Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.01.31.A «Шикша-Гуру парампара»
Незаметно и бесцельно летят годы человека, опьяненного мирскими радостями. Хорошо, если хотя бы на миг он осознает, что попусту тратит драгоценное время. Тогда он сможет стать серьезным, трезво взглянуть на окружающее и обрести вечное благо. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Шикша

«Шикша-Гуру парампара» 1982.01.31.A

Часть аудио компиляции, которая соответствует указанному ниже оригиналу.

Ниже — файл компиляция за 31 января. Сведение до 2012 года.

Инициирующий и наставляющий учитель

Шридхар Махарадж: Он хотел, чтобы мы приняли что-то, но я сказал: «Это анукалпа, только в том случае, если человек лишен сил, если он не способен поститься полностью, тогда анукалпа допустима, в противном случае — нет». Но он изо всех сил пытался впечатлить нас. Он был брахман, и хотел чтобы мы что-то приняли, но так или иначе мы отказались. Мой аргумент был следующим: когда мы не способны соблюдать полный пост, тогда это правило применимо, в противном случае — нет. Я привел пример Рамачандры: когда Бхарата хотел вернуть Рамачандру из Его лесного 14-летнего изгнания, то Васиштха и другие опекуны обратились к Рамачандре. Рамачандра сказал: «Мой отец обязан Моей мачехе, он пообещал ей исполнить любое ее желание. Он связан этим обязательством. Мой долг — исполнить желание отца, и Я должен выполнить свой долг. Отец заявил, что Рама должен отправиться в лес, а Бхарата взойдет на трон. Хотя отец не в силах был произнести эти жестокие слова, тем не менее он был связан этим обещанием. Я это знаю, и это Мой непреложный долг — выполнить волю Моего отца, поэтому Я должен жить в лесу на протяжении 14 лет».

Тогда Бхарата заявил следующее: «В шастрах существует положение, согласно которому долг человека может выполнить его представитель, если Ты примешь меня в качестве Твоего представителя, то я буду жить в лесу 14 лет, а Ты станешь царем, потому что все озабочены, все страдают, поэтому ступай и помоги людям». Гуру Васиштха и другие знатоки шастр согласились с Бхаратой. Предполагаемые знатоки шастр сказали: «Да, представитель может выполнить долг». Но Рамачандра заявил: «Вопрос представителя предполагает, что человек не способен, тогда долг за него может выплатить представитель, но Я вполне способен выполнить свой долг. Почему Я должен принимать другого человека представителем, который выплатит долг за Меня?» Если человек не способен, если он слаб, только тогда возникает вопрос о представительстве. И этот человек умолк, я заставил его умолкнуть. Когда мы чувствуем трудности, неспособность выполнять наш долг, тогда, конечно, анукалпа уместна, но если я способен поститься, почему я должен прибегать к помощи анукалпы? Таким был мой довод, и, конечно, он не нашелся, что ответить, прекратил просить нас, и мы постились.

Пундарик Видьянидхи, Мукунда Датта, Васудев Датта, в одной деревне жили эти великие люди, Вайшнавы-последователи Махапрабху. Мукунда Датта был верным последователем Махапрабху, он занимает особенное положение в Гаудия-традиции. «Васудев Датта может использовать Меня, распоряжаться Мною: куда бы он ни захотел Меня продать, Я буду продан. Он питает столь великую любовь ко Мне, Васудев Датта». Он тот, кто сказал: «Пусть грехи всего мира будут возложены на мои плечи, бремя грехов, я отправлюсь в вечный ад, но спаси весь мир, я не в силах терпеть их страдания». Это известное утверждение Васудева Датты. И Пундарик Видьянидхи были из Читтагонга, трое. Махапрабху имел обыкновение пародировать их язык, имитировать произношение жителей Читтагонга, Нимай Пандит насмехался над ними.

Преданный: Махарадж, а Васудев Датта написал эту поэму?

Шридхар Махарадж: Нет, ее написал Васудев Гхош. Васудев Гхош был родом из Радхадеша, а Васудев Датта — из Читтагонга.

Преданный: Мукунда Датта и Васудева Датта были братьями?

Шридхар Махарадж: Не братьями, скорее всего, они были племянниками дяди. Васудев Датта был старше Мукунды. Вчера мы говорили о Мукунде Датте, мы говорили о Пундарике Видьянидхи.

Преданный: Мукунда Датта представил Гададхара Пундарику Видьянидхи, он был Прадьюмной, Мукунда Датта?

Шридхар Махарадж: Прадьюмной был Рагхунандана. Мукунда Датта был племянником Пундарика Видьянидхи из одной с ним деревни, Мукунда Датта был его земляком. Мукунда Датта, Пундарик Видьянидхи и Васудева Датта происходили из одной деревни в районе Читтагонга. Васудев Гхош, Говинда Гхош были родом из Радхадеша, в тех местах, где родился Нитьянанда Прабху, округ Бирбхум, часть Бардхамана, восточная часть Бенгалии. Васудев Гхош — одна из восьми сакхи во Вриндаване. Бхактивинод Тхакур говорит: мукундавасугхошади гайа, Васу Гхош, Мукунда Датта. Есть какие-то вопросы?

Преданный: Да, когда мы начинаем повторять джапу, махамантру Харе Кришна, то вначале мы повторяем на джапа-мале по указанию духовного учителя, и, похоже, что в начале мы обретаем большую реализацию. С течением времени она становится все тяжелее, и многие Преданные говорили, у них есть такое чувство, что с течением времени им труднее повторять джапу. Почему это происходит?

Шридхар Махарадж: Испытание, проверка со стороны майи имеет место. Когда человек начинает религиозную жизнь, вначале к нему не относятся серьезно: «Посмотрим, как долго он будет привержен этим принципам». Но когда майа обнаруживает, что это не временное, преходящее желание, но он действительно хочет покинуть мою юрисдикцию, тогда она начинает настоящую атаку. Это тест, испытание. Это испытание новичка, сумеет ли он выстоять, парикша, испытание, так происходит во всех случаях. Вначале если на какую-то страну нападает соседняя страна, то могущественная страна пренебрегает этими атаками, но когда они видят, что это нечто серьезное, тогда отношение становится соответствующим и происходит схватка не на жизнь, а на смерть.

Садхана подразумевает битву с враждебными обстоятельствами. Однажды этот юноша (Говинда Махарадж) в Калькутте собирал пожертвования и проповедовал в то же время. Один торговец спросил у него: «Почему садху болеют? Садху приняли Божественный путь, почему они страдают от болезней?» Юноша ответил: «Только садху должны быть атакованы болезнями, а с какой стати вы будете атакованы? Вы верные подданные майи, в любой момент она может заявить на вас права, получить свою ренту, но когда человек изо всех сил старается освободиться из-под ее власти, майа заявляет: «Вначале выплати долг, тогда будь свободен»». Очень разумный ответ, замечательный ответ. Также когда мы серьезно начинаем пытаться практиковать, тогда приходит испытание со стороны майи: «Хочешь избавиться от моих оков? Посмотрим».

Преданный: У меня есть один, простите меня. Меня зовут Сатьянанда.У меня есть вопрос относительно общества ISKCON наших дней. Оно очень обеспокоено из-за того, что недавно вы посвятили в санньяс. Ваша Божественная милость дала посвящение в санньяс некоторым людям. Я не могу понять, мой Шрила Прабхупад назначил администраторами, лидерами этого движения определенных людей и велел нам следовать им. Я не в силах понять, как мы можем удовлетворить нашего Прабхупаду, идя против их наставлений. Даже несмотря на то, что их понимание может быть неверным, они могут заблуждаться, но я не в силах понять, как мы можем удовлетворить нашего Прабхупаду, если мы идем наперекор их воле? И также я не могу понять, как вы можете инициировать и побуждать людей действовать таким образом? Я прошу прощения за возможное оскорбление, но не могли бы вы объяснить. Я пребываю в смятении, растерянности.

Шридхар Махарадж: Я могу высказаться, но я не уверен, сумеете ли вы понять мои аргументы.

Преданный: Я хочу услышать.

Шридхар Махарадж: Постарайтесь понять, существует относительная и существует абсолютная точки зрения. Допустим, вы американец, в вашей стране есть коммунисты?

Преданный: Да, есть.

Шридхар Махарадж: Их немного.

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: А главным образом — капиталисты, капиталисты и социалисты. Предположим, вы социалист в глубине души, когда возникает конфликт между капиталистами и социалистами… В целом вы поддерживаете гармоничные взаимоотношения, но когда возникает конфликт, какую сторону вы примете? Вы социалист, на чью сторону вы встанете, капиталистов или социалистов? Ваша вера социалистическая, но вы живете в стране, где присутствует капиталистическое большинство. Когда столкновений нет, это одно, но когда возникает конфликт, какую сторону вы примете?

Преданный: Внутренне я могу отождествлять себя с социалистами, но ради мира в обществе…

Шридхар Махарадж: Если вы стопроцентный убежденный социалист, тогда вы постараетесь уехать из страны и присоединиться к социалистам, если необходимо. Если вы боретесь за дело социализма, вы постараетесь сохранить свою веру, чистоту веры в социализм и постараетесь покинуть страну, присоединиться к социалистам. Разве вы не поступите так?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Или вы оставите социалистические убеждения и примкнете к капиталистам? Что вы будете делать?

Преданный: Я покину страну.

Шридхар Махарадж: Таким образом, абсолютное и относительное — два вида интересов, и абсолютному интересу мы придаем большее значение. Мы должны быть искренними по отношению к нашей вере, поэтому иногда мы вынуждены оставить окружение, если оно не подходит для меня. Концепция чистоты в Вайшнавской вере, есть чистота и есть форма. Форма также необходима, чтобы помогать мне в общем и целом поддерживать мое настоящее положение. Но в то же время моя концепция Высшего идеала всегда будет побуждать меня идти вперед. Я должен следовать этому идеалу — это прогресс, а не стагнация. Вы понимаете? Это нечто прогрессивное — садхана, мы прогрессируем, мы хотим идти вперед, а не назад. Поэтому формальная позиция поможет мне поддерживать мое нынешнее состояние, а моя любовь к идеалу будет побуждать меня идти вперед. Прогресс, прогрессивная партия. Есть множество партий и наций: прогрессивные коммунисты, прогрессивные христиане, есть католики, затем протестанты, пуритане, таким образом развитие в правильном и в ложном направлении. Это динамичный мир, нечто живое, всегда происходит изменение, занятие новой позиции, соответственно, мы также изменяем наше нынешнее положение.

Мы должны изменять существующую позицию, чтобы нам не пришлось принести в жертву наш идеал, ради которого мы пришли. Человек рождается в определенной семье по воле провидения, но высший идеал просит его оставить страну, иногда так происходит. Эйнштейн вынужден был оставить Германию и отправиться в Америку, движимый своим высшим идеалом, и есть множество подобных примеров в этом мире. Идеал — это все и вся, высочайший идеал в человеке — это драгоценный камень, величайшее богатство. Наш идеал — сокровище. В «Бхагавад-гите» сказано: «Я смысл, цель всех шастр». Есть шастры, Писания, многие явления рекомендуются в них, но все это призвано приблизить нас к истине косвенным образом. «Когда ты занимаешь позицию прямого поиска, ты должен принять Меня». Ради друзей следует оставить идеал, это также рекомендуется, но также сказано: сарва дхарма паритьяджа, необходимо поддерживать высочайший идеал, и ради этого нужно оставить своих друзей. Идеалисты высшего типа оставляют страну, семью, все, но не могут оставить свой идеал. Мы духовные оппортунисты, вы понимаете? Шикша-гуру, наша гуру-парампара — шикша-гуру-парампара, не дикша-гуру-парампара. Вы понимаете?

Преданный: Я не уверен.

Шридхар Махарадж: Шикша-гуру-парампара, таким образом, линия нисхождения истины, высочайшей истины Сознания Кришны, канал — это шикша-гуру. Стандарт реализации в должной линии принимается в расчет и соответственно строится список гуру-парампары. Не дикша-гурупарампары, дикша — это в большей или меньшей степени формальное явление, но суть — это шикша. Когда шикша— и дикша-гуру совпадают во мнениях, это наиболее удачливое положение для нас. Поэтому в шастре сказано, какими должны быть признаки Гуру и какими должны быть признаки ученика. В Писаниях лакшана, их признаки, описаны. Гуру должен быть таким-то и таким, ученик должен быть таким-то и таким, и когда они связываются, тогда наступает желаемый результат. Также в «Хари-бхакти-виласе» говорится: «Когда доступна личность более высокого порядка, личности более низкого порядка не должны дерзать принимать учеников в присутствии подобной личности». Если у вас есть семена лучшего качества, эти лучшие семена следует использовать в первую очередь. Если они не доступны, тогда обычные семена следует сажать. Вы понимаете?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Ради интересов целого лучшим семенам следует отдавать предпочтение. Если мы не привязаны, чисты в сердце, бескорыстны, тогда лучшие семена следует использовать в первую очередь, где бы они ни были доступны. Семена низшего типа должны быть положены в ящик. Когда Гуру высшего типа доступен какому-либо кругу, тогда Гуру низшего типа не должен вмешиваться ради блага целого, и это воля Верховного Господа. Это не монополия кого бы то ни было, это воля Кришны и Сознание Кришны. Где бы это Сознание Кришны ни было доступно, оно интересует нас. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» во многих местах: «Я начинаю движение. Под влиянием материального измерения это движение приходит в упадок, и тогда, когда я вижу, что эта деградация значительна, тогда Я вновь начинаю свежее движение. Затем оно вновь приходит в упадок под влиянием окружающего мира, и вновь Я присылаю личностей, чтобы очистить и вложить новую энергию», и так происходит.

Мы должны придерживаться стандарта знания, что есть Сознание Кришны. Это не монополия какого-то человека. Тот, у кого есть глаза, тот увидит, дивья-гьян, такого рода глаза необходимы. Гуру должен стараться дать Сознание Кришны, и необходима искренность, это не ремесло, не монополия. Где Сознание Кришны? Искренняя душа должна стремиться это знать и благодарить звезды за то, что он способен распознать Сознание Кришны. Я способен оценить по достоинству, понять, да, это подлинное Сознание Кришны. Мы должны благодарить наши звезды, если мы способны чувствовать это, понимать подлинное Сознание Кришны.

Я начал с этим представлением, есть искренние души, которые пришли, обрели связь со мной. Они ушли разочарованные, неудовлетворенные администрацией движения ISKCON. Они отошли от движения, и это растрогало меня. Свами Махарадж неоднократно говорил мне: «Я привожу тебе сырой материал, особенно тебе, пожалуйста, позаботься о них». Я не думал в то время, что он покинет мир раньше меня. Кроме того, у меня есть некоторая любовь к тому явлению, ради которого мы пришли к нашему Гурудеву. У меня есть некоторая привязанность к делу Махапрабху, «Бхагаватам», Сознания Кришны, и в целом я не могу не испытывать некий интерес, участие. Люди, пришедшие в Сознание Кришны, уходят разочарованные. Естественным образом некое сочувствие рождается в моем сердце, стремление помочь им, дать им облегчение. С этим представлением, то, что я могу. Я сижу здесь, я не бегаю повсюду и не смущаю умы последователей ISKCON, но я сижу здесь, праздный человек. И те, кто приходят ко мне, как я могу отослать их обратно? В моем сердце живет благая воля по отношению к Гуру Махараджу, Свами Махараджу, Махапрабху, Кришне. У меня есть некоторое сочувствие, симпатия к Ним. Те, кто приходят ко мне, как я могу сидеть, не давая им то, что я знаю, что я чувствую, не оказывая этим людям подобную помощь? Лишь формальное суждение, несколько джентльменов, которых я считаю учениками, студентами, а не профессорами, с моей абсолютной точки зрения я говорю это. Я считаю их студентами, а не профессорами. Они стали самозваными авторитетами. Я должен повиноваться их диктату? Но я не такой человек. С ясной совестью по отношению к Богу, Гурудеву, Кришне, Махапрабху, Свами Махараджу, я считаю, что мои действия оправданы.

Преданный: Ради проповеди по всему миру?

Шридхар Махарадж: Да, что бы они ни делали, я ценю это. В целом они могут, но в особых случаях люди, которые не удовлетворены их администрацией. Они пришли к Свами Махараджу, чтобы получить что-то, и они разочарованные уходят с пустыми руками, плачут и бродят неприкаянные. А эти люди, администрация, будут продолжать идти своим богоизбранным путем? Пусть они занимаются своей широкомасштабной работой, весь огромный мир, пусть они работают, но те немногие, кто не удовлетворен их поведением, их политикой, если эти люди, если я могу как-то их поддержать, дать им пищу для их духовной жизни, то зачем нужно создавать из этого проблему? Это пагубно для их собственного дела. Я не агрессор, я не их враг, я всегда хочу, чтобы они процветали. Это в моих интересах, интересах моего Гуру, Свами Махараджа, Махапрабху. Пусть они полонят целый мир, я буду удовлетворен. Я не враг.

Преданный: Я думаю, что они сейчас боятся, если это позволить, тогда в будущем…

Шридхар Махарадж: Не стоит бояться меня. Я их друг, и пусть они примут такую точку зрения. Я по-прежнему их друг, поскольку у нас есть общее дело. Но в то же время я не думаю, что все эти новички являются совершенными Вайшнавами.

Преданный: Я тоже так не думаю, но они считают, что если у кого-то есть иные представления…

Шридхар Махарадж: Мы все искатели, студенты, никто из нас не совершенен, и никогда мы не должны думать, что я достиг совершенства. Если я так думаю, мне конец. Поиск таков: мы всегда зависимы, уповаем на Высшее начало, такое отношение следует поддерживать всегда. Всегда зависимы. Всякий раз, когда я думаю, что это в моем кулаке, мне конец. Это всегда жизнь нищего, а не царя.

Преданный: Если какой-либо Преданный расходится во мнениях с GBS, думает иначе, считает, что это неправильно. Должен ли он действовать?

Шридхар Махарадж: Мы должны объединенными усилиями стараться решить любую проблему, и всякий раз, когда возникают трудности, Преданные должны обращаться ко мне. Я отношусь к ним с любовью в связи со Свами Махараджем, в связи с моим Гуру Махараджем, который хотел проповедовать на Западе, и Махапрабху и Сознанием Кришны. Ради интереса, принципа я дружелюбен по отношению к ним, им не следует испытывать опасения, подозрения, но приходить ко мне. Я стремлюсь им помочь, но не против моих принципов, против того, что я понимаю в качестве истины. В противном случае я был бы предателем своего дела, своего учителя. Будь искренен, и ты поймешь все. Простота, искренность — вот квалификация брахмана. Затем не только искренность, но стремление служить плюс искренность — это квалификация Вайшнава. «Не брать, но давать», — выражение моего Гурудева, не брать взаем, но быть слугой, видя, что все принадлежит моему владыке, Божественному наставнику. Простота и искренность, когда к простоте добавляется искренность, человек вступает в сферу Вайшнавизма. Вайшнавизм бывает основанным на расчете и спонтанным, добровольное и рефлективное служение — два типа Вайшнавов.

Преданный: Мы боимся, что организация разваливается, они боятся. И, похоже, они не понимают, что есть что-то внутри организации, содержимое. Организация — это оболочка.

Шридхар Махарадж: Они должны быть бесстрашными, мужественными — это Его миссия, и если Он захочет, чтобы она погибла, на то Его воля. Свами Махарадж за столь короткий срок покорил весь мир, Божественной волей это произошло. Божественной волей он совершил такую немыслимую работу, Божественная воля стояла за этим. Мы должны стараться рассматривать вещи в таком свете. Тем не менее, конечно, если возможно, мы будем продолжать идти вперед, насколько это в наших скромных силах. Искренне мы будем пытаться, но в то же время мы должны сохранять верность истине.

Преданный: Они сталкиваются с большими трудностями сейчас и в глубине сердца знают, что не все в порядке. Они просто ищут кого-то, кого можно обвинить в этих трудностях вовне.

Шридхар Махарадж: Это человеческая природа, обычная человеческая слабость, но они не понимают, что в духовной жизни нужно быть осторожным в отношении того, кого мы виним.

Преданный: Махарадж, у меня есть вопрос, связанный с шикша-гуру.

Шридхар Махарадж: Кто ты?

Преданный: Чидананда.

Шридхар Махарадж: Да, Чидананда.

Преданный: Первый вопрос такой: мы понимаем, что некоторые периоды в истории были периодами, когда будто бы не было гуру. Если посмотреть на список Гуру в нашей «Бхагавад-гите», то создается такое впечатление, что были периоды, когда отсутствовали шикша-гуру. Как нам понять эти исторические бреши, пробелы?

Шридхар Махарадж: Да, не о материальной связи идет речь. Посредник — это не человек из плоти и крови, как мы думаем обычно в расхожем смысле. Предположим, можно провести связь между Ньютоном и Эйнштейном, игнорируя других, менее важных ученых. Существует некая линия, связь между Галилеем, Ньютоном и Эйнштейном, этими светилами. Если принимать в расчет этих светил, тогда суть остается неприкосновенной. Другие, менее важные, выдающиеся личности, ими можно пренебречь, если речь идет о большом расстоянии. Я ясно выражаюсь?

Преданный: Мне не совсем ясно то, что вы говорите.

Шридхар Махарадж: Скажем, мы измеряем большое расстояние, и есть вехи на пути. Мы измеряем расстояние от одной планеты до другой в световых годах, понимаешь?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Расстояние измеряется в световых годах, а не в милях, метрах или километрах. Также и эти светила принимаются в расчет, когда речь идет о большом временном промежутке. Ради того, чтобы работа осуществлялась, принимаются в расчет эти светила, ключевые пункты. Нечто в этом роде.

Преданный: Каково положение вещей, когда речь идет о принятии одного или более наставляющих духовных учителей?

Шридхар Махарадж: Обычно Гуру происходит из Адвайта- или Нитьянанда-вамши, грихастха-гуру, который дает посвящение, но если ученик хочет полностью посвятить себя… Гуру занят своей семейной жизнью, и ученик может захотеть жить жизнью безраздельной Преданности, быть бабаджи. В таком случае он идет к бабаджи и принимает от него посвящение, оставляя своего дикша-гуру. Дикша-гуру происходит из Адвайта-вамши или Нитьянанда-вамши. Некоторые из них среди грихастха-гуру говорят: «Гуру — представитель Бога, поэтому, если ты хочешь вести жизнь исключительного бхаджана, ты должен принять бабаджи-посвящение от меня, хотя я домохозяин». Но бабаджи говорят: «Нет, санньяса должна быть принята от санньяси, а не от грихастхи».

Грихастха-гуру может сказать: «Ты игнорируешь меня», но тем не менее человек принимает своим Гуру бабаджи и следует его наставлениям. Некоторое уважение он сохраняет по отношению к своему первому учителю: «Он дал мне первоначальную связь, я отношусь к нему уважительно». Но когда речь идет о более высокой стадии, когда речь идет о высшем образовании, сохраняется почтение к учителю начальной школы: «Моя жизнь, образование началось с него, тем не менее существует высшее образование и учитель, которому я буду обязан в большей степени», таким образом. Вартма-прадакшака-гуру — тот, кто указал мне путь, затем дикша-гуру, санньяса-гуру, шикша-гуру, это нечто широкое, всеобъемлющее явление. Все это адвая-гьяна. Все это в интересах Кришны. Мы не должны относиться с завистью или ревностью.

Терпимость необходима, но присутствует градация. Если из-за прошлой хорошей кармы мой бхаджан быстр… В нашей миссии также многие пришли раньше, но в силу меньшей квалификации они продолжают оставаться в начальном положении каништха-адхикари, но некоторые пришли позже, поднялись на уровень мадхьяма-адхикара. Старшинство не принимается в расчет, но качество так или иначе. Если кто-то пришел, он должен быть уважаем, однако это не вопрос истории. Это вопрос помощи свыше, приходящей из высшей области. Тот, кто пришел позже, может достичь больших успехов. Наполеон не следовал существовавшим до него правилам ведения войны, он изобретал новые приемы.

Это также имеет место, такое явление. Это нечто, дарованное Богом, дар Бога. Когда появились Упанишады, они дали некоторое туманное представление, но полноразвитый теизм присутствует в «Бхагаватам» в век Кали. По прошествии долгого времени полноценный теизм. Веды считаются деревом, а плод дерева — «Бхагаватам», он появился в конце. Это не вопрос истории. Недавно пришедший человек может достичь быстрого прогресса, тогда как тот, кто пришел раньше, может отставать. Пути Кришны не статичны, отсутствует стагнация, это нечто динамичное, самоочевидное, сияющее своим собственным светом. Подобно тому как атма сияет своим собственным светом. Кришна в равной степени лучезарен, поэтому существуют расхождения во мнениях. Одни говорят, что атма есть, другие — что нет, но Кришна говорит, что подобные дискуссии никак не влияют на существование атмы, она самоочевидна.

Но есть группа, у которой всегда будут сомнения, — те, у кого нет глаз, те, кто слепы, и такая категория всегда будет существовать. Половинное знание, нечто в этом роде, пол-истины всегда будет продолжать существование, потому сравнительное изучение необходимо, в противном случае прогресс невозможен. Как это называется? Принимать за истину то, что не является таковой, — иллюзия, утверждать, что нечто есть высшее явление, заблуждаясь на этот счет. Речь не идет о таком явлении. Мы всегда ученики, всегда искатели истины, ищем новое измерение, нечто живое, и искренность, горячее рвение должны сохраняться. Поддерживать свое нынешнее положение, для этого необходима энергия, и затем также необходим рывок вперед. Старайся поддерживать свое существующее положение ценой жизни, и затем следующий момент: иди вперед.

Почему? Почему необходимо поддерживать нынешнее положение? Для того, чтобы не вернуться обратно, не регрессировать. Это не означает, что не нужно идти вперед, речь идет не об этом. Ценой жизни старайся поддерживать существующее положение, но это не означает, что мы не будем идти вперед, стараться стремиться. Оставь все виды долга, рискни и иди вперед, только чтобы помочь этому там. Первый совет: поддерживать существующее положение; второй совет: иди вперед. Вы понимаете? Относительное и абсолютное, живая духовная жизнь, она должна быть живой.

Преданный: По-прежнему я до такой степени каништха, у меня столько сомнений.

Шридхар Махарадж: Такие вопросы должны возникать для искренней души, они должны быть. Почему этот конфликт возникает? Конфликт — это нечто нежелательное и для меня и для них. Единственный вопрос: как жить, как выжить? Об этом идет речь. Как сохранить свою позицию и как улучшить эту позицию? Вот что происходит здесь. Мы никого не пытаемся с низменными целями завербовать. То, что Свами Махарадж сделал, явил передо мной, — это чудо. Я менее всего на свете хотел бы причинить вред этому явлению. Но некоторые видоизменения необходимы, модификация. Как я уже говорил не раз, не причинять вред, но помогать скромным образом тем, кто приходит ко мне. Только тем, кто приходит, пытаться помочь им. А они делают из мухи слона. Мой интерес не в том, чтобы идти против их интереса. У нас один интерес.

Преданный: Махарадж, в духовном мире каждый занимает положение гуру для того, кто вступает в духовный мир?

Шридхар Махарадж: Конечно, какой бы ни была скромной помощь, я должен быть благодарен за эту помощь. Тот, кто наделен хорошим характером, должен быть благодарен за малейшую помощь.

Преданный: Свами Махарадж говорил, что благодарность — это одно из главных качеств Вайшнава, того, кто стремится жить духовной жизнью.

Шридхар Махарадж: Необходимо научиться науке благодарности. Я благодарен каждому в окружающем мире, царство такой природы. Каждый считает себя вором. «Я здесь незаконно, и только по милости этого мира я занимаю здесь какое-то положение. Все — мои доброжелатели, за исключением меня», — таким должен быть наш характер. Тот, кто занят в служении, иногда забывает о себе, но всегда сознает окружающих. Я говорил на днях Хираньягарбхе: место, в котором я собираюсь жить, в этом царстве окружающий мир состоит из субстанции лучшей, более высокой, чем субстанция, из которой состою я. Я субъективной природы, татастха. Это сверхсубъективный мир, мне позволяют жить в сверхсубъективной области, где все занимает более высокое положение. Таким должно быть отношение всех, кто приходит туда.

Каждый обладает таким сознанием. Земля, вода, деревья — все занимает более высокое положение и позволяет мне ступать по этой земле только ради служения, и я стремлюсь совершать служение этой области бытия. С таким отношением, таким должен быть наш фундамент, выполнение нами нашего долга: «Я ступаю по той земле, внутренняя ценность которой превосходит мою собственную ценность. Я нахожусь на коленях моей матери». Младенец не в состоянии понять, но более взрослый ребенок, если мать берет его на колени, он чувствует: «О, мать, объект моего почитания, а я сижу на ее коленях. Она взяла меня на колени. Я посыпаю пылью ее стоп свою голову, и эта мать все мое тело взяла к себе на колени», такой пример.

Когда мы вступаем в Вайкунтху, Голоку, все являются объектами почитания, тем не менее они обняли меня, взяли меня на свои колени. Я должен выполнять долг здесь, и весь окружающий мир должен быть почитаем мной. Меня пустили сюда лишь по милости, а не по праву. По праву я могу быть брошен в Брахмалоку, татастха. Это право татастхи — Брахмалока. Но прежде чем быть зачисленным в список учеников в школе Сознания Кришны, мы должны получить подобное первоначальное фундаментальное понимание, куда мы ступаем. Трон Бога, мы оказываемся на коленях матери на троне Бога, и все занимают в этом мире положение более высокое по отношению ко мне. Мой единственный долг — служить им. Они милостивы, они позволили мне ступить на эту землю. Я нахожусь на коленях матери в пыли стоп, которой я посыпаю свою голову. В доме отца Махапрабху, Джаганнатха Мишры, всегда были гости, каждый день к ним имели обыкновение приходить гости. То не была богатая брахманская семья, семья бедных брахманов, но люди гостили у них каждый день. «Шачи Деви, мать Махапрабху, относилась к ним как к сыновьям», — говорит Мадхавендра Пури.

Преданный: Я хотел бы узнать о Васу. Бхишма был одним из Васу. Не могли бы вы рассказать эту историю?

Шридхар Махарадж: Это нечто несущественное. Васу похитили дойную корову у Васиштхи, они были прокляты и вынуждены родиться на Земле. Бхишма был их лидером, он был наказан долгой жизнью здесь, в тюрьме, а другие его спутники заслужили меньшее наказание, менее суровое, срок их пребывания был меньше. Восемь Васу. Васу — это полубоги. Они придумали план, решили увести у Васиштхи его корову. Бхишма доил ее, а другие помогали. Васиштха узнал об этом и проклял их: «Вы родитесь на Земле, в мире страданий, смерти и нищеты», и они были вынуждены родиться. Бхишма был главным, поэтому он оставался здесь долгое время в деградированом состоянии. В конце концов его пребывание завершилось, но это все история, особой духовности в этом нет как таковой. Как Бхишма стал одним из 12-ти духовных светил — вот это важный вопрос. По милости Ганги и благодаря их влиянию.

Преданный: Бхишма известен как Махаджан.

Шридхар Махарадж: Да, Махаджан, его можно считать Преданным категории гьяна-мишра-бхакти, эта юрисдикция: иногда враждебен Кришне, иногда на Его стороне. Подобно Шиве, Шива — это гьяна-мишра, Брахма — карма-мишра, Шива — гьяна-мишра. Затем с Прахлада начинается чистая Преданность. Но Прахлад тоже говорит: «Некоторые элементы оппозиции присутствуют во мне, иногда я сражался с Ним в Наймишаранье в силу моей связи с демонами. Я не чист, но Хануман — Преданный». Но Хануман говорит: «Я завидую положению Пандавов». Пандавы говорят в свою очередь: «Ядавы воистину удачливы, они всегда находятся в тесной связи с Кришной». Ядавы говорят: «Только на словах мы связаны с Ним, но действительно связан с Ним Уддхава». А утверждение Уддхавы: «Я стремлюсь родиться травинкой во Вриндаване, Преданность обитателей которого невероятно высока». Такая градация присутствует, качества следует оценивать, таков путь. Писания делают определенные утверждения, но наша реализация должна сопутствовать этому. Что есть что, описано, но мы должны понять это, как это возможно, как эта градация Преданности возможна, как она достигает своего зенита. Необходимо осознать это, градация, высокое явление, еще более высокое, высочайшее.

Преданный: Махарадж, позвольте задать еще один вопрос. Правильно ли думать так: когда Прабхупад присутствовал в этом мире, он давал мне духовные наставления, он был моим шикша-гуру, а когда он ушел, то я получаю наставления из его книг, бесед и наставления общего характера. Он по-прежнему лично является моим шикша-гуру или книги, кассеты следует считать шикша-гуру?

Шридхар Махарадж: Конечно, пассивным образом они являются шикша-гуру. В целом чайтья-гуру, функция чайтья-гуру более велика. Книги и кассеты пассивны, если мы не способны понять какое-то положение, то мы не способны прогрессировать. Пассивным образом они представляют нам истину, и необходимо извлекать из них истинный смысл. Но другой Вайшнав может увидеть что-то большее в этих наставлениях. Поэтому говорится, что если ты хочешь изучать «Бхагаватам», ты должен идти к Вайшнаву-ачарье, от него ты узнаешь истинный смысл «Бхагаватам». В противном случае ты не сумеешь понять истину «Бхагаватам». С помощью Вайшнава-ачарьи ты должен изучать Вайшнавские писания, это шикша-гуру, он поможет нам. Но если мы не способны понять, то книга не сумеет устранить наше заблуждение, но живой шикша-гуру, садху, придет к нам на помощь. Он скажет: «В этом моменте ты заблуждаешься, истинное понимание такое-то и такое». Шастры и садху, садху — главное явление, в отсутствии садху шастры приходят к нам на помощь, садхушастра-крипа.

Преданный: Чайтья-гуру пассивен?

Шридхар Махарадж: Чайтья-гуру не пассивен, но иногда мы не можем распознать голос чайтья-гуру, руководство, нам трудно услышать внутренний голос.

Преданный: Чайтья-гуру — это проявление нашего Гурудева и Кришны?

Шридхар Махарадж: Да, когда мы стоим перед Гурудевом и просим: «Пожалуйста, подскажи мне, что мне делать в данном случае?» Я чувствую, что Гурудев дает мне такие-то и такие-то указания. Если мое восприятие чисто, то я в состоянии услышать эту подсказку. Или иногда я могу спросить Кришну, читая «Гиту», скажем: «Каков смысл определенного стиха, позволь мне понять». Соответственно моему положению Кришна может дать мне подсказку: смысл такой-то и такой. Но это нечто туманное, не всегда конкретное, ясное, зависит от способности восприятия.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.01.20.B82.01.21.A

«Любое явление — это явление плюс нечто большее»

1982.01.21.B

«В бренном мире печаль и радость иллюзорны»

1982.01.21.C82.01.22.A

«Путь славы ведёт всего лишь в могилу»

1982.01.24.A

«Материя – это производная сознания»

1982.01.24.B

«Идеал самопожертвования»

1982.01.25.A

«Буддисты говорят, что души не существует»

1982.01.25.B

«Мы окружены сознанием»

1982.01.26.A

«Вайшнава дас»

1982.01.26.B

«Малейшая связь с Божественным»

1982.01.27.A

«Почему Шри Чайтанья Сарасват Матх?»

1982.01.27.B

«Двигаться в сторону света»

1982.01.27.C

«Кришна приходит во все формы жизни»

1982.01.28.A

«Абсолютное Благо ползает во дворе у Нанды Махараджа»

1982.01.28.B

«Вера безгранична»

1982.01.28.C

«Безграничное — основа, на которой пребывает Бог»

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»

1982.01.29.B

«Учи свой собственный урок»

1982-01-30

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

1982.01.30.B

«Шри Рагхунатх Дас Госвами»

1982.01.31.A

«Шикша-Гуру парампара»

1982.01.31.B

«Когда к простоте добавляется искренность»

1982.02.00.A.150.2

«Письмо от Мукунды Мала Вилас даса»

1982.02.00.B.150.2

«Выходец с земли веры»

1982.02.13.B

«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура»

1982.02.13.A

Киртаны с участием Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»

1982.02.15.B

«Ачинтья-бхед-абхед»

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»

1982.02.17.B

«Творение»

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Майапур»

1982.02.19.E

«Шараграхи-Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишнучитты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»