«Сокровенные реалии» 1981.03.10.B
Сокровенные реалии
Шридхар Махарадж: …приобрести землю для Гаура-кунды. Для этого он обменял соседний участок земли, где сейчас находится Нитай-кунда, на восточной стороне. Тогда Прабхупад сказал ему: «Я попросил тебя приобрести землю не для того, чтобы менять ее, потому что та земля, которую ты собираешься поменять, также необходима мне для моих будущих целей». Таким образом оживленная дискуссия разгорелась. Прабхупад сказал, очень трансцендентный сантимент возник в его существе, и он сказал: «Земля Махапрабху — это храм, все украшения этого храма трансцендентны», украшения из золота, бриллиантов и т. д. — субстанция, состоящая из сознания высшей природы. «Я, — сказал он, — открою всю Дхаму и проявлю ее, сделаю ее зримой для людей и более того. Как я получу деньги? Если я сумею продать один кирпич храма, я выручу огромные деньги, кроры (десятки миллионов) рупий, и на эти деньги я восстановлю всю Дхаму. Я покажу людям, какого рода айшварйа (великолепие) и величественное зрелище представляет собой земля Гаур-дхам».
Я не в силах понять, почему он продаст один из кирпичей. Он сказал: «Если необходимо, я продам кирпич. На эти средства, кроры рупий, я все это возведу». Он безумно выразил свое желание: «Я хочу обрамить в золото землю Шри Чайтанйадева». И кто Он был? Радха-Говинда-милита-тану. Известное выражение. Проявление земли Любви и Красоты. Тот, Кто был настолько великодушен, что Он пришел, чтобы раздавать Себя широким массам. Это необычайно ценные реалии, которые Он раздавал людям, такая степень великодушия и доброты. Это явление должно быть доведено до сознания людей с тем, чтобы они обрели подобную блистательную перспективу, сумели достичь этого явления, и оно распространялось отсюда. Такими были Его трансцендентные чувства.
Махапрабху был вынужден открыться, явить свою сварупу. Раса-радж, Владыка всего экстаза, и Махабхав, величайшая жажда расы. Жажда на путях Преданности, жертвенности, скорее, олицетворение величайшей преданности. Олицетворенное стремление черпать эту расу, Их единение, Раса-раджа и Махабхава, величайший возможный голод, желание поглощать расу, поглощать вкус расы. Безграничный источник расы, экстаза, анандам, Красоты, объединение их обоих, позитивного и негативного начал. Они Источник вкуса и Переживающий вкус в наивысшей степени, они становятся единым целым — Махапрабху, и Он ищет Себя. Он очень хочет почувствовать Свою собственную Сладость и Красоту. Внешняя часть, Радхарани, ищет, а внутренняя часть, Раса-радж, Тот, Кого Она ищет. Джива Госвами говорит: «Он желает распространить это явление вовне, во всех направлениях. С одной стороны корову доят, с другой стороны ее раздают». Это необходимость, потребность Его инкарнации.
Преданный: Махарадж, вы говорили о том, как Гуру Махарадж посвятил себя переводу «Бхагаватам», и иногда говорится, что ачарйа должен вносить литературный вклад. Иногда Прабхупад говорил нам, что касается Госвами, их литературы, «мы не квалифицированы слушать описание подобных сокровенных реалий, и, возможно, он говорил, через несколько поколений, когда сменят друг друга несколько поколений бхакт, возможно, у нас появятся квалифицированные Преданные, которые смогут читать подобную литературу». Возникает следующий вопрос. Какой должна быть точка зрения нынешних ачарйев на литературный вклад? Наш Гуру Махарадж написал приблизительно 60 книг.
Шридхар Махарадж: И среди вас есть люди квалифицированные, способные перевести эти книги на английский язык и представлять публике. Но не думайте, что высочайшая литература, предназначенная для высших душ, обладающих высокой реализацией, что эта литература может быть популяризирована в широких масштабах. Эта литература предназначена для нескольких избранных, которые соответствуют определенному стандарту, и пока мы не соответствуем этому стандарту, для нас закрыт доступ в измерение этих реалий. В целом речь идет о популяризации, широкомасштабной проповеди.
Шрадха, вера в Махапрабху и Сознание Кришны, распространение этого явления. Мадхурйа-раса, особенно, и паракия. Эти два измерения могут быть ложно поняты широкими массами, это за пределами наших представлений. Идея следующая: мы можем жить с Богом в качестве Его жены или тайной возлюбленной. «Жена, может быть, до известной степени, где-то эту идею можно понять и принять, но любовница Бога — это невозможно». Концепция Бога и концепция тайной возлюбленной, для обычного человека трудно понять, как две эти реалии могут быть взаимосвязаны. Поэтому такую идею не следует популяризировать, она должна остаться уделом немногих избранных. (цитирует санскрит)
Мадхурйа-раса, полнота жертвенности, Преданности, абсолютно пленительная, полная высшей духовной красоты. Когда возрастает степень интенсивности этого явления, тогда на сцену выходит паракия. Встреча должна быть крайне редкой, только тогда она становится более интенсивной. Фундамент, подоплека каковы? Удхава сказал: «Людей, которых мы считаем родными и близкими друзьями, мы жертвуем отношениями с ними». Это одно, затем арийа-патха, те пути, которые рекомендованы светилами религиозного общества. Это явление также должно быть оставлено, такой великий риск. Кто выйдет вперед, кто захочет пойти на такой риск, риск потерять доброе имя, репутацию, на риск быть отвергнутым родными и близкими?
Все они отвергаются. Полнота риска для того, чтобы устремиться к являющемуся капризным Самодержцем, но прекрасным, — такая степень жертвенности рассматривается как высочайшая даже Удхавой, высочайшим из Преданных, которого сам Кришна описывает так: «Ты дороже Мне Моей собственной жизни, что уж говорить о Лакшми, Баладеве, Шиве и Брахме? Ты дороже Мне, чем Мое собственное тело, Удхава», и этот Удхава говорит столь высоко, столь превозносит Враджа-гопи. Это явление не следует низводить вниз и делать его объектом обычной религиозной мысли.
Веды лишь показывают направление, они говорят: «Это явление в той стороне, мы не способны его описать». Высочайшие слова откровения также лишь указывают пальцем, находясь на расстоянии. Они говорят, что «Кришна-лила в той стороне, мы не способны описать ее природу». Такова позиция самих богооткровенных Писаний высочайшего порядка, и мы не должны осмеливаться низводить это явление в бренный мир. Сам лейтмотив проповеди нашего Гуру Махараджа был таков: он поклонялся пути раги, этой высочайшей любви, он не пытался стащить это явление сюда, в этот мир. Это явление всегда оставалось высоко над его головой. Бог Божественной Любви. Речь идет о поклонении той земле на путях пуджи, благоговейного поклонения тому измерению, о необходимости всегда поклоняться этой Божественной Любви, ставить ее на пьедестал, иначе, если мы думаем, что обрели это явление, нам конец. Это явление не настолько дешево. Не пытайся сделать это явление дешевым, это крайне трудно.
Однажды он рассказал про одного ученого. Профессор, я забыл его имя, в университете Дакки, он преподавал санскритскую литературу в аспирантуре, и одна девушка была аспирантом. Этот человек, хороший ученый с хорошей репутацией, преподавал книги, написанные Рупой Госвами: «Удджвала Ниламани», «Вигадха Мадхава» и т. д. Прабхупад возразил против этого: «Эти книги не предназначены для студентов университетов. Высочайшие религиозные проповедники не способны надеяться на то, чтобы увидеть проблеск этого царства. Вы же низводите это…» И случилось так, что этот джентльмен женился на той девушке, и когда подобное произошло, то наш Гуру Махарадж сказал: «Эти люди не хотят понять возвышенное положение, о котором говорит Рупа Госвами. Это выше всех религиозных чувств настолько, что…»
Прабхупад Сарасвати Тхакур привел следующий пример, (цитирует санскрит) это слова Рупы Госвами: «Отец и сын, Гуру и ученик будут обсуждать эти возвышенные реалии и на каком уровне ученик…» Рагхунатх Дас Госвами относился к Рупе Госвами как к своему Гуру рага-марги, но он делает следующее утверждение в своей шлоке: «О Шри Рупа-манджари сакхи», сакхи означает подруга. Рупа-манджари — это девушка, которая помогает Радха-Говинда-лиле в качестве манджари. Эти девушки помогают в Радха-Говинда-лиле, Рупа Госвами — их лидер, и Дас Госвами — помощник этой девушки, он Рати-манджари. Он говорит: «Я вижу, о подруга Рупа-манджари, что на твоих губах есть шрам. Откуда он? Должно быть, попугай перепутал твои уста с красным плодом бимба и оцарапал их своим клювом.
А иначе, возможно, что твой муж отсутствует, но если он здесь, тогда он мог оставить этот след. Однако его здесь нет. Твой характер безупречен, ты известна своим целомудрием, тогда как эта отметина появилась на твоих губах?» Твоего мужа нет, он не вернулся, тогда, значит, эту отметину оставил попугай? Образно он задает вопрос своему Гуру, тому, кого он рассматривает как своего Гуру, и он говорит о нем таким образом. В каком измерении шишйа (ученик) и Гуру могут говорить подобное? Он показывает, что его цель состоит в Кришне, если ты обретешь милость Кришны, Он поцелует тебя, поэтому он так формулирует свой вопрос Гуру. Наш ум должен находиться в такой сфере, где подобное явление реально, где шишйа говорит о своем Гурудеве и о Кришна-лиле таким образом. Подобного уровня человек должен достичь. Отец и сын, Гуру и шишйа способны легко и счастливо, без ложных чувств говорить подобным образом. С этой сферой нужно взаимодействовать. Эта сфера не находится в бренном мире, и эти реалии, которые Рупа Госвами описывает в «Удджвала Ниламани» и прочих произведениях, эти реалии нельзя стаскивать вниз.
Пуджала-рага-патха-гаурава-бханге. Благоговейно совершать пышную пуджу рага-патхе и всегда показывать, что Гуру и рага-патха над моей головой, я их слуга и занимаюсь распространением этого явления. Я, можно сказать, занимаюсь работой чернорабочего, распространением этого явления, популяризацией, я, так сказать, копаю землю, закладываю фундамент с тем, чтобы однажды эта раса могла быть приведена в этот мир. Наше служение будет такого рода. Это явление всегда остается возвышенным, трансцендентным и невидимым в мире. Зенит реализации, мы лишь указываем пальцем на это явление, говоря людям: «Оно в той стороне». Оно недостижимо, но все же оно есть. Это есть альфа и омега всех нас. Наша высочайшая судьба и предназначение решается там, наше высочайшее достижение там. Это явление трансцендентно по своей природе. Он капризен. Вовсе не так, что Он подвластен нашим капризам. Он Самодержец, и Он деспот. Тем не менее Он есть, и это высочайшее явление. Такой будет наша позиция, и так мы будем жить, действовать и передвигаться во всем мире.
Мы лишь будем пытаться доказать существование косвенно, с этой стороны, с той стороны, но не показать непосредственно, прямо, потому что это невозможно. Адхокшаджа, сама природа этого явления такова, что все будет ниже этого явления. Аван-манаса-гочара, за пределами чувств, оно трансцендентно, но оно есть, — такой должна быть наша позиция. Это явление не может быть описано, лишь Он может описать Себя. Санатан Госвами говорит: «Я обитатель бренного мира, и я пишу о гареме Кришны. Сатйабхама, Рукмини, их характер такой-то и такой-то… Как я могу быть столь дерзок, чтобы описывать природу супруг Кришны? Я человек с улицы, но не я пишу это, кто-то заставляет меня писать. Я лишь держу в руках перо». Таким образом это явление всегда нисходит. Мы не можем возвыситься до него и продемонстрировать эти реалии здесь, но когда Он того хочет, Он может низойти и явить себя.
Мы никогда не должны забывать Его природу, ни на мгновение. Своей сладостной волей Он может низойти, но мы можем разбить наши головы, однако мы не в силах приблизиться к этой земле, лишь Он нисходит. Наша же позиция — это жажда, жажда и жажда, вера, и когда Он смилостивится, тогда какой-то опыт может прийти к нам, низойти на нас. Характер этих взаимоотношений подобной природы, об этом не следует забывать. Это его сладостная воля. В моем случае это так, но не в случае моего Гурудева и не в случае других высших Вайшнавов. Есть также утверждение Господа, Он говорит: «Я нахожусь в тисках Моих Преданных. Я не в силах отрицать их желания в отношении Меня. Увидь, насколько специфично Мое положение. Все во Мне и Я повсюду, ничто не во Мне и Меня нигде нет. Обрати внимание на то, какое специфическое положение я занимаю. Я не безумец. Я делаю эти внутренне противоречивые утверждения, но таково специфическое положение Меня. Если ты способен понять, то пойми, Я таков. Это мое особое положение: Я повсюду, но никто не способен видеть Меня».
В юности у меня было определенное чувство: я хотел увидеть Бога и чувствовал безразличие к миру. Один мой ученый брат, бакил¹, ему не нравился этот темперамент во мне и он сказал как-то раз: «Если есть Бог, Он занимается делами управления этого гигантского мироздания. В этой вселенной есть звезды, которые так далеки от Земли, что их свет пока еще не достиг Земли, хотя скорость света столь велика. И если в этом мире есть Бог, то у Него нет времени заниматься делами этого крошечного мира. Но я отвечал ему: «Можешь ли ты назвать мне хотя бы одну часть мироздания, где Бога не было бы?» Существует ли в мироздании хотя бы одна частичка, где нет Бога. Он есть повсюду. Он очень далеко и очень близко, Он самый близкий. Он есть повсюду. Если у нас есть зрение, позволяющее это видеть, то мы видим Его повсюду. Он очень-очень далеко, и в то же время Он ближе близкого, тем не менее Он трансцендентен, адхокшаджа, это Его воля. Если бы Гоур не пришел, чтобы работать на этой Земле, кто бы рассказал нам о природе, высочайшем положении Божественной Любви, особенно о Радхарани, жертва которой не знает пределов в служении Кришне?
Есть еще один момент, я хочу сказать вам. Я думаю, что я способен извлечь из Гаятри смысл Радха-Говинда-лилы. Веда-мата гайатри, мать всей богооткровенной истины. Эта истина содержится внутри брахма-гайатри, если мы способны увидеть глубинный смысл, вся истина откровения содержится в гайатри, и истина откровения есть Радха-дасйа. Гайатри учит нас служению Радхарани. (цитирует санскрит) Когда мы поем эту песню, мы способны обрести освобождение. Зенит освобождения есть Голока. Мы восстанавливаем нашу функцию в Голоке, в высочайшем и наиболее сокровенном углу нашего сердца, измерении. Киртан и вамши-дхани помогают нам встать на подлинный путь и занять правильную позицию в измерении служения. Полнота освобождения — это то положение, когда я могу обрести возможность совершать лучшее служение Кришне, Радхике. Освобождение в полном смысле означает это. Благодаря Гайатри, благодаря воспеванию этой формулы мы можем надеяться на то, чтобы обрести подобное реализованное положение. Это явление мы находим в Гайатри. Я написал стих об этом смысле Гайатри. Бхарго означает земля Преданности, сварупа-шакти; девасйа — это Кришна, лиламой-пурушасйа. Сундарам и лиламой. Дева означает прекрасный и также лиламой, тот, кто играет. Он игрив и прекрасен. Бхарго означает — вся территория жертвенного служения, и эта территория есть проявление Радхарани, негативной половины, позитивной и негативной. Гайатри указывает на такого рода цель всем и каждому из нас. Это Веда, Гайатри есть ведамана и содержит в себе в зародыше всю истину Веды.
Иди к Прекрасному, иди к Любви — это желанная цель, альфа и омега каждого из нас. Мы не способны отрицать, никто не способен отрицать. Мы, может быть, не обрели это явление, но мы не можем отрицать. Нитай пришел, чтобы дать Гаурангу, а Гауранга пришел, чтобы дать Радха-дасйам, Радха-Говинду. А наш Гурудев пришел, чтобы дать Их всех миру, а ваш Прабхупад дал Их этому миру в широких масштабах за пределами Индии. Мы кланяемся этим великим личностям. Гоур, Хари бол!
Моя память отказывает мне: я не способен помнить вас всех, не способен видеть лица и вынужден вновь и вновь спрашивать: «Кто это? Кто это?» — фарс, но что я могу поделать? Я не могу не переспрашивать многих людей: «Кто ты?» Это утомительно, но что я могу поделать? Я беспомощен. Вы все, пожалуйста, простите меня за это.
Преданные громко славят Шридхара Махараджа: «Джайа, джайа».
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.
———-
¹ Бакил – адвокат.