«Университет Махапрабху» ЧАСТЬ 2 1982.05.11.B
Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху
Университет Махапрабху ЧАСТЬ 2
Шридхар Махарадж: Обычные люди более невинны, они более восприимчивы, но так называемые люди образованные — это опасный, пагубный яд, и они нападут на вас сообща, группой. Вы должны быть в полной мере готовы создавать и развивать этот образовательный институт. (цитирует бенгали) Вам известно это выражение? Сообщества студентов и в наши дни также повсюду. Когда нет надежды, студенты выходят из себя, в любой стране так происходит. Во времена Махапрабху сообщество студентов выступило против Него, эти выражения были использованы. Студенческие сообщества — это опасные явления. Мы попытаемся иметь с ними дело, но крайне осторожно. Мы не должны их бояться и убегать, но крайне осторожно мы будем взаимодействовать с этим студенческим классом, который представляет крайнюю опасность. Контролировать их растущие амбиции, об этом идет речь.
Джаятиртха Махарадж: Мы не собираемся открывать школу для местных студентов-бандитов, но мы хотим привозить из-за пределов Индии, не бандитов.
Шридхар Махарадж: Да, людей у которых есть темперамент преданности.
Джаятиртха Махарадж: Да, мы говорим именно об этом.
Шридхар Махарадж: Но студенты-атеисты увидят, что студенты-теисты пользуются большими преимуществами, и когда они это увидят, они нападут на вас.
Джаятиртха Махарадж: То есть студенты-атеисты будут бороться со студентами-теистами?
Шридхар Махарадж: Да, именно так. Джйоти Гхош, премьер-министр Бенгалии, хотел изменить всю систему образования, древнюю санскритскую культуру. По его мнению эта культура прогнила, ее следует отправить на помойку, это зло, и новая культура должна быть доносима до масс. Это все дурная культура, по его мнению, низкая культура. Так или иначе, я не говорю, что мы должны стоять в стороне и сохранять роль пассивных наблюдателей, мы должны сражаться, но делать это нужно крайне осторожно. Свами Махарадж учредил систему гурукулы, возможно, это лучшая система. Существует проблема в системе гурукулы, хорошие студенты не поступают в нее. Если давать людям какие-то степени, то ученые люди, склонные к науке, заинтересуются этим, но, в противном случае, нищие, которым нечего есть, присоединяются к гурукуле.
Джаятиртха Махарадж: Да, возможно, в Индии так, но на Западе проблема в том, что для наших студентов, учеников гурукулы, нет возможности продолжить образование, поэтому они оказываются уличными бродягами.
Шридхар Махарадж: Если вы откроете здесь колледж и будете приглашать студентов из других стран, то будет еще одна проблема. Люди станут говорить: «О, здесь они дают образование иностранцам, а мы стоим в стороне в роли пассивных наблюдателей». Подобные проблемы могут возникнуть, тем не менее мы должны пытаться. Вы хотите добиться всего немедленно. В Пури вы покупаете землю и хотите учредить там школу, здесь также всякий раз, когда у вас появляется возможность приобрести большой участок земли, вы хотите основать колледж, но вопрос в том, где же начать.
Джаятиртха Махарадж: Да, возможно, он был склонен к широкомасштабным планам, это хороший симптом, американский менталитет.
Шридхар Махарадж: Да, американский менталитет, тенденция захватить весь мир, устроить мировое государство. Такой была стратегия американцев после Второй Мировой, устроить мировое государство. Если оно возникнет, тогда не будет войн и конфликтов, поскольку власть будет сосредоточена в одних руках, один трон. Качество и количество, по мере возрастания количества качество уменьшается, они прямо пропорциональны, этот факт мы не должны забывать. Если мы хотим иметь дело с явлениями высочайшего качества, мы должны быть удовлетворены меньшим количеством. А если мы хотим большего количества, больших масштабов, тогда качеством придется пожертвовать.
Преданный: Махарадж, с точки зрения аудитории можно выбрать определенные качества для распространения.
Шридхар Махарадж: Соответственно качествам людей распространение будет осуществляться, соответственно градации: карми больше, гьяни меньше и, наконец, Преданных меньшинство. Многие предлагали нашему Гуру Махараджу: «Пожалуйста, будьте более либеральны хотя бы отчасти, когда речь идет о курении табака, употреблении в пищу рыбы». Имеется в виду, если вы отмените эти запреты, все станут под ваш флаг, будьте либеральны, не будьте настолько суровы. Посты, вегетарианство, запрет на интоксикации — все это для нас проблема, мы не в состоянии следовать этим правилам. Если вы будете хотя бы отчасти либеральны, тогда все присоединятся к вам. Но он отказался от этих предложений, эти ограничения есть. Ты должен прежде всего подтвердить свою пригодность, наличие качеств, и лишь затем ты можешь прийти. Враг вовне — это лучший враг, чем враг внутреннего мира. Мы будем пытаться завести как можно больше друзей, не будем проводить различия, но чистоту будем сохранять любой ценой, чистоту намерения, цели и чистоту практики. Насколько это возможно, эта чистота идеала должна сохранятся, чистота стяга. Стяг чистого идеала должен высоко реять. Это явление крайне редко можно увидеть в этом мире, чистоту намерения, высокого идеала.
Преданный: В таком случае какой была идея Шрила Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, когда он хотел открыть молодежное общежитие, в котором, по его замыслу должны были подавать невегетарианскую пищу? Он собирался кормить молодых людей невегетарианской пищей, понимаете да? Студенческое общежитие.
Шридхар Махарадж: Кто, Свами Махарадж?
Преданный: Нет, Бхактисиддханта Сарасвати.
Шридхар Махарадж: Да, он говорил, что людей, которые не являются вегетарианцами, следует привечать на территории Матха, и из близлежащих ресторанов мы можем заказывать для них пищу, подавать невегетарианскую еду и кормить их на нашей территории. Вегетарианцы будут питаться прасадом из Матха, а невегетарианцы также будут размещены на территории Матха, и следует также заказывать еду из близлежащих столовых или ресторанов, мясные блюда, и кормить этими блюдами на территории Матха. Я заметил:
— Но в таком случае репутация миссии пострадает.
— Нет, тысячи рождений тому назад я твердо решил это. Речь идет о Вайкунтхе, о невозможности каких-либо условий. Наше поведение должно носить такой характер: ради служения Махапрабху все, что необходимо, мы будем делать. Речь идет о самых широких масштабах, Вайкунтха, без каких-либо предрассудков мы будем служить Махапрабху.
Преданный: Махарадж, а возможно ли что человек, который не является вегетарианцем, принимал Харинам?
Шридхар Махарадж: Как правило, это невозможно, но если мы можем надеяться на то, что в скором времени человек откажется от этой привычки, употреблять в пищу мясо, тогда ему может быть дан Харинам. Но только с убежденностью в том, что скоро он откажется от этой пищи, поскольку человек должен принимать прасадам, а мясо, рыбу и т. д. нельзя предлагать Господу. И если он не является вегетарианцем, он не принимает прасадам. Лекарство есть, но диета неподходящая, нечто в этом роде, не вегетарианцы. Вегетарианец, не вегетарианец, джайны и другие также являются вегетарианцами, и многие животные являются травоядными. Вегетарианство — это еще не все, но речь идет о том, чтобы принимать прасадам. Мы будем принимать исключительно прасадам, и что может быть прасадом? То, что можно предлагать Нараяне, и существуют указания: такие-то и такие продукты можно предлагать Нараяне, животную пищу Ему нельзя предлагать, поэтому мы принимаем соответствующие продукты. И также существуют запреты на определенные овощи, такие, как лук. Есть разные продукты, которые нельзя предлагать Нараяне, и мы их не принимаем, мы будем принимать прасадам. Все, что мы принимаем, должно быть связано с Абсолютом, в противном случае мы будем связаны причинно-следственной цепочкой. Необходимо начать деятельность в одном месте и постепенно увеличивать масштабы, но бесконечно планировать и не обращаться к практике, мне это не нравится. Необходимо начать работу и постепенно масштабы будут увеличены.
Преданный: Что касается Навадвипы, я думаю о той земле, которую упоминал Хари Чаран.
Шридхар Махарадж: Я думаю, что Мадхья-двип подходящее место, там еще нет ни одного Матха, он пребывает в забвении. Во всех остальных районах Навадвипы есть Матхи, но в Мадхья-двипе Матха нет, он идеальное место, поскольку недалеко Калькутта и Навадвип. Другое место — Видьянагар, то место, где находилась школа Сарвабхаумы, знаменитая школа ньяи, санскрита. И еще одно место — то место, где Нимай учился под началом Ганга Даса, он был профессором. Нимай учился у него на другой стороне Ганги. Это на расстоянии мили от Майапура, Ганганагар, так называется это место.
Джаятиртха Махарадж: Годрума-двип?
Шридхар Махарадж: Нет, не Годрума. Ганганагар, возможно, это часть Рудрадвипы, Ганганагар. Чтобы увековечить память, либо о роли Махапрабху в качестве учителя, либо о Махапрабху как ученике, либо о Сарвабхауме Пандите, какая-то связь должна присутствовать с тремя этими явлениями. Если вы откроете колледж в том месте, где находилась школа Сарвабхаумы, школа ньяи, широкая публика может дать этому высокую оценку. Видья Вачаспати был Гуру Санатаны и братом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Это место сохранилось до наших дней, вы можете взглянуть на него. Университет в Навадвипе или где угодно, в любом удобном месте, но предпочтительно в этих трех местах. Матх в Мадхья-двипе, а что касается образовательного института либо в месте, где находилась школа Сарвабхаумы, либо в месте, где учился сам Махапрабху, чтобы увековечить память об этом. А Мадхья-двип… Нарасимха Пали — это Годрум, а с той стороны Мадхья-двип. Восточный берег Ганги с этой стороны, и продолжение Мадхья-двипа на южной стороне.
Преданный: (Вопрос задан на бенгали).
Шридхар Махарадж: Он жил в Радха Дамодаре, вначале в ашраме Рупы Госвами, а затем в Радха Дамодаре.
Преданный: А Шьямананда Прабху?
Шридхар Махарадж: Шьямананда встретил его, возможно, в Радха Дамодаре, поскольку в то время Рупа Госвами отсутствовал, и последним бхаджан-кутиром Рупы Госвами был… Его самадхи находится в Радха Дамодаре, поэтому говорится, в старости Рупа Госвами был вверен опеке Дживы Госвами, его бхаджан-кутир находится там, и там же находится самадхи. Джива Госвами заботился о Рупе Госвами на территории нынешнего Радха Дамодара, и Шьямананда получил дикшу в Радха Дамодаре. Свами Махарадж также переводил «Бхагаватам», живя в Радха Дамодаре, хотя «Гиту» и журнал «Назад к Богу» он стал печатать и переводить в Калькутте, а «Бхагаватам» переводил в Радха Дамодаре. Вначале первое влечение, затем глубже, затем второе влечение, затем иди глубже, поток. Первое — это хорошо, второе — еще лучше, а это самое хорошее, совершенное.
Джаятиртха Махарадж: Тем не менее я думаю, что за вашим Матхом будет хорошо. Если бы вы дали мне маленький участок земли, я построил бы маленький Матх позади вашего Матха, я хочу иметь маленькое место здесь. Колледж мы построим в другом месте, в Калькутте, где угодно, но если бы вы отвели мне место рядом с Вашей Божественной Милостью. А иначе меня ждет плачевная участь, если я буду так далеко от вас, в Мадхья-двипе.
Шридхар Махарадж: Это очень близко.
Джаятиртха Махарадж: Но я ленивый человек, если бы Махарадж позволил мне поселиться здесь.
Шридхар Махарадж: Вы можете летать на вертолете с этой крыши, отсюда в Мадхья-двип, идти пешком 10-15 минут, а сколько ехать на машине?
Джаятиртха Махарадж: 5 минут через мост.
Шридхар Махарадж: Вы не видели это место?
Джаятиртха Махарадж: Нет, Матх может быть в любом месте, но сам я хочу жить здесь. Три акра земли я хотел бы получить и храм Гирираджа, если бы вы позволили мне жить рядом с вами.
Шридхар Махарадж: Он хочет жить на Гупта Говардхане, кот вылез из мешка. Он хочет получить место на Гупта Говардхане для своего Гирираджа. Маленькое место, очень маленький участок земли.
Джаятиртха Махарадж: Оно не маленькое, но я не хочу жить на его территории, я хочу жить на большом расстоянии и поклоняться на этом расстоянии его (Шридхара Махараджа) собственности. Как Харидас Тхакур жил не в самом Пури, но так, чтобы видеть чакру, и я хочу жить в таком месте, чтобы видеть чакру вашего храма.
Шридхар Махарадж: Это хорошая идея, я думаю вы должны принять Мадхья-двип как Его милость, а впоследствии…
Джаятиртха Махарадж: Я не могу жить так далеко, как в Мадхья-двипе.
Шридхар Махарадж: Эта идея мне не нравится, там смаранам, а здесь пада-севанам. Лакшми Деви здесь, она не могла обрести доступ в расу.
Джаятиртха Махарадж: Сапта-риши, Мадхья-двип, Наймишаранья.
Шридхар Махарадж: Да, место собрания ассамблеи «Бхагаватам».
Преданный: Бхактивинод Тхакур говорит, что Сута Госвами, обращаясь к мудрецам Наймишараньи, рассказывал им о Махапрабху Гауранге.
Шридхар Махарадж: Лила Махапрабху была настолько интенсивна, что Махадев был поражен и отказался от своего ездового животного, быка Нанди, и взобрался на лебедя. Лебедь — это птица, на которой летает Брахма. И он поспешил туда, где происходила лила Махапрабху. Шива утратил способность различать, поскольку птица Брахмы находилась поблизости, он забрался на эту птицу и отправился к Махапрабху.
Преданный: Именно Бхактивинод Тхакур открыл миру эти игры.
Шридхар Махарадж: Нет, они описаны в «Бхакти-ратнакаре», это первая книга, в которой упоминается эта лила. Первая книга о Махапрабху — «Чайтанья Бхагавата», затем возникла «Чайтанья Чаритамрита», затем «Чайтанья мангала», и также на санскрите Мурари Гупта написал произведение, затем писал сын Шивананды Сены, Кави Карнапур. Мурари Гупта, Кави Карнапур — это были первые писатели на санскрите, а на бенгали первыми произведениями были «Чайтанья Бхагавата», «Чайтанья Чаритамрита», затем «Чайтанья мангала». А впоследствии, по прошествии более ста лет, была написана «Бхакти-ратнакара». Есть еще книга под названием «Нароттама-виласа», она была написана еще позже. Затем была написана «Адвайта-мангала», многие книги о Гаура-лиле были написаны, но самое аутентичное, достоверное произведение это «Чайтанья Чаритамрита». Есть еще произведение на санскрите под названием «Гаурачандра-дой», ее написал один ученый из Ориссы.
Преданный: Махарадж, я говорю вот о чем: Бхактивинод Тхакур был здесь в недавнем прошлом, и он дал нам изначальную информацию об играх Шри Чайтаньи Махапрабху, некое изначальное знание он открыл.
Шридхар Махарадж: Да, поскольку таков уровень его опыта. Он пришел из этого измерения, и иногда он милостиво показывал эту лилу. Искренняя жажда способна привести нас в это измерение, позволить нам приблизиться к нему. Бхактивинод Тхакур однажды летал по небу во сне, и призывал Харинам, и оказался при дворе Ямараджа. Ямарадж восседал в обществе Брахмы, Нарады и других, и они обсуждали этот стих (цитирует санскрит). «Какими бы ни были практики этого человека, каким бы ни было его поведение, если он безраздельно вручил себя Мне, его следует считать чистым Преданным». Что бы он ни делал, любые его поступки оправданы и праведны. Далее говорится, что очень скоро такой человек станет дхарматмой, праведником. И здесь возникает вопрос, что есть этот ананья-бхаджан? Сарва-дхарма паритьяджа — это и есть ананья-бхаджан? И почему здесь сказано: «В скором времени он станет праведником», как это понять? «Мой Преданный никогда не погибнет, ступай и объяви об этом широким массам», как же можно привести в гармонию эти утверждения? После того как он стал ананья-бхаг, отказался от всех обязанностей и полностью вручил себя Кришне и совершает ананья-бхаджан, он вновь станет праведником. Как привести в гармонию эти утверждения? Каков смысл этой шлоки, содержащей слова Кришны? Кто-то из участников этого собрания увидел Бхактивинода Тхакура, они увидели, как он идет по небу, призывая Харинам. Кто-то из учатсников собрания предложил: «Это великий Преданный, он сумеет открыть нам истинный смысл этой шлоки». Тогда Бхактивинода Тхакура пригласили, он присоединился к собранию, и ему задали вопрос: «Как же понять эти, казалось бы, противоречивые утверждения?» Кто является ананья-бхактой? Тот, кто отказался от всех обязанностей, обязательств и отдал себя Кришне. В то же время говорится: «В очень скором времени он станет праведником», будет следовать долгу, варнашрама-дхарме, как это понять?
Бхактивинод Тхакур ответил: «Тот, кто сумеет поверить в то, что ананья-бхакта — человек в полной мере отдавший себя Кришне, истинный садху, чист, тот, кто сумеет верить в эту чистоту, тот будет дхарматма. Дхарматмой станет не ананья-бхакта, а тот, кто будет считать его чистым, в скором времени станет дхарматмой, человеком долга». В своей «Гите» я также говорю (цитирует санскрит), обратите пристальное внимание на это утверждение. Этого человека следует считать садху, святым, как это возможно? Его следует считать искренним, чистым человеком, судурачаро. Тот, кто отзывается о нем так, об этом человеке, приходит к подобному заключению. Какому заключению? Любой, кто вручил себя Кришне, какими бы ни были его внешние поступки, этого человека следует считать человеком высшего типа, занимающим высочайшее положение, подобное суждение оправдано. И далее сказано: «Тот, кто способен судить подобным образом, такой человек очистится в скором времени».
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.