Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Универсальная волна»
Насколько велика любовь, настолько велика и жертва. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, двойственность

«Универсальная волна»

Универсальная волна

#00:00

Глубокое видение

Шридхар Махарадж: Одни более преданны Кришна-лиле, другие более склонны к Навадвипа-лиле, третьи склонны принимать оба места. В Кришна-лиле также одни привлечены лагерем Радхарани, другие – лагерем Кришны, а третьи занимают промежуточное положение. Такого рода разделение мы находим, оно необходимо для лилы, это устройство Йогамайи. В высочайшем измерении два вида обители мы находим: Кришна-лила и Гаура-лила одинаковой ценности. В одной происходит взаимодействие в ограниченном круге, а в другом взаимодействие, смыслом которого является распространение первого явления всем и каждому. То, что происходит внутри, и то, что раздается вовне, обладает одинаковой ценностью, экстаз, сладость, любовь, красота, одинаковая ценность, но два лагеря. Внутренний круг и есть также план раздать вовне то, что происходит внутри. Одно явление – одни более преданны этой лиле, другие – той лиле. В Гаура-лиле также мы находим, Нарахари Саракар и его последователи более преданны Кришна-лиле, нежели Гаура-лиле, а в Гаура-лиле, мы видим, есть те, кто более склонны к Гаура-лиле, нежели Кришна-лиле. Это происходит по верховной воле.

Гададхар Пандит занимает высочайшее положение в Гаура-лиле, всё принадлежит ему, тем не менее он чувствует себя опустошенным, Гауранга забрал всё, он до опустошенности предан Ему. Кавирадж Госвами говорит: «Он представляет главную потенцию Гауранги, никто не сравнится с ним», Гаура-према, Гададхар Пандит. А Бхактивинод Тхакур обладает своим собственным положением в целом, но, с точки зрения учеников, Прабхупад видел в нем Радхарани, относительное видение. Прабхупад говорил: «Радхарани представляет всю игру ашта-наика – восемь видов героинь, различные характеристики совершенным образом представлены в личности Радхарани. В других местах, мы видим, лишь частично представлены, но во всей полноте – в Радхарани, восемь наик. Наш Гуру Махарадж говорил: «Я смотрю на моего Гурудева, Гуну Манджари, в качестве манджари это частичная репрезентация, но если я смотрю более пристально, я вижу Радхарани, ашта-наика – восемь видов характеристик в служении Кришне. Если я смотрю на него более пристально, то я вижу, что он неотличен от Радхарани». Ачарьям мам виджаниям, если я прислушиваюсь к шастрическим правилам и смотрю более пристально, то на сцену выходит Радхарани.

Таким образом, он рассматривал Бхактивинода Тхакура как проявление потенции Шри Гауранги, эта истина выражена в его поэме. Он видел в Гауракишоре Сварупа Дамодара, а Гададхара – в Бхактивиноде. Он написал в одном месте: «Судя по дню ухода Гададхара…» В другом месте он написал в «Чайтанья-чаритамрите»: «Здесь, в Навадвипа-дхаме, происходят вечные игры. Только те, кто обрел глубокое видение, способны распознать их».

сада кала гаура-кришна ядже…
шри гаура иччхая дуи, махима ки кава муи…

Очень трудно распознать сладостную волю Шри Гауранги. Если мы сумеем возвыситься до этого уровня, то мы увидим, что они всегда совершают свое служение здесь, в Навадвипе. Иногда это служение скрыто, а иногда выходит на поверхность. «Что я могу сказать, по сладостной воле Гауранги я вижу, что эти двое суть Сварупа Дамодар и Гададхар. Сейчас они поднялись на поверхность в качестве Гауракишора и Бхактивиноды Тхакура. Я видел это своими собственными глазами, но не следует предавать огласке, люди будут смеяться над этим утверждением, но мой глубоко прочувствованный опыт таков». Гададхар Пандит, таким было видение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, он воспринимал Бхактивиноду как Гададхара Пандита.

# 09:59

Избавиться от ложного видения

Шикша-гуру-парампара – наиболее подлинное явление, тогда как последователи сахаджиявады придают много значения внешней форме. Мы пытаемся увидеть то, что скрыто в глубине, пытаемся истолковывать окружающий мир на более глубоком уровне, более глубокие вибрации. Погрузиться глубоко, и мы увидим измерение тончайшей вибрации, которая несет подобные вести. Предрассудки нашего прошлого опыта, которые в тонкой форме, словно пыль, покрыли нашу душу, наше внутреннее видение препятствует нам видеть вещи в истинном свете, пыль отдельного интереса. Предубежденность, проистекающая из былого опыта, локального интереса мешает нам видеть вещи в истинном свете. Как мы сумеем увидеть вселенскую волну, когда ум погряз в локальном интересе различных типов, когда восприятие вселенской волны невозможно? Но когда локальный интерес любого типа полностью устранен и мы стремимся читать только вселенскую волну, тогда мы можем ясно видеть: эти вещи поверхностны, а эти вещи подлинны. Ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т. Какова цель движения этого мира? Если говорить одним словом, реальность для Него, для себя, а не для того, чтобы удовлетворять многих, но для того, чтобы удовлетворять одного. Все волны предназначены удовлетворять этого Единого, в противном случае все мы обманщики и далеки от истины, тогда мы не способны видеть, что все волны исполняют интересы одного, Сваям Бхагавана.

Мы обмануты, мы обманываем себя и других, мы виновны в ложном прочтении реальности и несем это ложное знание другим. Каждая бадха-джива, падшая душа, в той или иной степени виновна в этом грехе обмана. Мы должны избавиться от такого ложного видения, занять правильную позицию, и тогда мы найдем истину. Даршан означает «видеть». Как видеть? Что видеть? Как интерпретировать происходящее? Подлинное прочтение себя и также окружающего мира – это и есть подлинное образование, оно должно быть ведическим. Стандарт должен быть заимствован извне, не из области заблуждения, майи. Благодаря Веде мы принимаем истину откровения, и мы должны попрощаться с сознанием, основанным на опыте этого мира заблуждения: наука и т. д., ложные данные, ложная оценка. Мы не только избавимся от ложных представлений, но научимся соприкасаться с позитивной волной, вибрацией Голоки, наиболее универсальной, фундаментальной вибрацией, приводящей в гармонию всё и вся, Вриндаван, Навадвип.

Бхактивинод Тхакур как Гададхар Пандит пришел сюда ради этого, подчиненная половина. Бхактивинод проповедовал, вдохновляемый Гададхаром и Махапрабху. В его учении мы также находим связь с великими душами, Гуру, мы оказываем почтение. По милости эти великих Гуру, Гуру Махараджа Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура мы сумеем понять эти истины высочайшего порядка. В Рамананда-самваде шаг за шагом отвергается внешнее явление, Махапрабху говорит: «Это также поверхностно, это также поверхностно, иди глубже, глубже. Да, здесь начинается подлинное, да, это хорошо, иди дальше. А есть ли что-то выше?» И когда Рамананда Рай начал говорить о Гауранга-лиле, Махапрабху остановил его.

#19:17

Великий секрет успеха

Лакшми Деви не сумела получить доступ в раса-лилу, в то время как шрути и Дандакаранья-риши сумели войти, но не Лакшми Деви, поскольку она хотела войти, сохраняя свое эго Вайкунтхи. Она не сумела получить позволение. А риши и шрути сумели войти, поскольку они покорились гопи, приняли руководство и сумели войти, но не Лакшми Деви, она хотела независимо войти в расу. Таким образом, без нашей покорности вечной группе расы, ватсалья, сакхья, мадхурья, прямая взаимосвязь с Кришной никогда невозможна, то будет не более чем воображение и имитация. Гоур Харибол, Гоур Харибол, Гоур Харибол, Гоур Харибол, Нитай Гоур Харибол.

Преданный: Таким образом, мы достаточно удачливы, нам в такой мере повезло обрести связь с Кришной даже в будущей жизни. И когда мы придем к этому, мы увидим, что столь многие другие вокруг окружают Кришну. Мы не сумеем быть близко к Кришне, мы всегда будем на расстоянии?

Шридхар Махарадж: Пример, который я обычно привожу в этой связи, это пример телескопа. В нем есть множество промежуточных звеньев, линз, которые усиливают мой даршан, нечто в этом роде, прозрачная среда. То, что в середине, помогает мне приблизиться, увеличить мою симпатию к этому явлению. Эти стекла прозрачны, не мутные, и это подобно гуру-парампаре. Это нечто вроде профессионального секрета нашего ремесла. Насколько мы способны опуститься, оказаться внизу и над нами окажутся многочисленные линзы телескопа, мы окажемся ближе, это особое благословение наших хранителей. Все доброжелатели, между Ним и нами стоят исключительно доброжелатели.

кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах

Эта тенденция – занять низшее положение – на поверхности, казалось бы, удалиться на расстояние, но в действительности секрет состоит в том, что всё обстоит прямо противоположным образом. Это великий секрет успеха, и мы должны достичь гармонии с этим департаментом истины. Харе Кришна, Гоур Харибол, Гоур Харибол, Гоур Харибол.

#23:38

Любящая забота хранителя

Преданный: Мы по-прежнему испытываем опасение, что нас будут эксплуатировать, это наш страх.

Шридхар Махарадж: Прабхупад, наш Гурудев, имел обыкновение говорить о майавади: «Они боятся, подобно тому, как когда коровник сгорел, коровы пострадали от пожара, и теперь они бояться красных облаков». Когда корова видит красное облако на закате, освещенное лучами солнца, она боится, поскольку вспоминает свой былой опыт переживания пожара, боли, и мы подобны этому. Мы проецируем наш опыт бренного мира на противоположный мир, но они доброжелатели. Мы думаем, что они завидуют, что они могут отнять у нас что-то, что мы принесли нашему Господу, подобно многочисленным посредникам, которые получают свою долю, но это вовсе не так, истина прямо противоположна. Опыт реалий этого бренного мира не должен быть переносим в то измерение, оно прямо противоположно, оно всеблагое, поэтому нет места для страха, но только благая воля. Сама почва доброжелательна, она усиливает все реалии, способствует нашему делу, никто не препятствует ему, земля такова, полна сочувствия за пределами наших ожиданий и предположений. Скорее мы можем подозревать себя: я трезво сознаю, кто я, в противном случае вопрос страха неуместен. Я должен подозревать себя, я нижайший из низких, такова природа опыта преданных в том мире, все совершенны, только я самый низкий, я обманываю самого себя. Нитай Гоур Харибол, Нитай Гоур Харибол. Который час?

Преданный: 9:40

Преданный: На днях вы говорил о гьяна-мишра-бхакти во время утреннего даршана. Вы привели пример: в калькуттском университете был один джентльмен, я думаю, это был ваш ученик. Он пришел к вам и сказал…

Шридхар Махарадж: Нет, один ученик Джаджавара Махараджа, знаменитый пандит. Очень трудно дать ученым понять природу такого явления высшего типа, как гьяна-шунья-бхакти, они не способны переварить. «Как это возможно? Гьяна, знание, полностью отвергается, и это положение вещей будет высочайшим? Мы не способны это понять. Преданность специфической природы, гьяна-шунья-бхакти, которая противоречит знанию, разуму, мы не способны понять такого рода преданность». Искренне они говорят это: «Мы не можем понять». Они горды своим интеллектом, подобно ребенку, если этот ребенок полностью уповает на свою любящую мать, и ребенок, полагающийся на свой разум, то мать приходит и говорит: «Нет, не ходи туда, там пчела, там колючка». Любящая забота хранителя. Это истинное положение ограниченных существ – мы будем уповать на всю атмосферу совершенным образом в наших попытках поиска безграничного. Безграничный сам нисходит, чтобы позаботиться обо мне. И какие мои обычные средства, способности помогут мне понять Его? Но материнская забота хранителя очень, очень высокого порядка, а противоположное направление – это упование на мое скудное, обманывающее само себя эго.

По праву мы не можем обрести доступ туда, это исключительно милость. По праву я могу достичь Брахмалоки, татастхалоки, но мой доступ туда возможен только по милости этого измерения, поскольку это измерение высшего типа. Земля, вода, деревья, все реалии там состоят из духа, сознание более высокой субстанции, нежели сознание, из которого состою я, татастха. Насколько я буду уповать на них и слепо принимать их руководство, настолько я буду благословлен, таково естественное положение вещей. Самопредание, не пытайся измерить, не пытайся использовать рассудок и справедливость, ты окажешься в проигрыше, если будешь уповать на справедливость. Земля милости, иди вперед, предайся, такова концепция высочайшей обители, это Голока, Вайкунтха, абсолютное благо, полное отсутствие зла, скверны. Если есть какая-то скверна, то она во мне, таким должно быть общее понимание, руководство. Харе Кришна, Харе Кришна.

Они не знают, как обманывать, не знают, что это такое, но сама природа их бытия такова, что они могут только помогать другим, творить благо, их вечная природа такова. Как вступить в то измерение бытия? Вот в чем вопрос. Как я могу войти в столь ценное и благородное измерение бытия? Как я могу получить визу, открывающую доступ на ту землю? Это самый важный вопрос. Выше рассудка только милость, любовь, благо. Мы не в силах постичь сейчас, что это такое, но природа этого явления такова. И как достичь этого измерения, вот в чем состоит трудность. Только благодаря вере, говорят нам, не благодаря рассудку, рассудок не поможет тебе, но твоя вера может помочь тебе, шраддха, лаульям, твое горячее желание, отчаянное стремление и вера, самопредание, риск. Твой опыт этого мира не позволит тебе обрести какое бы то ни было соприкосновение с тем измерением, оно прямо противоположно по своей природе и очень высоко. Харе Кришна, Гоур Харибол, Гоур Харибол, Гоур Харибол. Нитай Гоур Харибол. Нитай Гоур Харибол.

Гьяна-шунья-бхакти, когда она была упомянута, Махапрабху сказал: «Да, здесь всё начинается». В противном случае варнашрама, карма-мишра, гьяна-мишра, эка бхаджо – это поверхностно, всего лишь оболочки. А когда прозвучал этот термин, гьяна-шунья-бхакти, Махапрабху сказал: «Да, вот оно, теперь всё только начинается». Благородство этой земли, мы в безопасности там, материнская любовь и нежность, и мы в ее гуще. Когда мальчика побили, он бежит к матери, жалуется ей и карабкается к ней на колени, нечто в этом роде. Гьяна-шунья-бхакти, когда мальчик предается матери, то гьяна-шунья, и он удовлетворен, а мать умрет, рискуя своей жизнью ради того, чтобы спасти сына, когда на него нападают. Такова природа той почвы: защита ребенка от враждебных сил, вера, гьяна-шунья-бхакти, услышав это Махапрабху сказал: «Эка хой!» Когда я сам впервые услышал это, я почувствовал себя так, словно меня ударили бамбуковой палкой по голове. Всем исследованиям должен быть положен конец, как это понимать? Как это может быть? Как это возможно? И затем постепенно я пытаюсь понять, такая земля реально возможна за пределами наших представлений о благе, может быть. Она должна быть, иначе жизнь будет бесцельной, напрасной. Насколько мне помогут мои ограниченные способности суждения, мои расчеты ограниченной природы, как они могут быть полезны? Я собираюсь принять безграничного Хранителя, Защитника, я должен рискнуть, прыгнуть.

сарва-дхарма̄н паритйаджйа
ма̄м экам̇ ш́ аран̣ам̇ враджа
ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо
мокшайишйа̄ми…

И все опасения уйдут, страхи и подозрения. Харе Кришна. Харе Кришна. Гоур Харибол. Харе Кришна. Гоур Харибол.

#38:59

Разрушение форм

Преданный: Вы постоянно разрушаете форму, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Ради Духа, Центра. В различных стадиях прогресса существуют многочисленные испытания, и кто-то терпит провал, но мы должны идти вперед. Многие реалии остаются позади, но мы идем вперед. А̄джн̃а̄йаивам̇ гун̣а̄н дош̣а̄н. Господь говорит: «Сарва дхарман – оставь долг, выполнение обязанностей», санкция. «Я установил этот долг для определенной категории людей, но, если ты хочешь идти вперед, ты должен оставить эти обязанности, категории долга позади.

а̄джн̃а̄йаивам̇ гун̣а̄н дош̣а̄н
майа̄диш̣ т̣а̄н апи свака̄н

Этими представлениями о дхарме являюсь Я, это указано в писаниях, но все же ты должен оставить их и совершать дальнейший прогресс». Поэтому иди вперед. Только для того, чтобы ты не деградировал, даны определенные предписания, но абсолютный, революционный зов. Есть конституциональное и есть революционное, абсолютный зов и относительный зов. Прогресс подразумевает оставление нынешней позиции. А сохранение нынешней позиции, да, в многочисленных книгах существует указание, что ты не должен терять свое нынешнее положение, должен сохранить его. Ты должен оказывать почтение различным формальностям, но если ты хочешь идти вперед, то эти формальности должны быть отвергнуты. Сейчас ради этого абсолютного зова ты должен оставить относительное позади, и там, впереди, ты найдешь определенные законы и правила, так ты будешь идти вперед и вперед. Харе Кришна. Гоур Хари. Гоур Хари. Гоур Хари.

Преданный: Чем больше разрушается форма, тем больше мы рискуем.

Шридхар Махарадж: Понимаешь, в армии существуют многочисленные законы: ты не должен идти туда, не должен идти сюда, но, если у кого-то возникает высший шанс, солдат действует даже без приказа командования, рискует, то его награждают, если присутствует великое достижение, победа. Кому дают награду? Тому, кто делает шаг вперед, кто рискует, выходит за установленные рамки, риск дальнейшего прогресса – вот что необходимо. Риск ради этого.

гурур на са сйа̄т сва-джано на са сйа̄т
пита̄на са сйа̄дж джананӣ на са̄сйа̄т
даивам̇ на тат сйа̄н на патиш́ ча са сйа̄н…

В целом мы должны быть послушны, выказывать почтение матери, отцу, гуру, богам, мужу, жене и т. д., но, когда возникнет вопрос о выборе, тогда мы должны оставить их и отправиться к Нему. Поэтому столь многими взаимоотношениями и обязанностями мы должны пожертвовать и прийти к этой Абсолютной Истине. Истина не есть нечто ограниченное, что ты пришел, достиг какого-то этапа и на этом все исчерпано. Нет, ты всегда должен совершать прогресс, прогрессивная тенденция должна жить в тебе. Мы благодарны форме, поскольку она вносит свой вклад, но все же это не означает, что мы должны оставаться там и умирать, возможность прогресса всегда есть. Высшая концепция Абсолюта не есть концепция статичного Абсолюта, но динамичного, прогрессивного Абсолюта, тогда это нечто живое. Статичность подразумевает смерть, камень. Хорошо, на этом я остановлюсь.

Преданный: Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривираджакачарья-варья Аштоттара-шата-шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж! Ки джай!

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»

1983-04-16

«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»

1983-04-17

«Безопасное положение – связь с Высшей Личностью»

1983-04-23

«Дух служения»

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»

1983-05-11

«Концепция безграничного»

1983-05-12

«Мерилом любви служит жертвенность»

1983-05-23

«Положение души, обретшей связь с Богом»

1983-05-24

«Нрисимхадев»

1983-06-05

«Движения Любви извилисты»

1983-06-09

«Реальная и воображаемая преданность»

1983-06-10

«Универсальная волна»

1983-06-21

«Чаяния наших сердец устремлены к Красоте»

1983-06-27

«Даже ограниченная вера может связать нас с Безграничным»

1983-07-08

«Центростремительный поток»

1983-07-18

«Вспомогательные средства на пути преданности»

1983-07-19

«Апракрита – сверхсубъективный мир»

1983-07-25

«Игра чудесного Абсолюта»

1983-07-28

«Душа – пыль Мира Сознания»

1983-07-30

«Маяки Безграничного»