Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.01.24.A «Материя – это производная сознания»
Настоящее в наших руках. Будущее нам неизвестно. Мы должны пытаться использовать время, имеющееся в нашем распоряжении, наилучшим образом. Каким? Общаться со святыми и писаниями. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Мадхурья

«Материя – это производная сознания» 1982.01.24.A

Материя — это производная сознания

Шридхар Махарадж: Сознание подобного качества низошло и пленило мое сознательное существование. Я мог чувствовать: «О, это высшее начало, оно пленило, окружило меня со всех сторон». Тогда я подумал: «Неужели это пушпарадх, колесница, спустилась сюда, колесница, которая отвозит благословенные души в высшую обитель. Неужели эта колесница спустилась? Если мое тело умрет сейчас, то я пленен. Все мое существование пленено этой святой атмосферой, святым и высшим сознанием, подобная атмосфера. Если сейчас мое тело умрет, то эта колесница отвезет меня куда угодно. Я беспомощен». Подобное чувство я испытал, сидя здесь. Эти два джентльмена также присутствовали там, но я совершил глупость: я рассказал им что происходит, и постепенно это нечто стало исчезать. Я более не мог видеть, но я удивлялся: «Как это возможно?»

Область высшего сознания есть, и она способна пронизывать собой сознание дживы. То была счастливая, желанная атмосфера. Я обнаружил, что я зависим, окружен, и куда бы это нечто ни отправилось, оно свободно. Речь идет о клетке сознания. Оно есть, независимое сознание. Обитатели этого измерения более свободны и способны направляться куда угодно, тем не менее это реально, «идеальный реализм», по словам Гегеля. Идея не есть фантазия, не есть нечто мертвое, не есть нечто, зависящее от материи, но есть нечто, обладающее сознанием и независимым существованием, идея. Но идея, заимствованная в бренном мире, это нечто другое. Независимо от мирского сознания существует реальность, душа, дух, высшая концепция. Высшая концепция в Боге, конкретная реальность. Душа — это конкретная реальность, она не является побочным продуктом, комбинацией материальных химических элементов. Это независимый фундамент, сознание, а материя плавает в незначительной части этого океана сознания.

Мы должны понять природу градации области сознания, безграничного начала сознания, что есть высшая и что есть низшая части. Но концепция независимого духа должна быть фундаментом. Это фундамент, а материя плавает в незначительной части океана сознания, подобно айсбергу на поверхности океана. Материя подобна айсбергу на поверхности океана, и также присутствует градация в духовной субстанции. Первая часть — Шивалока, затем Вайкунтхалока, затем Голока. Хотя это часть, Голока, но в то же время это Целое, поскольку Голока пронизывает собой все, подобно эфиру. Эфир способен пронизывать собой все остальные элементы: вода, воздух, эфир способен пронизывать их, входить в них.

Голока означает полная сфера, рага, влечение. Кришна означает влечение, прити, любовь. Любовь — всепронизывающее и наиболее тонкое начало, акаршан, влечение. Но айсберг также плавает на поверхности океана, Вайкунтха плавает в части Голоки. Кришнадас Кавирадж Госвами дал намек, он говорит: «Говорится, что Вриндаван составляет 32 квадратные мили, а Паравьома безгранична, это непостижимо. Но многие Паравьомы пребывают в частице пыли земли этого Вриндавана». Ограниченная апракрита, такого рода. Тело Кришны — это человеческое тело, отсутствует айшварья, величие, пышность, роскошь, трепет, благоговение. Сила и могущество не демонстрируются там, но все включено, в незначительной части Голоки присутствует все. Так мы должны мыслить, и хотя это ограничение, но это ограничение содержит в себе безграничное, апракрита, в середине. Наиболее тонкое и величайшее начало и золотая середина, мы будем считать, что золотая середина — это Первопричина, а не степень величия или малости. Самое тонкое, самое большое и золотая середина — нечто вроде сияния, и всепронизывающее начало. Апракрита ограничена, но эта ограниченность содержит в себе безграничное, такого рода знание присутствует во Вриндаване. Все безгранично, но подает себя в качестве ограниченного, гьяна-шунья бхакти. Гьяна скрыта под землей, находится в пренебрежении. Если обитатели той земли призывают гьяну, она предстает перед ними со сложенными ладонями. Они не хотят гьяну, но если когда либо что-либо необходимо, хотя Он ограничен, но Он Царь безграничного. Кришна — Царь безграничного, хотя Он сам и все Его параферналии кажутся ограниченными, заурядными, таким образом мы должны понять, что есть что.

Сваруп Дамодар спорит со Шривасом в Пури: «Шривас, ты очарован величием Вайкунтхи, но разве ты не знаешь, что цветы и листья Вриндавана содержат всю эту роскошь, величие, но эти роскошь и величие скрыты, такова Вриндаван-лила». Мы должны рассматривать Голоку, Вриндаван таким образом, отсутствует какая-либо нужда. Царь может захотеть погулять в простой одежде, это не означает, что у него нет короны, нет золотых царских одежд, золотой обуви, но ему нравится простая одежда, он играет с ребенком в саду. Это не означает, что он нуждается во всех этих ресурсах, ему их недостает. Подобно тому, как Вашингтон, спаситель Америки, в свое время передал положение президента кому-то другому, а сам занялся садоводством. Простота, многие люди любят это: простую, нероскошную жизнь, но величие, роскошь, трепет, благоговение — все это скрыто под землей, такова природа апракрита Вриндавана. Там отсутствует недостаток, нужда, но подобной простоте служат роскошь и пышность. Военная сила присутствует, но правитель не является главнокомандующим генералом, глава страны живет очень просто. Нечто в этом роде. Простота — это явление считается высочайшим, а не роскошь, пышность, трепет, благоговение.

Преданный: Махарадж, каково различие между мадхурья и аударья расами?

Шридхар Махарадж: Мадхурья, аударья. Когда мадхурья раздается публике в широких масштабах, она становится аударьей. Мадхурья — настроение самораздачи, мадхурья-раса, когда пребывает настроение самораздачи, то это аудар, аударья, удар — раздача, распространение, жертва. Когда это явление имеет место в рамках определенного круга, который составляют квалифицированные личности, в этом кругу происходят игры — это мадхурья, а когда это попытка дать это явление вовне, дать другим, открыть им доступ, помочь почувствовать вкус этого явления, войти в этот круг, проповедь, когда мадхурья пребывает в настроении проповеди, это удара. Аударья — это настроение раздачи, помощи другим.

Рамачандра, его жизнь — это жизнь жертвы, жертвы Царя ради своих подданных. Он не стремится к собственному наслаждению, но Его идеал, идея — помогать подданным, Он приходит, чтобы отдать себя, удар. Великодушие — это Его преобладающая черта, щедрость. Самораздача есть удар, а переживание вкуса в некоем круге, вилас, игры в кругу друзей — это мадхурья, определенная раса. А когда это явление раздается, распространяется, приди и почувствуй вкус, это удар. Каждая раса может быть удара: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и высочайшая группа. Если поступает приглашение получить доступ, мы хотим принять больше участников в этот круг, это удар, аударья. Он раздает себя другим, природа самораспространения, удар, природа самораздачи. Мадхурья-раса, когда Он переживает свой вкус в кругу друзей, а когда Он помогает другим переживать этот вкус, это удар.

Преданный: Махарадж, обычно наше понимание таково, что существует 4 Веды.

Шридхар Махарадж: 4 Веды, Атхарва главным образом рассматривает материальные предметы. Многие реалии, связанные с бренным миром рассматривает эта Веда.

Преданный: Он спрашивает Аюрведа…

Шридхар Махарадж: Аюрведа — это часть Атхарваведы, но речь идет о не о материальных предметах, наука об оружии, воинское искусство. Эти разделы знания рассматриваются в разных Ведах. Аюрведа главным образом имеет дело с медицинской наукой. Яджурведа — жертва, Самаведа. Ригведа, в ней главным образом речь идет об истине, о сути, риг. Отсутствуют всякие подтверждения, просто откровения, истина откровения, аргументация отсутствует, подтверждение, свидетельства, истина откровения в чистом виде — это Ригведа. Вселенский, универсальный звук. Передача сути, не образа и цвета, но сути. Указание, мы можем принимать его или нет, это риг-мантрам.

Подобно тому как мы видим солнце над нашей головой, аналогичным образом Божественные святые стопы Вишну — это все и вся, и они пребывают над нашей головой, Божественные стопы, способные видеть. Они видят все, бдительное око Хранителя над твоей головой. С таким представлением ты должен приступать к любой деятельности, бдительное око Хранителя обращено на тебя, смотрит на тебя, с таким представлением ты должен совершать свой долг, и в этом случае тебе будет нелегко совершить ошибку, поскольку ты понимаешь, что на тебя смотрит твой Хранитель. Парампад. Его стопы подобны солнцу, они способны видеть, и это солнце пребывает над твоей головой. Его око ищет, смотрит на то, что ты делаешь даже в тайне.

Если ты будешь действовать так, с таким представлением, ты вынужден действовать при свете дня, никоим образом не в темноте. Повсюду присутствует свет глаз Вишну, твой Доброжелатель, Хранитель, Его око, с этим представлением ты должен приступать к любому делу, тогда ты будешь творить великие вещи. Это риг-мантра, веда-мантра, Ригведа, а здесь брахманы, какой бы долг они ни собиралась выполнять, они произносят этот мантрам, а затем действуют. Сначала омкар: Ом тат вишнох парамам падам. С этим представлением, что на тебя смотрит око Хранителя приступай к выполнению долга, прежде всего очисть свое существование. Ты находишься в этом положении и теперь приступай к выполнению долга.

В наши дни есть такая мода, ненависть к брахманизму. Утверждение, что варнашрама и брахманизм — это нечто ненавистное, это не есть изначальное явление, но не все брахманы сознают духовную субстанцию. Они посредники между материальным и духовным, идея брахмана на духовной стороне. Смысл истинного брахмана в этом, но это недифференцированное духовное сознание, более дифференцированное сознание — это Вайшнавизм, Нараяна, но Кришна-бхакту можно найти крайне редко. Христианские миссионеры говорят: «Ваш Бог Кришна — вор, распутник. Тот, Кому вы поклоняетесь, наделен такими качествами. Он вор, Он лжец, распутник, вы поклоняетесь Ему. Как это понимать?»

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982-01-07

«Величие имени Господа»

1982.01.08.C82.01.09.A

«Поскольку Радхарани стремится к Кришне…»

1982-01-08

«Мантра Ом»

1982-01-09

«Происхождение Души»

1982-01-09

«Подлинная связь с Кришной через посредников»

1982.01.09.B+

«Посредники Божественного – наши доброжелатели»

1982.01.11.C82.01.12.A

«Махапрабху принимает отречение»

1982.01.11.A

«Махапрабху – это соединение Радхи и Говинды»

1982-01-12

«Цель жизни – прогресс на духовном пути»

1982-01-13

«Сознание – причина всего»

1982.01.13.A+

«Истории из священных писаний»

1982.01.16.B82.01.17.A+

«Царствовать в аду или служить на небесах?»

1982.01.17.B

«Для Бога возможно всё»

1982.01.17.C82.01.18.A

«Стань полезным в измерении Божественного»

1982-01-17

«Божественная любовь»

1982-01-18

«О вечном положении Кришны и природе Майи»

1982.01.18.C82.01.19.A

«Естество Души»

1982.01.20.B82.01.21.A+

«Всё существует по воле Бога»

1982-01-21

«В бренном мире печаль и радость иллюзорны»

1982-01-22

«Научись видеть глазами Священных Писаний»

1982.01.24.A

«Материя – это производная сознания»

1982.01.24.B+

«Идеал самопожертвования»

1982.01.25.A+

«Градация счастья»

1982.01.26.A+

«Внутренняя природа Вайшнава»

1982.01.27.A+

«Сила трансцендентного звука»

1982.01.28.A+

«Вера и искренность»

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A+

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»

1982-01-30

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

1982.01.30.B

«Шри Рагхунатх Дас Госвами»

1982.01.31.A+

«Инициирующий и наставляющий духовный учитель»

1982.02.00.A.150.2

«Письмо от Мукунды Мала Вилас даса»

1982.02.00.B.150.2

«Выходец с Земли Веры»

1982.02.13.B

«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура»

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»

1982.02.15.B

«Ачинтья бхед абхед»

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»