Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.01.27.A «Почему Шри Чайтанья Сарасват Матх?»
Дикша или посвящение – это более или менее формальное явление; реальное, подлинное явление – это шикша, духовное наставление. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Почему Шри Чайтанья Сарасват Матх?» 1982.01.27.A

Фрагмент компиляции соответствует указанному ниже оригиналу.

Ниже — компиляция аудиофайлов от 27 января. Файлы сведены до 2012 года.

Сила трансцендентного звука

Мриданга

Шридхар Махарадж: Через книги, с помощью брихад-мриданги, великой мриданги. Мриданга, этот вид музыкальных инструментов мы находим на Западе, любые подобные янтры.

Преданный: Барабан — это не то же самое, что мриданга, с тех пор, как наш Гурудев приехал на Запад.

Шридхар Махарадж: Мриданга означает «сделанная из земли, из глины», мрид означает «земля», анга означает «части», кое-что, сделанное из земли, глиняный барабан, мриданга, простой музыкальный инструмент. Есть какие-то вопросы?

# 01:48

Смысл названия Шри Чайтанья Сарасват Матха

Преданный: Махарадж, вы назвали свой Матх Шри Чайтанья Сарасват Матх. Каков смысл этого названия?

Шридхар Махарадж: Чайтанья Матх. Сарасвати — наш Гурудев, от Чайтаньи к Сарасвати, знание, которое было предано от Чайтаньядева к Сарасвати, Гуру Махараджу, подобные масштабы проповеди, подобный спектр. Мы почитаем, принимаем его, проповедуем его, от Чайтаньи к Сарасвати. Точка зрения, угол зрения нашего Гуру Махараджа, Сарасвати, его восприятие Чайтаньядева, то, каким образом он видел своим Божественным зрением. Эта точка зрения доступна здесь, она интересует нас, от Чайтаньи к Сарасвати, нашему Гуру Махараджу, Гуру-парампара. Вся Гуру-парампара, ее идея, концепция, представлены в этом названии, описываема, культивируема, проповедуема и расспространяема Чайтанья Сарасвати. Чайтаньянуга Сарасвати, другой смысл, Сарасвати означает вани, вакья, слова, выражения. Чайтанья-вани, подлинная проповедь наставлений Чайтаньядева, Его слова, таков может быть смысл здесь. Чайтанья-вани, то, что пришло от Чайтаньи к Сарасвати, культура «Бхагаватам» в восприятии Шри Чайтаньядева и мы, Его последователи, вплоть до Сарасвати, таков объект, цель, тема, лейтмотив, смысл нашей жизни, наше самоотождествление здесь. Кто мы? Мы такие-то и такие, мы те-то и те. Они наши учителя, наши наставники. Мы слуги этой группы, мы хотим почитать их, проповедовать их взгляды и просим людей принять их, наша единственная забота, единственный интерес заключается в этом, Чайтанья Сарасват, Сарасвата Чайтанья.

Существует группа брахманов, Сарасвата-брахманов, Чайтаньянуга Сарасвата, но есть другая группа Сарасвата-брахманов в Махараштре, они говорят, что они Гаура-брахманы, Сарасвата-брахманы. Мы Сарасваты, определенная группа Сарасватов, последователей Чайтаньядева, такие Сарасваты. Также в «Ману-самхите» упоминается Сарасвати и арии. Арийская цивилизация пришла с гор, она находилась между Сарасвати и другой рекой, между двумя реками. Вьясадева жил в той стороне, Бхадарикашрам. Амбариш Махарадж жил на той стороне. Говорится, река Сарасвати, которая впадает в Гангу возле Бхадарикашрама. Он расположен на берегу Сарасвати, и Вьясадев жил там. Нарада приходил к нему, чтобы открыть ему принципы «Бхагаватам» там, в Бхадарикашраме на берегах Сарасвати. Вьясадев также учил принципам «Бхагаватам» Шукадева в Бхадарикашраме, на берегу Сарасвати, Амбариш жил на той стороне. В «Бхагаватам» говорится, что сотни жертвоприношений были совершены им на двух берегах реки Сарасвати, это было в глубокой древности. В то время Гималаи считались горами самой новейшей формации из всех гор. Гималаи, хотя они самые высокие, самые большие, но самые юные горы. Гималаи поднимались, и там, в горах, становилось очень холодно, и люди опускались на равнины с ростом Гималаев. Индийская территория была маленькой. С ростом Гималаев равнины также расширялись, выступали из моря. Море отступало, возникали равнины. В горах было слишком холодно, и люди спускались вниз, чтобы жить на берегах моря. Там находилась колыбель древней цивилизации. Арийская, ведическая цивилизация находилась на той стороне, и постепенно она распространялась здесь, на равнинах.

Берега Сарасвати — это место, где ведическая культура начиналась, постепенно распространялась и достигла этой стороны. Восточная Бенгалия на берегах Ганги — это очень древние места, на юге тоже нечто подобное. Сарасвата-брахманы, определенная группа брахманов, носителей ведической культуры, считается, что они жили на вершинах Гималаев и постепенно спускались сюда, Сарасвата-брахманы. Но речь идет о Чайтанья Сарасватах, о другой группе, ведическая культура, видоизмененная Чайтаньей, линией «Бхагаватам». Среди всех ачарий Чайтаньядев был тем, кто проповедовал Божественную Любовь развитым, научным образом. Чайтаньядев единственный учил пятой цели жизни — према. Цель жизни состоит в том, чтобы обрести любовь, нежность, влечение к Богу, Кришне. Кришна есть Бог Любви. Наиболее сокровенная, высочайшая концепция Бога — это Кришна, и джива может иметь взаимоотношения с Ним, взаимоотношения в любви, — это высочайшее достижение всех душ когда-либо известное человечеству. Чайтанья Сарасвати, не другие Сарасваты, но Чайтаньянуга Сарасваты — последователи Чайтаньядева. Сарасваты, те, кто принадлежат школе Чайтаньядева, Чайтанья Сарасвати. Сарасваты — последователи Шри Чайтаньядева. Кришна Чайтаньядев, те, кто утверждены в Сознании Кришны, те, кто верят в Сознание Кришны и в Его наставления. Те, кто имеют дело со звуком. Сарасвати означает вани, слова. Торговцы словами, те, кто занимаются ремеслом слов, — это Сарасвати, они имеют дело со словами, со звуками. Звук означает имя, нама, шабда. Они имеют дело с Божественным звуком, их долг состоит в получении и передаче Божественных звуков, они имеют дело с Божественным звуком. О какой Божественности идет речь? Кришна Чайтанья, Сознание Кришны — это ремесло звука, их профессия, занятие в этом взаимодействии с Божественным звуком, Сознание Кришны.

ISKCON, я спросил Свами Махараджа: «Вы так любите это название, почему вы выбрали для вашей миссии такое название?» Сознание Кришны, Кришна Чайтанья. Сознание Кришны — это философское, онтологическое выражение, но Кришна Чайтанья, сознание — это Чайтанья, Чайтанья-сознание. Вы говорите: ISKCON, но люди в целом говорят: «Харе Кришна». Люди с любовью интимно называют это движение Харе Кришна. Они говорят: «Харе Кришна», но Сознание Кришны — это онтологическое выражение. Чайтанья, четана — это сознание, Сознание Кришны — это Кришна Чайтанья, название присутствует, олицетворение. Свами Махарадж ответил: «Ишавасья идам сарвам, ишакон», — так он ответил. Я не стал настаивать на дальнейших объяснениях. Иша — это некая абстрактная концепция Бога, Владыка, но Чайтаньядев, Кришна Чайтанья полный Божественной любви, на этом я прекратил свои расспросы.

Преданный: А какое название, по вашему мнению, было бы уместным?

Шридхар Махарадж: Кришна Чайтанья и Сознание Кришны — эти выражения очень близки по смыслу. Последователи миссии Рамакришны так назвали свою организацию: «Миссия Рамакришны». Миссия — английское слово, а Рамакришна — индийское имя.

# 18:24

Ариа — почитаемый

Преданный: Махарадж, какие народы являются потомками ариев? Существуют различные мнения на этот счет: одни считают, что одна раса является последователями ариев, другие придерживаются других мнений.

Шридхар Махарадж: Нам не известно, что думают современные историки, но мы видим что арии — это последователи ведической культуры, с духовной точки зрения, это арии. Ариа означает «почитаемый, заслуживающий почтения». Существует традиция: жена обращается к своему мужу, называя его ариа-путра, ариа означает «великий». Отца мужа зовут дедушка, по-английски великий отец, дедушка, в этом смысле используется это слово, ариа. Арии — те, кто почитаемы, носители высочайшей культуры того времени. В начале творения люди, которые, считается, были носителями, хранителями величайшей культуры, — это арии. В различных обстоятельствах они шли в разных направлениях. Конечно, можно считать, что где-то в районе Каспийского моря. Кашьяпа считается отцом богов. Считается, что риши в основном жили в том районе, на другой стороне Гималаев, в районе Каспийского моря. Постепенно Гималаи росли, и представители этой группы расходились в разных направлениях, мигрировали. Нас не слишком интересует география, нас интересует культура, сравнительный анализ всех существующих культур. Мы должны изучать, сравнивать и воспринимать, сравнительный анализ культурных высот. Где бы ни находилась эта культура географически, не имеет значения.

# 22:59

Дикша-гуру и шикша-гуру

Дикша-гуру и шикша-гуру то же самое: относительное положение и абсолютное положение. В этой связи я иногда цитирую юриста по имени Нортон. Ауробиндо Гхош был плодовитым талантливым писателем, он прекрасно владел английским, был очень выдающимся писателем на английском языке. Когда его искали власти, Нортон, один юрист, был наделен здравым смыслом. Он читал газеты, увидел одну статью и признал авторство: «Вот мистер Гхош, он автор этой статьи». Наш поиск такого рода: где Кришна, Кришна-концепция Бога. Чайтанья, который дал эту Кришна-концепцию Бога, Вьяса дал «Бхагаватам», в котором представлена Кришна-концепция и Девариши Нарада, который пришел, чтобы дать наставления Вьясадеву, велел ему распространить Кришна-концепцию Бога. «Без этого, — сказал он, — все остальное безвкусно. Все, что ты дал, все это будет безвкусным и бесполезным, если все эти явления не будут связаны с Сознанием Кришны», Кришна-концепцией Бога, таким образом.

В целом ведическая культура открывает концепцию Кришны как таковую. Олицетворенные Веды, шрути, признали: «Мы не сумели описать Тебя, Господь, Ты столь прекрасен и столь любящ. Мы не сумели дать Тебя людям, столь высокую концепцию Тебя, представление о Тебе». Шрути признали: то, что мы дали массам, это что-то, но не более того, нечто относительное. Теперь мы очарованы, великая красота, такое очарование, мы не могли понять Твою природу и не сумели дать Тебя людям. Мы просим прощения, истина откровения в целом, истина откровения общего порядка также оказалась неспособной, и тогда появился «Бхагаватам». Все Богооткровенные Писания, вся Богооткорвенная истина лишь пытается показать направление: идите в эту сторону. Мы не знаем в полной мере природу этого явления, Кришны, но Он должен быть где-то в той стороне. Это общее заключение всех Богооткровенных Писаний. Столь любящ, столь чарующ, столь прекрасен, Он привлекает нас в высшей степени, пленяет все наше существо. Мы не в силах были понять и дать это явление — таково признание всей Богооткровенной истины общего характера, и это явление было дано в «Бхагаватам» Вьясадевой, Нарадой, Шукой и другими.

Кришна как Чайтаньядев — первоисточник распространения сладости столь высокой степени, поэтому мы преданы Ему. Он предсказывал, что это явление будет распространено по всему миру. Предсказание присутствует в разных местах, говорится, что не только города и деревни на этой Земле, но буквально сказано в этих словах: везде, вплоть до земных городов и деревень повсюду, во всем мироздании (имеются в виду другие миры также). Все мироздание, вплоть до городов и деревень на Земле. Где бы ни были найдены обитатели других миров, им будет дано Сознание Кришны. Брахманда означает мир, созданный Брахмой, пространство и время, контролируемое одним из Брахм, столь многие анды существуют. Анда буквально означает «яйцо». Столь многие яйцеподобные вселенные плавают в пространстве. Бесчисленные планеты плавают в пространстве подобно многочисленным яйцам.

# 30:20

Нужно ли уповать на милость Кришны?

Преданный: У Сатьянанды есть вопрос. В этом, 1982-м году, мы услышали предсказания астрологов. Будут происходить многочисленные солнечные и лунные затмения, и в феврале или начале марта будет парад планет. Планеты выстроются в ряд и будут находиться в ретроградной позиции, это очень неблагоприятное время с точки зрения астрологии. Многие природные катаклизмы будут происходить на Земле. Должен ли Преданный ради служения Кришне принимать в расчет все эти факторы, когда он, скажем, куда-то едет? Например, я должен поехать в Японию, чтобы проповедовать там. Это место известно постоянными землетрясениями и другими катаклизмами. Мой вопрос таков: ради служения, ради моей безопасности должен ли я принимать в расчет, учитывать все этих явления, необходимо ли оберегать себя или нужно просто уповать на милость Кришны во всех ситуациях?

Шридхар Махарадж: В 1927-м году, если я не ошибаюсь, было большое солнечное затмение. В то время был только что открыт Матх на Курукшетре, я возглавлял Матх. Прабхупад приехал туда, и была организована духовная выставка. Там были представлены те события, когда гопи и Кришна в Двараке встречаются на Курукшетре, таков был предмет экспозиции. В то время я впервые услышал от Гуру Махараджа его объяснение, почему во время солнечных и лунных, особенно солнечных затмений, люди приходят в места паломничества, совершают омовения, собираются огромные толпы, тысячи людей приходят в эти места. Его объяснения я помню. Он сказал: «В это время периода солнечных затмений планеты занимают определенное положение, и существует вероятность того, что поскольку гравитационная сила увеличивается, планеты могут столкнуться, и произойдет взрыв. Нечто в этом роде. Опасаясь этого, чтобы наилучшим образом использовать свою жизненное время, люди приходят в святые места, совершают омовение, призывают Имя Господа, концентрируются на духовной деятельности, чтобы предотвратить возможную опасность». Предотвратить возможные природные бедствия, землетрясения, ураганы, эти опасности, катастрофы. Так или иначе, испытывая опасения перед подобными явлениями, люди приходят в святые места. Они понимают, что скоро наступит некая вселенская катастрофа: «Я должен использовать остаток моих дней, отпущенное мне время наилучшим образом. Индуисты совершают нам-санкиртан, мусульмане совершают намаз, христиане молятся в церквях Когда люди приближаются к бедствию, гибели, индивидуальной или коллективной, мы должны наилучшим образом использовать наше время, сосредотачиваясь на высшей концепции. Также, когда возникает угроза каких-то бедствий, необходима работа по облегчению страданий, это похвально. Но насколько необходима некая степень защиты, насколько, в какой форме — это вопрос.

Когда я находился в Мадрасе, ко мне пришел некий человек и прославлял деятельность миссии Рамакришны. Он говорил: «Люди умирают голодные, лишенные пищи, крова, умирают от болезней и голода, вы должны помочь им. Если эти люди умрут, кому вы будете проповедовать? Дайте им пищу, лекарства, тогда, конечно же, вы сможете дать им духовную пищу, это хорошо. Но если эти люди умрут, кому вы сможете помочь в духовном смысле?» Таким был его аргумент. Я ответил ему: «Предположим, в стране наступил голод. У меня есть пища, и я раздаю эту пищу голодным людям, которые столпились вокруг меня. Но кто-то из этой толпы убегает. Тогда что мне делать? Должен ли я продолжать раздавать пищу людям, которые стоят рядом со мной, или прекратить это занятие и броситься за тем, кто убегает? Что мне делать?», — спросил я этого джентльмена. Тысячи людей стоят рядом со мной. Должен ли я продолжать раздачу пищи или же я должен бежать за считанными единицами, которые убегают? Люди умирают, но другие люди готовы принять помощь. Почему я должен терять время на то, чтобы догонять одного-двух убегающих и пренебрегать тысячами людей, которые готовы принять помощь? Я должен продолжать. Почему я должен быть пристрастен, почему я должен уделять первостепенное внимание тем, кто убегает? Подобная стратегия, будет ли она плодотворной или нет, это следует оценить, это вопрос, но вокруг меня великое множество нуждающихся. Пренебрегая ими, я должен покинуть их и бежать. Конечно, если есть мои спутники, которые готовы помочь оставшимся, я могу попробовать догнать убегающих, в противном случае с какой стати я должен тратить время? Мое дело, цель, миссия состоит в том, чтобы заниматься распространением, иногда речь идет не только о распространении. Это не единственный тип работы. Кто-то раздает, кто-то привозит продовольствие, кто-то готовит. Выполнение различных функций необходимо для того, чтобы спасти людей. Всегда те или иные бедствия случаются, всегда, речь идет не только о человеческих существах. Столь многие, животные, насекомые, представители других форм жизни, они также нуждаются в том, чтобы получить подобную вибрацию, исходящую из Божественного измерения.

# 41:38

Нама-санкиртан

Когда Махапрабху шел по джунглям Джарикханды, даже львы и тигры, слоны обретали некое благо благодаря Его нама-санкиртане. Нам-санкиртан необходимо совершать должным образом. Я всегда буду излучать эту Божественную энергию. Я буду пытаться приглашать людей и раздавать им. Я буду посредником, пытаясь привлечь людей и дать им это явление. Мы должны занять себя, наиболее интенсивным образом выполнять этот долг. Служение в качестве посредника — это первостепенное, главное явление. Я могу быть глубоко погружен, занят тем, что из высшего измерения бытия я буду приносить эту вибрацию и раздавать ее здесь, в этом измерении. Высокая волна — вот что необходимо.

Я услышал сегодня очень примечательное высказывание по радио. Мать Тереза сказала: «Люди являются калеками не только в физическом смысле, но и в ментальном смысле. Существует множество ментальных калек». В массе своей цивилизованные люди являются ментальными калеками, поэтому, врач, исцели себя сам. Ментальные калеки вокруг меня, их так много. Я должен быть посредником, чтобы излечить их от этого ментального уродства согласно своему адхикару, соответственно моей стадии, уровню. Я должен быть искренним по-отношению к самому себе, я буду делать то, что в моих силах. Это нечто выходящее за рамки истории и географии.

# 45:09

Нужно ли бояться катаклизмов?

Преданный: То есть преданный.

Шридхар Махарадж: В этой связи я хочу сказать: один джйотиши сказал, что ходят слухи о том, что планеты займут такое-то и такое-то положение, но это не слишком серьезно, поскольку подобное происходит сплошь и рядом. Недавно, в 1937 году, также планеты занимали подобное положение, так что нет особых причин для беспокойства. Два или три года тому назад нечто подобное произошло, ходили слухи о каких-то природных катаклизмах, говорили, что произойдет мощное землетрясение. Я думал, что я закроюсь в этой комнате, если землетрясение начнется, то я буду жить под деревом. Когда Хрущев разместил ядерные ракеты на Кубе, там была построена база атомного оружия, в то время президентом Америки был Кеннеди. Он выразил протест. Американцы не хотели, чтобы так близко к Америке Россия держала ядерное оружие на Кубе, и «мы дадим отпор». Кеннеди послал армию, военно-морской флот, чтобы дать отпор, но здравый смысл так или иначе возобладал, и Хрущев отозвал ядерные ракеты с Кубы. Также в то время я думал, что приблизился час атомной войны. Я думал многое в то время, думал, что я войду в храм с Туласи и закрою двери. Поскольку атмосфера будет заражена, но я войду в храм с Туласи, кислород будет испорчен, нечем будет дышать, но Туласи будет рядом со мной, и она будет источником кислорода. Подземные города строятся сейчас, в наши дни, из-за угрозы атомной войны. Выбраться, освободиться от этого мира плоти, крови и костей. Мы находимся в большей опасности, когда живем в этой клетке. Если мы сумеем жить вне этой клетки, тогда нам нечего будет бояться. В опасности находится только тело из плоти и крови, оно подвержено опасности.

Преданный: Это тело — атомная бомба.

Шридхар Махарадж: Оно состоит из атомов. «Убей меня», — это тело всегда призывает смерть. Это тело означает приглашение смерти. Тело столь дорого нам, но наше истинное счастье в том, чтобы освободиться от этого тела, а не жить в нем. Оно столь любимо нами в настоящее время, но в связи с ним мы умираем, я нахожусь в опасности. Это тело всего лишь побочный, внешний продукт. Ментальное тело ответственно за все, что с нами происходит. Мы видим во сне посредством этого ментального тела. Существует страна, где живут и передвигаются эти ментальные тела, и там также существует правительство, — Питрилока. В целом, согласно индуистским шастрам, ушедшие души людей, оставивших этот мир, живут на Луне. Речь идет о душах, которые оставили физические тела, но должны вновь вернуться на Землю, это их карма. Ментальные тела такого качества, что они вновь не возвращаются сюда, в этот мир смерти. После смерти они отправляются на Луну, чтобы отдохнуть там какое-то время, обрести покой, и в шастрах предписано подношение им пищи. Пища предлагается им и раздается садху, брахманам, коровам, таким образом эти предки получают пищу. Они оставили здесь, в этом мире, свою энергию, и люди, которые являются их наследниками, принимают эту накопленную энергию после их ухода. Эти потомки должны предлагать что-то ушедшим родственникам, предкам.

Существует компания, которая ведает этим, которая заведует душами умерших людей. Тонкие тела должны оставаться там, в том мире, и посредством мантрам им оказывается помощь. Существует компания риши, которые заведуют их судьбой, передачей этих подношений в тот тонкий мир. И предки, согласно своим потребностям, получают эту пищу, эти подношения. Подобно тому, как я пересылаю рупии в Америку, в Америке эти рупии могут быть переведены в доллары. Все, что я предлагаю, эта компания переводит, делает доступным этим предкам, и этот мир зовется Чандралокой. Их день — это светлая половина месяца, то есть растущая луна, это день обитателей Питрилоки, а темная половина месяца, убывающая луна — это их ночь. В «Бхагавад-гите» также говорится, один месяц, день и ночь, Чандралока. Люди, карма которых не возвращает их на Землю, Луна обращается вокруг Земли, но они минуют Луну и направляются в сторону Солнца. Они превосходят силу притяжения Земли и достигают Махашуньи, великой пустоты. Они покидают гравитационное поле Земли и уходят куда-то, чтобы жить рядом с Солнцем, уттараяна, там больше света, а Чандралока — отраженный свет. Луна обращается вокруг Земли, но Солнце независимо от Земли. Свет — это знание, он представляет знание, и эти люди, которые уходят за пределы гравитационного поля Земли, чтобы никогда не вернуться на Землю, жить где-то в тонком измерении, дакхинаяна и уттараяна. Они покидают Землю навсегда и отправляются куда-то соответственно своей карме, чтобы жить там, в другом мире.

# 56:03

Указания нам — искать свет

Нас просят двигаться в сторону Солнца посредством света знания — это относительное направление. Что такое свет? В подлинном смысле слово «свет» — это знание. Невежество — тьма. Проходя сквозь свет, то есть знание, мы будем стараться отыскать Шьямасундара, вечно юную землю и вечно юную Личность, живущую на этой вечно юной земле. Вечно юная, свежая красота, Шьямасундара означает вечно новая красота, олицетворение вечно новой, свежей красоты. Мы постараемся найти Его посредством Солнца, посредством света. Это более ясное указание, которое дается Богооткровенными мантрами: свет, избегать тьмы и призывать свет. Но свет представляет знание, а знание необходимо использовать таким образом, чтобы отыскать космос, который вечно прекрасен и вечно юн, кишор, вечно юный, Шьямасундара, сатьям, шивам, сундарам, мангалам, кальянам, Он благоприятен и прекрасен, анандам. Нам дается подобное руководство, направление, нам указывают символически. Мы очень далеки от этого измерения, мы живем очень далеко от него, и тому, кто далек от этого измерения, даются символическим образом некоторые указания, чтобы он мог понять.

# 58:39

Гаятри-мантра

Гаятри ведамата, всего лишь одно предложение включает полноту всей ведической истины. Гаятри, что это такое? Существуют различные уровни физического измерения, опыта, в гуще которых мы находимся. Грубое, затем тонкое, еще более тонкое, таким образом, различные стадии, концепции грубых реалий, от грубого к тонкому. Затем происходит радикальная перемена: тат савитур, материальные грубые и тонкие реалии, какими бы они ни были. Сознавая грубый и тонкий опыт, то есть переживая этот опыт, постарайся уловить свет, обрести свет, который показывает, свет не создает реалии, но он показывает их, делает возможным их восприятие. Знание демонстрирует нам нечто, постарайся обрести такое знание, которое показывает, открывает, то есть означает: приди к субъективному аспекту бытия. Постарайся найти того, кто показывает, кто демонстрирует это сознание. Речь идет не о том, что нам показывают, что демонстрируют, но о том, кто нам показывает. Старайся достичь этой субъективной стороны, если это возможно. Там, на этой субъективной стороне бытия, мы находим того, кто показывает, того, кто порождает весь этот материальный опыт. Свет солнца порождает всю эту жизнь своими лучами. Вселенский, универсальный Субъект помогает Своим зависимым субъектам видеть этот мир и переживать его, постарайся обрести связь с этим Высшим Субъектом. Савитур вареньям бхарго.

Затем речь идет о почтении, вареньям, то, что показывают тебе, — реальность, этот великий, Высший Субъект. Постарайся пройти сам свет, область света, чтобы найти мир на другой, трансцендентной, высшей стороне, и там ты найдешь вареньям. Пуджа, этот мир, который является объектом почитания. Здесь возникает вопрос Преданности, покорности. Речь идет не только о свете, не только о знании, но там, на другой стороне, ты найдешь измерение бытия, которое является объектом поклонения, на другой стороне, которому мы должны служить, поклоняться ему, почитать его. Такой мир находится на другой стороне. Бхарго, полнота знания, но речь идет о почитании, покорности, Преданности, поклонении, такова природа этого мира. Он является объектом почитания и поклонения. Дхимахи, и мы постараемся задействовать все свое сознательное существо, бхарго девасья означает Его Божественная личность. Основной смысл девая — тот, кто прекрасен и полон игр динамичной природы, красота и виласа, лила саударьям, красота и игры. Он бхарго, Его параферналии такой природы, которые являются объектом почитания, и если мы попытаемся почитать, если мы сумеем занять себя в этих усилиях, попытках, мы получим реакцию, следствие. Наша способность возвышаться, идти выше и выше, эта способность будет улучшаться, наша способность будет возрастать, увеличиваться в качестве реакции, награды за поклонение, почитание, такого рода усилия, попытки. Это суть, которая дана, которая содержится внутри гаятри, той гаятри, которая считается матерью Веды.

В «Бхагаватам» дхимахи, дхи означает духовное культивирование, и на этой стадии речь идет о Преданности, почитании, поклонении. Благодаря свету, сиянию этой благородной субстанции все заблуждение будет устранено, и мы обретем связь с истинной. Мы будем благословлены высочайшими последствиями наших усилий, если будем двигаться в этом направлении. Вигьян, прагьян, это обитель прагьяна, мистическая, высшая, недостижимая для разума. Опыт сознания такого рода, мистический, высший и не подвластный разуму, интеллекту, подлинное знание. Здесь дефектное знание, знание с изъяном, несовершенное знание. Речь идет о подлинном знании универсального характера.

# 67:12

Мы всегда окружены опасностью

«Бхагаватам» дает указания. Почему ты ищешь опасность? Факторы географии и истории — все они окружены опасностью. Ты думаешь, что эти факторы важны, время и география. Нет, независимо от этого мы всегда окружены опасностью. Мритью, величайшая опасность окружает нас со всех сторон. Мы подвергаемся угрозе на каждом шагу, повсюду присутствует смерть, мы окружены концепцией смерти. Каждую секунду все умирает и изменяется, изменяется и умирает. Мы находимся на земле смерти, и смерть окружает нас со всех сторон, она очень близко. Необходима способность увидеть это, способность понять, что смерть не где-то далеко, но очень близко. Но мы находимся в этой клетке. Мы подвергаемся опасности, опасности различных типов, тем не менее мы находимся на определенной стадии нашего мышления. Мы должны использовать наше нынешнее, настоящее знание наилучшим образом.

Существует еще один пример: один джентльмен обратился к хорошему доктору. Он привел своего друга к этому доктору и сказал: «Пожалуйста, посмотрите его, он, похоже, очень болен». Этот доктор, терапевт, посмотрел в глаза человеку, который привел к нему больного, внимательно посмотрел.

— Я не пациент, сэр. Он пациент, посмотрите его.

— Нет-нет, его заболевание очень легкое, но я вижу, что вы умрете через 6 месяцев.

— Да вы что! Со мной все в порядке, я здоров.

— Нет, вовсе нет, его болезнь — пустяк, но ваша болезнь очень серьезная.

Поэтому, врач, исцели себя. Когда речь идет о позиции Гуру, самое лучшее — следовать указаниям моего Гуру. Однажды объявили о том, что ищут придворного льстеца для одного наваба. Столь многие люди пришли в качестве соискателей, чтобы получить работу придворного льстеца. Как по-английски иначе называется льстец? Поддакиватель, человек, который всегда говорит «да». Столь многие пришли, искатели этой работы, и наваб, царь со множеством капризов, стал беседовать с соискателями. Он спрашивал кандидатов:

— Ты думаешь, что справишься с этой работой?

— Да, господин, я смогу.

— Я не думаю, что ты справишься.

— Нет-нет, что вы, я смогу.

Так он задавал вопросы и затем спросил очередного соискателя:

— Ты сумеешь выполнять эту непростую обязанность?

— Да, я сумею.

— Я думаю, что ты не сумеешь.

— Да, я тоже думаю, что не сумею.

— Но ты самый подходящий человек, поддакиватель.

Человек, который всегда говорит «да». Все остальные кандидаты, которые возражали навабу, заявляли, что сумеют справится с этой работой, были отвергнуты, им было отказано. Он представлял доктору пациента, но сам он был гораздо более тяжело болен, поддакиватель.

# 73:25

Указания чайтья-гуру

Великие ученые не способны понять, каков долг, что является долгом, а что таковым не является, что я должен делать, а чего я делать не должен. Великие ученые не способны понять, поэтому самое лучшее — следовать указаниям высшего авторитета в духовной линии, в линии духовной жизни. Я буду выполнять любые указания, приходящие ко мне свыше, должен ли я поехать в Японию или я должен сидеть сложа руки здесь, в комнате. Высшее указание, наставление, чайтья-гуру, я должен искренне искать его наставлений, внутренний голос, внутреннее руководство, что есть что.

Физическая смерть не есть смерть в подлинном смысле слова. Забвение Кришны — вот истинная смерть. Забвение Господа, утрата памяти о нем — смерть в подлинном смысле слова такова. Где бы я ни был, я могу быть деревом или москитом, мухой, червем, если я сознаю Кришну, тогда я здоров, тогда со мной все в порядке. Мы должны измерять хорошее и плохое посредством этого критерия. Физическая смерть не есть смерть, но существует подлинная смерть, не физическая. Мать Тереза сказала: «Ментальным калекам, уродам также должна быть оказана помощь». Физическое уродство — это не единственное, о чем следует переживать. Ментальное уродство, столь многие люди ментально больны, и они повсюду. Мы должны помочь ментальным калекам, ментально похороненным людям. Они похоронены в невежестве. Тело — это не самый важный фактор, но ум — гораздо более важный фактор. Вот в каком направлении должна быть обращена помощь, помощь душе, а не уму и телу. Душа заключена в клетку, душа — это подлинное «я». Все остальное — тело и ум — это не я, а лишь оболочки, одежды. Одежда может быть изменена, это не имеет большого значения. Плоть и кровь будут подвержены изменению, это не вопрос, но отсутствие осознания Бога — вот над чем следует работать, на что следует обратить внимание. Очистить себя и очистить тех, кто заключен в ментальную клетку, те, кто находятся в ментальных клетках, мы должны рассматривать вещи в таком свете: кому следует помогать.

# 77:52

Происхождение души

Преданный: Махарадж, еще один вопрос. Живое существо приходит в материальный мир из духовного мира?

Шридхар Махарадж: Из духовного мира? Кто это утверждает? Это очень непростой момент. Душа происходит из татастха-шакти, пограничная потенция, в целом идея такова. А те, кто приходит из духовного мира, это лишь видимость, они приходят сюда в духовном теле. Обитатели духовного мира приходят в низшее измерение лишь по своей воле или следуя указанию Господа. Они могут прийти, и после того как выполняют свою миссию здесь, возвращаются обратно. Но те, кто находится здесь в рабстве, каков их источник? Вопрос связан с этим.

Преданный: Говорится: душа, забывшая Кришну.

Шридхар Махарадж: Кришна находится на одной стороне. Пренебрегая Кришной, джива приходит сюда из пограничной потенции, приходит на эту сторону бытия. Забвение, пренебрежение Кришной, в силу своего невезения, неудачи душа приходит на эту сторону. На другой стороне пребывает Кришна, таков смысл.

Преданный: Живое существо — это более высокая энергия Кришны, джива-бхута?

Шридхар Махарадж: Все сущее есть энергия Кришны, но присутствует градация. Мир, в который душа приходит, также принадлежит Кришне в абсолютном смысле. В относительном смысле это майа, невежество, ложное понимание, представление. Кришна — это подлинное представление, а это ложное понимание. Эти явления негативного и позитивного начала сосуществуют. Это точка встречи. Вода и земля, газ и вода, граница и пограничное положение трудно понимаемо. Это не земля, не вода, водораздел, трансформация. Одно переходит в другое, подобная стадия, пограничная среда, стадия трансформации. Мы должны понять, и это трудно понимаемо.

Преданный: Живое существо никогда не рождается и не умирает, и оно приходит в этот материальный мир, с незапамятных времен, говорится, оно живет в этом мире.

Шридхар Махарадж: Перед тем, как прийти в материальный мир, с незапамятных времен это относительно, факторы времени и пространства — это материальные факторы. Душа входит в эту материальную мысль, и затем возникают такие факторы, как время и пространство, когда материальный образ мысли захватывает его, поэтому говорится анади. Но душа приходит в мир материи прежде возникновения времени и пространства. Время и пространство — это разновидности мысли, это нечто вроде глубокого сна, отсутствие сознания времени и пространства. Когда человек просыпается, он оказывается в измерении времени и пространства. Но как он проснулся, может ли он отследить это, переход от глубокого сна к состоянию бодрствования? Можно ли отследить этот процесс? Тем не менее он есть, этот процесс имеет место. Отсутствие сознания в глубоком сне, но когда вы просыпаетесь, вы осознаете, и тогда возникает время и пространство, тело, окружающие реалии. Такой пример, который уместен в данном случае.Трансформация, переход одного явления в другое, сознание, но процесс столь тонкий, что его трудно оценить, микроскопическое и еще более микроскопическое. Один микроскоп, другой, третий, можно сказать так, фактор времени и все остальное, все эти вещи: телескоп, микроскоп и столь многие. Время и пространство, можно понять из личного опыта, насколько удивителен переход от состояния сна без сновидений, глубокого сна к бодрствованию. Нечто в этом роде. В конечном счете все это ачинтья, неподвластно интеллекту, за пределами нашего нынешнего понимания. Тем не менее это явление реально, его невозможно игнорировать, из ничего мы становимся чем-то, и каждый день этот опыт повторяется, повседневный опыт, но он не доступен разуму. Этот принцип уместен, приложим и в случаях более высокого порядка, трансформация.

# 86:26

Ментальная страна

Преданный: Вы говорили о ментальной стране.

Шридхар Махарадж: Конечно, да, Ямарадж правитель этой страны. За пределами этого тела есть личности, есть суд, Сварга, Нарак, эти элементы — все это реальность. Есть хороший сон, в этом сне я чувствую радость, в кошмаре, дурном сне я чувствую боль. Подобно этому в ментальном теле, за пределами грубого физического тела. В этом тонком ментальном измерении мы также способны чувствовать боль и счастье, удовольствие, Сварга, Нарак. Боль и счастье можно переживать при отсутствии грубого физического тела, это возможно, страдания и наслаждения имеют место. Тело сна, во сне мы также переживаем боль и удовольствие, связанные с этим материальным опытом, и это переживание, этот опыт может быть разных измерений, разных уровней. Бхур, Бхувар, Свар, Махар — различные уровни измерения материального опыта. Я хотел продемонстрировать это в храме, различные измерения материального опыта вплоть до Сатьялоки. От грубого к тонкому, тонкое и еще более тонкое, но все это материальный опыт. Затем на уровне Вираджи материальный опыт заканчивается, с Брахмалоки начинается другая стадия, другая сторона, затем сама земля духовного мира, куда можно ступить благодаря тенденциям жертвенности и Преданности. Там открывается доступ, дверь в другую страну, таким образом. И там, согласно расе, анандам, классификация, градация присутствует там. Золото подтверждает ценность бумажных банкнот, бумага ничего не стоит, но золотой запас страны — все и вся. Золото, расам, анандам.

# 88:25

Внутренняя потребность каждого обращена к расе

Внутренняя потребность каждого обращена к расе. Сукхам, анандам, счастье, экстаз. Человек может грабить и получать от этого удовольствие, другой получает удовольствие от того, что жертвует, дает. Удовольствие и там и там, но качественное различие присутствует. Посредством Преданности, жертвенности мы выживаем. Мы получаем максимум ананды, жертвуя собой, мы обретаем расу более высокого порядка, и нас призывают идти в этом направлении в поиске. Жертвенность, Преданность, и зенита эта Преданность достигает во Врадже, полнота любви. Благодаря жертвенности мы можем найти атмосферу, страну любви, это нечто научное.

Который час?

Преданный: 9:45.

# 89:43

Брахмаджьоти

Преданный: То есть живое существо происходит из Брахмаджьоти?

Шридхар Махарадж: В целом мы можем так думать. Брахмаджьоти — это пограничная позиция, среда, Брахмаджьоти. В «Бхагавад-гите» говорится: «Два вида: движущееся и статичное, неподвижное», подобно сушукти, глубокому сну. Все, что есть в рамках твоего опыта в этом мире, всегда изменяется, движется, и то, что не распознаваемо, — изначальная причина, фундамент этой кхары, подвижного мира. Статичное измерение бытия, нераспознаваемое. Я независим от этих двух классов сотворенных реалий, статичного и динамичного, Я превосхожу оба этих типа существования, распознаваемое и нераспознаваемое. Нераспознаваемое — фундамент, на котором пребывает движущийся мир, который мы видим, зримый мир.

# 91:40

Жены брахманов — ягья-патни

Преданный: Махарадж, жены брахманов, ягья-патни, не могли быть с Кришной. Они оставили тела, похоже, как будто бы.

Шридхар Махарадж: В одних случаях они оставили физические тела, а в других случаях после даршана, служения Кришне они вернулись обратно, и также они выразили опасение:

— Если мы вернемся обратно, наши родственники не примут нас.

— Нет-нет, идите, они примут вас, не бойтесь. Я повсюду, Я существую даже в их умах, Я устрою все необходимое, возвращайтесь обратно.

Их квалификация в качестве жен брахманов. Они не гопи, а Лакшми Деви не могла обрести доступ. У них были трудности также в силу их прошлых привязанностей. Нечто в этом роде. Тем не менее было сказано: «В будущем вы обретете доступ».

# 93:38

Границы распространения сознания Кришны

Преданный: Махарадж, вы сказали, что это движение распространится на другие планеты. Каков смысл этого утверждения?

Шридхар Махарадж: Повсюду, даже в сфере деревьев и растений возможна проповедь, многие представители могут прийти в эти формы жизни по воле Кришны. Проповедники-птицы могут проповедовать в обществе птиц. В разных обществах могут присутствовать разные посредники и распространять Сознание Кришны, в этом нет ничего невозможного. Их представители также есть во Вриндаване. Они все сознательны: деревья, растения, птицы, все они сознают Кришну. Представители этих секций могут прийти к своим собратьям и быть посланы в различные области, формы жизни, могут говорить на английском. Я могу говорить только на санскрите, обращаться только к санскритскоязычным людям, но на английском, арабском, подобно переводам «Гиты», во многих местах на разных языках может вестись проповедь, даже на языке птиц и растений, деревьев. Но тем не менее человеческая форма жизни в целом рассматривается как наиболее благодатное поле для проповеди. В шастрах нам говорят, что проповедь возможна везде, но в человеческом рождении возможность восприятия более велика,.

Преданный: В Джарикханде Господь Чайтанья проповедовал животным.

Шридхар Махарадж: Да, поскольку независимо от тела и ума существует измерение души, и если трансцендентная вибрация достигает измерения души, она пробуждается. Васудев Датта молится Махапрабху:

— Спаси все эти страдающие души разных типов, бремя их грехов может быть возложено на мои плечи, я готов отправиться в вечный ад.

— Нет-нет, Кришна не банкрот. Чтобы спасти многочисленные души, Ему придется сделать заем, и ты должен будешь выплатить долг? Ты будешь гарантом? Нет.

Преданный: Гарант?

Шридхар Махарадж: Да, нечто в этом роде. Когда человек выступает в качестве гаранта. Кришна, ты просишь Его, и он гарант. Будь уверен, тебе не нужно отправляться в ад, чтобы спасти. Харидас Тхакур говорит: «Я совершенно убежден в том, что когда Ты поешь Имя Кришны, этот звук, эта волна, кого бы она ни достигала, все освобождаются и возвращаются к Кришне». Не говоря уже о человеческих существах, но даже звери, деревья, камни, в любой форме жизни, столь глубоко Твое пение Имени Кришны. Оно проникает, достигая измерения души, наиболее тонкого измерения. Уносимая волной этого тончайшего уровня, эта вибрация достигает их сердец столь мощно, что они спасаются. Говорится, в прошлом Рамачандра со всем своим богатством отправился на Вайкунтху, со всеми обитателями Айодхьи, Он взял с собой весь земной шар. Речь не идет о горстке человеческих существ, но Твое нисшествие — это амнистия для всех и каждого, Твое явление в этот мир. Так сказал Харидас Тхакур, обращаясь к Махапрабху. Может быть возможным, поскольку волны тончайшего уровня, измерения души, независимо от тела и ума, спасение возможно благодаря этой вибрации.

# 100:26

Безграничность Кришны

Шридхар Махарадж: Чайтанья Дас здесь или нет?

Преданный: Да, он здесь.

Шридхар Махарадж: Он задает вопросы?

Преданный: Нет, у Нитьянанды Прабху есть один вопрос.

Шридхар Махарадж: Какой вопрос?

Преданный: Говорится, что Господь Кришна приходит во всех формах жизни, различные воплощения, Матсья, Курма, Вараха и т. д., но почему говорится, что Он приходит во все формы жизни? Не могли бы вы объяснить?

Шридхар Махарадж: Может быть, по Его сладостной воле, и Он может представлять себя на их языке, Он безграничен. Был один атеист, представитель ария-самаджа, он в Карачи задал мне вопрос:

— Если ограниченное начало может познать безграничное, тогда Он не безграничен.

— Если Безграничное не может открыть, дать познать Себя ограниченному существу, тогда оно не безгранично, — ответил я с другой стороны.

Этот человек пожал мне руку и молча ушел, не сказав ни единого слова, только «намасте». Он безграничен, Он способен, а иначе Он не безграничен, если Он не способен открыть Себя, дать себя познать камню. Поскольку Он безграничен, эта способность — Его милость, все Безгранично, так мы должны рассматривать. Наш ум ограничен, как наш Гуру Махарадж имел обыкновение говорить «щенячьи мозги». Свами Махарадж говорит: «Это собаки. Заслуга собак может превосходить заслугу ученых. Ученое цивилизованное общество — это ученые, цивилизованные собаки». Вопрос ума, чтобы познать истину, требуется ум, глубина понимания, а не только человеческое тело. Ментальные калеки — столь многие «собаки», «ослы». «Шримад Бхагаватам» много раз говорит: «Тот, кто не услышал Имя Господа, тот ниже собак, верблюдов, ослов». Все они прославляют человеческое тело. «Ты собака более высокого типа», а червь говорит: «Ты червь более высокого типа», верблюд говорит: «Ты верблюд более высокого типа», — так они прославляют. Потому что разум, квалификация, ты наделен этим качеством, но ты делаешь то, что делаем мы. Поэтому нас ждет неуспех на нашем пути, ты ступил в нашу область, и мы стали никому не нужны, таким образом они прославляют. Верблюд говорит: «Я ем колючки, и струится кровь, это моя особая характеристика, но ты постоянно ешь колючки, но тем не менее, несмотря на это, ты продолжаешь их есть, не заботясь о боли и крови». Червь говорит: «Я питаюсь отбросами, испражнениями, но что ты делаешь? Ты вишой, наслаждаешься низменными вещами, поглощаешь, пожираешь их, наслаждаешься вкусом этих низменных вещей».

Без прасада, если нет прасада, что бы мы ни ели, все это испражнения. Ты поглощаешь эти вещи, ты превосходишь меня. Собака говорит: «Я бегаю бесцельно по улицам. Я бегу в определенном направлении, как-будто у меня есть очень важное дело, но потом я внезапно разворачиваюсь и бегу в противоположном направлении. Ты превосходишь меня в этом отношении, у тебя нет подлинной цели жизни. Ты только бегаешь туда-сюда, всегда бегаешь очень занятый ничем. Обо мне говорят, что я бесцельно бегаю, но ты делаешь то же самое и более успешно». А осел: «Люди называют меня глупым животным. Я всегда ношу поклажу, не испытывая никакого вкуса, не наслаждаясь этим, но ты носишь это безвкусное бремя. Ты берешь на себя ответственность, обязанности. Они живут в твоем уме, но чего ради? У тебя есть сыновья, жена, друзья, страна, и ты подаешь себя таким образом, будто на тебе лежит великое бремя ответственности. Все это тщетно, что бы ты ни делал, все это создает большие беспокойства и проблемы. Все это безвкусно, не испытывая никакого вкуса, ты выполняешь эти обязанности. Бесцельно и бесконечно все это. Ты не получаешь желанного результата. Ты больший осел, чем я». Это черный рынок, если какой-то гений черного рынка появляется, тогда менее разумные торговцы на черном рынке терпят фиаско. Когда гений рынка устанавливает монополию на черном рынке, тогда торговцы более скромного масштаба терпят неудачу и проклинают этого гения. «Нас обвиняют в том, что мы торговцы на черном рынке, но ты превосходишь нас в этом отношении».

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+6

Другие материалы раздела

1982-01-12

«Цель жизни – прогресс на духовном пути»

1982.01.12.C82.01.16.A

«Потоки Кришнамриты»

1982.01.13.B

«Махапрабху покидает Навадвип»

1982.01.13.A

«Посетите Экачакру — место Явления Нитьянанды»

1982.01.16.B82.01.17.A

«Измерение Жизни»

1982.01.17.B

«Для Бога возможно всё»

1982.01.17.C82.01.18.A

«Стань полезным в измерении Божественного»

1982-01-17

«Божественная любовь»

1982-01-18

«О вечном положении Кришны и природе Майи»

1982.01.18.B

«Кришна-лила путешествует по вселенным»

1982.01.18.C82.01.19.A

«Естество Души»

1982.01.20.B82.01.21.A

«Любое явление — это явление плюс нечто большее»

1982.01.21.B

«В бренном мире печаль и радость иллюзорны»

1982.01.21.C82.01.22.A

«Путь славы ведёт всего лишь в могилу»

1982.01.24.A

«Материя – это производная сознания»

1982.01.24.B

«Идеал самопожертвования»

1982.01.25.A

«Буддисты говорят, что души не существует»

1982.01.25.B

«Мы окружены сознанием»

1982.01.26.A

«Вайшнава дас»

1982.01.26.B

«Малейшая связь с Божественным»

1982.01.27.A

«Почему Шри Чайтанья Сарасват Матх?»

1982.01.27.B

«Двигаться в сторону света»

1982.01.27.C

«Кришна приходит во все формы жизни»

1982.01.28.A

«Абсолютное Благо ползает во дворе у Нанды Махараджа»

1982.01.28.B

«Вера безгранична»

1982.01.28.C

«Безграничное — основа, на которой пребывает Бог»

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»

1982.01.29.B

«Учи свой собственный урок»

1982-01-30

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

1982.01.30.B

«Шри Рагхунатх Дас Госвами»

1982.01.31.A

«Шикша-Гуру парампара»

1982.01.31.B

«Когда к простоте добавляется искренность»

1982.02.00.A.150.2

«Письмо от Мукунды Мала Вилас даса»

1982.02.00.B.150.2

«Выходец с земли веры»

1982.02.13.B

«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура»

1982.02.13.A

Киртаны с участием Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»