«Вриндаван любит простоту» 1982.02.24.C82.02.25A
«Вриндаван любит простоту» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 24 и 25 февраля 1982 года
- Чандравали не признает преданных (00:00)
- Лишь преданность вкусна (01:04)
- Гармония и раздор (11:34)
- Множество и единство (18:01)
- Служение в оппозиции (22:12)
- Могущество гармонизирующего начала (28:28)
Вриндаван любит простоту
# 00:00
Чандравали не признает преданных
Шридхар Махарадж: Отсутствует признание Чандравали. Гопи, Яшода, Нанда, Вриндаван – все эти реалии отсутствуют в ее прославлениях, только Кришна является объектом ее обожания, а все остальные вычеркнуты. Она не способна видеть величие, благородство параферналий, только Кришна, и это нечто искусственное. «Если ты хочешь быть Моим преданным, стань преданным Моего преданного. Тот, кто предан Моему преданному, тот воистину предан Мне.» Я не могу увидеть величие, благородство преданных Кришны, и, отвергая их, я хороший и Кришна хороший, а все остальные отвергнуты. Что это такое? «Нет более великого человека, чем я, только Кришна и я, а все отброшены.»
# 01:04
Лишь преданность вкусна
Преданный: Махарадж, роскошь, деньги являются ли указанием на то, что Кришна удовлетворен служением Ему, когда присутствуют деньги, множество последователей?
Шридхар Махарадж: Деньги не являются критерием, они могут быть использованы в служении Кришне по Его воле, это возможно, но это не единственный критерий. Даже когда Санатана Госвами предлагал Мадан-Мохану некое блюдо, которое он обжаривал на огне и предлагал, и Мадан-Мохан принимал его, простое блюдо. Бхава-грахи джанарданах, Кришна не принимает что-либо материальное, но то, что преданные предлагают Ему искренне, эта искренность принимается Кришной, бхава-грахи. Он есть четан, Он духовен, а духовный элемент в поклоняющемся – то, что поклоняющийся предлагает. Кришна принимает именно это, этот духовный элемент, внутреннюю, а не внешнюю сторону.
Существует история о том, что был некий преданный в Пури, Мадхава Дас, он был преданным в сакхья-расе настолько, что, говорят, однажды Джаганнатх сказал:
– Мадхава, Я пойду воровать джекфруты из сада некоего человека, иди со Мной.
– Хорошо, мой Господь, я должен выполнять Твои желания.
И той ночью вместе с Мадхавой Джаганнатх вошел в сад джекфрутов и залез на дерево, начал трясти его с целью сбить фрукты. Тогда появился панда и возмутился: «Кто это в моем саду?» Кришна убежал, но часть Его одежды зацепилась за ветку и осталась на дереве, и там владелец сада увидел этого Мадхаву:
– Ты тот самый злодей, – заявил он, – днем ты сидишь на обочине дороги и просишь подаяние, изображая из себя великого садху, а ночью ты пришел с целью обворовать мой сад. Я преподам тебе урок.
– Кришна привел меня сюда.
– Ты глупец, о чем ты говоришь? Ты пытаешься убедить меня…
– Вот Его одежда.
– О, да, ты еще и похитил одежду Джаганнатха, повесил на дерево и хочешь одурачить меня?
И он отвел его к царю, и, конечно, его как следует побили. И Джаганнатх явился во сне к царю и к главному священнику и сообщил им: «Я был в обществе Мадхавы, мы воровали джекфруты. Мадхаву избили, и Я принял все эти побои на себя. Пожалуйста, дайте Мне лекарства». Они были опечалены и сказали: «Оказывается, Мадхава такой великий преданный». Одновременно царю и главному панде приснился этот сон, и Мадхава ушел оттуда во Вриндаван. Он подумал: «Теперь люди будут заявлять, что я великий преданный. Я не в силах терпеть это».
Это написано в «Бхакта-мале». Этот Мадхава предлагал сушеный горошек Банке-Бихари во Вриндаване и ел сам. Банке-Бихари каждый день поклонялись, предлагая бхогу, но слуга Банке-Бихари мог чувствовать, то был преданный высокого уровня, он чувствовал, удовлетворен ли Банке-Бихари после подношения бхоги. И он почувствовал, что в определенный день тень печали легла на лицо Банке-Бихари. «Должно быть, какой-то изъян присутствовал в моем подношении», – подумал он. Он вновь приготовил пищу и поднес ее, но опять спустя какое-то время он вернулся, чтобы посмотреть на лицо Божества, и увидел, что Божество опечалено. Он стал плакать: «Мое подношение не принято моим Господом. Что мне делать? Я не могу есть, когда чувствую, что Банке-Бихари не коснулся этой пищи», – подумал он. И, не принимая пищу, он лежал в постели, и Банке-Бихари явился ему во сне и сказал: «Это не твоя вина, но Я чувствую себя больным. Мадхава, Мой преданный, пришел из Пури и предложил Мне чану. Я принял эту чану, съел ее такое количество, что заболел. Я больше ничего не могу есть. Мой желудок полон, Я чувствую себя больным».
Таким образом, внешняя роскошь и пышность не являются критерием. Простое блюдо способно удовлетворить Его, бхава-грахи джанарданах, простое подношение. Есть еще одна история о мангусте. Во время раджасуя-ягьи мангуст залез в горшок брахмана, степень жертвенности была велика, пышная ягья и множество подношений, с одной стороны, и простое саттвичное подношение, с другой стороны. Лишь преданность вкусна для Господа, према. Господь любит прему, не внешнюю пышность. Пышность и роскошь могут до известной степени присутствовать в Вайкунтхе, но особенность Вриндавана состоит в простоте, там не любят роскошь, но нечто простое и любовь. Преданность, жертва, симпатия, отдание себя, это ставится на пьедестал во Вриндаване. Который час?
Преданный: Без четверти десять.
Шридхар Махарадж: Я хотел бы закончить на этом.
# 11:34
Гармония и раздор
Прямой и косвенный методы обращения к Богу, но прямое обращение более здоровое и благотворное. Анукульена Кришна анушиланам и пратукульена Кришна анушиланам, это явление также возможно, культивировать косвенным образом это явление, но это не слишком желанно. Анукульена кришна анушиланам – культивирование Сознания Кришны благоприятным, позитивным образом, это желательно, отвергая косвенную сторону. Но косвенная сторона не менее важна, это обращение к высочайшей стадии преданности. Приближение тем или иным образом – вот что необходимо, это необходимая часть – косвенно. Деваки косвенна по отношению к Яшоде, Яшода всегда опасается. Деваки и Васудева утверждают, что ребенок их. А представительницы лагеря Радхарани всегда опасаются группу Чандравали – косвенное явление, косвенный лагерь. Во всех расах гармония и раздор.
Когда Кришна начинает свою игру с друзьями, то две группы, конечно. С одной стороны Кришна, на другой стороне Баларама. Кришна и Баларама во враждебных лагерях. Начинается игра, и другие мальчики разделяются на две группы, они начинают сражаться, и тот, кто будет побежден, его наказание – носить членов победившей стороны на плечах, своего рода служение. Баларам очень силен, с другой стороны Шридам тоже очень силен. Кришна не настолько силен, поэтому Шридам присоединился к Нему. С одной стороны Баларам, с другой стороны Кришна и Шридам, и начинается игра, две группы сражаются. Обычно Баларам не принимает то обстоятельство, что Он побежден, всякий раз, когда звучит эта идея: ваша группа потерпела поражение, Баларам выходит из себя и заявляет: «Нет!», такова Его природа. Временами демоны вступают в их круг в обличии одного из пастухов, Бхамасура, Праламбасура. Они смешиваются с членами группы и стремятся схватить одного из мальчиков, посадить на плечи и унести. Бхамасура захотел унести Балараму в лесную чащу. Баларма понял, что перед ним демон, а не один из членов группы. И когда он понял это, то ударил его по голове настолько сильно, что… Харе Кришна.
Наслаждающийся и объект наслаждения, и также подгруппы различных рас, таким образом, это потребность лилы. Тезис, антитезис, синтез. Синтез подразумевает существование множества антитезисов и тезисов, множество и единство – это гармония. Множественность должна присутствовать, и то, и другое. Йасйа ме насти кинчана. Многие, и эти многие не независимы. Существует единая причина, это множество приводится в гармонию в едином, поэтому Упанишады говорят: йасйа ме насти кинчана, «не существует разнообразия».
# 18:01
Множество и единство
Шанкарачарья пожертвовал множеством и принял только единство. Махапрабху сказал: «Это неправильное восприятие истины откровения. Множество должно быть признано, и единство также должно быть признано, и то, и другое». Почему вы утверждаете, что множество отсутствует? У вас нет права так говорить, если множество отсутствует, то какой смысл говорить о том, что его нет? Многообразие есть, и в то же время существует единство, связывающее и контролирующее множество. Множество и единство, и то, и другое сосуществуют. Таково заключение Махапрабху. Но Шанкарачарья пожертвовал множеством.
Существует только один единый, и неизбежным образом это единое недифференцированное, бескачественное, нирвишеша. У Него нет ног, у Него нет рук, но Он может бежать и может хватать. У Него нет глаз, но Он способен видеть, у Него нет ушей, но Он способен слышать. А Шанкарачарья принимает только одну сторону: у Него нет слуха, нет ног. Но Махапрабху заявляет: «Нет, вы должны принять и то, и другое». У Него нет ног, но Он способен бегать; у Него нет глаз, но Он способен видеть. Как это понимать? Глаза есть, но не плотские глаза, таков смысл. Есть ноги, но не подобные нашим ногам; глаза отличны от наших глаз, однако глаза есть. Таково заключение Махапрабху. Духовно Он наделен всеми чувствами, не бренный, но духовный, а негативные характеристики присутствуют только в бренной реальности, приложимы только здесь. У Него нет глаз в том смысле, что у Него нет глаз, подобных нашим. Таков смысл ведических мантр. Повсюду мы должны понимать их таким образом. Чтобы мы ни видели, есть Брамха. «Куда бы я ни посмотрел, вижу только Брахман», – сказал Шанкарачарья. Но Махапрабху говорит: «Нет, сарва также существует, всё, а иначе какая необходимость утверждать подобное?» Существует один – Владыка, и существует множество – подчиненные: система, контролирующий контролируемое. Если этого объекта контроля не существует, если системы нет, тогда к кому ты пришел проповедовать? Какой смысл проповедовать, если они не существуют?
# 22:12
Служение в оппозиции
Майа также существует, она обладает своим бытием. Если бы майи, заблуждения, не существовало, тогда какая была бы необходимость в обширной проповеди? Заблуждение есть, возможность ложного понимания есть, это реальность. Ложное представление – провинциализм, относительная сторона также есть, не только абсолютная. Абсолютное и относительное сосуществуют, это чит-вилас – не отрицание определенного явления, но правильная позиция, когда всё находится в гармонии с целым.
Кришна рассматривал случай Шишупалы, размышлял о том, как он может быть убит. Состоялось собрание, в котором принимала участие эта троица, Кришна, Баларама и Уддхава совещались. Всё, что говорил Кришна, Баладев отвергал и возражал на его речь. Кришна хотел использовать определенную стратегию, но Баладев заявлял: «Что это, о чем ты говоришь? Предоставь это дело Мне, Я поеду и убью его прямо. Какой смысл в этой стратегии? Я не понимаю всех этих вещей». Тогда Уддхава пытался успокоить Баладева. И этот эпизод очень искусно описан в поэзии Магхи (цитирует стих). Здесь присутствует поэтическое украшение: мушалапани – это Баладев, так Он называется в этом стихотворении. Мушала означает «булава», мушалапани – Баладев, и это определение намекает на то, что Баладев не полагается на разум или дипломатию, Он стремится решать все вопросы с помощью своей булавы, ее ударом, мушалапани. Он обладает меньшим разумом, но необузданной силой, мушалапани.
И затем была устроена раджасуя-ягья. Так они решили, Шишупал и все будут приглашены. Пандавы отведут Кришне самое почетное место, и это обстоятельство разозлит Шишупалу, который будет не в силах терпеть это. Он оскорбит Кришну крайне гнусным образом, и тогда… Кришна уже пообещал матери Шишупалы, которая была Его тетей по матери, что Он простит Шишупале сто оскорблений. Это обещание будет исполнено, и Шишупала будет убит, сто первое оскорбление. Этот план Уддхава представил в том собрании. И что им оставалось делать, в конце концов Баларам согласился с этим планом.
Оппозиция также есть служение, в мадхурья-расе также оппозиция может быть кажущейся, мнимой. Бамабхава, бама буквально означает «левый», конечно, это очень высокие темы. Природа Радхарани такова, бамабхава, всё, что предлагает Ей Кришна, Она с негодованием отвергает, и это увеличивает восторг Кришны, такова специфическая черта Шри Радхики. Нирантара бхама, бесконечное настроение противоречия. Героини высочайшего типа всегда демонстрируют подобную позицию, она всегда противоречит герою, такова ее наклонность, и это явление считается высочайшим качеством, все эти реалии. Таким образом, оппозиция также представляет собой определенное служение Богу. В гармонии это так, а иначе какая нужда в гармонии?
# 28:28
Могущество гармонизирующего начала
Величайшая оппозиционная сила; если кто-то способен контролировать эту оппозиционную силу, то это свидетельствует о превосходстве гармонизирующего принципа. Высочайшая оппозиционная сила может быть приведена в гармонию тем, кто является знатоком того, как приводить всё и вся в гармонию. Гармония означает способность контролировать оппозиционную силу, и это гармонизирующее начало должно быть настолько могущественным.
Рамачандра сказал однажды, когда Лакшман упал, пораженный шакти Шивы, особым оружием Раваны. Возможно, его поразил Индраджит или еще кто-то. Рамачандра испытывал нестерпимую скорбь и сказал впоследствии: «Можно найти жену где угодно, в любой стране, любой провинции, друзей также можно найти повсюду, но нет такой земли, где рождается такой замечательный друг, как родной брат». Но Лакшман рассмотрел это с противоположной точки зрения. Рамачандра сказал: «Нелегко найти такого друга, каким является родной брат, такой друг недоступен где угодно». Но Лакшман посмотрел на это с противоположной стороны. Он сказал: «Худший брат, потому что когда он появляется в материнской утробе, то старший брат лишается грудного молока своей матери». Когда брат находится в лоне матери, то старший брат, который сосет материнскую грудь, лишается этого молока. Когда он появляется на свет, брат отнимает у старшего брата колени матери. (цитирует часть стиха) Крора значит «колени», на которых мать держит старшего ребенка. Когда младший брат подрастает, он начинает претендовать на часть наследства отца, он заявляет старшему брату: «Мне необходима равная с тобой доля». Таким образом, младший брат – худший враг старшего брата, таким был довод самого Лакшмана. Оппозиция, всё же Рамачандра мог контролировать братьев, гармония.
В Рамачандре мы также видим, Он покинул Ситу, изгнал ее, когда она была беременна, лишь потому что прозвучало замечание рядового подданного. Он изгнал Ситу. Затем, когда совершалось некое жертвоприношение, риши попросили Рамачандру: «Ты должен жениться, без жены подобное жертвоприношение не может быть совершено правильно». Речь идет об ашвамедха-ягье. Рамачандра отказался жениться, и затем был достигнут компромисс: золотая статуя Ситы должна быть сделана, и она будет стоять слева от Рамачандры, когда Он станет принимать участие в жертвоприношении. И риши согласились с этим. И когда эти новости достигли Ситы, то… У Рамачандры была только одна жена – Сита, тогда как у Дашаратхи, Его отца, были тысячи жен, но у Рамачандры только одна жена, эка-патни-дхар. Кришна в Двараке имел тысячи жен, но Рамачандра – лишь одну жену, Ситу. На поверхности Рамачандра обошелся с ней очень жестоко, но, когда Сита услышала о том, что Рамачандра совершает ягью, она думала, что в силу этого Он будет вынужден вновь жениться. Но когда она услышала о том, что Рамачандра в обществе золотой статуи Ситы совершает эту ягью, узнала о том, что Он не женился. Хотя Сита была изгнана в лес, она почувствовала крайнюю степень удовлетворения: «Он настолько верен мне, я не изгнана из Его сердца. Я изгнана внешне, поскольку таковы соображения власти. Я была изгнана, но в действительности я осталась в Его сердце», поэтому гармония.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.