«Преданность и обретение высшего блага» 1981.03.12.A
Преданность и обретение высшего блага
Шридхар Махарадж: Место Свами Махараджа — Нава-Вриндаван. Есть Нью-Дели, Нью-Касл, почему бы не быть Нью-Вриндавану? Я должен воспользоваться всеми преимуществами, благами этого мира в служении Кришне. То была его точка зрения. Все должно быть обращено, призвано помогать Сознанию Кришны, и ничто не должно быть оставлено, чтобы это нечто действовало на стороне майи. Майа есть ложно понятый аспект мира, ложное понимание есть самоубийственное явление. Ложно понимать — значит совершать самоубийство, это не должно быть желанно для кого бы то ни было. Это преследование подобно преследованию диких гусей, бессмысленное занятие. Этому не следует потворствовать в каких бы то ни было обстоятельствах, всегда пытаться сокрушить это ложное понимание и утвердить Сознание Кришны, каким бы малым это подлинное понимание ни было. Истина, сатьям парам дхимахи, мои друзья, все приходите, давайте культивировать реальную истину, в противном случае разочарование будет конечным результатом. Если мы не ищем истину, нас ждет разочарование, разочарование будет нашим уделом, и мы этого не хотим, поэтому приходите все. Махапрабху сказал: «Необходимо исцелить только одну болезнь. Не просто вылечить болезнь ошибочных пониманий, но всем достигнуть блаженной жизни». Все идите за Мной в этот Вриндаван. На поверхностный взгляд кажется, что это значит отдать все, но на самом деле это означает обрести все, преданное служение, Преданность.
На поверхности может показаться, что Преданность подразумевает «дать», но на самом деле она подразумевает «обрести», получить в награду. Это сева и это служение, это преданность. Отдать себя, вручить себя Преданности и полноте истины, и тогда можно найти поддержку полноты истины. Возможны многие беспокойства, как внешние, так и внутренние. Мы терпеливо должны иметь с ними дело и спрашивать совесть и самого себя, свое существо. Любой искренний ответ, который мы получаем от чувств, мы должны идти за ним, чайтйа-гуру. Когда маханта-гуру присутствует, тогда мы будем трудиться, следуя его указаниям, а когда он отсутствует, мы должны постараться понять, думая, что его представители назначены, чтобы управлять миссией, возглавлять миссию. Я не должен неожиданно, резко критиковать их, но если невозможно приспособиться к ним или занять правильную позицию по отношению к ним, то у меня нет иной альтернативы. Но я должен быть искренним по-отношению к своей духовной совести: я буду пытаться, буду молить о руководстве свыше, но если я не могу получить подобное указание, руководство, которое гармонировало бы с моим внутренним голосом, то я пойду в другом направлении. Я не могу быть неискренним по отношению к своему «я». Искренность должна сохраняться, поддерживаться любой ценой. Господь поможет мне. Бог помогает тем, кто сам себе помогает. Он поможет мне, если я искренне ищу Его. Даже возможно заблуждение, ложное понимание, но от этого можно избавиться легко. Я, находясь в своем положении, должен думать, что от ребенка нельзя ожидать служения взрослого человека.
Английский поэт Мильтон написал сонет (цитирует). В свои последние дни он был слеп и он взмолился Господу: «Я чувствую внутренне побуждение писать литературные труды. Для этого необходимо зрение, но Ты забрал у меня зрение. Я слеп, как я могу писать эти произведения?» Но так или иначе он написал «Потерянный рай», когда он был слеп, затем он написал «Возвращенный рай». Эта поэма не слишком известна. Он был пуританином. Католики, затем появились протестанты, а протестанты вновь разделились на две секты: пресвитериане и пуритане. Пуритане вновь разделились, и среди них появились так называемые индепеденты, независимые. Мы в школе учили эти сонеты Мильтона. Один литературный критик писал о Мильтоне. Этот критик писал о Шекспире, и этот известный критик — комментатор Мильтона… Но теистический темперамент Мильтона не может быть поддержан. Невозможно одобрить его теистическую концепцию. Мы не могли поддерживать его идеи даже в детстве, не могли разделять его взглядов. Он был независимым человеком. Скорее, Вордсворт был моим любимым поэтом.
Преданный: Махарадж, я хотел узнать. Я читал «Чайтанйа Чаритамриту», там Махапрабху путешествовал по Южной Индии. Когда вечером Он возвращается в Пури, Он говорит своим спутникам, рассказывает о путешествии.
Шридхар Махарадж: Да. Он говорит: «Сарвабхаума, Я был на юге, встретил многих Вайшнавов, но ни одного равного тебе».
Преданный: Да, точно,
Шридхар Махарадж: Вайшнава чистого типа. Это означает: ту степень теизма, которую Я проповедую, это явление невозможно найти нигде. Косвенным образом Махапрабху говорит Сарвабхауме это. Только Рамананда доставил Мне радость. За исключением Рамананды, все, кого я встречал, все эти так называемые Вайшнавы низшего типа. Я не нашел ни одного Вайшнава твоего типа, типа Сарвабхаумы. Это означает: на днях он был атеистом, и Махапрабху обратил его в теиста, Его милостью. Тем самым Махапрабху прославляет косвенно самого себя. Такая Преданность Кришне. Ее невозможно найти нигде, только в Рамананде Рае, он может откликнуться. Я удовлетворен тем, как он представляет это явление. Любящий Кришна — это зенит данной концепции, Враджендра Нандана — это зенит. Это не понравилось отцу Гопалы Бхатты, Венкате Бхатте Прабху.
— Да, Венката Бхатта, Владыка, которому ты поклоняешься Господу, богатства и величие которого несравненны, как это делают ваши нынешние ачарйи. Но Мой Владыка, которому Я поклоняюсь, всего лишь пастух. Он из пастушеского рода.
— Нет-нет, почему ты так думаешь? Он также Нарайана, Он происходит из Нарайаны. Нарайана и Кришна суть одно явление, почему Ты считаешь себя неудачливым, что Ты испытываешь влечение к Кришне, а не к Нарайане?
— Но Бхатта, в Моем уме живет сомнение. Каким образом Лакшмидеви стремилась к расе, части игр Кришны, пастуха, как это понимать? О, она живет в роскоши, богатстве и величии, но все же у нее возникло стремление к расе, играм этого пастуха. Что это означает? Такого рода экстаз отсутствует в Нарайане?
— Что же в этом удивительного? Лакшми хотела почувствовать вкус различных игр Нарайаны, поскольку Нарайана есть Кришна. В ее сердце возникло стремление к участию в раса-лиле Кришны. Ее не следует за это укорять.
— Если бы так было, то Я бы согласился с этим, — ответил Махапрабху, — но Я увидел кое-что еще.
— А что же именно?
— Она была дисквалифицирована. Она начала вести аскетичный образ жизни для того, чтобы очистить себя и получить доступ. Лакшми Деви была дисквалифицирована, как это понимать? Она начала совершатьсвои аскезы, она совершала их длительное время, но ей не было дано позволение. Как это понимать? Это изумительно!
— Да, об этом следует подумать, — отвечал Венката Бхатта, — я должен поразмыслить, я не могу войти в глубины этих игр.
Да, Лакшми Деви была объявлена дисквалифицированной. Она совершала аскезы, но все же она не получила позволения, это изумительно.
— Но есть еще кое-что, — сказал Махапрабху.
— Что же большее? — спросил Венката Бхатта.
— Это еще что. Дандакаранйа-риши, шрути, они получили доступ, обычные души получили доступ, а Лакшми Деви не было позволено войти.
Тогда изумление Венкаты Бхатты достигло предела. В полной растерянности он сказал:
— Я не понимаю, столь многие материи приводят меня в полную растерянность и изумление. Я не могу понять, что есть что. Тебе известны все эти тонкие реалии.
Он думал: «Я думаю, Он не обычный человек, он играет со мной, чтобы дать мне понять, что положение Кришны превосходит положение Нарайаны». Лакшми Деви, которая обладает властью над всем лагерем Нарайаны отвергнута, ей не позволено войти, тогда как другие обладают доступом. Многочисленные шрути и Дандакаранйа-риши, которые хотели наслаждаться с Рамачандрой. Это, конечно, серьезный вопрос. Пожалуйста, наставь меня, рассматривай меня в качестве своего ученика. И тогда Махапрабху дал ему понять. Они суть одно, но когда речь идет о расе, экстазе, то Кришна олицетворяет, воплощает в себе больше расы более высокого качества, хотя Они суть одна личность. Когда Кришна становится Нарайаной, Он становится конституционным монархом. Нарайана есть Кришна сваям бхагаван, а акхила расамрита-мурти Кришна способен утолить жажду расы каждого. Он экстравагантен в отношении расы, он «разбрасывает» расу во все стороны.
Преданный: Сегодня утром вы говорили о Видуре, и я хотел спросить, каковы его взаимоотношения с Кришной? Это сакхйа-раса или шанта-раса?
Шридхар Махарадж: Видура показан в дасйа-расе с толикой сакхйа-расы в связи с Пандавами. Главным образом дасйа-раса, также шанта и толика сакхйа-расы, некая степень доверия. В дасйе, но не занят непрерывным служением, и потому шанта. Кулашекхара альвар. Аланатх? Кто Аланатх?
Преданный: Аланатх здесь.
Шридхар Махарадж: Ал означает альвар. Были альвары, альвар означает паршада-бхакта, вечные Преданные, которые окружали Господа Нарайану. В тамиле есть альвар, и на ори (язык Орисы) это звучит как аланатх. Кулашекхара альвар был одним из лучших альваров. В 1-м веке от Рождества Христова он был царем Кералы, Кулашекхара ачарйа, и «Мукунда-мала-стотрам» на санскрите — это его произведение. Необычайно прекрасные стихи, и этот стих один из них: «У меня нет времени, тотчас же пусть мой ум окажется в клетке Твоих лотосных стоп. Я не могу доверять будущему. В старости, когда слизь будет заполнять мое горло, я не смогу произносить Твое Имя: «Кришна, Кришна». Нет времени, немедленно, сию секунду приведи меня внутрь Твоих лотосных стоп».
Ахаитуки бхакти, беспричинная Преданность. Я хочу служения Кришне, я не хочу преследовать какие-то другие цели. Это совершенно естественно, все остальное неестественно. Желание служить Кришне — это внутренняя природа и естество моей души. Все остальное неестественно и подобно одеяниям, все это суть оболочки. Я хочу этого, того, анйабхилаш, своевольные желания, а карма — это научно обоснованные попытки наслаждения, регулируемые и направляемые священными писаниями, но это тоже наслаждения. А гйана — это стремление стать бунтовщиком. Я не могу наслаждаться, поскольку существует реакция, демон реакции есть, поэтому я должен от всего отказаться. Я должен оставить все и превратиться в ноль, подобно тому как это происходит с нами в состоянии глубокого сна без сновидений. Не просыпайся. Если ты проснешься, общество второй стороны помимо твоей воли пленит тебя. Это темперамент ненависти, который культивируют гйани. Если ты соприкоснешься со вторым явлением, ты осквернишься. Полная отстраненность. Они циники, они не считают, что в этом мире есть хоть какая-то реалия, общество, которое способно сделать тебя лучше, которое по-меньшей мере не позволит тебе деградировать, опуститься. Нет, они полностью пессимистичны, это отсутствие оптимизма, но Вайшнавы оптимистичны.
Мы впали в заблуждение, так или иначе мы стали наслаждаться эгоистически, мы оказались в ловушке. Эгоистическое наслаждение не есть здоровая позиция, но есть нормальная, здоровая, полная блаженства жизнь, и эта жизнь Преданности прямо противоположна, тогда как жизнь в отречении не есть выход. Регулируемая Преданность — это Нарайана Вайкунтха, а царство Кришны — это отсутствие всякого предела Преданности, это состязание Преданности. Она непреодолима, ей невозможно сопротивляться. Внутренняя, врожденная функция непрерывной и победоносной Преданности, подобное явление было найдено. Ей невозможно сопротивляться, и это спонтанная Преданность. Это высочайшая функция дживы, там джива в своем высочайшем положении дает, дает, дает Центру. Весь поток ее энергии устремляется к Центру, и из Центра исходит реакция. Эта реакция достигает каждого согласно его положения. Речь идет о потоке энергии, которая устремляется к Центру Преданности, и из Центра эта Преданность вновь исходит для того, чтобы благословить всю вселенную, все реалии в бытии согласно тому, чего они достойны, какое положение они занимают. Поэтому «безусловно посылай все Мне». Сарва дхарма паритйаджа. «Слепо отдавай все Мне, и это Моя забота, как распоряжаться этой энергией, с какой целью. Моя забота, не твоя».
Махапрабу пришел с этой идеей, с этим представлением о Сознании Кришны примерно 495 лет назад. С этим посланием Кришна и Радхарани, объединившись, пришли вместе для того, чтобы дать дозволение, шанс каждой душе войти в Их гарем, в Их частную комнату служения, предложить всем и каждому Их высочайшее внутреннее желание удовлетворить, подарить, с тем чтобы все смогли достичь своего высочайшего предназначения, наиболее сокровенного нектара игр Их обоих. Они сумеют почувствовать его вкус. Такого рода явление, которое никогда не предлагалось миру прежде, — явление Шримана Махапрабху. Это особенная, специфическая черта великодушия Махапрабху. Они вместе пришли, чтобы открыть доступ в наиболее сокровенную лилу, игры, но Преданность — это первое условие, мы не должны забывать.
Имитация разрушит наше будущее, мы должны быть крайне осторожны. Это явление очень похоже на вожделение, в этом заключается опасность. Мы должны избежать этой опасности. Харинам, сева, катха, лила, но повсюду основополагающим фактором является сева, в противном случае все пустое, стрельба холостыми патронами. Мы должны быть очень осторожны, бдительны в отношении этого вопроса. Дух Преданности, жертвенности должен присутствовать, в противном случае форма не поможет, она скорее приведет к моей деградации. Преданность, отсутствие мирских интересов или любого практического интереса в рамках моего опыта. Преданность не проститутке, не виноводочному магазину, мы не должны стремиться к этому, а к чистоте, к высочайшему.
Миссия Рамакришны и другие, эта женщина в Калькуте, которая получила Нобелевскую премию, мать Тереза, —все они находятся в заблуждении, поскольку они помогают плоти и крови, они думают так. Плоть и кровь — это дух наслаждения тонкого тела, они все стремятся войти в плоть и кровь. Когда я стоял во главе Мадрасского Матха, один юрист пришел и заявил мне: «О, вы не служите больным, как это делает миссия Рамакришны. Например, вы будете проповедовать всем, но если люди умирают… Если человек умрет, вы не сможете ему помочь. В первую очередь вы должны помочь телу, а затем вы будете проповедовать». Я ответил: «Скажем, в стране голод, а у меня есть пища. Я раздаю эту пищу, и люди собрались вокруг меня столь многие. Если один из этой толпы убегает, то должен ли я прекратить и побежать за ним, стремясь поймать и накормить, а другие будут ждать?» Нет-нет, мы понимаем. Столь многие. Плоть и кровь, вокруг меня толпа, я раздаю Харинам, почему я должен оставлять это занятие? Раздачу Харинама и бежать за одним человеком? Я должен преследовать его по пятам — это потеря времени. Разве нет? Я сказал этому человеку, и он согласился со мной. Нечто в этом роде. Телесное существование нежелательно, и все равно оно продолжится согласно моей карме. Это лишь одежда, плотская одежда. Мы должны иметь дело с внутренним человеком, со скрытой личностью, душой, мы должны сделать инъекцию.
Когда я находился в Мадрасе, мы хотели проповедовать в юрисдикции одного министра образования, и мы хотели, чтобы он написал для нас рекомендательное письмо. Мы едем в ваш округ и собираемся проповедовать там о Махапрабху. Этот человек сказал мне: «О, вначале вы должны выучить тамильский язык, и потом вы поедете туда, потому что люди, живущие там, говорят исключительно на тамили. Они не знают ни бенгали, ни английский, ни санскрита. Как вы им поможете?» Я ответил ему: «Предположим, я иду рядом с озером, я вижу, как человек тонет, неужели я должен сначала выучить тамили или какими-то жестами, позами привлечь внимание людей и дать им понять, что человек тонет?» И люди вокруг нас находятся в таком положении. Так или иначе мы найдем переводчика и будем говорить людям то, что должны говорить. И еще один джентльмен, когда наш Гуру Махарадж приехал в какое-то место, он (джентльмен) хотел организовать уличное шествие. Он был лидер местного войска. Мы написали ему письмо, что хотим пройти процессией с киртаном и хотим, чтобы ваши бойскауты присоединились к нам. Он ответил:
— Нет, мы занимаемся только социальной работой.
— Нет, мы тоже занимаемся социальной работой, — сказали мы.
— Нет, вы занимаетесь исключительно религиозной работой.
— Представте, что есть множество форм жизни: собаки, коровы, кошки. Вы помогаете собакам, кормя их, устраивая для них приюты, но если существует такая программа, с помощью которой можно превратить собак в людей, собаки перестанут быть собаками и превратятся в людей. Такого рода служение вы не примете? — спросил я.
— Почему бы и нет, конечно.
— Наш случай тоже таков. Мы служим обществу, но мы не хотим, чтобы члены общества оставались в своем ограниченном состоянии. Мы хотим привести их к некой более высокой форме жизни. Я вижу, у вас есть вера в Бога, вы верите в Него. Я думаю, у вас нет возражений против такой социальной программы?
— Да, действительно, у меня нет возражений, наши бойскауты будут шествовать с вами.
Таким образом, когда мы проповедуем, мы сталкиваемся с разными ситуациями и отвечаем на разные вопросы, делая нашу работу. По милости нашего Гурудева никто, говоря о древних философах или современных ученых, не может опровергнуть нас. Наш Гурудев — владыка решения школы бхакти, верховный судья, тот, кто знает все законы и пути школы бхакти.
Преданный: Спасибо большое!
Шридхар Махарадж: Наш Киртанананда Свами приходил вчера, но не произнес ни слова, он не проявился. Он пришел инкогнито и ушел незамеченным, не произнес ни слова. Он находится в положении президента, он должен быть сдержанным и говорить редко. Его речь обладает высочайшей ценностью в силу его положения, поэтому он должен быть сдержанным, всех слушать, но… Знаете, в «Короле Лире» у Шекспира отец учит сына: «Слушай всех и слушай всё, но не говори никому ни слова». Слушать — это одно, слушай все, но ничего не говори, не высказывай свои суждения.
Один Аран Прабху в Калькуте, а Чару Свами? Еще не вернулся?
Преданный: Нет.
Шридхар Махарадж: А Сарвабхаума уже не болеет? Лихорадка или высокая температура у него…
Преданный: Нет, он очень болен, ветрянка.
Шридхар Махарадж: Пройдет. Рамешвара Махарадж здесь?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: А Сваруп Дамодар также здесь?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: И важное собрание продолжается?
Преданный: Сегодня собрание GBS в полном составе, оно началось сегодня. До этого было частично, кто-то приходил, уходил, а сегодня полностью.
Шридхар Махарадж: Все члены должны присутствовать?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Частным образом, в закрытой комнате?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Собрание за собранием, пока все не придут к соглашению.
Преданный: Махарадж, многие Преданные чувствуют, что те заключения, к которым придут члены GBS, мы должны принять эти заключения, потому что мы нуждаемся в гармонии, чтобы распространять Сознание Кришны.
Шридхар Махарадж: Да, вместе мы выживем. Уже давно я слышу жалобы в адрес GBS, но моя общая рекомендация: ждать и смотреть, что принесет время, не бунтовать. То, что происходит, на то воля Бога, но реакция обязательно придет. Мы не можем избежать реакции, но мы не должны принимать в этом участия. Так или иначе я должен стоять с моей собственной духовной совестью, не могу не делать этого, поэтому мы должны стараться идти в этом направлении. Я не хочу беспокоить других. Я не знаю, насколько я уязвим или не уязвим, но все же то, что я считаю лучшим, я не могу не делать. Я не могу быть лицемером на протяжении всей своей жизни. Я могу подождать какое-то время, но всю жизнь я не могу идти наперекор своей духовной совести. Такой должна быть позиция. Мы должны спасти себя, но мы не должны принимать участия, поскольку я не выше невежества, мое знание несовершенно, поэтому я буду сдержан, трезв и посмотрю, что и к чему приведет. А пока суть да дело, есть люди аналогичного со мной темперамента. Я могу общаться с ними, и смиренно мы можем пытаться сказать: «Наша жалоба такова, и это не мой индивидуальный случай, это случай очень многих благонамеренных людей, учеников Шрилы Прабхупады. Вы должны рассмотреть такие-то и такие-то пункты и сделать все, что необходимо, спасти нас. Мы не думаем, что мы неискренне действуем, стремясь достичь какие-то личные, корыстные цели».
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.