Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.01.30.B «Шри Рагхунатх Дас Госвами»
Майа означает «местный интерес», восприятие действительности или чтение окружающего мира, исходя из местного интереса, а не с точки зрения универсального интереса. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж. Уддхава, Йога майя

«Шри Рагхунатх Дас Госвами» 1982.01.30.B

Шри Рагхунатх Дас Госвами

# 00:30

Начало пути Рагхунатха Даса Госвами

Преданный: Каждый месяц?

Шридхар Махарадж: Нет, год. Использовали и щедро одаривали ученых и бедных. И только один сын Рагхунатх — единственный наследник в будущем. Но он не наслаждался, такой внутренний темперамент. После санньясы Махапрабху отправился в Шантипур, и там он впервые встретил Махапрабху и буквально обезумел. Так или иначе вернулся домой, и когда Нитьянанде Прабху было указано проповедовать о Кришна-преме в Бенгалии, тогда Рагхунатх встретил Его в Панихати. Нитьянанда Прабху попросил его накормить Его спутников: «Сегодня ты накормишь Моих спутников, это Мой наказ». Рагхунатх устроил все необходимое.

# 01:27

Махапрабху благословляет Рагхунатха Даса

Шридхар Махарадж: Нитьянанда Прабху привел туда также Махапрабху в санкиртане и благословил Рагхунатха Даса. Он сказал своим Преданным: «У этого юноши есть роскошь, богатства царя небес Индры, а его жена подобна небесным красавицам, но все это не может привлечь его ум. Он предан Чайтаньядеву, благословите его, чтобы он достиг успеха в своей жизни». Рагхунатх вернулся домой и сохранял полное безразличие к семейной жизни.

# 2:24

Рагхунатх Дас тайно покидает отчий дом и отправляется в Пури

Шридхар Махарадж: Его отец и дядя опасались, что он уйдет из дома, поэтому 10 стражей было. Они стерегли его 24 часа в сутки из опасения, что он убежит. Но так или иначе он воспользовался одним случаем и ушел из дома, отправился в Пури. Махапрабху вверил его опеке Сварупы Дамодара, который является вторым «Я», копией Махапрабху, он есть Лалита Деви в Кришна-аватаре. Махапрабху говорил: «То, что неизвестно Мне, известно Сварупа Дамодару, поэтому я вверяю тебя ему, его руководству. Обращайся к нему со всеми своими нуждами».

# 3:35

Непосредственные наставления Махапрабху

Шридхар Махарадж: И еще один раз Рагхунатх пришел к Махапрабху. Махапрабху сказал: «Я вверил тебя опеке Сварупы Дамодара, но если ты хочешь что-то услышать непосредственно от Меня, то вот Мои наставления. Негативная сторона такова: не ешь изысканные блюда, не беседуй на мирские темы, всегда старайся воспевать имя Кришны, а во внутреннем уме, в медитации пытайся обрести связь с Враджей, служением Радхе-Говинде во Вриндаване». Эти четыре указания были даны Махапрабху непосредственно Рагхунатху Дасу.

# 04:53

16 лет поклонения

Шридхар Махарадж: Всю жизнь он следовал этому и поклонялся Говардхана-шиле и гунджамале из Вриндавана. Рагхунатх думал, что Говардхан шила — это Кришна, а гунджамала — это Радхика. В таком духе он регулярно предлагал Им Туласи и воду. 16 лет он жил так в Пури, а в это время Орисса была независимым индуистским государством. Бенгалия находилась под властью мусульман.

# 05:52

Сладостный прасад Рагхунатха

Шридхар Махарадж: Его отец и другие старшие устроили так: они послали ему повара, слугу и деньги и попросили снять для него дом, попросили принимать пищу, которую должен был готовить этот повар, а слуга должен был помогать ему в быту. Рагхунатх не принял это все для себя, но он только лишь попросил Махапрабху принимать прасадам. Он сказал: «Если Махапрабху возьмет что-то из этих подношений, то мои родственники будут благословлены». С этим представлением он приглашал Махапрабху почитать прасадам 1-2 раза в месяц или около того. Но по прошествии какого-то времени он отказался от этого, и Махапрабху спросил Сварупа Дамодара:

— Почему Рагхунатх больше не приглашает Меня?

— Он думал, что Ты не удовлетворен, а только ради него Ты принимаешь прасадам, но он не очень удовлетворен таким положением вещей, — ответил Сварупа Дамодар.

— Да, он правильно понял Меня. Только для того чтобы не расстраивать его, Я принимал все это. Если мы берем что-то от мирских людей, которым присуще мирское умонастроение, тогда яд проникает в наше существо вместе с тем, что мы принимаем от них. Я думаю, он правильно понял Меня.

Вайрагья Рагхунатха была немыслимой: иногда он просил подаяния в храме, иногда в местах, где раздавали пищу, а впоследствии он начал собирать выброшенный, испорченный прасадам Джаганнатха, который даже коровы Джаганнатха не могли есть из-за его дурного запаха. Рагхунатх собирал такой прасадам, промывал его, отделял испорченные части и в то, что было нетронуто, добавлял соль и ел. Известия об этом дошли до Махапрабху, что Рагхунатх питается таким прасадом. Махапрабху пришел к нему посмотреть. Когда еда была готова, Махапрабху внезапно появился: «О, что это такое? Ты принимаешь такой прасадам, дай Я посмотрю. Такой сладостный прасадам ты принимаешь каждый день и не предлагаешь его Мне? Я не знал», — сказал Махапрабху. Тогда вмешался Сварупа Дамодар: «Нет-нет, Господь, это не годится Тебе, есть такой прасадам». Такой была степень самоуничижения Рагхунатха Даса Госвами.

# 10:05

Махапрабху в полной мере явлен в Рупе и Санатане Госвами

Шридхар Махарадж: После ухода Махапрабху Рагхунатх отправился во Вриндаван и хотел сначала обойти все места во Вриндаване, а затем оставить тело, прыгнув с вершины Говардхана. Он хотел прыгнуть с вершины Говардхана, разбиться и так уйти, покинуть мир. Но, говорится, с этой идеей Рагхунатх пришел во Вриндаван, и там он встретил Рупу и Санатану. И, что еще более удивительно, он нашел в них Махапрабху: «Махапрабху здесь, Он действует через них».

# 11:10

Величайший ученик школы Рупануга

Шридхар Махарадж: Произведения Рупы и Санатаны, их поведение, их движения — во всем этом присутствует Махапрабху. Он нашел Махапрабху присутствующим в полной мере. «Махапрабху здесь, я не могу оставить этот мир». Он устанавливал все более тесный контакт с Рупой и Санатаной, и его крайнее безразличие, самоуничижение. Он изучил литературу рага-марга. Возможно, он был величайшим учеником школы Рупануга настолько, что он развил даже большее: более ясным образом представил нам то, что изначально было дано Рупой. А именно: представления, согласно которым мы должны посвятить себя безраздельному служению Радхарани, а не Кришне без Радхи.

# 12:35

Поклонение Тому, Кто любим Радхарани

Шридхар Махарадж: Когда мы находились в Мадрасе, происходила вьяса-пуджа Прабхупаде в Чайтанья Матхе. Профессор Саньял написал статью на английском, и там он говорил: «Поскольку я не знаю Кришну, ты говоришь, что я должен поклоняться Кришне, я делаю это». Я не мог понять внутренний смысл этих слов, что он говорит? Гуру независим, поклонение Гуру — высочайшее достижение. Как это возможно? Я не мог понять, но затем, по прошествии 2-3-х лет, на Радха-кунде, Прабхупад и его группа находились там. Парамананда Прабху, который ребенком пришел к Прабхупаде, когда ему было 13 лет всего лишь, он стал жить с Прабхупадой. Парамананда Прабху был очень близок с ним. Он после обхода Радха-кунды пришел к Прабхупаде и сказал, что Диван Бхаратпура и вся его семья обходят Радха-кунду. Жена дивана обходила так: она ложилась, кланялась, затем вновь ложилась на землю, и так она и другие обходили Радха-кунду. Парамананда с большим энтузиазмом сообщил об этом Прабхупаде. «Они также почитают Радхарани», — сказал он. Но Прабхупад вышел из своих внутренних покоев и сказал: «Да, они заботятся, их интересует Радхарани, но наш интерес к Ней отличается от их интереса». Я очень внимательно слушал, затем он сказал: «В действительности они почитают Кришну. Поскольку Радхарани любима Кришной, они проявляют почтение в адрес Радхарани, но наше положение таково: нас интересует Радхарани, и, поскольку Кришна любим Ею, мы поклоняемся Ему, — прямо противоположное отношение». И тогда я вспомнил статью профессора Саньяла, а позже я прочитал в «Джайва-дхарме» и других местах.

# 15:56

Сарасвати Тхакур о происхождении различных джив

Шридхар Махарадж: Некоторые дживы происходят из ангаджйоти Баладева, Брахмаджйоти. Частица Божественного сияния — таков их источник, среда, в которой они рождены. Некоторые происходят из ангаджйоти Баладева. Это общий случай, но некоторые дживы берут начало в сиянии Радхарани и Ее группы, их прямая связь с Радхарани. Она их Госпожа, и то, чего Она желает, они неизбежным образом следуют Ее воле. Прабхупад сказал: «Мы в действительности суть шакты, поклонники потенции, но не виддха-шакты, а шуддха-шакты». Она изначальная энергия, и наша прямая связь с Ней, а косвенно — с Кришной через Нее, таково наше положение. Все это я слышал и принял до известной степени согласно своим способностям, и также в мантрам мы находим.

# 17:49

О санньяса-мантре

Шридхар Махарадж: Санньясмантра — это нечто специфическое. В обычной мантре присутствует прямая связь с Кришной, но в санньясмантрам наша близкая, интимная связь показана, связь с гопи. Радха-дасьям — это нечто, стоящее выше Кришна-лилы. Суть этой санньясмантрам гопи-дасьям. Внутренний смысл санньясмантрам таков, и мы получили это явление от Рагхунатха Даса. Мы молимся в день его явления о том, чтобы он был милостив к нам, чтобы его благая воля была обращена к нам. Сегодня день ухода Вишванатха Чакраварти Тхакура.

# 19:02

Источник величайшего страдания

Шридхар Махарадж: В разговоре с Раманандой Раем Махапрабху задается вопрос: «Каково величайшее горе, источник величайшего страдания, какое только можно почувствовать в этом мире, наиболее интенсивная боль?» Это наша разлука с Кришна-бхактой. Бхакта-вираха, гуру-вираха — это глубочайшая боль, которую только можно испытать в этом мире. Вираха, разлука, очищает, это испытание нашей преданности делу. Разлука — это критерий: какую любовь я испытываю к Нему. Можно оценить глубину этого явления интенсивностью нашей боли в разлуке — это подлинное испытание. В отсутствии счастья сохранится ли эта любовь? Випраламбха особенно для падших душ, разлука предназначена для них, она будет полезна для них. А самбхога, тут возможно злоупотребление со стороны падших душ, поэтому безопасный путь — через випраламбху. Випраламбха — это подлинная помощь. Випраламбха наказывает, випраламбха помогает, она истинный друг. Самбхога, существует возможность заблуждения, поэтому мы культивируем випраламбху, а не самбхогу.

# 21:45

Дар Вишванатха Чакраварти Тхакура

Шридхар Махарадж: Уход Вайшнава Вишванатха Чакраварти Тхакура. Джива Госвами описал ашта-калия-лилу Радхи-Говинды во Вриндаване. Вишванатх Чакраварти описал ашта-калия-лилу Махапрабху. Подобно тому как Кришнадас Кавирадж в своей «Говинда-лиламрите» описал ашта-калия-лилу Радхи-Говинды, Вишванатх Чакраварти дал нам «Шри Кришна-бхаванамритам». Там он описал ашта-калия-лилу Махапрабху и также ашта-калия лилу Радха-дасьям, как подруги, служанки Радхарани 24 часа в сутки заняты служением в лагере Радхарани, в Ее служении. Это явление описал Вишванатх Чакраварти — 24 часа в сутки они заняты в служении в стане Радхарани. Радхарани отдана Кришне. Это не вопрос, полностью вручила, отдала себя Кришне. Как в Ее лагере они заняты 24 часа в сутки, какова их программа, это подробно описано Вишванатхом Чакраварти, это явление, ашта-калия-лила в лагере Радхарани. Это дар для нас, падших душ, и если мы воспользуемся этой помощью, тогда по милости Гуру и Вайшнавов мы можем обрести подобное высочайшее достижение в жизни.

# 23:51

О духовных братьях-санньяси Шридхара Махараджа

Шридхар Махарадж: Бхарати Махарадж был великим проповедником в начале миссии Прабхупады. Он был высок, его лекции были полны здравого смысла, он мог завоевывать внимание публики. Парват Махарадж, местом его рождения была Сварупа Ганджа. В детстве он видел Бхактивинода Тхакура, который был его соседом. Его дом находился здесь, была стена, и за стеной находился бхаджан-кутир Бхактивинода Тхакура в Сурабхи-кундже. В детстве он видел, как Бхактивинод воспевает Имя. Я слышал непосредственно от Бхарати Махараджа, что в 3 часа утра Бхактивинод Тхакур поднимался с постели и начинал повторять: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна…», словно человек, зовущий какого-то своего друга на расстоянии. Так он призывал Святое Имя Кришны, как будто он звал какого-то живого человека. Сердечно, очень искренне, так он воспевал Имя Кришны. Там было кресло, сделанное из цемента, и Бхактивинод иногда садился в это кресло в старости, затем вновь начинал ходить по цветочному саду и призывал имя Кришны. Он был женат, но по милости Бхактивиноды Тхакура или еще как-то он внезапно почувствовал вайрагьям, безразличие к мирской жизни. У него была юная жена, он оставил ее, отправился прямо к Прабхупаде в Чайтанья Матх и сказал: «Я больше не испытываю вкуса семейной жизни, пожалуйста, спасите меня».

Прабхупад послал его в Пури. В то время миссия, конечно, не имела прочного основания.После того как Кунджа Бабу присоединился, тогда концепция миссии пришла вместе с ним. Харипада Вартадеше звали в это время Парвата Махараджа, он жил в Пури, воспевал Харинам и бродил по берегу моря. Так он начал свою духовную жизнь, впоследствии он стал санньяси и служил Прабхупаде очень сердечно и ревностно. Он принимал мури ценой в одну пайсу или нечто в этом роде, минимум одежды и был очень строг в своей внешней жизни. Он тяжело работал, я видел своими собственными глазами, совершал служение Гуру. Прабхупад однажды сказал: «Да, я забочусь о тебе и слежу за тобой. Наступит день, когда я освобожу тебя от этой тяжкой работы, попрошу тебя где-то оставаться и дам тебе слугу», — так сказал Прабхупад. Парват Махарадж, Бхарати Махарадж, Вишванатх Чакраварти, мы призываем их милость, чтобы мы могли продолжать идти вперед в духовный мир. Это наше богатство — милость Гурудева, мы можем достичь нашей цели по милости Гурудева.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.


His Divine Grace Śrīla Bhakti Rakṣaka Śrīdhara Deva Goswāmī Mahārāja

82.01.30.B

Devotee: Every month?

 Śrīla Śrīdhara Mahārāja: No, year. And lavishly they used it for the help of the scholars and the poor. And only one son, Raghunātha, he’s the only heir in future. But he did not relish that. He had such inner temperament. When Mahāprabhu after sannyāsa He went to Śāntipura he first met Him there and was half mad. Anyhow went back. Then when Nityānanda Prabhu was ordered to preach the Kṛṣṇa prema in Bengal, then Raghunātha met Him once in Panihati, that daṇḍa mahotsava. Nityānanda Prabhu ___________ [?] of course, and He asked, “You are to feed My group today. This is My punishment to you.”

 Raghunātha arranged and satisfied and found that Nityānanda Prabhu even took Mahāprabhu also there and in saṅkīrtana and blessed Raghunātha Dāsa. And told to the devotees that, “He has got the opulence of Indra, the king of heaven, and his wife is like the heavenly beautiful girls. But that can’t attract his mind. He’s mad for Caitanyadeva. You all bless him that he may be successful in his life.”

Raghunātha, after going back, going home, he kept him quite indifferent in the household affairs. And his father and uncle, they, apprehending that he will go away, so ten persons engaged to protect him always: twenty four hours protection that he may not fly away. But anyhow he had one occasion, one chance, and he fled there and went to Purī.

And Mahāprabhu handed him over, gave his charge to Svarūpa Dāmodara, who is the second, who is the double of Mahāprabhu, He told. Sakha mahaprabhu ditiya svarupa [?] He gave him the charge, Lalitā Devī, who was in Kṛṣṇa Avatāra, to him, told: “What I do not know, Svarūpa Dāmodara knows all, so I give your charge to him. Whatever you feel, any necessity, you put it to him, in this way.” Again once more when Raghunātha came to Him He told, “I’ve already given your charge to Svarūpa Dāmodara, still, if you want to hear something from My lips, then,

grāmya-kathā nā śunibe, grāmya-vārtā nā kahibe

bhāla nā khāibe āra bhāla nā paribe

amānī mānada hañā kṛṣṇa-nāma sadā la’be

vraje rādhā-kṛṣṇa-sevā mānase karibe

[Śrī Caitanya Mahāprabhu told Raghunātha Dāsa Goswāmī: “Don’t indulge in worldly talk, don’t hear worldly talk. Try your best to avoid mundane matters. Don’t eat delicious dishes, but take whatever ordinary food may come of its own accord; and don’t dress luxuriously. Always try to take the Name of Kṛṣṇa with the attitude of giving respect to others, without expecting respect from anyone. Be humble, but never aspire after respectful dealings from others. In this way, try to take the Name of Kṛṣṇa constantly. And within, try to serve Śrī Śrī Rādhā-Kṛṣṇa in Vṛndāvana. Mentally, be in Vṛndāvana rendering service to Śrī Śrī Rādhā-Kṛṣṇa līlā.”]

 [Caitanya-caritāmṛta, Antya-līlā, 6.236-7]

The negative side, “Don’t eat palatable dishes, and nor indulge in worldly talk. And always try to take the Name of Kṛṣṇa, and in the inner mind you will try to connect with the service of Rādhā-Govinda in Vṛndāvana.”

 These four outlines were given to Raghunātha Dāsa direct by Mahāprabhu, and the whole life he adored like that. Then again He gave the Govardhana Śilā and the gunga-mālā that came from Vṛndāvana. That Raghunātha thought the Govardhana Śilā is Kṛṣṇa, and the gunga-mālā is Rādhikā. So in that attitude he used to jala Tulasī, Tulasī and water, with this he was regularly offering Them in this way. Sixteen years he lived in such a way in Purī.

 In the meantime when Raghunātha went there and could not be – that is an independent country, Orissa, Hindu State, and this Bengal is under Mohammedan rule, so no influence from here can work in Orissa. So his father and the other guardians made arrangements, sent one cook, and another servant, and with money, “Go and hire a good house, and at least ask him to take food from you, and try to help him in his daily life.”

 But Raghunātha he did not accept it for himself, only he requested Mahāprabhu to take prasādam there. “That they have sent, if Mahāprabhu takes something of that then they will be blessed.” With this idea he asked Mahāprabhu, invited Mahāprabhu to take prasādam there, twice in a month or so. Then after some time he left that idea.

 Then Mahāprabhu is asking Svarūpa, “Why Raghunātha is not inviting Me any more?”

 “He has thought something within that You are not pleased to: only for his sake You go and take prasādam but You are not very satisfied therein.”

 “Yes. He has rightly understood. Only that he will be mortified I used to take.”

«viṣayīra anna khāile malina haya mana [malina mana haile nahe kṛṣṇera smaraṇa]

[“When one eats food offered by a materialistic man, one’s mind becomes contaminated, and when the mind is contaminated, one is unable to think of Kṛṣṇa properly.”]

 [Caitanya-caritāmṛta, Antya-līlā, 6.278]

 “If we take something from the worldly person, worldly minded person, then by the return as reaction some poison enters with the thing into our mind. Our mind may be impure. Yes, he has thought rightly.” Then dismissed!

 Then Raghunātha, his vairāgya was above standard of our thinking. Sometimes begging from the temple, prasādam, sometimes in the regular food giving company. And sometimes then afterwards he began to collect the rotten prasādam of Jagannātha which even Jagannātha’s cows could not swallow it, eat it, for the bad smell. Raghunātha collected that sort of prasādam and by washing the rotten portion, the inner things he collected, and with applying some salt he used to take.

 It went to Mahāprabhu, “The Raghunātha, he’s living on such prasādam.”

 Mahāprabhu one day went there to see. And Raghunātha when he’s going, after preparation he’s going to take, Mahāprabhu suddenly appeared, “Oh! What a nice thing, prasādam you take. Let Me see it. Oh, so sweet, so sweet prasāda you take every day and you don’t offer it to Me. I can’t know.” Then again He…

 Then third time Svarūpa Dāmodara caught His hand, “No, no, this is not for You my Lord, not for You.”

Anyhow, so such was the degree of self abnegation, the intense degree, of Raghunātha Dāsa.

 And after Mahāprabhu’s departure he went to Vṛndāvana with his mind that, “After having a view of Vṛndāvana, cursory view, I leave this body. And that also that from climbing up Govardhana I shall cast me down, throw me down, and I shall leave, pass away.”

 But we are told that with this idea Raghunātha went to Vṛndāvana and then he found Rūpa Sanātana, and what is more wonderful he found Mahāprabhu within them. “Oh! Mahāprabhu is here. Mahāprabhu is working through them.” Mahāprabhu’s literature, in the literature of Rūpa, Sanātana, in their deeds, in their movement, he found fully possessed by Mahāprabhu. “Oh! Mahāprabhu is here. I can’t die.” So he came in close, closer and closer connection with Rūpa, Sanātana. And with his extreme indifference and self abnegation life he’s gone through the literature, especially that of Rūpa and the rāga-mārga. And perhaps he was the greatest student of rūpānuga school, and so much so that he has developed even more, he more clearly gave us than Rūpa that we should aspire after the service exclusively of Rādhārāṇī, and not of Kṛṣṇa without Rādhārāṇī.

 When I was in Madras, Prabhupāda’s Vyāsa-pūjā took place in Māyāpur, in Chaitanya Maṭha. Professor Sanyal wrote something, an article in English, and there he mentioned, “Because I do not know Kṛṣṇa, because you say that I’m to worship Kṛṣṇa so I do.”

 I could not understand the meaning, internally, ‘What does he say? Guru is independent, independently the highest attainment, highest entity of our attainment. How it is possible?’ I could not follow.

 But then after several, two, three years, or four years, in Rādhā-kuṇḍa one day, Prabhupāda in Śvānanda-sukhada-kuñja he was there. And Paramānanda Prabhu, he came as a child to Prabhupāda when his age was thirteen only, he came to live with Prabhupāda, Paramānanda Brahmacārī, and very intimate.

 He came after a walk in Rādhā-kuṇḍa he came to Prabhupāda and reported that, “The dewan of Bharatpur State with the whole of his family he’s circumambulating Rādhā-kuṇḍa. And perhaps his wife she’s lying and by measuring, she’s lying and then there is a sign, and then again from there again lying, in this way measuring by her body she’s circumambulating Rādhā-kuṇḍa.” So Paramānanda Prabhu very ardently he puts to, “They also regard Rādhārāṇī so much.”

 Then Prabhupāda came out, from his inner quarter, he told, “Yes, their concern for Rādhārāṇī and our concern for Rādhārāṇī is quite different.”

 I was very much attentive.

 Then he said, “They have real respect for Kṛṣṇa and because Rādhārāṇī is favourite to Kṛṣṇa so they also come to Rādhārāṇī. But our position is that our interest is Rādhārāṇī and because Kṛṣṇa is favourite to Rādhārāṇī so we respect Him: the opposite.”

 Then I could remember that Sanyal’s writing. “Oh!”

 Then later on of course I read out from Jaiva Dharma or somewhere else, that some jīva, some, they’re born out of Baladeva’s angajyoti. The brahmajyoti, the unit of non-distinguishable divine halo, that is the foundation where we get our birth. So some have connection with Baladeva, some with brahmajyoti, they fill up the general. But some have got their birth from the halo of Rādhārāṇī and Her group, their direct connection with Rādhārāṇī. She’s their Mistress. And whatever She does they’re necessarily following Her.

 So Prabhupāda told, “We’re really śakta, worshipper of potency, but not vidya-śakta, śuddha-śakta. The real potency is in Vraja, the original, and that is a Dedicating Moiety towards Kṛṣṇa, and our direct connection is there, and indirect with Kṛṣṇa through Her.”

 This is our position. All these are thought and accepted to certain extent according to my capacity. I can’t forget. And also with the mantram we’ll find, in the sannyāsa mantra that is peculiarity. In ordinary mantram there is direct connection with Kṛṣṇa, but in sannyāsa mantra our intimate connection is shown towards gopī, there, that is Rādhā-dāsya. That is above Kṛṣṇa-dāsya, after sannyāsa, the purport, the gist of the mantram of sannyāsa, gopī-dāsya is meant there, inner meaning is that.

 So this is our claim and we have got it from Dāsa Goswāmī. We pray in his day of appearance he may bless us with his good wish.

 And today is the day of departure, Vaiṣṇava viraha, in the discourse of Rāmānanda Rāya and Mahāprabhu it is mentioned, “What is the greatest calamity a devotee may think of?”

[‘duḥkha-madhye kona duḥkha haya gurutara?’]

‘kṛṣṇa-bhakta-viraha vinā duḥkha nāhi dekhi para’

 [Śrī Caitanya Mahāprabhu asked, “Of all kinds of distress, what is the most painful?”

 Śrī Rāmānanda Rāya replied, “Apart from separation from the devotee of Kṛṣṇa, I know of no unbearable unhappiness.”] [Caitanya-caritāmṛta, Madhya-līlā, 8.248]

“The greatest calamity, the greatest sorrow or pain that ever has been felt here, the most intense is in our separation with the Kṛṣṇa bhakta.”

 Kṛṣṇa bhakta, Guru viraha, bhakta viraha, that is the deepest pain ever felt in this world. So viraha gives the purity, separation gives the purity, and it is a check, it is a test to our adherence to the cause. If in separation we feel as much pain it measures, it is the standard of measurement what sort of love, attraction, I bear to Him. The measurement we can have by the standard of the intensity of our pain of separation. So it is a real test, it is a real friend. There the enjoyment cannot be present, what may be supposed to exist in any nature or other to keep Him.

 So vipralambha, especially for the fallen souls, they’ll be encouraged for, to observe separation. That will be helpful to them more, vipralambha. And sambhoga, they may have some misapplication to the fallen. So their safe path is through vipralambha. Vipralambha is real friend, a guardian, a chastiser, a real friend. And sambhoga, we may be deceived for our ill fate there, the possibility may be there. So we’re more safe when culturing in vipralambha than in sambhoga.

Then the departure of a Vaiṣṇava: the Viśvanātha Cakravartī who gave so extensively, you see Rūpa Goswāmī gave aṣṭa-kālīya-līlā of Rādhā-Govinda in Vṛndāvana, Viśvanātha Cakravartī has given aṣṭa-kālīya-līlā of Mahāprabhu here, that original. Just as Kṛṣṇadāsa Kavirāja Goswāmī in his Govinda-līlāmṛta he has described the aṣṭa-kālīya-līlā of Rādhā-Govinda. Viśvanātha Cakravartī has given us Śrī-Kṛṣṇa-Bhavanāmṛta perhaps. There he has given the aṣṭa-kālīya-līlā of Mahāprabhu, how, and also the aṣṭa-kālīya-līlā of Rādhā-dāsya, how the she-friends and servitors of Rādhārāṇī they have got their twenty four hour duty in the camp of Rādhikā in Her service. That has been given by Viśvanātha Cakravartī. For twenty four hours they have got their designed engagement in the service of Rādhārāṇī’s camp. Rādhārāṇī’s already given to Kṛṣṇa, there’s no question, wholly given to Kṛṣṇa, and their high camp how they’re busy twenty four hours and what is their programme carrying out, that is given elaborately by Viśvanātha Cakravartī, aṣṭa-kālīya-līlā of Rādhārāṇī’s camp.

These are their grace, grant, to us fallen souls. We are to utilise it, then of course we may hope by the grace of Guru and Vaiṣṇava we may have our highest attainment in life.

 Then others, the Bhāratī Mahārāja, he was a giant preacher in the beginning of Prabhupāda. His figure was a little taller than ordinary persons, and his voice was very sweet, and his lectures were filled with common sense appeal, so he could capture the mass, Bhāratī Mahārāja.

And the next, Parvat Mahārāja, his birthplace was this Svarūpa Gañja. From very young age he saw Bhaktivinoda Ṭhākura just living by the side of his house. Parvat Mahārāja’s house was here, there is a boundary wall, and there is Bhaktivinoda Ṭhākura’s bhajan-kuṭīra, Surabhī Kuñja.

 In his childhood he saw him chanting the Name. I heard from him direct, that, “Bhaktivinoda Ṭhākura at three o clock left his bed and he began to chant Hare Kṛṣṇa Kṛṣṇa, as if a man is calling out a man who has gone to a distance. He’s calling a man who’s at a distance. In such a living way he used to take the Name of Kṛṣṇa. He’s calling some gentleman by that name with this hearty and earnest meaningful way he used to chant the Name of Kṛṣṇa. And in his old age whenever felt tired, there was a cement chair, a chair made by cement, brick, cement, and he used to take his seat for some time there, in the old age, and again after a rest, again wandering in the flower garden and chanting the Name of Kṛṣṇa.” He saw him many times, Bhaktivinoda Ṭhākura.

He was married but suddenly by the grace of Bhaktivinoda Ṭhākura, or somehow, suddenly some vairāgya, indifference came in him for the worldly life. And leaving the young wife he went straight to Prabhupāda in Māyāpur Chaitanya Maṭha and offered himself. “I no longer have any liking for household life. Please deliver me.”

 Prabhupāda sent him to Purī. Of course at that time Mission had no foundation. After Kuñja Bābu joined then the conception of Mission came with him, in Prabhupāda. Paravat Mahārāja at that time was Haripada Bhattadesik, his previous name, he was deputed to that Bhakti Kuṭir in Purī, to take care there. He used to live there and took prasādam from the temple and took Hari-Nāma and wandered through the banks of the sea. In this way he began his life. Afterwards he became sannyāsī and then served Prabhupāda with heartfelt and severe labour, we saw. Only one paisa, muri [?] or something, half clad, and very strictly indifferent life he led, and very hard labour. I have seen him with my own eyes to do for the service of Prabhupāda.

 He told one day, Prabhupāda told, “Yes, I have my eye on you. When the day will come, I’m watching, then I shall take you from this hard labour of life and ask you to sit somewhere and to take the Name, and I shall give an attendant to you.” This was said by Prabhupāda to him.

 So Parvat Mahārāja, Bhāratī Mahārāja, and another, Viśvanātha Cakravartī. So now we’re finished. We invoke their grace so that we may go on in our way which is extraordinary in the spiritual world, we think so surely. By the grace of Gurudeva of course, that is general capital to us, the grace of Gurudeva which can help us in any direction in our spiritual aspiration.

 Gaura Haribol. Gaura Haribol. Nitāi Gaura Haribol. Nitāi Gaura Haribol. Nitāi Gaura Haribol.

No more today! Gaura Haribol. Gaura Haribol.

Bhaktisiddhānta Saraswatī Goswāmī Prabhupāda kī jaya!

Śrīpād A.C. Bhaktivedānta Swāmī Mahārāja kī jaya!

Sevā Vṛnda kī jaya!

Jaya Viṣṇupriyā Devī kī jaya!

Jaya Śrī Puṇḍarīka Vidyānidhi Prabhu kī jaya!

Śrī Raghunandan Ṭhākura Mahāśaya kī jaya!

Jaya Raghunātha Dāsa Goswāmī Prabhu kī jaya!

 Viśvanātha Cakravartī Ṭhākura kī jaya!

Jaya Bharati Mahārāja, Parvat Mahārāja!

 Bhakti Vṛnda kī jaya!

Navadwīpa Dhāma kī jaya!

Hari-Nāma saṅkīrtana kī jaya!

 Gaura-premānande hari-haribol!

 Gaura Haribol. Gaura Haribol. Gaura Haribol.

 Nitāi Gaura Haribol. Nitāi Gaura Haribol. Nitāi Gaura Haribol. Nitāi Gaura Haribol.

The English version of text is taken from www.scsmathglobal.com

Другие материалы раздела

1982.01.18.B

«Кришна-лила путешествует по вселенным»

1982.01.18.C82.01.19.A

«Естество Души»

1982.01.20.B82.01.21.A

«Любое явление — это явление плюс нечто большее»

1982.01.21.B

«В бренном мире печаль и радость иллюзорны»

1982.01.21.C82.01.22.A

«Путь славы ведёт всего лишь в могилу»

1982.01.24.A

«Материя – это производная сознания»

1982.01.24.B

«Идеал самопожертвования»

1982.01.25.A

«Буддисты говорят, что души не существует»

1982.01.25.B

«Мы окружены сознанием»

1982.01.26.A

«Вайшнава дас»

1982.01.26.B

«Малейшая связь с Божественным»

1982.01.27.A

«Почему Шри Чайтанья Сарасват Матх?»

1982.01.27.B

«Двигаться в сторону света»

1982.01.27.C

«Кришна приходит во все формы жизни»

1982.01.28.A

«Абсолютное Благо ползает во дворе у Нанды Махараджа»

1982.01.28.B

«Вера безгранична»

1982.01.28.C

«Безграничное — основа, на которой пребывает Бог»

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»

1982.01.29.B

«Учи свой собственный урок»

1982-01-30

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

1982.01.30.B

«Шри Рагхунатх Дас Госвами»

1982.01.31.A

«Шикша-Гуру парампара»

1982.01.31.B

«Когда к простоте добавляется искренность»

1982.02.00.A.150.2

«Письмо от Мукунды Мала Вилас даса»

1982.02.00.B.150.2

«Выходец с земли веры»

1982.02.13.B

«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура»

1982.02.13.A

Киртаны с участием Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»

1982.02.15.B

«Ачинтья-бхед-абхед»

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»

1982.02.17.B

«Творение»

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Маяпур»

1982.02.19.E

«Шараграхи Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»