«Опыт Бхакти, который останется»
«Опыт Бхакти, который останется» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 17 апреля 2005 года.
- Отклонения от повторения святого Имени (00:00)
- По милости преданных (07:19)
- Душа никогда не была в духовном мире (09:34)
- Духовный опыт – опыт служения (17:09)
- Мадхурья-раса – отношения в служении преданным (20:10)
https://www.youtube.com/watch?v=eVdufFJSexg
Опыт бхакти, который останется
#00:00
Отклонения от повторения святого Имени
Б. Ч. Бхарати Свами: Бхактивинод Тхакур говорит: «Существуют два вида отклонения от повторения святого Имени – шабда-бодадхан и таттва-бодадхан». Шабда-бодадхан – это когда ты неправильно произносишь, вместо «Кришна» говоришь «Кешта». Во Вриндаване, не в индийском Вриндаване, а во Вриндаване вообще, Кришну называют: Канай, Кешта, Камай. У них неправильное произношение, потому что правильно «Кршна», они не совсем правильно произносят.
Слушатель: Они книжек не читали.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они книжек не читали, санскрит они не знают. Существует неправильное произношение, а есть неправильная таттва, неправильное по сути повторение. Санатана Госвами говорит, что когда майавади говорят «Хари», на самом деле, если артикуляция у них совершенно правильная, они говорят не «Хари», а «Хатакари». Между «ха» и «ри», по сути, у них вставляется это вот. Они хотят стать Кришной, таким образом, согласно внутреннему наполнению, они не прославляют Господа, а хотят стать Господом. Даже если они правильно произносят, это не есть воспевание святого Имени, у них нет веры. Но если преданный неправильно произносит, например, не «Харе Кришна», а «Харе Харе Харе», иногда запутывается «Рама Рама Рама», кто часто повторяет, знает, сбиваются. Если у них все-таки есть вера, то независимо от того, как они допускают этот шабда-бодадхан, это неважно. Если внутри есть вера, то все придет. Санатана Госвами говорит: «Если семя посеять на плохую почву, со временем оно все равно прорастет, но, если на камень бросить, оно никогда не прорастет». Если наша мотивация, ради чего, какой смысл мы вкладываем, значение, в святое Имя неправильное, это означает бросить на камень, мы никогда не сможем повторить святое Имя. Но если мы произносим неправильно, невнимательно, не той рукой повторяем, не в ту сторону четки держим или еще что-то внешнего рода, не говорится, что это хорошо, но это зернышко упало на твердую почву, но оно прорасти может, и оно прорастет по мере того, как вера будет укрепляться. Шридхар Махарадж говорит: «Даже если вы никогда не будете правильно произносить, но ваша вера будет сильной, шаранагати, то все придет». А что придет? То, чего ищет наше сердце.
Слушатель: То есть шанс есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но у других. Когда мы слышим такие вещи, каждый должен подумать о другом, о соседе. Потому что если ты будешь помогать соседу и помогать все время, если ты все время несешь кому-то чемодан, то ты вместе с ним и доходишь. А если ты сам чемодан взял и пошел, то неизвестно, где ты окажешься. Что значит «нести чемодан»? Служение вайшнавам всегда, и ты будешь в мире преданности, потому что вайшнавы живут в мире преданности. Главное – мотивацию не убить в себе или не то что не убить, у нас еще нет хорошей, бескорыстной мотивации, но главное – не развить в себе эту корыстную мотивацию.
Слушатель: Не впасть в прелесть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, не впасть в прелесть. Пока мы повторяем святое Имя, чтобы избавиться от кармы, но не дай Бог, если мы начнем повторять святое Имя, чтобы заполучить полное тело, набитое знанием и блаженством, со своим деревом желаний. Не дай Бог такую мотивацию, если у кого еще нет.
#04:47
Бхакти – ты служишь, потому что не можешь не служить
Слушатель: Это означает, что все-таки шанс есть на этом пути, если мы служим преданным. Многие думают, что служат там Кришне, еще как-то пытаются…
Б. Ч. Бхарати Свами: В дочки-матери играют.
Слушатель: С преданным можно действительно попасть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, конечно, это и есть садху-санга. Бхактйа сангатайа бхактйа – санга дает, только в общении с тем, у кого есть бхакти, ты можешь обрести бхакти. Но надо понимать, что такое бхакти. Это не когда ты голову задрал и тебе хорошо, не когда у тебя волосы встали дыбом на кончики. Как это называется? Бхакти – это не когда у тебя руки и ноги вышли из суставов, не когда ты потерял сознание и проявляешь все признаки премы. Бхакти – это когда ты служишь, потому что не служить не можешь. Мир самопожертвования – твой родной мир. Вот это бхакти, а не то что ты упал в транс, в любовный экстаз попал. Если ты думаешь, что бхакти – это когда ты в любовный экстаз падаешь… Есть гораздо проще пути, начиная от психотропных, таблетки, марки и кончая некими тренингами. Для этого необязательно преданным служить, чтобы руки вышли из суставов, чтобы ты впал в состояние премы. На вьясасане даешь лекцию, пот, дрожь, ну какие признаки? Кто читал, правда? Какие признаки?
#07:19
По милости преданных
Слушатель: У Бхактивинода Тхакура есть описание духовного мира, он говорит о том, что вокруг Кришны находятся риши, мудрецы и т. д., а гопи находятся далеко, в отдалении. Они постоянно заняты тем, что собирают фрукты и прочее, при этом они испытывают постоянный экстаз, ловя Его взгляд.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они ловят Его взгляд, чтобы экстаз испытать?
Слушатель: Нет, в том то и дело, что они поодаль от Него находятся, они не рядом. Это есть в описании у Бхактивинода Тхакура.
Б. Ч. Бхарати Свами: Что касается риши вокруг Кришны, то во Вриндаване нет риши.
Слушатель: Это описание Швета-двипы.
Б. Ч. Бхарати Свами: А, может быть.
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Почему это невозможно? Мы сегодня отмечаем день рождения Рамачандры, не Рамачандра того, а Шри Рамачандры. Когда Рамачандра шел по лесу во время ссылки, Он наткнулся на мудрецов, они медитировали на Всевышнего. Он как Господь был очень ими доволен и сказал:
– Я готов дать вам любое благословение, что хотите, то и просите.
– Мы хотим стать Твоими возлюбленными в Кришна-лиле во Вриндаване.
– Нет, все что угодно, но это невозможно.
Почему мы говорим, что нет надежды, что это невозможно и точка? Потому что Господь Рамачандра сказал: «Это невозможно». Но потом вернулся и сказал: «Но по милости преданных…»
#09:34
Душа никогда не была в духовном мире
Слушатель: Говорят, что существует нитья—сварупа, твоя вечная духовная форма, у каждого индивидуальная.
Б. Ч. Бхарати Свами: Она существует, но у тебя ее нет и не было никогда.
Слушатель: Но она существует?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но она не твоя. Когда говорится, что у души есть нитья-сварупа, но почему мы думаем, что именно у этой души? Как мы говорим «для человека сшит костюм», почему ты считаешь, что это твой костюм?
Слушатель: Заказ есть.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, у души есть сварупа, это нитья-кришнадас, то есть у души как у некой собирательной души.
Слушатель: Это не у каждой души?
Б. Ч. Бхарати Свами: У души есть сварупа, у человека, как мы говорим, все для блага человека. То есть для какого-то человека, всё ему на благо, в советские времена Брежнев говорил: «Всё для блага человека, и я знаю этого человека». То есть у души есть некая сварупа, она действительно близкая слуга Кришны, да, близкая слуга Кришны – нитья-сварупа.
Слушатель: Это же какая-то часть Господа Баларамы?
Б. Ч. Бхарати Свами: Кто?
Слушатель: Душа.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Господь Баларама – какая-то часть Кришны.
Слушатель: Она имеет свою сварупу. То есть как та?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, душа имеет, я душа, следовательно, у меня есть сварупа, логично.
Слушатель: Махарадж, я помню, как-то рассказывал, что джива, когда обретает свою сварупу, то есть это происходит одномоментно, не то что это какой-то процесс.
Б. Ч. Бхарати Свами: Она должна сгореть, когда душа уходит… В духовном мире душа не была, она просыпается в пограничном состоянии и сразу же попадает в материальный мир. Как мы говорили, пробуждение, она спит в Брахмане этом, и сама по себе она появляется, только когда она выскочила из Брахмана, понимаете, да? Индивидуальность появляется, только когда она выскочила. Капля становится каплей, когда она выскочила из океана.
Слушатель: Из Карана в Брахман.
Б. Ч. Бхарати Свами: Из какого Карана?
Слушатель: Из причинно-следственного океана Карана.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мы рождаемся в Брахмане, татастха-шакти выходит из Брахмана, из этого света, фотон света есть душа. Мы будем так сравнивать. Индивидуальность она приобретает, только когда она начинает видеть вокруг себя некие образы. В Брахмане нет образов, поэтому нельзя сказать, когда душа родилась, потому что она спит, и вот она уже не спит. Когда мы просыпаемся, мы не можем определить момент пробуждения, потому что, если мы начнем определять момент пробуждения, считается, что мы уже проснулись, а наша-то задача – найти момент пробуждения. В этот момент мы никто, это называется полусознанием. Она попадает в Вираджу, в этот период души почти не имеют индивидуальности, они движутся в этой реке все в одном направлении. В Брахмане они вообще никуда не движутся, а в Вирадже они движутся все в одном направлении, индивидуальности почти нет. И потом в этой реке появляются образы, волны, это уже есть материальный мир, мы выскочили из Вираджи. Чтобы пересечь, уйти в духовный мир мы должны пробить Вираджу, потом сгореть в Брахмане, в этом огне.
Слушатель: Весь опыт материального мира должны испытать это на себе?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мы должны сжечь, мы должны не весь испытать, мы должны весь, который испытали, сжечь, и тогда появляется индивидуальность, но еще нет формы. Потом появляется форма, тело, и только потом у этого тела вырастают чувства. Сначала душа попадает в материальный мир. Духовный мир издалека, то есть в Брахмане, он единое целое, потом он становится разнообразным, разные локи – Вишну-лока, Нараяна-лока, Нрисимха-лока, разные локи, 24 Вишну-локи существует. Почему мы говорим о такой цифре? Можно внимание на цифры не обращать. Существует разнообразие духовного мира, душа видит это разнообразие, и потом у нее появляется духовное тело, некий образ, и только потом – чувства. Это сварупа, но это такой длинный путь, что, говоря «здесь», это все равно что говорить об Альфа Центавре, какая погода на Альфа Центавре, – это настолько неактуально. Тем не менее для самбандха-гьяны, то есть знания контекста, не своего контекст, а в принципе контекст духовного мира, мы говорим о том… Если мы заикнулись и говорим, что духовный мир – это не однообразие, а разнообразие, следовательно, у души есть свое положение в этом разнообразии. Если душа индивидуальна, значит она имеет некое положение, место там занимает. Мы в принципе говорим об этом. Но как только мы начинаем применять это к себе, это проблема, это та самая сахаджия, когда мы начинаем домысливать цель, приближать ее к себе, а не идти к цели. Но в принципе мы говорим: да, разнообразие, и души там в зависимости от своих чувств, эмоций имеют определенное место там, занимают некое положение по отношению к Центру: такая раса, сякая раса – шанта-раса, сакхья-раса, ватсалья, мадхурья и дасья.
Слушатель: Брахман если бесформенный, там нет своих течений?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, Брахман един, там все одинаковые.
Слушатель: Там нет такой расы, другой расы?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мы уже проехали этот океан, мы уже в другом месте.
#17:09
Духовный опыт – опыт служения
Слушатель: Совершенно не учитывается весь опыт материальный? Он весь исчезает?
Б. Ч. Бхарати Свами: Материальный, индивидуальный. Дело в том, что, до того как ты сжег, ты накапливаешь еще и духовный опыт, понимаешь?
Слушатель: То есть эволюция в духовном мире начинается?
Слушатель: Уже какой-то счет есть?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, конечно, это и есть то, что мы называем вайди-бхакти, мы служим, находясь здесь, в иллюзии, и накапливаем духовный опыт. Когда этот духовный опыт достаточно накоплен… А что такое духовный опыт? Это не опыт ощущений, а это опыт служения. Когда мы подлинную духовную жизнь… Когда ты просыпаешься и думаешь только о том, как служить. Сложно, да? Не убеждаешь себя, а не можешь без этого. Когда ты не каждую секунду думаешь о том, как служить, а не прерываешь эту мысль. Еще сложнее.
Слушатель: Это невозможно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это невозможно, но…
Слушатель: Этот опыт никуда не девается.
Б. Ч. Бхарати Свами: Он никуда не девается, когда ты накопил определенный опыт, тогда по милости вайшнава. Если твоя цель – перейти через этот огонь, Брахман, то по милости вайшнава ты сжигаешь этот опыт. Я не помню, как Сарасвати Тхакур цитировал, но в одной книге он говорит, что в большом огне золото очищается ото всех примесей, сжигаешь опыт, сжигаешь примеси. Что за примеси? Примеси – это корысть в любой ее форме: корысть ради денег, ради власти, славы, набожности, – любую корысть ты сжигаешь. Но, поскольку у тебя уже есть золото, ты что-то уже накопил, у тебя есть с чем туда перебраться. Если ты просто в Брахман, если у тебя нет опыта служения, ты в этом Брахмане просто сгораешь, это и есть его реализация, все, кончился, нет тебя, потому что в тебе были одни примеси, они сгорели, и ничего не осталось. Но если ты шел по пути бхакти, то ты приобрел некий опыт, который у тебя останется, и потом там уже у тебя есть возможность развить и примкнуть к тому, что тебе нравится.
#20:10
Мадхурья-раса – отношения в служении преданным
Но поскольку разные преданные приходят из разных областей духовного мира. Разные области устанавливают свои разные посольства в этом мире. Начиная служить здесь, ты получаешь визу в ту область, откуда пришел этот преданный. В нашей линии преданные идут из самой высшей области, из области мадхурья-расы, из самых близких, бесстыжих, бессовестных отношений с Господом. Есть такая область мира преданности, где отношения с Господом бесстыжие, стыда вообще никакого нет, и наши учителя из этой области. Нужно справедливости ради сказать, что они из области мадхурья-расы. Но мадхурья-раса – это не твои любовные отношения с Кришной, а твои служеские с теми, у кого любовные отношения. Вот что такое подлинная мадхурья-раса, это не когда у тебя с Кришной любовные отношения, а когда ты служишь тем, у кого любовные отношения с Ним. Мадхурья-раса определяется твоими отношениями с преданными, а не с Кришной, понимаешь?
Слушатель: (неразборчиво)
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот, договорились.
Слушатель: Отношение слуги с теми, кто в супружеских.
Б. Ч. Бхарати Свами: Твои отношения с обитательницами гарема, а не твои отношения с хозяином гарема – вот что такое мадхурья-раса. Когда ты пыль у стоп обитательниц гарема – это мадхурья-раса.
Слушатель: Евнух.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, не евнух. Когда ты пыль – это и есть мадхурья-раса.
Слушатель: Ну ты же всесознающий.
Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, пока не могу сказать.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.