Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.08.10.B «Где нет жертвы, там нет любви»
Если вы критикуете, преследуя свои личные интересы, тогда осуждаемые вами качества вернутся к вам. Они войдут в вас. Но если ради очищения, а не в силу зависти, вы ищете помощи высшего авторитета, вы будете очищены. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Прабхупад, арчан

«Где нет жертвы, там нет любви» 1981.08.10.B

Темы лекции:
Шрила Шридхар Махарадж рассказывает о себе: его статьи и поэма о Бхактивиноде (оценка, данная Сарасвати Тхакуром)
Санатан Госвами, описыващий цариц Двараки
Природа мадхура-расы
Мадхура-раса как центральное явление и содержание Рупануга-сампрадайи

Где нет жертвы, там нет любви

Шридхар Махарадж: …Поэтому я не желаю, но вы приходите и заставляете меня, извлекаете из меня, если находите нечто близкое к дару вашего наставника. Если вы находите то, что вы уже получили от вашего духовного учителя, аналогичные явления можно найти здесь, тогда, конечно, вы можете прийти и попытаться раздать это явление миру.

Преданный: Мы находимся в положении Даса Госвами, а вы в положении Санатаны Госвами. Вы заставляете нас наслаждаться этим нектаром.

Шридхар Махарадж: Но вы активны, а я пассивен, неохотно это делаю, а вы приходите ко мне.

Преданный: Мы активны подобно обезьянам, обезьяны также активны. То, что вы даете нам, духовно, поэтому активность невозможно воспринимать в материальном смысле, но в духовном смысле, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Так они говорят, даже мои старшие духовные братья придерживаются такого мнения. Когда они слушают меня, они говорят: «Мы словно слушаем Гуру Махараджа, слушая вас». Некая моя особенность, специфика присутствует в моих утверждениях, природа моих речей о духовных реалиях. Я всегда говорю из того измерения, которое выше измерения гйаны. Бхакти превосходит сферу сознания, она противоположна стороне эксплуатации. Эксплуатация, отречение и Преданность. Я всегда осознаю тот факт, что я должен находиться на земле Преданности. Отречение — негативная сторона, абсцисса и затем позитивная сторона — измерение Преданности. Это явление должно обладать такой характеристикой, это лейтмотив моих речей об Абсолюте, поэтому они говорят: «Мы словно слушаем Прабхупаду». И когда Прабхупад присутствовал, многие старшие санйаси, послушав его лекцию подходили ко мне, отводили меня в свою комнату и расспрашивали: «Что сказал Прабхупад? Пожалуйста, повторите». И я делал это, насколько это было в моих силах. Они давали этому высокую оценку. Это милость Прабхупады и милость Махапрабху. Но Прабхупад так отозвался обо мне: «Любитель комфорта», спокойной жизни. Он просил издателя «Надия Пракаш», я послал статью в этот журнал из Бомбея, и Прабхупад заметил ему: «Если вы сумеете публиковать подобные материалы в вашем журнале, стандарт вашего издания повысится», такое замечание Прабхупад сделал о моей статье.

Преданный: Он сказал о Вас, что оставляет своего представителя.

Шридхар Махарадж: Он сказал это Госвами Махараджу: «Я удовлетворен тем, что мои слова, советы останутся в этом мире». Прочитав мою поэму, посвященную Бхактивиноду Тхакуру, Прабхупад считал, что я не буду продавать его реалии на черном рынке. Все стандарты, Вироджа, Брахмалока и затем Голока, мадхурйа-раса, радха-дасйам — высочайшая цель всей гаудия-сампрадаи, это явление представлено в последней стадии этой поэмы. Эти качества. Радха-дасйам санкционированы Гаурангой, явление, которое было в полной мере известно Сварупе Дамодару. Он дал высокую оценку Рупе Госвами. Рупа и Рагхунатх переживали высокий вкус этого явления, а Джива Госвами пришел, чтобы защитить это явление, чтобы оно не было смешано с другими явлениями. Он дал защиту в виде цитат Священных Писаний и доводов рассудка. Джива Госвами, Баладева и другие.

Это явление, о котором молятся Удхава, Брахма, Шива и другие. Они демонстрируют свое почтение этому явлению, находясь на значительном расстоянии, Радха-дасйам. Какое чудо, ты, Бхактивинод, способен дать это явление всем. Ты столь велик. Рамануджа, Мадхвачарйа были ачарйами школ Преданности, но их область, их измерение ниже, а то, что ты даешь, это высочайшая цель, высочайшее достижение таково. Шаг за шагом развитие было показано в этой поэме, подобно «Шримад Бхагаватам», хотя это и поэма, но подобно тому, как в «Шримад Бхагаватам», кавйа и татва, поэзия и аргументация, заключения, поэзия и онтология, онтологическая сторона. «Шримад Бхагаватам» такой природы, как поэзия, так и онтология. Мой стиль также таков: поэзия и онтология, соединение этих двух явлений, не только поэзия, но и онтология. Такова отличительная особенность моих санскритстких стихов. «Према-дхама стотра» то же самое: как онтологический аспект, так и… Жизнь Махапрабху представлена в ней на основе «Чайтанйа Чаритамриты» и «Бхагаватам», как поэзия, так и онтология — объединение этих двух явлений. Прабхупад был очень удовлетворен моими сочинениями.

Преданный: В одном из ваших произведений Вы упоминаете духовное тождество Бхактивинода Тхакура, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати и Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа.

Шридхар Махарадж: Камала означает Бхактивинод Тхакур — Камала-манджари, тот, кто любим Камала-манджари, Бхактивинодом, и тот, кто всегда пытается прославлять благие качества Гуны-манджари. Таким образом он словно строит комнату, в которой способен жить Хари, способен жить Кришна. Он создает из этих нитей палатку, тент и просит Кришну жить в этом тенте в обществе Гуны-манджари, его Гурудева. Хотя ты вечный владыка, генерал лагеря гаудиев и ачарйа всего мира, тем не менее мы видим в тебе настроение служения твоему Гурудеву, Гауракишору. Ты столь велик, однако ты служишь своему Гурудеву и оказываешь великое почтение святой связи с Шри Бхактивинодом Тхакуром. Мы также находим это в тебе, и в некоторых других местах также, татастха-вичар. В относительном смысле он был более связан с Гауракишором, с одной точки зрения, но с абсолютной точки зрения он испытывал большее влечение к Бхактивиноду Тхакуру, чем к Гауракишору Дасу Бабаджи. Это все очень тонкие реалии.

Санатана Госвами говорит в «Брихад Бхагаватамритам», когда он описывает цариц Двараки. Рукмини такая-то и такая-то, Сатйабхама такая-то и такая. Затем он говорит временами, что «уличный бродяга, как я, теперь описывает столь многие высокие идеалы. Как смею я, кто я такой? Я подобен червю, и я осмеливаюсь оценивать положение Сатйабхамы, Рукмини и других, какова природа их любви к Кришне. Но это не мое, я чувствую, что кто-то держит меня за руку и водит моей рукой, заставляя меня описывать все эти вещи. Какую дерзость я имею, что провожу сравнительный анализ любовного служения, совершаемого великими царицами Кришны. Кто я такой? Кто-то насильно водит моей рукой, заставляет меня писать все это», — так он говорит. Кавирадж Госвами также говорит, что это чистая правда, это не гипербола, есть подобное явление — меня заставляют писать. Есть подобная потенция, и это возможно, связь с ними. Это все очень высокие реалии.

Преданный: Махарадж, я всего лишь млечха из западного мира. Как я могу осмеливаться думать, что я могу понять нечто связанное с Санатаной Госвами и великими духовными личностями? Иногда я задаюсь этим вопросом.

Шридхар Махарадж: Возможно, эта сила побуждает действовать и вас также. Мы все обсуждаем эти явления. В этом мире есть множество тем, и мы оставляем эти темы, отказываемся от них. Когда я впервые пришел к Прабхупаде в Калькутту, там объясняли «Упанишад». Один пандит из Удупи, школы Мадхавы объяснял «Упанишад», и Прабхупад были в аудитории. Я сам и Пури Махарадж, многие присутствовали. Тогда я подумал: «Как это понимать? Что это такое?» Калькутта — это город мирского бизнеса, полный шума. Люди занимаются мирской коммерцией, а древний тапован, то, что культивировалось в древней Индии, в таповане, в этом шумном городе Калькутта, эти истины звучат, истины высокого порядка. То, что культивировалось в древнем таповане Индии, то, что культивировали риши, представлено здесь, в этом коммерческом центре, Калькутте. Всякий раз, где бы то ни было, когда бы то ни было, происходит катха, описание качеств, — это хорошо. Хотя где-то может быть внешне и чистая атмосфера, но если в этой чистой атмосфере отсутствует беседа о Хари, не звучат речи о Хари, эту среду следует отвергнуть. Речи о Хари — это критерий высочайшего измерения. Хари-катха — нектар ниргуны Кришны. Поскольку самопредание достигает своего зенита, Абсолюта, Самодержца, и любовь начинается здесь.

В индуистской системе брака жена приносится в жертву, и тогда возможна любовь, иначе, как это происходит у христиан или мусульман, контракт. Там, где присутствует контракт, там нет места любви, жертва должна присутствовать с одной стороны, тогда возможна любовь и нежность. Жертва высочайшей степени существует только в Голоке, во Вриндаване, только там актуален вопрос любви. Там, где нет жертвы, нет любви. Согласно степени жертвы Преданности, Преданность есть основание любви, здание, структура любви. Без Преданности нет любви. Без жертвенности здание любви не может стоять.

Величайший Самодержец и Величайшая Жертвенная Сторона, жертвующая собой, — маха-бхава, Радхарани. Почему Радха-дасйам? Мы хотим отдать, вручить себя, и самопредание достигает своего зенита в этом идеале. Радхарани и паракийа, в мудхурйа-расе и в паракийа-расе зенит жертвенности Потребителю, Кришне, достигает своего зенита. Малейшая связь с Ней, Ее общество очищает нас, и мы должны быть преданны этой стороне. Это явление должно рассматриваться как величайшее богатство. Махапрабху пришел только для того, чтобы показать миру высочайшее достоинство Радхарани. Люди, которые тесно связаны с Радхарани, они говорят: «Нектар нашего сердца забрал Махапрабху». Одна из сакхи говорит: «То, чем мы обладаем, столь ценное явление, и Гауранга пришел, чтобы предложить на рынке богатство наших сердец». Богатство высочайшего типа. Если бы Он не пришел, чтобы дать это явление миру, как бы мы могли жить? Наша жизнь была бы невозможна, если бы величие нашей Госпожи не было показано, столь высокий стандарт не был бы показан, то как бы мы могли жить?

Преданный: Махарадж, однажды вы сказали, что изменение расы — это редкий случай.

Шридхар Махарадж: Да, крайне редкий случай.

Преданный: Когда пришел Махапрабху, когда Он принес эту мадхурйа-расу, Он дал возможность дживам быть возвышенными до мадхурйа-расы, поскольку Он раздает эти чувства?

Шридхар Махарадж: Он пришел главным образом для того, чтобы распространять мадхурйа-расу и автоматически — другие расы, потому что они живут за счет мадхурйа-расы. Они все зависят от мадхурйа-расы. Мадхурйа-раса есть мукхйа-раса и ади-раса. Мадхурйа-раса описана двояко, это изначальная раса и это комбинация всех рас, мукхйа-раса и ади-раса. Все остальные расы подобны спутникам, они зависимы от этого взаимодействия, этой виласы. Махапрабху пришел, чтобы дать изначальное, центральное явление, а все остальные явления автоматически занимают свои места. Его сампрадая известна как рупануга. Рупа Госвами эксклюзивным образом в мадхурйа-расе. Рупануга — это означает, что мы исповедуем нашу принадлежность к мадхурйа-расе. Могут быть некоторые исключительные случаи, но главным образом рупануга. Махапрабху пришел, и рупануга означает, что все искатели, покупатели мадхурйа-расы, главным образом. Возможны некоторые исключения из правил, но в целом лейтмотив таков: рупануга, наши ачарйи, Гуру-парампара принадлежат к мадхурйа-расе. Ватсалйа-раса отвергнута, даже Нитйананда Прабху, Его нет в списке гурупарампары. Сварупа Дамодара, Рупа, Санатана, в большей или меньшей степени мадхурйа-раса. Главным образом наша сампрадая — это сампрадая мадхурйа-расы, и она приводит к Радха-дасйам в целом. Но Радха-дасйам подразумевает другие расы. Мадхурйа-раса предполагает существование других рас — ватсалйа-раса, сакхйа-раса. «Кришна» означает не Кришна в одиночестве, но группа, параферналии, мать, отец, все эти явления, но мадхурйа-раса, хотя она скрыта, присутствует инкогнито, — это главный, центральный поток, а все остальные расы носят вспомогательный характер, помогают мадхурйа-раса лиле. Они также не могут быть отвергнуты, они должны присутствовать, но они существуют лишь благодаря мадхурйа-расе. Основное явление — это мадхурйа-раса, и чтобы помочь взаимодействиям мадхурйа-расы, все остальные расы необходимы. Они вносят свой вклад.

Преданный: Шанта-раса Голоки, должно быть, отличается от шанта-расы Вайкунтхи?

Шридхар Махарадж: Да, конечно, отличается.

Преданный: Шанта-раса помогает, способствует мадхурйа-расе?

Шридхар Махарадж: Да, помогает также. Как Радхарани говорит на Курукшетре: «Хотя это тот самый Кришна и Я та самая Радха, но Мой ум всегда стремится во Вриндаван». Благоприятная окружающая среда, деревья, Ямуна, песок, птицы, павлины — все они помогают, вносят свой вклад в лилу различных типов, в противном случае Вриндавана-лила была бы невозможна. Все обладает своей особой ценностью в служении.

Преданный: Наш Гуру Махарадж представил Ратха-ятру Джаганнтаха в западном мире, и я думал, 11 лет назад я впервые увидел, до этого у меня не было ни малейших представлений о духовной значимости явления, но благодаря тому, что я все-таки коснулся этого явления… Рупа Госвами говорит, что это явление столь благоприятное, что по прошествии какого-то времени ты приходишь к некому пониманию этих реалий, как наш Гуру Махарадж дал «Чайтанйа Чаритамриту».

Шридхар Махарадж: Это все сукрити — любая связь с трансцендентным измерением, ниргуна, трансцендентной волной. Вы все обладали этой связью в прошлом.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»

1981.08.14.A

«Гуру есть хранитель и прибежище ученика»

1981.08.18.C_81.08.19.A

«Шактйавеша — это не детская игрушка»

1981.08.18.B

«Красота Радхарани — это не анатомия»

1981.08.18.X

«Запредельная милость Господа Нитьянанды»

1981.08.19.B

«Фундамент преданного служения»

1981.08.20.B

«Вера в поиске высшего измерения»

1981.08.20.C

«Быть милостивым к самым падшим»

1981.08.20.A

«Изначальная реальность»

1981.08.21.A_21.B_22.A

«Вопрошай о вечном»

1981.08.22.A

«Проводники запредельных реалий»

1981.08.22.X

«Градация теистической мысли»

1981.08.26.A_81.08.27.A

«Достичь берега служения»