«Чхая — тень сознания» 1982.03.02.A
Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху
Чхая – тень сознания
Шридхар Махарадж: Однажды Махапрабху встретился с ачарьей-буддистом в Андхра-Прадеше на родине Нагарджуна, величайшего проповедника буддистской философии. Так же, мы видим, один великий поэт, Шрихарша. «Наишадхакар» – его поэма – прекрасное эпическое произведение. И в этой поэме упоминается Хамсадута, произведение высокого стиля, очень поэтичное. Рупа Госвами также использовал Хамсу в качестве дуты, посланника, Калидас также, Мегхадута, облако-вестник. Этот вопрос подвергся критике, поскольку лебедь, хамса, может играть роль вестника, но как облако можно рассматривать в качестве вестника? Сам Калидас дал этому объяснение: некто настолько погружен в чувство вожделения, что он не проводит различия, обращаясь к одушевленным и неодушевленным объектам, не способен различить их, настолько он охвачен страстью. Но в высшем смысле всё что угодно может быть посланником, это Его воля. Всё в конечном счете одушевлено. Я неизменно говорю, вначале идёт сознание, а затем возникает концепция материи, поэтому в основании любого материального сознания лежит духовное сознание. Сознание способно установить связь с сознанием напрямую. Следующее утверждение: «Солнце и все планеты…», сознание порождает некое туманное сознание, и затем рождается концепция материи. Когда сознание достигает стадии материальной концепции, то прежде возникновения материи переживается некое туманное сознание, а затем на более грубом уровне возникает материальное сознание. Всё имеет свою духовную сторону, и мы непосредственно связаны исключительно с этим аспектом. Например, Притхви, Земля, рассматривается как женщина, главенствующее божество Земли есть женщина. Есть Солнце и другие деваты. Поскольку когда душа приходит в материальное сознание, она должна пройти некий читабхас, а затем уже ачит. Сознание неспособно прийти к сознанию материи, не миновав промежуточную стадию. Когда чистое сознание переходит к сознанию материи, прежде этого она проходит читабхас. Таким образом, за любым материальным явлением стоит некая духовная концепция, и иначе быть не может.
Преданный: Махарадж, что есть читабхас?
Шридхар Махарадж: Нечто вроде ума. Скажем, сознание стремится почувствовать материю, оно приходит в материальный мир для того, чтобы познать его. Оно должно пройти стадию материального сознания и затем достичь материи. Согласно теории Дарвина материя на определенной стадии своего развития порождает сознание. Но прежде, чем она порождает сознание, она должна пройти некое туманное сознание, ум, а затем душу, но здесь прямо противоположное представление.
Преданный: А что такое субъективная эволюция?
Шридхар Махарадж: Субъективная эволюция – противоположность объективной эволюции, сначала субъект, Высший Субъект первичен. Затем на втором месте стоит такой субъект, как джива, а порождением этого субъекта является материя. Но прежде возникновения материи существует некая стадия туманного сознания, затем возникает материя, читабхас. Мадхвачарья дает следующую классификацию, он говорит: «Есть некое явление, девата, Ваю, гуру, затем Баладев», чит-лиламрита, подобная классификация, пять категорий. Некое явление, затем главенствующее божество этого явления, внутри у него пребывает гуру-таттва, Ваю – мукха-ваю, мукха-пран. Затем внутри этого явления Баладев, а в Нём – чит-лиламрита Радхи и Кришны. Процесс развития таков, этот процесс направлен ввысь. Я выбрал нисходящий путь.
Реальность существует, согласно Гегелю, самa по себе и самa для себя, Он независим. Для того, чтобы некое начало было Абсолютным, по словам Гегеля, оно должно существовать само по себе и самo для себя. Он причинен самому себе, и так же Он существует, преследуя собственные цели. Он никому не подчинен, потому что в противном случае это начало, которому Он подчинен, занимало бы более высокое положение. Если мы вообще заявляем, что есть нечто определяемое как реальность, это нечто должно обладать двумя характеристиками. Он должен быть причиной себя, и второе, самое главное для нас, Он существует, преследуя собственные цели. Он не подчинен и не вторичен по отношению к кому бы то ни было. Поэтому реальность, Абсолют, полон в себе, и другие явления исходят из Него. Совершенное явление уже существует, а то, что мы видим в качестве несовершенства, нисходит к нам согласно нашим несовершенным орудиям восприятия. Несовершенное будет зависеть от совершенного начала и может быть Его определенной частью для того, чтобы подтвердить совершенство совершенного. Для этого существует безусловное и обусловленное, ограниченное и безграничное. Существует ущербный мир, и он обладает косвенным положением в рамках совершенного целого.
Для того чтобы произошел переход от реальности к тому, что мы воспринимаем в качестве нереального, необходимо пройти определенную стадию сознания, и уже затем возникает материя как таковая, неизбежно это так. Невозможно сразу же рывком перескочить к сознанию материи, существует постепенное развитие сознания, приводящее к материальному сознания. Эволюция означает, что это вечный процесс, то, что существует вечно. Это система. Речь не идет о том, что существует некое недифференцированное начало, развивается в дерево, но дерево заключено в семени. Динамичное Целое заключено в первоисточнике, сварупа-шакти, внутренняя эволюция, которая вечна по своей природе, нитья. Затем на окраине вечной эволюции вечной потенции появляется татастха-шакти, Брахмалока, начинается эволюция и диссолюция на окраине. А сварупа-шакти – это уже развитое нечто. Речь не идет о том, что из недифференцированного начала возникает некая дифференциация, но лилы вечно дифференцированны. Если статичное можно рассматривать в качестве вечного, тогда почему динамичные явления нельзя рассматривать в качестве вечного, полностью развитого, сварупа-шакти, нитья? Эволюция и диссолюция относятся исключительным образом к переходу от тонкого духа к грубой материи. Здесь присутствует эволюция и диссолюция, но ее нет во внутренней обители, сварупа-шакти.
Преданный: То есть объектная эволюция – это то, что современная наука называет эволюцией по Дарвину?
Шридхар Махарадж: Чтобы понять эти вещи, вы можете прибегнуть к примеру гипноза. Высший Субъект контролирует объект, и тот согласно воле Высшего Субъекта вынужден видеть те или иные вещи. Мы видим камень, и камень побуждает нас видеть его в качестве камня, но речь идет о прямо противоположной позиции. Высший Субъект способен заставить нас видеть, если перед нами вода, то мы будем вынуждены видеть камень, если он того пожелает. Контроль принадлежит Высшему Началу, в действительности мир объектов в полной мере контролируем Высшим Субъектом. Я говорю: «Видь Меня таким», и мы вынуждены видеть Его таким, у нас нет альтернативы.
Преданный: Этот принцип также включен?
Шридхар Махарадж: Он является первопричиной, но не является непосредственной причиной. Это зависит от того, применимо ли это к татастха-шакти, к этой стороне бытия, бхур, бхувар, свах и т. д. Так же контролирующий ради своей лилы способен творить все что угодно в своем собственном царстве Он может так играть. Но то, о чем идет речь в «Гите», о Сатьялоке и относится к этой брахманде, развитие и растворение, эволюция и диссолюция, происходящие в материальном мире, – это также суть. «Я манипулирую всем», – говорит Он. Заслуга не принадлежит внешним реалиям, но вся заслуга принадлежит Центру. Центр контролирует всё и вся, свет порождается глазом. Вовсе не так, что есть цвет объективно и я способен его уловить, но цвет порождается сукшмой, грубое начало исходит из сукшмы, тонкого начала, звук порождается ухом. В философии санкxьи рассматривается панча-танматра, существует троякое деление: тама-гуна – объект, раджа-гуна – инструмент, а саттва-гуна – свет, глаз и цвет, небо, эфир и звук, таким образом. Одна причина делится на три категории: панча-танматра, тама, раджа и саттва. Мир происходит из тонкого начала, грубое порождается тонким через определенный канал, инструмент порождает объект восприятия.
Преданный: В декабре прошла конференция…
Шридхар Махарадж: Вы попытайтесь понять принцип гипноза, всё творение есть гипноз, и всё это целиком и полностью находится в руках Высшего Субъекта. Все эти реалии лишены смысла, законы, подзаконы, всё в конечном счете восходит к миру Высшего Субъекта.
Преданный: Но как можно осознать, что это так?
Шридхар Махарадж: Здесь то же самое. Как можно понять, что в лаборатории три газа порождают воду, водород и кислород порождают воду, как можно это понять? Это возможно лишь тогда, когда человек достигает определенной стадии знаний. Находясь на этой стадии, человек способен знать о комбинации элементов. Когда у вас есть представления о Высшем Начале, тогда вы можете сказать, что грубые реалии порождаемы тонким началом.
Преданный: Махарадж, можем ли мы сказать, что это нечто подобное сновидению, которое отражает реальность, а наша реальность – отражение Абсолютной Реальности? Относительная реальность является отражением Абсолютной Реальности?
Шридхар Махарадж: Искаженным отражением. Причинное положение следует отводить реалиям сложным, изощренным. Вовсе не так, что реалии низшего порядка, более примитивные, способны породить реалии более сложные. Почему бы нам не следовать этому пердставлению?
Преданный: Мы об этом и говорим.
Шридхар Махарадж: Да, камень способен породить душу, мы должны с этим согласиться, но почему бы душе не породить камень? Мы должны рассматривать природу этого процесса, в ходе которого душа порождает камень. Камень порождает душу, нам нравится поиск в этой линии мысли. Почему? Тонкому началу следует придавать большее значение, чем грубому: человек породил Бога, а не Бог создал человека.
Преданный: Махарадж, в таком случае Бог – волшебник, а мы…
Шридхар Махарадж: Он волшебник, и не просто волшебник, но Высший Волшебник. Не только волшебник, наподобие волшебников нам известных.
Преданный: Какова же роль Йогамайи?
Шридхар Махарадж: Она является вечной спутницей Бога. Пракрити и пуруша сосуществуют, субстанция и потенция непостижимым образом взаимосвязаны. В противном случае то был бы Брахман, независимый от потенции. Субстанция, независящая от потенции, – это Брахман Шанкарачарьи. Мы говорим, пракрити, пуруша – энергия и сознание. Баладев – три явления – гьяна, бала, крия ча. Вечный аспект Абсолютного Целого вначале делится трояко: энергия, сознание, воля, мышление и чувства, сат, чит, ананда. Сатья, существование, поддерживается потенцией Баладева. Сознание главным образом представлено Васудевой, а чувства, ощущение – это главным образом Радхика. Гьяна, бала, крия ча, сат-чит-ананда, ананда (хладини). Три фазы, адвайа-гьяна, единое целое можно рассматривать в трех развитых стадиях: центральное сознание, центральная энергия и центральная удовлетворенность. Три фазы мы рассматриваем в качестве Высшей Реальности: гьяна, бала, крия ча, воля, мышление и чувства, сат-чит-ананда, сатьям, шивам, сундарам, и эволюция и диссолюция, развитие и растворение, вечное и не вечное.
Вы должны изучить произведение Бхактивиноды Тхакура под названием «Шри Кришна-самхита». Развитие представления дано в этом произведении, представления о творении, различных стадиях. Бипин Пал однажды давал лекцию в публичном собрании в одном институте. Там происходило собрание по случаю ухода из этого мира Бхактивиноды Тхакура, и Бипин Пал, революционер, политический деятель и одновременно издатель журнала «Нараяна», который финансировал Сюр Дас, другой известный деятель. В этом журнале затрагивались такие темы, как «Бхагавад-гита» и многие другие. Он дал лекцию, в которой заметил: «Когда я стал читать «Шри Кришна-самхиту» Бхактивиноды Тхакура, моя вера в Вайшнавизм вернулась». Он был последователем Брахма-самаджа, но в этой публичной лекции признал: «После того как я прочитал «Шри Кришна-самхиту» Бхактивиноды Тхакура, ко мне вернулась моя вера в Вайшнавизм». Он сам был родом из Шрихатты.
Научным образом Бхактивинод Тхакур представил Вайшнавизм в этом произведении. Таким образом, я подумал, вопрос, граха, Сурья, Чандра, материальная комбинация и движение, но в писаниях говорится, Раху пожирает Солнце и Луну. В свои последние дни Прабхупада находился в Пури, и, возможно, в то время произошло солнечное затмение, я не в силах точно припомнить. Васудев Прабху, который, как считалось, был вторым знатоком сиддханты после Прабхупады, неожиданно высмеял ту идею, которая представлена в «Бхагаватам». Представление, согласно которому Раху пожирает Солнце и Луну, с насмешкой он отозвался. Но я был не в силах стерпеть подобное замечание в адрес «Бхагаватам», и я высказался в защиту «Бхагаватам». Прабхупада присутствовал рядом, наш Гуру Махарадж. Я сказал Васудеве Прабху: «То, что утверждает «Бхагаватам», к этому не следует относиться столь легкомысленно». И я зашел настолько далеко, что заметил: «В своей «Джайва-дхарме» Бхактивинод Тхакур создал множество воображаемых персонажей, но я считаю, что они не воображаемы. Они могли существовать в некую калпу, определенный день Брахмы, и это знание не стало явленным», так я поддержал эту идею «Бхагаватам». Эти реалии обладают неким фактическим выражением, иначе быть не может, и Прабхупад поддержал меня.
Преданный: А каким было объяснение Прабхупады?
Шридхар Махарадж: Он всего лишь согласился со мной. Время от времени я задумываюсь над этими вопросами. Раху, то, что говорили Шукадева и Вьясадева географически невозможно, но эти описания присутствуют. Свами Махарадж написал «Гиту как она есть». Как доказать, я не знаю, но это так, как оно есть. Уттараяна, Дакшинаяна, все эти идеи «Бхагавад-гиты» и «Бхагаватам». Я всегда размышляю на эти темы, когда я один, пытаюсь понять внутренний смысл шлок универсальным образом. И недавно следующая догадка пришла ко мне: чхая, тень, так же рассматривается как определенная стадия сознания, и лишь благодаря этой стадии мы достигаем материальной концепции, не вне этой стадии.
Недавно, может быть, месяц тому назад, подобная мысль пришла ко мне, поскольку я внутренне обсуждаю сам с собой все эти истины. Я постоянно этим занимаюсь, и недавно мне пришла на ум следующая мысль: «Почему арии видели всё в качестве сознания?» Тень также начало сознания, прежде чем мы обретаем концепцию тени, мы должны через ум пройти определенную стадию. Прежде чем мы достигаем концепции чхаи, тени, мы проходим определенную стадию материального сознания, и это чит-абхас, там присутствует олицетворение этой идеи. Прежде чем душа достигает мира материи, она проходит чит-абхас, стадию, которая не является ни сознанием, ни материей. Она должна пройти подобную сферу, и именно поэтому говорится о существовании тени. Чхая, тень, есть у всего, каждая материальная концепция предполагает некую духовную концепцию определенного явления. Неизбежным образом душа должна пройти эту стадию, прежде чем она достигнет уровня грубой материальной концепции. Поэтому чхая обладает своей личностью, и в «Бхагаватам» риши рассматривали всё таким образом, повсюду они видели присутствие личностного начала. То, что мы видим в качестве мертвой материи, они рассматривали в качестве личности, почему?
Когда душа приходит к материальной концепции, она должна пройти стадию личности, это следует иметь в виду. Конкретная материя лишь порождение, следствие предыдущей стадии, личностной концепции сознания, сознания на определенной стадии развития. Прежде чем мы достигаем концепции тени, душа должна пройти опыт тени, стадию тени, и эта тень будет личностью, она обладает духовным существованием. Поэтому всё, Земля, Луна – везде есть личностная концепция, всё есть личность, то, что мы называем материей, за любым материальным объектом должна присутствовать личностная концепция. Это определенные реалии. Без личностной концепции мы не могли бы достичь грубой материи, такое существование было бы невозможным, такова моя идея. В нашей древней шастре мы видим, они постоянно обращаются к личностям. Для нас это не личности, а мертвая материя, однако они рассматривают эти реалии в качестве личности, почему? Эта материя является скорее отражением личности, и личность несколько более реальна, материя менее реальна.
Преданный: Таким образом тень есть Раху?
Шридхар Махарадж: Да, когда эта тень рассматривается как личность, то да, эта личность может быть Раху.
Преданный: То есть Луна испытывает влияние Раху?
Шридхар Махарадж: Там всё сознательно, тень – следствие. Когда Луна находится между Солнцем и Землей, тень Луны достигает нашего мира, и то, что достигает, – это личность, сознание. Вначале всё есть сознание, затем уже материя, благодаря личностной концепции возможно возникновение грубых реалий. Поэтому то, что пребывает на нашей стороне, всё это суть личности. Поэтому мудрецы древности обращались ко всем этим реалиям как к личностям, к деревьям, горам, солнцу, океану, для них всё есть личность, почему? Поскольку, прежде чем прийти к материальной концепции, эти реалии претерпевают определенный процесс и от чистого сознания приходят к чистой материи. Но существует промежуточная, смешанная стадия, и это личность, страдающая от последствий своей кармы. Это смесь, не в полной мере духовная личность, это личность, подобная нам. Поэтому то, что говорят древние мудрецы, и то, к чему они обращаются, всё это суть личности, они реальны, и это не есть выдумки, это неизбежная, необходимая истина. Прежде чем мы достигаем любой материальной концепции, наша душа проходит процесс достижения материальной концепции, и отражение этой концепции в душе есть также нечто сознательное. Не пройдя эту промежуточную стадию, мы не можем прийти к сознанию материи как таковой.
Преданный: Махарадж, я вспоминаю, в Нью-Йорке, когда по городу разъезжают полицейские машины, они издают пронзительные звуки, сирены, и Прабхупада говорил о том, что это духи сидят на машинах и издают эти ужасающие звуки.
Шридхар Махарадж: (смеется) Всё сознательно, современные ученые утверждают, что всё есть материя, но у нас есть все основания считать, что всё есть сознание.
Преданный: Махарадж, означает ли это, что некоторые личности создают некие впечатления в нашем сознании. То есть источником любого явления в рамках нашего опыта является сознание, или личность. Например, тень, мы видим тень…
Шридхар Махарадж: Не имеет значения, о каком объекте идет речь, но мы способны чувствовать, что всё в рамках нашего опыта есть сознание. Это сознание может находиться в развитом или деградированном состоянии, но сознание ближе всего к нам. Но мы чувствуем лишь нашу ментальную энергию.
Преданный: То есть определенный цвет, который мы видим?
Шридхар Махарадж: Это ментальная стадия.
Преданный: А какова же реальность этого объекта?
Шридхар Махарадж: Реальность пребывает в душе, это единственная реальность, видящий и есть реальность.
Преданный: Субъект?
Шридхар Махарадж: Субъект реален, и то, что он чувствует, также эманирует из него.
Преданный: Махарадж, но объекты – это также личности. Например, красный цвет – это тоже личность.
Шридхар Махарадж: Да, всё это различные личности, вначале сознание. Затем, когда это сознание становится более грубым, тогда мы видим материю. Но что есть эта материя, это нечто неведомое и непостижимое. Различные реалии имеют для нас существование только благодаря нашему восприятию, зрению, слуху и т. д. Чем они являются в себе, неизвестно для нас, это относится к категории онтологии, западная философия говорит об этих вещах. Зрение воспринимает определенные реалии так, слух иначе, но всё это лишь восприятие, мы не зависим от этих восприятий. Каков онтологический аспект этой реалии, он неизвестен, это нечто неведомое и непостижимое. Моё мнение таково: когда сознание чувствует некую бессознательную материю, то прежде чем это происходит, сознание должно пройти область сознания, где оно встречает так называемую материю, и эта промежуточная стадия есть не что иное как личность. Солнце, горы, Луна, наши риши обращались ко всему как к личностям. Вначале этo концепция личности, а уж затем материальная идея. Таким образом мир сознания очень близок, а мир материи очень далек, и риши обращаются к реалиям окружающего мира, ко всему, что они видят так, словно эти реалии являются личностями. В Ведах, древней литературе мы находим, мы окружены личностями, всё и вся личности.
Преданный: Личность – это значит начало, наделенное волей, мышлением и чувствами?
Шридхар Махарадж: Да, живое существо наделено этими тремя фазами, Бог и Его потенции. Вначале существует субъект, а уже затем его опыт, переживания, и тонкому опыту следует придавать большее значение, поскольку он первичен. Когда субъект осознает материю, материальные реалии невероятно далеки от него, и он окружен личностными концепциями. Иначе он не может выйти за пределы этого, утверждая, что нечто является материей, поскольку материя очень далека от него. Его прямая связь осуществляется исключительно с тенью, отражением материи в мире сознания, он способен понимать лишь это. Если бы материя могла существовать независимо, то и тогда также материя отбрасывает тень на мир сознания, и субъект сознает лишь эту тень, материя является следствием.
Tpaнскрипция: Сарабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.