«Беспомощному помогут»
«Беспомощному помогут» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами, май 2012 года, Таиланд
- Собственные усилия или как повезёт? (00:00)
- Духовный мир построен исключительно на личных отношениях (01:09)
- О выборе духовного учителя (03:07)
- Что мешает нам продвигаться вперёд? (10:13)
- Смерть — это потеря веса и ощущений (15:27)
- Возможно ли к смерти подойти без страха? (18:04)
- Как предаться Богу? (20:43)
- Можно ли без Гуру служить Богу? (22:15)
- Учитель не может иметь кармы (24:05)
- Преданный важнее (26:22)
- Что требуется от ученика? (29:34)
- Важны ли атрибуты служения? (34:21)
- Подлинное смирение (38:32)
Беспомощному помогут
Лекция Б. Ч. Бхарати, май 2012 года, Таиланд
# 00:00
Собственные усилия или как повезёт?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это только по случайному стечению обстоятельств, я никаких усилий не прилагаю. Как кому повезет, понимаете, два человека прилагают одинаковые усилия: у одного получается, у другого – нет. По крайней мере, я считаю, что никаких, от тебя ничего особенно не зависит. Один чуть-чуть усилия приложил, у него попёрло, а другой всю жизнь, как ишак, трудится, и у него ничего не получается.
Слушатель: Но цели ставить, желания желать какие-то?
Б. Ч. Бхарати Свами: Бессмыслено. Желать хорошие ботинки к зиме, а завтра можно без ног остаться.
# 01:09
Духовный мир построен исключительно на личных отношениях
Слушатель: Ну а как вот так вот довериться Кришне, допустим, или это нужно инициацию?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы всё равно кому-то должны довериться, но лучше Кришне.
Слушатель: Надо инициацию обязательно получить? Или это можно делать не получая инициации, не ища духовного учителя?
Б. Ч. Бхарати Свами: Без духовного учителя невозможно, потому что он как рекомендатель тебя. Потому что духовный мир построен исключительно на личных отношениях, вся суть духовного мира – это личные отношения. Откаты, всё не по закону, а на личных отношениях, то есть там важно не что знаешь, а кого знаешь. Духовный учитель – это тот, кто имеет туда вход. Как в стан государя, какие бы ты ни имел способности, все зависит от личной преданности. Всё на личных отношениях построено. Там такая клановость.
Слушатель: Получается, учитель за руку ведёт тебя туда?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он тебя представляет. Он говорит, что даже ты сам того не понимаешь, он там в своем сверхмегауровне, он представляет что вот, вот ещё есть такая душа. Как она себя поведёт, это уже другой вопрос, но рекомендацию он даёт. Даже в материальном мире никуда нельзя без учителя. В любой науке должен быть учитель.
# 03:07
О выборе духовного учителя
Слушатель: Как выбрать учителя, Махарадж? Как понять, что это именно то, что ищешь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы уже много раз говорили, что сначала ты принимаешь учителя формально, то есть ты принимаешь учителя, потому что тебе нравится некая концепция, некая идея, тебе нравится некое учение, и этот человек, он формально последователь или представитель этого учения. Ты принимаешь формальную инициацию, а потом ты уже должен принимать не формальную, уже приглядываться к его личным качествам.
Слушатель: Откуда появляется желание искать духовного учителя?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, это желание от смирения гордыни. Человек, когда принимает учителя, это от того, что он сознает, что сам он не способен продвигаться, сам он высоты не возмёт. Ему нужен проводник, ему нужен помощник. Ведущий ему нужен. Таким образом он смиряет свою гордыню: «Я не могу без поводыря, я не смогу пройти, потому что я слепой» – это есть акт усмирения своей гордыни. Сам по себе этот акт, он даёт квалификацию ученика. То есть для того, чтобы принять учителя, достаточно признать для себя необходимость иметь учителя.
Слушатель: Как это необходимость?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как вы определяете, когда вы хотите в туалет, как вы определяете?
Слушатель: Позыв идёт внутренний.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот видите. Сами ответили на свой вопрос.
Слушатель: Неужели так просто. И у вас так было?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я уже не помню. Не помню, как у меня было. У всех по-разному, как правило, человек просыпается с мыслью, что дальше я без учителя не могу. Это как человек с психологическим расстройством, он пытается сам справиться, справиться, потом он в какой то из дней просыпается и понимает, что без квалифицированной помощи психиатра он не обойдётся или там нарколога. Ну не могу я обойтись. И он идёт искать помощи.
Слушатель: Я по себе могу судить. Я очень долгое время не признавал, что я алкоголик. У меня девушка говорит: «Ты алкоголик». Я говорю: «Какой я алкоголик? Я пью столько же, как и все». – «Нет, ты алкоголик. Ничего, что ты каждый день пьёшь?» Я говорю: «Я же не напиваюсь в хлам». Мне было сложно признать это, и вот она мне это сказала.
Б. Ч. Бхарати Свами: Когда ты это признаешь, это первый шаг к выздоровлению. В данном случае она сыграла роль гуру. На том поприще, она вам помогла, открыла вам глаза. Гуру тоже открывает глаза. Он говорит, что на самом деле, ребята, вы бултыхаетесь в многослойном обмане, в иллюзии. Бултыхаетесь и вы страдаете из-за того, что вы мните себя не тем, кто вы есть на самом деле. Вы алкоголики. Они говорят: «Да нет, у нас всё нормально: машина, дача, карточки банковские, всё нормально». Учитель объясняет им какие-то законы, которые необходимо знать, чтобы по крайней мере прийти в состояние умиротворения. А в состоянии умиротворения легче познать свою природу и действовать согласно своей природе. Это как рыбе объяснить, что она рыба, ей станет легче, она по крайней мере не будет крыльями махать. Так же учитель говорит, что вы стадаете из-за того, что вы предали свою собственную природу, вы по природе слуги Господа, слуги Кришны, – это ваша природа. Вы страдаете из-за того, что вы себя мните хозяевами, господами, а этот пост уже занят, эта должность, должность Вседержителя, Всевышнего, она уже занята, к сожалению. Остаётся только быть Его рабом, Его слугой. Если вы вернёте себе свою природу, то вы будете снова умиротворены.
Слушатель: Но это же сложно – признаться себе в своей неправоте.
Б. Ч. Бхарати Свами: Самое сложное. Признаться в своей неправоте – это самое сложное, что есть на свете. Сказать себе, что я был не прав… Не знаю, что может быть сложнее. Но действительно признаться в своей неправоте, не так, не голословно, а по-настоящему.
Слушатель: Иногда кажется, что живёшь зря. Что это значит, что это может быть?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, это люди с образованием психологическим, психоаналитическим могут помочь.
# 10:13
Что мешает нам продвигаться вперёд?
Слушатель: Ну а если вот, допустим, надо же на что-то жить, там оплачивать квартиру, семью заводить, детей?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, я просто об этом не задумывался. Наверное, надо.
Слушатель: А у вас есть дети?
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть, но они уже взрослые.
Слушатель: Так, а как, чтобы в жизни гармонично всё было? Идти так, чтобы и дети были сыты, накормлены? Чтобы всё получалось.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как раз это и мешает идти. Потому что всё, что вызывает у тебя чувство собственности, это как раз мешает идти. Как говорится в писаниях: «Чем тяжелее тюрбан, тем быстрее идёшь на дно». Тюрбан – это семья, дети, это чувство собственности, то есть можно иметь то, что вы говорите, но не иметь к этому чувства, что это моё. Взял на прокат. Как только начинаешь думать, что это моё, тогда начинаются проблемы.
Слушатель: Не отождествлять себя с предметом. Не привязываться.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не привязываться к этой илюзии, это масса, единая масса, просто что-то воспринимается глазами, что-то – ушами. Всё едино, но в этом единстве мы что-то воспринимаем глазами, а что-то не воспринимаем, и поэтому кажется, что предметы разделены друг с другом. Там висит зеркало, там едет машина, там летит самолет, кажется, что это разные предметы, а это всё единая масса, энергетическое поле. Просто оно так нам кажется, в виде предметов. Это всё просто энергия. Чего к ней привязываться? Как вот тесто, из него можно вылепить одно, другое, третье, но всё равно это будет тесто. Так же и материя, из неё можно вылепить жену, детей, дом – это всё одна масса. Чего к ней привязываться? Звучит жестоко, но вы же спрашиваете, как сделать так, чтобы не страдать.
Слушатель: Как это понять? Вот вы так живёте, вы четко понимаете.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как я живу, я и сам не знаю.
Слушатель: Хочется на чьём-то примере, как он это ощущает.
Б. Ч. Бхарати Свами: Всё равно ощущения не передаются. Не привязываться, не считать ничего своей собственностью, тогда не будет страданий. Не будет восторгов и не будет страданий. Чтобы не было разочарования, не нужно очаровываться.
Слушатель: Не очаровывайся и не будешь разочаровываться?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да.
Слушатель: Да, я вспомнил эту пословицу. Здорово.
Слушатель: Мы же разочаровываемся практически во всём, что касается этого мира?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы сюда попали на несколько лет. Даже не на какое-то коротенькое время. Ещё вчера в школу ходили. Сегодня уже дети ходят, заканчивают. Буквально, жизнь она так… Привязываться – это всё равно что привязываться, в электричке едешь в окно смотришь и привязываешься к домам, которые мимо тебя пролетают. О, я бы там вот это сделал, вот это подчинил, а ты уже на другой станции.
Слушатель: Как, по-моему, Иисус говорил: «Жизнь – это мост, который надо перейти, не построив жилища».
Б. Ч. Бхарати Свами: Отлично.
Слушатель: А откуда это выражение взялось: «Мужчина должен родить сына, построить дом, посадить дерево».
Слушатель: Из закавказья, там это такая истина самая мощная.
Б. Ч. Бхарати Свами: Построить жену, посадить сына и вырастить дом.
# 15:27
Смерть – это потеря веса и ощущений
Слушатель: Какой-то философ аюрведической культуры, сейчас дословно не помню, разговор был, мысль одна мне понравилась. Не знаю, как к ней отнестись сейчас, она меня поразила, что каждые день – это микрожизнь, а каждый вечер – это микросмерть мы переживаем, то есть на следующий день мы просыпаемся, и у нас есть уже груз вчерашнего дня, это как карма уже. И так по новой, то есть смерть мы переживаем каждый день.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, всё растворяется, всё исчезает. Смерть – это потеря ощущений. Что такое смерть? Помимо того, что это сбрасывание веса до нуля килограммов, это ещё и потеря ощущений. Например: вдруг тебе отключили запах, отключили прикосновение, отключили зрение, потом отключили память – это и есть смерть. Но при этом ты жить остаёшься, ты остаешься самоощущаться. После смерти самощущаещь, что я есть, но ты не знаешь, кто ты такой, но я есть, я есть. Потом – бац! – и ты заново рождаешься.
Слушатель: И по новой.
Б. Ч. Бхарати Свами: И по новой. Опять учиться надо, добывать себя пропитание. Потом нужно учиться отбить самку, вычленить себе самку, потом её уберечь, а потом уберечь потомство, которое появляется от этой самки. И это во всех формах жизни, просто у человека – учиться добывать себе на пропитание, проходит через какую-то школу. Ты ходишь глупостям каким-то десять лет учишься. Только для того, чтобы научиться добывать себе еду. Ходишь там учишь законы Ньютона, всякую историю, естествознание, там еще науки.
# 18:04
Возможно ли к смерти подойти без страха?
Слушатель: Мы же ко сну подходим с удовольствием, а к смерти – со страхом. В этом разница. Возможно ли к смерти подойти без страха?
Б. Ч. Бхарати Свами: Понять, что смерти не существует. Её же не может существовать. Смерть – это переход в небытие, да? По определению. Начнём с определения. Что такое смерть? Это переход от бытия к небытию. А существует ли небытие? Нет, небытие не существует, потому что это по определению несуществующее, оно не существует. Нет такого небытия. Поэтому переход в небытие невозможен. Возможен переход из одного бытия в другое. Но переход из бытия во что-то, чего нет, невозможен.
Слушатель: Мне всю жизнь было интересно, а может реальная жизнь – это та, когда мы засыпаем, во сне, может, там реальныя жизнь, а тут мы спим?
Б. Ч. Бхарати Свами: И та и другая – сон, но сон реален. То есть это реально, но это сон. Вы когда во сне, вы же ощущаете-то реально всё во сне.
Слушатель: Чувства есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, страхи. Стах настоящий во сне. Боль, удовольствия. То есть там чувства одинаковые. Чувства настоящие, они, правда, вызваны не настоящими вещами, но сами чувства настоящие. Точно так же и здесь страх присутствует, страх потерять что-то, например, страх потерять своё тело. Смерть ещё у них называется. Страх-то настоящий, но сама потеря тела не настоящая, это невозможно.
Слушатель: Я пробовал осознаться во сне, то есть практика такая в осознанном сноведении. И я пробовал, у меня получилось два раза. Я месяц целый по инструкции всё делал.
Б. Ч. Бхарати Свами: Грибы надо употреблять?
Слушатель: Нет, ничего не надо.
# 20:43
Как предаться Богу?
Слушатель: Как не впасть в фанатизм?
Б. Ч. Бхарати Свами: Предаться.
Слушатель: Как предаться?
Б. Ч. Бхарати Свами: Подписать с Ним контракт, сказать, что «я теперь Твой вечный раб. Всё, что Ты будешь делать для меня, я приму как благо. Распоряжайся мной, я Твоя собственность». Контракт с Кришной подписать.
Слушатель: То есть это не именно принять инициацию?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Инициация – это чисто формально.
Слушатель: А то, что это дают: чётки, мантру?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это важно, конечно, если вы вступаете в какую-то школу, в какой-то клан. Клан преданности. То есть вы не можете втупить в клан, не получив приглашения. Но Кришне вы можете в душе предаться. И Он покажет вам учителя когда-нибудь.
Слушатель: Меня этот вопрос всё время мучает: обязательно нужно быть преданным, получив духовное имя, или, может, жить так, с чувством откровенности, любви?
Б. Ч. Бхарати Свами: Невозможно. Это значит, вы, если вы говорите, что я сам с Богом разберусь, мне не нужен учитель, не нужны формальности, это вы говорите, что я … Вот у Него там много преданных близких, и я просто их растолкаю локтями и к Нему лично приду. И Он … Да, там у Него много знакомых, друзей, любовниц, но Он их всех в сторону подвинет и скажет: «Так, ребята, давайте-ка, вот у Меня тут новый друган есть». Это очень самолюбиво.
Слушатель: Но я считаю, что в сумме из того, что я знаю, может, я ошибаюсь, что, чтобы принять инициацию, нужно быть готовым – это раз, для того, чтобы не подвести учителя.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот это как раз формально, потому что вы его не подведёте, потому что он не зависит от вас. От ваших действий учитель не зависит. Он независим.
Слушатель: И Он не отвечает за тебя?
Б. Ч. Бхарати Свами: Перед кем?
Слушатель: Перед Кришной.
Б. Ч. Бхарати Свами: У Кришны Свои дружеские отношения.
# 24:05
Учитель не может иметь кармы
Слушатель: Но я слышал, что …
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, в ISKCONe так практикуют. Они говорят , что учитель несёт карму за ученика. Тогда Он не учитель, если он подвержен карме. Он не учитель. Учитель не может иметь кармы. Подлинный учитель не может иметь кармы, потому что он близкий друг. Я говорил уже, что там важно не что, а кто тебя знает. Не важно, что ты знаешь, вот есть справедливые суды, там важно, что ты знаешь, для адвоката очень важно или для подсудимого очень важно, что он знает, какие факты, какие доказательства, а в несправедливом суде важно, чтобы ты лично судью знал. У тебя может быть совсем плохая линия защиты, и видели тебя в этом месте, и узнали, и нашли орудие преступления при тебе, отпечатки пальцев – всё против тебя, но ты лично знаешь судью. Он скажет: «Не виновен». – «Как так?» – «А вот так». Вот в духовном мире, там несправедливый суд, всё для своих, поэтому учитель входит в ближний круг. Подлинный учитель, мы сейчас говорим не о имитаторах, а о подлинном учителе. Вот он входит в ближний круг Кришны. Поэтому если кто-то там, если кого-то он пытался вытянуть из трясины, но тот накосячил, то учитель за это не несет ответственности. У него с Кришной дружеские отношения.
# 26:22
Преданный важнее
Слушатель: А что изменится при том, что ты, допустим, неинициированный предаешься Кришне или получаешь инициацию?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ничего.
Слушатель: А какой тогда смысл?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это акт осознания своей беспомощности. Если ты не принимаешь учителя, то ты тем самым декларируешь: «Я могу сам». А так ты говоришь, что я сам не могу, я беспомощен. Беспомощному помогут. Если ты сам можешь, иди сам, никто не возбраняет. Только вот это: «Я могу сам» – это следствие того, что человек, душа, не осознает вершину, высоту той горы, куда он собрался залезть. Он просто не понимает это ещё, насколько она высока и насколько у него нет вообще шансов туда забраться, то есть иметь личные отношения с Кришной, то есть быть одной из тех, кто в Его гареме. Когда душа осознает невозможность, тогда принятие учителя подлинное. Покуда она думает: «Ну он там мне чуть-чуть поможет, я приму там инициацию, он меня там подведёт, а дальше я уже сам. Он меня выведет на какой то уровень, а дальше я уже потопаю, у меня всё нормально, то есть у меня там уже всё припасено: и ледорубы, и скалолазы, и баллончики, и рюкзаки, и спальники. Я уже там сам. Мне главное вот сюда вот вывести». Вот он не понимает еще той высоты. Не 8 000 метров, там бесконечно. Но потом происходит переворот в сознании, ты осознаёшь, что те, с кем ты идешь, что тот, кто тебя ведёт, он важнее, чем даже Кришна. Когда ты долго в борьбе, ты осознаёшь, что товарищ, который рядом с тобой, непосредственный командир или непосредственно товарищ, с которым ты плечом к плечу, он важнее, чем фюрер. Хотя клятву ты даешь фюреру, когда ты поступаешь в войска СС. Они давали клятву фюреру, но, пройдя огонь и воду, они понимают, что не фюрер-то важен, а братан. Но это на поздних этапах. Как Шридхар Махарадж говорит, что преданность важна, но преданный еще важнее. Кришна, преданность – это всё важно, но преданный еще важнее. Но это, опять повторюсь, на высоких этапах.
# 29:34
Что требуется от ученика?
Слушатель: А есть какие-то условия, не знаю, как назвать это слово, которые требуются от ученика? Мало того, что он готов…
Б. Ч. Бхарати Свами: Держать своё слово.
Слушатель: А что?..
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это в разных школах по-разному. Вы поступаете там в школу живописи, и мастер говорит вам, подмастерью: «Ты должен мне каждое утро разбавлять краски, акварели там делать, растирать штуки для красок». Или ты должен, как Микеланджело учился, он должен был стирать пелёнки детей своего учителя. Как получится. А учитель видит смирение, преданность, так завоёвывается сердце учителя. А это в разный школах по-разному, если вы поступаете в музыкальную школу, то там одни требования, как, например, актеры говорят: «Мы там учились во ВГИКе, я ходил в мастер-класс в вот этот. Что такое мастер-класс? Это как я получил посвящение у такого-то, а я ходил в мастер-класс такого-то, и там у учителей разные требования. Это называется мастер-класс. Что такое Матх? Это именно мастер-класс. Есть много школ преданности. Помимо того, что есть формально четыре сампрадаи: от Брахмы, от Шивы, от Лакшми и от четырёх Кумаров. Разные школы преданности. В каждой школе есть ещё свои подшколы, свои мастер-классы. То есть есть консерватория, и в ней есть свои мастера. Они все дают разные задания. В ISKCONе, там больше на формальность, там ты не должен мяса есть, то есть физические какие-то указания, там мясо не есть, не совокупляться вне брака, азартные игры и не есть яйца. Четыре регулирующих принципа: не есть мяса, не есть рыбу и не есть яйца и ещё лук. Мясо, рыба, яйца и лук.
Слушатель: Что я слышал, это: не есть мясо, рыбу,яйца, не заниматься незаконным сексом, не участвовать в азартных играх…
Б. Ч. Бхарати Свами: И повторять 16 кругов незаконного секса.
Слушатель: 16 кругов мантры повторять, Кришна.
Б. Ч. Бхарати Свами: В нашем Матхе, там нет этих формальных… Там ест: быть смиренным, терпиливым, оказывать почтение всем и не ожидать почтение к самому себе. Вот эти принципы, которые я перечислил, они в себя включают формальные принципы ISKCON. Можно формально соблюдать. Например, какая-то птичка сидит в клетке и соблюдает четыре регулирующих принципа, она не есть мясо, рыбу,яйца, она не занимается незаконным сексом, не ест лук, чеснок, но преданная она или нет? Попугай, допустим, сидит в клетке, повторяет мантру и не занимается незаконным мясом. Есть как бы формальные воплощения принципов, а есть сами принципы. Если ты соблюдаешь принцип, а не формальное его воплощение, то тогда то, что перечислено в ISKCONе, оно само по себе…
Слушатель: Еще раз повторите, пожалуйста.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это в «Шикшаштаке» есть.
Слушатель: Ну я повешу.
Б. Ч. Бхарати Свами: Смирение, терпение, уважение всех и не ждать уважение к себе.
# 34:21
Важны ли атрибуты служения?
Слушатель: А вот эти вот атрибуты: чётки, кантхималы, одежда. Это обязательно, когда принимаешь учителя?
Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, я не знаю.
Слушатель: Ну вот, как вот у вас, я просто не знаю, мне интересно? Вроде, хочешь развиваться, а одежду эту не хочется носить.
Б. Ч. Бхарати Свами: Тебе это мешает развиваться?
Слушатель: Да нет, не мешает. Просто не хочется мне вот эту одежду носить, вот эти вот косички отращивать. Я понимаю, что Кришне вообще это ничего не надо, ошейники … Он говорит: «Это у меня ошейник», я говорю: «Почему?», он говорит: «Кришна держит меня за него». Я говорю: «А косичка зачем?», он говорит: «Чтобы вытянуть». А вот дхоти зачем?
Б. Ч. Бхарати Свами: Всему причина – преданность. Если ты предан учителю, а учителю нравится, что ты к нему приходишь в гости в таком виде: с Туласи, с шикхою, в дхоти, то ты это делаешь, потому что учителю это нравится.
Слушатель: А учителю, может быть, нравится и другое?
Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, я не знаю. Моему учителю нравилось, когда к нему в гости преданные приходили в дхоти, с Туласи, когда они аккуратно одеты были. Дело в преданности, а из преданности уже следует всё остальное.
Слушатель: То есть нужно сначала быть готовым … к преданности? Быть преданным.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Преданность, она уже диктует, как ты будешь вести себя в жизни. Как ты будешь одеваться. Если у тебя есть преданность, то вот это чувство поможет тебе решать сиюминутные задачи. Если у тебя преданности нет, то ты будешь обличён в некую форму, но ты не будешь знать, как тебе поступить в каждый конкретный момент. То есть ты прочитал, что нужно ходить с косичкой или там в дхоти. А вот бывают такие ситуации, что это приведёт к мордобитию, ну не знаю, неудобно, например. А ты не сможешь подстроиться под эту ситуацию, потому что у тебя есть формальная установка.
Слушатель: Я не понимаю. Если ты предался Кришне, то это всё остальное … Ну какая разница в чём ты одет? Если ты служишь Ему и предан искренне. Непонятно мне. А это для учителя ты всё это делаешь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я да. Гурудеву моему нравилось, что я вот так одеваюсь.
Слушатель: А сейчас у вас нет учителя ?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он умер. В десятом году, по-моему. После его ухода всё так скомкалось, я даже не…
# 38:32
Подлинное смирение
Cлушатель: А вот по поводу четырех регулирующих принципов. Терпение ещё более-менее понятно, а вот смирение… Достаточно сложно однозначно, одна и та же ситуация может выглядеть с одной стороны как смирение, а с другой… Достаточно не просто… Истинное смирение, как это?
Б. Ч. Бхарати Свами: Смирение – это осознание того, что с тобой происходит. Всё, что тебе посылается, Господь делает тебе во благо. Если ты знаешь, что всё, что Он тебе посылает, это во благо, то тогда смирение, отсутствие гнева наступает. Например, мы можем гневаться, когда девушка на стойке регистрации самолета затягивает, упирается… [неразборчиво] А самолёт потом разбивается. Только потом ты понимаешь, что она оказалась твоей спасительницей. А если бы ты заранее это понимал, то у тебя бы не было к ней ни злости, ты бы не роптал на судьбу, ты бы понимал, что так и должно быть. Это и есть смирение. Всё, что с нами происходит, посылает нам Господь для нашего же блага. Когда ты это осознаешь, то это тебя подталкивает, как поступать в каждой конкретной ситуации. Где-то нужно бороться, где-то нужно сдаться. По-разному. Смирение, в этом нет формальности. Смирение не подсказывает тебе, как поступать. Смирение не ставит тебя в определенные рамки при каждой ситуации, что вот я всегда буду… Мне дают пощечину, а я всегда буду ему кланяться. В каких-то случаях надо дать ответ, в каких-то случаях смириться. Если есть внутреннее смирение, тогда ты знаешь.
Господь нас ведёт к месту, откуда мы отправимся в потусторонний мир. Где-то Он нам ставит препятствия, чтобы проверить нашу готовность выдержать перегрузки. Допустим, ракета улетает, нам надо добраться до космодрома. Он ставит нам препятствия, когда мы уже будем в одной команде, чтобы не было конфликтов психологической совместимости. Он в жизни ставит нам препятствия, мы проходим это как уроки. Это называется смирение. Принять всё как добрый урок от Господина. Прежде всего идёт преданность учителю. Если у тебя есть связь с Ним, даже если она воображаемая, ты себя спрашиваешь: «А мой учитель был бы доволен, если бы я вышел на харинаму». – «Он был бы, конечно, доволен. Значит, я пойду». То есть преданность тому, кому ты доверился, она коренная причина, это корень, а всё остальное следует.
Может быть такая ситуация: «А мой учитель был бы доволен, если бы я пошёл на харинаму?» – «Нет, он бы не был доволен. Значит, я не пойду». То есть это как если, когда ты влюблен в кого-то. Будет ли она довольна вот этим вот поступком? Да, будет. Значит, я его буду делать.
Транскрипция: Егор
Корректор: Вишнуприя Д. Д.