«Бхаджан — прямое служение» 1982.02.21.C82.02.22.A
«Бхаджан — прямое служение» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 21 и 22 февраля 1982 года
- Вечно изменчивое безграничное (00:00)
- Он поет и танцует (03:57)
- Прямое служение (11:46)
- Поклонение Говардхана-шиле (16:15)
- Устранение препятствий на пути преданности (26:45)
- Намерение сердца (29:05)
Бхаджан – прямое служение
# 00:00
Вечно изменчивое безграничное
Шридхар Махарадж: «Я староста», – так он сказал. Это высказывание было опубликовано, скорее всего, в „Harmonist“. Он написал это в Мадрасе: «Я староста в классе», но у меня его слова не вызвали особого восторга.
Преданный: Кто сказал, Махарадж?
Шридхар Махарадж: Бхактисиддханта Сарасвати.
Преданный: Сказал, что вы староста?
Шридхар Махарадж: Нет, он сказал о себе, что он староста. «Я староста», – сказал он.
Преданный: Мы тоже, Махарадж, не испытываем особого восторга, когда вы называете себя учеником.
Шридхар Махарадж: Я по-прежнему студент. Мне было трудно принять его слова, когда он преподносил себя в этом качестве, я по-прежнему хочу знать, нечто динамичное. Прогресс всегда имеет такую природу: динамизм, развитие, лила, навайована – вечно новый. Концепция безграничного не есть концепция статичного безграничного, безграничное начало динамично по своей природе. Трудно принять подобное представление, в целом принять концепцию безграничного трудно, но концепция безграничного начала, которое динамично. Лиламой. Лила означает «вечно новый», это также природа безграничного. Таким образом нам показывают определенное направление, лиламой, и это безграничное начало не испытывает нужду, не стремится к состоянию полноты, не такова Его природа, лила. Сама Его природа – вечное существование безграничного, вечное бытие, лила вечной природы. Он всегда удовлетворен. Движение, всегда доставляющее радость, счастье, экстаз обладает динамичной природой, природой движения, лиламой. И отсутствует какая-либо нужда, потребность, которую нужно утолить.
# 03:57
Он поет и танцует
Не следует обсуждать, тем не менее человек не может не говорить об этом. Словно безумец, он продолжает говорить, говорить. Кто поверит в это? Никто, мы теряем время, слушая бред сумасшедшего. В другом месте сказано: «Я безумен, Я брежу, и ты тоже безумен. Мы похожи с тобой, и мы занимаемся тем, что выслушиваем подобные бредовые утверждения. Мы принадлежим к одной категории. Я безумен, и ты безумен, мы испытываем радость от этих безумных разговоров», – Махапрабху сказал Рамананде Раю. Гауранга-нагара-вара…Танцующий, Он поет Свое собственное Имя и танцует, произносит различные звуки, получает некое впечатление от них и танцует. Он получает впечатление из звуков Своего собственного Имени и танцует. Следствие является причиной, циклическое движение. Кто-нибудь знает это латинское выражение? Движение по кругу, «наполеоновское кресло». Нитьям нидже намабхих. Его собственное Имя является причиной Его танца. Впечатление, которое приходит от различных Имен, это впечатление порождает определенную энергию, которая побуждает Его танцевать, экстатическая энергия. Динамо, которое порождает экстатическую энергию – и это причина Его танца. Пение Его собственного Имени – причина Его танца. Движение. Таков Гауранга – движущийся экстаз.
В моей «Према-дхама стотрам» я написал, что Он является Высочайшей Реальностью, Абсолютом. Почему? Две характеристики присутствуют в Нем: первая – танец, и Он испытывает внутри Себя экстатическую радость и поет, раздавая этот экстаз другим. Он Сам переживает экстатическую радость и раздает ее другим. Это Гауранга, и высочайший принцип экстатической энергии таков, он не может быть иным. Его настроение танца наполняет Его, испытывая внутри экстатическую радость, Он танцует, а киртан означает распространение этого экстаза вовне людям. Экстатическая радость утверждает себя, самоутверждение, самораздача экстатической радости. Подобную природу мы находим в Гауранге, поэтому Он Высочайшее Существо, так я описал Его. Сат-чит-анандам, в экстатической радости Он танцует, и киртаном Он старается раздать эту радость другим. Он предлагает себя окружающему миру, раздает себя, лила.
ананда-лила-майа-виграхая
хемабха-дивйа-ччхави-сундарая
тасмаи маха-према-раса-прадая
чайтанья-чандрая намо намас те
Этот стих написан, скорее всего, Прабодханандой Сарасвати, Гуру Гопала Бхатты Госвами, – прекрасное стихотворение, прославляющее Шри Чайтаньядева Махапрабху. Ананда-лила раса, экстатичные игры, олицетворенная раса, золотая красота, экстатическая красота, излучающая золотое сияние, необычайно прекрасная, Божественная фигура. Он раздает великую Божественную Любовь, раздает ее своими движениями, словами и каждым жестом, каждой позой, раздача Божественной Любви, махапрема сампрадая. Я кланяюсь такому Шри Гауранге, природа которого такова. В «Арчана-кханье» это описание Махапрабху, это образ, предназначенный для медитации. Когда медитируют на Махапрабху, Его представляют таким.
# 11:46
Прямое служение
Преданный: Иногда мы слышим выражение «Гуру Гауранга» и также…
Шридхар Махарадж: Гуру Гауранга Гандхарва Гиридхари – это имена, данные моим Гуру Махараджем Божествам в Маяпуре. Гуру присутствует там и Гауранга. Гуру – энергия руководства, Гауранга – Сам Господь в образе Гуру. Гуру Гауранга Гандхарва – та, которая способна извлечь максимальную расу. Гандхарва и Говинда Сундар – источник всего сущего, вокруг которого существует и играет всё сущее, источник всех рас. Интерес и суть всей кампании, оплот безграничного бытия – это расам, экстатический аспект. Аспект извлечения этого экстаза и объединение, которое распространяет Себя, – это Гауранга – Тот, Кто пришел открыть миру этот факт, Гуру.
Преданный: В арчане также присутствуют Гуру Гауранга на начальной стадии.
Шридхар Махарадж: Соответственно индивидуальной способности и уровню человек будет стараться увидеть, соответственно пробуждению его внутреннего «я» он будет идти вперед, продолжать совершение арчана. Госвами также установили Виграху, но Прабхупад сказал, что в их случае это не арчан, но бхаджан, они служат. Арчан подразумевает, что посредством мантры мы надеемся, что благодаря этому процессу однажды мы придем к непосредственной позиции прямого служения. Арчан – промежуточное средство, бхаджан – прямое служение. Был задан вопрос: «Почему Госвами установили Шри Мурти там, во Вриндаване, воспевания Имени недостаточно, а они воодушевляли своих последователей совершать арчан, хотя в основном это удел Рамануджа-сампрадаи?» Махапрабху не делал упор на арчан, но нам-бхаджан. И мой Гуру Махарадж ответил: «Процесс арчана был рекомендован для других, но реально они были заняты в прямом служении, совершали бхаджан». Бхаджан означает «прямое служение», служение души Сверхдуше не посредством ментальной системы с целью очистить свое существо. Освобожденные души, сварупа-сиддха-души, когда они совершают арчан, то это поклонение не следует считать арчаном, но в их случае – бхаджаном, прямым служением. Мне нужно выйти, на этом я закончу.
# 16:15
Поклонение Говардхана-шиле
Говардхана-шила была дана Махапрабху Рагхунатху Дасу Госвами, в то время как Шалаграм пользуется почтением в варнашраме среди брахманов, среди Вайшнавов почитается Говардхана-шила. Шалаграмом называют Гандхаки-шилу. Естественным образом они известны благодаря откровению. Гандхаки-шила – шила, которую находят в реке Гандхаки. Там в откровении явлено естественное бытие Господа Нараяны. И тот, кто имеет веру в это откровение, тот принимает путь в поклонении Нараяне в Гандхаки-шиле, или Шалаграме. И также Кришна проявил Себя, в «Бхагаватам» в различных местах мы находим. Он говорит: «Я пребываю в Говардхане, Говардхан и Я Сам нераздельно связаны, поэтому любой, кто станет поклоняться Говардхану, будет поклоняться Мне». И с этой идеей Махапрабху, Он не делал этого Сам, но дал Говардхана-шилу Дасу Госвами Прабху и далее в школе Гаудия-Вайшнавизма поклонение Говардхана-шиле продолжалось. Посредством такого поклонения мы ищем доступ к рага-маргу, прямой линии Божественной Любви к Кришне.
Поклонение Нараяна-шиле, Гандхаки-шиле, Шалаграму, в вайдхи-марге очень возвышенно, и присутствует суровые, очень строгие правила метода поклонения Нараяне в вайдхи-марге. Рага-марг более либерален, он хочет сердца, а не особых формальностей. Гаудия-Вайшнавы, которые хотят обрести положение на земле Божественности, поклоняются Говардхана-шиле. Это поклонение очень благотворно и дает множество преимуществ им, такова суть вкратце, что я хотел сказать вам. Это поклонение помогает нам обрести доступ в измерение Божественной Любви. И оставляя в стороне измерение легальной преданности, преданности по закону, правила и предписания согласно указаниям шастры, если присутствует некий изъян, то наша перспектива уничтожается, мы приходим к погибели, если присутствует какой-то изъян в поклонении. Очень строгие правила и предписания в поклонении Шалаграма-шиле. Махапрабху учил нас, что мы можем избежать этого пути, наше будущее находится где-то в ином измерении, в стороне от подобной упасаны, подобного поклонения. Поклоняясь Говардхана-шиле, мы находимся в более безопасном положении, и это поклонение более благотворно для нас, тех, кто хочет служить на земле Вриндавана, в мире Божественной земли. И дикша, посвящение, в линии поклонения Говардхана-шиле, эта дикша такова.
Преданный: Махарадж, я прошу ваших благословений, я хотел бы начать поклонение Говардхана-шиле.
Шридхар Махарадж: Да, да. Вы получили мантру от Свами Махараджа, первое и второе посвящение от него?
Преданный: Да, конечно.
Шридхар Махарадж: Вы можете начать поклонение Говардхана-шиле.
Преданный: Когда Гуру Махарадж приехал сюда, он также вначале поклонялся Говардхана-шиле в том храме.
Парват Махарадж: Один преданный здесь, Дашаратха Сута. До того, как вы дали мне санньясу, я предлагал воду и Туласи одной из шил никем не уполномоченный, и я нарисовал глаза Говардхана-шиле. Затем я был изумлен, когда вы назвали меня Парват, поскольку я чувствовал, что обрел благословение от этой Говардхана-шилы.
Шридхар Махарадж: Может быть, Он воровски привел тебя к поклонению Ему, неосознанно для тебя.
Парват Махарадж: Но говорят, что санньяси не должны поклоняться шилам.
Шридхар Махарадж: Они тоже могут это делать, но санньяса не нужна для служения Говардхану. Она главным образом предназначена для проповеди, санньяса-ашрам предназначен для этого.
Преданный: Махарадж, не могли бы вы дать более детальные наставления относительно поклонения Говардхана-шиле?
Шридхар Махарадж: Очень простое поклонение. Махапрабху советовал минимум: немного воды и Туласи. И в целом все, что мы принимаем, без роскоши, но просто, обычно то, что мы принимаем сами, любую пищу мы предлагаем. Если возможно омовение, а затем предлагаем пушпу, цветы Туласи и какую-то пищу, бхогу. Все может подноситься, но простой и короткий метод почитания. Он самоудовлетворен, но минимум – мы предлагаем воду и Туласи, этого достаточно. Насколько позволяют твои возможности в этом вопросе, очень просто, то, что легко достижимо.
Преданный: А помимо Туласи и воды я могу что-то предлагать?
Шридхар Махарадж: Вы можете предлагать в зависимости от обстоятельств, вы можете подносить…
Преданный: Это Махатма Прабху здесь, он приехал из Южной Африки и здесь находится Юдхаманью Прабху.
Шридхар Махарадж: Из Африки?
Преданный: Да, Южной Африки.
Шридхар Махарадж: Он американец?
Преданный: Нет, он канадец, он будет жить здесь какое-то время.
Шридхар Махарадж: «Какое-то время» означает до Гаура Пурнимы, нет?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Он хочет посещать Маяпур также?
Преданный: Юдхаманью вдохновлял меня оставаться здесь.
Шридхар Махарадж: Хорошо, как хотите, можете поступать. Наш Аранья Махарадж уехал в Калькутту?
Преданный: Да, с Говиндой Махараджем и…
Шридхар Махарадж: Он встретится с Сарвабхаваной и сделает все необходимое.
# 26:45
Устранение препятствий на пути преданности
Преданный: Махарадж, какую роль Господь Нарасимхадев играет в жизни в преданности? Помогает ли Он нам обрести чистую бхакти?
Шридхар Махарадж: Кто это?
Преданный: Гопадев.
Шридхар Махарадж: Откуда он?
Преданный: Он тоже из Южной Африки, но он американец.
Шридхар Махарадж: Каков его вопрос?
Преданный: Это вопрос о роли Господа Нарасимхадева в преданном служении.
Шридхар Махарадж: Его особая функция заключается в том, чтобы устранять препятствия, которые возникают на пути преданных ради того, чтобы они могли приближаться к измерению Божественности. Бхакти-вигна-винашана. Вигна – препятствия, которые могут возникнуть на пути нашего прогресса в направлении Божественного мира в целом, Он устраняет эти препятствия. Поэтому преданные молятся Ему, просят о том, чтобы нежелательные явления были устранены и путь был очищен. Так было в случае Прахлада Махараджа – это пример того, как он помог преданному в неблагоприятных, враждебных обстоятельствах, это очень ясно. Когда преданный стремится, различные препятствия могут возникнуть, и путь может быть очищен Его милостью.
# 29:05
Намерение сердца
Преданный: Махарадж, вы сказали, что Махапрабху предпочитал поклонение Говардхана-шиле поклонению Нараяна-шиле. Почему мы видим, что в храмах Махапрабху, Гаудия-Вайшнавских храмах также присутствует Нараяна-шила?
Шридхар Махарадж: В священном шнуре также нет необходимости и в поклонении Шалаграма-шиле нет необходимости для Гаудия-Вайшнавов, для того чтобы они могли прогрессировать на пути, ведущем к Богу, но это поклонение было введено с определенной целью. Две цели преследовались – негативная и позитивная стороны. Позитивная сторона такова: человек не должен думать, что поклонение Кришне ниже поклонения Нараяне. Голока занимает более высокое положение по сравнению с Вайкунтхой. Если мы стремимся туда, то мы должны пройти сквозь Вайкунтху, это измерение мы должны оставить позади. В противном случае человек станет сахаджией, он будет оказывать почтение брахманам, которые следуют телесной династии, и будет бояться приблизиться к Нараяне. Обычно брахманы говорят, что Кришна происходит из Нараяны, Нараяна – источник всего сущего, Высшее Начало, как в школах Рамануджи и Мадхавачарьи. Но Кришна Сваям Бхагаван выше всех. Чтобы укрепить подобную веру в преданном, это посчитали необходимым, что мы должны оставить подобное состояние позади и затем достичь обители Божественной Любви.
С другой стороны, так называемые брахманы по крови не имеют права, они считают, что поклонение Кришне, Мальчику-Пастушку, ниже поклонения Нараяне, которому мы поклоняемся, тем самым они оскорбляют Вайшнавов. Чтобы спасти брахманов по крови от оскорблений в адрес Вайшнавов, сделать чтобы слуги Вайшнавов понимали, что мы превосходим Вайкунтху и Брахмалоку, чтобы последователь Вайшнавизма был бдителен, сознателен в своем походе, с этими двумя целями были утверждены священный шнур и поклонение Нараяна-шиле. В противном случае, эти явления не нужны, ни священный шнур, ни поклонение Нараяне, это промежуточные стадии. Видя, что присутствует заблуждение в отношении Вайшнавов в обществе, представление, согласно которому Вайшнавы стоят ниже брахманов, что у них нет права поклоняться Шалаграму. Таким образом, ценность Вайшнавизма принижается, заблуждение как в среде Вайшнавов, так и в обществе, в среде брахманов. Эти методы были введены нашим Гуру Махараджем в особенности, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, и мы также следуем по его стопам. Я ясно выражаюсь?
Преданный: Мы также слышали, что мы избавляемся от оскорблений, поклоняясь Шалаграма-шиле.
Шридхар Махарадж: Освобождаемся от оскорблений? Напротив, мы должны быть более внимательны к нашим изъянам в поклонении Шалаграма-шиле. Он не столь прощающего характера. Он очень строгий Владыка, и я должен служить ему крайне внимательно. Подобная Его природа побуждает меня быть крайне скрупулезным в моем служении. Но без любви, лишь движимые страхом – это менее ценное явление. Внутренняя любовь – более ценное явление. Врожденная любовь – это самое ценное явление, без него строгое соблюдение этикета будет в большей или меньшей степени безвкусным и бесполезным. Бхава – наиболее важное явление, внутреннее чувство, ручи, это более ценно, нежели формальности. Необразованный человек может говорить: «Вишная намаха», что неправильно с точки зрения грамматики. А человек образованный может говорить правильно: «Вишнаве намаха», что грамматически правильно, но Господь принимает намерение сердца, а не внешней аспект.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.