Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.02.19.A «Бхакти происходит из Бхакти»
Бхагаватам дает нам такой уровень знания, на котором знание бесполезно. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Бхакти происходит из Бхакти» 1982.02.19.A

Бхакти происходит из бхакти

#00:00

Памятование о Сознании Кришны

Шридхар Махарадж: Непрестанное памятование о Кришне, Его Божественных стопах, незабвение, памятование о Сознании Кришны, это памятование разрушит абхадру – нежелательное, то, что не есть благо. То, что низменно, нечисто в нас, это явление будет разрушено благодаря продолжению Сознания Кришны на любой стадии. На низшей стадии даже малейшая, отдаленная связь способна разрушить нежелательное, нашу связь с реалиями низшей природы и будет способствовать мангалам, росту благого начала в нас. Природа нашего бытия будет исправлена, существование нашей души будет очищено. Наше понимание, стремления – все будет очищено, и мы достигнем преданности, привязанности к сверхсубъективному царству. Наше знание, представление о Сознании Кришны улучшится.

#02:58

Бхакти происходит из бхакти

Здесь отсутствует одно слово из трех. Гьяна, вайрагья – это два взаимосвязанных термина, одно слово здесь отсутствует, я забыл его. Подлинное представление и апатия к этому бренному миру придут. Так или иначе мы должны сохранять наше Сознание Кришны. Совет, данный нам, таков: пытайся сохранять Сознание Кришны – это Лекарство (с большой буквы). Не существует иных лекарств, которые могли бы породить Сознание Кришны, исцелить нашу болезнь и открыть это сознание в нас. Сознание Кришны является причиной Сознания Кришны. Мы должны получить помощь от садху, которые обладают Сознанием Кришны. Подобно тому, как от одной свечи может быть зажжена другая свеча, сама свеча не может породить свет, но она может быть зажжена от другой свечи, нечто в этом роде. Мы должны пробудить наше похороненное Сознание Кришны, которое покрыто аньябхилашей, кармой и гьяной. Это Сознание Кришны должно быть пробуждено с помощью другого света, это Сознание Кришны поможет проснуться спящему Сознанию Кришны в нас, и наше сознание восстанет ото сна, метод таков – садху-санга.

В то же самое время говорится, что это явление беспричинно. Как привести в гармонию эти положения? Кришна-бхакти, веру в Кришну и преданность Ему мы можем получить от садху. И также говорится, что эта преданность беспричинна. Чакраварти Тхакур определяет так: ахайтуки апратихата, эта преданность не имеет причины, и она не может быть сдержана, остановлена.

аи ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄ йайа̄тма̄ супрасӣдати

Когда она проснется в нашем сердце, мы почувствуем, что сердце испытывает чудесное удовлетворение, отсутствует причина, и это явление не может быть остановлено. Какая бы то ни было оппозиция ему невозможна, она неэффективна здесь, такова природа этого явления, преданности. Затем, бхактйа санджатайа бхактйабхакти происходит из бхакти, поэтому она ахайтуки. Свеча есть, и другая свеча зажигается от первоначальной свечи, таким образом, преданность есть ахайтуки. Мы можем увидеть изначальный светильник, который вечен и самосущ, он распространяет себя. В этом смысле явление беспричинно. Причина существует вечно и распространяет себя. И также апратихата, этому явлению можно создать временную оппозицию или приостановить его, но оно не оставит тебя. На какое-то время оно может быть слегка подавлено, но не может быть исчерпано, поскольку обладает вечной природой. Оно связано с вечным аспектом вселенной, поэтому апратихата. Мы должны приблизиться к подобному существованию, должны установить связь с этим специфическим измерением жизни, представлением об этой природе. Это явление есть, мы лишь должны установить связь с ним.

#09:32

Приближение к Истине

ависмртих кршна-падаравиндайох
кшинотй абхадрани ча сам таноти
саттвасйа-шуддхим параматма-бхактим
гйанам ча вигйана-вирага-йуктам

Вигьян, это слово было упущено. Гьяна означает непосредственное восприятие вещей, а вигьян – систематическое знание. В «Бхагавад-гите» мы также находим это вигьяна.

йанам те хам са-вигйанам
идам вакшйамй ашешатах
йдж гйатва нехо бхуйо нйадж
гйатавйам авашишйате

Гьяна означает знание общего порядка, тогда как вигьян – это знание деталей, систематическое знание. Гйанам ча вигйана-вирага-йуктам. Мы достигнем знания системы, градации частей. И вираг, здесь смысл двояк. С одной стороны, позитивный, с другой стороны – негативный смысл. Негативный смысл таков: мы лишимся влечения к тому, что не является Богом, к бренному, отсутствие привязанностей к реалиям бренного мира. А позитивный смысл: ты обретешь вишишту, совершенную привязанность, такую рагу, которая основана на отвержении и принятии. Не условное представление о хорошем и плохом, смесь всего, но привязанность, в которой все расставлено на свои места. Гйанам ча вигйана-вирага-йуктам. Знание, которое поддерживает влечение и опыт, система. Влечение, насколько оно необходимо в каждой части этой системы. Привязанность, которая сопровождается способностью к различению. Привязанность к глазу и привязанность к ногтю не должны быть равными. Привязанность, в которой все сбалансировано в рамках определенной системы в большей или меньшей степени. Привязанность должна быть гармоничной, какая степень внимания необходима определенной части, соответственно этому. Голова более важна, ноги менее важны, таким образом уместная привязанность к системе, целому. Ты обретешь подобную привязанность. Вначале нечто туманное, некая масса влечения, затем влечение будет систематизировано. По мере того, как мы будем устанавливать связь с другой стороной, мы сумеем познать объект влечения систематическим образом.

ависмртих кршна-падаравиндайох
кшинотй абхадрани ча сам таноти

В целом речь идет о прогрессе. В ходе прогресса нежелательные части твоего понимания будут удалены, твое представление будет становиться все более ясным и отчетливым. Нежелательные элементы в твоей концепции постепенно уйдут, и на смену им придет совершенное представление. Вначале лишь приблизительное представление о сат-чит-ананда, но по мере развития твоего понимания оно будет становится все более чистым и ясным. Вначале масса света, затем образ, затем потенция, затем лила с потенцией. Таким образом, ты будешь все больше приближаться, и многие детали будут оказываться в поле твоего зрения, подробности. Полнота этого явления, чит-вилас, постепенно приблизится к тебе, и придет специфическое, дифференцированное восприятие этого явления, развитие. Речь идет о прогрессивной жизни в бхакти. Есть ли какие-то вопросы?

#16:00

Путь осознания Господа как личности

Преданный: Когда говорится:

бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйанте
ва̄судевах̣ сарвам ити
са маха̄тма̄ су-дурлабхах̣

Шридхар Махарадж: От концепции Брахмы различные этапы, вначале полнота сознания, затем начало индивидуальности прибавляется к сознанию. Сознание не может существовать без личности, оно личностно. Это следующий шаг. Сознание и личность не могут быть отделены друг от друга. То, что отлично от личности, есть лишь ее сияние, Брахман, и этот Брахман также состоит из многочисленных мельчайших личностей, акхарам. Кхара означает «подверженный изменениям, уязвимый». И неуязвимый, бессмертный, вечный. Существует субстанция двух видов: акхара и кхара, неподверженная изменениям и временная. То, что мы воспринимаем в настоящее время, – это кхара, подверженный изменениям аспект реальности; и акхара, неподверженный изменениям аспект реальности. Кришна говорит: «Мое существование трансцендентно к обеим этим субстанция, акхара и кхара, Меня зовут Пурушоттама». Пурушоттама означает Васудева. Когда гьяни, последователи школы имперсонализма, приходят к пониманию того, что первопричина сознания, объекта их поиска, есть личность, тогда они приходят к восприятию Васудевы, но подобного гьяни крайне редко можно встретить. Главным образом, гьяни неспособны переступить эту черту, они находят свой конец на определенной стадии.

йе ‘нйе ‘равинда̄кш̣а вимукта-ма̄нинас
твайй аста-бха̄ва̄д авиш́уддха-буддхайах̣
а̄рухйа кр̄ччхрен̣а парам̇ падам̇ татах̣
патантй адхо ‘на̄др̣та-йуш̣мад-ан̇гхрайах̣

В целом судьба гьяни такова: они поднимаются до высочайшего положения ценой тяжких усилий, а затем, когда они не способны осознать, что сознание подразумевает личность, если они не способны пересечь эту черту, то они вынуждены вернуться обратно. Те же, кто способен пересечь эту черту и понять, что сознание подразумевает великую личность, а я малая личность, на этой стадии для них начинается бхакти, подчиненность низшего начала высшему. Эти отношения возникают. Са махатма судурлабха. И подобную личность среди гьяни крайне редко можно встретить, которая способна принять позитивную связь с высшим аспектом жизни. Главным образом, они вынуждены вернуться обратно после суровых аскез, ценой которых они поднимаются на эту вершину. Но поскольку они не способны принять представление, согласно которому к высшему существу следует относиться с преданностью, они вынуждены вернуться обратно. Те же, кто понимает, что речь идет о Васудеве, личности, Пурушоттаме, те способны пересечь эту черту и войти в Вайкунтху.

#20:44

Расцвет сердца

И там, нам говорят, постепенно, по мере роста видения они способны обнаружить потенцию рядом с личностным Богом, и тогда они становятся преданными Лакшми-Нараяны и полностью входят в измерение Вайкунтха-севы. Но там преобладают трепет и благоговение, шастрические правила и примеры высших реализованных душ, призванные направлять и руководить. Там они не находят полноты вовлеченности для внутренней, глубинной природы, некая жажда соответствующих их природе взаимоотношений, которые могли бы удовлетворить их внутреннюю наклонность. Когда они чувствуют подобный внутренний позыв, они начинают поиск иной расы. Более чистый, дружеский круг, затем родительское служение и служение мадхурья-расы, служение возлюбленных, супружество. Это стремление побуждает его идти ввысь, и постепенно он устанавливает связь с таким явлением и там находит свое собственное сердце. Он видит, что его сердце расцветает в полной мере, и постепенно он достигает Голоки Вриндавана. Там он видит, что то нечто, что прежде было Брахмой, затем Параматмой, Васудевой, Лакшми-Нараяной, это явление постепенно приходит к нему как Сознание Кришны или Сознание Нараяны. За пределами Сознания Нараяны он устанавливает связь с Сознанием Бога как Кришны, он пробуждается в измерении, в котором он видит, что всесвязующий и всегармонизирующий принцип более не Нараяна, но Кришна. Он полностью пробужден, его сердце пробуждено и окружающий мир, объект его поиска в полной мере наделен всеми атрибутами. Речь идет о полноразвитом теизме, теистическая убежденность обретает полноту удовлетворения, подобно тому, как благодаря зрению мы способны воспринимать мир, и в соответствии с остротой нашего зрения мы видим малейшие детали в окружающем мире. Также с открытием внутреннего ока мы начинаем воспринимать определенный мир, атмосферу, который есть Вриндаван, земля любви, спонтанный труд. Движение спонтанно, и вокруг мы видим лишь измерение дружественное и близость, интимность, и отсутствует стремление к чему-то более высокому.

#25:04

Взаимное притяжение

Но присутствует вечная жажда все большей и большей близости с обитателями той земли. Отсутствует возможность дальнейшего, более высокого достижения в смысле изменения окружающего мира, поскольку эта реальность практически окончательная. Единственное, что остается, – вопрос о том, как развить более близкую связь с обитателями того мира, и эта потребность становится мотивом нашего движения в том мире. Поиск все большей и большей близости с окружающим миром, он вечен, но степень близости с ним, здесь имеет место движение, руководство. И именно об этом явлении можно мыслить как о нитья-лиле. Лила означает движение, определенная потребность, повторяющаяся, но вечно новая. Существует лишь вопрос времени. Каждый день по утрам я чувствую голод, и еда кажется мне вкусной не всегда, таким образом, благодаря движению времени. Все является вкусным, не постылым, так устраивает Йогамайа, и лила, вечная полнота удовлетворения всех внутренних частей нашего существа, полнота удовлетворения каждого атома, образующего наше духовное тело, таким образом все развивается. Прати ан̇га ла̄ге ка̄нде прати ан̇га мора. Каждая часть моего тела плачет, стремится к соответствующей части тела другой стороны, самбандха. Возможна такая стадия, когда каждый атом, образующий мое духовное тело, ум, чем бы оно ни было, будет стремиться к соединению с каждым соответствующим ему атомом окружающего мира. Таким дружественным образом столь многие обитатели того мира совершают свои движения на той земле, и все это устраивает Йогамайа. Харе Кришна. Харе Кришна. Прати ан̇га ла̄ге ка̄нде прати ан̇га мора. Высочайшая концепция, каждый атом в моем существе испытывает любовное стремление к окружающему миру, и это Кришна. Сознание Кришны окружило меня, «окружило» означает, что обняло меня, я погружен в мысли о Сознании Кришны, детальное, подробное знакомство.

#29:15

Изначальная раса

Я погружен в глубочайшее измерение Сознания Кришны, Он пленил каждый атом моего существа. Каждый атом чувствует, словно получает отдельное, независимое наслаждение, благодаря Его объятиям. И это возможно только в супружестве, каждый атом заключен в объятия, пленен, речь идет о самой интимной связи, ади-раса или мукхья-раса, так называется мадхурья-раса. Имя мадхурья-расы – ади-раса – это самая изначальная раса и источник всех иных рас, все они зависимы от этой ади-расы, а мукхья-раса означает, что все расы представлены в ней, совокупность всех рас, которая содержит самую их суть, так нам говорят.

#30:40

Шаги в преданности

И Махапрабху принес именно это явление, то, что никогда прежде не распространялось, не было возможным до прихода Махапрабху. В «Джайва-дхарме» мы находим, один Вайшнав спрашивает Гурудева:

– Преданность имеет вечную природу, но почему ты говоришь, что она пошла от Махапрабху?

– Я ходил во Вриндаван и задал этот вопрос вечному слуге Шри Чайтаньядева Санатане Госвами. Я спросил: «Каков смысл этого выражения, что это явление, которое никогда прежде не было дано?» Санатана Госвами ответил: «По своей природе бхакти вечно, в «Нарада-сутре», «Сандилья-сутре» эта истина утверждается. Но преданность того типа, которую мы видим в этом мире после прихода Махапрабху Шри Чайтаньядева, эта преданность в прошлом до Его прихода никогда не была открываема обычным людям, поэтому она зовется анарпита-чарим», – так ответил его Гурудев, Парамахамса Бабаджи.

И что это, анарпита-чарим чират? Это то самое вышеописанное явление: полное вручение себя Кришне в супружестве, когда каждый атом тела дживы приветствуется и заключается в объятья соответствующим атомом Сознания Кришны. «Это явление не было открыто публике в прошлом. Это мое убеждение, ты можешь принимать его или нет», – сказал Санатана Госвами этому Вайшнаву. «Это мое частное мнение, ты можешь принять его или нет». В целом преданность начинается здесь.

пра̄йен̣а мунайо ра̄джан
нивр̣тта̄ видхи-ш̣едхатах̣
наиргун̣йа-стха̄ раманте сма
гуна̄нукатхане харех̣

а̄тма̄ра̄ма̄ш́ ча мунайо
ниргрантха̄ апй урукраме
курвантй ахаитукӣм̇ бхактим
иттхам-бхӯта-гун̣о харих̣

Преданность начинается с этого.

париниш̣т̣хито ’пи наиргун̣йа,
уттама-ш́лока-лӣлайа̄
гр̣хӣта-чета̄ ра̄джарш̣е,
а̄кхйа̄нам̇ йад адхӣтава̄н

Начало бхакти – шанта-раса, чатухсан.

тасйа̄равинда-найанасйа пада̄равинда-
кин̃джалка-миш́ра-туласӣ-макаранда-ва̄йух̣
антар-гатах̣ сва-виварен̣а чака̄ра теш̣а̄м̇
сан̇кш̣обхам акш̣ара-джуш̣а̄м апи читта-танвох̣

Первоначальный доступ в школу преданности – это шанта-раса.

на татха̄ ме прийа-тама
а̄тма-йонир на ш́ан̇карах̣
на ча сан̇карш̣ан̣о на ш́рӣр
наива̄тма̄ ча йатха̄ бхава̄н

Развитие школы преданности было показано шаг за шагом. Такова градация.

бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате
ва̄судевах̣ сарвам ити
са маха̄тма̄ судурлабхах̣

Начало жизни в преданности, а затем шаг за шагом восхождение. В беседе Рамананды Рая с Махапрабху сказано:

варн̣а̄ш́рама̄ча̄ра-вата̄
пуруш̣ен̣а парах̣ пума̄н
виш̣н̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄
на̄нйат тат-тош̣а-ка̄ран̣ам

Это начало.

йат карош̣и йад аш́на̄си
йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа
тат куруш̣ва мад-арпан̣ам

Это второй шаг.

брахма-бхӯтах̣ прасанна̄тма̄
на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати
самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у
мад-бхактим̇ лабхате пара̄м

Далее.

сарва-дхарма̄н паритйаджйа
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа
ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо
мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣

а̄джн̃а̄йаивам̇ гун̣а̄н дош̣а̄н
майа̄диш̣т̣а̄н апи свака̄н
дхарма̄н сантйаджйа йах̣ сарва̄н
ма̄м̇ бхаджета са ту саттамах̣

Четвертый шаг:

брахма-бхӯтах̣ прасанна̄тма̄
на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати
самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у
мад-бхактим̇ лабхате пара̄м

Все это эхо ба̄хйа, поверхностно. Затем:

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м

Эхо хайа, а̄ге каха а̄ра. «Это оно, но двигайся дальше.»

тасйа тӣртха-падах̣ ким̇ ва̄, да̄са̄на̄м аваш́иш̣йате

Затем шестая, затем сакхья-раса, ватсалья-раса, мадхурья-раса. Таким образом систематически мы должны понять и усвоить что есть бхакти. Сначала мы должны иметь общее представление о позитивном мире, мире преданности. Есть мир эксплуатации, в котором мы живем в настоящее время, и есть мир прямо противоположной природы, систематическая и прогрессивная жизнь в преданности и отречение посредине. Мы должны знать три энергии Господа: эксплуатация, отречение и преданность.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»

1982.01.29.B

«Учи свой собственный урок»

1982-01-30

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

1982.01.30.B

«Шри Рагхунатх Дас Госвами»

1982.01.31.A

«Шикша-Гуру парампара»

1982.01.31.B

«Когда к простоте добавляется искренность»

1982.02.00.A.150.2

«Письмо от Мукунды Мала Вилас даса»

1982.02.00.B.150.2

«Выходец с земли веры»

1982.02.13.B

«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура»

1982.02.13.A

Киртаны с участием Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»

1982.02.15.B

«Ачинтья-бхед-абхед»

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»

1982.02.17.B

«Творение»

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Майапур»

1982.02.19.E

«Шараграхи-Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишнучитты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»

1982.02.20.B

«Мой ум стремится туда, где мы встретились впервые»

1982.02.20.C

«Только Садху Санга!»

1982.02.21.B

«Во Вриндаване я Радха»

1982.02.21.C82.02.22.A

«Бхаджан — прямое служение»

1982.02.22.B

«Последние дни я проведу на Курукшетре»

1982.02.22.C

«Жизнь самой жизни»

1982.02.23.A

«Атма-ниведана — жизнь в преданности»

1982.02.23.B

«Вапу и вани – поступки и наставления Вайшнава»

1982.02.23.C

«Солдаты, воюющие ради прогресса»

1982.02.23.D82.02.24.A

«День Ухода Расикананды Прабху»

1982.02.24.C82.02.25A

«Вриндаван любит простоту»

1982.02.24.A

«Трансцендентная дипломатия»

1982.02.24.B

«Кришна никогда не остаётся один»

1982.02.25.B

«Страх порождён недостатком Гармонии»

1982.02.25.C82.02.26.A

«Истина — это Бог»