Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.02.22.C «Жизнь самой жизни»
Там, где я нахожусь соответственно моей прошлой карме, я и должен начать работу, стремясь к победе над моими самскарами – ментальными клетками, в которых я живу. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Говардхан

«Жизнь самой жизни» 1982.02.22.C

Жизнь самой жизни

# 00:00

Встреча на Курукшетре

Шридхар Махарадж: «Разве мы йоги, что мы можем быть удовлетворены абстрактным образом мысли, чем-то воображаемым, выдуманным? Мы не имеем с этим ничего общего. Мы также не карми, которые берут взаймы у природы, и для того, чтобы избавиться от этих долгов, мы приходим к Твоей двери: «О Господи, избавь меня от последствий моих прошлых поступков, пожалуйста, освободи меня от этого бремени». Мы не принадлежим ни к одной из этих двух категорий, но кто мы? Мы хотим жить с Тобой семейной жизнью, мы хотим быть Твоими родными, мы не удовлетворены ни абстрактным мышлением, ни спасением от последствий дурных поступков. Мы хотим непосредственной семейной жизни с Тобой. Вначале Ты прислал к нам Уддхаву, а теперь Ты даешь нам аналогичные советы, и Тебе не стыдно?» Таков внутренний смысл. Они говорят: «Мы не будем удовлетворены ничем иным, и Ты знаешь это. Но если Ты милостиво придешь к нам так, чтобы Ты целиком, безраздельно принадлежал нам, только тогда мы будем удовлетворены. Мы никогда не будем удовлетворены ничем меньшим, ничто меньшее, чем это, не может удовлетворить нас. Речь не идет об абстрактном мышлении, мы также не хотим использовать Тебя в качестве средства избавления от рабства материальной природы. У нас нет телесной концепции, сознания наших тел. Мы лишены телесного сознания, поэтому мы не хотим избавиться от страданий этой материальной жизни, действий и последствий, мы не хотим это, мы не сознаем это. Какова наша истинная потребность? Мы хотим служить Тебе непосредственно, с любовью, любовное служение».

И ответ Кришны содержит также внутренний аспект: «Вы знаете, все люди стремятся ко Мне, хотят Меня. Они хотят достичь Меня посредством преданности, для того чтобы обрести высшее положение в мире вечного блага, счастья для себя. Если они обретут подобную связь со Мной, они считают себя удачливыми. Но, с другой стороны, Я считаю себя удачливым, поскольку Я обрел вашу любовь и нежность. Весь мир хочет выразить свою привязанность, любовь, нежность ко Мне, но Я считаю себя удачливым, поскольку вы испытываете нежные чувства ко Мне». Он говорит буквально: «То Моя удача, что Я соприкоснулся со столь ценным чувством любви, нежности, привязанности в ваших сердцах, Я считаю себя столь удачливым», внутренний смысл таков. Когда Радхарани поняла смысл ответа Кришны, Она была удовлетворена. «Где бы Он ни находился в физическом смысле, в сердце Он Мой. Он не может не вернуться во Вриндаван очень скоро и вновь не присоединиться к нам».

Я собирался прежде рассказать смысл шлоки Шрилы Рупы Госвами, в которой описывается встреча на Курукшетре.

ким паданте лутхаси виманах свамино хи сватантрах
кинчит калам вачид абхираташ татра каш те ‘парадхах
агаш-каринй ахам иха йайа дживитам твад-вийоге
бхартри-пранах штрийа ити нану твам мамаиванунейах

Когда Кришна пришел в лагерь, Он неожиданно встретил там Радхарани, и Он склонился перед Ней так, словно хотел прикоснуться к Ее стопам. И Радхарани сказала: «Что Ты делаешь? Я вижу Тебя у Моих стоп. Ты пытаешься прикоснуться к ним. В чем причина?» Она содрогается, Она потрясена. Она говорит: «Ты ни в чем не виноват. Ты чист как ничто другое. Ты не совершил ничего дурного. Ты Мой Владыка, Мой Господь. Ты свободен поступать со Мной как тебе угодно. Я Твоя служанка, мы Твои слуги, мы подчинены Тебе. Ты наш Владыка, наш Господь. Ты свободен поступать с нами как Тебе угодно. Почему Ты склонился передо Мной и пытаешься коснуться Моих стоп? Я не в силах терпеть это». Какое-то непродолжительное время Ты занимался чем-то другим в других местах, но что в этом дурного? Это не преступление, Ты не совершил ничего дурного. Я преступница, Я совершила преступление. Почему? Я по-прежнему влачу Мое существование. Я не сумела умереть в разлуке с Тобой. Я показываюсь на людях. Я недостойна Твоей Божественной Любви. Я так и не умерла в разлуке, Я показываюсь на людях, Я преступница в крайней степени. Писания предписывают, что жена должна быть безраздельно преданна своему господину, мужу, но муж не должен быть слишком покорен своей жене. Таков стандарт священных писаний. Поэтому Ты ни в чем не виноват, бремя нарушения закона любви лежит исключительно на Моих плечах», – так Она сказала. Подобно тому, как Махапрабху сказал:

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум
вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄
бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄.

Его слова перекликаются с вышеописанным. Он сказал:

– Ни капли Божественной Любви к Кришне нет во Мне, даже следа ее аромата нет.

– Тогда почему Ты бесконечно льешь слезы, днем и ночью льешь слезы о Кришне: «Кришна, Кришна!»?

– О, вы не знаете этого, вам неизвестна причина. Лишь для того, чтобы продемонстрировать людям, что я обрел Божественную Любовь к Кришне, Кришна-прему. Только для того, чтобы показать людям и так приобрести репутацию Кришна даса, чтобы обмануть людей. Всё это лишь мое лицемерие. И доказательство того, что у Меня нет этой Любви, следующее: Я все еще жив. Если бы эта любовь была у Меня, тогда от разлуки Я бы умер. Но то обстоятельство, что Я жив, доказывает, что у Меня нет и следа благоухания Кришна-премы.

# 11:42

Смерть от разлуки

Кришна-према столь привлекательна, что тот, кто соприкоснулся с этим явлением, не может жить без связи с ним, это невозможно, настолько оно высоко, завораживающе, привлекательно, прекрасно и столь поглощает сердце. Невозможно жить без Него, это столь высокая степень любви, према. «Санатан, эту Божественную Любовь к Кришне невозможно найти нигде в этом мире. Невозможно то, что смертный соприкоснется с подобного рода Божественной Любовью. Если кто-то случайно соприкасается с этим явлением, тогда разлука с ним для него невозможна, он не в силах забыть это явление. Он не может жить, лишенный этой связи. Если он действительно соприкоснется с этим явлением, тогда в разлуке с ним он непременно умрет. Оно столь высоко, столь привлекательно. Он умрет, лишенный такой жизнетворной преданности высочайшей природы. Столь велико, столь благородно и прекрасно, столь великодушно по природе своей это явление. Мы ищем его. Махапрабху пришел, чтобы сообщить нам о подобном жизнетворном явлении, жизни самой жизни, без которого… Если кто-то обретает шанс соприкоснуться с ним, для него абсолютно невозможно жить без этого явления. Такова перспектива нас всех, и Махапрабху пришел, чтобы распространять это явление, дать его всем и каждому, малая связь.

# 14:38

Драгоценное время человеческой жизни

Мне рассказывали, что в Южной Африке группа людей совершила коллективное самоубийство, поскольку они верили в то, что жизненный процесс будет нарушен современной цивилизацией. Они были не в силах терпеть это, они предпочли выпить яд и покинуть этот мир, веря в то, что мы можем в безопасности жить в измерении нашей Божественной веры. Ни малейшего очарования чем бы то ни было в этом бренном мире. Их позиция: «Мы хотим жить в измерении подлинной умиротворенности, независимо от этих материальных приобретений. Мы не очарованы ничем, поэтому мы не колеблясь расстанемся с этим бренным миром». Но нам говорят, что эта жизнь относительно ценна, почему? Потому что высшее стремление мы можем обрести в этой жизни. У нас есть возможность приобрести это высшее стремление в этом измерении, в человеческой форме жизни. Эта жизнь настолько ценна, поскольку в ней мы можем стать на путь высшей Божественной концепции.

лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте,
ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣
тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван,
них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т

Столь высоко ценится и столь редко может быть обретено это человеческое тело. Существуют столь многие формы жизни, живые существа, обитатели вод, животные, растения, многочисленные духи и многие другие живые существа. Но только в человеческой форме жизни возможно подобное достижение, это ключ к решению всех проблем. Если мы используем должным образом драгоценное время человеческой жизни, тогда нас ждет возможность высочайшего достижения. Говорится, что благодаря этому мы можем избавиться от всех страданий и беспокойств, бедствий. Ключ находится здесь, в человеческом рождении. На низких стадиях жизни, Джива Госвами говорит, отсутствует достаточная степень понимания, она не пробуждена. А в высших формах жизни, девы, гандхарвы и подобные живые существа, они в прошлых рождениях накопили достаточный объем энергии, который позволяет им наслаждать чувства, и эта энергия окружает их со всех сторон, поэтому им трудно. Столь высокая степень наслаждения, им трудно избавиться от очарования этим наслаждением и начать искать перспективу более высокой жизни. Эта, человеческая, форма жизни дает самую благоприятную возможность избавиться от рабства и достичь высшей цели бытия. Всякий раз, когда я говорю, мой ум насильственно увлекаем в определенную сторону. (смех) Есть ли какие-то вопросы?

# 20:58

Подлинное богатство

Преданный: Почему Чайтанья Махапрабху решил дать высочайшую концепцию любви к Кришне самым низшим из людей, людям Кали-юги?

Шридхар Махарадж: Такова сама природа Шри Чайтаньи Махапрабху. Почему гопи принадлежат к низшему социальному сословию, гопы, пастухи? Это положение самое подходящее. Высочайшая концепция великодушия, милосердия означает что? Какой должна быть природа этого явления? Помогать тем, кто испытывает величайшую степень нужды. И поскольку Он нисходит из высшего измерения, Он не может раздавать нечто заурядное. Он должен раздавать некие ценные явления, и Его внимание должно быть обращено на тех, кто испытывает величайшую нужду. Разве это не естественно, что ты думаешь?

Преданный: Да, это так.

Шридхар Махарадж: Высочайшее великодушие должно обращать внимание на самых нищих, и Он хочет помочь им, заплатив своей собственной монетой, и она такова. Ты понимаешь?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Он не может раздавать им только траву или камни. То, что Он считает подлинным богатством, Он должен давать низшим из людей, самым бедным, именно это, то, что Он считает подлинным богатством, нечто роскошное, великолепное, драгоценные камни. Разве мыслимо, чтобы он раздавал самым нищим камни и траву? (смех) Поэтому мы все пытаемся припасть к стопам этого великого мессии, Гаурангадева. Один преданный говорит: «Чем бы была наша жизнь, если бы Гауранга не пришел? Мы содрогаемся при этой мысли. Что, если бы этого не произошло? Как возможно жить без этого явления, без того, что принес Гауранга? Жизнь была бы лишена всякой ценности, всякого смысла».

# 24:37

Опустошить себя

Преданная: Махарадж, Шрила Свами Махарадж пишет, что мы можем избежать оскорблений Святого Имени, если вначале повторяем Имена Панча-таттвы.

Шридхар Махарадж: Да, он написал вполне справедливое замечание. Они столь великодушны. Панча-таттва призвана возвышать души из их падшего состояния. Только наделенные качествами личности могут войти во Вриндаван, в Кришна-лилу. Но когда Кришна нисходит, чтобы исцелить оскорбителей от их оскорблений, тогда уже им будет позволено войти во Вриндаван. Мы призываем Имена Панча-таттвы, и, помня их лилу, мы в нашем низшем положении можем быть очищены и быть готовы к участию во Вриндавана-лиле. Во Вриндаване происходит двоякая лила: одна часть – Вриндаван, в котором в их собственном кругу они наслаждаются играми Божественной Любви; и существует другая область, где Он сам переживает настроение Радхарани, переживает вкус своей собственной сладости со своими параферналиями. Это явление также имеет место, нам говорят. И мы должны постепенно постичь природу этого, следуя рекомендованному процессу. Кто она?

Преданный: Ее зовут Бхактаприя.

Шридхар Махарадж: Бхактаприя. Откуда она?

Преданный: Она приехала из Сан-Хосе с нами, она помогает нам там.

Шридхар Махарадж: Приехала с мужем или одна?

Преданный: Она вдова.

Шридхар Махарадж: Она ученица Свами Махараджа?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Получила от него два посвящения?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: С кем она приехала?

Преданный: Со мной, Брахмой и бхактой Джефом. Мы все приехали вместе.

Шридхар Махарадж: Женщина из Японии уехала во Вриндаван или вернулась в Японию?

Преданный: В Японию.

Шридхар Махарадж: А эта, другая женщина, она здесь?

Преданный: Она здесь.

Шридхар Махарадж: Я не могу видеть, поэтому я вынужден спрашивать одно и то же много раз. Я прошу вашего прощения за это. Вновь и вновь спрашиваю одно и то же о том, кто есть кто. Конечно, это невежливо и неприятно. Пожалуйста, будьте милостивы ко мне, прости мне этот недостаток.

Преданный: Мы все стремимся к тому, что вы видите.

Шридхар Махарадж: Конечно, по милости Бога. Я говорил прежде, Махапрабху сказал: «Санатан, Кришна посылает тебе милость через Меня». Это явление не может быть нашим достоянием, принадлежать кому бы то ни было из нас. Он свободен, и Он может использовать нас в качестве каналов, посредников. Он совершает свою собственную лилу по-разному. Природа движения разная. Насколько мы можем опустошить себя, настолько мы сумеем видеть Его лилу, устранить наше эго. Внутреннее измерение находится повсюду, это измерение Его собственной лилы, а наше существование – на поверхности грубой оболочки, татастха. Сварупа-шакти, затем татастха-шакти, затем это материальное покрытие. Но наиболее внутренняя, глубочайшая, сокровенная субстанция, наполненная потоком Его игр, сладчайшее и наиболее щедрое, великодушное измерение.

# 30:53

Непостижимое измерение бытия

Преданный: Махарадж, каков смысл высшей и внутренней энергий Господа, самой близкой Его энергии?

Шридхар Махарадж: Это всё ведет в одном и том же направлении. Мы используем приблизительные характеристики одного и того же явления, иногда говорим «высшая», иногда «внутренняя». Мы пытаемся определить некое направление, используя подобные слова согласно нашей ментальности и нашим способностям. Но то, что мы подразумеваем, произнося эти слова, зависит от обстоятельств и от того, с кем мы имеем дело. Наша позиция – татастха, а внутренняя, или высшая, означает более глубокое. Иногда мы говорим «высшая», иногда «глубочайшая» или «внутренняя», таким образом. Только указания, все эти слова указывают в определенном направлении. Веды тоже указывают, они говорят: «В той стороне». Неведомое и непостижимое, нечто, что невозможно оценить или измерить, познать из этого измерения жизни. Только лишь некоторые приблизительные выражения используются нами: адхокшаджа, апракрита, сверхъестественное, трансцендентное. Тем не менее мы по-своему пытаемся иметь дело с этим явлением, насколько мы можем.

# 32:59

Природа безграничного

Преданный: Махарадж, Кришна или Махапрабху нисходят в этот мир, а когда это случается, что происходит на Голоке Вриндавана?

Шридхар Махарадж: Там всё сохраняется.

Преданный: То есть это два…

Шридхар Махарадж: Да, Он может распространять себя, природа безграничного такова. Безграничное минус безграничное равно безграничному. Безграничное плюс безграничное равно безграничному. Безграничное умножить на безграничное равно безграничному. Безграничное разделить на безграничное, всё это равно безграничному. Как в случае нуля: 0 + 0 = 0, 0 – 0 = 0, 0 х 0 = 0, 0 : 0 = 0. Но здесь прямо противоположное, мы можем думать так. Ом пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачйате пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате. В Упанишадах мы находим такое существование бытия, это возможно. То, что мы не в состоянии представить, помыслить, это нечто есть, Его природа, природа безграничного такова. Мы должны оказать уважение Хари Чарану.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.02.13.B

«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура»

1982.02.13.A

Киртаны с участием Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»

1982.02.15.B

«Ачинтья-бхед-абхед»

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»

1982.02.17.B

«Творение»

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Майапур»

1982.02.19.E

«Шараграхи-Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишнучитты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»

1982.02.20.B

«Мой ум стремится туда, где мы встретились впервые»

1982.02.20.C

«Только Садху Санга!»

1982.02.21.B

«Во Вриндаване я Радха»

1982.02.21.C82.02.22.A

«Бхаджан — прямое служение»

1982.02.22.B

«Последние дни я проведу на Курукшетре»

1982.02.22.C

«Жизнь самой жизни»

1982.02.23.A

«Атма-ниведана — жизнь в преданности»

1982.02.23.B

«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава»

1982.02.23.C

«Солдаты, воюющие ради прогресса»

1982.02.23.D82.02.24.A

«День Ухода Расикананды Прабху»

1982.02.24.C82.02.25A

«Вриндаван любит простоту»

1982.02.24.A

«Трансцендентная дипломатия»

1982.02.24.B

«Кришна никогда не остаётся один»

1982.02.25.B

«Страх порождён недостатком Гармонии»

1982.02.25.C82.02.26.A

«Истина — это Бог»

1982.02.25.D

«Любовь и раздор желанны, если они для Кришны»

1982.02.26.B

«Ачьюта-готра — Вечная семья»

1982.02.27.B82.02.28.A

«Искренний поиск непобедим»

1982.02.27.A

«Я не умру, я вечен»

1982.02.27.BO

«Под небом Безграничного»

1982.02.28.B

«Вайшнавы — оптимисты»

1982.02.28.C

«Послание Вьясадевы»

1982.03.01.A

«Друг всей вселенной»

1982.03.01.B

«Когда вера меняется»