«Википта — организованное безумие» 1982.03.02.B
Википта – организованное безумие
Шридхар Махарадж: Читабхас, освобожденные личности и личности, которые борются в материи, то есть души. Два типа джив – кхара и акхара. Затем кхара… Я потерял мысль.
Преданный: Вы говорили о том, что вначале существует сознание, затем проявленная материя, об этом идет речь. Я задал вам вопрос: если всё в действительности является личностью…
Шридхар Махарадж: Личностью, но это бадха-джива. Личность означает освобожденная личность и неосвобожденная личность, смешанная с материальным взаимодействием. Их всех можно рассматривать как личности, то есть как частицы сознания. Личность окружена личностным существованием.
Преданный: Но, Махарадж, скажем, Ганга, мы воспринимаем Гангу как воду, но она является личностью.
Шридхар Махарадж: Всё является личностью. Прежде чем мы достигаем материальной концепции, мы должны пройти стадию личностной концепции этого явления.
Преданный: То есть чем более чистыми мы становимся, тем в большей степени воспринимаем личностный аспект всего.
Шридхар Махарадж: Да, и в действительности это так. Ямуна и остальные реалии суть четана, сознание. Но они предстают пассивным образом по-разному, но все они начала сознания – деревья, почва и т. д., сознательные и духовные. Но предстают по-разному. Коровы, всё сознательно, сознающее начало, характеристики сознания мы находим. Арии рассматривали природу как сознание и обращались к силам природы, стихиям, как к сознающим началам, это универсальный, вселенский фундамент. Прежде чем достичь материального сознания, мы проходим определенную стадию, концепции определенной реалии, всё, что мы находим в рамках нашего опыта, есть сознание, на этой стороне. Отражение во мне, и во мне присутствует измерение, чья природа – сознание. Субъект есть сознание. И о какой бы реалии ни шла речь, эта реалия отбрасывает свою тень, отражение на этот субъект, и он имеет дело исключительно с отражением, тенью. Он не знает, что находится на другой стороне.
Преданный: Махарадж, как мы можем в качестве индивидуумов отличить наш ум от сознания.
Шридхар Махарадж: В «Гите» содержится следующее предложение (цитирует санскрит), духовная концепция и концепция души. Можно прийти к этой концепции посредством определенного процесса, отвергая различные аспекты своего существа. Говорится, природа ума описана как васана – «я хочу это, я не хочу то», санкалпа – викалпа, отвержение и принятие. Что есть ум? То начало, которое содержит в себе апатию и симпатию к внешним реалиям, – это ум, и мы должны отследить, найти в себе это начало. Оно находится во мне, и я должен ступить в свое собственное существо, попытаться обрести опыт этого начала. Затем существует способность суждения, разума. Какова природа этой функции? Разум – нечто присутствующее во мне, я могу соприкоснуться с этим явлением непосредственно. Однажды я сделал это, пытаясь понять, какова природа моего ума, он уже есть во мне, какова природа ума, разума и души, пребывающей за пределами этой функции, разума. Подобно йогaм, речь идет о непосредственном соприкосновении с этими функциями в нас. Разум во мне, и почему же я не могу отчетливо увидеть характеристики этого начала?
Преданный: Когда вера растёт в определенном направлении, как мы можем знать, что источником этого роста является внутреннее «я», а не окружающий мир?
Шридхар Махарадж: Я не понимаю в полной мере. Когда вера развивается…
Преданный: Да, он спрашивает: как мы можем знать, что речь идет о внутреннем развитии изнутри, а не о влиянии извне? Когда вера развивается в определенном направлении, как мы можем знать, что источником этого роста является внутреннее сознание, а не внешний мир?
Шридхар Махарадж: Когда человек спит, то благодаря внешнему вмешательству он может быть пробужден, нечто в этом роде. Он спит, но благодаря внешней помощи он пробуждается, выходит из состояния сна, его собственные чувства служат гарантом тому, что происходит именно это. Я был таким-то, а теперь я такой-то, и в ходе этого процесса я становлюсь все более и более сознающим. Человек сам служит гарантом этого процесса, с помощью моих друзей моё здоровье восстанавливается, таким образом.
Преданный: Махарадж, я хотел бы понять следующее. В философии Капилы, санкxье, прадхана есть непроявленная материя, вечная. Вы говорите, что всё есть сознание, значит, прадхана – это тоже начало сознания. Это правильное пердставление?
Шридхар Махарадж: Да, материальное лишь заблуждение, материя есть заблуждение, которое является причиной всего этого материального существования, и это заблуждение также предстает в виде личности, Деви.
Преданный: В таком случае почему в проявленном мире живые существа, которые оказываются в прадхане, индивидуальное сознание возникает?
Шридхар Махарадж: Мир означает «в области заблуждения». Если избавиться от ложного представления, тогда можно читать Кришна-лилу повсюду. Любая реалия будет напоминать вам о Вриндаване, вы не будете видеть внешнее явление, если вы избавлены от ложных представлений, от заблуждения. Мозг безумца расстроен, в состоянии безумия он лишен друзей, но когда он возвращается в нормальное состояние, он видит тех же самых людей и понимает, что они друзья. Необходимо лишь избавиться от заблуждения один раз в жизни. С реалиями окружающего мира всё в порядке.
Преданный: А болезнь – это отсутствие Сознания Кришны?
Шридхар Махарадж: Да, отсутствие Сознания – заблуждение, болезнь, отдельный интерес, отклонение. Создание отдельного интереса является первопричиной всего этого ошибочного понимания. Провинциализм, локальный интерес служит причиной. Мы далеки от центральной концепции, и, когда мы далеки от этого универсального сознания, тогда присутствуют различные волны, стадии местных интересов: бхух, бхувах, свах и т. д. Есть провинциализм, а есть универсализм. Утрата Сознания Центра – это первопричина всего, существует органичное целое. Сознание органичного целого – самая здоровая позиция. Но неверная позиция является причиной. Правильная позиция – это жизнь в состоянии свободы, а быть жертвой ошибочной позиции – это источник боли и страданий, тогда как в действительности всё в порядке. Лишь концепция нашего личного интереса – корень всех зол, особого, не вселенского интереса, и это причина того, что мы выпадаем из концепции целого, от концепции здоровья, удовлетворения, анандам. Мы лишены счастья, которое проистекает из нашего здорового положения, а причиной служит эгоистический интерес.
Абсолютный Самодержец есть Абсолютное Благо, поэтому нет места для жалоб. «Я есть всё, ты ничто, но Я твой друг, не забывай это. Ты представлен во Мне» (имеется в виду, Я пекусь о твоих интересах), и непонимание этого есть причина всех страданий, которые ты претерпеваешь. Ты и тебе подобные утратили веру в Меня, понимание того, что Я являюсь вашим другом. Ты завидуешь тому, что не ты владыка, а кто-то другой, но Я пекусь о твоих интересах в большей степени, чем ты способен себе представить. Почему ты должен об этом забывать? Ты должен возродить эту веру, и тогда всё будет в порядке. Ты страдаешь от своих собственных изъянов, а иначе нет различий. С универсальной точки зрения присутствует равное отношение ко всему. Владыка есть мой доброжелатель, хранитель. Отклонение от этого понимания есть причина бесконечных страданий, но причина очень тонка и мала. Мы не испытываем привязанности, мы равнодушны, и мы являемся пленниками во вражеском лагере.
Преданный: Это чудесные вести.
Шридхар Махарадж: Можно привести пример сумасшедшего, википта-читта. Патанджали описывает два явления. Кипта – это хаотичное состояние, а википта – это некое организованное безумие, упорядоченное. И упорядоченным образом мы преследуем то, что является дурным, скверной, мы ищем это. Википта – это движение в сторону зла, но упорядоченным образом, интеллектуально обоснованное, согласно Патанджали.
Преданный: И каким же будет облегчение?
Шридхар Махарадж: У безумца есть всё, одно единственное – он вне себя. Необходимо оздоровить его сознание, и тогда он увидит, что всё на своих местах, всё есть, он вернется домой. В настоящее время его сознание направлено вовне, это сознание следует обратить на дом, в этом проблема. Наш Гуру Махарадж говорил: «Я не признаю в этом мире недостаток чего-либо, кроме одного – недостаток Сознания Кришны». Кришна-катха-дурвикха, всякий раз, когда он выходил из себя, он произносил эти слова. От двери к двери идите и говорите всем: «Кришна есть, и ты принадлежишь Ему, ты Кришнадас». Лишь напоминайте людям, говоря этим душам: «Ты Кришнадас, и когда ты поймешь это, ты поймешь, что у тебя есть всё», я Кришнадас, я связан с Кришной. Связующее звено необходимо вернуть людям, и тогда всё будет в порядке. В этом мире нет недостатка в чем-либо, нет страданий, нет ничего подобного, единственный корень всех зол – забвение Кришны. Только это положение следует навязывать, акцентировать на этом внимание. В этом мире нет иных потребностей, я не признаю иных потребностей». Всякий раз, когда он был возбужден, он говорил это: «В этом мире присутствует недостаток лишь одного явления – бесед о Кришне, Сознания Кришны, Господа, который есть безграничное блаженство. Лишь пытайтесь возродить связь с Кришной», – учил он эти души.
Если разгорелся пожар, нет необходимости в том, чтобы тушить этот пожар. Мы не имеем ничего общего с тем, что будет сожжено этим пожаром, с этим миром. Все ваши внутренние чаянья и потребности могут быть утолены лишь в связи с Кришной, во всем остальном нет необходимости, оно может быть сожжено дотла, может быть затоплено и т. д. Но это не наша забота в действительности, более того, все эти реалии не позволяют твоему уму отправиться к Кришне. Все эти реалии негативны и являются нашими врагами, поэтому они могут быть сожжены дотла, весь мир может сгореть, но мы никоим образом не пострадаем. Мир может быть уничтожен, Земля, Солнце, все это погибнет, но мы останемся, и если мы способны иметь связь с Кришной, то для нас нет необходимости во всех этих реалиях, для нас и для каждого. Почему мы должны жить в мире смерти? Находиться в нём, ложно отождествляя себя с плотью и кровь и думая, что мы рождаемся и умираем, – это ложное представление. Всё есть сознание, и когда мы осознаём это в полной мере, тогда мы оказываемся в царстве сварупа-шакти, там. Но эти реалии предстают таким образом. Ямуна – это вода, растения, деревья, казалось бы, неодушевленные объекты, все они частицы сознания, но предстают в разных обличьях.
Преданный: Они также действуют сознательно.
Шридхар Махарадж: Да, сознательно. Когда Кришна совершает омовение в Ямуне, волны бросаются к Нему, чтобы обнять, Ямуна вне себя. Камни плавятся и отпечатки стоп Кришны остаются временами, всё обладает природой сознания. Поэтому Раху, Кету и другие грахам, спутники… В своих писаниях арии, мы видим, разговаривали с силами природы так, словно они разговаривали с личностями, и это нечто реальное. Наше положение – это положение невежества, мы отклонились. Мы должны сокрушить теорию ископаемого (имеется в виду теория эволюции по Дарвину). Свами Махарадж дал вам это указание. Он говорил о необходимости сокрушить подобное представление. По Беркли источник всего сознания, и не ум пребывает в мире, но мир в уме; если отсутствует концепция, представление, то и реальности нет.
Преданный: Отсюда происходит английское выражение „No matter – never mind“, нет материи – не обращай внимания. Это игра слов.
Шридхар Махарадж: В конечном счете всё это выдумка, нечто воображаемое, поэтому не обращай внимания, нет мира, не важно.
Преданный: Махарадж, я хотел спросить, напротив Девананда Гаудия Матха находится скульптура – лев кусает слона. И Хамсадута Махарадж спрашивал меня, каков смысл этой символики. Мы недоумевали, почему лев кусает слона.
Шридхар Махарадж: Я не признаю подобную символику, я против.
Преданный: Слон – это саттва-гуна, Махарадж, а лев – раджа-гуна, да?
Шридхар Махарадж: Слон – это вахана Анантадева, а лев – вахана Деви, и слону должно отдаваться предпочтение. Я не одобряю подобный символизм. Столь многие символы в этом месте – аномалия. Джагай и Мадхай, Васудев, Девананда Пандит в качестве стражников – это предосудительно. Мурти многочисленных богов, столь многие вещи там, я не одобряю это. Я высказывал мою точку зрения, но они были разгневаны.
Преданный: Я говорил об этом Хамсадуте Махараджу. Хорошо, а какой была их идея, почему они… У нас теперь есть правильное представление, но какой была их идея? Индия одерживает верх над британским правительством, лев был символом англичан, эмблема Британской империи. (преданный шутит).
Шридхар Махарадж: Возможно, они думают, что они Вайшнавы, подобные львам, и, возможно, слон символизирует большинство шакта-пандитов. Широкие массы подобны львам, мы атакуем вас, возможно, так.
Преданный: Но какая связь между слоном и шактами?
Шридхар Махарадж: Такую связь я не нахожу, но мы находим: слон носит на себе Анантадева. Иногда говорится, Анантадев пребывает на спине слона, а лев всегда носит на себе Деви, Дургу Деви. Каким символом Вайшнавизма может быть лев, если тринад апи суничена и т. д.?
Преданный: Сварупа Дамодар Махарадж открыл школу в Манипуре и работал в последнее время месяц за месяцем не покладая рук над открытием этой школы.
Шридхар Махарадж: А как обстоят дела с его центром, который, предполагалось, здесь откроется? Чем скорей, тем лучше.
Преданный: Пришел Атрея Риши Прабху, он сидит здесь.
Шридхар Махарадж: Где?
Преданный: Вон там. Он пришел, когда вы говорили, поэтому я не стал прерывать вас, объявлять о его приходе. Мы хотели прийти вместе, но Сварупа Дамодар так торопился, что мы ушли без него.
Преданный: Я упрямый, это моё единственное качество, как козел.
Шридхар Махарадж: Твое упрямство – это твоя квалификация, никто не может победить тебя.
Преданный: Он говорит, что козел – символ упрямства, но бык упрямый, a не козел.
Шридхар Махарадж: Всё, что соприкасается с Кришной, превращается в драгоценный камень. Кришна может использовать все что угодно, Он высочайший, приводящий в гармонию, гармонизирующее начало. У меня такой вопрос. Я направил письмо, в котором высказывалась просьба: в будущих публикациях ISKCON убрать из них любые высказывания Свами Махараджа, направленных против его духовных братьев по просьбе последнего, такой была моя просьба.
Преданный: Я думаю, что этот вопрос будет поднят на следующем собрании BBT (Bhaktivedanta Book Trust), отдельном от собрания GBS.
Шридхар Махарадж: Собрание BBT, они ведь тоже подчиняются GBS, нет?
Преданный: Они совершенно независимы.
Шридхар Махарадж: То есть просьба будет озвучена на этом собрании или будет отправлена в мусорную корзину?
Преданный: Я не знаю, собрание BBT состоится сегодня, и мы посмотрим. Если я получу копию от Акшаянанды Махараджа…
Шридхар Махарадж: А кто члены комитета BBT? Кто они?
Преданный: Я сам, Бхагаван Махарадж…
Шридхар Махарадж: А как тебя зовут?
Преданный: Хамсадута.
Шридхар Махарадж: То есть ты один из членов?
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Ты видел мою просьбу?
Преданный: Нет, я не видел, но Акшаянанда Махарадж даст мне копию.
Шридхар Махарадж: Ты сейчас очень слаб?
Преданный: Нет, он очень силен, здоровье у него в порядке, Махарадж.
Шридхар Махарадж: И мы все счастливы это видеть, но он стал более удовлетворенным, более смиренным, нет?
Преданный: Я работаю без тесного контакта, умиротворенно, не то что бы не сотрудничая, но не принимая непосредственного участия.
Шридхар Махарадж: Не вмешиваясь?
Преданный: Да, не вмешиваясь, я просто делаю позитивную работу, занимаюсь публикацией книг. Мы напечатали книги нашего Гурудева превосходным образом, безупречно настолько, что все хотят получить эти книги.
Шридхар Махарадж: Но он не получил копию моей просьбы.
Преданный: Мы печатали книги в Сингапуре.
Шридхар Махарадж: Там это стоит дешевле.
Преданный: Да, треть цены по сравнению с другими местами. В Японии тоже.
Шридхар Махарадж: В Японии тоже стоит меньше публикация?
Преданный: Нет, сейчас в Японии очень дорого.
Шридхар Махарадж: Я слышал, Свами Махарадж подписал контракт с японским издательством.
Преданный: То было многие годы тому назад, но с тех пор японская экономика поднялась, поэтому публикация в Японии стоит приблизительно столько же, сколько и в США.
Шридхар Махарадж: Джаятиртха Махарадж не пришел сегодня, он там?
Преданный: Да, он там.
Шридхар Махарадж: Многие его ученики, члены его группы из Лондона, возможно…
Преданный: Сегодня утром будет заседание комитета, членом которого является Джаятиртха Махарадж также. На этом собрании будут обсуждаться духовные братья, которые пришли сюда, к вам.
Шридхар Махарадж: А Хамсадута Махарадж не принимает участие, его исключили?
Преданный: Нет, этот комитет состоит из пяти человек.
Шридхар Махарадж: Кто они?
Преданный: Джаятиртха Махарадж, Бхакти Сварупа Дамодар Махарадж, Тамал Кришна Махарадж – трое, Бхагаван, Киртанананда – пять, Джаяпатака – шесть.
Шридхар Махарадж: Я подумываю о том, чтобы разорвать связь с ISKCON, я хочу покоя.
Преданный: Пожалуйста, не делайте этого, Махарадж, мы нуждаемся в вашей милости.
Шридхар Махарадж: Я буду жить независимо здесь, и тo, что я считаю лучшим, я буду поступать соответственно.
Преданный: Махарадж, пожалуйста, оставайтесь нашим доброжелателем.
Шридхар Махарадж: По просьбе Свами Махараджа, неоднократно звучавшей, позаботиться об ISKCON я делал что-то, но я не думал в то же время, что он покинет этот мир прежде меня. Он просил меня в общем и целом позаботится об ISKCON, и первоначально я испытывал к ним некую любовь, поскольку столь грандиозная работа была проделана, немыслимая. Успех Гаудия Матха в целом, движения Махапрабху, Сознания Кришны. Мы уже продали свои головы Сознанию Кришны и Махапрабху, и мы видим подобную всемирную победу. Естественным образом мы не можем не прeклонять наши головы перед этим явлением, мы испытываем гордость. Но это не означает, что я отвергну моё собственное существование, мою личность.
Преданный: Махарадж, но негативные элементы, которые не ценят вас по достоинству, временны и незначительны.
Шридхар Махарадж: Я достаточно стар, я не в силах терпеть подобное беспокойство. Вы все хотите слушать меня, но эти записи моих бесед представляются лидерам ISKCON врагами. Что это такое? Они сами приходят сюда и слушают меня, но когда мои высказывания распространяются, то эти записи кажутся им врагами, угрозой для них, это очень прискорбно. В старости я вынужден терпеть подобные нежелательные явления.
Преданный: Но в «Бхагаватам» говорится, что великие души всегда работают ради блага других.
Шридхар Махарадж: Да, парадукхадукхи, такова их природа, они не испытывают страдания сами, но испытывают их, видя страдания других. Но я не в силах терпеть, и по своей природе я не склонен вмешиваться, настолько, что меня назвали любителем комфорта, я не агрессор. Я не склонен к проповеди, но больше склонен к познанию, аспект познания, поиска преобладает во мне, эта сторона.
Преданный: Но они американцы, они делают что-то.
Шридхар Махарадж: Находить новый свет, новое понимание в священных писаниях, словах моего Гуру Махараджа, каждый день в новом свете видеть эти истины, я могу чувствовать это. Всё безгранично, каждое слово, буква обладает безграничными характеристиками. Я скорее занят внутри моего существа такого рода поиском, исследованием, но эти внешние беспокойства чрезмерны, они наносят ущерб даже моему здоровью, эти нежелательные явления.
Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.