7 дней. 7 дней звучали различные вопросы, ответы. Кришна-лила была утверждена, и все авторитеты той эпохи покорно слушали наставления Шукадевы Госвами — это «Шримад Бхагаватам».

Для кого предназначены описания Кришна-лилы? Лила трансцендентна, хотя она весьма похожа на вожделение этого мира, тем не менее по своей природе она противоположна. Стремления душ, находящихся в рабстве, главным образом таковы: стремление к противоположному полу, поскольку они находят в этих отношениях максимум пищи для чувств. Пищу большей части наших чувств можно найти в этих отношениях, таково естественное влечение. Вся пракрити, даже в растительном, животном царствах и в человеческом царстве, повсюду в мире мы находим эту тенденцию. Это есть не что иное, как искаженное отражение, прямо противоположные явления, подобно сумеру и кумеру. С одной стороны, отчаянный, безрассудный поиск чувственных наслаждений, с другой стороны, высочайшая жертвенность, которую являют ради удовлетворения Центра.

Провинциализм, эгоизм и расширенный, или утонченный, эгоизм. Но в Безграничном расширенный, или утонченный, эгоизм не представляет ценности. Если меня интересую я сам, или члены семьи, общества, соотечественники, или все человечество, или вся Солнечная система, но это лишь крохотная часть Безграничного по сравнению с Безграничным существованием, тогда это лишено ценности. Какова концепция целого? Мы должны посвятить все, каждый атом энергии должен отправиться к Центру. К какого рода Центру? В «Бхагавад-гите» мы находим: «Могу ли Я назвать тебе еще что-то, Арджуна? Я там. Я здесь. Все во Мне. Все, что ты способен помыслить, есть лишь часть Меня». Концепция Безграничного такова: везде Центр, и нигде нет периферии. Такова природа Безграничного, нечто в этом роде, в этом направлении. Какой бы малой энергией ты ни обладал, она должна быть направлена на Центр, Который представляет все Безграничное. Скорее, многие безграничные реалии являются частью этого Безграничного.

Как установить связь с этой самой отдаленной реальностью? Она лишь нисходит, шрута патха, никогда не эмпирическим, но дедуктивным методом. Он может низойти, мы не можем отправиться к Нему. Мы можем покорно принять эту волну благодаря нашей свободной воле. Свободная воля должна быть направляема сукрити: агйата-сукрити, гйата-сукрити, затем она достигает уровня шрадхи, подлинной веры. Если я служу Центру, то я служу всему и служу совершенным образом. В противном случае, если я чему-либо служу, это не более, чем договор между ворами. Заблудшие договариваются между собой. Нечто в этом роде. Поэтому этот Центр благополучия всего следует найти. В противном случае наша энергия будет напрасно потеряна. Возможно ли это вообще? Как в математике, когда вводится такой показатель, как Безграничное, неведомое и непостижимое. Я несколько раз это говорил. Мне задал этот вопрос лидер арийа-самаджа: «Если Безграничное способно постичь ограниченное, значит, оно не Безграничное?» По милости моего Гуру Махараджа я сумел ответить: «Если Безграничное не может открыть себя ограниченному, тогда оно не Безгранично». В этом направлении связь может быть такой, с точки зрения Безграничного, и мы должны уловить это. Лишь Его посредники способны помочь нам уловить, подхватить эту нить, и это суть того, о чем идет речь.

Мне говорили, что наш Киртанананда Свами не слишком интересуется даже администрированием ИСККОН. Он держится в стороне от взаимодействия ИСККОН и внешнего мира, не уделяет этому внимания. Он следует своим собственным путем, и в то же время он один из главных, кто поддерживает ИСККОН. Он пришел сюда сегодня. Мне говорили, что он президент ИСККОН. Это так? Он пришел увидеть меня, потому что у меня есть связь, дружеские узы связывают меня со Свами Махараджем. Теперь мне также говорят, что серьезное собрание происходит, на котором обсуждаются важные вопросы внутреннего менеджмента ИСККОН, но я не понимаю, как он мог найти время, чтобы приехать сюда? Находясь в гуще очень серьезных дел, он все же пришел, нашел время прийти ко мне. Я хотел бы услышать его. Мне говорили, что, возможно, благодаря его искренности Нава-Вриндаван был создан, и он представил там своего Гурудева как царя. Конечно, это искренний, здравый смысл. Но высочайшую ценность следует придавать стопам Гурудева и Бога, поскольку пока наш ум привлечен очарованием красоты этого мира, мы все должны посвящать Богу и Гуру, таким образом мы сумеем освободиться от очарования привлекательных реалий в этом мире. То, что считается хорошим в этом мире, должно быть предлагаемо.

Варнашрама-дхарма подразумевает посвящение всего Кришне, но косвенным образом. Затем диалоги с Раманандой Раем. Это также поверхностно, иди глубже. Затем Рамананда Рай сказал: «Мы должны сознавать, что вся деятельность в рамках варнашрамы напрямую связана с Кришной. Не косвенно, но прямо непосредственно все предназначено для удовлетворения Кришны. В этом сознании мы должны выполнять любой долг в этом мире, с сознанием Кришны в сердце. Все, что рассматривается как чарующее, благое, все должно быть предложено служению, только тогда мы сможем избавиться от очарования этих вещей. Необходимо использовать нынешнюю окружающую среду в служении Господу, и тогда мы сумеем пересечь успешно этот мир и возвыситься, достичь более сознательной области духа.

Я попросил Свами Махараджа построить храм, в котором вся философия гаудия-вайшнавизма была бы продемонстрирована. У меня была идея построить такой храм здесь, но для меня это было чересчур. Я не в состоянии это осуществить. Когда мне сказали, что он построил этот храм там, то… Я хотел в свое время построить храм согласно «Брихад Бхагаватамрите» Санатаны Госвами. Вся структура вайшнавской философии будет представлена в этом храме. Все эти уровни будут представлены, Бхух, Бхувах, Свах, Вироджа, Брахмалока, чтобы показать в качестве экспозиции вайшнавскую теологию, представить ее публике и показать, что из этой Высшей области Господь Кришна низошел в эту прапанчу, материальный мир. Пожалуйста, дайте нам представление, как мы можем войти, можем быть возвышены до этого высочайшего места.

Научным образом эти реалии должны быть рассмотрены. Тот, кто придет, чтобы получить даршан храма, тот уйдет с этим представлением, представлением обо всей структуре, всех религиозных концепциях, которые когда-либо приходили в этот мир. И развить на научном основании,что есть Бхулока — земля опыта пяти чувств, Бхуварлока — мир ментального опыта, и там также присутствует класификация Махар, Джанас, Питрилока, Треталока и Девалока, Махарлока за пределами Девалоки. Там присутствуют риши и муни, затем Сатйалока и Тапалока. Брахма пребывает в Сатйалоке. Чатухсан, Сатьялока, затем Вироджа, высочайшее положение, которого хотят достичь буддисты. А выше этого — Брахмалока. Шанкара заканчивается там, затем Шивалока — мир бхакт Шивы, затем Вайкунтха — земля, открытая Рамануджей и подаренная им миру.

Паравйома, там присутствует множество Вайкунтх, различные фазы лилы Нарайаны в центре. Затем выше этого — Айодхйа Рамачандры, ватсалйа-расы первое начало, затем Дварака, затем Кришна в Матхуре и вновь в Матхуре. В этой сфере присутствует Вриндаван, Говархан, Радха-кунд. Как, с какой точки зрения все эти более и более высокие концепции, это следует отобразить и показать. Он принял этот план, согласился с ним и попросил своих последователей построить подобный храм. Но я слишком стар, не могу видеть, но так или иначе ваше общество, в высшей степени меня воодушевляет то, что вы делаете.

Это за пределами наших ожиданий, мы не могли даже помыслить о таком великом успехе, об успехе, который был достигнут моим почитаемым духовным братом Свами Махараджем. Поэтому я не могу не думать о нем как о шактйавеша-аватаре. Некая высшая сила низошла и вдохновила его, а иначе это грандиозное деяние в измерении столь высокой степени теологии. Никогда ничего подобного нельзя ожидать. Некая высшая божественная сила работала через него, в этом нет сомнений. Богатство высочайшего измерения было принесено и роздано столь щедро в этом мире — это сверхъестественная деятельность. И вы все представляете его передо мной, поэтому я столь счастлив и чувствую себя удачливым. Я окружен, как Бхактивинод Тхакур сказал, что в ближайшем будущем белые люди также присоединятся к темнокожим людям, индийцам, под стягом Господа Чайтанйи и будут совершать санкиртан, и Прабхупад, наш Гуру Махарадж, начал это движение и осуществил эту задачу наполовину, а полностью эта задача была осуществлена в широких масштабах Свами Махараджем, что немыслимо для нас. Гоур Хари бол.

Киртанананда Свами: Я пришел сюда чтобы послушать, а не говорить, я благодарен вам за то, что вы напоминаете нам о Прабхупаде.

Шридхар Махарадж: Я напоминаю ему о его Прабхупаде. Я встретил вашего Прабхупаду в 1944 году, когда он занимался коммерцией. Всякий раз, когда у него появлялись деньги, он печатал журнал «Назад к Богу», свежий выпуск журнала. Он говорил мне время от времени: «Давай атакуем Джавахарлала и Ганди. Что они делают, чем они занимаются? Если они действительно хотят принести благо людям, то почему бы им не принять линию Махапрабху в Гаудия Матхе?» Это преследование диких гусей, (пословица, «нечто бессмысленное») — вот чем они занимаются, давай отправимся к ним. И он писал время от времени письма, кто-то отвечал, кто-то не отвечал, но он продолжал давить. Он сражался также и со своей мирской жизнью, не только с бедностью, но и характер его семьи был таков. Его родственники не относились благосклонно. Чтобы привлечь его полностью к себе, сделать его своим, Кришна устроил так, что окружающая среда не была благоприятна к нему.

Оригинальное мышление было ему присуще, оригинальные мысли в его бизнесе, открытия. Например, он изобрел способ получать из масла лекарство для инъекций. Он рассказывал мне, что он посещал врачей и говорил, что изобретено масло, которое можно вводить в виде инъекций, когда речь идет о средстве от кашля. Врачи отвечали ему, что масло невозможно вводить путем инъекций. «Да, — отвечал он, — масло нельзя вводить, но молоко можно вводить таким образом, а ги нельзя, но ги происходит из молока». Масло нельзя вводить в виде инъекций, но у него есть свое фундаментальное положение, и из масла можно сделать некую вытяжку или средство и использовать для лечения печени и т. п. Это была его оригинальная концепция.

Он был химиком, и когда он был агентом этой компании «Бенгал Кемикал» он установил связь с Прабхупадом, своим Гурудевом, по-настоящему. До этого он лишь мельком видел его, навещал в обществе своих друзей. Однажды он встречался с Прабхупадой в Калькутте. В течение часа или около длилась его встреча, но его подлинная связь с Гуру была установлена, когда он жил в Аллахабаде. До этого Тапасви Махарадж, который в настоящее время возглавляет Чайтанйа Матх, стоял во главе Матха в Аллахабаде, и я приехал туда, хотел посетить… Это было связано с какой-то деятельностью в рамках Преданности. Этот Тапасви Махарадж отвел меня к Свами Махараджу, Абхаю Чарану. Мы образовали бхагавата-патх, чтение «Бхагаватам» однажды вечером, мы приняли прасад там. Его отец был жив, Гоур Мохан, он был очень счастлив видеть нас, и то было началом постоянной связи с Гаудия Матхом в ту пору.

В 33-м году или около того в зале лекций Рупа Гаудия Матха он получил посвящение. Гуру Махарадж вернулся в Аллахабад после парикрамы, парикрама завершилась. Он принял посвящение и обрел еще более тесную связь, затем он уехал в Бомбей и стал вести независимую коммерцию, открыл свое дело. Затем он оставил Бомбей и переехал жить в Калькутту, там он был моим соседом. Он отвел нам 2-й этаж своего здания, на 1-м этаже находилась его лаборатория. Мы были столь тесно связаны, я и другие духовные братья, и мы также обсуждали с ним «Бхагавад-гиту», принципы гаудия-вайшнавизма и учения Махапрабху. В конце концов он написал мне письмо, будучи в Аллахабаде: «Я испытываю отвращение к обществу». Это письмо потерялось. Я искал его, но не смог найти. Он написал: «Я испытываю отвращение к людям, скорее, птицы и звери более дружелюбны по отношению ко мне». Затем он принял санйас и полностью посвятил себя переводу «Бхагаватам». Постепенно вдохновение от Прабхупады пришло к нему, и он отправился на вашу родину. Прабхупад Сарасвати Тхакур посылал своих людей в Англию, в Лондон. Он написал в «Гаудия», еженедельном журнале, что на американской земле мы еще не пробовали проповедовать. Прабхупад выразил свое сердечное желание. Майапур, земля Махапрабху, должен быть украшен золотом и бриллиантами. Однажды его старший ученик, когда рыл Гоур-кунду…

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Шукадева Госвами

Другие материалы раздела

1981.03.01.X

«Душа – частица сознания»

1981.03.02.C_81.03.03.A

«Продолжать проповедь, не смотря на низкий адхикар»

1981.03.02.X

«Три вида Гуру»

1981.03.02.X

«Форма и суть»

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»

1981.08.14.A

«Гуру есть хранитель и прибежище ученика»

1981.08.18.C_81.08.19.A

«Шактйавеша — это не детская игрушка»

1981.08.18.B

«Красота Радхарани — это не анатомия»

1981.08.18.X

«Запредельная милость Господа Нитьянанды»