«Знание должно прийти к стопам преданности» 1981.08.13.A
Знание должно прийти к стопам Преданности
Шридхар Махарадж: Возможно, в определенном случае он сказал это в порыве чувств. Конечно, все должно быть использовано согласно потребностям служения, не для личного комфорта. Он критиковал многих за подобную роскошь, и тем не менее он дважды просил меня переменить мою одежду. Я привык к очень простой жизни, и он сказал один раз, затем повторил: «Если ты не станешь одеваться лучше, люди, которым ты будешь проповедовать, посчитают тебя человеком незначительным и не заслуживающим внимания». В Бомбее он был настолько возбужден, что сказал: «Я не хотел заниматься проповедью, и теперь я должен страдать». Иногда он это говорил, подобное. В другое время он также сказал: «Мой долг состоит в том, чтобы совершать все виды служения, но я не способен это делать, поэтому они пришли, чтобы помочь мне. Они мои Гуру». Радхарани хочет совершать все виды служения Кришне, и Она не удовлетворена: «Я не способна, поэтому я прибегаю к помощи многих, но бремя всей ответственности лежит на моих плечах».
В «Бхакти-расамрита-синдху» есть шлока. Я не помню ее сейчас, в ней слуга говорит: «Кришна, я твой слуга, и мое право — служить Тебе во всех отношениях, и я не позволяю какому бы то ни было Вайшнаву становиться между мной и Тобой и отнимать у меня служение Тебе, даже Баладеву или Лакшми Деви. Пусть даже сама Лакшми Деви придет, чтобы забрать у меня это служение, я не позволю им это сделать». Рам Гопал Бабу готовил издание книги. Он был образованый человек. Он спросил: «Как это понимать? «Только под руководством Вайшнава я буду служить Тебе, Кришна, я не могу совершать прямое служение Тебе». Казалось бы, речь идет о такой позиции, но почему здесь мы видим другую позицию? «Я не позволю даже Баладеву и Лакшми Деви совершать служение»». Я проанализировал эту шлоку и сказал ему: «Здесь точка зрения немного иная. Этот Преданный хочет сказать: «Ты Сам, Баладев, Лакшми Деви, Вайшнавы не являются слугами, они являются Твоими любимыми, Твоими Преданными, а мой долг состоит в том, чтобы служить им. Вы все мои господа, мои Владыки. Я один буду служить вам, я буду служить вам всем». В таком духе истинный слуга думает, что все остальные слуги — слуги высшего порядка, им следует служить наравне с Тобой, Его параферналиям также следует служить. Бремя ответственности за служение лежит исключительно на моих плечах. Я буду служить не только Господу, но буду неустанно служить Его параферналиям также, всей группе слуг. И Прабхупад сказал подобное: «Долг, бремя ответственности лежит на моих плечах, но я не способен совершать подобное служение, поэтому мой Гурудев пришел мне на помощь». Таков естественный темперамент Вайшнава. Он будет видеть, что бремя ответственности лежит на его плечах, а эти высшие слуги суть вайбхава его Гурудева (его ученики). Непосредственное восприятие Вайшнава таково.
Косвенное восприятие, когда особое вдохновение, дух ачарйи присутствует в нем, он укоряет или наказывает учеников, это его пралапита-вакйа, так говорил Прабхупад, и Сам Махапрабху говорит в Санатана-шикше: «То, что я говорю тебе, Санатана, Мне не известен смысл этих слов. Я лишь посредник. Я лишь передаю это послание. Я не в силах понять смысл этих слов, но в глубине сердца Я чувствую следующее: Кришна очень милостив к тебе. Многие высокие реалии проходят через Меня к тебе. Ты обретаешь благо благодаря этим реалиям. Они проходят через Меня, но Я не в состоянии понимать их». Когда же Гуру наказывает ученика, это не является нормальным состоянием. Источником этого состояния является Господь, пралапита-вакйа. Когда он нормален, он видит, что все являются моими Гуру, и они приходят ко мне на помощь. Они пришли, чтобы помочь мне. Мой Гурудев послал их, Кришна послал их. Они проявления личности, существа моего Гурудева. Гурудев послал их, чтобы помочь в моем служении Кришне, поэтому я должен почитать их. Поэтому Прабхупад обращался ко всем ученикам, используя титул Прабху. Практически всех он называл так.
Существует градация в школе Преданности, повсюду градация имеет место. В связи с этим случаем я вспоминаю следующее. Когда Прабхупад стал вести жизнь проповедника, у него был ученик Вайшнав Чаран. Он жил по соседству и был обычным человеком. Он получил Харинам, и в то же время один джентльмен посещал Прабхупаду, и Прабхупад беседовал с ним о Махапрабху — совершал Харикатху. И этот человек, Вайшнав Чаран, громким голосом повторял «Харе Кришна», и Прабхупад попросил его: «Не беспокойте меня, не кричите. Я рассказываю Харикатху». Тот человек ответил: «Это вы кричите, а я повторяю Харинам». Он громко повторял: «Харе Кришна, Харе Кришна», и он сказал Прабхупаде, что это вы кричите, а я призываю Святые Имена. «Обычные слова вы говорите, я же призываю Святое Имя».
Внутренне все это нектар. Явление, которое невозможно найти в этом мире, не продукт материальной природы, неведомое и непостижимое, все же оно есть и является подлинной субстанцией. Кто-то пробужден в этом измерении, мире чувственного опыта, и есть те, кто пробужден в мире чувств, воспринимающих Бога, трансцендентном мире, и то явление куда более могущественно, нежели это. Избавиться от двойственности этого мира. Плохое и хорошее — и то и другое ошибочное заблуждение этого мира майи, и то и другое ложно. Концепция хорошего ложна, и концепция плохого ложна. Там прямо противоположная реальность, ложные, дурные явления отсутствуют там. Мир вечности должен обладать такой природой, заурядным явлениям там нет места. Шаранагати — здоровое знание приводит к шаранагати, подлинное знание приводит к шаранагати, в противном случае гйана-локйа. Знание должно прийти к стопам Преданности. Рупа Госвами говорит: «Гйана означает в целом мукти, карма означает бхукти», отречение и наслаждение. Но Рупа Госвами говорит: «Где эти два приведения женского пола? Где они присутствуют, бхакти не желает туда приходить и находиться в обществе двух этих пишачи». Прямолинейно, ясно разбивая на мелкие кусочки наслаждения мира ложных представлений. Столь многие ученые сообща выискивают новые лекарства, панацею от очарования этим бренным миром, но эти панацеи суть не что иное, как иллюзия. Все эти спекуляции различных школ, стремящихся к освобождению.
Преданный: А каков термин «мрига» здесь?
Шридхар Махарадж: Поиск. Различные школы пытаются найти путь, ведущий к освобождению от рабства, однако Бхактисиддханта сбросил «атомную бомбу» на них. Атомная бомба, то есть окончательное уничтожение. И поклонение, Преданность, руководимая правилами и предписаниями Священных Писаний, эта Преданность была отвергнута Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Спонтанная любовь, которая присутствует в служении Шри Радхики Ее Возлюбленному. Его слова суть обитель этих реалий. Владыке Радхики поклоняются в линии чистой любви, и слова Прабхупады суть обитель этих реалий. Служение на пути любви, анурага, — это служение Радхе-Говинде, и это смысл всех его утверждений, всех его речей, это Бхактисиддханта-вани. Пусть эти слова вечно живут в моем сердце. Здесь представлена вся сиддханта этими тремя строками.
Преданный: Когда вы написали это произведение, Махарадж?
Шридхар Махарадж: Довольно давно, возможно 30 лет тому назад, 25, как минимум. Если вы поедете в Бомбей, попытайтесь встретиться с этим джентльменом. Он известен нашему Дхара Кришна Махараджу, он знаком с Венката Раманом Прабху, его близкий друг. В прошлом он посещал ISKCON в Бомбейском Матхе до того, как прийти сюда. В Шри Ранга Пури место ухода Вишварупы, брата Махапрабху, Витал ачарйа, Витал Натх, Пандуранга.
Преданный: Махарадж, Адхикаран Прабху спрашивает: Тукарам является чистым Преданным?
Шридхар Махарадж: Мне не известны все песни Тукарама, но мне говорили, что Тукарам был учеником некоего брахмана из Махараштры, и он был тесно связан с… В «Чайтанйа Чаритамрите» говорится, что был некий брахман из Махараштры, который привел Махапрабху в собрание Пракашананды Сарасвати, брахман из Махараштры в своем доме. Этот брахман из Махараштры был наставником Тукарама. Старший брат Рабиндраната Тагора задавал этот вопрос о Тукараме. Это упоминается в книге «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» Бхактивиноды Тхакура. Тукарам был учеником брахмана из Махараштры, и Тукарам рассказывал о Чайтанйе. Рагхава Чайтанйа. Возможно, так звали этого брахмана из Махараштры, и он был наставником Тукарама. Тукарам имел некоторую Преданность, но насколько она соответствовала стандартам чистой Преданности, я не могу сказать, не зная его песен.
Критерий чистой Преданности таков: человек должен иметь подлинную симпатию к Преданному, речь не идет о Преданности Богу как таковому, но о Преданности Его параферналиям. Господь не один, Он всегда пребывает в обществе сварупа-шакти, группы Его слуг. В каких-то песнях или утверждениях это должно присутствовать, а иначе то будет майавада, почитание Кришны, но… Майавади считают, что Кришна вечен, но Его параферналии не вечны, и им не следует поклоняться. «Отвергая параферналии, мы можем поклоняться Кришне» — эта идея есть антипреданность. Критерий чистой Преданности таков: Кришна — Раджа, Царь. Царь означает царь и его свита, царь никогда не один. Кришна означает Кришна и группа Его слуг, этот Кришна — подлинный Кришна. Кришна один — это Кришна воображения, нереальный Кришна. Кришна означает Кришна, окруженный параферналиями, Его спутниками, подобно тому, как отец подразумевает сына, жену. Кришна — это относительный термин, «тот, кто привлекает», но привлекает кого? Слуги — Его Преданные, те, кто привлечены Им, должны присутствовать.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.