Вы здесь:  / Ади-Лила / Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 15-25
Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2. Стихи 15-25. Чтение и комментарии | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев) от 22 августа 2017 года

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 15-25

https://www.youtube.com/watch?v=VqgIS-8Nyy0

Цитаты из лекции

Религия животных

https://www.youtube.com/watch?v=GixZQYGorqk

Сурья — солнечный бог

https://www.youtube.com/watch?v=EGeLtMOV2oI

 
English version
 

«Шри Чайтанья-чаритамрита». Ади-лила. Глава 2. Шри Чайтанья – Всевышний в изначальном облике. Стихи 15-25

#00:00

Шри Чайтанья – сам Всевышний

Б. Ч. Бхарати Свами: Глава 2, текст 15. Здесь Кришнадас Кавирадж продолжает цитировать разные тексты из священных писаний в подтверждение своей мысли о том, что Шри Чайтанья – сам Всевышний.

Всё мыслимое разнообразие явлено из безликого, однородного, безмятежного сияния, которое источается из тела самосущего Говинды, Владыки чувств. Я склоняюсь пред Говиндою, моим Господом, чьей милостью я был способен сотворить Вселенную.

Следующий текст из «Бхагаватам»: «Отрешенные от мира молчальники, нагие, юродивые, затворники, способные удержать и направить семя в макушку, находят вечное прибежище в бесконечном сиянии Духа» (11.6.47)

            Тот, кого просветленные йоги именуют Мировой Душой, пребудущей во всей существах, суть цельное проявление Говинды.

Тут Кришнадас говорит, что Мировая Душа, которая в своем сознании удерживает каждую сущность, каждый объект и каждого субъекта, эта Мировая Душа есть амша, то есть часть тела Говинды как составляющая Его телесного облика. Итак.

            Тот, кого просветленные йоги именуют Мировой Душой, пребудущей во всей существах, суть цельное проявление Говинды. Подобно тому, как Солнце отражается в бесчисленных самоцветах, единый Господь Говинда проявляет Себя внутри всех живых существ.

Следующий текст – цитата из «Бхагавад-гиты»: «Тебе, друг мой, достаточно знать, что одной лишь частицей себя Я пронизаю и поддерживаю целое мироздание». (10.42)

Здесь Кришна в «Гите» употребляет тот же самый термин амша.

атхава бахунаитена ким джнатена таварджуна
виштабхйахам идам критснам экамшена стхито джагат

Экамшена cтхито джагат. Стхит – поддерживать, джагат – вселенная. Одной частичкой себя Господь поддерживает всё мироздание. Что ж это за частичка? Это та самая Параматма, или Сверхдуша, наблюдатель, что наблюдает и держит в своем сознании все сущности, все существа, все предметы, все объекты, все субъекты.

#05:05

Единая Причина всего

Следующий текст Кришнадас приводит из «Бхагаватам»: «И ныне, когда со смертью моею кончается вражда, когда нет для меня ни друзей, ни врагов, когда мне едино добро и зло, я молю Кришну, Кто пребудет в сердцах всех существ, Кто, как Солнце, един и неповторим, но видится всеми по-разному, чтобы Он не заслонял Себя от раба Своего обманчивой пеленою». (1.9.42)

Кто это говорит? Кто это произносит? Можно догадаться.

И ныне, когда со смертью моею кончается вражда, когда нет для меня ни друзей, ни врагов, когда мне едино добро и зло, я молю Кришну, Кто пребудет в сердцах всех существ, Кто, как Солнце, един и неповторим, но видится всеми по-разному, чтобы Он не заслонял Себя от раба Своего…

Слушатель: Бхишма.

Б. Ч. Бхарати Свами: Очевидно, что дед Бхишма. Это поучения Бхишмы, когда он на смертном одре. Его последняя воля, когда он просит, чтобы Кришна убрал свою пелену, чтобы, когда Бхишма будет расставаться с этой иллюзией, видел перед собой стопы Господа. Так, это говорит Бхишма. Последняя строчка: cамадхигато ‘сми видхута-бхеда-мохах. Бхеда-мохах – это двойственность, множественность. Философия Махапрабху называется ачинтья-бхеда-абхеда – непонятная одновременно и двойственность, и единство. Ачинтья – непостижимое. Бхеда-абхеда-таттва – философия одновременной множественности и единственности. Бхишма просит в конце этого стиха, чтобы Господь удалил это восприятие мира как множественности, потому что иллюзия – это восприятие мира как множественности.

На самом деле, мы всегда говорим: всё едино. Всё есть единое поле, или безмятежная прадхана – такая вязкая жижа, такое поле энергетическое, и оно всегда находится в состоянии покоя, но субъект, будь то индивидуальный субъект, как мы с вами, маленький субъект – джива или Сверхджива, способны это поле привести в состоянии колыхания. И в состоянии колыхания мы уже начинаем видеть различные, так сказать, волны на поверхности что ли, и они создают иллюзию множественности. Когда мы смотрим на волнующееся море, то у нас впечатление, что множество волн, они набегают друг на друга, одна поглощает другую, они сталкиваются, разбегаются. Ощущение вот этой множественности, но нас самом деле это просто единый океан. В действительности это единое, но, когда происходит волнение, создается впечатление множественности. И это волнение создается либо Сверхсубъектом, Нараяной, Он бросает взгляд на эту жижу, и она приходит в движение; либо минисубъектом, индивидуальной дживой. Мы с вами тоже можем приводить в движение эту прадхану. Но Господь, Сверхдуша, Параматман, не очаровывается этим движением, а мы очаровываемся и забываем о том, что всё едино, и воспринимаем мир как разрозненный. Мы воспринимаем предметы как не единое целое. Для того, чтобы воспринять всё как единое целое, мы должны понять, что всё имеет единую природу и единую причину. И эта единая причина есть сам Господь Бог. Здесь Бхишма просит: «Господи, позволь мне видеть Тебя, и тогда я смогу не воспринимать эту двойственность (как он говорит, добро и зло, враги и друзья – всё это едино). Когда не скроешь себя, Господь мой, иллюзией множественности, когда откроешь мне Себя, тогда я смогу избавиться от иллюзии друзей – врагов, добра и зла…» Всё это часть иллюзии – добро и зло, друзья и враги. Это дед Бхишма произносит на смертном одре.

#12:16

Незаменимый Нараяна

Цитата заканчивается, и Кришнадас говорит уже от себя:

Тот самый Говинда ныне сошел в здешний мир в облике благородного Чайтаньи Госани, самого милосердного Спасителя страждущих душ. Нараяна, повелитель Богини Удачи, Царь царствующих и Владыка запредельного бытия, исполнен шести достояний. Веды, «Бхагавата Пурана» и иные писания определяют Нараяну, Высшую Истину, как единого, несравненного и непревзойденного.

Это расшифровка понятия Нараяна. Буквально Нараяна означает «вмещающий в себя всех». Нара – вообще это человек, но имеется в виду сознательное существо. Яна – это водоем, большое водное вместилище. Нараяна – водоем, удерживащий всех сущностей. Как греки говорили, человек – мера всех вещей. Имеется в виду не человек, существо с двумя ногами и руками, а человек как наблюдатель – мера всех вещей. Вещи большие, маленькие, зеленые, красные, желтые, круглые, квадратные, они такие только потому, что их наблюдает, неважно, человек или животное. Мерой всех вещей является человек, наблюдатель. И Нараяна означает «наблюдатель, вмещающий в себя всех наблюдателей». Если нара – это человек-наблюдатель, то Нараяна – это тот, кто вмещает всех нар. Ему дается и определение: единый, несравненный, то есть ничто не сравнится с Ним по объему, размеру и не превзойдет – непревзойденный. Несравненный имеется в виду также, что Его нельзя ничем заменить.

В нашей жизни, как говорил один деятель середины 20 века, незаменимых людей нет. Мы привязываемся к какому-то человеку, существу, потому что нам от него что-то надо, потому что он дополняет что-то, чего нам недостает, возмещает нам что-то недостающее, то есть мы привязываемся к кому-то не потому, что это он такой, а потому, что нам что-то надо и он как раз нам это предоставляет. Если это исчезает, то мы вполне можем его или ее заменить таким же субъектом, который будет выполнять ту же самую функцию. Он ушел, значит, можно найти другого. Она ушла – можно найти другую. Сломалась одна кофемолка – можно найти другую. В этом мире нет ничего несравненного, незаменимого, кроме Нараяны. Вот Нараяну ничем нельзя заменить. Нет другого существа, которое бы заменило по функции Господа Бога Нараяну. Это и означает, что Он един, несравненен и непревзойден. Дальше Кришнадас объясняет, что Шри Чайтанья именно и есть тот самый Нимай Пандит.

#17:23

Имена Всевышнего

Слушатель: Махарадж, а почему Вишну называют Нараяной?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это всё Всевышний. Все имена Всевышнего подчеркивают какую-то грань Его личности, какую-то из Его особенностей. Вишну означает «тот, кто Вседержитель, поддерживающий всё». Нараяна – «тот, кто вмещает всё». Это схожие функции, но там различия есть. Вишну, Нараяна, Лакшмипати – «тот, кому принадлежит Удача», а не тот, кто ищет удачу, как мы с вами, а тот, кого она ищет. Парабрахман, Говинда, Рама – всё это имена Господа Бога, отражающие какую-то Его особенность, часть Его личности или какую-то черту его нрава. Существует книга «Вишну-сахасранама», где приводится 1008 имен, и там же говорится, что это не полный перечень.

#19:10

Господь не перенимает качества наблюдаемого

Слушатель: Махарадж, а можно определить Нараяну, что это тот, который впервые проводит какие-то границы? То есть из этой жижи, которая является всем целым, Он начинает разграничивать и делать эти волны…

Б. Ч. Бхарати Свами: Он это делает взглядом, но не соприкасается с ней. Взгляд соприкасается с этой жижей, а Он не соприкасается. Не соприкасается – значит, она на него не влияет. Говорят, на него не влияют гуны материальной природы. Имеется в виду, что Он не перенимает качества. За этой формулировкой скрывается то, что Он не перенимает качества. Когда мы смотрим на какой-то предмет, он на нас оказывает влияние. Глядя на предмет или событие, мы начинаем возбуждаться или, наоборот, приходим в спокойствие. Мы от этого испытываем воздействие. В частности, мы с вами наблюдаем предметы окружающего мира и думаем, что мы смертны, потому что все окружающие предметы имеют начало и окончание. Глядя на них, мы тоже думаем, что имеем начало и окончание, что мы когда-то родились и когда-то умрем. Это иллюзия. Так действует майа. Она заставляет нас думать, что мы имеем свойства тех вещей, за которыми наблюдаем. В отличие от нас, Господь Бог не оказывается под влиянием того, что Он наблюдает. То есть Он самосущий, как мы до этого читали. Он действует от себя, то есть всякое Его действие не продиктовано впечатлениями от другого. У Него еще есть определение «самопроизвольный». Господь всегда самопроизвольный. Он поступает как хочет, а не потому, что на Него влияют обстоятельства. Мы действуем комбинированно: и от себя, и в большей степени под влиянием обстоятельств, то есть мы находимся под воздействием окружающих предметов, понятий. Это определение Нараяны в том числе.

#22:34

Солнечный бог

Верные слуги Истины лицезрят Истину так же, как небожители лицезрят воочию солнечного бога.

Бхакти-йоге бхакта пайа йанхара даршана. Бхакты из бхакти-йоги наблюдают Его, даршана, как (сурйа йена савиграха декхе дева-гана) толпа богов наблюдает солнечного бога. Небожители видят Сурью, как он едет на своей колеснице. Надо сказать, что Сурья – это должность, это не человек. Всякий, кто залезает в эту колесницу, становится Сурьей, и, согласно разным текстам, от его колесницы или короны исходит сияние, которое для человеческого существа настолько сильное, что он не воспринимает контуры солнечного бога, а только яркий свет этой «фары». Так устроено человеческое зрение. Дева-гана, то есть толпа богов, лишены этого недостатка и видят Сурью. Когда ночью едешь, животные столбенеют, когда видят фары, цепенеют, не могут пошевелиться и ничего не видят, кроме этого света. Они замирают, и машина их сбивает. А мы с вами эти фары воспринимаем, если, конечно, какой-нибудь придурок не включает дальний свет. Мы видим контуры и продолжаем движение, а животные или мотыльки какие-нибудь замирают и их сбивает машина. Точно так же, как те самые животные, мы Сурью видим как огромный слепящий свет, поэтому не видим его за этим светом. Человеческий глаз не способен воспринимать Сурью. Брахман, подключив такой инструмент, как разум, может воспринять Сурью как бога. А вообще он сменяется 11 раз в году – 11 Сурьев.

Слушатель: Почему не 12?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, 11 раз сменяются. Нельзя же целый год кататься на этой колеснице. Сейчас правят Адитьи, у них еще есть фамилия Девагаты. Они все отпрыски Адитьи и Кашьяпы-муни и между собой решают, кто следующий месяц будет вести колесницу, которая будет освещать всю вселенную. Он катается вокруг плоской, извините, Земли. В пятой Песни (гл. 20-21) говорится, что есть вертикальная ось, которая одним концом лежит на верхушке горы Меру, а другим упирается в горный хребет Антарикша, который огибает земную твердь. На этой оси, как лошадка на детской карусели, катится солнечный бог, но это не ровный круг, он немного смещен овалом от горы Сумеру. Если кому интересно в 20-21 главах анатомия Земли и вообще анатомия яйца вселенной разложена.

#27:50

Доказательства плоской Земли

Слушатель: Но всё равно как-то коротко, не всё понятно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я вчера рассказал чуть-чуть, но повторю для тех, кого не было в машине. Не все же сидели в машине? (смех) Как известно, регулярно случаются солнечные затмения. Это из общепринятых знаний: шар Земли вращается вокруг шара Солнца, а вокруг Земли вращается еще шар Луна. Только вот они не могут объяснить, почему все планеты, все шары Солнечной системы вращаются еще и вокруг себя, а Луна вокруг Земли вообще не вращается. Знаете, да, об этом?

Слушатель: Луна всегда одной стороной.

Б. Ч. Бхарати Свами: Всегда одной стороной, причем, смотрю ли я с Северного полюса на Луну или я смотрю с Южного полюса, картинка всегда одинаковая. Хотя если б Луна была шаром, то сверху я бы видел немного больше. Представьте себе шар: если я смотрю свысока, мне открывается больше, а снизу открывается другой немного рисунок. Но рисунок Луны и с Северного полюса, и с Южного полюса всегда одинаковый. Не знаю, плоская Земля или шарообразная, но Луна точно блин, потому что только блин можно видеть с одним и тем же рисунком, двигаясь по диаметру. А если это шар (мячик), я буду снизу видеть один рисунок, а сверху будет больше открываться верхний рисунок. Но Луна всегда одна и та же. По крайней мере, Земля, конечно, шар, но вокруг него летает блин, сковородка с кратерами, изъеденная ржавчиной сковородка, алюминиевая, потому что холодный блеск.

Слушатель: А почему меняется месяц: сначала?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Я забыл. Мы сейчас возвращаемся к теме солнечных затмений. Так вот, когда этот блин Луны становится между земным шаром и солнечным шаром, то он заслоняет собой Солнце, и мы в какой-то момент видим корону Солнца, а внутри черный круг. Они до сих пор не могут объяснить, поскольку всё взорвалось и случайно, почему Луна четко, миллиметр в миллиметр, закрывает Солнце. Как такое может быть? Ну ладно, случайно. Представляете, сколько вероятностей? Миллиарды и миллиарды, что шар Луны чуть меньше – и я вижу Солнце и корону. Или, наоборот, чуть больше – и я корону не вижу. А вот оно четко совпадает и Солнце закрывает. Мы, религиозные фанатики, конечно, считаем, что обезглавленный демон Раху (или Кету?) проглатывает Солнце. Вернее сказать, обестуловищенный демон Раху заглатывает Солнце, но поскольку туловища, живота и желудка нет, то глотает – и Солнце у него выскакивает отсюда.

Слушатель: Траектория во время затмения…

Б. Ч. Бхарати Свами: Интересная штука, что у каждого солнечного затмения есть своя траектория, где видно полное солнечное затмение. Я забыл, как оно называется. Есть время, когда наступило солнечное затмение, и время, когда оно закончилось, Солнце проходит в этот промежуток определенный путь, траекторию. Например, началось солнечное затмение, и мы видим его, условно, в Лос-Анжелесе. Это солнечное затмение заканчивается, и мы видим его в Нью-Йорке, условно. Это называется путь полного закрытия или что-то такое.

Слушатель: У астрономов?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, у астрономов. Полное солнечное затмение видно не везде. Оно видно в начале в какой-то точке и в конце. Так вот, эта траектория, по логике вещей, должна быть ровная: Солнце закрылось, прошло ровный путь и открылось. А путь зигзагообразный. Я сейчас даже не беру тот факт, что со времени наблюдения со средних веков было 15 затмений, со времен Ньютона до наших времен, которые были зафиксированы, когда во время солнечного затмения была видна Луна и Солнце одновременно. То есть закрывала Солнце не Луна. Можете в википедии посмотреть. Их 15, потому что они были задокументированы. Последнее было в 20-м веке, но известное было в 1860 году, когда Луну было видно и Солнце было закрыто.

Слушатель: Как они это объясняют?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они про это ничего не говорят.

Слушатель: Показалось.

Б. Ч. Бхарати Свами: Рептилоиды.

Слушатель: …была еще одна какая-то планета Футон или как она там называлась. В общем, тоже непонятно: была или исчезла.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, может быть, она отлетела. Мы же не астрономы, мы не знаем. Факт, что было 15 затмений со времени наблюдений вместе с Луной. Так вот, это затемненное Солнце Луною проходит не ровную траекторию, а делает вот такой изгиб. Если сложить последовательно, что глупость, потому что либо Земля этот час вдруг вот так начинает гулять [показывает руками шар, качающийся вправо и влево], нарушая свою ось, либо мы ходим вокруг Солнца не по плоскости, а вот так вот [показывает волнообразные движения]. Как еще объяснить, что получается этот зигзаг? Так вот, если сложить последовательно солнечные затмения, которые случаются раз в 10 лет, в 5 лет, в 16 месяцев, в 15 лет (они нерегулярно случаются), получается, что путь полного затмения в следующий раз начинается с той точки, на которой закончилось предыдущее затмение. Если взять условно затмение, которое началось в Лос-Анжелесе и закончилось в Нью-Йорке, то следующее полное затмение, когда бы оно ни случилось, начнется в Нью-Йорке и закончится где-нибудь в Атлантическом океане.

Слушатель: Если голова не двигается, а Солнце двигается, она проглатывает Солнце и по инерции тянет, и голова..

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, что-то необъяснимо. Так вот, если мы считаем, что Земля – это шар, тогда непонятно, почему Солнце гуляет такими зигзагами, как по синусоиде. Она не просто вращается, так ее еще вот так вот за этот час начинает штормить. Что происходит, если мы берем не шар, а плоскую Землю, если мы за точку берем Северный полюс, а дальше шар, глобус разложим, сделаем Землю плоскую с Северным полюсом в центре, то эта зигзагообразная траектория каким-то образом станет кругом. Тогда всё объясняется: Солнце действительно ходит по кругу, при условии, что Земля плоская. То есть с точки зрения шарообразной Земли невозможно объяснить траекторию Солнца, причем они вместе с Луной «гуляют» во время затмения. Но с точки зрения Вед, что Раху пожирает, конечно, они вместе «гуляют» там, потому что его начинает штормить.

#39:25

Коррозийная среда гордыни

Слушатель: А Сурья не сопротивляется? Каждый раз его глотает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Боги имеют свойство регулярно терять свою силу. Боги ослабевают, когда не уповают на Всевышнего или слишком возгордятся, это происходит регулярно. Как правило, это происходит после возлияния сомы, что нетипично, у них сразу появляется чувство, что они всемогущие и могут всё, и в результате этого они теряют силу. И демоны Раху и Кету пользуются слабостью богов и пожирают. И тут, видимо, боги трезвеют и начинают молиться Господу Вишну. И Раху, проглатывая, вываливает из себя Солнце и Чандру тоже.

Слушатель: Там особо не расслабишься, там, наверху. Чуть только расслабишься, тебя…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это естественно. Нужно просто понимать на уровне философии. Боги и демоны – как металл и коррозия. Коррозия – это естественное наступление на металл. Как только металл помещается в какую-то агрессивную среду – воду или какую-то кислотную среду, то коррозия происходит естественным образом. Для богов кислотная среда – это гордость. У Индры это часто случается, у Брахмы это случается. Как только это происходит, это помещение себя как бы в кислотную или коррозийную среду, и коррозия начинается. Демоны начинают подступать. Но Кришна говорит: «Мне, в общем, всё равно, что демоны, что боги». Для Меня и коррозия хорошо.

Слушатель: Я раньше думал, что это происходит каждые какие-то миллионы лет назад. А тут хопа – каждые 16 лет, часто.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, боги любят приложиться к соме. Но и надо сказать, что регулярно звезды гаснут. Это произойдет не в течение нашей муравьиной, блошиной жизни. Но когда происходит окончание манвантры, окончание маха-юги, то гаснут и звезды тоже, то есть боги тоже уходят в небытие, уходят в тело Брахмы. Когда Брахма засыпает, ничего нет – ни звезд, ни богов, ни Земли, ни подземного царства, ни поднебесья. Все живые существа входят в его тело, он спит. А когда он просыпается, снова зажигаются звезды, снова появляются боги. Во второй книге «Бхагаватам» это описано. Помните, где из спины он создал это, из глаза что-то там, да? Из волос, из страха он то создал и так далее.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

#43:23

Острый дефицит Брахм

Слушатель: У них есть карма, у богов?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, у них нет кармы. Они просто исчезают. Нужно разделять: боги и небожители. Это не одно и то же. Небожители гораздо чаще пресекают свою жизнь в райских чертогах. Это всякие кеннары, рибху, ангелы, апсары и прочие. В книге третье, про Творение, приводится целый список тех, кто населяет вселенную. Вселенная – это населенное пространство. Обитатели этой большой «коммуналки» перечисляются там. Есть боги, а есть небожители. Небожители – это дживы, которые заслужили райскую жизнь. Когда их заслуги заканчиваются, они возвращаются на срединный ярус этой вселенной и опять совершают добрые и плохие поступки, либо падают в преисподнюю и там страдают за свои дела, либо возносятся опять в рай, там наслаждаются, но всё заканчивается опять на Земле. Поэтому это называется самсара, или круговорот перерождений. Какая-то джива может стать Брахмой, и ей дается вотчина – целая вселенная. Но для этого надо 100 жизней не совершить ни одного греха.

Слушатель: Греха перед чем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Перед законом Божьим – перед другими, то есть не совершить того, за что ты будешь должен кому-то.

Слушатель: Ты рождаешься, у тебя есть какая-то дхарма, и ты ее выполняешь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ты ее выполняешь и все равно причиняешь кому-то страдания, поэтому острый дефицит кадров Брахмы. И в некоторых вселенных, а может быть, и во многих, за неимением Брахм Господь Бог сам становится Брахмой. Вишну сам принимает роль Брахмы тоже.

Слушатель: Вселенная – это же такое дело, ее можно не создавать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно.

Слушатель: Их же много. Где-то говорится…

Слушатель: Джива, когда первый раз появляется, она себя идентифицирует, сразу Брахмой становится, а потом уже пошла по колесу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, такое…

Слушатель: Тогда это уже другая. Получается, тогда как она могла 100 жизней прожить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Та, которая пошла по рукам, что называется, покатилась по наклонной плоскости, той дживе надо не совершить ни одного греха. Конечно, она совершает дхарму, даже если она творит насилие. Потому что это насилие во благо той дживе, над которой чинится насилие. Например, жертвоприношение. Но душа, которая приносится в жертву, получает освобождение. Мы уже говорили неоднократно, что убийство не является грехом, если… Убийство – это что? Отобрать чужое тело. Если я забираю у тебя плюшевую игрушку, это грабеж, я должен за это нести ответственность, но если я взамен даю тебе новый Porsche, то это всё аннулируется с лихвой.

Слушатель: С радостью.

Б. Ч. Бхарати Свами: С радостью, да. Точно так же если мы у кого-то забираем тело, но взамен он получает освобождение, то это компенсируется.

#47:58

Религия животных

Слушатель: Там же есть еще обряд в животной форме. Как с дхармой?

Б. Ч. Бхарати Свами: В животной форме джива не совершает кармы. Она просто подчиняется. Это, так сказать, свадхарма, то есть у нее естественная дхарма, нет выбора. Тигр ест кролика, потому что у него нет выбора, и он не несет ответственности. Карма – это когда у тебя есть выбор, совершить зло или добро, и ты совершаешь зло или добро.

Слушатель: Добро и зло, ну хорошо. А вот он ходит на лоток или не ходит на лоток.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это ты ему уже религию принес.

Слушатель: То есть это его религия?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это твоя религия. Ты считаешь, что он тебе должен, ты ему даешь закон.

Слушатель: Но он же ходит на лоток.

Б. Ч. Бхарати Свами: В рамках твоей религии он достигает рая. Он получает свою пайку, его не бьют по носу, не дают пинка под зад, чтобы он вылетал с шестого этажа. То есть он живет в раю. Если он ходит мимо лотка…

Слушатель: Он же вегетарианец.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто?

Слушатель: Кот.

Слушатель: Ущемляют его права.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если кот вегетарианец или не вегетарианец, на него это не действует, потому что его свадхарма… У человека дхарма, то есть сознательный выбор в рамках заповедей Бога, сознательный выбор, делать, как Он сказал или против Него. А у животного не дхарма, у него свадхарма, у него нет выбора. Он вынужден ходить на четырех ногах. Он вынужден жрать мышей. То есть перед Богом он чист, если ходит мимо лотка или ест мышей, Вискас, Педигри пал из отборной говядины.

Слушатель: Получается, все, кто ниже человека, они отрабатывают карму.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они отрабатывают свою прошлую жизнь в человеке.

Слушатель: А выше – наслаждаются. Тое есть карма…

Б. Ч. Бхарати Свами: Карма только на Земле у человека. Кот или пес чист перед Богом, если он ест Вискас. А вот ты не чист, потому что ты убиваешь корову ради кота.

Слушатель: И греха нет, Махарадж?

Б. Ч. Бхарати Свами: У тебя есть грех.

Слушатель: У животного нет греха?

Б. Ч. Бхарати Свами: Какой грех? Он сидит в позе «собака мордой вверх» и у него ничего не болит. Какая карма? Но как только мы их начинаем очеловечивать, то, конечно, у них появляется карма. Их начинает раздувать.

Слушатель: Вот коты – это что-то невероятное. Вот сидит жирный кот. Ему: «Кис-кис». Ноль реакции.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, им в еду что-то добавляют.

Слушатель: Они какие-то ненормальные становятся.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они же едят не натуральное, а им что-то в еду добавляют там, чтобы они добрые были. Я вчера впервые в жизни услышал в Германии собачий лай. Вечером собака лаяла у Кану.

Слушатель: Там же их две было.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я до этого вообще не слышал, чтобы собаки здесь лаяли. Может быть, она так: «Ав!» ну ладно. Мы закончили на 25-м стихе.

Верные слуги Истины лицезрят Истину так же, как небожители лицезрят солнечного бога.

#52:25

Райские чертоги и бытие богов

Слушатель: А вот боги наслаждаются. Получается, у них тоже есть выбор, наслаждаться или нет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Они наслаждаются.

Слушатель: То есть у богов нет возможности, поскольку они выше, спуститься самостоятельно на ступеньку ниже в человеческое тело?

Б. Ч. Бхарати Свами: Совершить какой-то неблаговидный поступок.

Слушатель: В танчики поиграть с пацанами.

Б. Ч. Бхарати Свами: У них есть выбор. Но для них выполнение дхармы, закона Божьего, довольно естественно: совершать жертвоприношения, петь гимны во славу Всевышнего. Здесь нам надо приложить усилия, чтобы совершать ягью, петь, запомнить Ригведу и так далее. Это заповеди.

Слушатель: То есть у них условия не такие жесткие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это заповеди, которые требуют от нас душевных усилий или даже физических усилий. Для богов это естественно, но они могут и пренебречь. И такое происходит. Мы читаем, что Кришна освободил двух богов, когда они провели много тысяч лет в телах деревьев. Они потом Ему рассказывают, что они были ангелами и предавались похотливым утехам со своими подружками, когда мимо этого озера проходил какой-то мудрец, и они ему не поклонились, а продолжали голыми трясти своими достоинствами с этими девочками в бане. И он их проклял: ах, так, вы тупые, как деревья, значит… Такое возможно, но это нетипично. А когда Господь нисходит на Землю, они просят Вишну, чтобы он низверг их с этих райских высот и чтобы они родились в то же самое время, когда Он приходит на Землю. Они просто в очереди стоят за визой, когда Господь приходит в Кали-югу на Землю.

Слушатель: Если они постоянно наслаждаются, откуда это желание заново вернуться?

Б. Ч. Бхарати Свами: Им сообщают, может, Нарада Муни. Нарада Муни всегда там, так сказать, тусуется. Это вообще гора Меру – определенный пласт с прудами, озерами, лесами райскими, беседками, дворцами.

Слушатель: Но она нам не доступна.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нам – нет, не доступна.

Слушатель: Как более тонкое что ли.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, конечно, более тонкое. Даже материалы, которые находятся в поле нашего чувственного восприятия, более грубые – металлы, вода, газ. Воздух мы уже глазами не видим, а кожей чувствуем. И есть такие материалы, которые не чувствуются ни носом, ни глазом. Есть такие материалы, вещества, которые ощущаются всеми пятью чувствами, и есть такие вещества, которые ощущаются четырьмя чувствами, тремя, двумя, одним. А есть такие вещества, которые чувствами не ощущаются, а воспринимаются умом, разумом. Стройматериалы, из которых сконструированы райские чертоги, как раз из таких веществ, которые мы не видим глазами. Но это не значит, что их нет. А у богов такое тонкое супервосприятие, они такие экстрасенсы.

Слушатель: Мы это не можем употребить, поэтому мы этого…

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас чувства, да, слишком грубые.

Слушатель: Как видели тогда Пандавы?

Б. Ч. Бхарати Свами: У Пандавов такое было чувство восприятия. Вообще, люди до Кали-юги могли воспринимать, они не были столь грубы в своем восприятии, поэтому они богов воспринимали.

Слушатель: У них, получается, было шестое чувство.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они даже от них детей имели. Что уж там говорить. Как принцесса Кунти.

Слушатель: Зазевалась? Она вызвала…

Б. Ч. Бхарати Свами: Причем несколько раз.

Слушатель: А тем самым воспользовался.

Б. Ч. Бхарати Свами: Несколько раз подверглась этой жуткой, унизительной вещи. Там вообще-то произошло, конечно, насилие серьезное.

Слушатель: Какие-то мы не интеллигентные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Как в том анекдоте, когда в поезде едет грузин и девушка. Грузин говорит: «Слушай, давай я тебе загадку загадаю. Если не отгадаешь, то, значит, мы с тобой возляжем. Красный и на грядке растет». Она говорит: «Яблоко». – «Нет». Раз, значит. Второй раз: «Красный и на грядке растет». – «Капуста». Проходит ночь. «Девушка. Помидор». Она: «Баклажан?» (смех)

Слушатель: Капуста. (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Так что, не только воспринимали люди перед Кали-югой, они видели Сурью, солнечного бога. Каких-то богов они не могли видеть.

Слушатель: Мне кажется, ей трудно было удержаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ангелы нисходили, они с ними могли общаться.

#59:45

Классификация по объекту поклонения

Слушатель: Каких-то богов не могли видеть. Значит, боги тоже разделяются.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть небожители, причем небожители разного плана. Есть боги тоже разного плана. Высший среди них – это, в каких-то источниках говорится, Чандра, в каких-то источниках говорится, Брахма. В некоторых даже говорится, что Чандра могущественней Брахмы. И самый высший – это Шива. Чтобы узреть Господа Шиву, нужно более тонкое восприятие, более, так сказать, оголенные что ли физические чувства, чтобы видеть этих людей-птиц, нагов, пишачей, гухьяки – духи гор или духи леса. Они тоже их воспринимают. Помните, когда Пандавы были в изгнании, они постоянно общались с какими-то непонятными сущностями. Тогда человеческие существа могли их воспринимать, но с Кали-югой человек превращается всё больше и больше в отупевшее существо, соответственно, диапазон восприятия уменьшается. Индейцы до сих пор общаются с духами деревьев, шаманы всевозможные.

Слушатель: По-моему, мы считаем низшими.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мы считаем, но гухьяки все-таки выше людей. Это духи гор, духи леса. Они стоят над людьми. Они уже из категории поднебесья. Есть Земля, есть поднебесье, там тоже несколько ярусов. Есть небеса, а есть еще наднебесье.

Слушатель: Это из серии язычества поклонение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю. Они поклоняются, эти индейцы, или просто общаются?

Слушатель: Наверно, поклоняются.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Это не язычество, потому что в ведической традиции нет понятия язычества. Если ты находишься на определенной стадии, то для тебя почитаемое божество – это какой-то дух, который живет возле твоей деревни. Это не значит, что ты ниже, просто ты еще не дошел до поклонения Махадеву. Поэтому там есть кастовое деление: четыре цивилизованных класса, а потом уже идут всякие чандалы, которые не цивилизованные. Даже те, кто поклоняются Кали, они все равно относятся к цивилизованной касте. Кали – это Мать-Земля. А те, кто поклоняются каким-то духам, призракам, уже менее цивилизованные. Ну ладно, это всё ненаучно.

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривираджак ачарья варья Бхакти Сундар Говинда-дев Госвами Махарадж! Ки джай! Джай Oм Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж! Ки джай! Шри совет ачарьев ки джай! Рупануга гуру-варга ки джай! Шри бхакта-вринда ки джай! Харинам-санкиртан ки джай! Нитай Гоура премананде харибол!

Слушатель: Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж ки джай!

Б. Ч. Бхарати Свами: Джай!

Транскрипция: Елизавета и Вишнуприя Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

 
 

ADI-LILA.  Chapter 2. Verses 15-25.  Reading and comments

Bhakti Chaitanya Bharati Swami, August 22, 2017

 

BHARATI MAHARAJ: Chapter 2, Verse 15. Krishnadas Kaviraj continues quoting various texts from the Holy Scriptures to confirm his idea that Sri Chaitanya is the Supreme Lord/Absolute/Godhead in personal.

All conceivable variety comes from impersonal indiscrete serene radiance streaming from the body of self-existent Govinda, the Possessor of senses.

‘I bow down before Govinda, my Lord, by whose grace I, Brahma, was able to create the Universe.’

The following text comes from the Bhagavatam.  ‘ The renounced silencers, naked, holy fools, and hermits able to hold and direct the semen to the top of the head find eternal refuge in the infinite radiance of the Spirit.’ (Srimad-Bhagavatam: 11.6.47)

He whom the enlightened yogis name the Super Soul abiding in all living beings is the perfect manifestation of Govinda.

Here, Krishnadas is saying that the Super Soul consciously holds every entity, object, and living being; the Super Soul is amsha, i.e. part of Govinda’s body, His partial form. Once again,

He whom the enlightened yogis name the Super Soul abiding in all beings is the perfect manifestation of Govinda.

Supreme Lord Govinda manifests Himself in all living beings like the Sun reflecting in countless gems.

The next text is from the Bhagavad-Gita.

‘What need is there, my friend, for detailed knowledge? With a single fragment of Myself I pervade and support the entire universe.’

Here in the Gita, Krishna uses the same term amshaekamshena sthito jagat. Sthit means to support, jagat is the universe. With only one tiny part of Himself, the Lord supports the whole universe. What is this tiny part? It is Paramatma or the Super Soul, observer Who observes and holds in His mind all entities, subjects, objects, and living beings.

Krishnadas takes the next text from the Bhagavatam.

 ‘And now when I am dying the enmity ends, friends and enemies are no more for me, good and evil are equal for me, I beg Krishna Who is the heart of every living being, the One and Only like the Sun though different in the eye of the viewer, not to conceal Himself under the deceptive veil from His devoted child.’ (Srimad-Bhagavatam: 1.9.42)

Who’s saying this?

LISTENERS: Bhishma.

BHARATI MAHARAJ: It’s obviously Bhishma giving instructions on his death bed. This is his last will when he is asking Krishna to take away His veil so that Bhishma could see the feet of the Lord when he leaves the world of illusion. The last line of this verse reads samadhi-gato ‘smi vidhuta-bheda-mohah. Bheda-mohah is duality, variety. Philosophy of Mahaprabhu is named Achintya-bheda-abheda, i.e. inconceivable simultaneous duality and singularity. Achintya means inconceivable; bheda-abheda tattva is philosophy of simultaneous plurality and singularity. The last line of this verse shows Bhishma asking the Lord to take away his perception of this world as plurality because that what illusion is, perception of the world as plurality/duality.

We always say all is single. All is a single field or serene pradhana, sort of viscous humus, energy field which is always static while the subject, whether it’s a small individual/djiva or the super djiva, can bring this field to a wobbling state. In the state of wobbling we are getting able to distinguish various waves on the surface which creates the illusion of plurality. When we observe a stormy sea we get the impression that waves are running one on top of the other while, in fact, this is one single water but when disturbed it makes the impression of plurality. This disturbance/excitement occurs when Narayana, the Super Subject, takes a look of that humus and it starts moving; or that could be us, mini subjects that are also able to give impetus to pradhana. The difference is that the Super Soul/ Paramatma never gets charmed by this excitement while we do and we forget that everything is one, and perceive this world as discrete plurality. We perceive object as a non-single-whole. To perceive all as one we must understand that all has one nature and one cause. And that one and only cause is the Supreme Lord in personal. Here, Bhishma is asking, ‘Oh my Lord, let me see You, only then I can stop perceiving the duality’; he is saying that good and evil, enemies and friends are of no matter now, there is no difference between them. He is asking the Lord not disguise Himself under the illusion because when the Lord reveals Himself Bhishma will be able to get rid of illusion.

‘And now when I am dying the enmity ends, friends and enemies are no more for me, good and evil are equal for me, I beg Krishna Who is the heart of every living being, the One and Only like the Sun though different in the eye of the viewer, not to conceal Himself under the deceptive veil from His devoted child.’

Having quoted Bhishma’s words Krishnadas continues in his own words:

That very Govinda descended now into this world in the image of noble Chaitanya Gosanya, the most merciful Savior of suffering souls.

Narayana, master of the Goddess of Fortune, King of the kings, and Lord of the plane beyond existence is opulent with His six perfections.

The Vedas, Bhagavata-Purana, and other Scriptures describe Narayana, the Supreme Truth as One and Only Sweet Absolute.      

This is decoding of the concept of Narayana. Literally, Narayana means ‘containing all’. Nara generally means a man but here it suggests a conscious entity; yana is a water pool, a big water container or reservoir. Narayana is a water container holding all entities. The ancient Greeks would say, a man is the measure of all things, and here a man doesn’t stand for a human being with two legs and two hands but a man as an observer. An observer is the measure of all things. Objects look like big or small, green or yellow, round or square, and they look so only because they are observed so by a human being, animal, etc. The measure of all things is the observer and Narayana means ‘the observer containing all other observers’. Provided that nara is an observing person, narayana is who contains all nara(s). He is defined as incomparable, i.e. nothing compares to Him in volume, size, etc., and unsurpassed, i.e. nothing can surpass Him. Incomparable also means that there is no substitution to Him. As one of the former state leaders claimed, there is no such thing as an indispensable person. He gets attached to a person or creature because we want something from them, because they can add something we lack. We get attached not because they are so special but because we are in need of something they could give us. When they go away/disappear we can find a similar substitution able to fulfill the same function. You can always find someone else instead of bygones. There is nothing incomparable or indispensable in this world except Narayana; you cannot really find any substitution to Him. No other entity can function as Lord Narayana and this means that He is the incomparable and unsurpassed One. Then, Krishnadas explains that Narayana is Sri Chaitanya, that very Nimai Pandit.

LISTENER: Maharaj, and why they call Vishnu by the name Narayana?

BHARATI MAHARAJ: They name the Supreme Lord anyway. All names of the Supreme Lord underline a certain trait of His personality, one of His peculiarities. Vishnu means the Almighty sustaining all and everything. Narayana is He who contains all. These are almost similar functions, however, with some difference. Vishnu, Narayana… Lakshmipati, the Possessor of Fortune, is not seeking luck as we do but He is pursued by luck. Parabrahman, Govinda, Rama are also names of the Lord reflecting His certain feature, part of His personality or a particular trait of His character. You can read about it in Sahasrana Vishnu Nama, the book describing 1008 names of the Lord; it also tells that this list is not complete.

LISTENER: Maharaj, is it possible to define Narayana as the first One to set margins, i.e. He starts making borders and waves out of that humus which is the single whole?

BHARATI MAHARAJ: He does this by looking, not contacting. His look slightly touches the humus while He does not get in touch with it. Not getting in touch means He is not affected at all. When we say that material nature guna(s) don’t influence Him we assume that He does not adopt their qualities. When we look/watch a certain object we’re influenced by it; we get excited or, on the contrary, calm down looking at certain things. We are affected somehow. For instance, observing the environment we believe we are mortal because all seen objects have their start and end. Looking at them we think that we too, have the start and the end because we were born at a certain time and will die some time. This is illusion/maya which makes us think that we are like the things we observe. Unlike us, the Lord does not depend on the things He observes. He is self-existent, as we have already read, i.e. He acts on His own, beyond any external affection. ‘Spontaneous’ is also one of His definitions. He does what He wants, beyond circumstances, while our mode of actions is combined; we can also act as we wish but, to a greater extend, we act under circumstances, i.e. are affected by external things and concepts.

Verse 25.   Devoted servitors of the Truth can see the Truth in the same way celestial deities can see the Sun God.

Celestial deities can see Surya riding his chariot. I should say here that Surya is a duty. Any person who gets into that chariot becomes Surya. Under different scriptures, the radiance coming from his chariot or the crown is so strong and unbearable for a human being that we cannot perceive the contours of the Sun god, we can only see the brightest shining of this ‘headlights’. That’s what human vision allows. Gods can see Surya because their vision is perfect. When you drive at night, animals get stunned seeing the headlights; blinded by the lights, they are petrified and are knocked down by the car. Just like these animals, we see Surya as a huge blinding light and don’t see the Sun under this light veil. A human eye is not able to perceive Surya. There are eleven Surya(s); they rotate eleven times per year.

LISTENER: Why is it not twelve?

BHARATI MAHARAJ: They change each other eleven times. You cannot drive this chariot the whole year round. It is the Aditya family that rule now; they also have another name, the Devagata. They are scions of Aditya and Kashyapa Muni; they decide together who will ride the chariot next month to light the Universe and the flat, I beg your pardon, Earth. In Canto 5, you can read about the vertical axis at one end lying on top of Mount Sumeru; its other end rests on the Antariksha mountain range which bends around the Earth. The Sun god is riding on this axis like a play horse on a carousel but it’s not a perfect circle, there’s a slight oval offset from Sumeru. If you’re interested in the Earth anatomy read chapters 20-21 of Canto 5; the anatomy of the Universe is described there.

Yesterday, I spoke a bit on that and will repeat now for those who were not with us. It is public knowledge that the Sun eclipse occurs regularly and the Earth, the Earth ball goes round the Sun ball and the Moon ball rotates around the Earth. But public knowledge scholars cannot explain why all planets, all the ‘balls’ of the solar system go round their own axis and the Moon doesn’t rotate around the Earth at all.

LISTENER: The Moon always faces the Earth on one side.

BHARATI MAHARAJ: It is on one side and the picture is always the same if you look at the Moon from the North or South Pole. If the Moon were a ball we’d see more of it from the northern side. Imagine a ball; when I’m watching it from top the view is wider; the view from the lower level must be different. But the picture we can see never changes. I don’t know whether the Earth is flat or a globe but the Moon is undoubtedly flat like a pancake which becomes obvious when you move diametrically and its pattern never changes. If it’s a globe/ball the pattern seen from the bottom/south will differ from the one seen from the top/north, and the top one will give you a wider view. Okay, let the Earth be a globe but anyway there is a pancake flying around it or a pan with carters, an aluminum pan, cold and rusted. So, when this Moon pan stands between the Earth and Sun globes it hides the Sun and we, at a certain moment, can see the solar crown with the black disc inside. They still cannot explain why the Moon casts a perfect shadow on the Sun, millimeter by millimeter. How this can happen? Okay, let it be by chance. Do you believe in billions of chances?  If the Moon ball were a bit smaller I could see both the Sun and its crown or, vice versa, if it were a bit larger I couldn’t see the crown. But it exactly fits the Sun size and shuts it down.

Apparently, we are religious fanatics and believe that Rahu, the beheaded demon (or is it Ketu?) swallows the Sun and the Sun falls out from the head because the demon has no body. The curious thing is that every eclipse of the Sun has its own trajectory, where the eclipse is seen. The Sun takes a certain trajectory from the point where the eclipse starts to the points where it finishes. For example, the eclipse starts in LA where we can see it and comes to the end in NYC, contingently, so every eclipse has its own trajectory/path. You cannot see the total solar eclipse from everywhere. It can be observed, at first, from one point and from some other point, in the end. Logically, this trajectory must be direct; the Sun is closed, moves a direct path, and is open again. But this path is zigzagging. Since the time the observations started, in the Middle Ages, 15 eclipses were registered when both the Sun and the Moon were visible in the sky. That means the Sun was not obscured by the Moon. You can have a look in Wikipedia. All 15 events were officially registered. One of the most notable occurred back in 1860, when the Moon was visible and the Sun hidden.

LISTENER: How do they explain this?

BHARATI MAHARAJ: They don’t. No comments regarding these 15 events with the Moon. So, the Sun obscured by the Moon doesn’t take the direct trajectory but makes certain curves. If we sum up total eclipse number occurring irregularly every 10, 5… years, it turns out that the path of the total eclipse starts at the point where the previous eclipse ends. If we take that contingent eclipse which started in LA and ended in NYC then the next one will start in NYC and end somewhere in the Atlantic. Hence, if we consider the Earth a globe, the question arises why the Sun wanders in zigzags.  If we do not consider it a globe we decompose the Earth taking the North Pole as a centre and make it flat then this zigzag trajectory becomes a circles somehow. Thus, it becomes clear that the Sun circles the Earth, provided the Earth is flat. You cannot explain why the Sun makes those zigzags from the point of the globe Sun.

Surya, as well as all other gods, decay in strength regularly. Reducing in strength depends on lacking devotion to the Supreme Lord. Gods might get too proud of themselves which usually happens after taking a soma drink; then they believe they are almighty, they can do whatever, and as a result they lose their strength. That’s the moment demons Rahu and Ketu utilize to devour Surya. Watching that, other gods come to and start praying Vishnu for help. Meanwhile, Rahu is losing the swallowed Sun. Same thing might occur to Chandra.

This phenomenon demands a philosophical approach. Gods and demons can be compared with metal and corrosion. Corrosion is a natural decay of metal. When you place metal into an aggressive environment, water or acid, corrosion occurs naturally. For gods, feeling proud is similar to acid environment. This happens with Indra and with Brahma. As soon as it happens demons start attacking. Krishna says He doesn’t care whether it’s demons or gods, purity or corrosion. Stars are apt to go out too, I must tell you, but we cannot witness it within our tiny lives. Stars go out, in the end of manvantara, as well as gods; all go out into the body of Brahma. When Brahma goes to sleep nothing is here anymore, neither gods nor stars, nor the Earth or lower and upper realms. All living creatures enter the body of sleeping Brahma and when he wakes up they come out again, gods appear, and stars become visible. You can find the description in Canto 2 of the Bhagavatam.

LISTENER: Do gods and deities have karma?

BHARATI MAHARAJ: Gods and deities/celestial dwellers are not the same lot. In Canto 3, there is a big list of dwellers of the huge ‘hostel’ called universe. The universe is a populated space, including gods and celestials. Celestials are djivas that deserve heavenly dwelling. When their virtues fade they return to the middle plane to act in a good and bad way, and accordingly, they go to heaven or hell to enjoy life or suffer, and again all ends up on the Earth. That’s why this is called samsara, the circle of rebirth. A certain djiva might appear as Brahma and rule the whole universe but such ‘rebirth’ demands 100 sinless life times.

LISTENER: Sinless in what way?

BHARATI MAHARAJ: Sinless under the Lord’s law, i.e. a person must act not inflicting any harm to others.

LISTENER: You are born into the world with a certain karma and you should work it out.

BHARATI MAHARAJ: Yes, you do and you make others suffer. That’s why this ‘Brahma position’ often stays vacant in some universes. With no candidacies for Brahma, the Lord has to act as Brahma; Vishnu takes the role of Brahma.

LISTENER: A certain djiva appears to become Brahma and then deteriorates… How does it happen?

BHARATI MAHARAJ: This breaking bad djiva must restrain from sin 100 lives in a row. Under his karma this djiva can act violently but this violence is auspicious for the offended one. For example, consider sacrifice offering when the murdered one gets freedom. We’ve discussed earlier cases when murder is not considered sinful. What is a murder? It’s when you take away someone’s body. If I take away your teddy bear you call it robbery and I must be liable for that. What if I offer you a new Porsche car instead? Everything is cancelled with your interest, isn’t it? Similarly, if you take away someone’s body and doing so let this person free, isn’t it a fair compensation?

LISTENER: What about the animals?

BHARATI MAHARAJ: In the animal form, djivas don’t accomplish karma. Deprived of any choice, they just obey, follow their nature. A tiger eats rabbits because it has no choice and is not responsible for it. Karma suggests you choose between good and evil and act accordingly. […] A human being has a sensible experience and can decide how to behave; an animal cannot do that, it has to move with four legs, eat prey, etc., which is pure in the face of God, even if it eats Whiskas produced of the exquisite beef. It’s your sin if you feed your cat with beef.

LISTENER: So, those standing lower than human beings work out their previous sinful lives in the human form and those higher enjoy themselves.

BHARATI MAHARAJ: Right. Only Earth dwelling human being have karma. A cat eating Whiskas stays pure, contrary to a person who kills the cow to feed the cat. […]

LISTENER: Do gods have the choice, to enjoy the life or not to?

BHARATI MAHARAJ: For them, it is natural to follow the Lord’s law. We have to enforce ourselves to perform yagya, to chant, etc. For us, it’s an enormous endeavor, both spiritual and physical. Though it’s natural for gods, negligence might occur. We can read that Krishna gave freedom to two deities who spent thousands of years in the form of trees. Afterwards, they told Krishna that once they were angels; they enjoyed sexual games with their girlfriends, in a lake or pond, when a sage was passing by; they ignored the sage and continued playing, so the sage cursed them. This is quite possible although is a parable. Also, when the Lord descends on the Earth gods pray to be overthrown from the heavenly heights, for they wish to be born on the Earth when the Lord is there. When the Lord descends, during the kali-yuga, they queue for the chance to be nearby. […]

Translator Elizabeth D.

Другие материалы раздела

2017-06-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 1-10

2017-06-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 11-60

2017-07-02

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 1 «Духовные Учители» Стихи 61-96

2017-08-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 1-11

2017-08-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 15-25

2017-08-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 26-46

2017-08-24

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 47-53

2017-09-03

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 55-67

2017-11-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 68-110

2018-02-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 2 «Шри Чайтанья — Всевышний в изначальном облике» Стихи 110 и далее, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 1-50

2018-02-11

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 50-73

2018-02-19

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 3 «Формальные причины явления Шри Чайтаньи» Стихи 74-89

2018-02-23

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 1-58

2018-03-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 59-83

2018-03-04

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 83-94

2018-03-18

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 95-151

2018-03-25

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 150-200

2018-04-01

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 201-229

2018-04-08

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 4. Сущностная причина сошествия Шри Чайтаньи. Стихи 229 и далее

2018-04-15

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 1-20

2018-04-22

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 21-40

2018-04-29

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 40-60

2018-05-06

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 60-80

2018-05-13

Шри Чайтанья Чаритамрита. Ади-Лила, Глава 5. Величие Нитьянанды‑Баларамы. Стихи 80-120