«Солдаты, воюющие ради прогресса» 1982.02.23.C
«Солдаты, воюющие ради прогресса» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 23 февраля 1982 года
- Позиция верности (00:00)
- Уровни познания (04:49)
- Риск ради прогресса (16:20)
- Способность отвержения (26:38)
Солдаты, воюющие ради прогресса
# 00:00
Позиция верности
Шридхар Махарадж:
никхила-бхувана-ма̄йа̄-чинна̄виччинна-картрӣ
вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моханта-дха̄три
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄-ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхактисиддха̄нта-ва̄нӣ
Бхактисиддханта-вани обладает определенным положением. Каково оно, о чем идет речь? Бхактивинод Тхакур говорит: «Столь многие ачарьи с их собственными предложениями приходят к нам, чтобы завербовать нас и сделать их последователями: Капила, Патанджали, Будда, Джаймини, столь многие. Я не стану их жертвой, в противном случае ничейная земля, любой может прийти и пленить меня. Любой придет, чтобы соблазнить меня. Я должен занимать прочное положение, позицию верности. Если любые пандиты подпишут, как в случае царя Кералы, «Шива – высочайшее существо», и эти подписи были показаны:
– Видите, многочисленные подписи пандитов.
– Нет, эти подписи мы видим, но те, кто подписали этот документ, каково их положение? Если вы сумеете заполучить подпись Рамануджи, тогда, конечно, мы признаем истинность этой декларации.
Абсолютные характеристики знания возможны, абсолютное знание возможно обрести, мы должны прежде всего понять это. Возможно соприкоснуться с абсолютным знанием, подобное знание существует, и тогда все существующие источники мнения, все существующие источники представления окажутся ложными.
Преданный: Махарадж, о чем идет речь, когда говорится о верности истинного ученика?
Шридхар Махарадж: Верность, вера в дело, ради которого он пришел. Это относительный термин. Верность, непоколебимая приверженность Сознанию Кришны – это верность в абсолютном смысле. Возможна относительная верность, искренняя: кто-то стремится к определенной цели в определенном измерении, но речь идет о полной, совершенной искренности, только тогда человек приходит к Сознанию Кришны. Всё остальное относительно, и нет знания более верного, чем Сознание Кришны. Вначале, начиная путь, когда мы соприкасаемся с Сознанием Кришны, не следует ожидать, что мы обрели целое. Таким образом, соответственно тому, насколько человек обретает чистую концепцию Сознания Кришны, не туманную концепцию. Существуют степени. Согласно степени пробужденности человек становится всё более и более верным. Верность подразумевает приверженность Истине, осознание того, что Истина есть Сознание Кришны.
# 04:49
Уровни познания
Сознание Кришны не ограниченное явление, соприкоснувшись с которым человек уже обрел его в полной мере. Присутствует градация, есть место прогрессу в Сознании Кришны. Вьяса ветти на ветти ва. Подобное радикальное утверждение также присутствует. Все права закреплены. Сознание Кришны безгранично, тем не менее существует возможность постижения его в чистой и оскверненной форме. Понимание, которое ачарьи дали нам, классификацию мы находим.
ванде гурун иша-бхактан ишам ишаватаракан тат-пракашамш ча
тач-чхактих кришна-чаитанйа-самджнакам
ванде ‘хам шри-гурох шри-йута-пада-камалам
шри-гурун ваишнавамш ча
Первый уровень, когда мы непосредственно соприкасаемся с этим явлением. Затем шастра-гуру, подлинные шастры, данные Им.
шри-рупам саграджатам саха-гана-рагхунатханвитам
там са-дживам садваитам савадхутам
Эта первая категория Гуру приходит к нам на помощь, те, кто придал постоянную форму знанию о Сознании Кришны. Их опыт передается нам, не непосредственно, а через наших Гуру.
париджана-сахитам кришна-чаитанйа-девам
Затем Тот, Кто изначально пришел, чтобы раздавать Себя. Природа этого явления была дана Рупой Госвами, шастры. Изначальный Даритель и что Он дал, в полной мере это явление было представлено нам.
То, что наш Махарадж говорил, не всё было понимаемо и принимаемо на начальной стадии, но впоследствии мы осознавали: «О! То, что он говорил. Вот о чем идет речь». В то время, когда я стоял во главе Матха в Мадрасе, я увидел, что в своем обращении на вьяса-пуджу профессор Саньял говорит: «Я не хочу Кришну, но, поскольку вы утверждаете, что наша потребность в Кришне, я поклоняюсь Ему, призываю Его Имя». Я не мог понять, о чем идет речь. Мы пришли в поисках Кришны, и того, кто способен дать Кришну, в поисках этой Личности мы пришли к Гуру, таким было мое понимание. Я стал искать Кришну и Махапрабху, затем того, кто способен дать мне истинную концепцию Кришны и Гауранги. Я стал искать такую личность, и затем я нашел Гуру. Но здесь сказано: «Поскольку вы утверждаете, что я нуждаюсь в Кришне, то я ищу связь с Ним, в противном случае – нет». Я не понимал, но на Радха-кунде однажды, когда диван Бхаратпура со своей семьей пришел совершить обход Радха-кунды в почтительной манере, ложась и поднимаясь, кланяясь таким образом. Тогда Парамананда Прабху, любимый ученик Прабхупады, пришел и сообщил ему:
– Прабху, эти люди, диван и его семья, испытывают великое почтение к Радха-кунде.
– Их преданность Радхарани и наша преданность Ей разной природы. Они испытывают почтение Радхарани, поскольку испытывают непосредственное почтение в адрес Кришны, преданность Ему. И поскольку Радхарани любима Кришной, они выказывают почтение Ей. Но наш случай иной: нас заботит Радхарани, и, поскольку Она хочет Кришну, мы также поклоняемся Кришне, – ответил Гурудев.
И тогда мне стало ясно по прошествии трех-четырех лет. Всякий раз, когда мы имеем приблизительное представление о том, что нечто есть Истина, мы не можем понять это явление во всей полноте. Но если мы следуем этой линии, то постепенно понимание приходит к нам. Многие явления мы по-прежнему находим в шастре, в процессе реализации подобные явления станут ясны нам.
кш̣а̄нтир авйартха-ка̄латвам̇ вирактир ма̄на-ш́ӯнйата̄
а̄ш́а̄-бандхах̣ самуткан̣т̣ха̄ на̄ма-га̄не сада̄ ручих̣
Бхава-бхакти, все эти вещи и према-бхакти, согласно реализации описаны различные стадии развития, те стадии, которых нет в нас, которых мы не достигли, но они даны, и постепенно мы должны понять их. Таким образом, вначале от новичка, который получает доступ, не ожидается, что он будет понимать всё и вся. Систематическое, уместное знание, в котором всё стоит на своих местах в должной позиции, в противном случае… Среди членов нашей группы были многие, которые слышали слова Прабхупады частично. Однажды некто Аранья Махарадж, который был старшим человеком, сказал. Я забыл точно, что именно он сказал: «Прабхупада говорил то-то и то-то». Как бы то ни было, некое частное замечание Аранья Махарадж хотел использовать в универсальном смысле, частное, вырванное из контекста замечание. Но я возразил: «Махарадж, Прабхупад действительно говорил это, но это не всё, что он говорил, он также говорил другие вещи. Поэтому мы должны привести в гармонию, мы не можем игнорировать другие части его советов». Поэтому необходимо систематическим образом давать ему оценку, расставить всё на свои места. Лишь частичный аспект, иногда подчеркивается некий частный момент, но если мы видим только его, ничего за ним и ничего выше него… Поэтому необходимо систематическое знание целого.
В прогрессивной жизни, жизни развития, если один человек хочет сделать шаг вперед, но другой человек, каништха-адхикари, то, что является объектом его достижения, мадхьяма-адхикари уже прошел этот уровень и пытается подняться уровнем выше. Под руководством Гуру столь многие категории шишья, учеников, все они могут не быть стоящими на одном уровне. Кто-то понимает что-то одно, кто-то – нечто большее, а кто-то понимает еще больше, таким образом, присутствует градация. Но даже старший ученик может вернуться на исходные позиции, упасть, а младший может совершить прогресс, это также возможно. Мы видели это в наше время, и вы видите это сейчас: столь многие старшие отошли в сторону, а младшие, начинающие, выказывают большую энергию. Мы видели примеры такого рода, и вы видите их сейчас. Здесь нет места стереотипным правилам, это нечто живое. Я упоминал теорию Дарвина – выживание сильнейших. В нашем случае речь идет о выживании сильнейших, но не в дарвинском смысле. Движение вперед и, возможно, возвращение назад. Мы должны видеть это, это некое живое явление, не шаблонное.
# 16:20
Риск ради прогресса
Он есть, Он не исчерпал себя в своих собственных шастрах. «Следуй тому, что Я написал, но даже если, переступая через эти положения, ты приходишь ко Мне, это преданность высшего порядка». Он по-прежнему жив, и Он превыше всего. Можно покупать в кредит, а можно покупать наличными. Он есть, Он Владыка, Самодержец, Его пути не следует ограничивать даже Его собственными писаниями. Он говорит: «Я существую за пределами писаний. Хотя эти указания даны Мной для разных категорий, иногда необходимо продемонстрировать преданность Мне, даже игнорируя Мои собственные указания, и это преданность высшего типа». Верность – главное явление, умереть ради дела, «умереть, чтобы жить». Простота означает быть независимым от древних предрассудков, это означает быть пустым, не одержимым, быть чистым, ясным, свободным от одержимости чужеродными элементами – это простота.
Форма и суть – два явления, это главная проблема, когда речь идет о прогрессе. Прогресс подразумевает иметь дело с этими двумя трудностями: с одной стороны – придерживаться нормальной позиции, а с другой стороны – совершать прогресс. Если прогресс не гарантирован, тогда опасно оставлять формальную позицию. Если присутствуют некие сомнения в возможности прогресса, тогда лучше придерживаться формальной позиции, но прогресс отсутствует в таком случае. Прогресс подразумевает оставить формальную позицию и идти вперед только с надеждой на светлое будущее. Человек должен оставлять формальную позицию и идти, прогрессировать. Те, кому присущ подобный менталитет сомнения, неуверенности, им лучше сохранять формальную позицию, в которой они уже утвердились. Во времена Гуру Махараджа столь многие не принимали саньяс, но впоследствии они решили с большей скоростью идти к цели и приняли саньяс. Принять саньяс – означает рискнуть ради дальнейшего прогресса, человек рискует, будучи готовым к дальнейшему прогрессу.
Должен ли человек сохранять ту позицию, которую он занимал во времена Гуру Махараджа, когда последний находился в этом мире? Должен ли он сохранять верность этой позиции или он будет стараться совершать прогресс? Совершая прогресс, мы видим столь многие новые явления и многие явления, которые следует отвергнуть. Совершая прогресс, мы не можем не видеть, что что-то надо оставить позади, и мы не можем увидеть нечто новое перед собой. Что плохо, а что хорошо, что есть Кришна, а что не Кришна – определенное приблизительное знание мы должны иметь, и оно будет реализовано все больше и больше. Это очень ценный момент – реализация, движение вперед. Жизнь прогрессивна, но, будучи неуверенным в дальнейшем прогрессе, человеку лучше не оставлять свою формальную позицию. То, что я не вижу своими собственными глазами, ради этого я не должен рисковать. Но когда я увижу, хотя это нечто вдалеке, но это мое собственное, тогда я должен прыгнуть. Это мое, моя внутренняя жажда, поиск только этого явления. О, это нечто в юрисдикции моей жажды, тогда я должен прыгнуть навстречу этому явлению.
Иногда человек может упасть, но он сумеет понять, что это нежелательно, но я стал жертвой, был одержим, и на какое-то время они пленили меня. Но когда это очарование ушло, человек понимает: «Внезапно это произошло, я стал жертвой, моим интересам был нанесен ущерб. И, для того чтобы это не произошло вновь, я должен быть крайне бдителен», таким образом. Иногда наши низшие наклонности могут одержать над нами верх, и мы падаем, а иногда мы одерживаем победу и возвышаемся. Мы всегда находимся в гуще битвы, мы солдаты, всегда воюющие ради прогресса.
Любой из вас, кто думает, что безразличие к нынешнему комитету, который был учрежден Свами Махараджем, будет ли расхождение с этим комитетом полезным, тот, кто испытывает сомнения такого рода, должен следовать решениям комитета. Но если кто-то ясно видит, что то, чего комитет хочет от нас, не есть истинное желание нашего Гуру Махараджа, то, что он хотел показать, решения комитета не соответствуют этому стандарту, и в то же время этот человек находит, что то, что я говорю, близко к тому идеалу, который мой Гуру Махарадж пришел дать, тогда для него будет оправдано прийти на эту сторону, игнорируя решения комитета. Если кто-то не может видеть различия, он не должен предпринимать подобный рискованный шаг. Каким был твой вопрос?
Преданный: Я спрашивал о верности вначале, затем о вапу и вани, что есть верность для истинного ученика.
Шридхар Махарадж: Как ты чувствуешь, ты получил ответ на свой вопрос или он остался неотвеченным?
# 26:38
Способность отвержения
Преданный: Когда это исходит из ваших уст, это нечто живое, очень ясное, но мы должны возвыситься до подобного стандарта.
Шридхар Махарадж: Да, оценить по достоинству. Мы должны соприкоснуться с истинной почвой, тогда мы сумеем почувствовать и различать. Мы должны утвердиться в подлинном измерении, только тогда, оглядываясь по сторонам, мы сумеем понять, что есть что и какое место занимает. Самбандха-гьян, Санатана Госвами дал это в «Брихад-бхагаватамрите». Мы должны вплотную следовать этому, тогда мы займем верную позицию. Мы должны утвердиться в определенном положении и затем осматриваться вокруг, бросая взгляд. Боковым зрением мы будем видеть: «Да, это оно. Это ниже, это выше» и т. д. Мы должны иметь самбандха-гьян, Сознание Кришны, что есть Кришна, что есть Нараяна, какова природа Баладева, какова группа потенции. Мы должны иметь некое представление обо всех этих реалиях, кто и где. Мы бросаем взор и видим такое-то и такое положение. Как в армии, генерал, возможно, сверху, с борта самолета, бросает взгляд и видит: здесь стоят те, здесь стоят другие, и говорит: «Всё в порядке, каждый находится в соответствующем положении». Абсолютная точка зрения, данная в «Бхагаватам» Ведавьясой в его последней книге, откровение писаний, утверждает: кришнас ту бхагаван свайам, сат-чит-ананда-виграхах анадир адир говиндах. Утвердившись в этом положении, мы рассматриваем окружающий мир и принимаем решение что есть что.
Бхактивинод Тхакур написал: «На рынке представлены разные товары, столь многие торговцы рекламируют свои продукты вокруг нас. Разлука с Тобой, отделенность от Тебя, от Твоей концепции стала источником моих бедствий. Я всегда испытываю боль различных видов, но эти личности не знают, каков источник моих страданий, им неизвестно, что истинная причина – разлука с Тобой. Они предлагают различные лекарства с большим энтузиазмом. Различные врачи предлагают мне всякие лекарства, призванные облегчить мои страдания, но источник моих страданий – это разлука с Тобой, и это им неизвестно. Какая следующая строка?
капила, патанджали, гаутама, канабходжи, джаимини, бауддха аове дхай
«Они все упоминают Твое Имя, говорят: «Да, я помогу тебе, я знаю в чем причина боли, которую ты чувствуешь, знаю, от чего ты страдаешь. И если ты примешь это средство, боль уйдет». Они приходят от Твоего Имени, но им неизвестно, что источник боли – разлука с Тобой, но, несмотря на это, они все равно утверждают, что им известно, о чем идет речь. И в конечном счете мы видим, что они предлагают эксплуатацию либо отречение, принадлежат к одной из этих двух групп: бхукти или мукти. Джаймини и другие приходят для того, чтобы предложить эксплуатацию высшего типа, а представители другой группы рекомендуют освобождение. Они не превосходят юрисдикцию этих двух явлений, бхукти и мукти. Но они соблазняют, они словно ставят капкан, но все они призывают в одно место, это несомненно. Поэтому, Боже, спаси меня от моих друзей, которые хотят помочь мне излечиться от болезни, но лишь усугубляют ее.»
Теперь Бхактивинод Тхакур делает свое собственное заключение: «Почему вы потворствуете всем этим профессорам, которые сбивают людей с толку, уводят их в ложном направлении? Это необходимо для отделения, чтобы помочь истинно здравомыслящим людям, для того чтобы тяжелобольные были изолированы от потенциальных преданных. Для того чтобы узнать, кто действительно искренен в отношении Тебя, а те, кто поверхностен, тот будет отделен от группы искренних и может следовать своему собственному пути, не беспокоя тех, у кого есть надежда, – такова Твоя цель. Поэтому я, слуга Твоих слуг, Бхактивинод, мое открытие таково: нирамило вивидха пасара, дандабата дурато, бхакативинода бхело, бхаката-чарана кори сара. По Твоей милости я обрел проблеск истинного знания и понимания того, кто есть кто. Поэтому я выказываю им почтение и говорю: «Со мной всё в порядке. Теперь, пожалуйста, оставьте меня в покое. Молясь о пыли со святых стоп Твоих преданных, это единственное лекарство, позволяющее избавиться от моих страданий, от боли разлуки. Это моя истинная болезнь, вот чем я болен, а святая пыль стоп Твоих преданных – это единственное лекарство, позволяющее избавиться от моей боли, которую я могу обрести по Твоей милости, мой Господь. Потому, оказывая почтение всем этим врачам, я говорю им: «Прощайте»».
Такая способность отвержения, поэтому все, кто пришли к Свами Махараджу или нашему Гуру Махараджу, не были равны. Многие из них отошли в сторону, многие оказались очень слабы, многие пытаются идти вперед, мы видим.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.