Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.03.12.C «Развязать узлы сердца»
Стремитесь к всеобщему благу. Где бы вы ни были, какое бы положение ни занимали, возьмите курс к осознанию Кришны – это высшее совершенство жизни. Стоит только обратиться к Нему лицом и сделать шаг – и Сладчайший Абсолют примет вас. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, ISKCON, гьяна

«Развязать узлы сердца» 1981.03.12.C

Развязать узлы сердца

Преданный: Махарадж, многие Преданные, которые здесь сидят, являются президентами различных храмов ISKCON по всему миру. После собрания GBS также происходит собрание президентов храмов, и резолюции GBS будут представлены президентам храмов как коллективу. Один из пунктов — это решение касательно расширения числа ачарий. Было решено, что число ачарий не будет увеличено, и некоторые из причин этого решения GBS… Сначала совет ачарий, затем GBS решили это. Решение окончательное, они говорят однозначно, это значит — на неопределенный срок, поскольку сейчас не настало подходящее время, чтобы увеличить число ачарий. Многие из них думают, учитывая последний год, поскольку возникли трудности на уровне ачарий. Они думают, что сейчас нет подходящей атмосферы в нашем Обществе для того, чтобы увеличить число ачарий. Те, кого рассматривали как кандидатов на пост ачарйи, были некоторые политические соображения, и они хотят избавиться от подобных суждений, поэтому они считают, что в настоящее время нет смысла увеличивать число ачарий. Вчера эта важная резолюция была принята.

Шридхар Махарадж: Только вчера?

Преданный: Да, этот вердикт был безоговорочным. Может быть 50/50, как чувствуют люди, но вердикт был безоговорочным. Кто-то, возможно, желает подавить свои личные чувства, ради единства организации.

Шридхар Махарадж: Давайте подождем и посмотрим, может быть, будут результаты впоследствии. Так или иначе единство желанно, единство и прогресс. Консерваторы, либералы и столь многие партии. В Индии есть множество политических партий, но в Англии есть лишь консерваторы и либералы, а затем появились лейбористы — три партии, а в Америке демократы и республиканцы — две партии. Но, люди говорят, что внешне серьезных различий между демократами и республиканцами не существует, они выглядят практически одинаково. Есть отличное высказывание относительно определения демократии, принадлежащее Аврааму Линкольну: «Правительство людей, правительство, возглавляемое людьми, и правительство для людей».

Когда я возглавлял Матх в Мадрасе, я видел это утверждение в газете. Правительство, предназначенное для народа, приемлемо, но правительство, возглавляемое людьми, — это что-то непонятное, поскольку массы невежественны. Vox populi vox Dei. Глас народа есть глас Божий — это утверждение общего характера. Это все заблудшие люди. Какую ценность может представлять их глас? Все они падшие и не соответствуют определенному стандарту мышления. Как они могут привести нас к нашей желанной цели? Это внутренний врожденный принцип жизни — спасти самого себя, стать бессмертным и освободиться от невежества, стать счастливым.

Самому нашему существованию угрожают каждую секунду здесь, в мире, в котором мы живем, и также угроза существует для нашего знания. Этот мир всегда угрожает нам, стремясь пожрать нас страданиями. Они пожирают нас каждое мгновение. Это наши враги, с которыми мы должны сражаться научным образом. Как избавиться от этих трех врагов? Нам всегда угрожают, самому нашему существованию, нашему знанию и нашему чувству счастья. Поэтому концепция Бога пришла в этот мир, идеал в трансцендентной обители, в трансцендентном измерении, превосходящем наши фантазии. Как быть счастливым? Область счастья есть мир Бога. Сатана не способен проникнуть туда, он не способен повлиять на это измерение. Опять же какова подлинная концепция Бога? Существует возможность сравнительного анализа, изучения этих явлений, но в действительности существует такое положение, такое место, и Бог не сидит праздно. Он также посылает своих мессий, посланников в этот мир, чтобы они привлекали людей.

Существуют соответственно разные положения, стадии теизма, и также существуют градации. В политике существуют идеи независимости, затем существуют различные концепции политической эмансипации. В целом существуют разные идеи освобождения, соответственно нашей жажде, нашим потребностям, потребностям нашей искренней души. Мы примыкаем к тому либо иному лагерю. Существует возможность сравнения, татастха, как относительная, так и абсолютная идея, оценка, оба вида знания — относительное и абсолютное.

Все вопросы исчезают, когда мы обретаем подлинное решение, ответ, то, что практически невозможно и немыслимо. Подобное решение мы получаем из «Бхагаватам». Подобная стадия возможна. Какова она? Все узлы в сердце развязываются. В сердце полно узлов. Я связываю себя с той идеей, с этой идеей, с тысячами идей, я привязываю себя к этим идеям. Я хочу, мне нравится это, мне нравится то, но все эти узлы развязываются мгновенно. Подобное знание может низойти к нам, и тогда сразу же все ненужные узлы развязываются. Эти узлы не нужны, развяжи их, все эти узлы являются нашими врагами. Мы думали, что они друзья и хотели связать их, однако их нужно развязать, все узлы сердца. Это деятельность на стадии кармы, а на стадии знания… Существуют многочисленные сомнения, и все они устраняются подобно тому, как туман улетучивается, сомнения уходят.

Я думал: «Как это возможно?» Вначале я думал, что это невозможно. Вначале я думал, что Гаудия Матх утверждает нечто в этом роде: «Это Истина с большой буквы, и никакие иные концепции Истины не могут быть абсолютными». Я думал: «Как это возможно?». В детстве у меня было некоторое знание «Бхагаватам», и следующая шлока пришла мне на ум. «Бхагаватам» говорит: «Существует такая стадия, это возможно. Свобода от сомнений». Также «Упанишады».

Вопрошать хорошо, но нужно еще задавать правильные вопросы, вопрошать должным образом, научным образом. Поиск определенного явления, которое равняется поиску всего. Ищи это явление, которое разрешит все твои проблемы. Поиск этого, того, поиск A, B, C, D — это все безумная идея. Ищи одно явление — то явление, которое удовлетворит тотально. Это возможно. Если мы знаем это явление, мы знаем все явления. Если ты обретаешь это явление, ты обретаешь все. Возможно ли это? Да, это возможно. Когда в нас рождается подобная вера, это подлинная вера, это явление известно как шрадха на санскрите. Возможно, подобные выражения существуют в других языках. Существует центральная Истина, и если я знаю эту Истину, я знаю все. Если я обретаю это явление, я обретаю все. Если ты хочешь быть учеником, изучай подобное явление, которое обладает абсолютными характеристиками, великими качествами, не занимайся частичным поиском, но ищи концепции целого. Это приводит нас к следующему пониманию — Центр, который управляет множеством, единство Целого. Из одной точки вся наша концепция контролируется и направляется из одного места, точки, такая идея. Один как Владыка целого. Если я знаком с этим Единым, целое известно мне.

Наш Гуру Махарадж в Бомбее, отвечая на некий вопрос, сказал: «Предположим, девушка очень бедна. Но если она выходит замуж за принца, благодаря супружеским узам она становится владычицей королевства и своего супруга». Нечто в этом роде. Кришна есть высочайшее могущество, и если мы обретаем интимные взаимоотношения с Ним, тогда все оказывается в нашей юрисдикции через Него, благодаря Ему, благодаря Его любви и моей любви к Нему. Благодаря этой нежности все может стать доступным моему адхикару. Таким образом мы можем знать, можем обрести все. Речь не идет об эксплуатации, о том, чтобы подчинить все нашему контролю. Речь идет о том, чтобы служить. В том мире эксплуатация неизвестна.Я получу шанс служить столь многим, в обществе многочисленных помощников.

Наш Махарадж имел обыкновение говорить: «Существует вся полнота обязанностей, которые я нахожу в этой миссии. Я должен выполнять все эти обязанности, но я не могу, поэтому Кришна послал мне многочисленных помощников, но бремя ответственности лежит на моих плечах». Такого рода дух должен пробудиться в сердце каждого слуги. Все явление — это мой долг, я должен служить всему. Это служение моему Владыке, моему любящему Владыке, и бремя ответственности исключительно мое, но, поскольку я не способен служить, Кришна послал мне множество рук помощи. Таким образом мы будем пытаться служить всему.

Подобно тому, как в настоящее время в нашем грубом ментальном состоянии мы хотим господствовать надо всем на земле эксплуатации, наша врожденная природа такова: мы хотим быть владыками всего безграничного. Мы хотим, чтобы все повиновалось мне. «Пусть весь мир повинуется мне». Прямо противоположная картина — «Я буду служить всему миру». Это противоположная тенденция нашей глубинной природы — служить всем, и подобный мир есть. Кришна является лидером там, скорее, Он есть господствующее, или доминирующее, начало, если можно представлять Его таким образом. А подчиненная половина — Радхарани. Господствующая и подчиненная половины, но оба Они состоят из субстанции жертвенности, но формально одна есть господствующая, другая подчиненная половина, нейтрон и электрон. Атом подобен Солнечной системе.

Нейтрон и электрон — одна частица негативная, другая позитивная, половина. Господствующая половина и подчиненная половина. Формально господствующая половина — агрессор, Кришна, а объект агрессии — Радхика, объект агрессии в Ее высочайшей возможной форме, жертвенность. Точка зрения Радхарани такова: «Все виды служения Кришне Мои. Я привожу столь многих только для того, чтобы эти многие помогали Мне». Стадия Преданности рассматривается в разных измерениях, и в конечном счете Гурудев есть Радхарани, и наша группа, речь идет о татастха-вичаре. Эти виды служения… Оппозиция планируется для того, чтобы увеличить красоту служения, и это устраивает Йогамайа. Различные группы и их состязание в служении. Мы должны услышать об этих реалиях, и туманное представление. Когда речь идет о фотографии, отпечаток на фотографической пластинке, согласно качеству материала, может быть более глубоким, отчетливым, более поверхностным. Некое впечатление может отпечататься на пластинке нашего сердца, соответственно качеству этого сердца.

Преданный: Махарадж, у меня есть вопрос. Если кто-то желает принять на себя бремя ответственности принятия учеников, следует ли интерпретировать это как дисквалификацию?

Шридхар Махарадж: Это похвально, но зависит от чистоты намерений, от искренности.

Преданный: А как это можно понять?

Шридхар Махарадж: На свой страх и риск он может действовать. Существует шастра, существует садху, но в конечном счете право решения остается за его совестью. Если он искренен, тогда все в порядке, но если другие мысли смешаны с этим желанием быть Гуру, принимать учеников… Гуру, мукти, бхукти, главным образом пратиштха, стремление к положению, славе и репутации, последователям. Он должен рискнуть и пожать соответствующие плоды. В целом это похвально, это хорошо. В действительности можно протестировать чистоту намерений следующим образом: если присутствует более высокий ачарйа, и этот человек может привести потенциальных учеников к этому ачарйе, но если он видит, что нет никого, чтобы помочь этим людям, но я могу помочь этим людям до известной степени, тогда он должен оказать эту помощь, в противном случае он будет преступником. Когда человек тонет, и я способен спасти его, то я должен спасти, но если, пытаясь спасти его, я рискую утонуть, тогда я позову другого джентльмена, более сильного, и попрошу его помочь. Чистота нашего намерения, мы должны судить по этой чистоте. Больной человек страдает, мне известно лекарство, и я должен выйти и предложить ему лекарство, но если доступен лучший доктор, тогда я постараюсь помочь больному, связав его с этим врачом. В противном случае я могу действовать руководствуясь моим искренним желанием помочь. Я болен, но я получил лекарство от моего Гуру Махараджа. Я болен, но мое здоровье улучшается, потому что я принимаю это лекарство, и это лекарство я могу порекомендовать людям, которые страдают той же самой болезнью.

Но в «Хари-бхакти-виласе» сказано: «Когда присутствует учитель более высокого порядка, а человек принимает учеников в его присутствии, — это апарадха». Если доступен лучший доктор, но ради того, чтобы заработать деньги, движимый эгоистическими мотивами, я тороплюсь помогать больному, — это будет преступлением. Но если некому помочь, то малое знание, которое есть у меня, я могу использовать для того, чтобы вылечить этого человека. Чистота намерений, чистота цели, если она есть, тогда человек неуязвим, тогда ничто не способно одолеть его, причинить ему вред, искренность.

Преданный: Махарадж, возникает следующая ситуация. Есть группа старших Преданных. Некоторые из них квалифицированы для того, чтобы принять на себя бремя этой ответственности принимать учеников.

Шридхар Махарадж: Если вы спросите меня о моем личном мнении, то я скажу вам, что это прискорбное решение GBS неоправдано, неразумно, и следствием этого решения будет то, что многие независимые ачарйи восстанут в результате этой «богоизбранной» политики, таково мое мнение. Я хотел спасти ISKCON от подобной реакции, они должны увеличить число ачарий. Они уже это делают, расширяя границы своего Общества, принимая новых последователей извне ISKCON. У меня есть малое, скромное знание в моей жизни, и со всей искренностью я хочу помочь ISKCON, поддержать и сохранить престиж этой организации для того, чтобы эта организация могла жить и действовать безопасно, но мы должны покоряться Божественной воле.

Божественная воля имеет свои пути. Выражаясь языком Гегеля, «тезис, антитезис, синтез». Когда что-то происходит, возникает противоположное явление, и затем происходит синтез этих двух явлений. В будущем он произойдет, поэтому мы должны покориться неизбежному. Иногда то, чего мы не делаем, нас намерено заставляют, принуждают делать в виде наказания, не всегда, но мы посмотрим в каком направлении будет двигаться эта волна Божественной воли, сладостной воли Кришны. Давайте подождем и посмотрим, каковым будет направление этого движения.

Мое сердце содрогается, когда я слышу о том, что многие важные люди стали безразличны и многие ушли. Этот джентльмен, реакция которого крайне прискорбна, я был знаком с ним, Прадйумна. Сначала он пришел ко мне и предоставил список жалоб из 18-ти пунктов, адресованные нынешнему GBS и совету ачарий. «Я, — сказал он, — представляю общую массу Преданных, которые не являются GBS или советом ачарий. Это наши жалобы в адрес наших руководителей». Я видел некоторые из этих пунктов. Я попросил его подождать и посмотреть. Многим своим друзьям я даю этот совет: не совершайте поспешные шаги, о которых вам придется сожалеть. Наш Прабхупад и столь многие искренние, хорошие друзья, которых я не могу вспомнить, не испытывая боль. Все они искренние Преданные, но для них не нашлось места в границах нынешнего ISKCON. Они ушли, и некоторые из них стали жертвами реакций, так мне говорят.

Сообща мы выстоим, но поодиночке мы падем, но это провидение, что я могу поделать. По моему мнению, было бы лучше, если бы они были готовы расширить круг ачарий, но это воля Кришны, и мы должны ей покориться. Таким образом мы не окажемся в проигрыше. Его воля может быть приятна для меня, и также последняя шлока «Шикшаштаки» Махапрабху. Его сладостная воля может быть направленна против меня или благосклонна ко мне, но я должен покориться этой верховной абсолютной воле. Давайте надеяться, что их решение поможет ISKCON по воле Кришны, что следствием этого решения не станет развал организации, давайте надеяться и молиться. ISKCON — новорожденный младенец. У ребенка может быть множество врагов.

Мы будем молиться Господу о том, чтобы ребенок смог вырасти в сильного молодого человека. ISKCON совершил служение, которое хотел от него его основатель, Бхактиведанта Свами Махарадж. Терпеливо мы будем молиться Ему. Это высочайшая кампания, которую когда-либо видел этот мир, — проповедь религии любви. Эта проповедь достигнет небесных масштабов. Это счастливое движение, распространения этого движения все должны желать и молиться. Движение Махапрабху. Пусть милость Махапрабху достигнет каждого неведомого уголка этого мира, и столь многие души да обретут этот нектар. Гаур Хари бол.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»

1981.08.14.A

«Гуру есть хранитель и прибежище ученика»

1981.08.18.C_81.08.19.A

«Шактйавеша — это не детская игрушка»

1981.08.18.B

«Красота Радхарани — это не анатомия»

1981.08.18.X

«Запредельная милость Господа Нитьянанды»

1981.08.19.B

«Фундамент преданного служения»

1981.08.20.B

«Вера в поиске высшего измерения»

1981.08.20.C

«Быть милостивым к самым падшим»

1981.08.20.A

«Изначальная реальность»