Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.08.10.X «Градация учителей»
Бхагаватам дает нам такой уровень знания, на котором знание бесполезно. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Градация учителей» 1981.08.10.X

Градация учителей

Шридхар Махарадж: То, что, предположительно, диктует универсальный интерес, мы должны читать во всем, видеть во всем абсолютный интерес, и нам следует избавиться от мании локального интереса. Мы преданны Абсолюту, градация присутствует в Нем, в Вайшнавах, насколько предан, интенсивность Преданности. В «Хари-бхакти-виласе» упоминается, что если брахман-ачарйа доступен, менее квалифицированный не должен принимать учеников в его присутствии. Если первокласное семя доступно, в почву не следует бросать семена более низкого качества, то будет потеря для собственника поля — поле будет заполнено семенами низкого качества. Если доступен Гуру более высокого качества, то для Гуру более низкого качества будет оскорблением принимать учеников в присутствии первого Вайшнава. В «Хари-бхакти-виласе» сказано, что кшатрий может инициировать кшатрия, шудра может инициировать шудру, лучше что-то, чем ничего, соответственно способностям, уровню, квалификации. Вайшйа может принимать учеников среди вайшйев, но не среди кшатриев, шудр или брахманов. Среди Вайшнавов нет классификации варнашрамы, но существует градация в категориях Вайшнавизма, с точки зрения природы Вайшнавизма. Поэтому когда ачарйа более высокого уровня доступен, ачарйа более низкого уровня не должен занимать его место, то «семя» более низкого качества, и это будет оскорблением с его стороны.

Что такое Вайшнава-апарадха? Мы должны постараться понять таким образом, рассматривать в таком свете. Это насильственное положение, присвоение. Необходима совесть. Какой интерес я преследую, имея дело с этим полем? Интерес Абсолюта или интерес более низкого порядка? Существует некий обычай, традиция: каждый должен жениться и зачать ребенка от своей жены. Это общий обычай, но это относительное суждение, каждый имеет личное право решать. Нужно найти подходящего кандидата для своей дочери до того, как помолвка заключена, иначе опекун девочки или ее старший не сумеет послужить ей должным образом. Также существуют определенные традиции, обычаи в браке, но в то же время если муж умер или принял санйас, не следует традиции своей касты, например, принял ислам, стал шудрой, в этих случаях женщина может принять другого мужа, лучшего. Это происходит в редких случаях.

Нас интересует концепция Бога. Это человеческое тело, человеческая форма жизни очень коротка. Куда я отправлюсь после смерти, я не знаю. В этих случаях если моя совесть диктует: прими прибежище там-то, в таком-то месте, у такой-то личности, лучшей личности, тогда я должен поступать соответственно, чтобы послужить своим собственным интересам, содействовать своему собственному благу. У нас есть некое обязательство. Скажем, если надвигается ураган, я должен принять прибежище в своем доме. Но если я понимаю, что циклон разрушит этот дом, я должен принять прибежище в другом доме. У меня есть обязательства перед определенной страной. Я принял здесь прибежище. Я не должен его предавать, уходить, но если мы находим более безопасное прибежище, я должен бежать к нему. Не пренебрегай, не оскорбляй старое прибежище, но для того, чтобы спастись, искренняя попытка. Я не пренебрегаю, не оскорбляю мое старое прибежище, которое столь долго защищало меня. Прогресс подразумевает это. Шйамананда Прабху был учеником некоего джентльмена, паршада, Преданного в ватсальйа-расе. Так или иначе во Вриндаване он получил шанс и использовал его, и был обращен в мадхурйа-расу благодаря вмешательству высшего мира, и принял посвящение у Дживы Госвами. Такие редкие случаи присутствуют, имеют место.

Преданный: А кто был его Гуру, Хридой Чайтанйа?

Шридхар Махарадж: Да, Хридой Чайтанйа, первым был Хридой Чайтанйа, принадлежал к сакхйа-расе.

Преданный: Гуру Махарадж, даже если бы все мы были высокого качества…

Шридхар Махарадж: Если мы следуем в таком направлении — от низшего к высшему, то получаем соответствующий результат.

Преданный: В присутствии высшего Вайшнава Вайшнавы низшего уровня начинают инициировать.

Шридхар Махарадж: Этот Вайшнав совершает оскорбление.

Преданный: Но таково позволение высшего Вайшнава.

Шридхар Махарадж: Модификация, компромисс.

Преданный: Со стороны высшего Вайшнава то, что он позволяет низшему Вайшнаву инициировать, это отречение и смирение?

Шридхар Махарадж: Это нечто практическое. Например, Свами Махарадж дал вам указание инициировать, нынешним ачарйам. В его группе мы находим людей, которые утверждают, что он не давал такое позволение, что они самозваные ачарйи. Яшоданандана и многие другие придерживаются этого мнения. Так или иначе, я не знаю, какие это обстоятельства, но в целом я понимаю так, что он должен был иметь некую преемственность. Этому человеку или другому человеку должны были быть даны полномочия инициировать, продолжать преемственность согласно их способностям, но это не означает, что они занимают абсолютное положение. С самого начала не может быть изменений в качествах ачарйи? Кришна дал знание Брахме, от Брахмы оно перешло к другим. Оно было потеряно с течением времени, утрачено это знание. Возможно, они могли утратить свою силу, это также возможно. Из-за вайшнава-апарадхи, из-за многих других явлений первоначальное положение могло не сохраниться в полной мере.

Преданный: Наш Прабхупада рассказывал своим старшим ученикам, что вы его шикша-гуру. Первая гуру-пуджа была совершена здесь, в этом храме, он открыт в этом отношении, честен. Он показывал своим ученикам, каково ваше положение.

Шридхар Махарадж: Да, он обсуждал, советовался со мной по многим вопросам. Он составлял свою «Бхагавад-гиту». Он снимал два дома: один — для себя, другой — для лаборатории. Первый этаж дома занимала лаборатория, а второй этаж, 4 комнаты, мы использовали для себя, и в то время мы были очень близки. Он переводил «Бхагавад-гиту» и приходил ко мне за консультацией. Он задавал мне вопросы о смысле «Бхагавад-гиты», и я помогал ему каким-то образом. Много раз он советовался со мной, и, видимо, он считал, что некий свет он получает от меня. Он заявлял это: «Шридхар Махарадж — мой шикша-гуру».

Преданный: Как следует понимать ту ситуацию, что вы присутствуете в этом мире, Гуру самого высокого качества, но в то же время вы позволяете санйаси, у которых есть «семена» более низкого качества инициировать? Это ваше смирение или нежелание принимать учеников? Как мне это рассматривать?

Шридхар Махарадж: Есть общие традиции, лучше что-то, чем ничего. Эти юноши могут дать что-то сейчас. Они приходят и спрашивают, и делают что-то согласно необходимости, потребностям момента. Свет может быть ярким или не очень ярким, но это все равно свет, по сравнению с тьмой это что-то. От имени Махапрабху Господь присутствует, Он позаботится обо всем. Если возникает какой-то разрыв в процессе, если человек искренен, Господь позаботится. Если нет скрытого корыстного, подспудного мотива, эксплуатации, если мы искренне совершаем служение, то Господь приходит к нам на помощь, с таким настроением.

Преданный: Например, какой-то санйаси дает дикшу, но они позволяют своим ученикам принимать шикшу от вас, и «семя», которое они получили от своих дикша-гуру, улучшается.

Шридхар Махарадж: Если они не будут позволять, у них возникнут трудности, они совершат какие-то ошибки. Также возможен скрытый мотив, они не пригодны, не квалифицированны обращаться к подобным высоким мыслям, поэтому они могут обеспокоить высший мир, подобные амбиции с их стороны будут скверны. Но если кто-то не удовлетворен и хочет руководство более высокого порядка и если человек боится подорвать свой престиж, потому что его ученик идет к высшему Вайшнаву и принимает от него наставления, понимает, что его Гуру более низкого уровня, если этот Вайшнав низкого уровня сопротивляется, то это оскорбление. Мы имем дело с Безграничным, мы не можем думать, что зажали Безграничное в кулаке. Я говорил это Ачйутананде:

— Мы всегда считаем себя учениками и никогда — преподавателями.

— Я не ваш студент, я студент Бхактиведанты Свами, — он сказал.

— Мы все учимся в одной школе Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Стандарт оценки принадлежит этой школе.

Преданный: Например, Гуру Махарадж, я буду проповедовать в Бразилии, и люди будут обращаться ко мне, желая видеть во мне своего Гуру, а я пытаюсь быть вашим учеником. Я пытаюсь передать их вам, я буду спрашивать этих людей. Они могут быть вашими учениками, поскольку я полностью доверяю вам, но я не знаю, другие люди…

Шридхар Махарадж: Принимать учеников — значит принимать ответственность, во всяком случае до известной степени, но я не считаю себя таким человеком, способным принимать ответственность за очень многих. Это не удовольствие — принимать ответственность. Я непригоден и не желаю принимать ответственность за столь многих. Поэтому я уже разговаривал с теми, кто любит меня, и сказал, что мне не хотелось бы иметь связь со многими. Только в очень особых случаях, если вы найдете кого-то, вы можете приводить их ко мне, в противном случае вы руководите, принимайте эту ответственность. Я постараюсь помочь, насколько это в моих силах. Только помните о том, что вы имеете дело с Безграничным, с явлением, которое не имеет предела, конца. Небо над головой, и птица летит, насколько это в ее силах, такой высоты она достигает, но она не может исчерпать небо. Мы также занимаемся этим, насколько позволяют наши способности, мы будем пытаться делать это искренне. Например, спасти себя и помочь другим, насколько это в наших силах.

Преданный: Гуру Махарадж, я понял, что в моем случае некоторые люди могут быть назначены вернуть людей к Богу.

Шридхар Махарадж: Твоя искренняя совесть будет тебе помогать всегда и во всем, не будь лицемером и тогда тебе поможет Всемогущий и Всезнающий Господь. Он знает все. Чтобы Его помощь пришла к тебе, ты должен быть искренним, пытайся сохранять чистоту сердца.

Преданный: Вы однажды сказали, что люди, которых мы не способны переварить, вы можете переварить.

Шридхар Махарадж: А что вы не можете переварить, качество или количество? По одежке протягивай ножки. Рупа Госвами просил последователей не читать слишком много шастр, не принимать слишком много учеников. Но человек особо одаренный может принимать множество учеников. Наш Прабхупад говорил о Преданности 64-х типов. Я пытался следовать ему, особенно в этих моментах. Я посещал его лекции, и он говорил, что это зависит от индивидуальных способностей человека. Один человек может управлять империей и отдыхать. Другой человек не способен справиться со своей семьей из пяти человек и думает, что он очень занят, он в растерянности. Согласно способностям человека, махарамба. То, что махарамба для одного, не махарамба для другого.

Преданный: Махарадж, говорится, что в ученической преемственности плод передается нетронутым от ачарьи к ученику.

Шридхар Махарадж: Гуру-парампара, с относительной точки зрения нам говорят, что это полнота явления, но с абсолютной точки зрения мы должны понимать, что иногда это уменьшение. Например, новый ачарйа приходит, чтобы возродить это явление, иногда это необходимо. Он приходит, чтобы обновить, вернуть ему первозданную чистоту, свежесть. Это необходимо — оживить его, градация — это природа той почвы.

Преданный: Манго, которое передается, ачарйа подобен шуке, попугаю, когда он берет манго, благодаря его прикосновению манго становиться более сладким.

Шридхар Махарадж: Этот сладкий манго также может стать испорченным в этом измерении бытия. Когда Шукадев создавал свою бхагавата-катху, некое новое впечатление пришло к слушателям, но затем эти ученые утратили то впечатление. Они решили, что все это просто история. Многие из этих слушателей пришли к такому заключению, первоначальная чистота впечатления была утрачена.

Преданный: Махарадж, я слышал, есть шесть видов гуру. Один из них — гуру кошачьего типа. Кошка берет котенка и уносит его подальше от опасности, и есть также обезьяна, детеныш которой цепляется за мать.

Шридхар Махарадж: В Рамануджа-сампрадае есть представление о гуру двух типов: обезьяньего и кошачьего типов.

Преданный: А гуру-рыба просто откладывает икру, и из икринок появляются новые рыбы, и они уплывают. И есть три других типа, я их забыл. И третий тип: мать-курица держит цыплят под крылом, никуда не позволяет им ходить.

Шридхар Махарадж: Возможна градация бесконечного характера шишйа и гуру. Гуру может быть профессором различных типов, и ученики бывают различных типов. Общая классификация: три типа, два типа, четыре типа может быть, возможна классификация та или иная. Мы слышали о такой классификации. гуру, который берет людей отсюда туда, который находится на Вайкунтхе и забирает людей отсюда, а второй тип гуру — это тот, кто одной ногой стоит здесь, а другой на земле Вайкунтхи. Одной ногой здесь, а другой там, и забирает людей отсюда. Две ноги здесь, но он видит Вайкунтху, это положение и пытается многим указать в том направлении, уттама-адхикар, мадхйама-адхикар. Тот, кто способен видеть высшую почву и собирает вокруг себя многих, чтобы обратиться. Еще один тип — тот, кто низошел сюда, чтобы вербовать, и третий тип — это тот, кто одной ногой стоит здесь, на этой почве, другой ногой — на земле того мира и вербует людей отсюда туда. С различных точек зрения можно дать то или другое описание, поскольку все имеет безграничные характеристики. У каждого есть свои отличительные черты, нет реалий абсолютно идентичных.

Преданный: Но духовное разнообразие — это разнообразие наслаждения, тогда как материальное разнообразие — это фундамент страдания.

Шридхар Махарадж: Да, конечно. У страдания и счастья, радости также есть градация. Различные виды расы, интенсивность каждой конкретной расы, существуют различия. Шанта, дасйа, сакхйа, мадхурйа — это Айодхйа, Дварака, Вриндаван. Существуют градации безграничной природы. Освобождение бывает двух типов: освобождение буддистов, освобождение Шанкары, освобождение йогов, сиддха, затем Вайкунтха. По достижении освобождения человек может отправиться в Вайкунтху или Двараку, градация присутствует повсюду в природе. Дас Госвами говорит: «Если ты очень привязан к правилам и предписаниям, ты будешь сброшен из Вриндавана вниз, в Паравйому». Если ты придаешь слишком много значения правилам и предписаниям, ты будешь сброшен в измерение Вайкунтхи, Паравйому. Вайкунтха столь высокая обитель. Мир Нарайаны столь чистый, но он также считается низким настолько, что он использует это выражение: «Ты будешь сброшен из Голоки в Вайкунтху». Рупануга-вичар, столь многие вещи имеют место. Безграничное.

Преданный: Махарадж, в «Харинама-чинтамани» Бхактивинод Тхакур описывает переходный период между вайдйа-бхакти и рага-бхакти.

Шридхар Махарадж: Мы должны придерживаться правил вайдйа-бхакти до тех пор, пока не почувствуем пробуждение анураги в себе, а когда происходит пробуждение естественного влечения к Богу, тогда забота о правилах и предписаниях автоматически будет ослаблена. В «Бхакти-расамрита-синдху» сказано, что пока мы следуем правилам и предписаниям Писаний, пока мы не находим подлинной любви и влечения к Высшему Началу, с помощью предписаний мы будем пытаться пробудить это естественное, внутреннее влечение к Господу Если мы сумеем распознать в себе это влечение, анурагу, тогда мы можем не беспокоиться о шастрических указаниях. Предположим, я пациент, я болен, и я принимаю какие-то лекарства и следую диете, но если я вижу, что диета вернула мне силы, тогда я отказываюсь от лекарств и помощи диеты. Они сделали свое дело. Мне не нужны лекарства. Нечто в этом роде. Вначале диета и лекарства необходимы, но впоследствии лекарства и диета могут утратить свою актуальность.

Антарйа — это низший уровень, затем ништха, затем ручи, затем бхава-бхакти, в бхава-бхакти мы можем не особо заботиться о правилах и предписаниях. Рага-бхакти, ручи, асакти, затем бхава. Ништха, ручи, асакти, бхава. На стадии сварупа-сиддхи мы по-прежнему несвободны от угрозы, от опасности. Только на стадии васту-сиддхи мы свободны от опасности. В состоянии сварупа-сиддхи мы по-прежнему связаны с этим бренным миром, связь по-прежнему есть. Сварупа-сиддхи, тело присутствует, и я обрел полноту реализации, но пока мы не расстанемся с телом, некая опасность существует. Полнота принятия, испытательный срок. Например, человек выучился и сдал экзамен, который позволяет ему занять должность какого-то клерка или чиновника. Его принимают на работу, дают испытательный срок, но это не то же самое, что постоянная занятость. Кришна-лила где-то происходит, иногда на этом земном шаре, иногда на другом. Подобно солнцу Кришна-лила путешествует через брахманду, от брахманде к брахманде. Сварупа-сиддхи позволяет обрести рождение в той брахманде, где происходит Кришна-лила, и родиться в лоне гопи. Затем, когда это рождение происходит, ему дают возможность принять непосредственное участие в лиле в качестве гопи, прапанча, в мире где происходят лилы Кришны. После того, как человек принял участие в прапанча-лиле, он окончательно принимается, избавляется от всех привязаностей материального, и это принятие является окончательным. Он принят на постоянную службу, пройдя испытательный срок.

Преданный: Прапанча-лила — это тоже сварупа-сиддхи? Это сварупа, рождение в лоне гопи?

Шридхар Махарадж: Да, он находится в своем сварупа-сиддхи, но когда прапанча-лила заканчивается, наступает васту. Принимается в расчет уровень интенсивности. Это физически показывается нам, такого типа, посредством этой аналогии. Малейшее соприкосновение с бренной, материальной концепцией не останется незамеченым. Малейшее соприкосновение с бренным есть майа. Малейший контакт с майей будет рассматриваться как препятствие для полного принятия. Бхаума Вриндаван, нитйа-лила.

Преданный: Это означает, что садхана-сиддха гопи во Вриндаване стали сварупа-сиддха?

Шридхар Махарадж: Не все они, некоторые могут помочь им, и тогда они будут признаны и получат постоянное служение. Во всех классах — в дружеском круге, в родительском круге, повсюду, не только в мадхурйа-расе, в шанта, во всех расах подобное суждение.

Преданный: Таким образом, Махарадж, это означает, вы объясняете васту-сиддхи в мадхурйа-расе. Есть васту-сиддхи в других расах?

Шридхар Махарадж: Да, конечно, повсюду, в каждой расе, в любом типе служения.

Преданный: Могли бы вы привести пример в сакхйа-расе? Примеры такого рода есть в «Бхагаватам»?

Шридхар Махарадж: Это явление не столь ясно упоминается в «Бхагаватам», подробный анализ присутствует в Госвами-шастре. Баладев совершает свою собственную раса-лилу, но Госвами интерпретировали это иначе. Раса-лила предназначена только для Кришны. Баладев, совершая раса-лилу в сердце, удовлетворяет Кришну этой лилой. Он не воспринимающий, не наслаждающийся, Баладев, — таковы открытия Госвами. Баладев совершает все для удовлетворения своего Владыки в качестве друга, в качестве хранителя. Мадхурйа-раса — это раса-лила, как должно быть в случае Гуру. Гуру принимает почтение со стороны учеников, но внутренне он относит это к своему Гуру в парампаре Кришны. Он действует от их имени, чувствует, что если он не делает этого, то он падает. Управляющий собирает налоги с подданных, но он должен отсылать все собранные средства царю. Если он что-то утаивает, берет что-то себе, он будет смещен с должности. Баладев представляет Гуру во многих расах. Он пытается изо всех сил отослать все Кришне для Его удовлетворения. Все в Его жизни устроено для удовлетворения Кришны, и тогда Баладев является факсимиле Кришны, самим Кришной, но такого типа и во всех иных расах. В мадхурйа-расе Радхарани занимает высочайшее положение, непосредственно удовлетворяет Кришну со своей собственной группой. Что говорить о Баладеве, даже насекомые, растения, звери — все устроено таким образом, чтобы содействовать наслаждению Кришны различными способами. Это Вриндаван, это особая группа, от всего сердца, автоматически. Все в своем сердце вдохновлено. Занятие, природа, характер предназначены для этого, таков Вриндаван. Я выражаю почтение отсюда каждому атому Вриндавана, даже песку на берегах Ямуны, шанта-раса, столь многие Преданные — этот песок. Они следуют этому процессу, васту-сиддхи, сварупа-сиддхи, что говорить о дружеском круге, повсюду новички в различных расах, в различных положениях служения, таким образом.

Преданный: Гуру Махарадж, когда Кришна уехал в Матхуру, гопи были очень опечалены, но говорится…

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»

1981.03.12.C

«Развязать узлы сердца»

1981.03.12.B

«Знание своего правильного положения»

1981.03.12.A

«Преданность и обретение высшего блага»

1981.03.13.X

«Глупцы врываются туда, где ангелы ступить не смеют»

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»

1981.08.14.A

«Гуру есть хранитель и прибежище ученика»

1981.08.18.C_81.08.19.A

«Шактйавеша — это не детская игрушка»

1981.08.18.B

«Красота Радхарани — это не анатомия»

1981.08.18.X

«Запредельная милость Господа Нитьянанды»

1981.08.19.B

«Фундамент преданного служения»

1981.08.20.B

«Вера в поиске высшего измерения»

1981.08.20.C

«Быть милостивым к самым падшим»

1981.08.20.A

«Изначальная реальность»

1981.08.21.A_21.B_22.A

«Вопрошай о вечном»

1981.08.22.A

«Проводники запредельных реалий»

1981.08.22.X

«Градация теистической мысли»

1981.08.26.A_81.08.27.A

«Достичь берега служения»