«Называть кучу мусора собой»
«Называть кучу мусора собой» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами, май 2012 года, Таиланд
- Бхакти – любовное служение Господу (00:00)
- Что такое жизнь как процесс? (07:47)
- С чего нужно начать осознание себя? (14:39)
- Поиск Счастья (19:44)
- Действие равно противодействию (25:16)
- Отнестись с пониманием к попутчикам (26:26)
- Сознание Кришны делает наш неосознанный поиск осознанным (30:07)
- Почему душе трудно сбросить все искусственные оболочки? (35:44)
- Как душа привязана к телу? (37:40)
- Материальный мир – это набор качеств, а не предметов (41:55)
- Люди могут меняться? (52:54)
- Каждая душа – это личность (56:41)
- Страдания, выпавшие на нашу долю – это наше невежество (01:04:37)
- Гордыня – это ложное самоопределение (01:10:31)
- Какова ценность человеческой жизни (01:14:46)
- Если нет похоти, надежды, то не будет и страданий (01:16:57)
- Действуй, но пойми, что действуешь не ты (01:20:40)
- Когда душа покидает тело (01:24:57)
НАЗЫВАТЬ КУЧУ МУСОРА СОБОЙ
#00:00
Бхакти – любовное служение Господу
Б. Ч. Бхарати Свами: Я сейчас вкратце расскажу. Если будут какие-то возражения, то можно просто уйти.
Слушатель: Можно попросить детей потише?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не надо. Детям же бесполезно говорить: потише, погромче. Это всё равно чтоб стих нам говорил, когда потише. Природа детей – играть, поэтому бесполезно. Это их природа. Собственно, с этого я хотел начать. У нас как у живых существ есть подлинная природа и есть наносная, приобретённая. Проиллюстрировать это можно так: у нас есть чувства, ощущения, допустим, ощущение голода, органы чувств, допустим, язык и есть желудок. Скажем, желудок олицетворяет, я говорю именно олицетворяет нашу подлинную природу, а язык, который хочет испытать всё новые и новые вкусы, олицетворяет нашу приобретённую, привнесённую природу. Язык часто хочет больше есть, желудок говорит: «Уже не надо», а язык говорит: «Ну ещё вот это, а ещё такое если попробовать, сякое если попробовать?» Через какое-то время наступает конфликт интересов нашего организма: живота, печени, что там ещё есть, что принимает на себя весь удар, который берёт изначально язык, ощущает всё новые и новые вкусы, а расхлёбывать приходится печени, почкам, желудку и так далее, всем органам чувств. Это такая иллюстрация.
Точно так же у нас есть подлинный организм, ещё его можно назвать духовным телом или душой, а есть некая пелена, некое покрывало, состоящее из органов чувств. Это ум и пять органов чувств, как язык, глаза, нос, кожа и так далее, которые ощущают и которым хочется всё больше и больше ощущений. Глазам хочется приятного освещения, ушам хочется приятных звуков, языку хочется приятных вкусов, коже хочется мягких поверхностей ощутить, а уму хочется тщеславия, то есть прославления, похвальбы. Эти чувства, в том числе и ум, занимаются с нашего рождения и до смерти коллекционированием или приобретением ощущений. Как в нашем примере, страдать, как страдают печень, почки и желудок от чрезмерных ощущений, так же от чрезмерного потребительства, эксплуатации страдает наша душа. Почему? Потому что душа по природе слуга, она по природе служанка Высшему Существу. В разных традициях это называется Бог, то есть некое существо, которое находится над нами, которое наш источник и одновременно наша цель. В свое время наш учитель говорил, что стрелка часов отправляется от двенадцати, то есть двенадцать является её источником, и она приходит к двенадцати, то есть двенадцать является и её целью. Так же Всевышний, Высшее Существо, Высший Разум, как в «Гите» говорится, или Высшее Сознание, мы из Него изошли, то есть Он наш источник, и по определению Он же наша цель. И наша природа – быть Его слугой. Слугой в каком смысле? Не в плане раб на галерах, а слуга – это прежде всего тот, кто всегда ищет своего Господина, слуга – это существо, которое, когда нет Господина, себя чувствует неуютно. То есть наш поиск Высшего Разума, или Бога, является нашей подлинной природой.
Мы постоянно находимся в Его поиске, в поиске Всевышнего, или как в нашей традиции говорят, что Всевышний есть Красота, то поиск Прекрасного и есть наша религия. То есть душа всегда находится в поиске Прекрасного. Это как бы её подлинная природа, а вот наносная – это грабастать себе больше ощущений, больше славы, больше удовольствий, а внутренний человек… как Толстой говорил: «Внутренний человек от этого страдает». Внешний человек может получать какие-то удовольствия, а внутренний от этого страдает, чем больше, тем хуже. И вот бхакти-йога, то есть то учение, которое мы исповедуем, сегодня здесь получается ещё и проповедуем, бхакти-йога как раз и учит нас возродить свою подлинную природу, то есть природу слуги или ищущего ту гармонию, Кришну, и избавиться, подавить, а лучше всего – уничтожить окончательно природу потребительства, природу эксплуататорства. В этом суть бхати-йоги. Бхакти означает любовь или любовную связь, именно любовную связь с Высшей Красотой, с Кришной. То есть связи могут быть разного формата: может быть связь как партнёрские отношения, может быть связь как работник и работодатель, а вот когда речь идёт о любовной связи с Богом, то это определяется термином бхакти, то есть это как раба любви, рабство любви – это самое крепкое рабство, потому что оковы любви в голове, они не внешние. Это бхакти.
#07:47
Что такое жизнь как процесс?
Слушатель: А что тогда такое жизнь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Жизнь? Жизнь, вы имеете в виду, как процесс?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Жизнь – прежде всего это самосознавание себя, то есть если ты не сознаёшь себя, то это не есть жизнь. Осознание себя, как Спиноза говорил: «Я мыслю – значит я существую». Жизнь – это осмысление себя. Есть жизнь на уровне самоощущения, ближе подходит к животным. Они себя не осознают, они себя ощущают. В ведах говорится, что это более низкая форма жизни, когда ты не сознаёшь себя, а ты себя ощущаешь. И есть жизнь самосознательная – это подлинная жизнь. Человек находится где-то посередине: мы на самом деле живём в полуощущении себя и в полусознавании себя. Разные люди по-разному, но в целом мы где-то между животным состоянием и подлинной жизнью. Потому что если мы, как раньше говорили, сделаем фотографию рабочего дня нашего, то поймём, что мы скорее себя ощущаем, а не сознаём. Мы живём страстями, инстинктами – это и есть животная жизнь. Мы на уровне животного в основном находимся. А осознание себя – это значит осознание своей подлинной природы. Осознать кто я такой – это фактически родиться заново, потому что если мы не сознаём себя, то мы с вами не живём, мы живём чьей-то другой жизнью, чужой жизнью.
Скажем, вы утром проснулись и не помните, кто вы такой. Вам дают новую легенду, кто вы такой, вам говорят, что вы таец, вы таксист скутера. Вы в это поверили и начинаете жить как бы, но это неподлинная жизнь, ненастоящая жизнь. Если кто-то расскажет вам, кто вы на самом деле, что вы родились, допустим, в России, у вас такие-то родители, что там ваш родной дом и так далее, то есть если вам открывают вашу подлинную природу, то вы начинаете жить подлинной жизнью. Например, если рыба проснулась утром и ей сказали, что она птица: она пытается плавниками махать, она будет страдать, потому что это не её природа, а птице внушили, что она рыба, и она тоже, пока не помрёт, будет в воде бултыхаться. Если вдруг мамы или папы расскажут им, что они рыбы или птицы, они смогут летать или плавать в воде и быть счастливы. Точно так же мы по глупости своей поверили, что мы люди, но мы не люди, мы живые существа, мы искорки сознания, крупицы сознания, которые как семечко попало в оболочку яблока, но мы попали в человеческую оболочку. И мы считаем, что мы люди, что у нас есть какая-то национальность, что у нас есть возраст, причём этот возраст почему-то отмеривается количеством кругов Земли вокруг Солнца.
– Сколько тебе лет?
– Сорок.
– А как определил?
– А вот Земля сорок раз вокруг Солнца облетела.
– Откуда ты знаешь? Может, она никуда не облетала, может, она на месте стоит? Почему именно вокруг Солнца, а не вокруг?..
Это всё такие условности. Эти условности мы на себя примеряем, что мы мужчины, женщины, старые, молодые, толстые, худые, богатые, бедные, русские, тайцы, американцы – это всё условности. Мы их на себя навешиваем и таким образом угодили в неестественное для себя состояние, как птица в воду или рыба в воздухе. А подлинно мы есть маленькие искорки сознания, которые связаны с огромным пламенем. Это пламя есть Шри Кришна. Кришна, как всепривлекающая, безупречная Гармония, Красота. Искра вместе с пламенем есть наша подлинная природа, в этом наше естество, наше счастье, но мы уверовали во что-то другое, поэтому мы (в кавычках) «живём», мы как бы в полусне, нам кажется, как человек заснул и видит сон, что в этом сне он кто-то, тюлень или олень. Он принимает эту роль, он во сне копытами стучит. Когда он просыпается, то думает: «Господи, это же всё наваждение было. Вот она настоящая жизнь». Так что и мы должны проснуться в Сознании Кришны, в Сознании Всевышнего. Осознать свою связь с Ним – этому учит бхакти-йога.
#14:39
С чего нужно начать осознание себя?
Слушатель: А с чего нужно начинать осознание себя в первую очередь?
Б. Ч. Бхарати Свами: Наш изначальный Господь приходил пятьсот лет назад в образе Махапрабху, проповедника Шри Чайтаньи. Он принял облик апостола святого Имени, и Он дал нам четыре регулирующих принципа, которые помогут нам возродить своё естество – это быть смиренным, быть терпеливым, почитать каждого и не ждать почтения к себе. Четыре этих правила, которые мы стараемся соблюдать, и всегда помнить о Нём. Кришна говорит: «Всегда помни обо Мне». В нашей традиции «помнить о Нём» мы стараемся формализовать в повторении Его Имени. Если вы можете помнить о Нём – хорошо, если вы не можете постоянно помнить о Нём – мы пытаемся повторять Его Имя, это помогает помнить.
Слушатель: Вы можете поподробнее рассказать о каждом принципе регулирующем?
Б. Ч. Бхарати Свами: Смирение, терпение…
Слушатель: Что такое смирение?
Б. Ч. Бхарати Свами: Смирение – это покорно сносить все уроки, которые Господь нам посылает, никого не обвинять в своих бедах, а наоборот, радоваться тому, что Господь дал нам меньше страданий, чем мы того реально заслуживаем. Если по справедливости, нам положено ещё больше. Это смирение, то есть когда вы хотите установить с кем-то отношения, вы вынуждены себя смиренно вести, отношения с кем-то более высоким по рангу с вами, в частности с Господом. Мы смиренно принимаем всё, что Он нам посылает – это и есть смирение.
Терпение – это мы не ставим Ему временных рамок. Мы говорим: «Господь, я знаю, что Ты мне желаешь блага, но я Тебя не буду торопить, я буду терпеть сколько нужно». Это как когда вы кому-то делаете предложение, то не торопите, когда он или она согласится. Может, это через семьдесят лет будет, ну и что, значит, надо терпеть. Господу мы тоже не ставим никаких условий, мы терпим. Господь, мы хотим тебе служить. В этой мантре «Харе Кришна», Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, мы как бы пишем просьбу: «Господь, я хочу всегда быть с Тобой, я хочу быть слугой Твоего окружения, но, когда Ты меня примешь в Свой круг, я Тебе не ставлю никаких временных рамок, когда Сам захочешь».
Почитать всех и каждого – это значит понимать, что все также ищут Господа, правда, делают это они очень экзотическими и диковинными путями. Они почему-то считают, что Господь им чем-то обязан, что-то им должен, но тем не менее всё равно они Его ищут. То есть в каждом уважать его поиск, даже если его поиск Кришны лежит через отрубание вам головы – всё равно же он ищет Кришну, просто думает… Что значит искать Кришну? Это значит своё счастье искать. Если кто-то вам стреляет в голову или отрубает голову, то ведь он ничего не имеет против вас, он просто так ищет Кришну. Это надо уважать.
И не ждать уважения к себе со стороны окружающих – это гордыня, то есть отказ от гордыни. В общем, гордыня есть самый тяжкий грех, то есть жить ради репутации, гордыня. Это то, что мы стараемся исповедовать.
#19:44
Поиск Счастья
Слушатель: А эта мантра, Махамантра, которую вы сейчас произносили, её может каждый читать без посвящения, инициации?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: Она такое же действие оказывает на всех людей, как и на преданных?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не могу сказать про действие, оно напрямую зависит от искренности. Повторять мантру можно всегда, в любых обстоятельствах, и в радости, и в горе. Это, собственно, не столько мантра, сколько обращение к Богу. Это и есть самое главное. Мы, собственно, ради этого и живём, приходим на этот свет в поисках счастья, в поисках Господа, и уходим из этого мира, потому что не нашли Его. Мы приходим сюда, чтоб Его найти, и уходим, потому что не смогли Его найти. Если бы у нас была надежда Его найти, мы бы не умерли, но раз мы умираем, значит надежда кончилась. Она потом снова накапливается, и мы снова рождаемся, и всю свою жизнь, сознательную и бессознательную, мы ищем Кришну, но делаем это неосознанно. Сознание Кришны – это название само за себя говорит. Сознание Кришны – это обернуть свой поиск Счастья, Кришна на санскрите переводится как Счастье, просто мы под Счастьем понимаем некую персону, некую личность, как иногда она говорит или он говорит: «Ты счастье моё», он или она персонифицирует своё счастье… Кришна – это сгусток счастья, то есть Счастье в неразбавленном виде. Есть, например, сок, восстановленный из концентрата: 25% содержания воды, столько-то другого, так же и счастье: есть 25% содержания счастья, 0,1%, а всё остальное – бодяга, а вот Кришна – это стопроцентное содержание Счастья без добавления влаги, в кристально чистом виде. И все ищут это Счастье, просто одни делают это неосознанно, другие делают это сознательно. Те, кто делаю это сознательно, называются они в Сознании Кришны.
Слушатель: А те, кто неосознанно или даже отрицают, они тоже ищут Кришну?
Б. Ч. Бхарати Свами: А для чего они живут?
Слушатель: Я не знаю. Они живут, просто говорят, например… Я говорю: «Для чего ты живёшь?» – «Я живу, чтобы прожить своё время, которое мне назначено, и всё».
Б. Ч. Бхарати Свами: Не, а что значит прожить? Ляг тогда и лежи. Но он что-то делает, он же не просто…
Слушатель: Просто плывёт по течению.
Б. Ч. Бхарати Свами: Но что-то он делает. А что он делает? Он ищет.
Слушатель: Нет. Есть у меня пример моего брата. Он любит выпить.
Б. Ч. Бхарати Свами: А пьёт он для чего? Чтобы ему лучше стало.
Слушатель: Так я его спрашиваю: «Смысл ты мне объясни».
Б. Ч. Бхарати Свами: Он пьёт, чтобы ему лучше стало или хуже?
Слушатель: Да, чтобы расслабиться, наверное.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это всё замена. Термин «расслабиться», значит «лучше стало». То есть он напряжён, а когда выпьет, ему станет лучше. Значит, он ищет счастье. Он тоже ищет, просто он Кришну ищет на дне стакана. Но он ищет всё равно Кришну.
Слушатель: Так это получается тоже хорошо?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это надо уважать. Это не значит, что этому надо следовать, но это надо уважать.
Слушатель: Это хорошо или плохо? То есть нет таких стандартов, как правильно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы просто не можем не искать Кришну, у нас даже при желании не получится, потому что мы живём от худшего к лучшему, получается, правда, ещё хуже, но мы говорим сейчас о намерениях. Мы ищем Кришну. Например, все хотят разбогатеть, все ищут, как заработать, не у всех получается, но усилия прилагают все. Точно так по аналогии, все ищут счастье, не у всех получается, но усилия прилагают все. Как только человеку гарантированно сказать: «Ты никогда не найдёшь счастье, у тебя надежды вообще нет никакой», он не будет жить дальше. Зачем ему жить?
Слушатель: Маленько непонятно.
Б. Ч. Бхарати Свами: То есть надежда на счастье заставляет нас каждое утро просыпаться, открывать глаза и совершать какие-то телодвижения.
Слушатель: То есть даже если ты идёшь сразу наливаешь себе стакан водки, это тоже?..
Б. Ч. Бхарати Свами: Он ищет счастье.
Слушатель: Это надо уважать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Уважать надо, да.
Слушатель: А он потом превращается в животное, это как?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это результат того, что он…
Слушатель: Но если мы будем это уважать…
#25:16
Действие равно противодействию
Б. Ч. Бхарати Свами: Это как, понимаете, третий закон Ньютона, действие равно противодействию. Закон не несёт ответственности за результаты, это значит, что океанский лайнер, столкнувшись с маленькой лодкой, действуют друг на друга с одинаковой силой, но результат для лодки плачевный, хотя сила удара и для него, и для неё одинаковая. Точно так же каждый ищет счастье, но Господь не отвечает за результат. Если ты ищешь счастье на дне стакана, то ты будешь как та маленькая лодка, которая натолкнулась на большой лайнер.
Слушатель: То есть получается, большинство людей не знают, что они маленькие лодки и ищут не там?
Б. Ч. Бхарати Свами: Они не там ищут, да.
Слушатель: То есть он думает, что он находится там, а на самом деле он в другом конце?
Б. Ч. Бхарати Свами: Наше счастье в том, чтобы служить, отдавать, а мы ищем счастье в том, чтобы брать. В этом беда.
#26:26
Отнестись с пониманием к попутчикам
Слушатель: Но как относиться действительно, если человек пьёт? Мы же переживаем за него, последний стакан может привести к плачевному результату и так далее. Взять те же сигареты. Человек курит, он не понимает, что себе вред причиняет, или он знает, что это вред. Как с этим?
Б. Ч. Бхарати Свами: Просто поймите, что он к вам не имеет никакого отношения, этот человек.
Слушатель: Но вот я не хочу, чтоб мой муж пил. Как мне это ему сказать правильно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Поймите, что вас связывают временные отношения. В этом мире наши отношения – это отношения попутчиков в купе. Мы кого-то называем муж или сын. Мы сели в купе, назначили друг другу роли и начинаем страдать из-за этого.
Слушатель: Мы же никак не можем помочь, чтоб он бросил пить? У них свой путь, которым они идут?
Слушатель: Потише орите.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они не орут. Зачем детям говорить, чтобы они потише, они же дети.
Слушатель: Ищет счастье таким образом, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, просто надо уважать поиск счастья, не обслуживать его в этом, но уважать, с пониманием относиться.
Слушатель: То есть мы никак не можем повлиять?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он для вас не ближе и не дальше, чем любой прохожий на улице. Понимаете? Помочь вы можете, если станете мудрее, и он потянется к вам. Если вы будете представлять для него какой-то авторитет что ли. Если вы духовно окрепнете, то вы ему поможете. Во всяком случае не нравоучениями и нотациями, а личным примером, добротой. Только при этом не считайте его родным себе человеком.
Слушатель: Нет, я просто не хочу, чтобы он причинял вред своему здоровью, вот и всё. От какой-то сигареты человек может зависеть. Я просто сама этого не понимаю.
Слушатель: А меня другое беспокоит. Когда человек напивается, он превращается в животное, начинает вредить другим людям. Как с этим быть?
Б. Ч. Бхарати Свами: Например, так же, как этот пьющий человек для вас животное, так же для святых мы тоже животные, они тоже видят в нас животных. Не думайте, что вы выше всех. Всегда есть более возвышенные, чем вы существа. Точно так же, как этот пьяница для вас, мы для них такие же, и тем не менее они к нам относятся с терпением и смирением. Так же и вы к ним относитесь.
#30:07
Сознание Кришны делает наш неосознанный поиск осознанным
Слушатель: А если он другим окружающим приносит вред, что в таком случае?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот когда он принесёт вред, тогда задайтесь этим вопросом. Нужно задавать вопрос: «Что делать?», когда на тебя несётся самосвал. Просто, когда он несётся, тогда надо и думать. А вдруг этот самосвал состоит из мыльных пузырей? Самое бессмысленное – это моделировать: «А что будет, если?..» Когда оно будет, тогда и поговорим, тогда можно задаваться вопросом.
Слушатель: То есть жить в настоящем, правильно, да? Но очень сложно жить настоящим.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если сложно, тогда не живите, живите прошлым. Живите в будущем, мечтайте.
Слушатель: Это ещё сложнее.
Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда остаётся жить в настоящем. Сознание Кришны делает наш неосознанный поиск гармонии осознанным – смысл, задача Сознания Кришны. Есть много пластов реальности: есть космическая реальность, есть чувственная реальность, есть мысленная реальность, то есть есть физический мир, есть мир ощущений, мир мыслей. Разные люди живут в этих разных пластах реальности. Какого-нибудь философа не интересует мир предметов, он живёт мыслями, он живёт разумом, тогда как, например, какой-нибудь архитектор, политик живёт именно физической жизнью, он строит какие-то объекты, а философ строит мысли, или математик, его конструкция – формы. Нельзя сказать, что одно хуже другого, – это разные пласты реальности. А художник живёт чувствами много или музыкант. Но, скажем, мыслями или мудростью – это не высший мир, есть ещё более высокий мир – мир духа, то есть мир сердечных влечений. Это не физический мир, это не чувственный мир, это не мир мысленных конструкций, это ещё более высокий мир, он называется духовный мир, и мы как душа, принадлежим этому миру. Наше существо можно сравнить с некой пирамидой, верхушка которой находится в духовном мире, то есть душа – часть духовного мира. Дальше идёт область мысли. Это тоже наша часть. Потом идёт более толстая область чувств, потом идет физическое тело – оно самое тяжёлое, самое массивное – основание пирамиды. У каждого человека, мы сейчас говорим о людях, можно взять любое существо, но в данном случае, поскольку мы в этом рождении родились людьми, то вынуждены людские примеры применять, у каждого человека есть физическое тело, вот это видимое тело, недвижимость, что называется, есть более подвижное тело, более тонкое – чувственное тело, тело ощущений. Оно иногда проявляется, иногда мы себя видим во сне по-другому – это наше чувственное тело, оно более гибкое, более летучее что ли. Есть мир мыслей, то есть мысленное тело, о нём мало приходится говорить, потому что в нынешний век оно практически атрофировано. Ампутация мысленного органа произошла с начала Кали-юги. Оно не развито, как у нас хвост не развит, но он где-то там есть в зачатке, так же и мысленное тело тоже почти не развито. И самая верхушечка – это душа. И мир подлинный – есть та самая верхушка этой пирамиды. Другими словами, если ампутировать физическое тело, отобрать чувственное тело и мысленное тело, то мы всё равно останемся жить – это будем мы, верхушка пирамиды как часть духовного мира, искорка, а вот если её убрать, как-то уничтожить, то все эти, чувственное, физическое, тоже разрушатся. Душа первична, а всё остальное, как шлейф, тянется за ней.
#35:44
Почему душе трудно сбросить все искусственные оболочки?
Слушатель: Если душа такая мощная, то почему она не может расколоть все эти чувственные, эмоции и физические все, сказать, что есть другая реальность? Почему мы видим, допустим, сон?
Б. Ч. Бхарати Свами: Трудно, потому что душа прикипела к этому. Вы же не можете во сне усилием воли проснуться. Допустим, вы весите шестьдесят килограммов. В принципе вы можете поднять и семьдесят килограммов, столкнуть, да? То есть больше своего веса, то есть вы сильнее, чем какая-то чушка, но себя вы не можете поднять.
Слушатель: Как это?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы же можете поднять не себя даже большего веса, а себя не можете. Почему? Нет точки опоры. То есть душа, как вы правильно сказали, сильнее этого косного физического тела, она может эти все оковы разбить, разорвать и оказаться в духовном мире со своим Источником, в сиянии Божественного света у стоп Кришны. Может, но ей нужна точка опоры. Как мы не можем себя понять – нужна точка опоры. Эта точка опоры есть шри гуру. Господь посылает нам в этот мир гуру, который поможет нам разорвать эти кандалы физические, умственные. Сама по себе душа – это как раз верхушка пирамиды.
#37:40
Как душа привязана к телу?
Но мы привязаны кандалами к этому физическому телу. Привязаны как? Так же, как человек, обхвативший ствол дерева, кричит:
– Помогите, меня дерево поймало!
– Ты просто руки расцепи.
– Не могу, меня дерево держит.
Так же мы просто привязаны к телу. Как привязаны? Верой, убеждением, мы убеждены, что это тело и есть я. Нот это же глупость. Просто комок земли, воды… Из чего там тело состоит? Жидкость, твёрдость, газы какие-то. И этому комку мы даём имя собственное, мы говорим: «Сергей». Но это же просто какая-то масса, другими словами, куча мусора, но мы говорим: «Это Сергей Иванович», а это просто куча мусора в углу лежит. Всё равно что назвать кучу мусора именем собственным. Это полбеды, а главная беда, что эту кучу мусора мы считаем собой. Мы подходим к зеркалу, смотрим на кучу мусора и говорим: «Это я». Понимаете, да? Полбеды – назвать кучу мусора именем собственным, а главная беда – считать, что это и есть я. Как сумасшедший идёт по улице, видит какие-то предметы и говорит: «Это я, это я, это я», а там просто какие-то непонятные предметы. Так же и мы. Мы смотрим вот на это: кровь какая-то, жидкость, кожа и говорим: «Это я». Вот так эта самая верхушечка пирамиды, чистая, духовная себя сковала с этим подножьем, с куском… не знаю, всё равно что плитку назвать: «Это я», она же тоже твёрдая, на стяжке.
Слушатель: Тогда напрашивается вопрос: а для чего тогда вот это всё это? Мы договорились это как-то называть, стол там?
Б. Ч. Бхарати Свами: По традиции, как в компьютерной игре, вы двигаете рукой, а на мониторе ваш персонаж двигается, вы мышку вперёд двигаете, и он идёт. Через какое-то время вы уже думаете, что тот, кто там гуляет с пистолетом каким-нибудь, – это вы. Сразу у вас появляются враги в этой компьютерной игре, вы их убиваете, кушаете, жизнь себе пополняете. Там у вас такая шкала, увеличивается здоровье. И через какое-то время вы обнаруживаете, что когда там шкала здоровья маленькая, то вам и здесь как-то тоже неуютно, тоже как-то хочется быстрее найти, там пирожки валяются, да?
Слушатель: По-разному, увеличивать жизненную силу хочется.
Б. Ч. Бхарати Свами: Врагов надо убивать. Вот так же и мы находимся за гранью этого мира, этого физического мира, но мы видим, что по моей воле какая-то рука поднимается и опускается, и уже к какому-то времени мы думаем, что это я. Я хочу, чтоб рука поднялась, и она поднимается. Я делаю вывод, что это я, но это же не факт.
#41:55
Материальный мир – это набор качеств, а не предметов
Слушатель: Получается, то, что здесь мы принимаем за реальные вещи, это всё как бы?..
Б. Ч. Бхарати Свами: Мир на самом деле не реальный, а он существует только в нашей голове. Потому что если мы возьмём любой предмет, абсолютно любой предмет, который нас окружает, то это прежде всего набор качеств. Самих предметов не существует, есть качества. Мы берём этот предмет, он обладает некоторыми качествами, во-первых, твёрдостью, температурой, цветовой гаммой, ну и если его попробовать на вкус, то каким-то вкусом и каким-то звучанием. У каждого предмета просто разные пропорции этих качеств. Отсюда такое разнообразие. Много образов, потому что эти образы, соединяясь в разных пропорциях, порождают разные предметы. Это может быть большой корабль, может быть солнце, стакан воды, жена – это всё разные предметы, обладающие разными качествами. Но что такое качество? Мы поняли, что разные предметы – это просто набор качеств, а само по себе что такое качество? Качество – это просто понятие. Например, температура. Что такое температура? Это просто понятие. Выбрасываем за скобки слово «качество», оставляем «понятие». Всё состоит из понятий. Длинное, холодное, круглое, горячее – это всё качества. А где живут качества, вообще где они обитают? Они вот здесь. Качества живут в голове. Другими словами, мир, состоящий из разных качеств, находится в нашей голове.
Слушатель: А души тоже обладают личностью или они общее?
Б. Ч. Бхарати Свами: Души?
Слушатель: Или это общее, мы все одно? Вот что я хотел спросить.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мы не одно, мы все одинаковые, но занимающие разное положение по отношению к центру. Как электрон, или как элементарная частица. Все элементарные частицы одинаковые, у них нет качеств, у них нет физических качеств. Продолжая наш разговор, физический мир состоит из элементарных частиц, а элементарные частицы не имеют качеств. У них нет ни запаха, ни вкуса, ни цвета, ни протяжённости, ни веса. Это математическая величина. Элементарные частицы – это величина математическая, она не физическая, но всё состоит из них. Этот компьютер состоит в основе своей из элементарных частиц, которые не имеют ни веса, ни запаха, ни цвета, а он имеет. Как это противоречие разрешить? Он существует только в нашей голове. Мир как мир образов существует в нашей голове. Звуки, цвета, запахи, поверхности – всё это понятия в нашей голове. Без нас оно не существует.
Слушатель: А где же тогда реальность?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот солнце громкое или тихое?
Слушатель: Оно яркое.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как? Покажи.
Слушатель: Наверное, громкое, там же огонь бушует.
Б. Ч. Бхарати Свами: Всё зависит от наших ушей: если у нас нет ушей, то оно и не громкое. Или что громче: писк комара или солнце? Что громче: комар или солнце? Вы скажете: «Солнце». Ничего подобного, я солнце не слышу, а комар мне не даёт заснуть. Значит, он громче. Всё зависит от дистанции.
Слушатель: А вот доброта, зло – эти к чему относятся? Это качества же тоже, как говорят, человека. У человека качества: добрый, злой.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да это качества, но это уже качества не художественные, то есть не эстетические, а этические. Мы окружаем себя предметами. Мы уже пришли к выводу, что эти предметы существуют в нашей голове только. Это всё существует в моей голове как набор качеств. Понимаете, если у этого предмета отобрать качества, скажем, если у него отобрать одно качество, то он уже будет другим предметом. Если у него отобрать, скажем, качество прозрачности, то это уже будет стакан, но другой. Если у него отобрать круглость, это будет стакан, но другой формы. Если у него отобрать жёсткость, это уже будет, наверное…
Слушатель: Пластиковый стакан.
Б. Ч. Бхарати Свами: Отбирая и добавляя по одному качеству, мы меняем образ. А если мы все качества возьмём и уберём, то что будет? Его вообще не будет. Дальше ваш вопрос, доброта…
Слушатель: Мы говорим, что это качество человека: добрый, отзывчивый.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это когда мы этим предметам, состоящим из нейтральных качеств, предаём качества, то есть когда мы вожделеем к ним. Если качества предметов удовлетворяют наши чувства или отвечают нашим надеждам, то мы говорим: «Это хорошее», а если не отвечают, то это злое, плохое. Например, человек, можно сказать, это набор качеств. Этого человека мы называем женой, например. Просто куча мусора собралась, мы говорим: «Жена». Просто мы до этого рассуждали немножко, что наше тело состоит из…
Слушатель: Жена состоит из кучи мусора, то есть, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, есть просто куча мусора, а мы её называем жена.
Слушатель: Ну я понял, что жена состоит из кучи мусора.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, кучу мусора мы называем женой.
Слушатель: Это равносильно.
Слушатель: Ты тоже куча мусора.
Б. Ч. Бхарати Свами: К мужу это тоже относится. Не думайте, что только жёны – кучи мусора, мужья тоже, и дочери, и дети, и родители.
Слушатель: Нет, дочери – это другое.
Слушатель: Не мусора.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не хотел ничьи чувства обидеть.
Слушатель: Это понятно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы просто рассуждаем. Наше тело состоит из нейтральных физических элементов: земля, вода, огонь, воздух и пространство. Эти пять элементов если собрать, придать им какую-то форму, то получается некий образ. Этому образу мы даём имя собственное, мы говорим: «Иван Николаевич». Просто собрали кровь, жир, жилы, мясо и сказали: «Это Иван Николаевич». Но это полбеды, а главное, что мы говорим, что это не просто Иван Николаевич, а этот Иван Николаевич – я. Точно так же есть некий набор физических элементов, а мы говорим: «Пусть это будет моей женой». Поначалу она удовлетворяет мои потребности, а потом перестаёт. И поначалу это хорошая жена, а потом плохая или добрая и злая, великодушная и чёрствая. Это ответ на ваш вопрос, как же люди есть добрые и злые. Просто мы возлагаем на этот кусок материи какие-то надежды; если эти надежды не оправдываются, мы говорим: «Это плохой кусок материи». Мы, правда, называем его…
Слушатель: То есть это всё в нас сидит, как мы воспринимаем этого человека, так оно и будет.
Слушатель: Как хотим воспринимать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как в том анекдоте. Нет чтобы написать: «Пива нет», пишут: «Пива нет» [произносит издевательским тоном].
Слушатель: Подсознание – то же самое. Этот стакан с водой, мы же видим, что это стакан, вода. То же самое – человек плохой. Сидит человек, откуда ты знаешь плохой он или нет? Мне не нравится, он плохой, всё. Вбила в голову: он плохой. А рядом сидит человек – он хороший. То есть всё это в голове, да?
Слушатель: А что значит подсознание?
Б. Ч. Бхарати Свами: В общем, мы возлагаем некие надежды на то, что он удовлетворит наши желания. Например, вступаем в партнёрские отношения и возлагаем надежду, что он не сбежит с нашими деньгами, а он сбегает, и мы говорим: «Он плохой человек». То есть проблема в том, что мы надежду возлагали. Если бы, например, мы сразу думали, что он сбежит с нашими деньгами, мы бы не говорили, что он плохой, просто так и должно было быть. Мы же не говорим, что река плохая, потому что она течёт вправо. Это её природа – течь вправо. Мы не говорим, что она плохая. Вот если бы мы хотели, чтобы она текла влево, тогда бы мы сказали, что это плохая река.
#52:54
Люди могут меняться?
Слушатель: Мы говорим про отношение одного человека к другим вещам. А сам человек может как-то себя изменить, стать добрее, мудрее?
Б. Ч. Бхарати Свами: А что значит добрее? «Добрее» значит удовлетворять чувства других.
Слушатель: Ну, допустим, кошек не обижать. Сначала он, например, обижал кошек и собак, к примеру, я говорю, а потом стал вдруг добрым.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, стал их кормить говядиной.
Слушатель: Кормил свининой, перешёл на говядину.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не любил кошек, а теперь стал их кормить говядиной.
Слушатель: Может так измениться человек?
Б. Ч. Бхарати Свами: Кошачьими консервами, сделанными из коров. Стал добрый.
Слушатель: Может ли он поменяться, из злой превращаться в добрую, из добрых в злых. Или это опять же от нас всё, как мы воспринимаем?
Б. Ч. Бхарати Свами: В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что если ты возьмёшь в руки меч знания, то ты сможешь разрубить узел страданий, то есть только знанием. Знанием о чём? Знанием о том, что ты не принадлежишь этому миру, что в этом мире ты временный путник, а все остальные живые существа такие же, как ты. Кошка, собака, корова, мудрец, слон – они все одинаковые, они все искры сознания, но у них просто разные оболочки: у одних кошачьи, у других человеческие. Осознав себя вечным существом, ты обретаешь мудрость, что ты не принадлежишь этому миру, и ты понимаешь, что страдания других никчёмны. Как дети страдают, потому что один сломал песочную фигурку у другого, они действительно плачут, по-настоящему плачут, но ты как взрослый понимаешь, что это не причина, чтобы плакать. Так же обретя знание о своей вечности, что ты вечен, но лишь находишься во временной оболочке, ты начинаешь безучастно смотреть на всё происходящее. Кришна говорит в «Гите»: ты понимаешь, что материя просто играет сама с собой, принимая причудливые формы. То материя приняла форму дерева, машины, самолёта, жены, врага, друга, начальника, подчинённого. Это всё материя, она принимает разные формы. Она взаимодействует сама с собой, и здесь нет ни хорошего, ни плохого, а просто… как звёзды где-то там за тридевять десятых миллиарда километров сталкиваются. Это хорошо или плохо? Да никак. Это их жизнь, правильно? Или на самолёте летишь и видишь маленькие домики, там наверняка какие-то трагедии происходят, но ты думаешь, что это такое маленькое, там трагедия даже не поместится. Когда душа осознаёт себя вечной, то есть берет в руки этот меч мудрости, меч знания, тогда она понимает, что в этом мире нет страданий, то есть она так удаляется от этого мира, что воспринимает это как некое наваждение.
Слушатель: А что такое подсознание?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю.
#56:41
Каждая душа – это личность
Слушатель: Насчёт души-то так и не закончили мы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да.
Слушатель: Либо мы все одно целое, либо каждая душа – это личность?
Б. Ч. Бхарати Свами: Каждая душа – это отдельная личность, но она идентична другой душе.
Слушатель: Это как?
Б. Ч. Бхарати Свами: Как точки в пространстве. Они же все одинаковые, просто занимают разное положение.
Слушатель: То есть мы с вами одно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мы с вами одинаковые, но не одно.
Слушатель: А в чём одинаковость?
Б. Ч. Бхарати Свами: Как капли воды все одинаковые, но они не есть одно целое. Просто одна капля левее, а другая правее, а так все капли одинаковые.
Слушатель: То есть мы договорились, что меня зовут Костя, а вас по-другому.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, договорились. У нас нет ни имени, ни облика, но у нас есть стержень – душа, а всё остальное меняется. Как вода одна и та же, но волны всё время меняются. Волна вдруг становится большой, пятнадцатиметровой, маленькой, так загнётся, сяк загнётся. Эти образы всё время меняются, но вода остаётся неизменной. Вода, как стихия, всегда одна и та же, а формы её меняются. Мы с вами, души, все одинаковые, но мы принимаем форму некую, волну. Эта волна – наше тело. Тело, мысли, ощущения меняются, а душа остаётся всегда неизменной, она вечна, неизменна, неуничтожима, её нельзя поделить надвое, то есть она индивидуальная, неделимая, иссушить огнём, утопить в воде. Душа просто не от мира сего. Как элементарная частица, нейтрино, её же нельзя утопить или сжечь. Или как фотон света, его же нельзя утопить, сжечь, разрубить. Нет такого инструмента, который на него воздействует. Мы, можно сказать, все с вами одинаковые фотоны света, просто мы попали в тень, в это тело.
Слушатель: А для чего?
Б. Ч. Бхарати Свами: Из-за похоти, хотим обрасти гордыней, самомнением. Ложное самомнение.
Слушатель: Это получается, если Бог всё видит и Он нам разрешает это делать, какой смысл тогда?
Б. Ч. Бхарати Свами: От любви к нам – пожалуйста, играйте.
Слушатель: А, то есть это игры всё-таки, то есть мы сейчас играем в игру? То есть к этому серьёзно относиться не надо?
Б. Ч. Бхарати Свами: Глупую игру, да. Всё, что против нашего естества, это же глупо.
Слушатель: А как я могу понять, против меня это или нет, если я не обладаю данным знанием?
Б. Ч. Бхарати Свами: Что против тебя?
Слушатель: То, что я делаю, как я могу знать, хорошо это или плохо? Как мне узнать, игра это или?..
Б. Ч. Бхарати Свами: Здесь всё плохо.
Слушатель: Всё плохо?
Слушатель: Это, получается, человек живёт, и это уже плохо что ли? Выходит, так или как?
Б. Ч. Бхарати Свами: А что значит живёт?
Слушатель: Как мы с вами. Допустим, вы говорите: мы – одно, вы – другое. Если вот он Костя, вы говорите, у вас нет имени.
Б. Ч. Бхарати Свами: Я согласен, а оно есть?
Слушатель: Почему вы два разных человека? У него имя, у вас имя.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не вижу связи.
Слушатель: А вот как я сейчас понял из вашего разговора, вот я и вы. Я это одно, вы это другое. Так?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: То есть у вас есть Сергей Филиппович, и у вас этого нет, да? У тебя есть имя, у нас не имя. Вы как бы это совсем другое получается. Может быть, я что-то не понял, не дослышал.
Б. Ч. Бхарати Свами: Что значит живём? Если результатом вашей жизни является смерть…
Слушатель: Не смерть, мы живём, мы плодимся, мы детей воспитываем, внуков, потом мы умираем, мы что-то даём в эту, как сказать…
Б. Ч. Бхарати Свами: Если результатом жизни является смерть, то жизнь прожита напрасно.
Слушатель: Не, ну а смерть как… мы все на грани, как говорится. Вот ты шёл, упал и умер, да, допустим, или ещё что-то.
Слушатель: Нет, душа-то у нас бессмертна.
Слушатель: А душа нет. Я понимаю, что человек умирает, а душа остаётся живая. Душа из человека вышла, и где-то вроде как она гуляет. Вселилась в кого-то или ещё что-то.
Слушатель: Душу нельзя убить человека.
Слушатель: Это я понимаю. Суть в том, что разговор идёт про то, что человек прожил какое-то время…
Б. Ч. Бхарати Свами: И умер.
Слушатель: Ну умер.
Б. Ч. Бхарати Свами: Родил, внуков воспитал, то, что он произвёл из себя, это не так интересно.
Слушатель: Как Костя говорит, вот я иду по жизни, чуть влево вступил – неправильно, направо – тоже неправильно, прямо – тоже неправильно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если результатом вашей жизни является смерть, то жили вы напрасно.
Слушатель: Откуда мы знаем, смерть, не смерть. Как это узнать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я же говорю: «Если…»
Слушатель: Если. Понимаете, мы живем, мы же не собираемся, хотим умереть, допустим, или как?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ещё раз, включитесь.
Слушатель: Просто папа хочет понять смысл жизни.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если результатом вашего похода в горы является то, что вы упали с обрыва, то вы зря шли в горы.
Слушатель: Это понятно, это я понимаю.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если результатом вашего жизненного пути является смерть, значит жили вы зря. Всё. А то, что вы там наложили по дороге в штаны и из-за этого ребёнок родился или ничего не родилось, это уже не так важно. То, что было по дороге, это неважно; важно, что в конце дороги вы упали с обрыва. Неважно, сколько мусорных банок вы выбросили по дороге, пока не упали с обрыва, неважно, сколько детей вы родили.
Слушатель: Я это не уловил сейчас.
Слушатель: Это нужно с начала слушать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Сейчас мы как раз с начала.
Слушатель: Это я не уловил, если честно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Если результатом путешествия является смерть, то вы жили зря.
Слушатель: А если перерождение в высшее сознание или высшее понимание, то тогда, значит, ты бессмертный, другими словами. А если ты смертный, то какой смысл в том, что ты жил.
#01:03:23
Почему не прёт по жизни?
Слушатель: Как так получается, один, допустим, деятельный и квартира, и машина, а у другого и жены нет, и какой-то он оборванец, ему не прёт по жизни? Это из-за чего, кто в этом, как говорится, виноват?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это всё ложные определения: оборванец, не оборванец.
Слушатель: Ну да, это образно, то есть одни как бы в лучшем положении оказываются в жизни, а другие в худшем.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это все сравнительно: в лучшем, в худшем. Душа – это искра сознания. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что страдания и удовольствия, как времена года, приходят и уходят, старайся их переждать. Так же, как мы не призываем печали – они сами нас находят, так же не стоит прилагать усилия для радости. Как печали нас находят, так и радости.
#01:04:37
Страдания, выпавшие на нашу долю – это наше невежество
Слушатель: А вот если на долю человека выпадают какие-то испытания, какая-то авария, допустим, болезнь или ещё что-то, это связано с чем?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще это связано с нашим невежеством. Мы себя считаем человеком. Мы не люди, мы души. Но коль скоро мы себя считаем в данном случае людьми, то мы должны нести ответственность за это. То есть если вы сели в машину, то вы должны соблюдать больше правил, чем если бы вы были пешеходом. Если вы садитесь в самолёт, то ещё больше, несмотря на то что вы можете за час пролететь сто тысяч пятьдесят километров, но вы менее поворотливы и вам нужно соблюдать ещё больше правил. То есть чем тяжелее оболочка вокруг вас, тем больше нужно правил соблюдать и тем больше нужно расплачиваться за несоблюдение правил. Чем правил больше, тем больше шанс их нарушить, правильно? То есть если вы пешеход, вы подчиняетесь одним правилам, если вы тот же пешеход, но ушли в лес, вы подчиняетесь минимуму правил. Если вы сели на мотоцикл, правил стало больше, если на машину – больше, на танк – ещё больше, на корабль и так далее.
Изначально мы просто душа, чистая вечная душа, не имеющая ни имени, ни пола, ни возраста. Мы просто как искорка во тьме. Она не имеет ни формы, ни пола, ни имени, просто искорка. И она свободна, а мы, из-за того, что себя считаем человеком, вынуждены соблюдать правила и из-за этого страдаем.
Слушатель: Но мы не соблюдаем эти правила.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они не хорошие и не плохие. Мы просто хотим получать удовольствие от того, что себя считаем человеком, но мы должны за это платить. Например, если вы себя считаете цивилизованным человеком, вам обязательно надо жить в квартире. Если вас выгоняют из квартиры, но вы себя при этом считаете живым существом, вы страдать не будете, собака же не страдает от того, что не в квартире, а другое живое существо под названием «человек» начинает страдать. Из-за чего? Не из-за того, что его выгнали, а из-за того, что он себя считает…
Слушатель: Был человек, а стал как типа собака.
Б. Ч. Бхарати Свами: Когда я был маленьким, у нас во дворе жил дядька один. Он себя считал ветераном войны. Он не был ветераном войны, но у него такой был… как я себя считаю герцогом, вот он себя считал ветераном войны. Он очень страдал из-за того, что ему орден никак не дают, всё письма писал, чтоб ему орден выдали. Ему отказывали. Так вот вопрос: он страдал из-за того, что ему отказывали или из-за того, что он себя считал ветераном войны, коренная причина, первопричина?
Слушатель: Из-за того, что считал себя ветераном.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, а то, что ему отказывали, это уже вторично, эта причина не так важна. Гипотетическая ситуация: выгоняют из квартиры. Виноват не хозяин квартиры, а виноваты вы, что себя считаете достойным жить в квартире. Как вот я себя считаю герцогом берлингемским.
Слушатель: Каким?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну каким-то и страдаю из-за того, что меня не считают.
Слушатель: Это одно, а вот есть ещё болезнь. Это практически то же самое, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Из-за того, что вы себя считаете человеком, достойным жить здоровым, вы страдаете. Страдаете не от вируса, а от того, что считаете, что обязаны быть здоровым. То есть надо разделять причины. А вообще мы страдаем из-за того, что мы по природе своей слуги Бога, рабы Божьи, извините за сектантство, рабы Кришны, и страдаем мы из-за того, что перестаём себя считать рабами Божьими, и себя считаем царями природы. Дальше, как я говорил, если вы пешеход и садитесь в машину, вы должны иметь права, техосмотр… Вместо того, чтобы припарковаться или свернуть куда надо, вам нужно проехать ещё пять километров, чтобы только сделать разворот. Если бы вы были пешеходом, то просто дорогу перебежали бы, а здесь надо ехать чёрт знает куда, чтоб только развернуться и вернуться туда же, только…
Слушатель: То есть человек это должен воспринимать нормально, потому что он сел в машину.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он страдает из-за того, что он поместил себя в неестественные для себя обстоятельства.
#01:10:31
Гордыня – это ложное самоопределение
Мы являемся душами, мы все не являемся людьми, мы есть чистые крупицы сознания, части огромного сознания – Сверхдуши. Мы себя считаем людьми, душа себя считает человеком, и из-за этого она страдает, то есть все страдания из-за ложного самоотождествления, или, другими словами, по-христиански – это из-за гордыни. Гордыня – это ложное самоопределение, когда ты себя считаешь не тем, кто ты есть на самом деле, из-за этого ты страдаешь. Как тот, он себя считал ветераном и страдал из-за того, что ему не дали орден.
Слушатель: Получается, мы сами себе придумываем страдания?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не то что придумываем, а мы генерируем их себе, мы сами себя ставим в условия, в которых мы обязательно будем страдать.
Слушатель: Эти условия являются нашими желаниями?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, наши желания порождают наши страдания, причём эта ситуация безвыходная. Если желания исполняются, то мы испытываем пресыщение и из-за этого страдаем, а если желания не удовлетворяются, то мы просто страдаем. Этот мир – это мир разочарований и страданий, мир очарования, страдания и разочарования. Очарование – это самообман.
Слушатель: Полюбил – насытился – разлюбил.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, то есть если ты полюбил и не встретил ответного чувства, то ты сразу страдаешь, если встретил, то ты страдаешь потом от пресыщения или от…
Слушатель: Нет, но есть же те, которые говорят: «Прожили всю жизнь и умерли вместе». Значит, они…
Б. Ч. Бхарати Свами: Счастливы?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное. Счастье бывает на обложках глянцевых журналов. Там, как ни откроешь, одни счастливые лица.
Слушатель: В жизни этого нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю. Наверное, есть. Там же в журналах всё правильно?
Слушатель: Да, конечно, у нас везде всё правильно говорят, и в телевизоре.
Б. Ч. Бхарати Свами: Как ни открываешь, там везде счастливые молодые люди, и женщины, и мужчины, все счастливы, улыбаются. Наверное, там кому-нибудь счастье. Когда её или его фотографируют, фотограф думает: «Вот она счастлива», а она стоит и думает: «Вот он наверняка счастлив», и все думают, что кто-то счастлив, что нужно приложить ещё немного усилий.
Слушатель: А я страдаю.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, а Счастье – это есть Господь Бог, Он есть Счастье. Не Он счастлив, а Он сам по себе Счастье, Господь Бог, Кришна. Связь с Ним и есть источник нашего счастья.
Слушатель: Есть такой вкус, который определяет Счастье? Как это можно определить?
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть вкус, который определяет, что вам вкусно?
Слушатель: Ну да, сладкое. Я тоже не могу понять, просто мне нравится.
Б. Ч. Бхарати Свами: Так же, когда вам голодно и дают поесть. Вам станет хорошо. Как определить? Оно само по себе.
Слушатель: А есть высший вкус? Как его определить?
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть, да – это вкус к служению. Как я вам передам солёный вкус на словах?
Слушатель: Это надо самому попробовать.
#01:14:46
Какова ценность человеческой жизни
Слушатель: Махарадж, а какова ценность человеческого рождения, возможности, которые предоставляются в человеческой жизни, в человеческом сознании?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ценность в том, что человек может сознательно искать гармонию, счастье. Он может это делать сознательно, у него есть возможность. То есть человек – это единственное существо в цепи перерождений от низших организмов до небесного творца, человек обладает способностью осознать, что он не человек. Муха не может понять, что она не муха, у неё нет такой способности. То есть эта муха не муха на самом деле, а душа, которая в теле мухи, но понять это она не может. А вот человек может понять, что он не человек. Душа в человеческом теле может разорвать оковы иллюзии. В этом ценность. Это как получить счастливый билет, остаётся только прийти и его обналичить. Вот это человеческая жизнь. Мы уже выбрали. Махапрабху Шри Чайтанья говорит, что есть восемь миллионов четыреста тысяч форм жизней от небожителей до минералов, до кристаллов, кристаллы тоже живые существа, есть восемь миллионов четыреста тысяч форм жизней. И человеческому существу необычайно повезло, что он может осознать себя духовной душой, может осознать себя и может встретить на своём пути раба Божьего, который его введёт в область преданного служения Кришне.
#01:16:57
Если нет похоти, надежды, то не будет и страданий
Слушатель: Получается, сейчас до меня дошло, получается, что страдания – это те возможности, которые нам даются, только как мы к ним относимся, то есть один человек подумает, что это благо, а другой подумает, что это страдание. Правильно это?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Если нет надежды, нет похоти, другими словами, нет желаний, то не будет страданий. Кришна говорит в «Гите»: «Чтобы жить умиротворённо, не нужно радоваться, получив желаемое, и страдать, потеряв это».
Слушатель: У меня ещё вопрос. То есть как мы относимся к нашим действиям и всё, что к нам приходит, так мы и живём, получается?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, человек просто думает, что то, что он получил, он получает заслуженно, на самом деле он получает по милости. Когда он что-то получает, он думает, что это он такой хороший, он это заслужил, а когда у него это отбирают, он думает, что отобрали несправедливо, что отобрал кто-то другой. Есть по этому поводу притча. Один человек очень любил свой сад, выращивал свой сад. Однажды в этот сад пришла корова и стала поедать его цветы. Он бросил в неё камень, попал в голову и убил. Когда он умер, его призвали на суд Божий и отправили в преисподнюю. Он спрашивает верховного посмертного судью: «За что же ты меня отправляешь в ад, если я был брахманом, был праведником?». Судья его спрашивает: «У тебя был прекрасный сад. Кто является причиной этой красоты? Кто этот сад создал?» Он говорит: «Это я создал сад. Благодаря мне этот сад существовал». – «А то, что сад был уничтожен, кто в этом виноват?» – «В этом виновата корова». – «Вот за это я тебя и отправляю исправляться в ад, чтобы ты осознал, что и прекрасный сад, и его получение было тебе свыше дано, и то, что у тебя его отобрали, это тоже было дано свыше. Ты к этому не имеешь никакого отношения».
То есть мы когда получаем радость какую-то, то считаем, что это наше, что это справедливо, мы этого добились, а когда у нас отбирают, мы думаем, что отбирают несправедливо. И это называется похоть. В целом Кришна говорит: «Чтобы жить счастливо, не нужно в этом мире считать что-либо своим». Как только у нас пропадает чувство собственности, тогда мы становимся счастливы, по крайней мере благополучны.
#01:20:40
Действуй, но пойми, что действуешь не ты
Слушатель: Получается, что мы действуем в этом мире, потом страдаем от своих действий, потому что… Может, тогда лучше ничего не делать вообще, не действовать, просто сидеть, в носу ковырять?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нужно понять, что ты не действуешь. В этом тонкость. Продолжать делать, что и делал, но не считать, что это ты делаешь. Кришна говорит: «Надо смотреть на это отстранённо». Продолжать воспитывать детей, продолжать заботиться о семье, но не считать, что это делаешь ты. Вот в чём секрет.
Слушатель: Как бы со стороны на себя смотреть и оценивать свои действия. Как бы оценить правильно, вот это я тоже поняла.
Б. Ч. Бхарати Свами: Осознать себя частичкой духа, что мы не от мира сего, мы этому миру вообще не принадлежим.
Слушатель: Что мы делаем, и должны делать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это просто цветные экраны, на которых мы видим что-то происходит. Продолжать действовать в этой реальности, но не считать, что здесь что-то нам принадлежит.
Слушатель: То есть бескорыстно?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не привязываться.
Слушатель: Не привязываться. Например, воспитывать детей не для того, чтобы они тебе…
Б. Ч. Бхарати Свами: Не считать их своими детьми. Считать, что так судьба, так Господь распорядился, что твой долг вот этих существ воспитать, не считать их своими. Выполнять долг, но не считать их своими, своей собственностью.
Слушатель: Проще объяснить это как игра, а это роль.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но в христианстве очень коротко сказано: «Богу богово, кесарю кесарево», то есть этому миру нужно отдавать долг: воспитывать, работать, что-то делать, но любовь свою здесь не оставлять. Душу или любовь надо отдать Богу. Ему принадлежит наше сердце, а здесь наш долг. Это может звучать очень жёстко, но вы же спрашиваете, как избавиться от страданий.
Слушатель: Откуда берётся страх?
Б. Ч. Бхарати Свами: Страх только из-за боязни потерять. Если ты знаешь, что тебе ничего не принадлежит, у тебя и страха никогда не будет. Страх – это потерять, в данном случае потерять вес. Что такое страх смерти? Это потерять вес. Вот мы не боимся потерять восемь килограмм, да? А шестьдесят восемь?
Слушатель: Уже боимся.
Б. Ч. Бхарати Свами: А сто двадцать, или сколько у тебя, сто сорок?
Слушатель: Сто пятьдесят.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы потеряете сто пятьдесят килограмм.
Слушатель: Я всего боюсь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Пятнадцать килограмм не жалко потерять, наоборот, даже хорошо.
Слушатель: А почему мы злимся, когда не можем потерять пять килограмм?
Б. Ч. Бхарати Свами: Но дело в том, что нам ничего не принадлежит, ни пятнадцать килограмм, ни сто пятьдесят.
Слушатель: Ну а как потерять-то пять килограмм?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это не ко мне. Как потерять? Возьми две гири по два с половиной килограмма и выброси их в окно. Вот потеряешь пять килограмм. Тут что следует? Нам ничего не принадлежит, поэтому мы ничего не теряем. Посмотрите на себя в рентгеновском свете – худенькая, стройная и возраст даже не определишь, а в видимом спектре толстая жаба, а в каком-нибудь ещё спектре, тепловом, вообще такое бесформенное пятно. И что же теперь?
Слушатель: Типа тень, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это трёхмерная реальность. Здесь вы такой формы, а в другой ещё больше, а в рентгеновском – совсем худой, а в подлинном мы просто искорка, душа
#01:24:57
Когда душа покидает тело
Слушатель: Искорка, душа. Ну сколько она там весит?
Б. Ч. Бхарати Свами: Она вообще ничего не весит.
Слушатель: Душа сколько-то весит. Когда человек умирает, доказали, что душа сколько-то весит.
Б. Ч. Бхарати Свами: Кто доказал?
Слушатель: Учёные какие-то.
Б. Ч. Бхарати Свами: С бородой и в очках? Так вот, если душа покидает тело, то у тела и имя пропадает сразу, уже непонятно, кто это. Они даже говорят: «Это его тело. Это тело Сергея Петровича». Секундочку, а Сергей Петрович где? Хорошо, вот оно его тело, а он сам-то где? Но когда оно шевелится, мы говорим: «Это Сергей Петрович», а как только что-то там ушло, мы говорим: «Это его тело». Это всё равно что сказать: «Это я». Когда я снимаю майку, мне говорят: «Это его майка», а когда я её надеваю, они говорят: «Это ты». Но майка при этом одна и та же. Точно так же наше тело – оно наше, но это не мы.
Слушатель: Но я вот видел своё тело. Нет, на самом деле.
Слушатель: Душу видел, а, тело видел.
Слушатель: Душа. У меня душа была как бы вверху, тело внизу. Когда я боролся со смертью. Оно получается так, это так называется. Потому что на самом деле облака были, тихо, а потом всплеск, буря и толчок и всё, опять начал как бы это…
Б. Ч. Бхарати Свами: Опять попал в эту майку.
Слушатель: Опять попал, и сразу всё…
Б. Ч. Бхарати Свами: И сразу жалко, что там…
Слушатель: Сразу тихо, тишина…
Б. Ч. Бхарати Свами: Дачу, машину, квартиру, да, это всё? Вот так же мы выходим из тела, умираем, потом через какое-то время рождаемся, но уже в другом теле, и снова надо накапливать, накапливать, накапливать, а потом снова… и так бесконечно, пока мы не осознаем, а эта возможность даётся только в человеческом теле, пока мы не осознаем, что мы этому миру вообще не принадлежим. Мы души, маленькие искорки, принадлежащие Богу. Он огонь, а мы его искорки.
Слушатель: Как тогда выйти из игры, то?
Б. Ч. Бхарати Свами: Быть смиренным, терпеливым, почитать каждого, не ждать почтения к себе и молиться, повторять мантру «Харе Кришна».
Слушатель: А самое главное?
Б. Ч. Бхарати Свами: Вы в книжке прочтите. Тут можете диск взять в подарок, послушать. Ну что, на этом сегодня всё?
Транскрипция: Карнаприя Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.