Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.01.31.B «Когда к простоте добавляется искренность»
Общий признак здоровья таков: чем больше человек поднимается, тем больше он думает: «Я падаю». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Вриндаван Тхакур, санньяси

«Когда к простоте добавляется искренность» 1982.01.31.B

Часть аудио компиляции Инициирующий и наставляющий учитель, которая соответствует указанному ниже оригиналу.

Когда к простоте добавляется искренность

#00:00

Квалификация Вайшнава

Преданный: Если какой-либо преданный расходится во мнениях с GBS, думает иначе, считает, что это неправильно. Должен ли он действовать?

Шридхар Махарадж: Мы должны объединенными усилиями стараться решить любую проблему, и всякий раз, когда возникают трудности, Преданные должны обращаться ко мне. Я отношусь к ним с любовью в связи со Свами Махараджем, в связи с моим Гуру Махараджем, который хотел проповедовать на Западе, и Махапрабху и Сознанием Кришны. Ради интереса, принципа я дружелюбен по отношению к ним, им не следует испытывать опасения, подозрения, но приходить ко мне. Я стремлюсь им помочь, но не против моих принципов, против того, что я понимаю в качестве истины. В противном случае я был бы предателем своего дела, своего учителя. Будь искренен, и ты поймешь все. Простота, искренность — вот квалификация брахмана. Затем не только искренность, но стремление служить плюс искренность — это квалификация Вайшнава. «Не брать, но давать» — выражение моего Гурудева. Не брать взаем, но быть слугой, видя, что все принадлежит моему владыке, Божественному наставнику. Простота и искренность, когда к простоте добавляется искренность, человек вступает в сферу Вайшнавизма. Вайшнавизм бывает основанным на расчете и спонтанным, добровольное и рефлективное служение — два типа Вайшнавов.

Преданный: Мы боимся, что организация разваливается, они боятся. И, похоже, они не понимают, что есть что-то внутри организации, содержимое. Организация — это оболочка.

Шридхар Махарадж: Они должны быть бесстрашными, мужественными. Это Его миссия, и если Он захочет, чтобы она погибла, на то Его воля. Свами Махарадж за столь короткий срок покорил весь мир, Божественной волей это произошло. Божественной волей он совершил такую немыслимую работу, Божественная воля стояла за этим. Мы должны стараться рассматривать вещи в таком свете. Тем не менее, конечно, если возможно, мы будем продолжать идти вперед, насколько это в наших скромных силах. Искренне мы будем пытаться, но в то же время мы должны сохранять верность истине.

Преданный: Они сталкиваются с большими трудностями сейчас и в глубине сердца знают, что не все в порядке. Они просто ищут кого-то, кого можно обвинить в этих трудностях вовне.

Шридхар Махарадж: Это человеческая природа, обычная человеческая слабость, но они не понимают, что в духовной жизни нужно быть осторожным в отношении того, кого мы виним.

#05:15

Пробелы в линии преемственности

Преданный: Махарадж, у меня есть вопрос, связанный с шикша-гуру.

Шридхар Махарадж: Кто ты?

Преданный: Чидананда.

Шридхар Махарадж: Да, Чидананда.

Преданный: Первый вопрос такой: мы понимаем, что некоторые периоды в истории были периодами, когда будто бы не было гуру. Если посмотреть на список гуру в нашей «Бхагавад-гите», то создается такое впечатление, что были периоды, когда отсутствовали шикша-гуру. Как нам понять эти исторические бреши, пробелы?

Шридхар Махарадж: Да, не о материальной связи идет речь. Посредник — это не человек из плоти и крови, как мы думаем обычно в расхожем смысле. Предположим, можно провести связь между Ньютоном и Эйнштейном, игнорируя других, менее важных ученых. Существует некая линия, связь между Галилеем, Ньютоном и Эйнштейном, этими светилами. Если принимать в расчет этих светил, тогда суть остается неприкосновенной. Другие, менее важные, выдающиеся личности, ими можно пренебречь, если речь идет о большом расстоянии. Я ясно выражаюсь?

Преданный: Мне не совсем ясно то, что вы говорите.

Шридхар Махарадж: Скажем, мы измеряем большое расстояние, и есть вехи на пути. Мы измеряем расстояние от одной планеты до другой в световых годах, понимаешь?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Расстояние измеряется в световых годах, а не в милях, метрах или километрах. Также и эти светила принимаются в расчет, когда речь идет о большом временном промежутке. Ради того, чтобы работа осуществлялась, принимаются в расчет эти светила, ключевые пункты. Нечто в этом роде.

#08:20

Принятие нескольких гуру

Преданный: Каково положение вещей, когда речь идет о принятии одного или более наставляющих духовных учителей?

Шридхар Махарадж: Обычно гуру происходит из Адвайта- или Нитьянанда-вамши, грихастха-гуру, который дает посвящение, но если ученик хочет полностью посвятить себя… Гуру занят своей семейной жизнью, и ученик может захотеть жить жизнью безраздельной преданности, быть бабаджи. В таком случае он идет к бабаджи и принимает от него посвящение, оставляя своего дикша-гуру. Дикша-гуру происходит из Адвайта-вамши или Нитьянанда-вамши. Некоторые из них среди грихастха-гуру говорят: «Гуру — представитель Бога, поэтому, если ты хочешь вести жизнь исключительного бхаджана, ты должен принять бабаджи-посвящение от меня, хотя я домохозяин». Но бабаджи говорят: «Нет, санньяса должна быть принята от санньяси, а не от грихастхи».

Грихастха-гуру может сказать: «Ты игнорируешь меня», но тем не менее человек принимает своим гуру бабаджи и следует его наставлениям. Некоторое уважение он сохраняет по отношению к своему первому учителю: «Он дал мне первоначальную связь, я отношусь к нему уважительно». Но когда речь идет о более высокой стадии, когда речь идет о высшем образовании, сохраняется почтение к учителю начальной школы: «Моя жизнь, образование началось с него, тем не менее существует высшее образование и учитель, которому я буду обязан в большей степени», таким образом. Вартма-прадакшака-гуру — тот, кто указал мне путь, затем дикша-гуру, санньяса-гуру, шикша-гуру, это нечто широкое, всеобъемлющее явление. Все это адвая-гьяна. Все это в интересах Кришны. Мы не должны относиться с завистью или ревностью.

#11:23

Живая духовная жизнь

Терпимость необходима, но присутствует градация. Если из-за прошлой хорошей кармы мой бхаджан быстр… В нашей миссии также многие пришли раньше, но в силу меньшей квалификации они продолжают оставаться в начальном положении каништха-адхикари, но некоторые пришли позже, поднялись на уровень мадхьяма-адхикара. Старшинство не принимается в расчет, но качество так или иначе. Если кто-то пришел, он должен быть уважаем, однако это не вопрос истории. Это вопрос помощи свыше, приходящей из высшей области. Тот, кто пришел позже, может достичь больших успехов. Наполеон не следовал существовавшим до него правилам ведения войны, он изобретал новые приемы.

Это также имеет место, такое явление. Это нечто, дарованное Богом, дар Бога. Когда появились Упанишады, они дали некоторое туманное представление, но полноразвитый теизм присутствует в «Бхагаватам» в век Кали. По прошествии долгого времени полноценный теизм. Веды считаются деревом, а плод дерева — «Бхагаватам», он появился в конце. Это не вопрос истории. Недавно пришедший человек может достичь быстрого прогресса, тогда как тот, кто пришел раньше, может отставать. Пути Кришны не статичны, отсутствует стагнация, это нечто динамичное, самоочевидное, сияющее своим собственным светом. Подобно тому как атма сияет своим собственным светом. Кришна в равной степени лучезарен, поэтому существуют расхождения во мнениях. Одни говорят, что атма есть, другие — что нет, но Кришна говорит, что подобные дискуссии никак не влияют на существование атмы, она самоочевидна.

Но есть группа, у которой всегда будут сомнения, — те, у кого нет глаз, те, кто слепы, и такая категория всегда будет существовать. Половинное знание, нечто в этом роде, пол-истины всегда будет продолжать существование, потому сравнительное изучение необходимо, в противном случае прогресс невозможен. Как это называется? Принимать за истину то, что не является таковой, — иллюзия, утверждать, что нечто есть высшее явление, заблуждаясь на этот счет. Речь не идет о таком явлении. Мы всегда ученики, всегда искатели истины, ищем новое измерение, нечто живое, и искренность, горячее рвение должны сохраняться. Поддерживать свое нынешнее положение, для этого необходима энергия, и затем также необходим рывок вперед. Старайся поддерживать свое существующее положение ценой жизни, и затем следующий момент: иди вперед.

Почему? Почему необходимо поддерживать нынешнее положение? Для того, чтобы не вернуться обратно, не регрессировать. Это не означает, что не нужно идти вперед, речь идет не об этом. Ценой жизни старайся поддерживать существующее положение, но это не означает, что мы не будем идти вперед, стараться стремиться. Оставь все виды долга, рискни и иди вперед, только чтобы помочь этому там. Первый совет: поддерживать существующее положение; второй совет: иди вперед. Вы понимаете? Относительное и абсолютное, живая духовная жизнь, она должна быть живой.

#19:30

Сомнения искренней души

Преданный: По-прежнему я до такой степени каништха, у меня столько сомнений.

Шридхар Махарадж: Такие вопросы должны возникать для искренней души, они должны быть. Почему этот конфликт возникает? Конфликт — это нечто нежелательное и для меня, и для них. Единственный вопрос: как жить, как выжить? Об этом идет речь. Как сохранить свою позицию и как улучшить эту позицию? Вот что происходит здесь. Мы никого не пытаемся с низменными целями завербовать. То, что Свами Махарадж сделал, явил передо мной, — это чудо. Я менее всего на свете хотел бы причинить вред этому явлению. Но некоторые видоизменения необходимы, модификация. Как я уже говорил не раз, не причинять вред, но помогать скромным образом тем, кто приходит ко мне. Только тем, кто приходит, пытаться помочь им. А они делают из мухи слона. Мой интерес не в том, чтобы идти против их интереса. У нас один интерес.

#21:43

Наука благодарности

Преданный: Махарадж, в духовном мире каждый занимает положение гуру для того, кто вступает в духовный мир?

Шридхар Махарадж: Конечно, какой бы ни была скромной помощь, я должен быть благодарен за эту помощь. Тот, кто наделен хорошим характером, должен быть благодарен за малейшую помощь.

Преданный: Свами Махарадж говорил, что благодарность — это одно из главных качеств Вайшнава, того, кто стремится жить духовной жизнью.

Шридхар Махарадж: Необходимо научиться науке благодарности. Я благодарен каждому в окружающем мире, царство такой природы. Каждый считает себя вором. «Я здесь незаконно, и только по милости этого мира я занимаю здесь какое-то положение. Все — мои доброжелатели, за исключением меня», — таким должен быть наш характер. Тот, кто занят в служении, иногда забывает о себе, но всегда сознает окружающих. Я говорил на днях Хираньягарбхе: место, в котором я собираюсь жить, в этом царстве окружающий мир состоит из субстанции лучшей, более высокой, чем субстанция, из которой состою я. Я субъективной природы, татастха. Это сверхсубъективный мир, мне позволяют жить в сверхсубъективной области, где все занимает более высокое положение. Таким должно быть отношение всех, кто приходит туда.

Каждый обладает таким сознанием. Земля, вода, деревья — все занимает более высокое положение и позволяет мне ступать по этой земле только ради служения, и я стремлюсь совершать служение этой области бытия. С таким отношением, таким должен быть наш фундамент, выполнение нами нашего долга: «Я ступаю по той земле, внутренняя ценность которой превосходит мою собственную ценность. Я нахожусь на коленях моей матери». Младенец не в состоянии понять, но более взрослый ребенок, если мать берет его на колени, он чувствует: «О, мать, объект моего почитания, а я сижу на ее коленях. Она взяла меня на колени. Я посыпаю пылью ее стоп свою голову, и эта мать все мое тело взяла к себе на колени», такой пример.

Когда мы вступаем в Вайкунтху, Голоку, все являются объектами почитания, тем не менее они обняли меня, взяли меня на свои колени. Я должен выполнять долг здесь, и весь окружающий мир должен быть почитаем мной. Меня пустили сюда лишь по милости, а не по праву. По праву я могу быть брошен в Брахмалоку, татастха. Это право татастхи — Брахмалока. Но, прежде чем быть зачисленным в список учеников в школе Сознания Кришны, мы должны получить подобное первоначальное фундаментальное понимание, куда мы ступаем. Трон Бога, мы оказываемся на коленях матери на троне Бога, и все занимают в этом мире положение более высокое по отношению ко мне. Мой единственный долг — служить им. Они милостивы, они позволили мне ступить на эту землю. Я нахожусь на коленях матери в пыли стоп, которой я посыпаю свою голову. В доме отца Махапрабху, Джаганнатха Мишры, всегда были гости, каждый день к ним имели обыкновение приходить гости. То не была богатая брахманская семья, семья бедных брахманов, но люди гостили у них каждый день. «Шачи Деви, мать Махапрабху, относилась к ним как к сыновьям», — говорит Мадхавендра Пури.

#28:30

Градация преданности

Преданный: Я хотел бы узнать о Васу. Бхишма был одним из Васу. Не могли бы вы рассказать эту историю?

Шридхар Махарадж: Это нечто несущественное. Васу похитили дойную корову у Васиштхи, они были прокляты и вынуждены родиться на Земле. Бхишма был их лидером, он был наказан долгой жизнью здесь, в тюрьме, а другие его спутники заслужили меньшее наказание, менее суровое, срок их пребывания был меньше. Восемь Васу. Васу — это полубоги. Они придумали план, решили увести у Васиштхи его корову. Бхишма доил ее, а другие помогали. Васиштха узнал об этом и проклял их: «Вы родитесь на Земле, в мире страданий, смерти и нищеты», и они были вынуждены родиться. Бхишма был главным, поэтому он оставался здесь долгое время в деградированом состоянии. В конце концов его пребывание завершилось, но это все история, особой духовности в этом нет как таковой. Как Бхишма стал одним из 12-ти духовных светил — вот это важный вопрос. По милости Ганги и благодаря их влиянию.

Преданный: Бхишма известен как Махаджан.

Шридхар Махарадж: Да, Махаджан, его можно считать преданным категории гьяна-мишра-бхакти, эта юрисдикция: иногда враждебен Кришне, иногда на Его стороне. Подобно Шиве, Шива — это гьяна-мишра, Брахма — карма-мишра, Шива — гьяна-мишра. Затем с Прахлада начинается чистая преданность. Но Прахлад тоже говорит: «Некоторые элементы оппозиции присутствуют во мне, иногда я сражался с Ним в Наймишаранье в силу моей связи с демонами. Я не чист, но Хануман — Преданный». Но Хануман говорит: «Я завидую положению Пандавов». Пандавы говорят в свою очередь: «Ядавы воистину удачливы, они всегда находятся в тесной связи с Кришной». Ядавы говорят: «Только на словах мы связаны с Ним, но действительно связан с Ним Уддхава». А утверждение Уддхавы: «Я стремлюсь родиться травинкой во Вриндаване, преданность обитателей которого невероятно высока». Такая градация присутствует, качества следует оценивать, таков путь. Писания делают определенные утверждения, но наша реализация должна сопутствовать этому. Что есть что, описано, но мы должны понять это, как это возможно, как эта градация преданности возможна, как она достигает своего зенита. Необходимо осознать это, градация, высокое явление, еще более высокое, высочайшее.

#34:35

Чайтья-гуру

Преданный: Махарадж, позвольте задать еще один вопрос. Правильно ли думать так: когда Прабхупад присутствовал в этом мире, он давал мне духовные наставления, он был моим шикша-гуру, а когда он ушел, то я получаю наставления из его книг, бесед и наставления общего характера. Он по-прежнему лично является моим шикша-гуру или книги, кассеты следует считать шикша-гуру?

Шридхар Махарадж: Конечно, пассивным образом они являются шикша-гуру. В целом чайтья-гуру, функция чайтья-гуру более велика. Книги и кассеты пассивны, если мы не способны понять какое-то положение, то мы не способны прогрессировать. Пассивным образом они представляют нам истину, и необходимо извлекать из них истинный смысл. Но другой Вайшнав может увидеть что-то большее в этих наставлениях. Поэтому говорится, что, если ты хочешь изучать «Бхагаватам», ты должен идти к Вайшнаву-ачарье, от него ты узнаешь истинный смысл «Бхагаватам». В противном случае ты не сумеешь понять истину «Бхагаватам». С помощью Вайшнава-ачарьи ты должен изучать Вайшнавские писания, это шикша-гуру, он поможет нам. Но если мы не способны понять, то книга не сумеет устранить наше заблуждение, но живой шикша-гуру, садху, придет к нам на помощь. Он скажет: «В этом моменте ты заблуждаешься, истинное понимание такое-то и такое». Шастры и садху, садху — главное явление, в отсутствии садху шастры приходят к нам на помощь, садхушастра-крипа.

Преданный: Чайтья-гуру пассивен?

Шридхар Махарадж: Чайтья-гуру не пассивен, но иногда мы не можем распознать голос чайтья-гуру, руководство, нам трудно услышать внутренний голос.

Преданный: Чайтья-гуру — это проявление нашего Гурудева и Кришны?

Шридхар Махарадж: Да, когда мы стоим перед Гурудевом и просим: «Пожалуйста, подскажи мне, что мне делать в данном случае?» Я чувствую, что Гурудев дает мне такие-то и такие-то указания. Если мое восприятие чисто, то я в состоянии услышать эту подсказку. Или иногда я могу спросить Кришну, читая «Гиту», скажем: «Каков смысл определенного стиха, позволь мне понять». Соответственно моему положению Кришна может дать мне подсказку: смысл такой-то и такой. Но это нечто туманное, не всегда конкретное, ясное, зависит от способности восприятия.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.01.20.B82.01.21.A

«Любое явление — это явление плюс нечто большее»

1982.01.21.B

«В бренном мире печаль и радость иллюзорны»

1982.01.21.C82.01.22.A

«Путь славы ведёт всего лишь в могилу»

1982.01.24.A

«Материя – это производная сознания»

1982.01.24.B

«Идеал самопожертвования»

1982.01.25.A

«Буддисты говорят, что души не существует»

1982.01.25.B

«Мы окружены сознанием»

1982.01.26.A

«Вайшнава дас»

1982.01.26.B

«Малейшая связь с Божественным»

1982.01.27.A

«Почему Шри Чайтанья Сарасват Матх?»

1982.01.27.B

«Двигаться в сторону света»

1982.01.27.C

«Кришна приходит во все формы жизни»

1982.01.28.A

«Абсолютное Благо ползает во дворе у Нанды Махараджа»

1982.01.28.B

«Вера безгранична»

1982.01.28.C

«Безграничное — основа, на которой пребывает Бог»

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»

1982.01.29.B

«Учи свой собственный урок»

1982-01-30

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

1982.01.30.B

«Шри Рагхунатх Дас Госвами»

1982.01.31.A

«Шикша-Гуру парампара»

1982.01.31.B

«Когда к простоте добавляется искренность»

1982.02.00.A.150.2

«Письмо от Мукунды Мала Вилас даса»

1982.02.00.B.150.2

«Выходец с земли веры»

1982.02.13.B

«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура»

1982.02.13.A

Киртаны с участием Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»

1982.02.15.B

«Ачинтья-бхед-абхед»

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»

1982.02.17.B

«Творение»

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Майапур»

1982.02.19.E

«Шараграхи-Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишнучитты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»