«Передача духовного знания»
«Передача духовного знания» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 31 января 1983 года
- Взаимоотношения Бога с душой (00:00)
- Дикша – процесс передачи духовного знания (03:13)
- Постепенное устранение ложного восприятия мира (05:20)
- Кришна — абсолютный Монарх (08:08)
- У души нет права на наслаждение и отречение (12:02)
- При помощи интеллекта не понять духовные истины (17:47)
- Занять правильную позицию (21:25)
Передача духовного знания
# 00:00
Взаимоотношения Бога с душой
Шридхар Махарадж: Где-то отцовство, где-то сыновство, где-то супружество. Бог может иметь семейные взаимоотношения с душой, в качестве очень близкого и дорогого, как близкий родственник. Но в Бибилии Он описан как отец, как доброжелатель, как тот, кто даёт нам хлеб насущный. Бог есть благо, но Он далёк. Однако в Кришна-концепции Он приходит к нам как интимный, близкий друг, таков дар «Шримад Бхагаватам». Это нечто более глубокое, нежели Библия. В Библии Он не описан как враг, но цель – Сознание Кришны, и в Библии эта цель не описана. Кришна иногда сын, иногда супруг, друг, Владыка. На различных стадиях Он принимает нас и наше служение очень интимным, любящим образом, очень сладостным. Любовь, сладость, красота, очарование, всё это – аналогичные явления, чарующий, дружелюбный, Его любящие объятия, Высшая Реальность такова. Наш дом, Сердце Сердец, сокровенная глубина, Он Сердце наших Сердец, Параматма.
# 03:13
Дикша – процесс передачи знания
Духовные эксперты говорят, что есть дикша – это процесс, посредством которого духовное знание передаётся, дивья-гьян. Новое знание, новая оценка окружающего мира пробуждается в сердце человека, новое видение пробуждается изнутри. То, что мы видели, – это ложно, майа. И что есть реальность, я хочу постичь это, осознать реальность. И наша реакция в силу наших ложных расчетов и ложной деятельности, всё это устраняется. Пап означает реакции, которые я накопил из-за моей ложной оценки и взаимодействия, основанного на ложных расчетах, взаимодействия с окружающим миром. Всё это очищается, когда я обретаю подлинную оценку внешнего мира, таков результат дикши – дивья-гьян.
# 05:20
Постепенное устранение ложного восприятия мира
Не знание с моей точки зрения, но с точки зрения самого мудрого взгляда. Я вижу сквозь призму своего эгоизма, ложное восприятие, окрашенное эгоизмом, и я заменяю это видение истинным видением благодаря подлинной оценке мира вовне. Мы должны научиться правильному взаимодействию с миром, такова дикша. Мы должны понять, какова природа мира, в котором мы живём. Мы не являемся владыками того, что видим. Я не владыка всего, что меня окружает. Это ложное представление, но существует монарх. Мы не являемся самодержцами, я не монарх, а я также подчинен Ему. Я не владыка, но тот, кто занимает подчиненное положение. Я часть царства, принадлежащего Ему. И каков результат этого царствования, необходимо знать это и действовать соответствующим образом, соответственно наставлениям подлинного владыки или наставника, абсолютного наставника, это дикша, дивья-гьян, Божественное знание.
# 08:08
Кришна – абсолютный Монарх
Что есть Божественное знание? Ложно не только то представление, что я собственник, но необходимо истинное представление об Едином Собственнике, не многие, но один, один, но не я. Владыка целого – это Господь Кришна. Не только мир, но и мы принадлежим Ему, такое знание. Кто мы? Мы рабы Владыки мироздания. Чувствовать эту истину: я очень мал и незначителен, моё состояние очень жалкое, я должен молить о милости, о помощи, о том, чтобы мне помогли разобраться с моей жизнью в заблуждении. С этими реалиями мы должны иметь дело каждый день, в этом смысл дикши, обретение дивья-гьяна, Божественного знания. Избавиться от нашего локального опыта и обрести перспективу, подлинную оценку, идущую из центра, от Владыки, представление о том, что есть что. Обрести должное отношение к окружающему миру, забыть предыдущую оценку, обрести новое восприятие вещей и поступать соответственно этому новому видению. То, что мы видим вокруг нас, почитать эти реалии, они заслуживают почтение, а я не заслуживаю почтения с их стороны. Мне не принадлежит окружающий мир, есть один Собственник, и я также принадлежу Ему и стараться идти в этом направлении. Всё собственность, и я также собственность, я слуга, и согласно воле хозяина я должен взаимодействовать со всеми реалиями. Это служение.
# 12:02
У души нет права на наслаждение и отречение
Господу следует служить, а не наслаждаться Им, и Его реалиям также следует служить, а не наслаждаться ими, таково направление. Вот что мы обретаем благодаря дивья-гьяну. Я частица служения в этом мире, у меня нет права отрекаться. Раб не может устраивать забастовку. Ты рождён для того, чтобы выполнять свой долг, ты не можешь ни работать согласно своим прихотям, ни устраивать забастовку, отказываться сотрудничать, нет. У тебя есть только одно направление – ты должен выполнять свой долг. Если ты не выполняешь его, ты совершаешь оскорбление. Оскорбление наказуемо, ты будешь наказан. Реальность сурова, жестока, у нас нет независимости, мы не должны думать, что нам принадлежит что-то. В то же время мы не должны думать, что мы принадлежим себе и что по своей прихоти я могу взаимодействовать с окружающим миром. Нет, мы связаны долгом, обязанностью вести себя определенным образом с окружающим миром, почтительно, в духе служения. Если мы делаем так, мы нормальны, в противном случае мы сумасшедшие. Ты сумасшедший, ты должен быть наказан за эту апарадху, оскорбление.
Речь идет о севе, служении, ни бхога, ни тьяга, ни наслаждение, ни отречение. У нас нет права на это: нет права наслаждаться, нет права отрекаться. У нас есть только одна перспектива – служить, и мы должны смело, с открытым забралом встречать эту реальность. Бог не жесток. Если мы поймем смысл, цель, стоящую за этим, тогда мы постепенно обнаружим, что это единственный ключ к счастливой жизни. Не самовозвеличивание с помощью других. Мы хотим жить за счет других, оскорбляя, – это предательство, это неуместно. Но нельзя думать, что поскольку я не могу использовать других или другое ради себя, своих эгоистических целей, то я должен отречься, отвернуться, – это также неуместная позиция. У нас должен быть долг, обязанность перед окружающим миром, я не могу обрубить с ним связь. Органичное целое, всё взаимосвязано. У нас также есть эта взаимосвязь с окружением, это естественно. Мы часть органичного целого, и у нас есть конкретный долг перед друг другом, как у этого тела. У каждой части тела есть определенная функция, обязанность перед другими частями тела, ни бхога, ни тьяга. Гьяни, шанкариты, буддисты, тьяги заблуждаются. Не наслаждение эксплуатацией, не отречение, и то и другое недопустимо, ложно. Мы должны глубоко понять эту истину.
# 17:47
При помощи интеллекта не понять духовные истины
Один хороший ученый впадает в растерянность, он не в состоянии понять, где истина. Он ученый, профессор, но интеллект не способен помочь нам понять эти истины, в этом состоит затруднение. Самостоятельное чтение Писаний не способно дать нам необходимый свет, позволяющий понять, что есть что. Махапрабху говорит: «Изучай «Бхагаватам» под руководством Вайшнава, постарайся обрести правильный угол зрения». Тебе необходим ачарья, если ты хочешь изучать Богооткровенные Писания, ты не можешь изучать их независимо. Эмпирическим образом мы не сумеем понять. Только нисходящий метод возможен, откровение. Это знание может прийти к нам таким образом, и оно не зависит от нашей эрудиции, учёности. Неграмотный человек может понять больше, а человек образованный не сумеет понять духовные истины. Речь не идёт об образовании или невежестве в расхожем смысле слова, образование не поможет нам понять эти истины, академическое знание. Только пранипат, парипаршна, сева, настроение служения, преданности, жертвенность. Эти реалии помогут нам обрести просветление благодаря высшей истине откровения. Свет, исходящий от Вайшнава, может низойти в моё сердце, в мой ум и в действительности в мою душу. Душа будет пробуждена, её тело будет расти, и мы освободимся от рабства. В этом смысл дикши, дивья-гьян, занять себя в поиске Богооткровенной истины посредством определенного процесса, пранипат, парипаршна, сева, преданность, искреннее вопрошание и настроение служения, тогда мы сможем обрести это знание, понимание.
# 21:25
Занять правильную позицию
И мы должны занять правильную позицию, чтобы обрести благо дикши. Это не есть нечто формальное, это не означает, что мы просто должны повторять мантру, которую получили. У мантры есть смысл, она что-то говорит нам. Она хочет что-то сказать мне, она просит меня делать это. Я должен выполнять то, о чём она меня просит, тогда я получу желанный результат, цель дикши будет достигнута. Но простое повторение нескольких технических звуков, на этом дикша не исчерпывается. Дикша, знание передаётся, речь идёт о реализации высшей жизни, должной жизни, вечной жизни после смерти, непрерывная жизнь, вечное знание вечной земли, вечности. Знающий, объект познания и процесс познания вечны: я вечная часть этого вечного мира, и существует вечность, я часть этого. Также присутствуют вечные взаимоотношения, и из них восстают столь многие функции, предполагаются действия, которые следует выполнять, такого рода долг следует выполнять, вечный долг, в этом смысл дикши, дивья-гьяна. Речь не идёт о бренных реалиях, но о реалиях сверхъестественных, трансцендентных.
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.