Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.02.18.C82.02.20.A «Майапур»
Следует идти шаг за шагом. Если мы упускаем какой-либо шаг, мы все теряем. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, садху

«Майапур» 1982.02.18.C82.02.20.A

Майапур

#00:00

Поэма о Прабхупаде

Шридхар Махарадж: Я написал поэму о Прабхупаде, пранама-мантру. Гауде ганга-тате, на земле Гауды, на Берегах Ганги…

гауде ганга-тате нава-враджа-навадвипа ту майапуре

В Бенгалии, в Гауда-деше, на берегах Ганги – обитель, которая тождественна Вриндавану и которая является проявлением самого Вриндавана (или копия Вриндавана), Навадвип – новый Вриндаван, или скрытый Вриндаван, или тайный Вриндаван, Гупта-Вриндаван, или Пара-Вриндаван. Майапуре – в деревне Майапур. Шри чаитанйа-матха-пракаша-каваро – тот, кто утвердил в этом месте Шри Чайтанья Матх ради высочайшего блага всех джив в целом, дживаика-калйанадхих.

гауде ганга-тате нава-враджа-навадвипа ту майапуре
шри чаитанйа-матха-пракаша-каваро дживаика-калйанадхих

Ради блага всех джив он установил Чайтанья Матх в Майапуре. Шри Сиддханта-сарасватити-видито – и он был известен как Бхактисиддханта Сарасвати. Гаудийа-гурванвайе – Он принадлежал к линии Гаудия-вайшнавов, его имя – Бхактисиддханта Сарасвати. Гаудийа-гурванвайе. Бхато бханурива – он сияет подобно утреннему солнцу, бхато бханурива прабхатагагане рупанугаих пуджитах – и Ему поклоняются последователи Шри Рупы Госвами. Бхактисиддханта Сарасвати пришел и утвердил Шри Чайтанья Матх на берегах Ганги в Майапуре, в Гауда-деше, которая является факсимиле, копией Вриндавана. Он принадлежит гуру-парампаре, духовной преемственности, и его имя в этой преемственности – Бхактисиддханта Сарасвати. Он сияет подобно утреннему солнцу и является объектом поклонения последователей Рупы Госвами, рупанугаих пуджитах.

Сурья-упасану совершает Радхарани. Радхарани поклоняется Сурье внешне. Ману-кунда, все эти вещи, Вришабхану, отношение ее отца к солнцу. Бхато бханурива прабхатагагане – мягкие лучи утреннего солнца… Рупанугаих пуджитах – и все истинные последователи Рупы Госвами окружают его своим почитанием, поклоняются ему. Рӯпа̄нуга джанера джӣвана, по словам самого Прабхупады песни, посященные гуру-парампаре.

Маха̄прабху ш́рӣ-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахе анйа – Махапрабху Шри Чайтанья есть не кто иной, как объединение Радхарани и Кришны, рӯпа̄нуга джонера джӣвана – Он сама жизнь представителей этой категории, рупануга. Виш́вамбхара прийан̇кара, ш́рӣ сварӯпа-да̄модара – любимец Вишвамбхары (Махапрабху) есть Сваруп Дамодар и ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана. И эти Госвами (братья), известные как Рупа и Санатана. Эти имена были даны им самим Махапрабху – Рупа и Санатана. Рӯпаприйа маха̄джана, джӣва Любимцы Рупы – Джива, а также Рагхунатха. И следующий шаг, та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са – Кришнадас Кавирадж, автор «Чайтанья-чаритамриты», и он связан с Рагхунатхом. Кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама сева̄пара… Хотя гуру Нароттама был Локанатх, но поток рага-марга идет через Кавираджа к Нароттаму. Затем пришли Вишванатх Чакраварти, Баладева Видьябхушана, затем Бхактивинод Тхакур. В нем можно увидеть тот же поток того же самого высокого качества. Затем Гауракишор Бабаджи Махарадж, а затем мы видим… «Я испытываю вечное стремление служить лотосным стопам Шримати Радхарани.»

ш́рӣ ва̄рш̣абха̄навӣбара̄ сада̄ севйа сева̄пара̄
та̄̐ха̄ра дайита-да̄са на̄ма

«И имя этой личности – Дайита Дас. Я пытаюсь совершать служение в этой линии, чтобы удовлетворить моего гуру, Гаурангу и Радху-Говинду». Так он представил свое положение, и мы должны следовать этому духу, а не форме. Физическая связь игнорируется, и поток чистого знания можно увидеть в гуру-парампаре. И мы должны верить. Если мы имеем веру в подобные вещи, тогда мы истинные последователи Гаудия Матха. Сахаджии нападают на нас и говорят: у них нет гуру-парампары, они утратили гуру-парампару, кому они нужны? У них нет хранителя, они все грибы, эти члены Гаудия Матха – грибы. Их линию невозможно проследить, кто они такие? Таков их колахол – громкий… как это называется? Шум? Громкий шум, громкая брань.

Шастра, Рамананды Рая самвада и другие шастры («Шат-сандарбха»), благодаря которым мы можем понять «Бхагаватам», «Махабхарату», «Гиту» и все эти шастры, и где присутствует суть, субстанция. Мы жаждем этого, стремимся к ней. Если мы хотим купить билет туда, должны найти место, где можно приобрести этот билет. «Гита», «Бхагаватам», «Махабхарата», «Чайтанья-чаритамрита» приходят к нам на помощь, и подтверждение приходит из нашего сердца.

крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате

Где бы оно ни было доступно, на любом рынке следует немедленно купить этот товар, это явление. Где бы вы ни нашли это явление, купите его любой ценой, заплатите любые деньги. В «Бхагавад-гите» мы видим подобное ценное явление, в «Махабхарате», в «Бхагаватам»: столь ценное явление возможно, оно есть. И где бы мы ни нашли его, мы должны немедленно приобрести его. Никакой цены, никаких денег недостаточно. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Я бы хотел остановиться на этом сегодня. Который час?

Преданный: Девять двадцать.

Шридхар Махарадж: Гоур Харибол. Гоур Харибол. Нитай-Гоур Харибол.

#10:44

Пури – это Дварака

Джаятиртха Махарадж планировал университет в Пури, как развивается этот план?

Джаятиртха Махарадж: Да, сейчас мы приобрели землю, она уже принадлежит нам. И я в Англии организовываю программу, нахожу средства на сбор пожертвований. Я хочу собрать два лакха рупий ежемесячно на строительство, такова моя основная цель. Затем мы хотим подумать об архитектурной стороне и т. п. Конечно, я смогу это сделать, но, если вы благословите меня, я сумею это сделать.

Шридхар Махарадж: Правительство относится с симпатией?

Джаятиртха Махарадж: Да, я знаю главного министра, Патанаяка, он очень любит Шрилу Прабхупаду. Мы долго беседовали с ним два года тому назад в Дели. В то время он прямо воодушевил нас сделать что-то в Пури, он сказал: «Почему ваше общество не имеет ничего в Пури? Пури – более важное место для Махапрабху, нежели Навадвип», таков был его довод.

Шридхар Махарадж: Бенгалия отвергнута, Пури избран. Сарвабхаума, Рамананда. Пратапарудра Махарадж, тогда он был независимым царем индуистской части Индии и стал учеником Махапрабху. Когда Махапрабху покорил южную Индию и Ориссу, тогда Бенгалия оценила Его частично. Столь многие малые цари – все были гаудия-вайшнавами под влиянием Пратапарудры в прошлом. В храме Джаганнатха также находится Шатбхуджа-Гауранга, мурти установлено, но преданные не желают поклоняться Махапрабху в Его санньяса-веше, в одеждах отречения. Те, кто пребывает в Его лиле в Навадвипе, считают Пури Дваракой, рассматривают санньяса-вешу Гауранги как имеющую связь с Дваракешей.

#13:53

Возвращение в Шривас-ангам

Когда Махапрабху возвращается в Бенгалию и находится в доме Видья Вачаспати, Бхактивинод Тхакур стремится из Вриндавана на этой стороне Ганги, он рассматривает это как встречу с Радхарани и гопи на Курукшетре. Бхактивинод Тхакур, видя санньясу Махапрабху на расстоянии, рассматривает это как встречу Дваракеши и гопи, которые просят Кришну вернуться во Вриндаван, в «Бхаджана-рахасье» Бхактивинода Тхакура мы находим подобное. «Когда Ты оставишь эту санньяса-вешу и вернешься в Шривас-анган, раса-мандалу санкиртаны, там мы будем танцевать и петь с Тобой Имена Кришны и Гауранги – это пик нашей жажды. Мы хотим вернуть Гаурангу обратно в Шривас-ангам, стремление в раса-лилу киртана. Он принял санньяс и терпит болезненные практики, образ жизни санньяси, и мы не можем помочь Ему, служить Ему находясь здесь, мы хотим служить Ему во всех отношениях. Ради блага широких масс, Он принял эту санньясу ради служения обществу, но мы не в силах терпеть это. От частной жизни Он перешел к публичной жизни. Кришна также, отказавшись от частной жизни, наслаждения во Вриндаване, отправился служить обществу: сражение с царями, подавление Джарасандхи, Шишупалы, все эти вещи в политической сфере. Он обратился к этим занятиям и оставил свою жизнь в наслаждении во Вриндаване. Он стал выполнять свой долг перед обществом. Нам не нравится это, Он должен быть с нами, в Его обществе пение и танец, таково наше желание». Такова его внутренняя точка зрения.

Джаятиртха Махарадж: То есть жители Навадвипы рассматривают Пури как Новую Двараку?

Шридхар Махарадж: Да, как Двараку, и Джаганнатх пребывает в нем, Дваракеша, и Махапрабху в Двараке. Гундичи считается Нава-Вриндаваном, и колесница перевозит Его из Двараки во Вриндаван.

прийах̣ со ’йам̇ кр̣ш̣н̣ах̣ саха-чари курукш̣етра-милитас
татха̄хам̇ са̄ ра̄дха̄ тад идам убхайох̣ сан̇гама-сукхам
татха̄пй антах̣-кхелан-мадхура-муралӣ-пан̃чама-джуш̣е
мано ме ка̄линдӣ-пулина-випина̄йа спр̣хайати

«Я – та самая Радха, Он – тот самый Кришна, но окружающая атмосфера неблагоприятна, поэтому Я несчастна. Я забираю Его во Вриндаван, и там Мы будем счастливы, Мы будем жить в уюте, а здесь, в Двараке, мы не находимся в желанном настроении». Харе Кришна. Гоур Харибол. Гоур Харибол.

#18:22

Открытие места явления Шри Гауранги

Джаятиртха Махарадж: Бхактивинод Тхакур хотел получить пост, когда он занимался правительственной службой, он планировал быть переведенным в этот округ.

Шридхар Махарадж: Да, выйдя на пенсию, в отставку, он планировал приехать во Вриндаван и жить там, но в Таракешваре у него было какое-то дело. И, когда он находился там, ему приснился сон две ночи подряд: «Ты планируешь идти во Вриндаван, но в твоем собственном доме есть одно важное служение. Ты должен открыть истинное место явления Шри Гауранги, поэтому не уходи во Вриндаван». Тогда он вернулся сюда и вновь поступил на службу в Кришнанагаре, он стал заниматься службой ради того, чтобы иметь доступ к древним записям, архиву. Он нашел древние записи Гаура-мандалы, и в одном документе охотничья статистика. Он обнаружил, что на другой стороне Ганги находилось место, Мийапур оно было названо. Также многочисленные юридические документы, передача земли, он собрал все эти документы и так установил место нахождения Майапура. Также в «Бхакти-ратнакаре» упоминается, «В Майапуре находилось место явления Гауранги», и Бхактивинод Тхакур обнаружил этот Майапур в старинных документах передачи земли. Так он увидел, что, должно быть, Майапур находится здесь. Тогда он пожелал: «Если Махапрабху действительно хочет, чтобы я открыл место Его рождения, тогда пусть Он покажет мне некий знак». И однажды, когда он находился на этой стороне Ганги, рано утром, в 3 или 4 часа, находясь на крыше дома, он воспевал Харинам, и его взор был обращен в сторону этого Майапура с ожиданием, не увидит ли он нечто Божественной природы. Внезапно он увидел вспышку молнии на той стороне и санкиртан, который происходил. Тогда он внимательно постарался установить точное местоположение этого места и увидел, что там стоит пальма. И вновь на стороне Сварупганжа, когда он находился на крыше другого здания, призывал Имя, также вновь некая вспышка была увидена им, он увидел вспышку и санкиртан.

В первый день, когда он обрел даршан утром, он отправился в то место, где находится пальма, увидел ее и отметил это место. Он получил определенный опыт, и в следующий раз, когда он увидел со стороны Сварупганжа другую вспышку, у него уже был опыт этого места, он знал, где оно находится. Он отправился туда и зафиксировал положение места. Оно находилось рядом с возвышенностью, это место было выбрано для храма, так возник Йогапитх. Он сам выходил собирать пожертвования на строительство здания и на то, чтобы поместить там Шри Мурти Махапрабху и совершать пуджу. Когда он ходил собирать пожертвования, владелицей земли была женщина, к тому времени она уже прочитала книги, написанные Бхактивинодом Тхакуром, «Джайва дхарма» и другие, она была вайшнави. Она попросила своего управляющего: «Мои владения принадлежат Кришне. К нам пришел преданный Кришны, он собирает средства. Собери средства, которые есть в твоем распоряжении, и спроси у него, какой точно размер суммы, пусть он сообщит тебе. Он вайшнав, а это владения Господа, поэтому он истинный владелец этого места. Просто посчитай, какие у нас доходы, посчитай, каковы деньги, имеющиеся в нашем распоряжении, и спроси у него, каковы точные размеры суммы». Знаменитая женщина, подобно тому, как наша Сумати Морарджи помогла Свами Махараджу отправиться на Запад, эта женщина поступила так же. Так или иначе это было сделано в 1918-м. Я не помню точно дату, это здание было построено и была начата сева.

Бхактивинод Тхакура хотел передать служение Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, нашему Гуру Махараджу. Вначале Гуру Махарадж не желал принять эту позицию, тогда Бхактивинод Тхакур оказал на него определенное давление, он сказал: «Ты не желаешь брать на себя бремя ответственности, беспокойств, связанных со служением Махапрабху, ты хочешь стать майавади и заботиться исключительно о своем собственном комфорте, так?» Прабхупад рассказывал сам, он сказал: «Что было делать, тогда я взял на себя эту ответственность». Харе Кришна. Харе Кришна. Гоурахари.

#26:18

Родительский долг

Когда сам Гурудев говорит о своей слабости, какими глазами ученики должны смотреть на него? Он сам говорит о своей слабости. Гуру абсолютен с точки зрения ученика, он думает: «Мой гуру совершенен, но тем не менее, когда сам гуру своими собственными устами говорит: «У меня есть изъяны, и я был исправлен», как эти слова должны восприниматься учениками?» Ученики в растерянности, тогда, конечно же, объяснение этому есть. Во-первых, асура-мохан, и затем детские игры Кришны, у Него столь много изъянов и недостатков, старшие стараются научить Его. Старшие Махапрабху в ватсалья-расе. Все эти вещи присутствуют. В «Чайтанья-бхагавате» во сне… Когда Джаганнатха Мишра наказывал мальчика Нимая за то, что Он пренебрегает учебой… Однажды ему приснился сон, в котором ему было сказано:

– Ты наказываешь мальчика, но ты не знаешь, кто Он. Он сиддха, всё знание заключено в Нем.

– Что говорить о сиддхи. Он может быть самим Нараяной, тем не менее это мой долг в качестве отца – наказывать Его, – ответил Джаганнатха Мишра.

Такова природа ватсалья-расы. Яшода не признает, она говорит: «Мой мальчик – Абсолют? Нет-нет, люди завидуют мне, у меня такое прекрасное дитя. Они говорят, что Он не принадлежит мне, что Он такой-то и такой, но мне не нравится слышать подобные речи. Люди хотят испортить моего ребенка». Это чистая ватсалья-раса, не признают.

#29:31

Вечная обитель Бхактивинода Тхакура

Джаятиртха Махарадж: Вечная обитель Бхактивинода Тхакура находится в Годруме?

Шридхар Махарадж: Да, Свананда-сукхада-кунджа. Бхактивинод Тхакур установил ее там, вначале Сурабхи-кунджу, затем Свананда-сукхада-кунджу. Так называется кунджа Лалиты Деви во Вриндаване, и наш Прабхупад установил Свананда-сукхада-кунджу на Радха-кунде. Свананда-сукхада-кунджа находится на северо-восточном углу Радха-кунды во Вриндаване, в стане Лалиты Деви. Бхактивинод Тхакур построил свой дом здесь и назвал это место Свананда-сукхада-кунджа. И Прабхупад впоследствии построил на Радха-кунде Свананда-сукхада-кунджу и назвал ее Враджа-свананда-сукхада-кунджа. У меня возникли сомнения, по идее Свананда-сукхада-кунджа во Вриндаване изначальна, а в Навадвипе, конечно же, она была установлена позже. Но Прабхупад установил во Вриндаване Враджа-Свананда-сукхада-кунджу и назвал ее так, желая показать, что эта Свананда-сукхада-кунджа изначальна, почему? Потому что его Гурудев проявил здесь эту кунджу.

#31:43

Относительность любви

Враджа и Навадвип суть две вечные реалии. Нельзя сказать, что одна реалия существует первой, а другая возникает вслед за ней, нет, вечно сосуществующие реалии. Что наступает первым: лето или зима? Циклическое развитие, движение. Сварупа Дамодар также сказал:

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам

«Они суть одно и то же, одно явление, но тем не менее разделяют себя на две части, и вновь они объединяются и приходят как Чайтанья». Что первое, что второе? Оба явления вечные, «вечные» означает «сосуществующие». Если спросить: зима наступает первой или лето, или осень? Что будет началом? Мы должны ответить: все они сосуществуют, развиваются одновременно. Нынешнее состояние из примитивного состояния, одновременно всё явление, вечное и одновременное. И то, и другое – лила, два явления – чувствовать вкус и делиться им с другими. Тот, кто переживает некий вкус, нам говорят, наша тенденция делиться подобным сладким вкусом с другими, эта тенденция также одновременно сопутствует нашему переживанию вкуса. Мы не можем переживать какой бы то ни было вкус любого явления или делать что бы то ни было, полностью пренебрегая нашим окружением. Мы всегда испытываем то или иное влияние со стороны окружающего мира. Сознание, параферналии неотделимы от нашего бытия, обстоятельства также, всегда присутствует взаимосвязь, они связаны с нашей концепцией себя. Мы не можем рассматривать наше положение в полном забвении об окружении, это невозможно. Суть такова, в нашем самоотождествлении окружающий мир всегда занимает определенное место, мы неотделимо связаны с окружающим миром. Мы не можем быть эгоистичны независимо от окружения. Мы любим нашу семью, нашу страну, землю, брахманду, таким образом, у меня есть гуру в ватсалья-расе, мадхурья-расе, сакхья-расе, все представлено, взаимосвязь. Относительность любви. Эйнштейн сказал: «Мы не можем отделить определенную реалию от ее окружения», некая реалия плюс что-то еще, некая вероятность, следует рассматривать таким образом. Относительность любви, или закон относительности. Наслаждение внутри и желание делиться этим наслаждением с окружающим миром – и то, и другое вечно. Одно невозможно рассматривать как первоначальное явление.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.01.28.B

«Вера безгранична»

1982.01.28.C

«Безграничное — основа, на которой пребывает Бог»

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»

1982.01.29.B

«Учи свой собственный урок»

1982-01-30

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

1982.01.30.B

«Шри Рагхунатх Дас Госвами»

1982.01.31.A

«Шикша-Гуру парампара»

1982.01.31.B

«Когда к простоте добавляется искренность»

1982.02.00.A.150.2

«Письмо от Мукунды Мала Вилас даса»

1982.02.00.B.150.2

«Выходец с земли веры»

1982.02.13.B

«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура»

1982.02.13.A

Киртаны с участием Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»

1982.02.15.B

«Ачинтья-бхед-абхед»

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»

1982.02.17.B

«Творение»

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Майапур»

1982.02.19.E

«Шараграхи-Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишнучитты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»

1982.02.20.B

«Мой ум стремится туда, где мы встретились впервые»

1982.02.20.C

«Только Садху Санга!»

1982.02.21.B

«Во Вриндаване я Радха»

1982.02.21.C82.02.22.A

«Бхаджан — прямое служение»

1982.02.22.B

«Последние дни я проведу на Курукшетре»

1982.02.22.C

«Жизнь самой жизни»

1982.02.23.A

«Атма-ниведана — жизнь в преданности»

1982.02.23.B

«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава»

1982.02.23.C

«Солдаты, воюющие ради прогресса»

1982.02.23.D82.02.24.A

«День Ухода Расикананды Прабху»

1982.02.24.C82.02.25A

«Вриндаван любит простоту»

1982.02.24.A

«Трансцендентная дипломатия»

1982.02.24.B

«Кришна никогда не остаётся один»