Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2012 / «Душа в теле, как косточка в яблоке»
Б. Ч. Бхарати Свами: Для Кришны не существует понятий: духовное, не духовное. Это все Его. У Него есть внешняя иллюзия и внутренняя иллюзия, махамайя и Йогамайя. Внешняя иллюзия — это иллюзия, которой Он накрывает тех, кто находится вне Его страны. А внутренняя иллюзия — это иллюзия, которой Он накрывает тех, кто находится рядом с Ним. Но для него нет различий: духовное или не духовное. Шримати Радхарани

«Душа в теле, как косточка в яблоке»

# 22:45

Как не страдать?

Слушатель: Если знаешь, читаешь эти книги…

Б. Ч. Бхарати Свами: А можно не читать. Зачем себе голову забивать?

Слушатель: Интересно же, тянет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Интересно можно читать «Алису в Стране чудес». Это тоже интересно.

Слушатель: Нет. Это не интересно. Как же.

Б. Ч. Бхарати Свами: А этот «Аватар» смотреть?

Слушатель: Это совсем другой интерес.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да?

Слушатель: Я считаю, что это как театр, как игра.

Б. Ч. Бхарати Свами: Книжки кришнаитские тоже ведь кем-то написаны, чтобы там деньги зарабатывать.

Слушатель: Потому что те знания, которые там пишут, они работают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Где они работают? Я не видел ни одного, у кого это работает.

Слушатель: Как не видел? Соблюдать режим дня, все работает. Соответственно, у тебя здоровье хорошее, ты не психуешь, не ешь мясо, рыбу, яйца.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего себе.

Слушатель: Автоматически освобождаешься от проблем, интоксикаций всяких и прочего. Там же написано.

Б. Ч. Бхарати Свами: Все, тогда не надо яйца есть.

Слушатель: Мы и не едим. Я про что и говорю, знания, про которые я говорю…

Б. Ч. Бхарати Свами: Не надо мясом яйца есть.

Слушатель: Знания, которые я на себе испытываю, я как бы ни в чем еще не разочаровался. Может быть, нет такого сильного понимания о чем вы говорите, что это все нужно бросить, все знания, приобретенные здесь, в материальном мире.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, чтобы жить здесь припеваючи, Кришна говорит, чтобы счастливо жить в этом мире, достаточно есть мясом яйца.

Слушатель: Что, Махарадж?

Слушатель: Есть рыбу, мясо, яйца?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Будешь нормально жить, соблюдать режим дня, нормальный больничный режим.

Слушатель: Не пить, не курить, копченое, соленое.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это все правда, вы правильно говорите. Это все работает, и ты здесь будешь жить хорошо.

Слушатель: Это понятно, но я хочу понять, как не страдать что-ли. Я не могу выразить то, что хочу сказать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не страдать – не считать ничего своим.

Слушатель: Т.е. желаний никаких не иметь что ли? Целей в жизни не иметь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не считать ничего своей собственностью.

Слушатель: Непонятно.

Б. Ч. Бхарати Свами: По-моему, понятно. Все три слова русские.

Слушатель: Нет. Я понимаю, но не считать своей собственностью.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего не считать принадлежащим тебе.

Слушатель: Ни жену, ни дом, ни детей.

Слушатель: А, вот так.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что они не твои.

Слушатель: Прямо в склад.

Слушатель: Как тогда к этому относиться?

Слушатель: Как душа, сосед.

Б. Ч. Бхарати Свами: К чему? Простите, вы мне говорите: «Как не страдать?» Я вам даю. Приходит человек и говорит: «Как, чтоб печень не болела?» — «Не пить» — «А как же тогда?»

Слушатель: Не, я понимаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы же должны сами решать. Понимаете, можно же не то что страдать, а «подстрадовывать» немножко.

Слушатели: [смех]

Слушатель: Странно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы должны это почувствовать. Либо вообще не страдать, тогда и не считать ничего своим, просто выйти там и лечь на остановке. Все, тогда страдать не будешь. Там проблема еще и свое тело не считать своим. Но это тоже решаемо. Вопрос всяких тренировок, вопрос решаемый. Или немножко страдать и наслаждаться, т.е. как-то регулировать. Чтобы и пить, и печень не болела, не получится. Нужно меньше пить, тогда будет меньше болеть. Т.е. тогда будешь и удовольствие получать и страдать. Чтобы совсем не страдать, нужно порвать всякие связи с этим миром.

Слушатель: А дальше что?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Подождите. Вы меня просто спрашиваете, я вам говорю, что это не надо. Вопрос-то: «Что, чтобы не страдать?» Вайшнавы говорят, что не страдать, но вы и счастливы не будете. Даже если вы порвете все связи с этим миром, не будет страданий, но и не будет счастья. Потому что когда вы разорвете все связи, вы останетесь одиноки. Страдаем-то мы от связей. Мы что-то считаем своим, связь установилась. Чтобы поддерживать этот статус, нужно ее кормить, одевать, чтобы ее ребенка в школу отправлять. Она говорит: «Это твой» — «Какой он мой?»

Слушатель: Я не считаю его своим. Родился.

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно, родился. Было дело. Что значит мой? Чтобы не страдать, нужно сказать: «Все. Досвидос».

Слушатель: Страдать не будешь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но и не будешь счастлив, потому что ты будешь одинок. Не будешь страдать, но и не будешь счастлив – это одиночество. Это путь…

# 28:14

Неполноценное счастье бренного мира

Слушатель: А одиночество – не страдание?

Б. Ч. Бхарати Свами: Одиночество – не страдание. Это отдельная категория вообще. Как мы в начале сказали, это три состояния бытия: одиночество посерединке, страдание и счастье. Но счастье горькое. Нужно понять, что оно не сладкое. Кришна иссиня-черный и горестно-сладкий. Там может быть и страдание, но сладкое, а здесь все гнилое. Гнилое, оно сладкое тоже. Тухлое пахнет сладким. Есть такая гниль сладкая.

Слушатель: Я слышал такое выражение, что в материальном мире вообще счастья нет, а только одно страдание. Мы сами как бы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это все лукаво, это все вранье. Здесь есть счастье, здесь есть удовольствие, но оно скоротечно. Это счастье неполноценное. Это счастье от стяжательства, от того, что у тебя больше, чем у других. Пик славы, когда он говорит: «Я счастлив от того, что первым пересек эту ленточку». Миг счастья. Ты счастлив от того, что ты первый. Выше всех, дальше всех, быстрее всех. Вот это вот счастье. Но оно гнилое счатье.

Слушатель: Призрачное.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но оно сразу пропадает. Ты действительно счастлив в этот миг. Ты первый. Но дальше начинается страдание, потому что, чтобы быть все время первым, надо пахать, как осел, а это страдание. Если ты второй, это тоже страдание. Но счастье здесь есть, вот этот миг. Выпустил первую пластинку – тебя на руках носят, а дальше же надо каждый год ее выпускать, а они все хуже и хуже. А дальше тебя даже в кабаке в Патайе не пригласят петь Wind of Change.

# 31:04

Сорвать спектакль – это грех

Слушатель: Я просто хотел спросить: ты не разочаровывался ни в чем? Что, действительно, ты ни в чем не разочаровывался вообще?

Слушатель: Я?

Слушатеь: Ну да.

Слушатель: Последнее время или когда вообще?

Б. Ч. Бхарати Свами: Просто как мясом перестал рыбу есть.

Слушатель: Ха. Мясом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну а как надо было? Нельзя есть мясом рыбу, яйца.

Слушатель: Не, а что ты хотел спросить?

Слушатель: Я просто слышал, что у меня не было разочарований. Я не знаю. У меня от разочарования к разочарованию. Жизнь можно по ходу так описать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы не было разочарований, не нужно очаровываться. Человек, который не строит иллюзий, не строит планов, он никогда не разочаруется. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Чтобы не разочаровываться, не надо строить перспектив на будущее».

Слушатель: А цели тогда материальные?

Б. Ч. Бхарати Свами: В них вообще смысла нет.

Слушатель: И бизнес-план писать не надо.

Слушатель: Сфабриковано для чего? Для какой-то игры что ли?

Б. Ч. Бхарати Свами: Чтоб не мешали. Чтоб мы не мешали там, где все танцуют и говорят стихами. Есть в Патайе вечеринка, вечно происходящая. Они передвигаются в танце, а говорят певуче стихами все время. Если ты не можешь говорить стихами, тебя туда просто не пригласят. И чтобы со своей прозой туда не шли, потому что говорить прозой – это самый большой грех, это не прощается. Убийство брахмана, вайшнава-апарадха – все прощается, но говорить прозой, кто не умеет говорить стихами, – этот грех не прощается никогда. Оскорбление того, кто говорит стихами, тоже не прощается. Оскорбление поэта не прощается. Это самый тяжелый грех. Можно даже мясом яйца есть. Как там Бубенцов сказал: «Тебе что человека убить, что спектакль сорвать. Для тебя же нет ничего святого», когда его на расстрел ведут. Вот грех в чем – спектакль сорвать! Вот чтобы мы там не мешались с этой стрелой губернаторше, мы здесь.

# 34:17

Развлечение для злобных карликов

Тут дали вот эту жижу, тесто этим карапузам. Злобным карликам дали здоровый кусок теста, который называется прадхана, или майя. И они сидят [изображает игру на губе] и лепят себе из пластилина. «Пластилин нежней, чем глина… Кукол, клоунов, собак».

Слушатель: «Если кукла выйдет плохо…»

Слушатель: «…назову ее Дуреха».

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот они жену слепили, детей слепили. Сидят они с разных сторон этого шара полого, играют и говорят: «О какое большое, и все мое». Чтобы они не мешали, злобные карлики вгрызаются в эту плоть Дурги деви. Когда прадхана просыпается, она становится Дургой или Парвати. Они в эту Парвати вгрызаются и все эти штуки выдумывают: 3G, Wi-Fi, Galaxy S3, трубочки для коктейля. Это все из одного теста делается. Костюм от Hugo Boss. Все это из нефти делается, из земли, и играют, чтобы не мешали. Там вечно танцующая вечеринка. А то, что здесь происходит, это не интересно.

Слушатель: Как жить в гармонии со всем этим?

Б. Ч. Бхарати Свами: С этим нельзя жить в гармонии. С иллюзией нельзя жить в гармонии. Она всегда будет обманывать. Что такое обман? Это ложь. Нельзя во лжи жить в гармонии.

# 36:48

Зачем мы живем?

Слушатель: Четыре уровня: Социальный, эмоциональный, духовный и физический, о которых очень много пишут.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы это даже не рассматриваем. Мы косточки в яблоке. Мы все души, отхватившие себе кусок этого теста. Мы слепили себе тело. Мы передвигаемся, ощущаем. Есть орудия познания и орудия воздействия. Орудия познания – это язык, глаза, нос, уши, кожа – нам даны из этого теста. Есть пять орудий воздействия – пищеварительный тракт переваривает, детородный член и…

Слушатель: Вы сказали, что нельзя жить в гармонии с окружающим. Зачем тогда вообще жить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Незачем.

Слушатель: Т.е. мы сейчас здесь сидим. Для чего материал? Надо сесть тогда под деревом до смерти своей и ничего не делать. Т.е. все это бестолково.

Б. Ч. Бхарати Свами: А почему ждать смерти под деревом? По-другому никак нельзя?

Слушатель: Вопрос в чем: зачем мы живем? Цель нашей жизни? Зачем мы пришли на эту Землю?

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть два вида существ. Одни живут для того, чтобы осуществить свои иллюзии. Они живут, потому что надеятся, что наступит такое время, когда удовлетворятся все их желания. А это есть смерть. Когда все желания удовлетворены, это смерть. Такой парадокс. Так Господь устроил мир: как только ты удовлетворяешь свое желание, ты убиваешь предмет желания, т.е. любое удовлетворение желания убивает элемент окружающего мира. Допустим, ты голоден. Перед тобой есть еда. Как только ты сыт, еды нет. Даже если пять минут назад это казалось тебе съедобным, когда ты утолил свое желание, те же самые, так называемые, продукты уже несъедобны. Т.е. в твоем мире убито понятие «еда». Ты убиваешь еду, как только ты удовлетворил желание. То же самое с водой. Ты хочешь пить, ты попил воды, и больше воды не существует в твоем мире. Ты ее убил. Этот мир же существует в нашем сознании. В твоем сознании исчезает вода. Если ты удовлетворишь все свои желания, ты убьешь все объекты этого мира.

Слушатель: Это возможно? Удовлетворить все желания?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нельзя. Ты говорил: «Для чего люди живут?» Люди живут, чтобы находиться в иллюзии. Первые – это те, кто хотят удовлетворить все свои желания, не зная, что, удовлетворив все свои желания, они умирают тут же. Т.е. мир гаснет, и больше нет ничего. Нет ни запаха, ни звука, ни цвета, ни жара, ни вкуса. Вот сейчас отключи все пять чувств, ты умер, потому что ничего не ощущаешь. Ты оказался в полном одиночестве. Это первые. Вторые живут для того, чтобы освободиться из этого мира.

Слушатель: Отключая все пять чувств, ты умираешь. А как йоги сидят не слыша ничего, ничего не ощущая, медитируя? Они что, мертвые?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Как это они мертвые?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они мертвые. Они не в этом мире находятся.

Слушатель: Это не значит, что они мертвые, если они не в этом мире находятся.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Они в другом мире, а в этом мире они умерли. Если он медитирует…

Слушатель: А потом выходит из медитации, значит, он воскресает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, потом воскресает, если он возвращается из самадхи. Йоги разные бывают. Йог, который отключился и ушел в небытие, т.е. он сгорел. Мистический огонь взрывается, и он уходит. Тело прямо на глазах тлеет. А есть те, кто не просто отключился от этого мира, а подключился к другому миру. И те, и другие мертвые. Просто одни вообще умерли – растворились в едином облаке сознания, Брахмане, а другие умерли здесь, но воскресли в мире Прекрасной Реальности. Так вот, два вида существ. Кришна говорит: чара-ачарам. Чара и ачара – очарованные и неочарованные, другими словами, просветленные и заблудшие.

Заблудшие – это те, кто хотят удовлетворить свои чувства и ради этого живут. Во-первых, удовлетворить чувства невозможно, во-вторых, удовлетворяя их, мы себя убиваем. Это косвенно отражается на том, чем больше ты ешь, чем больше ты [помехи], тем больше разрушаешь свое физическое тело невоздержанием. Чем больше ты воздерживаешься, не обязательно от еды, от звуков, от запахов, тем больше ты сохраняешь свое тело в молодом состоянии. Итак, два вида существ. Чары хотят больше впечатлений: больше хороших запахов, больше прикасаться, больше видеть, больше слышать, больше ощущать. Это люди. Для чего они живут? Они ослы, собаки, свиньи и верблюды. Так о них говорится в «Бхагаватам». Для чего они живут? Они думают, что удовлетворяя чувства, они будут счастливы. На самом деле они убивает себя этим.

Другой вид существ – ачарам. Они не очарованы. Они иллюзией не очарованы, но при этом они живут. Для чего? Живут для того, чтобы уйти в другой мир. И этот мир иллюзии им нужен как ступенька, от которой надо оттолкнуться. В этом мире этих людей чрезвычайно мало. Кришна, помните, статистику приводит: «Из тысячи обычных людей всего один ищет истину. Из миллионов, кто ищет истину, только один пришел ко Мне». такую статистику Кришна дает. Из тех, кто не очарован, для чего они живут? Для того, чтобы оттолкнуться от этого мира, чтобы увидеть, как работает иллюзия, и понять, как работает оригинал. На примере подделки понять, что такое оригинал. Это сложный путь, это путь вайшнава. Это путь чрезвычайно сложный. Это путь сдирания с себя кожи всей в переносном смысле. Это гораздо сложнее, чем не есть рыбу и мясо.

Т.е. ты видишь себя мужчиной или ты видишь себя женщиной, и ты понимаешь, что то, как я хочу наслаждаться, как меня мои страсти подталкивают к наслаждению, так же и Кришну подталкивают. Так, как я хочу, чтобы все под меня прогнулись, так же и Кришна этого хочет. Т.е. ты на примере своих низменных желаний…

Транскрипция: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2012-01-01

«Неужели мы боги?»

2012-01-04

Беседа в клубе «Белые Облака»

2012-01-09

«Поверить в сказку»

2012-02-12

«День явления Сарасвати Тхакура»

2012-03

«Простая жизнь жителей Дхамы»

2012-03-25

«Философские вопросы слушателей»

2012-04-01

Презентация «Бхагавад-гиты» на выставке «Загадочная Индия»

2012-04-21

«Семья Гаудия-матха»

2012-04-28

«Беседы в городе Джаганнатха»

2012-05

«Называть кучу мусора собой»

2012-05

«Беспомощному помогут»

2012-05

«Есть ли у Кришны пупок?»

2012-05

«Боги и Титаны»

2012-06-24

«Шаг за грань существования Бога»

2012-08-18

«Что нам нужно для счастья?»

2012-09-02

«Душа и Вселенная»

2012-09-02

«Концепция перевода Шримад Бхагаватам»

2012-09-09

Чтение и обсуждение Бхагавад Гиты, (глава 4)

2012-10-13

«Причина скитания обусловленной души в материальной вселенной»

2012-10-31

«Душа в теле, как косточка в яблоке»

2012-11-10

«Счастье в понимании Вед»

2012-11-18

«Основы Мироздания»

2012-12-08

«Счастье в понимании Вед» (Лекция в Берлине)

2012-12-15

«Дискуссия о Ведах в вопросах и ответах» (Лекция в Дюссельдорфе)

2012-12-22

«Бхагавад Гита – учение о долге»