«Экадаши» 1982.02.19.B
«Экадаши» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 19 февраля 1982 года
- Вишну всегда наслаждающийся (00:00)
- Сам себе отец (07:26)
- Выдумка для отделения больных от здоровых (09:50)
- Экадаши, двадаши, пурнима и амавасья (13:39)
- Духовность в Кали-югу (25:40)
- Индира Ганди и Свами Махарадж (34:14)
- Адвайта Ачарья как Садашива и Махавишну (36:44)
Экадаши
#00:00
Вишну всегда наслаждающийся
Преданный: Когда Вишну принял образ Мохини-аватара, Шива следовал за ним. В «Шримад Бхагаватам» говорится, что в Южной Индии поклоняются сыну, рожденному от Шивы и Вишну, Харихара-путра. Это достоверно?
Шридхар Махарадж: Кто задает этот вопрос?
Преданный: Буддхи Йога.
Шридхар Махарадж: Когда он приехал?
Преданный: Только что, сегодня.
Шридхар Махарадж: А каков твой вопрос?
Преданный: Когда Вишну принял образ Мохини-аватара, Шива следовал за ним. В южной Индии поклоняются сыну Шивы и Вишну, Харихара-путре. Я хотел бы знать, это аутентичное поклонение Харихара-путре, сыну Мохини и Шивы?
Шридхар Махарадж: Я жил в южной Индии, но впервые слышу подобное. Существует класс пашанди, радикальных последователей Шивы, возможно, они делают подобное оскорбительное утверждение. Подобный эпизод никогда не имел места, если мы находим подобное описание в «Линга-пуране» и других тамасика-пуранах, то эти описания также следует рассматривать как истории, созданные в новейшую эпоху некими обманщиками. Поэтому Рамануджа сказал: «Лучше быть съеденным тигром, чем войти в храм Шивы в поисках прибежища». Не ищи прибежища в храме Шивы, если тебя преследует тигр. Настолько далеко зашел Рамануджа.
В «Бхагаватам» говорится, что Шива был настолько возбужден, увидев Мохини-мурти… Она не была материальной, Шива не присутствовал в тот момент, когда Вишну в образе Мохини-мурти раздавал нектар богам и демонам. Шива услышал об этом впоследствии. Он был настолько очарован описаниями красоты Мохини-мурти, что пришел в это место позже, когда весь нектар закончился. Он отправился к Нараяне и взмолился: «Я хочу увидеть этот прекрасный образ Мохини-мурти». Она явилась. Жена Шивы стояла рядом с ним. Когда рядом стоит жена, это означает, что мужчина должен сдерживать себя, но он полностью забылся. Несмотря на присутствие жены, он хотел схватить Мохини-мурти, но то был фантом. Она ускользнула и исчезла. Но Шива был настолько возбужден, что пролил семя, и везде, куда оно упало, возникло суварна, золото, так говорится в «Бхагаватам». Отсутствует какая-либо возможность соединения Мохини и Шивы. Вишну всегда Пуруша, наслаждающийся, Он не является объектом наслаждения, по своей сути Он всегда субстанционален, всегда наслаждающийся, а не объект наслаждения. Таковым объектом является пракрити. Мы никогда не слышали о том, чтобы Вишну принимал образ женщины. Он наслаждающийся, а не объект наслаждения, господствующая половина, не подчиненная. А где ты увидел подобное?
Преданный: В Керале.
Шридхар Махарадж: А где в Керале?
Преданный: По всей Керале стоят храмы.
Шридхар Махарадж: Древние или построенные в новейшую эпоху?
Преданный: Они говорят, древние.
Шридхар Махарадж: А твой опыт каков?
Преданный: Он говорит: «Аяппа».
Шридхар Махарадж: Аяппа – это название провинции?
Преданный: Нет, имя Божества. Должно быть, вы слышали имя этого Божества, когда жили в южной Индии.
Шридхар Махарадж: А где находится этот храм?
Преданный: Во многих местах в Керале, многие люди поклоняются Аяппе.
Шридхар Махарадж: Аяппа означает «сын Вишну и Шивы»?
Преданный: Да, я тоже видел это Божество.
Сагара Махарадж: Ложное поклонение.
#07:26
Сам себе отец
Шридхар Махарадж: А основное поклонение где? Я не слышал об этом. Я только слышал, что они считают Вишну родственником Шивы, братом его жены, поскольку во Вриндаване Яшода Деви родила ашта-бхуджа-мурти, богиню, которую Васудева забрал из Вриндавана, сестра Кришны. Он родился, и ашта-бхуджа-мурти родилась. Васудев отнес Кришну Яшоде и взял у нее дочь. Они говорят, что ашта-бхуджа-мурти, Катьяяни, является сестрой Кришны. И поскольку ашта-бхуджа-мурти является женой Шивы, то Вишну – это брат супруги Шивы, так они представляют Вишну. Крайне радикальные поклонники Шивы, которые рассматривают его как высочайшее Божество. Четыре категории поклонников Шивы мы видим на юге Индии, пашупат, я забыл название, четыре секты. Но я никогда не слышал, что подобный ребенок родился, однако я встречал имя Ниджа Лингапа. Апа означает «отец», тот, кто является отцом самому себе, Ниджа Лингапа, но сваямбху, Он породил сам себя, это сваямбху. Как Гегель говорил: «Реальность сама по себе», Ниджа Лингапа.
#09:50
Выдумка для отделения больных от здоровых
Махапрабху говорит, обращаясь к Санатане Госвами: Махиш̣ӣ-харан̣а, кеш́а̄вата̄ра, вируддха вйа̄кхйа̄на. «Кешаватар и разные другие явления – все это воображаемое явление, преследующие некую цель». И какова она? Это технический термин, асура-мохан, подобно тому, как Шанкаре было поручено прийти в этот мир и постараться отвести в сторону внимание масс, которые настроены против Меня, с целью сегрегации. В госпитале тяжелобольных пациентов отделяют от других больных, которые могут быть вылечены. Подобная стратегия была принята. Серьезные оскорбители должны быть помещены в изоляцию. Все они оскорбители, но безнадежно больные должны быть отделены, наиболее серьезные оскорбители, чтобы спасти людей, у которых есть надежда на выздоровление. В большей степени атеисты должны быть отделены от тех, кто испытывает сомнения, поэтому им была дана подобная идея: «Я Бог», такое указание было дано Шанкарачарье. Как называется это Божество?
Преданный: Аяппа.
Шридхар Махарадж: Аппа означает «отец», ая означает арья. Арья — махашайа, аппа – отец. Питта-махашайа, но и то, и другое может означать «отец», и арья, и аппа. Питри – отец. Арья, аппа – Аяппа. Аяппа – отец отца.
Преданный: Он говорит: «Ая означает старший брат».
Шридхар Махарадж: Бхоро-бхаи, старший брат, будет на санскрите анна. Гоур Харибол. Гоур Харибол. Любопытная выдумка.
#13:39
Экадаши, двадаши, пурнима и амавасья
Преданный: Махарадж, я хотел услышать о смысле экадаши. Сегодня экадаши, каково его значение?
Шридхар Махарадж: Апракрита – это означает нечто подобное пракрите, пребывающее за пределами бренного мира, похожее на реалии бренного мира, но наделенное иной природой, апракрита, сверхъестественное. Похожее на явления бренного мира, поэтому используется этот термин, апракрита. Нас предостерегают, говоря: «Нечто похожее на бренный мир, но не он», сверхъестественное, подобное бренному миру, похожее на бренные реалии. Благодаря влиянию Луны в этом мире водная субстанция в теле возрастает и повсюду. В океане также происходит прилив и отлив, полнолуние и новолуние, в обоих этих случаях объем жидкости увеличивается, и потому дух наслаждения также усиливается. Я слышал это объяснение из уст моего Гуру Махараджа на Курукшетре в 1927-м или 28-м году, научное основание, движение Луны, Земли, Солнца. Жар уменьшается, и объем жидкости в нашем теле увеличивается, поэтому усиливается тенденция эксплуатировать, наслаждаться. Поэтому пост необходим, чтобы создать противовес этому внешнему явлению природы. Пост может спасти нас от определенной реакции, поэтому он был рекомендован. Если человек не способен поститься полностью, тогда он может принимать определенные растительные продукты, которые в меньшей степени вызывают возбуждение, поэтому анукалпа, но главным образом пост. Почему? Чтобы обуздать чувства, поскольку чувства в этот период благодаря естественному потоку становятся более интенсивными, возникает возбуждение, и человек хочет наслаждаться. Чтобы сдержать это ненужное возбуждение своего существа, был рекомендован пост, это с одной стороны.
С другой стороны, если эта линия мысли достигает центра, то можно сказать, что в такие периоды сам Кришна чувствует большую потребность в наслаждении. Когда это происходит, преданный получает большую возможность служения – очень ценный для него период, поскольку Кришна хочет наслаждаться. В это время преданный должен быть готов обеспечить Кришну всем, что необходимо для Его наслаждения. Преданный настолько занят этим, что у него нет времени на то, чтобы есть самому. Всегда оставаться рядом с Кришной и чего бы Он ни захотел, давать Ему желаемое. Преданные настолько заняты этим служением, что у них не остается времени на пищу, в эти периоды они особо заняты служением Кришне, и в такие периоды их служение приносит большую награду. Награда состоит в увеличении любви и привязанности к Кришне – это один момент. Другой момент – посредством поста мы можем высушить тело, и наш дух наслаждения будет ослаблен. Таково объяснение общего характера. Затем существует также множество других моментов. Все сознательно, все является личностью, поэтому экадаши также обладает личностными характеристиками, это личность, и она полностью преданна служению Кришне. Она не знает о пище, не покладая рук она служит Кришне и также помогает другим быть полностью занятыми в служении Кришне. Я ясно выражаюсь?
Преданный: Да, тогда почему мы все-таки едим, но только определенные виды пищи?
Шридхар Махарадж: Потому что эти виды пищи считаются менее вредными, в смысле менее возбуждающими. Также в «Хари-бхакти-виласе» говорится: определенные растения находят прибежище в тех местах, которые мы отвергаем. Пап означает «грех», не растение, но грех. Этот грех принимает прибежище в определенных деревьях и растениях, поэтому мы стремимся избегать этих растений.
Преданный: Махарадж, а не могли бы вы также рассказать о смысле двадаши?
Шридхар Махарадж: Да, экадаши, двадаши, пурнима и амавасья, иными словами, нам говорят, экадаши, двадаши – очень любимые титхи Вишну. Говорится, что эти титхи очень любимы Хари, и если в них, амавасью и пурниму мы служим Хари, то Он будет удовлетворен даже малым служением, поэтому экадаши, двадаши очень любимы Хари. Только в ашта—махадвадаши мы не соблюдаем экадаши, но соблюдаем двадаши, в противном случае соблюдение двадаши второстепенно, необязательно. Двадаши также почитаются как периоды, любимые Хари, но тем не менее экадаши отдается предпочтение в плане поста. И только в тех случаях, когда происходит определенное сочетание, накшатра, титхи и т. д., двадаши отдается предпочтение, ашта-махадвадаши. Это время, когда наше малое служение принесет нам максимальный результат, ключевой фактор таков. Если в периоды двадаши, экадаши мы служим, то, даже если служение незначительное, мы получаем большее вознаграждение, оно подразумевает прити, настроение служения, горячее стремление, все это возрастет. Но научное обоснование: в это время Хари хочет потреблять больше служения, поэтому удача слуги состоит в том, что Хари требует большего служения. Отсюда важность значения для слуг, в эти периоды даже меньшее служение Хари приносит большие плоды, таков ключ к пониманию. Харе Кришна. Гоур Харибол. Пурнима, амавасья и раса, стремление наслаждаться достигает зенита, поэтому необходимо с самого начала до наступления непосредственно полнолуния или новолуния необходимо сдержать эту тенденцию.
#25:40
Духовность в Кали-югу
Преданный: Это микрофон?
Преданный: Беспроводной микрофон.
Шридхар Махарадж: Его можно поместить в любое место. Мне рассказывали, что одну вазу американцы подарили Хрущеву или, наоборот, Хрущев подарил американскому президенту. «Я дарю вам вазу», а там был встроен такой маленький микрофон, и все разговоры записывались, нечто в этом роде. И, во-вторых, еще один эпизод мне рассказывали: один полубезумный садху жил в Янгоне под деревом. Он просил подаяние и занимался медитацией и т. д., но у него нашли нечто вроде микрофона, передатчика, и выяснилось, что он был японским шпионом под видом садху. Возможно, устройство находилось в часах, оно передавало…
Преданный: Они говорят, что мы, западные Вайшнавы, агенты ЦРУ.
Шридхар Махарадж: Да, такова их ментальность, они все помешаны на политике. Мне рассказывали, был один лидер, в прошлом он сочувствовал коммунистам, профессор. Когда он приехал сюда, он давал лекцию и рассказывал: «Я встречался с Бхаванандой Махараджем». Свами Махараджа не было здесь в ту пору. Бхавананда Махарадж сказал ему: «Вы, индийцы, не хотите поверить в Бога, это очень удивительно. Заведомо вы утверждаете, что Бога нет, вы поверьте в Него, обретите веру, и тогда вы убедитесь. Вы заведомо говорите, что Бога нет, но обретите веру, и тогда вы убедитесь. Существует процесс, рекомендованный нами, последуйте ему, и тогда вы будете говорить, есть он или его нет». Этот профессор заметил: «Я не потерпел поражения от его аргументов, но я по достоинству оценил его простоту, искренность, и они привлекли меня». Другой джентльмен рассказывал мне, что также профессор заметил Бхавананде Махараджу:
– Вы все агенты ЦРУ.
– Как это мыслимо? Вы, индийцы, не способны поверить в то, что человек в состоянии безраздельно посвятить всю свою жизнь религии? – ответил Бхавананда Махарадж.
Поэтому недаром наш Гуру Махарадж стремился прежде всего покорить Запад. Индийцы, азиаты в большей или меньшей степени стали рабами блеска и лоска западной цивилизации, все они рабы этой культуры, научной западной цивилизации. К представителям этой цивилизации следует обращаться в первую очередь, а не к индийцам, которые очарованы блеском западной цивилизации, Америки и Европы. Бесполезно обращаться к ним, коренным жителям, но мы постараемся обратить европейцев в первую очередь. Все эти люди в большей или меньшей степени помешаны на политике, они неспособны видеть ничего за ее рамками, телесная концепция жизни.
Хотя эта земля известна своей духовной культурой, но в Кали-югу все обстоит прямо противоположным образом. Поэтому Махапрабху пришел и принес высочайшую концепцию духовности. Он должен был прийти и возродить эту концепцию, чтобы спасти ситуацию. Капли теизма в его высочайшей форме может быть достаточно, чтобы убедить этих людей. Иные способы неэффективны, лишь лекарство высочайшего типа может помочь здесь. В другие эпохи люди, у которых было истинное понимание, стремились родиться в Кали-югу, которая на поверхности столь неблагоприятна для духовной жизни. Но тем не менее шараграхи, в другие юги были люди, которые на первый взгляд были более духовны, но даже эти люди стремились родиться в Кали-югу, поскольку только в эту югу существует высочайшая степень теизма.
калим̇ сабха̄джайантй а̄рйа̄
гун̣а джн̃а̄х̣ са̄ра-бха̄гинах̣
йатра сан̇кӣртаненаива
сарва-сва̄ртхо ’бхилабхйате
Только благодаря незначительному участию в этой высочайшей форме теизма можно обрести величайшее благо. Поскольку окружающий мир неблагоприятен, внимание Хранителя к нам усиливается, Его благая воля в отношении нас, Его доброжелательность. Он более внимателен, поскольку реалии окружающего мира настолько дурны, что Он проявляет более внимательную заботу, Его бдительный взор обращен на нас.
А все эти люди твердят: «Политика, политика». Несколько раз ко мне обращались представители контрразведки, и я говорил: «Нет, о чем вы говорите?» Рассказывают, что Свами Махараджу также задавали подобный вопрос представители правительственных структур. Они говорили:
– Мы слышали, что в вашей среде множество агентов ЦРУ.
– Может быть, но это ваше дело – искать агентов ЦРУ. Столь многие люди приезжают сюда в рамках этого движения. Я утверждаю прямо, что имею дело с реальностью, а не с политикой или социумом. Такие огромные толпы приезжают сюда в рамках этого движения, может быть, среди них есть агенты ЦРУ, но это ваше дело – находить их и наказывать, не мое, – ответил Свами Махарадж.
#34:14
Индира Ганди и Свами Махарадж
Индира Ганди очень любила Свами Махараджа. Когда она была маленькой девочкой, она приходила со своим отцом в магазин Свами Махараджа в Аллахабаде, чтобы покупать лекарства. Поскольку первое национальное производство лекарств находилось в Бенгалии, «Бенгали Кемикалс», Свами Махарадж был представителем этой национальной компании по производству лекарств, представлял ее в Аллахабаде. А поскольку Индира и Джавахарлал были националистами, им нравилась идея национального фармацевтического производства, поэтому они были клиентами Свами Махараджа. Индира также приходила к нему со своим отцом, чтобы покупать лекарства, в то время ей было лет 9-10. Когда я встретил Свами Махараджа, в 1930-м году Индире было 12 лет, она приходила к нему со своим отцом чтобы покупать лекарства, 8-9 лет. Единственный представитель национального фармацевтического производства в Бенгалии, в то время не было такого производства лекарств в Гуджарате, Махараштре и Бомбее, только в Бенгалии. Свами Махарадж называл ее Инду – семейное, домашнее имя. Я слышал, скорее всего, от самого Свами Махараджа, она говорила: «Вам не нужно лично приходить ко мне, достаточно посылать ко мне секретаря, и все вопросы будут решены».
#36:44
Адвайта Ачарья как Садашива и Махавишну
Преданный: Как возможно, что Адвайта Ачарья одновременно является Садашивой и Махавишну?
Шридхар Махарадж: Садашива и Махавишну занимают схожие позиции. Джива-татва как целое представлена в Шиве, совокупность джив представлена символическим образом, и это личность Шивы. Он имеет две характеристики, способность к адаптации к обеим из сторон…
Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.