«Каждый стремится к расе» 1981.08.10.C
Темы лекции:
Лифт Гаура-лилы
Извилистый путь любви
Беседа с Акшайанандой Махараджем
Природа мира эксплуатации
Каждый стремится к расе
Шридхар Махарадж: Если мы помещаем монету в одно место, билет вылезает из другого, нечто в этом роде. Если мы отдаем нашу энергию Махапрабху, мы получаем билет во Вриндаван. Махапрабху есть ни что иное, как объединение Радха-бхава дйути. Он внешне ачарйа, но Кто этот ачарйа? Когда мы соприкасаемся подлинным образом с Ним, мы понимаем, Кто этот ачарйа. Есть одна шлока Нарахари Саркара Тхакура, он больше привязан к Враджа-лиле, нежели чем к Гаура-лиле. Он говорит, обращаясь к Махапрабху: «Я не признаю Твой санйас. Откуда у Тебя этот шафрановый цвет Твоих одежд? Это кумкум гопи. Ты соприкасался с ним, а теперь Ты санйаси? Я не признаю Твой санйас». Таков его подход: Ты тот самый известный распутник Враджа, а теперь Ты принял одеяние санйаси. Мы говорим чересчур много маленькими устами.
Преданный: Прабхупад имел обыкновение приводить пример лифта, когда мы, скажем, пытаемся подняться на верх стоэтажного здания, это очень тяжело, но если мы садимся в лифт… Есть высокое здание в Нью-Йорке, всемирный торговый центр, в нем 140 этажей, и есть лифт, который поднимается на последний этаж мгновенно, несколько секунд это занимает. Он нигде не останавливается по пути.
Шридхар Махарадж: Махапрабху на лифте поднимает нас до Радха-дасйам, до высочайшего измерения столь беспрепятственно. Многие реалии остаются незамеченными по пути, шаг за шагом, ароха-пандха, с одной стороны. Лишь краткое обозрение этих реалий дано в «Брихад Бхагаватамритам».
Преданный: Махарадж, когда мы слушаем вас, все эти беды и испытания во внешнем мире, вся эта борьба кажутся напрасной тратой времени. Нам кажется, что мы ссоримся и конфликтуем из-за тривиальных вещей. Когда мы слушаем речи из ваших лотосных уст, мы замечаем, что все эти дела в материальном измерении — это бесполезная трата времени, и наше существо очищается от этого. У нас не остается вкуса к этим вещам.
Шридхар Махарадж: Возможно, так было в случае Джайатиртхи Махараджа и его жены. Жена плакала, и когда я ее воодушевлял, улыбка появлялась на ее лице. Затем она вновь плакала, хорошая женщина с хорошим сердцем. «Ты моя дочь, — говорил я ей, — ты дочь Свами Махараджа, моя племянница, если какие-то проблемы у тебя возникнут, приходи сюда». Так или иначе она была…
Преданный: Она попросила меня послать ей нектар из ваших лотосных уст.
Шридхар Махарадж: День ухода Рупы Госвами Прабху. Вы должны приехать послезавтра. Это Рупа Госвами. Где находится Пранама Свами?
Преданный: В Мексике, в Венесуеле.
Шридхар Махарадж: Некоторые из них стали безразличны в Лондоне к Хамсадуте Махараджу.
Преданный: К Джайатиртхе?
Шридхар Махарадж: Да, к Джайатиртхе Махараджу.
Преданный: Джайатиртха Махарадж находится сейчас в неблагоприятной ситуации, в неопределенном положении.
Шридхар Махарадж: Но я думаю, что сладостная воля Кришны, если мы сумеем жить в этом измерении, где все волны, приходящие к нам, не могут не быть благоприятными, где каждая волна несет благие вести. Нам надо занять правильную позицию. Вот что воистину необходимо нам, найти то измерение, где мы можем занять правильное положение, измерение высочайшей гармонии, занять правильную позицию, расставить все на свои места, и тогда нет места жалобам, если это правильная позиция. Все жалобы происходят из эгоизма. Радхарани говорит, это великая вираха, разлука, такова Ее точка зрения. Не на что жаловаться. Его нельзя обвинять в чем бы то ни было. Во Мне присутствует нечто нежелательное. Он был столь близок, столь любящь, а теперь Он столь жесток? Как это возможно? Причина во Мне. Подобно тому, как змея никогда не ползет прямолинейно, но ее путь всегда извилист, подобно тому волна Божественной любви также извилиста. Различные чувства возникают в сердцах обеих сторон. Иногда есть причина этих чувств, иногда причина отсутствует, потому что подобный характер движения естественен. Любовный гнев.
Преданный: Любовный гнев?
Шридхар Махарадж: Это чувство или сантимент, бхава-дйути, эмоция. Радхарани представлена только лишь своими эмоциями, сияние. Канти — это сияние, а бхав означает сантимент?
Преданный: Настроение.
Шридхар Махарадж: Но Радхарани может иметь разные настроения. Сердце и сияние, природа и сияние, бхав означает Ее саму, это Она сама, Ее бытие, Ее существование. Бхава-дйути — и то, и другое, сама Ее природа и дйути — блеск, сияние, волна, порождаемая Ее существом. Природа или сердце, что будет более удачным термином? Настроение — это нечто преходящее, настроение может изменяться, но бхава — это Ее подлинное существо, Ее природа и сияние, сердце и сияние. Само существование, сатйа, и то, что порождаемо этим существом. Обычным людям, которые не связаны с такого рода гаудия-вайшнавской онтологией, для них будет трудно перевести эти термины. В этом состоит затруднение. На этом я отпускаю вас.
Преданный: Сияние
Шридхар Махарадж: Сияние Ее существа, существо и сияние.
Один, меньший, есть джива-данда, представляет, поэтому мы должны оказывать почтение данде. Вы впервые приехали сюда?
Преданный: Да. Я видел Вас однажды.
Шридхар Махарадж: Вы видели меня? Где?
Преданный: Во время нашего фестиваля в Майапуре наш Гуру Махарадж присутствовал, и в то время я обрел ваш даршан, мы с Венкатой.
Шридхар Махарадж: Хотя я не могу видеть сейчас ясно, смутно могу видеть, недостаточно моего зрения для того, чтобы узнавать людей. Кто стоит во главе Вриндаванской гурукулы сейчас, вы?
Преданный: Дханурдхара.
Шридхар Махарадж: Ученик Свами Махараджа или новый ачарйа?
Преданный: Ученик Свами Махараджа, Дханурдхара.
Шридхар Махарадж: Я не слышал его имя, не видел его. Вы изучали хинди?
Преданный: Да, мой Гуру Махарадж дал мне указание выучить хинди.
Шридхар Махарадж: А был еще один знаток хинди, грихастха. Вы знаете его?
Преданный: Раджив Гупта, может быть, но он из Дели. Он перевел нашу «Гиту» на хинди, его зовут Раджив Гупта.
Шридхар Махарадж: Он приходил сюда?
Преданный: Да-да, он мой хороший друг. Мы сказали ему, что собираемся вас посетить. Он заметил, что тоже хотел бы навестить вас. Он не получил посвящения.
Шридхар Махарадж: Даже Харинам не получил?
Преданный: Он не получил Харинам, но он считает, что получил, хотя он не получал.
Шридхар Махарадж: Во Вриндаване вы связаны с Ауд Бихари Капуром?
Преданный: Бихари Капуром, профессором? О, да, я знаю его.
Шридхар Махарадж: А где он сейчас?
Преданный: Он по-прежнему живет во Вриндаване.
Шридхар Махарадж: Он сам из Аллахабада и был профессором колледжа Агры. Он защитил диссертацию по теме «Философия Чайтанйадева», и профессор Санйал был одним из экзаменаторов. Профессор Санйал, автор книги «Шри Кришна Чайтанйа» на английском, был хорошим ученым, историком. Он был главой экзаменационной комиссии и одним из экзаменаторов, когда профессор Капур защищал свою диссертацию.
Преданный: Мне выпала удача жить во Вриндаване 3-4 года. Мой Гуру Махарадж назначил меня менеджером храма, и я прожил там 3-4 года.
Шридхар Махарадж: Вы инициированы в каком году были?
Преданный: Первое посвящение в 71-м году, Харинама-посвящение.
Шридхар Махарадж: Где?
Преданный: В Лондоне, а в 72-м я получил санйас.
Шридхар Махарадж: Вы родом из Англии?
Преданный: Из Новой Зеландии, это рядом с Австралией.
Шридхар Махарадж: Недавно открытый остров Новая Зеландия. Франция пытается попробовать там атомную бомбу, рядом с Новой Зеландией.
Преданный: Да, неужели?
Шридхар Махарадж: Весь мир в настоящее время опасается атомной бомбы, появилась угроза нейтронной бомбы.
Преданный: Да, я слышал об этом.
Шридхар Махарадж: В чем состоит различие между атомной бомбой и нейтронной бомбой?
Преданный: Нейтронная бомба не разрушает здания, она лишь убивает людей, здания останутся.
Шридхар Махарадж: Нечто вроде луча смерти?
Преданный: Да, лишь жизнь будет убита, но не здания.
Шридхар Махарадж: Это нейтронная бомба?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Люди будут убиты, здания останутся, сундуки останутся. Все останется на своих местах, лишь живое умрет, и тот, кто одержит победу, сумеет захватить все эти здания и имущество. Действие и следствия. Измерение эксплуатации — это самоубийственная цивилизация. Вся цивилизация зиждется на ошибочных основаниях. Эксплуатация природы, и делается это якобы для блага человеческого общества, но эксплуатация есть заем у природы, и долг необходимо будет выплатить с процентами. Поскольку они не верят в это, они не в состоянии совершить «французкий прыжок» (т. е. прыжок к свободе). Они будут должны выплатить долг, долг точно подсчитанный, как на компьютере. Эта цивилизация есть антицивилизация, все явление коррумпировано, и это предательство мира души — вся эта цивилизация — самоубийственное предательство.
Простая жизнь и возвышенное мышление, извлечь максимум выгоды из дурной сделки, такой должна быть наша стратегия. Так или иначе мы оказались в этом мире, и мы должны использовать наше время и энергию таким образом, чтобы с минимумом эксплуатации мы сумели выбраться из этого мира, минимум эксплуатации. Другое решение было дано в «Бхагавад-гите». Карма обязательно сделает вас рабом окружающего мира, эта энергия, которую вы используете. Только в том случае, если вы правильно работаете с этой энергией, в духе ягйи, жертвы. Какого рода жертвы? Не жертвы ради страны, не жертвы ради общества. Ничто меньшее, нежели Безграничное, не поможет.
Йогешвара есть Хари, Абсолютный Владыка всего сущего, необходимо установить связь с Ним, и речь идет о подлинной связи, не воображаемой, а подлинной связи. Она необходима, и тогда, что бы вы ни делали, вы не будете связаны никакими результатами деятельности. Существует измерение, находясь в котором, мы можем уничтожить множество брахманд, но при этом не будем затронуты. Такой человек не убивает и не навлекает на себя последствия, не вынужден страдать в результате этого убийства, поскольку он выступает в качестве чистого посредника Абсолюта, Абсолютной Истины. Когда человек не преследует личные цели, каков источник его вдохновения? Центр. Что бы он ни делал, если он стопроцентный посредник Абсолютного Центра, ему не придется страдать от последствий своих поступков, какой бы характер они ни носили.
Делай это для Меня. Ты создан исключительно для того, чтобы работать. Ты не создан для того, чтобы наслаждаться плодами своих действий, твое изначальное положение таково. Ты должен работать, ты потенция. Ты должен использовать энергию, но плоды принадлежат только Мне, не стремись к плодам любой деятельности, лишь выполняй предписанный тебе долг. Ты не должен сидеть праздно. Праздность — твой величайший враг. Я опасаюсь, что ты почувствуешь апатию к деятельности, тогда тебя ждет гибель — ты придешь в мир отречения. Ты должен работать, но работать для Меня. Таково твое положение, таково Мое положение, и не бойся этого. Почему? Я твой друг. Я твой Хранитель. Я твой Доброжелатель. Я наслаждаюсь всем, но ты Мой родной, один из Моих друзей, поэтому ты не должен опасаться будущей перспективы каким бы то ни было образом, скорее, тебя ждет лучшая доля, если твоя судьба в Моих руках.
Ты обретешь высочайшее благо, если ты примешь вышеописанную стратегию. Иными словами, ты должен разумно использовать Меня ради своего блага — это наилучшая разновидность разума. Такова удивительная сила Преданности — Преданность способна побудить Верховного Господа, Преданность способна превратить Верховного Самодержца в любящего Друга каждого, если человек принимает путь Преданности. Преданность обладает столь чудесным могуществом, она способна превратить Хари, Абсолютное Благо, в любящего Друга, способна склонить Хари на твою сторону, сделать Его твоим Другом. Таково могущество сварупа-шакти.
Према. Высочайшая стадия Преданности есть Према. Према столь могуществена, настолько, что способна заставить Самодержца работать от имени Его возлюбленных слуг. Это та естественная удача, которую мы обрели, но если мы хотим быть владыками этого мира, то демон реакции явится и сломает мне шею, выпьет мою кровь. Бхакти способна дать в наши руки Безграничное. «Высочайшее благо, которое мы обретаем от бхакти таково: бхакти способно привлечь Кришну, сладостную волю Самодержца, привлечь Его на нашу сторону. Это наш высший дар любви», — говорит Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», где описана наука Преданности.
Вы проповедовали в целом в Бихари?
Преданный: В основном в штатах, где говорят на хинди.
Шридхар Махарадж: А какой была ваша зона?
Преданный: Сначала я жил во Вриндаване, а потом в Раджастане, в Уттар-Прадеше, Мадхйа-Прадеше, также в Бихари и в Махараштре недавно.
Шридхар Махарадж: А в Химачал-Прадеше?
Преданный: В Химачале я еще не был, в Пенджабе не был.
Шридхар Махарадж: В Гуджарате?
Преданный: Нет, но я прожил в Индии 8 лет, однако не часто навещал Навадвип, и сейчас я чувствую огромную удачу из-за того, что приехал сюда.
Шридхар Махарадж: Конечно, Преданные высочайшего уровня считают Навадвип Высочайшей обителью теизма, царством Абсолютной Любви. Шри Радхика и Говинда пожелали поделиться тем, что является для Них самым дорогим с широкими массами, с этим представлением. Обе стороны пришли в этот мир для того, чтобы раздавать самое заветное, свое лучшее богатство. Они говорят: «Прийди к Нам, и ты обретешь то, чем наслаждаемся мы сами. Ты можешь попробовать то же самое блюдо. О люди, почувствуйте вкус того самого блюда, которым наслаждаемся Мы». Према высочайшего порядка, любовь, вкус. Расо вайсах.
«Упанишады» говорят, что расам, анандам, сундарам контролируют все мироздание, каждый хочет расы — от атеиста до теиста высочайшего порядка. Каждый хочет расы. Что есть подлинная раса? Человек пьет вино, он также ищет расу. Гунда, разбойник, также стремится к расе. Одно животное нападает на другое и стремится при этом к расе, к удовлетворению, но какова эта раса в своей реальной форме? Присутствует научная градация, которая приводит нас к мадхурйа-расе, шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа и не останавливается на этом. Даже от мадхурйи происходит переход к паракийа-расе. Это явление можно встретить только во Вриндаване, для того чтобы сделать это явление более редким и рискованным. Паракия более интенсивна, чем обычная мадхурйа-раса, в силу особого, специфического положения. Крайне редкое и рискованное явление. Любые иные перспективы жизни: слава, репутация, положение в обществе, любовь родных и близких — мы рискуем всем этим, всем и вся ради определенной расы, и это паракийа. Конечно, это в измерении мадхурйи, но это измерение более интенсивно и вкусно, и это специфическое явление было дано Махапрабху Шри Чайтанйадевом. Он указал на него, как на высочайшее достижение нашей жизни, нечто очень специфическое. «Шримад Бхагаватам» и другие уже дали некоторое представление, но открыто это явление широко было распространено Махапрабху и Его последователями в качестве высочайшего. Трудность состоит в том, что здесь присутствует нарушение правил морали, однако все принадлежит Ему, не нам. Это забавно, мы считаем паракийу низменным явлением, но если мы сумеем проанализировать подлинную природу паракии, тогда мы увидим, что мы преступники. Мы заявляем: «Это мое! Кришна забирает это у меня», но Он является истинным собственником. Он ворует…
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.